Перейти к публикации
tuk.tuk_tuk

Молитвенное правило

Рекомендованные сообщения

Когда нужно читать молитвенное правило? В определённые часы, или сразу по пробуждении и перед сном? И если я не собираюсь спать, читать ли вечернее правило(где молитва "Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу")?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С утра по пробуждении, перекреститься, поблагодарить своими словами за прошедшую ночь, идти умываться, зубы чистить, и лучше читать в это время молитву Иисусову. Умылся, можно св. водички с просфорой принять и сразу на правило, пока ум суетой не забил. Вечером можно разбить на две части, половину до "Достойно есть".

Вторую уже перед самым сном и спать. С утра после правила полезно прочитать главу Евангелия, апостол. И идти на дела. В течении дня так же обращаться к Богу, мысленно или в слух по обстоятельствам, главное по словам Апостола - "непрестанно молитесь".

 

В течении дня так же по возможности можно псалмы почитать, или акафист, канон, кафизму тут каждый сам смотрит.

Главное не накладывать никаких правил свыше. Не потянете, по опыту говорю. Лучше обсудить с духовником, если нету со священником в храме. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Молитвенное правило у всех свое, как по размеру, так и по порядку вычитывания, ведь распорядок жизни у всех очень разный. Это всё лучше обсуждать конкретно с духовником. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Молитва святым.

Подскажите мне, давно сомневаюсь как же правильнее молиться святым. "Моли Бога о нас" тут всё ясно. А если молитва о себе (в храме пред мощами/иконой либо келейно), называть ли свое имя в прошении?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

К примеру, в каноне ангел-хранителю в последней молитве там имя свое молящийся называет (в тексте стоит "имярек"), так что, я думаю, можно и называть. Еще один момент, люди в записках, которые в храме подают, часто себя забывают писать. Я говорю, чтобы писали и и себя тоже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Интересная статья о происхождении утреннего и вечернего правила. Приходилось встречать мнение, что эта традиция возникла только в синодальную эпоху и не без западного влияния. А оказалось, что её корни - в домонгольском периоде, а в 17 веке она развивалась именно как противовес униатству! 

 

Молитвы «на сон грядущим» в Русской Церкви: страницы истории по источникам XIII–XVIII вв.

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нужно думать, что состав личного молитвенного правила на Руси вплоть до секуляризации общества во время петровских реформ определялся уровнем образованности, а не социальным или общественным статусом человека.

 

Вот это действительно точно подмечено, и имеет ценность не только для прошлого, но и настоящего, и будущего.

 

Все остальное более чем спорно.

 

"Сонными молитвами" можно назвать только молитвы начиная с указания на свой одр, после отпуста.

 

Все остальные молитвы, хоть там и есть тематика завершения дня и подготовка ко сну, "сонными" не являются, а представляют собой отельный келейный богослужебный чин, в котором напрочь отсутствуют изменяемые части (хотя встречаются ссылки о опускании стихиры "Царю Небесный" с Вознесения до Троицы, и подобные им). Такой чин востребован именно с отсутствием образования, потому что даже минимальная изменяемая часть в виде читаемых тропарей и кондаков в малом повечении и полунощнице при недостатке образования делает эти службы невозможными к келейному употреблению.

 

Просто люди, которые участвовали в формировании этих чинов, в разное время, по-разному подходили к чину утренних и вечерних молитв. Кто-то рассматривал эти чины, как дополнение к общественному богослужению, кто-то как противопоставление (замена общественному богослужению).

 

Для меня очевидно доминирование противопоставления.

 

В конце полунощницы и малого повечения читается лития, в которой мы молимся о других людях. При этом, по именам мы поминаем только Патриарха и правящего архиерея (в обителях еще и игумена). В вечерних есть для этого "Ненавидящих и обидящих нас...". После утренних такого ничего нет, поэтому там обязывают читать Помянник. В обителях есть чин прощения. В келии его нет. И духовника в келии так же нет. Поэтому добавлено самым последним молитвословием повседневное исповедание грехов. Хотя, если разные года смотреть издания канонников, видно, что оно ессть далеко не везде. В первую очередь из-за того, что не является полноценной заменой исповеди.

 

В общем, есть практика перенесения на малое повечерие празднования святых, которые не поминаются в этот день (или соседние дни) в связи с празднованием других святых. Фактически, это противопоставляем малое повечерие суточному кругу. То есть, малое повечерие может собой заменить все остальное.

 

У полунощницы свой особый чин, что ее противопоставляет от всего остального, она уже противопроставлена всему остальному, и ее ничто не может заменить... кроме утреннего правила. :) Об этом говорит нам хотя бы употребление в утреннем правиле тропарей полунощницы.

 

Поэтому можно сказать, что, вернувшись к цитате, с которой я начал, келейное правило очень разным может быть. Либо утренние и на сон грядущие, если не хватает образования, либо малое повечерие с полунощницей, если образование позволяет, туда же, для имеющих много свободного времени в течение дня, добавляют и часы, ну а кому-то (это, скорее, монашествующим, для которых молитва является основным деланием), и вечерня+утреня+изобразительные также в обязательное вменяются даже для келейного, если на общественном не присутствовали.

 

Если присутствовали, то, очевидно, что вечерню, утреню, обедницу келейно читать смысла нет, да и часы тоже. А при присутствии на полунощнице и малом повечерии с чином прощения, и все остальное тоже уже не требуется. И достаточно будет чем-то дополнить (чаще всего для этого используется Псалтирь и Иисусова молитва). Именно дополнить.

 

Хотя для самых малограмотных и существует чин противопоставления, где Иисусова молитва заменяет весь круг суточного богослужения. Но в наше время обильного издания книг и всеобщего среднего образования, воспринимать его всерьез уже невозможно.

 

А автор статьи делает акцент на этом правиле, не как на противопоставлении, а как дополнении к суточному кругу богослужения. Такая позиция возможна, но для меня является малоубедительной, так что статья спорная.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Слишком как-то категорично на противопоставлениях сделал акцент, поэтому захотелось его сгладить.

 

Тексты утреннего и на сон грядущим правил выбраны личные, в основном, от лица одного человека. Потому что нам необходимо и лично строить отношения с Богом, и эта задача даже более важная, чем строить отношения с другими людьми. В силу этого келейное правило не упраздняется общественным богослужением, и должно присутствовать в любом случае. В этом смысле, оно дополняет общественное богослужение.

 

Краеугольные события (и общественные службы) седмичного круга у нас прописаны в Октоихе. Вканонике содержится выжимка из Октоиха. Поэтому, фактически, малое повечерие нужно служить по службам Октоиха, дабы они не упразднялись какими-то празднованиями святых (полиелейных или бденных). В этом случае, малое повечерие также не противопоставляется суточному кругу, а дополняет его.

 

В этом смысле, утренние молитвы и на сон грядущим являются еще более сухой выжимкой из Октоиха, когда седмичные службы уложили в одни сутки.

 

Именно с этой точки зрения утренние и на сон грядущим стали самым обязательным правилом, которое не должно опускаться, и каждый день читаться, так как в нем самое краеугольное присутствует.

 

А вот все остальное является дополнительным,  и каждый дополняет в соответствии со своим образом жизни какие-то другие части. Либо, находясь в послушании, принимают в дополнение то, что благословляется к послушанию, а остальное Бог Сам управляет.

 

Но эта точка зрения также не соответствует цитируемой статье. Там все-таки общесственное богослужение рассматривается как основа, а келейное правило как дополнение.

 

В силу этих причин, исходная статья остается спорной.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 минут назад, Иерей Алексей сказал:

А вот все остальное является дополнительным,  и каждый дополняет в соответствии со своим образом жизни какие-то другие части. Либо, находясь в послушании, принимают в дополнение то, что благословляется к послушанию, а остальное Бог Сам управляет.

 

Но эта точка зрения также не соответствует цитируемой статье. Там все-таки общесственное богослужение рассматривается как основа, а келейное правило как дополнение.

А я не увидел, что в статье келейная молитва рассматривается как дополнение. Наоборот, там показывается, что уже с 14-15 вв. традиция келейных молитв "на сон грядущим" стала общецерковной в нашей Церкви, а у сербов ещё раньше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 hours ago, Юрий Кур said:

А я не увидел, что в статье келейная молитва рассматривается как дополнение. 

Вот это и прекрасно. А я как раз вижу, что это было добавление к малому повечерию.

 

Разумеется, в случае, если малое повечерие служилось не келейно, а в храме, то это правило представляется самостоятельным (с учетом места действия). Но по содержимому - нет, не самостоятельно.

 

Самостоятельным оно становится, когда его расширили и сделали достаточно многогранным. Вполне возможно, что во времена Петра I.

 

Поэтому, хоть статья и пытается опровергнуть возникновение этого правила как самостоятельного еще и ранее (ранее петровских времен), но выглядит это неубедительно. Для меня неубедительно.

 

Для вас, Юрий, я понял, что выглядит это убедительно. :)

 

Это вполне нормально.

Изменено пользователем Иерей Алексей
уточнен период времени

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Понимаю, что вопрос старый, но для других напишу, что сам знаю на горьком опыте для других таких же горемык. Может кто и выловится. Для начала нельзя на себя возлагать большое правило по типичной в начале ревности. Такие всегда, ВСЕГ-ДА! терпят крах. Сначала человек должен выработать в себе привычку читать утренние и вечерние молитвы неукоснительно (эти правила все могут соблюдать, хоть то семейные или обременённые большими заботами, так как они и не требуют много времени); в этом должен стремиться читать эти молитвы со вниманием, в присутствии Божьем, т.е. молиться с верой, что предстоим перед Богом - это отгоняет и лень, являющаяся причиной молитвы невнимательной; а что бы молитва была всегда искренняя, то нужно не только молиться показанным способом, но и соблюдать Божественные заповеди - в этом главные критерии правильной молитвы - непрестанность, внимание, присутствие Бога, соблюдение Божественных Заповедей. А потом уже можно понемного добавлять акафисты, каноны, псалмы, иисусовы молитвы, кто сколько может. Просто когда человек научится правильно молиться, у него естественно возникает потребность молиться чаще, как об этом говорил Господь, что начинающий с малого потом бывает усерден и во многом: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом" (Лк. 16:10)

 

Что касается времени, то с утра лучше сразу встать на молитву, как и в самом молитвослове написано: "Прежде всякого другого дела", пока ум ещё чист; и что бы не дать лукавому отнять утреннюю молитву, так как у него в обычае есть минутой за минутой отвлекая на другие дела совсем отбить желание помолиться. И ещё он любит наводить сон с утра, мол поспи ещё 10 минут. Кто-то из Святых сказал, что если кто послушается этого голоса, тот и вовсе проспит молитву. Не раз у меня были и такие козни, что встав в 05:00 на молитву, заведу будильник на 10 минут ещё поспать, а потом просыпаюсь в 06:20 - на будильнике вообще другое время поставлено, чем поставлено мной. Подкруточка времени такая у него. Если бы не крик кота, проспал бы работу. А вечером желательно не допоздна тянуть. Потому что у лукавого в обычае и вечером оттягивать время. А потом такую тяжесть на душу наведёт, что и не встанешь на молитву. Оптимальное время вечером в 21:00. Пропускать правила нельзя и читать полностью. Молитва доставляет радость душе, хороший день, мирный сон, прогоняет уныние, тоску. Пропустишь - потом и сам жалеть будешь, разовьётся очень быстро лень и уныние, от которых и совсем человек впадает в духовную смерть, так что не понимает, какое большое зло сам над собой совершает. И это может долго продлиться, пока ему по барабану не треснут. Для вечерней молитвы очень важно так же молиться и в течении дня, что бы к вечеру ум не был рассеянный. Вот и всё, что нужно знать. Спаси Господи!

Изменено пользователем ВладимирБ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава VII

Молитва имеет различные степени. Чаще всего случается, что не имеем желания молиться, несмотря на то, что пришло время молитвы. В этом случае надо себя побороть и читать определённые молитвы, со вниманием выговаривая или читая каждое слово. В начале это будет лишь механический труд, и молитва будет только внешняя. Но это не есть молитва лицемера и фарисея, о которых Христос сказал, что они его почитают только устами, а что сердце их далеко от Него (Мф. 15:8). Фарисеи и не старались приблизиться духовно к Богу, и молились только для того, чтобы показаться благочестивыми перед людьми. А здесь человек желает молиться, не думая о людской похвале, но молится только внешней молитвой потому, что его дух в тот час не приготовлен для молитвы.

За время этой внешней молитвы приходит настроение для искренней молитвы. Надо только желать этого и следить за молитвами, которые читаем. В этом случае не надобно заставлять себя что-либо ощущать или вызывать в себе чувство: оно бы было неискренно. Если внимательно читаем молитвы, тогда мы приготовимся для молитвы.

Сначала получим интерес о том, что читаем, и уже не должны заставлять себя быть внимательными. После этого мы получаем желание к молитве, находим в том духовное удовлетворение.

Скрытый текст

 

Затем мы отдаёмся молитве, забываем о всём земном, переносясь мыслию к Богу. Наконец, достигаем высшей степени молитвы, когда наш ум всегда направлен к небесам, и когда наш дух находится в непрерывном разговоре с Богом. Человек всё сознаёт: может всё делать и о всём думать, но в это же время его ум молится Богу и просит от Него руководства. Это уже непрерывная молитва, к которой должны все стремиться, но её могут иметь только великие молитвенники и ревнители благочестия.

Иногда, когда они отдаются не только внутренней, но и внешней молитве, они ощущают такое блаженство, что забывают всё мирское и предчувствуют блаженство вечной жизни с Богом. Такое состояние не продолжается долго. «Отними от меня волны Твоей благодати, чтобы я не умер от полноты блаженства», – молился один подвижник.

Но и в остальное время такие подвижники так одушевлены, что никакие тяжести этой мирской жизни не в состоянии победить мир и блаженство, которое царствует в их душах. Они радостно всё переносят ради имени Христова. Вера – их твёрдая опора. Они в постоянном общении с горним светом.

Однажды пришли к преподобному Серафиму Саровскому (2 июня 1833 г.) люди из его края и спрашивали у него, что передать его родственникам. Преподобный посмотрел тогда на иконы и сказал: «Эти – мои родственники». Это не были только слова, но постоянное общение со святыми стало причиной того, что они в действительности стали самые лучшие и самые дорогие приятели великого молитвенника.

Разумеется, этого состояния могут достигнуть только некоторые. Но каждый христианин должен трудиться сам и направлять своих ближних на молитву; должен потрудиться сам, сколько в силах, чтобы получить благодатные дары, которые получаются через молитву.

Глава VIII

Крепость веры, душевный мир, укрепление душевных способностей, ощущение непосредственной близости Бога и Его святых – это сопутствует молитве.

Кроме того, молитвою получаются многочисленные дары для наших духовных и земных потребностей, особенно для первых.

Когда молимся о чём-нибудь, что полезно нам или нашим близким, часто Господь так быстро исполняет наши просьбы, что не успеваем молитву выговорить словами или мысленно, а ум получает то, о чём мы молились. Это должно нас убедить в том, что Бог заботится о нас и тогда, когда мы не получаем сразу просимое.

Бог даёт нам в молитве и многие дары о которых мы не молились, так как сила молитвы не состоит в выговоренных словах или мыслях, но сила молитвы есть общение с Духом Святым. Дух помогает нам в наших слабостях, так как не знаем о чём молиться, как полагается, «но Сам Дух ходатайствует о нас, воздыхании неизглаголанными» (Рим. 8:26).

Молитва есть также средство для укрепления любви и примирения с врагами. Когда мы молимся за кого-нибудь, у нас создаётся расположение к нему, и тот, не зная этого, ощущает проявленную ему любовь, и его сердце становится мягче. Поэтому надо всегда молиться не только о себе, но и о других живых и умерших.

Особенно пастырь должен молиться о своей пастве, так как это одна из главных его обязанностей по отношению к ней. Если он запустит эту свою обязанность, тогда не может успешно исполнять и остальные. В молитве он черпает силу для своей работы.

Глава IX

Всякий христианин должен молиться хотя бы три раза в день: вечером, утром и в полдень, особенно если он – духовное лицо. Должен определить себе на каждый день определённое время для молитвы и без особенной надобности не оставлять это.

Когда пробудится утром, первая его мысль должна быть обращена к Богу; когда встанет, должен провести в молчании столько времени, сколько ему обстоятельства разрешают.

Также и перед сном, каждый христианин должен молиться Богу, каясь в грехах и молиться Богу, чтобы наступающий день больше преуспевал в доброй жизни и Божием законе.

Если кроме определённого времени христианин ощутит желание молиться, не надо воздерживаться. Пусть молится только внутренней молитвой, если в том [есть нужда, и он] находится в обществе. Если свободен, должен оставить другие заботы [и продолжить] молитву, пока продолжается настроение. Святой Иоанн Златоуст [говорит: «Если ты] пробудишься ночью и ощутишь желание молиться, стань на [колени] и ангел хранитель будет молиться вместе с тобой. Если же [уснёшь] и не встанешь, отступит ангел от тебя, и дьявол придёт [?]».

[Древние] отцы советуют, если во время молитвы какое-[нибудь] слово или выражение особенно привлечёт наше внимание и вызовет ощущение, не должно читать дольше, пока оно продолжается. Лучше меньше прочесть с чувством, нежели больше и без чувства. Должны определить и [долю], какие молитвы будем читать, но это не должно быть лишь формальное исполнение правила и без цели.

Надо сначала немного успокоиться и тогда внимательно прочесть молитвы, а потом дать некоторое время душе остаться под влиянием совершённой молитвы. И тогда с верой в Божию помощь приступить к своим занятиям. Аминь.

 

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimovich/o-molitve/#0_13

 

святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

О молитве

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 31.10.2023 в 13:02, inna d сказал:

Молитва имеет различные степени.

Надо иногда читать ещё раз то, что казалось бы давно известно.

 

Святитель Филарет Московский говорил, что необходимо каждый год перечитывать Катехизис, чтобы быть уверенным - в вере ли ты. 

Отцы говорят, что ереси всегда начинаются с незаметных и незначительных отклонений от истинной веры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...