tuk.tuk_tuk 17 Опубликовано: 1 июля, 2019 Когда нужно читать молитвенное правило? В определённые часы, или сразу по пробуждении и перед сном? И если я не собираюсь спать, читать ли вечернее правило(где молитва "Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу")? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sibiryak 5 250 Опубликовано: 1 июля, 2019 С утра по пробуждении, перекреститься, поблагодарить своими словами за прошедшую ночь, идти умываться, зубы чистить, и лучше читать в это время молитву Иисусову. Умылся, можно св. водички с просфорой принять и сразу на правило, пока ум суетой не забил. Вечером можно разбить на две части, половину до "Достойно есть". Вторую уже перед самым сном и спать. С утра после правила полезно прочитать главу Евангелия, апостол. И идти на дела. В течении дня так же обращаться к Богу, мысленно или в слух по обстоятельствам, главное по словам Апостола - "непрестанно молитесь". В течении дня так же по возможности можно псалмы почитать, или акафист, канон, кафизму тут каждый сам смотрит. Главное не накладывать никаких правил свыше. Не потянете, по опыту говорю. Лучше обсудить с духовником, если нету со священником в храме. 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 1 июля, 2019 Молитвенное правило у всех свое, как по размеру, так и по порядку вычитывания, ведь распорядок жизни у всех очень разный. Это всё лучше обсуждать конкретно с духовником. 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
р.Б.Валентина 1 259 Опубликовано: 19 октября, 2019 Молитва святым. Подскажите мне, давно сомневаюсь как же правильнее молиться святым. "Моли Бога о нас" тут всё ясно. А если молитва о себе (в храме пред мощами/иконой либо келейно), называть ли свое имя в прошении? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 19 октября, 2019 К примеру, в каноне ангел-хранителю в последней молитве там имя свое молящийся называет (в тексте стоит "имярек"), так что, я думаю, можно и называть. Еще один момент, люди в записках, которые в храме подают, часто себя забывают писать. Я говорю, чтобы писали и и себя тоже. 1 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Юрий Кур 3 260 Опубликовано: 14 февраля, 2022 (изменено) Интересная статья о происхождении утреннего и вечернего правила. Приходилось встречать мнение, что эта традиция возникла только в синодальную эпоху и не без западного влияния. А оказалось, что её корни - в домонгольском периоде, а в 17 веке она развивалась именно как противовес униатству! Молитвы «на сон грядущим» в Русской Церкви: страницы истории по источникам XIII–XVIII вв. Изменено 14 февраля, 2022 пользователем Юрий Кур 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иерей Алексей 832 Опубликовано: 15 февраля, 2022 Нужно думать, что состав личного молитвенного правила на Руси вплоть до секуляризации общества во время петровских реформ определялся уровнем образованности, а не социальным или общественным статусом человека. Вот это действительно точно подмечено, и имеет ценность не только для прошлого, но и настоящего, и будущего. Все остальное более чем спорно. "Сонными молитвами" можно назвать только молитвы начиная с указания на свой одр, после отпуста. Все остальные молитвы, хоть там и есть тематика завершения дня и подготовка ко сну, "сонными" не являются, а представляют собой отельный келейный богослужебный чин, в котором напрочь отсутствуют изменяемые части (хотя встречаются ссылки о опускании стихиры "Царю Небесный" с Вознесения до Троицы, и подобные им). Такой чин востребован именно с отсутствием образования, потому что даже минимальная изменяемая часть в виде читаемых тропарей и кондаков в малом повечении и полунощнице при недостатке образования делает эти службы невозможными к келейному употреблению. Просто люди, которые участвовали в формировании этих чинов, в разное время, по-разному подходили к чину утренних и вечерних молитв. Кто-то рассматривал эти чины, как дополнение к общественному богослужению, кто-то как противопоставление (замена общественному богослужению). Для меня очевидно доминирование противопоставления. В конце полунощницы и малого повечения читается лития, в которой мы молимся о других людях. При этом, по именам мы поминаем только Патриарха и правящего архиерея (в обителях еще и игумена). В вечерних есть для этого "Ненавидящих и обидящих нас...". После утренних такого ничего нет, поэтому там обязывают читать Помянник. В обителях есть чин прощения. В келии его нет. И духовника в келии так же нет. Поэтому добавлено самым последним молитвословием повседневное исповедание грехов. Хотя, если разные года смотреть издания канонников, видно, что оно ессть далеко не везде. В первую очередь из-за того, что не является полноценной заменой исповеди. В общем, есть практика перенесения на малое повечерие празднования святых, которые не поминаются в этот день (или соседние дни) в связи с празднованием других святых. Фактически, это противопоставляем малое повечерие суточному кругу. То есть, малое повечерие может собой заменить все остальное. У полунощницы свой особый чин, что ее противопоставляет от всего остального, она уже противопроставлена всему остальному, и ее ничто не может заменить... кроме утреннего правила. :) Об этом говорит нам хотя бы употребление в утреннем правиле тропарей полунощницы. Поэтому можно сказать, что, вернувшись к цитате, с которой я начал, келейное правило очень разным может быть. Либо утренние и на сон грядущие, если не хватает образования, либо малое повечерие с полунощницей, если образование позволяет, туда же, для имеющих много свободного времени в течение дня, добавляют и часы, ну а кому-то (это, скорее, монашествующим, для которых молитва является основным деланием), и вечерня+утреня+изобразительные также в обязательное вменяются даже для келейного, если на общественном не присутствовали. Если присутствовали, то, очевидно, что вечерню, утреню, обедницу келейно читать смысла нет, да и часы тоже. А при присутствии на полунощнице и малом повечерии с чином прощения, и все остальное тоже уже не требуется. И достаточно будет чем-то дополнить (чаще всего для этого используется Псалтирь и Иисусова молитва). Именно дополнить. Хотя для самых малограмотных и существует чин противопоставления, где Иисусова молитва заменяет весь круг суточного богослужения. Но в наше время обильного издания книг и всеобщего среднего образования, воспринимать его всерьез уже невозможно. А автор статьи делает акцент на этом правиле, не как на противопоставлении, а как дополнении к суточному кругу богослужения. Такая позиция возможна, но для меня является малоубедительной, так что статья спорная. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иерей Алексей 832 Опубликовано: 15 февраля, 2022 Слишком как-то категорично на противопоставлениях сделал акцент, поэтому захотелось его сгладить. Тексты утреннего и на сон грядущим правил выбраны личные, в основном, от лица одного человека. Потому что нам необходимо и лично строить отношения с Богом, и эта задача даже более важная, чем строить отношения с другими людьми. В силу этого келейное правило не упраздняется общественным богослужением, и должно присутствовать в любом случае. В этом смысле, оно дополняет общественное богослужение. Краеугольные события (и общественные службы) седмичного круга у нас прописаны в Октоихе. Вканонике содержится выжимка из Октоиха. Поэтому, фактически, малое повечерие нужно служить по службам Октоиха, дабы они не упразднялись какими-то празднованиями святых (полиелейных или бденных). В этом случае, малое повечерие также не противопоставляется суточному кругу, а дополняет его. В этом смысле, утренние молитвы и на сон грядущим являются еще более сухой выжимкой из Октоиха, когда седмичные службы уложили в одни сутки. Именно с этой точки зрения утренние и на сон грядущим стали самым обязательным правилом, которое не должно опускаться, и каждый день читаться, так как в нем самое краеугольное присутствует. А вот все остальное является дополнительным, и каждый дополняет в соответствии со своим образом жизни какие-то другие части. Либо, находясь в послушании, принимают в дополнение то, что благословляется к послушанию, а остальное Бог Сам управляет. Но эта точка зрения также не соответствует цитируемой статье. Там все-таки общесственное богослужение рассматривается как основа, а келейное правило как дополнение. В силу этих причин, исходная статья остается спорной. 1 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Юрий Кур 3 260 Опубликовано: 15 февраля, 2022 11 минут назад, Иерей Алексей сказал: А вот все остальное является дополнительным, и каждый дополняет в соответствии со своим образом жизни какие-то другие части. Либо, находясь в послушании, принимают в дополнение то, что благословляется к послушанию, а остальное Бог Сам управляет. Но эта точка зрения также не соответствует цитируемой статье. Там все-таки общесственное богослужение рассматривается как основа, а келейное правило как дополнение. А я не увидел, что в статье келейная молитва рассматривается как дополнение. Наоборот, там показывается, что уже с 14-15 вв. традиция келейных молитв "на сон грядущим" стала общецерковной в нашей Церкви, а у сербов ещё раньше. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иерей Алексей 832 Опубликовано: 15 февраля, 2022 (изменено) 6 hours ago, Юрий Кур said: А я не увидел, что в статье келейная молитва рассматривается как дополнение. Вот это и прекрасно. А я как раз вижу, что это было добавление к малому повечерию. Разумеется, в случае, если малое повечерие служилось не келейно, а в храме, то это правило представляется самостоятельным (с учетом места действия). Но по содержимому - нет, не самостоятельно. Самостоятельным оно становится, когда его расширили и сделали достаточно многогранным. Вполне возможно, что во времена Петра I. Поэтому, хоть статья и пытается опровергнуть возникновение этого правила как самостоятельного еще и ранее (ранее петровских времен), но выглядит это неубедительно. Для меня неубедительно. Для вас, Юрий, я понял, что выглядит это убедительно. Это вполне нормально. Изменено 15 февраля, 2022 пользователем Иерей Алексей уточнен период времени 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ВладимирБ 242 Опубликовано: 20 ноября, 2022 (изменено) Понимаю, что вопрос старый, но для других напишу, что сам знаю на горьком опыте для других таких же горемык. Может кто и выловится. Для начала нельзя на себя возлагать большое правило по типичной в начале ревности. Такие всегда, ВСЕГ-ДА! терпят крах. Сначала человек должен выработать в себе привычку читать утренние и вечерние молитвы неукоснительно (эти правила все могут соблюдать, хоть то семейные или обременённые большими заботами, так как они и не требуют много времени); в этом должен стремиться читать эти молитвы со вниманием, в присутствии Божьем, т.е. молиться с верой, что предстоим перед Богом - это отгоняет и лень, являющаяся причиной молитвы невнимательной; а что бы молитва была всегда искренняя, то нужно не только молиться показанным способом, но и соблюдать Божественные заповеди - в этом главные критерии правильной молитвы - непрестанность, внимание, присутствие Бога, соблюдение Божественных Заповедей. А потом уже можно понемного добавлять акафисты, каноны, псалмы, иисусовы молитвы, кто сколько может. Просто когда человек научится правильно молиться, у него естественно возникает потребность молиться чаще, как об этом говорил Господь, что начинающий с малого потом бывает усерден и во многом: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом" (Лк. 16:10) Что касается времени, то с утра лучше сразу встать на молитву, как и в самом молитвослове написано: "Прежде всякого другого дела", пока ум ещё чист; и что бы не дать лукавому отнять утреннюю молитву, так как у него в обычае есть минутой за минутой отвлекая на другие дела совсем отбить желание помолиться. И ещё он любит наводить сон с утра, мол поспи ещё 10 минут. Кто-то из Святых сказал, что если кто послушается этого голоса, тот и вовсе проспит молитву. Не раз у меня были и такие козни, что встав в 05:00 на молитву, заведу будильник на 10 минут ещё поспать, а потом просыпаюсь в 06:20 - на будильнике вообще другое время поставлено, чем поставлено мной. Подкруточка времени такая у него. Если бы не крик кота, проспал бы работу. А вечером желательно не допоздна тянуть. Потому что у лукавого в обычае и вечером оттягивать время. А потом такую тяжесть на душу наведёт, что и не встанешь на молитву. Оптимальное время вечером в 21:00. Пропускать правила нельзя и читать полностью. Молитва доставляет радость душе, хороший день, мирный сон, прогоняет уныние, тоску. Пропустишь - потом и сам жалеть будешь, разовьётся очень быстро лень и уныние, от которых и совсем человек впадает в духовную смерть, так что не понимает, какое большое зло сам над собой совершает. И это может долго продлиться, пока ему по барабану не треснут. Для вечерней молитвы очень важно так же молиться и в течении дня, что бы к вечеру ум не был рассеянный. Вот и всё, что нужно знать. Спаси Господи! Изменено 20 ноября, 2022 пользователем ВладимирБ 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
inna d 4 842 Опубликовано: 31 октября, 2023 Глава VII Молитва имеет различные степени. Чаще всего случается, что не имеем желания молиться, несмотря на то, что пришло время молитвы. В этом случае надо себя побороть и читать определённые молитвы, со вниманием выговаривая или читая каждое слово. В начале это будет лишь механический труд, и молитва будет только внешняя. Но это не есть молитва лицемера и фарисея, о которых Христос сказал, что они его почитают только устами, а что сердце их далеко от Него (Мф. 15:8). Фарисеи и не старались приблизиться духовно к Богу, и молились только для того, чтобы показаться благочестивыми перед людьми. А здесь человек желает молиться, не думая о людской похвале, но молится только внешней молитвой потому, что его дух в тот час не приготовлен для молитвы. За время этой внешней молитвы приходит настроение для искренней молитвы. Надо только желать этого и следить за молитвами, которые читаем. В этом случае не надобно заставлять себя что-либо ощущать или вызывать в себе чувство: оно бы было неискренно. Если внимательно читаем молитвы, тогда мы приготовимся для молитвы. Сначала получим интерес о том, что читаем, и уже не должны заставлять себя быть внимательными. После этого мы получаем желание к молитве, находим в том духовное удовлетворение. Скрытый текст Затем мы отдаёмся молитве, забываем о всём земном, переносясь мыслию к Богу. Наконец, достигаем высшей степени молитвы, когда наш ум всегда направлен к небесам, и когда наш дух находится в непрерывном разговоре с Богом. Человек всё сознаёт: может всё делать и о всём думать, но в это же время его ум молится Богу и просит от Него руководства. Это уже непрерывная молитва, к которой должны все стремиться, но её могут иметь только великие молитвенники и ревнители благочестия. Иногда, когда они отдаются не только внутренней, но и внешней молитве, они ощущают такое блаженство, что забывают всё мирское и предчувствуют блаженство вечной жизни с Богом. Такое состояние не продолжается долго. «Отними от меня волны Твоей благодати, чтобы я не умер от полноты блаженства», – молился один подвижник. Но и в остальное время такие подвижники так одушевлены, что никакие тяжести этой мирской жизни не в состоянии победить мир и блаженство, которое царствует в их душах. Они радостно всё переносят ради имени Христова. Вера – их твёрдая опора. Они в постоянном общении с горним светом. Однажды пришли к преподобному Серафиму Саровскому (2 июня 1833 г.) люди из его края и спрашивали у него, что передать его родственникам. Преподобный посмотрел тогда на иконы и сказал: «Эти – мои родственники». Это не были только слова, но постоянное общение со святыми стало причиной того, что они в действительности стали самые лучшие и самые дорогие приятели великого молитвенника. Разумеется, этого состояния могут достигнуть только некоторые. Но каждый христианин должен трудиться сам и направлять своих ближних на молитву; должен потрудиться сам, сколько в силах, чтобы получить благодатные дары, которые получаются через молитву. Глава VIII Крепость веры, душевный мир, укрепление душевных способностей, ощущение непосредственной близости Бога и Его святых – это сопутствует молитве. Кроме того, молитвою получаются многочисленные дары для наших духовных и земных потребностей, особенно для первых. Когда молимся о чём-нибудь, что полезно нам или нашим близким, часто Господь так быстро исполняет наши просьбы, что не успеваем молитву выговорить словами или мысленно, а ум получает то, о чём мы молились. Это должно нас убедить в том, что Бог заботится о нас и тогда, когда мы не получаем сразу просимое. Бог даёт нам в молитве и многие дары о которых мы не молились, так как сила молитвы не состоит в выговоренных словах или мыслях, но сила молитвы есть общение с Духом Святым. Дух помогает нам в наших слабостях, так как не знаем о чём молиться, как полагается, «но Сам Дух ходатайствует о нас, воздыхании неизглаголанными» (Рим. 8:26). Молитва есть также средство для укрепления любви и примирения с врагами. Когда мы молимся за кого-нибудь, у нас создаётся расположение к нему, и тот, не зная этого, ощущает проявленную ему любовь, и его сердце становится мягче. Поэтому надо всегда молиться не только о себе, но и о других живых и умерших. Особенно пастырь должен молиться о своей пастве, так как это одна из главных его обязанностей по отношению к ней. Если он запустит эту свою обязанность, тогда не может успешно исполнять и остальные. В молитве он черпает силу для своей работы. Глава IX Всякий христианин должен молиться хотя бы три раза в день: вечером, утром и в полдень, особенно если он – духовное лицо. Должен определить себе на каждый день определённое время для молитвы и без особенной надобности не оставлять это. Когда пробудится утром, первая его мысль должна быть обращена к Богу; когда встанет, должен провести в молчании столько времени, сколько ему обстоятельства разрешают. Также и перед сном, каждый христианин должен молиться Богу, каясь в грехах и молиться Богу, чтобы наступающий день больше преуспевал в доброй жизни и Божием законе. Если кроме определённого времени христианин ощутит желание молиться, не надо воздерживаться. Пусть молится только внутренней молитвой, если в том [есть нужда, и он] находится в обществе. Если свободен, должен оставить другие заботы [и продолжить] молитву, пока продолжается настроение. Святой Иоанн Златоуст [говорит: «Если ты] пробудишься ночью и ощутишь желание молиться, стань на [колени] и ангел хранитель будет молиться вместе с тобой. Если же [уснёшь] и не встанешь, отступит ангел от тебя, и дьявол придёт [?]». [Древние] отцы советуют, если во время молитвы какое-[нибудь] слово или выражение особенно привлечёт наше внимание и вызовет ощущение, не должно читать дольше, пока оно продолжается. Лучше меньше прочесть с чувством, нежели больше и без чувства. Должны определить и [долю], какие молитвы будем читать, но это не должно быть лишь формальное исполнение правила и без цели. Надо сначала немного успокоиться и тогда внимательно прочесть молитвы, а потом дать некоторое время душе остаться под влиянием совершённой молитвы. И тогда с верой в Божию помощь приступить к своим занятиям. Аминь. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimovich/o-molitve/#0_13 святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский О молитве 3 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Владислав* 2 280 Опубликовано: 1 ноября, 2023 В 31.10.2023 в 13:02, inna d сказал: Молитва имеет различные степени. Надо иногда читать ещё раз то, что казалось бы давно известно. Святитель Филарет Московский говорил, что необходимо каждый год перечитывать Катехизис, чтобы быть уверенным - в вере ли ты. Отцы говорят, что ереси всегда начинаются с незаметных и незначительных отклонений от истинной веры. 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение