Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

О скорбях, болезнях и их терпении

 

 

Из книги "Архимандрит Серафим. Мы всегда под крылом Божиим", изданной в серии «Подвижники благочестия XX века», выпущенной Сретенским монастырем в 2010 г. Книгу можно приобрести в магазине московского Сретенского монастыря.

***

29709.p.jpg

Временное наслаждение есть наживка на крючке греха, от сатаны закинутая.

Временное же страдание есть горькое, но полезное лекарство, если претерпим — то оно нам во Спасение; ведь мы достойны по грехам худшего. Бог посылает страдание во Спасение нам, принимай его со смирением и радостию. «Милость Свою Господь мне послал», — говорил отец Иоанн Кронштадтский о своей болезни.

Мучение и даже смерть не суть зло. Грех, неведение Бога, нерадение — вот зло, гибель души.

Клевету, наказание (когда и бываю невиновен), ос­корбление, гонение, обиду, болезнь, нищету, голод, холод, заточение, труд каторжный — все терпи с благодарностью. Все обязуюсь терпеть Бога ради, оставления грехов и будущаго блаженства с радостию, благодарением.

И искушению радоваться следует — и побеждать его, терпением и молитвою к Богу о помощи, благодарить Гос­пода за это искушение, видеть здесь Промысл Божий.

Свои скорби, болезнь следует скрывать — будь весел пред людьми; думай: какое им дело до моих скорбей.

Кто потерпит досаждения, без труда спасется. Великомученице Варваре Спаситель в ее страданиях дал обетование: «Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем».

Христос — Царь наш — страдалец; Он — Царь мучеников, нищих, гонимых. И Царица — Богородица — страдалица.

Потерпи — Господь терпел невинно мене ради, и что, неужели зря? Вот и ты терпи.

«В терпении обретай мужество», — говорит святой Ефрем Сирин.

Терпеть не будешь — бесу жертвою будешь.

Терпеть надо все без исключения, принимая то, как от руки Божией. Терпи мужественно все, преодолевай себя. Бога ради неси недуги и крест.

Крест свой тяжел, но, преобразясь в Крест Христов — делается легок. Сам Господь говорит об этом: иго… Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф 11, 30). Достигнешь сего, если, даже и каясь, будешь благодарить Христа; от благодарения и славословия — приходит радость. Не ропщи на тяжесть твоего креста, но многократно повторяй: слава Богу!

Уповай на помощь Божию. Ведь упование… не посрамит (Рим 5, 5).

Болеешь — жди с упованием утешения от Бога; ко­гда же радуешься — жди от Бога смиряющей скорби. И так будет.

Если ты в нездоровье унываешь — то как бы «утешаешься» раздражением. Сие не полезно.

Молись: «Господи, имиже веси судьбами спаси нас, грешных. Помоги нам, грешным, благодушно терпеть посылаемые Тобою скорби».

Если против желания терпишь болезнь, холод, досаду, укор, насмешки — вспомни Царя, без воли и ведения Коего ничто не совершается. Раз Он допустил сие — это и есть самое нужное — лучшее тебе. Ты ведь часто молишься: «Да будет воля Твоя». Вот и отвергай свою волю, подчиняя ее воле Божией.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Егоже бо любит Господь, наказует». Преподобный Симеон Новый Богослов

 

Человеколюбивый Бог благоволил быть такому порядку, чтобы человека, отпадшего от благодати Его, окружали многие страхи, разные неприятности, скорби и беды. Оставил Он его быть обременяему всем этим, со всех сторон безпокоиму и бориму даже от себя самого. Причина, почему Он так устроил, предивна, исполнь любви и благости. Как какой-нибудь богатый-пребогатый человек, имея сына возлюбленного, по великой своей к нему любви, не хочет, чтоб он искал где-либо на стороне или от другого кого получал потребное себе, пищу, питие, одежду, обувь или другое какое утешение и упокоение, но желает, чтоб все это он получал от него одного, отца своего, дабы чрез это всегда находился подле него и упокоевался на коленях его; и если случится как-нибудь, что этот сын убежит от него и у другого кого пожелает получать потребное себе, то отец так все устрояет, чтобы сын или совсем нигде ничего не находил, или находил с большим трудом и потом; мало того, он еще всем, находящимся под его властию, повещает, чтоб, коль скоро увидят сына его шатающимся там и сям вдали от него, гнали его и всякие причиняли ему неприятности, дабы он и нехотя, поневоле воротился к нему, много любящему его отцу, не находя себе нигде покоя; таким же образом и Бог поступил с отпадшим человеком, устроив, чтоб он не находил себе покоя в настоящей жизни в вещах мира сего, и чрез то вынуждаем был .опять возвращаться ко всеблагому Богу, Господу и Владыке всяческих, Отцу, Промыслителю, Упокоителю, Искупителю и Спасителю, и всегда находиться при Нем, дабы таким образом и человек находил успокоение, и Бог, Отец его, имея при Себе его, сына, радовался о нем.

 

Прежде преступления человек находился в полном счастии, всякое имел утешение и жил во всегдашней радости в раю, без скорби и печали, даже не зная, что такое есть печаль. Но забывшись по причине этого самого великого счастия, пришел он к похотению того, что было выше меры его и выше силы его, восхотел быть богом, по внушению диавола. За это, тотчас, как только и делом покусился на то, что получить было для него невозможно, потерял то великое счастие и упокоение, какое имел, стал беден и пришел в столь же великую нищету, сколь великое имел прежде богатство, восприяв таким образом наказание за возгордение, коим подвигшись, дерзнул он покуситься на то великое и отважное покушение – как будто пресытился он тем счастием, какое даровал ему Бог, и, брезгуя им, восхотел высшего.

 

Сделавшись так бедным, стал он, по причине нужд и недостатков, поднимать всякие труды и хлопоты, но, не находя при всем том потребного столько, как бы ему хотелось, то подавляем был скорбию, печалию и унынием, то на большие напрягался усилия, чтоб достигнуть довольства и обилия, сбросив томившую его тяготу скудости. По этой же причине иной делался вором, явным или тайным, иной разбойником, насильно отнимающим чужое, иной лихоимцем, неправедным обманщиком; отсюда же зависть, предательство, клевета, враждование, споры, суды, наветы, ложь, клятвопреступничество, убийство. И Самого Бога забыли, Который на настоящую жизнь в виде временного наказания определил бедность, заслуженную роду человеческому преступлением Адамовым. Действуя так, они, можно сказать, идут против Бога, когда во что бы то ни стало усиливаются сделаться богатыми и всем обилующими, несмотря на Божие присуждение нам скудости на настоящую жизнь. Сделавшись богатыми, являются они гордыми и тщеславными. Далее же что последует? Вот что: Бог гордым противится, и последняя их зрят туда же, куда попал отступник от Бога – диавол.

 

Итак, знать надлежит относительно скудости во всем, что Бог праведно наложил ее на нас как временное наказание, и потому претерпевать ее с благодарением, да привлечем на себя благоутробие, милость и попечение Божие. Егоже бо любит Господь, наказует, да смирится наказательною скудостию и далек будет от гордости, биет же всякаго сына, его же приемлет (Евр.12:6), болезнями и скорбями, чтоб к себе его притянуть и иметь всегда с собою, и за труды и подвиги, с благодарностию переносимые, увенчать его венцом терпения и сделать сыном приятным. Преступление Адамово последовало не от другого чего, как от того, что он имел все блага в изобилии без труда. Почему Бог за преступление определил нам в поте лица своего снедать хлеб свой, пока умрем. Если же для настоящей жизни на всех людей наложена скудость как естественное временное наказание, то всеми неправдами усиливающийся убежать из-под него попадет под вечное наказание. Потому что избежать скудости в настоящей жизни едва ли возможно без хищений, неправды и лихоимства; к тому же счастие и богатство естественно порождают гордость, источник всякого греха, а гордого, стремглав низвергши долу, берет в свою власть срамота, то есть начинают господствовать над ними плотские страсти, – порождения его неразумия и растления в нем здравого смысла.

 

Посему христианин, который всячески хлопочет и усиливается избыть от скудости, очевидно не хочет быть христианином истинным, потому что истинному христианину нельзя быть без лишений и нужд. Сын Божий и Бог, соделавшийся человеком для восстановления естества человеческого, не благоволил тотчас отменить первое наказательное определение, то есть нужду во всем и смерть, наложенные на Адама и род наш за преступление заповеди, ибо и то, чтобы нам в поте лица снедать хлеб свой, и то: земля еси и в землю пойдеши, пребывают и навсегда пребудут в роде нашем, до скончания века. Но что сделал и делает Господь наш Иисус Христос? – То, что верующих в Его вочеловеченное домостроительство делает причастниками Своей силы, яко Бог сил, и Своей премудрости, яко Бог премудрости, и чрез то, не отменяя делом первого определения, отменяет тем, что отъемлет силу его, воодушевляя верующих благодушно переносить всякого рода лишения и скорби, Сам первый подъяв их до безславной смерти на кресте и сделавшись для нас в этом образцом и примером. Вследствие сего видим, что и Апостолы, и все истинные христиане, приемля от благодати Христовой силу, с радостию переносят всякие скорби и искушения и приносят Богу достойные плоды с великим терпением. Почему ни мученики не просили Христа избавить их от терзаний и мучений, ни подвижники не искали освобождения от трудов и потов подвижничества, но те и другие умоляли лишь даровать им терпение, и с этим терпением подвизались подвигом мученичества и подвижничества, чтоб в будущей жизни восприять награду за труд свой.

 

Итак, для всякого благочестивого неизбежны скорбь, теснота и лишения, и это не к ущербу, а к усилению и возвышению его благочестия. Пока не испытает кто искушений, не может понять и познать сокрытой в них сладости и силы для жизни по Богу. Когда же испытает их и познает сие, то не может не благодарить испытующего его Господа. И когда освободится От них, не за то одно благодарит Избавителя, что освободил, но и за то, что даровал испытать чрез них. Неиспытавший искушений бывает неискусен в жизни и к богоугождению не так рачителен. А испытавший их и освободившийся от них горит духом к Богу и всеусердно благодарит Его. Конечно, бывают усердные к Богу и благодарные и из тех, кои не испытывают искушений, но не с таким жаром, как те, кои испытывают их и избавляются от них. Посему крайне потребно и спасительно христианину подпадать искушениям, скорбям, теснотам и лишениям, да познает на себе многопомощную силу Божию и Бога да благодарит от всей души, от всего помышления и всею силою. Кто живет покойно и не имеет искушений, тот подвержен двум невыгодам: первая, что не так усердствует к Богу и не от всей души благодарит Его, а вторая, что ум его неизбежно вдается в суетные попечения и заботы. Может быть, и Адам не так бы легко прельстился, не послушал бы злого совета диаволова и не восхотел бы быть богом, если бы поусерднее благодарил Бога, когда был окружен величайшим оным упокоением и неизреченною радостию. Так-то сколько потребно для нас дышать воздухом, столько потребно благодарить Бога, в самых искушениях, скорбях и лишениях, каким подвергаемся, идя путем богоугождения. Будем же, братия мои, и мы благодарить Бога о всем и безропотно претерпевать всякое искушение и скорбь, во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава во веки. Аминь.

 

Преподобный Симеон Новый Богослов «Слова»

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Обиды, скорби, несправедливо претерпеваемые нами Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды. Хоть и поскорбишь, но зато поумнеешь. А скорби- то всякие пройдут, а разум нет. Значит, унывать не будем, если ты будешь от несения скорбей дороже. А что дороже скорбями битый, всякий мужик знает. Ибо за битого двух небитых дают. ! ....... Старец сказал как-то одному мирскому человеку : .---- Ближ айшие 5 лет у тебя будут скорби и болезни, очень тяжёлая жизнь. ---- А потом? - спросил тот, трепеща. --- А потом ты привыкнешь. (Древний патерик)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Скорби это болезненные, тягостные ощущения души, передаваемые от тела, при её излечении. Когда стоматолог лечит нам повреждённый зуб, то нам больно и очень дискомфортно, но мы хорошо осознаём, что с этой болью нужно смирится и потерпеть её. Мы сами, добровольно идём к этой боли для излечения тела. Знаем, что пострадаем во благо, терпя эту боль, имеем осознанную и полную надежду на исцеление. Что ж поделать, сам же виноват - сладкое кушал и зубы не чистил. И нет ни каких возмущений и вопросов - "Как же так? За, что? Почему?" А когда Бог врачует нашу душу и душа претерпевает скорбную боль при таком врачевании, то мы не принимаем этого и начинаем роптать и сетовать, ещё более приумножая скорбь. Нам нужно осознать, что скорби это, как и всё, от Бога нам даётся, а Бог Всеблаг. Такое осознание породит в нас смирение и терпение. Как можно помочь зубному врачу менее болезненно и более основательно поправить наше здоровье? Все прекрасно знают - слушаться его указаний, потерпеть и не мешать, не дёргаться, не стенать. Вот так же нужно вести себя по отношению к Божьему промыслу о вменении нам скорбей во исцеление и спасение нашей души - осознать, смирится, потерпеть и слушаться Бога через Слово Христа. Не будем терпеть боль при врачевании зуба,начнём негодовать, сопротивляться, мешать врачу, прервём лечение и в итоге станет нам намного хуже, чем было до излечения. Так же и скорби если не будем принимать смиренно как необходимость, а будем сопротивляться, негодовать, возмущаться, протестовать, то сделаем для души ещё хуже - от несмирения породим в ней совершенное глубокое уныние или буйное гневное негодование, а исход плачевен. Правильно говорят - "Все болезни от нервов" потому, что не терпящим скорби и не смиряющимся Бог, для исправления не смирения и не терпения скорбей, посылает страдания плоти. Самоубийство и помрачение ума - исход не смирения и не терпения скорбей. Душа больна грехами и Бог её врачует скорбями, а она не понимает и не принимает этого, сопротивляется, так какой тогда смысл в дальнейшем её телесном воплощении?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, кому-то вот промысел Божий попускает быть абортированным. Получается, тоже во благо души абортированного младенца? Зачем тогда аборты запрещать? Исключительно, чтобы родители не грешили? Зачем тогда было попускать зачатие детей, которых абортируют?

 

Кто-то ведь стал святым, претерпев насильственную смерть. При этом есть заповедь "не убий".

 

Я это к тому, Андрей, что "есть много тайн на этом свете, что и не снились нашим мудрецам"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ага.... Только вот аборты, как и первородный грех Адама, как и другие грехи людей можно ли назвать промыслом Божьим? Это ли не добровольный выбор зла человеком по своему естеству Божьего подобия? За это как раз и попускаются страдания и скорби. Святой претерпел насильственную смерть, а не сотворил её, потому и стал святым. Сотворивший смерть, а аборты это то же убийство, не именем Бога творит. Существование и деяние дьявола и бесов это попущение Божье, а промысел Его в этом таков, что бы человек, прошедший через земной мир зла, очистился от первородного греха, поборол искушения врагов и достоин стал Царствия Небесного.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, а Вы-то нас всегда убеждаете, что все в жизни происходит по промыслу Божьему... Потому и восставать против происходящего не стоит. Это когда речь шла о попытках оттянуть приближающийся конец света путем затормаживания некоторых процессов, происходящих в обществе. Надо радостно ждать Второго пришествия. А что тогда за ребенка переживать, ведь он, пожалуй, к Богу отправился, а так неизвестно, чем бы еще кончил.

 

Поаккуратнее, пожалуй, надо быть с логикой,,,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Светлана, не понимаю, что Вы хотите сказать, в чём меня поправить. Разве Вас нужно убеждать, что всё в мире происходит по промыслу Божьему?

 

"Все от Бога, – и благое и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, – когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, – когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, – когда и вразумляемые не обращаемся." - преподобный Ефрем Сирин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Простите меня грешную, но я тоже не вижу никакой логики, а только только две ипостаси в одном лице : книжник и фарисейство. Вам бы, Андрей, и вправду нужно пожить в монастыре. Ещё раз -простите меня. Жизнь в миру - суровая и жестокая вещь и мы не всегда способны поступать по заповедям. Поэтому нам и дано покаяние.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, я только продемонстрировала две взаимоисключающие по логике мысли, которые Вы нередко озвучиваете. Вот и все. Потому и говорю, поаккуратнее надо быть с логикой.

 

А то все, вроде бы, и по промыслу Божию, а потом оказывается, что не все. По попущению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Простите меня грешную, но я тоже не вижу никакой логики, а только только две ипостаси в одном лице : книжник и фарисейство. Вам бы, Андрей, и вправду нужно пожить в монастыре. Ещё раз -простите меня. Жизнь в миру - суровая и жестокая вещь и мы не всегда способны поступать по заповедям. Поэтому нам и дано покаяние.

Вы не видите логики в чём именно? И где Вы узрели гордость, лицемерие или притязание на святость в моих словах?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, я только продемонстрировала две взаимоисключающие по логике мысли, которые Вы нередко озвучиваете. Вот и все. Потому и говорю, поаккуратнее надо быть с логикой.

 

А то все, вроде бы, и по промыслу Божию, а потом оказывается, что не все. По попущению.

Где продемонстрировали? Какие мысли и в чём они взаимоисключают друг друга? Выше цитата Ефрема Сирина Вы её понимаете? Попущение Бога разве это не есть Его промысл?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Только вот аборты, как и первородный грех Адама, как и другие грехи людей можно ли назвать промыслом Божьим?

 

Попущение - это разве не промысел Божий?

 

Извините, две цитаты сразу вставить не получается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну и не нужно. Не хочу ни спорить, ни оправдываться, ни доказывать. Тема о скорбях, по крайней мере пока так называется. Скорби попущены нам Богом во благо и по Его промыслу. Так? Это кратко то о чём хотел сказать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В первой фразе Вы исключаете грехи из промысла Божьего. Они тогда попадают под категорию попущение. Как в отношении согрешившего, так и в отношении того, кому повредил этот грех.

Во второй фразе "Разве попущение - это не промысел Божий?". Тогда, по логике, и "грех - разве не промысел Божий?"

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вы не видите логики в чём именно? И где Вы узрели гордость, лицемерие или притязание на святость в моих словах?

Про логику вам объяснили. А я вижу, что вы пытаетесь всех нас- неразумных учить, выдергивая постулаты из разных источников. А мы эти источники и сами читаем и уразумеваем! И скорби с улыбкой несём. А скорби такие, что у батюшек слов утешения не осталось. И вам надо почаще опускаться на грешную землю ! Не нудить надо , а снисходительным быть !!!!!!!!!!!!!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Грех же не Бог творит, а человек. А попускает Бог человеку свободу выбора добра и зла. Выше же писал, что в этой свободе подобие человека Богу. Как можно грех человека рассматривать как деяние Божие - промысел или попущение?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Про логику вам объяснили. А я вижу, что вы пытаетесь всех нас- неразумных учить, выдергивая постулаты из разных источников. А мы эти источники и сами читаем и уразумеваем! И скорби с улыбкой несём. А скорби такие, что у батюшек слов утешения не осталось. И вам надо почаще опускаться на грешную землю ! Не нудить надо , а снисходительным быть !!!!!!!!!!!!!!!

Вот это "номер"... Распяли по православному и снисхождения просите. Дюже уж похоже на крокодильи слёзы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, кому-то вот промысел Божий попускает быть абортированным. Получается, тоже во благо души абортированного младенца? Зачем тогда аборты запрещать? Исключительно, чтобы родители не грешили? Зачем тогда было попускать зачатие детей, которых абортируют?

 

Кто-то ведь стал святым, претерпев насильственную смерть. При этом есть заповедь "не убий".

 

Я это к тому, Андрей, что "есть много тайн на этом свете, что и не снились нашим мудрецам"

Это получается что вы на Бога переводите вину.Оптинский батюшка говорил что Бог не может попускать грех сам человек его творит,так как некоторые говорят вот Бог попустил и я согрешил- таким образом человек перекладывает вину с себя на Бога.Так говорил батюшка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот это "номер"... Распяли по православному и снисхождения просите. Дюже уж похоже на крокодильи слёзы.

Вам просто указали на ваши неправильные обороты в речи противоречащие друг другу.вот и всё.Неужели не понятно?Никто вас по православному не распинал или это шутка?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Морская, спасибо. Но если мир лежит во зле (это в масштабах вселенной) благодаря сотворенному греху отдельно взятого человечка, то что есть Промысел Божий, если Бог - есть любовь. Тогда можно сделать вывод, что вся печальная история человечества существует благодаря нашим грехам и Бог тут ни при чем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вчера поддалась эмоциям и пост был некорректным, но мысль моя заключалась в следующем: что часто человек именно своими конкретными действиями или словами наполняет свою жизнь скорбями. Промысел отдыхает.

Изменено пользователем Иулиания

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот это "номер"... Распяли по православному и снисхождения просите. Дюже уж похоже на крокодильи слёзы.

 

Хотела промолчать, только...НЕТ, НЕ ПОХОЖИ СЛОВА ГАЛИНЫ НА КРОКОДИЛЬИ СЛЕЗЫ. Те скорби, что она вынесла и несет, не каждый и понять и вообразить может. И пишет честно и от души. А тот, кто большую часть жизни ублажал себя и свои страсти, теперь поучает всех и вся.((

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Чем ночь темней - тем ярче звёзды, чем скорбь сильней - тем ближе Бог ! Однажды Антоний Великий вошёл в Александрийский храм и увидел богато одетую госпожу , которая молилась , громко и горько рыдая. Антоний Великий решил помочь ей. И когда госпожа закончила молитву и направилась к своим слугм , Антоний подошёл к ней и спросил:" Могу ли я помочь вам?" Госпожа ответила: " Вот уже много времени меня не посещают ни болезни , ни скорби. Видно БОГ забыл про меня! "

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Госпожа ответила: " Вот уже много времени меня не посещают ни болезни , ни скорби. Видно БОГ забыл про меня! "

К черту все эти болезни и скорби, сколько можно уже , я в них просто живу , а становлюсь только ХУЖЕ!!!!!!!!!!!!! И не надо про пользу скорбей и искушений мне писать !!!.

Простите, что в такой день, с наступающим праздником вас всех!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...