Jump to content
Наталия р.Б.

"Любите ли вы театр..." (о духовной природе театра)

Recommended Posts

Вчера на сайте Храма святителя Василия Великого на Горке прочитала статью "О духовной природе театра".Я в шоке!Читайте!Может это для кого-то и не открытие,но не могу придти в себя...О духовной природе театра Простите не умею еще давать ссылки!:wub:

Share this post


Link to post

Есть еще такое мнение протоиерея Николая про театр:

 

Отец Николай, существуют ли какие-нибудь законодательные установления церкви по отношению к театру?

 

– За мое служение, за мою довольно долгую церковную практику никаких постановлений ни Синода, ни власти церковной по вопросу о театре не существовало. И сейчас ничего об этом официально не сказано.

 

– Как вы сами относитесь к театральному искусству?

 

– Вопрос не в самом театре, а в том, какое воспитательное значение имеет данный спектакль, к чему он призывает. Мне кажется, что те спектакли, которые проповедуют добро во всех его проявлениях, которые бичуют пороки человеческие, которые воспитывают нравственность личности, должны иметь место. И отношение церкви к этому не может быть отрицательным. Все классические спектакли воспитывают человека духовно, внутренне, делают его добрее, вызывают отвращение к злу, греху, всякой грязи. Поэтому я считаю, что вопрос в том, что показать и как показать. Недопустимо показывать какие-то чувственные вещи, всякие эротические сцены и тому подобное. Это отвратительно. Это интимная сторона жизни, благоговение к которой утратилось, и в этом смысле сейчас в театре большой упадок, Как в обществе происходит нравственный упадок, так и в театре. Мне кажется, театр – это значительное искусство, как и музыка, и поэзия. Искусство должно возродиться на новом духовном уровне. Причем особенно важно сейчас именно воспитание нравственного самосознания, которое у молодежи угасло. По радио и телевидению мы сейчас очень редко можем услышать настоящую русскую песню. Передают в основном рок. Это нормальному человеку невозможно слушать. Где же любовь к национальному искусству, к культуре? Полный упадок сейчас, полный упадок, И когда этот период тупости и одичания кончится, мы не знаем. И тут дело даже не во мнении религии, не во мнении человека священного сана. Это просто мнение нормального, здорового человека. Но я верю, что среди молодежи сейчас есть здоровое ядро. Небольшое, но оно есть.

Моя ссылка

Share this post


Link to post

Отрывок из беседы Преподобного Варсонофия Оптинского:

28 декабря 1908г. Святки.

 

Давно это было, когда я был еще Павлом Ивановичем.

Однажды поехал в театр. Шли в первый раз "Гугеноты". Ложа была чудная, против самой сцены. Сидел я со своим начальством. Поют на сцене любовные песни, а мне приходит мысль: "А что если я сейчас умру, куда пойдет душа моя? Уж конечно, не в Рай. Но если не в Рай, то куда же?" Страшно мне стало, уж и на сцену смотреть не хочется. А внутренний голос говорит: "Уйди отсюда!" Но как же уйти? Начальство сидит, неудобно. А внутренний голос все повторяет:" Уйди, уйди..."

Я встал, тихо пошел до двери. Отворил ее. Вышел. Сначала пошел тихо, а затем все скорее и скорее, взял извозчика и приехал домой.

С тех пор я стал избегать ходить в театр. Бывало, придут товарищи, ложу предлагают взять пополам, а я отказываюсь, то по одной причине, то по другой. Затем глаза у меня разболелись - так больше и не ходил в театр.

Очень захотелось мне узнать через несколько лет, кто помог мне уйти от "Гугенотов". Оказалось, что в первый раз "Гугеноты" шли 4-го октября - память святителя Варсонофия. Понял я тогда, что этот святой и убедил меня уйти из театра.

Share this post


Link to post

Об аплодисментах...

 

Отрывок из беседы Преподобного Варсонофия Оптинского:

30 мая 1910 г.

 

Чтобы найти Его (Бога), вступить в богообщение, более глубокие натуры стремятся к уединению, бегут от людского шума и суеты. Ведь чтобы хорошо оценить произведение искусства, например, какую-нибудь музыкальную вещь, нужно углубиться в нее, сосредоточиться. Известно стихотворение молодого поэта и любителя музыки, обещавшего быть светилом по таланту, но рано умершему - Веневитинова "К любителю музыки". В нем поэт высказывает мысль, что стук, аплодисменты, восклицания и прочее вовсе не есть признак хорошей оценки, а, наоборот, показывает недостаточное проникновение в художественную вещь, что человек, испытывающий высокое наслаждение, пребывает в молчании.

 

*** Стихотворение Веневитинова тут

Share this post


Link to post
Guest Георгий

Не могу согласиться с утверждением, что театр место где подменяются нравственные устои и происходит всеобщая вакханалия. Театр порой поднимает злободневные темы и призывает к ответу большую часть аудитории и старается говорить с ней на современном языке. Однако вынужден признать что сегодняшний театр "молчит" предпочитая показывать комедии в духе сказок "про Федота стрельца..." стремясь тем самым "усыпить" что ли своего зрителя.

Да сейчас действительно существует нравственный упадок, но все же мне кажется, что именно у театра есть возможность остановить этот упадок, заставить задуматься. А думающий человек имеет возможность, или шанс возродится духовно, что в свою очередь будет являться положительным процессом как для общества в целом, так и для церкви в частности.

Поэтому я бы не спешил так безжалостно топтать театр, как основную причину духовного разложения человека.

Share this post


Link to post

Относительно театра я когда-то прочла мнение о. Иоанна Кронштадского в "Моей жизни во Христе". Удивительно, но оно довольно жесткое и бескомпромиссное:

- "В театре многим приятно чувствуется, а в церкви - тяжело, скучно, - отчего? Оттого, что в театре все прекрасно подлажено чувственному человеку, и диавола мы там не трогаем, а тешим его, и он нам делает удовольствие, не трогает нас: веселитесь себе, друзья мои, думает, только смейтесь да Бога не помните. В церкви же все приспособлено к возбуждению веры и страха Божия, благочестивых чувств, чувства нашей греховности, растленности; и диавол всевает в наше сердце сомнения, уныние, тоску, лукавые, скверные и хульные помыслы, - и вот сам себе не рад человек и стоять не может, час трудно простоять. И бежит скорее вон. Театр и церковь - противоположности. То - храм мира, а это храм Божий; то - капище диавола, а это - храм Господа";

- "Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой. Воздремашася вся и спаху [Мф. 25, 5], между прочим этот гибельный сон производит в людях и театр. А потом что? Науки, в духе языческом преподаваемые, заботы житейские, усиленные донельзя, любостяжание, честолюбие, сластолюбие. Театр - школа мира сего и князя мира сего - диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла [2 Кор. 11, 14], чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то пожалуй и больше: потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц";

- "Оправдывают игру в театре и называют ее полезною и нравоучительною или безвредною, или, по меньшей мере, меньшим злом в сравнении с пьянством и распутством, и с этою целью стараются заводить повсюду театральные зрелища. Удивительное дело, что христиане не нашли лучшего средства для препровождения драгоценного времени, как театр, и по происхождению и по значению своему сохраняющий доселе характер языческий, идолопоклоннический, характер суетности, пустоты, вообще показывающий в себе полнейшее отражение всех страстей и безобразий мира сего, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, и лишь редко, редко доблести сынов отечества, и то, конечно, сынов отечества земного, а не небесного. Все небесное, святое, носящее печать христианства, чуждо театру, если же когда входит на сцену, то как предмет насмешки: самое имя Божие, страшное для всей твари, произносится здесь легкомысленно, иногда со смехом, кощунственно; звания священные, напр., монашеское - это ангельское звание - осмеивается; уважение к начальству, к родителям, к священным лицам подрывается, когда публично осмеиваются некоторые предосудительные действия этих лиц, пред лицом всего общества, пред лицом легкомысленной молодежи, даже детей, для которых должны быть священны имена их родителей и начальников. Иногда довольно одного неуважительного или непристойного слова относительно старших, чтобы подорвать к ним должное уважение. Так ли стали христиане легкомысленны, что не находят лучшего средства к провождению драгоценного времени кроме театра и из-за него оставляют храм Божий, Богослужение, и драгоценное праздничное время, данное Богом для поучения в слове Божием, в спасительных размышлениях и в делах добродетели, безумно расточается на пустые дела, на смехотворство и глупые рукоплескания в театрах? Нет, как хотите, а театр богомерзкое учреждение. Только вникните в дух его, и вы согласитесь: это училище безверия, глумления, дерзкой насмешки над всем и - разврат. Горе тому обществу, в котором много театров и которое любит посещать театры. Иногда, правда, театр бывает меньшим злом для любящих злое. Прислушайтесь к мнению народному, к мнению тех, которые посещали театр много раз: они не стесняясь говорят, что театр ведет к разврату. Только слепые, в них же бог века сего ослепи разумы неверных [2 Кор. 4, 4], говорят, что театр нравоучителен. Нет, христиане должны неотменно поучаться в Законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в Богослужение, исполнять заповеди и уставы церковные, читать писания св. отцов, духовные журналы, чтобы проникаться духом христианским и жить по-христиански. Вот ваши зрелища!"

- "Театр также погашает веру и христианскую жизнь, научая рассеянности, лукавству (или умению жить в мире), смехотворству; он воспитывает ловких сынов века сего, но не сынов света. Театр - противник христианской жизни; он порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его!"

 

... без комментариев...

Share this post


Link to post

Наверное, если бы св. Иоанн Кронштадский жил и проповедовал в наше время, то эти же самые слова он отнес бы не столько к театру, сколько к телевидению и видео-аудиопродукции. Влияние классического театра на современное общество не составляет и 0.0001% из всего того тотока, что ежедневно изливают СМИ.

 

В нынешнее время формы борьбы с духом христианства настолько многообразны, что сейчас во всем обязательно надо учиться видеть не внешие лишь оболочки, а саму разрушительную суть явлений.

Share this post


Link to post

Наверное, если бы св. Иоанн Кронштадский жил и проповедовал в наше время, то эти же самые слова он отнес бы не столько к театру, сколько к телевидению и видео-аудиопродукции.

Да уж, благодаря созданию. кино и телевидения, появилась возможность движущиеся ОБРАЗЫ доставлять непосредственно на дом .. в итоге воздействие магических приемов культуры усилилось невероятно.. техника усложняется, но магические приемы для внедрения всякого ...... в сознание людей остались и остаются прежними.

Edited by Админ

Share this post


Link to post

Если не жить по заповедям - мы все артисты. Уметь видеть себя какой ты есть – путь к покаянию.

Мы часто смотрим на дела ближнего и говорим: Кино! или Кино и немцы! или Цирк какой-то! Часто сами даем повод к таким высказываниям. А в церкви? А фарисейство? А на молитве часто кому мы цирк устраиваем… Мало ли фантазируем из себя…. Слышал, как патриарх наш учил в своей речи, что бы мы не превращали для себя учения и житие наших святых в фольклор …

Share this post


Link to post

Вспомнил, как у Антония Сурожского читал, что нам надлежит помолиться, что бы Господь показал нам истинное наше лицо, истинную душу .… Очень важно знать к чему она прилепиться, когда у нее отнята, будет воля … Господь и во снах нам показывает наши души. И самим надо уметь прислушиваться к ним. И страшно тогда бывает. Еще вспомнил опять фильм Сталкер. Там про исполнение сокровенных желаний, о которых человек может и не подозревать. Страшно. И мы часто призываем : Благослови душа моя Господа! т.е. стань такой, что бы любить и прославлять Господа.

Share this post


Link to post

Стала я к театру равнодушна. Произошло это как-то само собой.

Share this post


Link to post

Встретились слова Н.В.Гоголя о театре. Показались интересными, хотя и не очень актуальны по отношению к современному театру.

 

О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности

(Письмо к гр. А. П. Т......му)

 

Вы очень односторонни, и стали недавно так односторонни; и оттого стали односторонни, что, находясь на той точке состоянья душевного, на которой теперь стоите вы, нельзя не сделаться односторонним всякому человеку. Вы помышляете только об одном душевном спасенье вашем и, не найдя еще той именно дороги, которою вам предназначено достигнуть его, почитаете все, что ни есть в мире, соблазном и препятствием к спасенью... Так и ваши нападенья на театр односторонни и несправедливы. Вы подкрепляете себя тем, что некоторые вам известные духовные лица восстают против театра; но они правы, а вы не правы. Разберите лучше, точно ли они восстают против театра или только противу того вила, в котором он нам теперь является. Церковь начала восставать противу театра в первые века всеобщего водворенья христианства, когда театры одни оставались прибежищем уже повсюду изгнанного язычества и притоном бесчинных его вакханалий.

 

Вот почему так сильно гремел противу них Златоуст. Но времена изменились. Мир весь перечистился сызнова поколеньями свежих народов Европы, которых образованье началось уже на христианском грунте, и тогда сами святители начали первые вводить театр: театры завелись при духовных академиях. Наш Димитрий Ростовский, справедливо поставляемый в ряд святых отцов церкви, слагал у нас пьесы для представления в лицах. Стало быть, не театр виноват. Все можно извратить и всему можно дать дурной смысл, человек же на это способен. Но надобно смотреть на вещь в ее основании и на то, чем она должна быть, а не судить о ней по карикатуре, которую на нее сделали.

 

 

Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Отделите только собственно называемый высший театр от всяких балетных скаканий, водевилей, мелодрам и тех мишурно-великолепных зрелищ для глаз, угождающих разврату вкуса или разврату сердца, и тогда посмотрите на театр. Театр, на котором представляются высокая трагедия и комедии, должен быть в совершенной независимости от всего. Странно и соединить Шекспира с плясуньями или с плясунами в лайковых штанах. Что за сближение? Ноги - ногами, а голова - головой .

 

Развлеченный миллионами блестящих предметов, раскидывающих мысли на все стороны, свет не в силах встретиться прямо со Христом. Ему далеко до небесных истин христианства. Он их испугается, как мрачного монастыря, если не подставишь ему незримые ступени к христианству, если не возведешь его на некоторое высшее место, откуда ему станет видней весь необъятный кругозор христианства и понятней то же самое, что прежде было вовсе недоступно. Есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой ступенью к христианству.

 

Выбранные места из переписки с друзьями

 

Share this post


Link to post

Театр,театр.Разыгрываются страсти человеческие.Актер ,играющий чужой образ,теряет свой образ,образ Божий.Теряется время,человек входит в чужой ему образ,он вне себя.Он меняет роли,надевает маски-и это его жизнь.Никакая хорошая,добрая роль не является благом-это не его,это не он.И человек гибнет.Но может быть это является благом для смотрящих?Рассмотрение страстей других людей-грех.Но может быть в назидание? Для людей это только развлечение с неким душевным чувством-не более.Развлечение больной души.Но нам ведь нравится,правда?А оправдание тому, что нам нравится,мы всегда найдем.

Share this post


Link to post

Театр и кино в сущность поднятой темы есть одно и то же. Но ведь однако есть люди, которые через эти лицедейства к Богу пришли. Один человек сказал, что фильм Поп "привел его в церковь". Сам смотрел его не раз - хороший фильм, но вот того человека он настолько пробрал, что он под влиянием источающегося из актера, сыгравшего батюшку, добра, простоты, чистоты духовной, сострадательности, взял в руки Евангелие и стал читать, что бы просто понять что же там такого, что человека может таким сделать. Вот ведь как - не все так просто, как нам кажется. Все премудро устроено промыслом Божьим, не постижимо для человеческого ума. Погодить нам нужно ярлыки вешать. Все что Богом дано - все для спасения человека. А как мы дары Божие понимаем и воспринимаем - то уже наша вина или правда. Наша, а не Божьих даров. Вот известно, что человека Бог в церковь приводит, кого то через страдания и потерю близких, кого то через послание хорошего проповедника, а вот кого то получается и через театр и кино. Ведь не взял бы человек в руки Евангелие если бы не этот фильм. Хотя конечно некоторые могут сказать, что если бы не через фильм его Господь к себе привел, так через другое. Ну так можно ответить, что ведь не через это же что то другое он его привел, а именно через кино. А значит вот и кино есть инструмент Божий по наставлению и направлению души на исцеление. Просто нужно отделять зерна от плевел и не есть то, что вкусно и красиво, а то что полезно и назидательно к добру и любви.

Share this post


Link to post

Да, фильм "Поп" неплохой, трагическая сцена казни например о многом заставляет задуматься. И актёры кино тоже получают шишки на каких то сценах. Я вот недавно смотрел фильм "Побег" с участием духовного чада о.Илия Ноздрина актёра Евгения Миронова (если кто помнит его по фильму "Утомлённые солнцем",когда он попирал хлеб на своём танке) так в фильме "Побег", когда Евгений Миронов отказывается голосовать за депутата Хомякова, его обзывают шестёркой депутата Ноздрёва, завязывается драка и ему достаётся. В целом конечно фильм так себе, хотя есть там несколько гениальных кадров, когда Евгений совершает побег, прыгая с вертолёта. Я хотел добавть к словам Андрея, что не только зрители, но и актёры непостижим промыслом Божиим приходят к Богу.

Share this post


Link to post

Как же все-таки кино (или театр) в огромной степени воздействует на душу и ум простого мирского человека.Уже почти и не смотришь телевизор,не ходишь в театр или кино,но стоит зацепиться за какой-нибудь эпизод из "выдуманной кем-то жизни", как же долго не можешь освободиться от увиденного :hunter:

Share this post


Link to post

... есть там несколько гениальных кадров, когда Евгений совершает побег, прыгая с вертолёта.

 

Для мужиков может это самое то...пиф-паф, кия-кия, прыжки, побеги, выкрутасы!

 

Особенно к Богу хорошо приближает... Фильмы про ментов, проституток, бандитов и депутатские разборки. Самое то. Очень духовно.

Share this post


Link to post

Тогда почему вы все так лицемерненько набросились на фотку моего профиля, где была дрыщ-суперменша?

Может я считаю гениальностью фильм о супермене...мир спасает...добро творит...такие спецэффекты, трюки!

 

вот снимется духовное чадо о.Илия в русской версии супермена, вы тоже будете считать это гениальностью и супердуховной штукой, только кажется лишь потому, что это чадо о.Илия

Share this post


Link to post

Вероятно, я не в тему,заранее извиняюсь,но вот ,что мне,как новичку странно на форуме, рассуждают о духовном,вероятно те, кто считает себя таковыми, или рассуждают о любви те,кто приобрел это великое чувство,в Христианском понимании, обсуждают прочие тонкости монашеской и церковной жизни,вероятно праведники, а если нет, то тогда это огульное осуждение, самолюбие, самодовольство и культивация заблуждений, простите,но праздный треп,на серьезные темы, не беру данную,по меньшей мере бессмыслен...

Share this post


Link to post

Апрель, тут дело такое... что те добродетели, любовь и т.д. в той мере, в какой об этом говорится в Евангелии, никто из нас, грешных, не приобрел. И дай Бог хотя бы к своему смертному одру научиться капле подлинного добра и любви.

Площадка эта, форум, была создана для общения. Где мы можем обмениваться своими мнениями о том, что, может быть, не до конца понятно. Хотя о мнении хорошо сказал отец Василий (Росляков), в котором и выражается часто наша самость и тщеславие.

И конечно же нужно соблюдать допустимые рамки общения, избегая чрезмерной эмоциональности, хамства и откровенного перехода на личности. ... сказала я.(((

Share this post


Link to post

Тогда почему вы все так лицемерненько набросились на фотку моего профиля, где была дрыщ-суперменша?

Может я считаю гениальностью фильм о супермене...мир спасает...добро творит...такие спецэффекты, трюки!

 

вот снимется духовное чадо о.Илия в русской версии супермена, вы тоже будете считать это гениальностью и супердуховной штукой, только кажется лишь потому, что это чадо о.Илия

Нафаня, я первый раз слышу, что кто-то там на тебя набросился. Ты украшение этого форума, единственный человек здесь, кто говорит всем правду в глаза. А об актёрах,обратившихся к Богу у Василия Никифорова-Волгина есть хороший рассказ, если не ошибаюсь называется "Солнце играет".

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...