Jump to content
Сильверстоун

Короновирус и посещение Богослужений.

Recommended Posts

Пандемия сделала нас свидетелями того, что массовая психология за столетия ничуть не изменилась. Крестьянин XVIII века и современный горожанин с дипломом престижного вуза могут реагировать на необычную и пугающую ситуацию примерно одинаково – подхватывая самые фантастические суеверия и доверяя самым нелепым слухам.

В наши дни слухи подхватываются с экранов смартфонов, а не на базарной площади – но сама психология не изменилась. Почему это происходит? Это важный вопрос, который нуждался бы в профессиональном анализе, но пока можно сделать несколько предположений.

 

Как заметил Марк Твен, «людей гораздо легче одурачить, чем убедить их в том, что они одурачены». Точность этого наблюдения можно оценить на множестве разных примеров. Многие из нас помнят пирамиду МММ, которая обещала всем фантастические дивиденды на скромные вложения – и даже какое-время их выплачивала. Когда все (предсказуемо) рухнуло, а основателя пирамиды арестовали, жертвы обманщика решительно выступили на его защиту. Я еще помню огромные заголовки «Почему мы верим МММ и не верим чиновникам». Ответ на этот вопрос вполне ясен – потому нам всегда невыносимо признавать, что мы стали жертвой обмана. Это подрывает нашу самооценку, нашу уверенность в том, что мы – умные, компетентные, способные справиться с жизнью люди, не какие-нибудь беспомощные бедолаги, которых может обвести вокруг пальца любой прохвост.

Скрытый текст

«Интернет-пузыри» возникли задолго до пандемии

Сергей Худиев
публицист, богослов

20 июля 2021, 12:20

 

Пандемия сделала нас свидетелями того, что массовая психология за столетия ничуть не изменилась. Крестьянин XVIII века и современный горожанин с дипломом престижного вуза могут реагировать на необычную и пугающую ситуацию примерно одинаково – подхватывая самые фантастические суеверия и доверяя самым нелепым слухам.

В наши дни слухи подхватываются с экранов смартфонов, а не на базарной площади – но сама психология не изменилась. Почему это происходит? Это важный вопрос, который нуждался бы в профессиональном анализе, но пока можно сделать несколько предположений.

Возможно, склонность людей верить паническим слухам, а не разъяснениям их ложности, связана именно с тем, что они панические. Таков встроенный механизм – на протяжении многих поколений крикам «волки! волки!» или «пожар!», или сообщению о набеге кочевников надо было верить сразу и безоговорочно, не входя ни в какие анализы и рассмотрения – пока ты будешь думать, тебя съедят. Вот сообщения, не несущие такой панической интонации, можно игнорировать – это не вопрос жизни и смерти. Если сообщения конкурируют между собой, выигрывают те, которые внушают большее чувство страха.

Очень сдержанные меры властей против пандемии (Россия в этом отношении оставалась одной из самых свободных стран мира) оставляли ощущение того, что ситуация под контролем, паниковать не о чем, надо бы (когда-нибудь потом) спокойно пойти и привиться. На этом фоне носящиеся по сетям надрывно-панические сообщения, что прививки содержат жидкие чипы или «жижу из абортированных младенцев», и от них люди умирают направо и налево (а вот мой знакомый, которого я не могу назвать, слышал от врачей скорой помощи, которых он тоже не может назвать, что морги забиты умершими от прививок) – воспринимаются как гораздо более заслуживающий внимания сигнал тревоги.

Другой важный фактор происходящего – мы все склонны оправдывать свои решения. Особенно неудачные. Как заметил Марк Твен, «людей гораздо легче одурачить, чем убедить их в том, что они одурачены». Точность этого наблюдения можно оценить на множестве разных примеров. Многие из нас помнят пирамиду МММ, которая обещала всем фантастические дивиденды на скромные вложения – и даже какое-время их выплачивала. Когда все (предсказуемо) рухнуло, а основателя пирамиды арестовали, жертвы обманщика решительно выступили на его защиту. Я еще помню огромные заголовки «Почему мы верим МММ и не верим чиновникам». Ответ на этот вопрос вполне ясен – потому нам всегда невыносимо признавать, что мы стали жертвой обмана. Это подрывает нашу самооценку, нашу уверенность в том, что мы – умные, компетентные, способные справиться с жизнью люди, не какие-нибудь беспомощные бедолаги, которых может обвести вокруг пальца любой прохвост.

Прохвосты, впрочем, инстинктивно или вполне обдуманно эксплуатируют эту человеческую склонность – надо побудить человека совершить одно глупое решение, и оно повлечет за собой другие. Признать свою ошибку тем труднее, чем сильнее мы вложились. Чем больше денег вы отдали МММ (или другой подобной структуре), тем труднее признать, что вы связались с мошенниками. Это верно в отношении не только финансовых, но и эмоциональных вложений. Если вы разругаетесь с половиной своих родных и знакомых из-за своей политической позиции, ваша преданность этой позиции чрезвычайно укрепится. Не могли же вы пойти на такие жертвы совершенно напрасно. Гонения на членов культов, как правило, только укрепляют преданность адептов – людям невыносимо признать, что они страдают зря.

Человек может подхватить антипрививочную панику без каких-либо рассуждений, просто потому, что со времен африканских саванн мы привыкли быстро отзываться на сигнал тревоги и передавать его дальше – но потом, когда он сталкивается с резкой критикой того, что он размещает у себя в соцсети, ему приходится грудью встать на защиту своего решения. Ведь критики подразумевают, что он поступил чрезвычайно глупо и безответственно, транслируя ложные и вредные слухи. Человек, который принял импульсивное решение перепостить ссылку, даже не вдаваясь в ее содержание, теперь сражается уже не за «точку зрения», а за свое доброе имя, достоинство и самоуважение. Что там происходит на самом деле, забиты ли морги умершими от прививок – или это просто выдумка, что говорят медицинские авторитеты, что пишет Lancet или Nature, или к каким заключениям приходят министерства здравоохранения различных стран – это уже неважно, важно защитить себя от того, что воспринимается как разрушительные личные нападки.

И тут оказывается, что Глобальная сеть легко позволяет найти себе единомышленников по какому угодно вопросу. Поверю ли я в «плоскую землю», рептилоидов с планеты Нибиру или глобальный заговор Биг Фармы, я всегда найду себе друзей и соратников на всех континентах. В Таганроге, Берлине, Хайфе и Нью-Йорке пожмут мою мужественную руку, утешат меня после нападок критиков и предоставят море материалов, доказывающих, что я прав – а власти, как обычно, скрывают. Формирование «интернет-пузырей» началось очень задолго до пандемии. Такова уж неизбежная особенность социальных сетей: вы подписываетесь на тех, кто вам нравится, и можете забанить тех, кто вас раздражает. Удержаться от того, чтобы выкинуть за пределы восприятия всех, кто ставит под вопрос дорогие нам взгляды, трудно – да и большинство людей ставит себе в заслугу, что отписывается от этих ужасных негодяев, которые расходятся с ними в тех или иных оценках.

Так человек получает поддержку любым своим взглядам и легко изолируется от критики. Друзья уже не могут его переубедить – в Сети легко их забанить и найти себе новых, которые всегда одобрят и поддержат. Более того, в этой ситуации пересмотреть свои взгляды, признать, что погорячился и был неправ – значит, предать свой партизанский отряд, где тебя уже приняли как родного.

В этой печальной ситуации – которая, очевидно, будет воспроизводиться вновь и вновь – важно приобрести навык минимизации ущерба. Мы все делаем ошибки, и это неизбежно. Перепощиваем ссылки, не прочитав. Подхватываем те или иные сообщения, потому что их разместили симпатичные нам люди, не пытаясь разобраться в том, насколько они истинны. Мы можем поддержать ложную и вредную кампанию, вложиться в мошенническое предприятие, даже стать членами культа. Это не значит, что мы плохие, глупые или злонамеренные люди. Это просто значит, что мы люди, а людям свойственно ошибаться. Это нормально. Мы ошибаемся и несем потери – этого нельзя избежать. Но эти потери можно минимизировать. А для этого полезно вспомнить, что мы не обязаны настаивать на своих ошибках.

https://vz.ru/opinions/2021/7/20/1109715.html

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
28 минут назад, Юрий Кур сказал:

Более того, он это написал даже для тех случаев, когда "удостоверение" спорно ("немощных в вере принимайте без спора о мнениях..." )

Это всё же не универсальный совет. Иначе Церковь не боролась бы с ересями, всех бы принимали, как есть. Посмотрела толкование. Интересно! Мысль апостола конкретнее и глубже, чем можно подумать на первый взгляд.

 

"Приемлите, говорит Апостол, принимайте в братское общение, не отворачивайтесь от него, не чуждайтесь его, не отталкивайте от себя. Слова: не в сомнение помышлений — не так ясны. Μη εις διακρίσεις διαλογισμών. — Διάκρισις — рассуждение; отсюда, с одной стороны, — раздумывание, колебание в мыслях и сомнение, а с другой, — разбор, суждение и осуждение. — Отсюда разные толкования. Блаженный Фотий у Экумения пишет: «не осуждай его, а принимай братски, как немощного». А блаженный Феофилакт перифразирует сии слова разно: «не осуждайте его, не соблазняйтесь, не смущайтесь многими помыслами, но всячески старайтесь уврачевать его, как немощного». ...


Святой Златоуст говорит на сие место: «знаю, что слова сии для многих трудны к уразумению. Посему нужно наперед изложить, что подало повод к сим наставлениям и что хочет исправить Апостол этими словами. Что же такое хочет он исправить? Многие из уверовавших иудеев, и по принятии веры имея совесть, связанную законом, наблюдали строгую разборчивость в пище, потому что не осмеливались вовсе отступить от закона. Притом, дабы, воздерживаясь только от свиного мяса, не подпасть за то нареканию, они стали уже воздерживаться от всего мясного и есть одни овощи под тем видом, что наблюдают пост, а не иудейскую разборчивость в пище по закону. С другой стороны, были и более совершенные в вере, которые сами нисколько не наблюдали подобной разборчивости в пище и еще наблюдавших оную отягощали и огорчали своими укоризнами и обличениями и даже ввергали в уныние.

 

Посему блаженный Павел опасался, чтобы они, имея намерение исправить неважный недостаток, не испортили всего, — чтобы, желая отучить немощных в вере от разборчивости в пище, не довели их до отпадения от веры и, прежде времени стараясь все возвести к совершенству, не расстроили того добра, какого надлежало ожидать от них в это время, то есть чтобы непрестанными своими укоризнами не поколебали их в исповедании Христовом, так что после этого нельзя было бы исправить ни того, ни другого.

 

Смотри же, как благоразумно действует Апостол и с свойственною ему мудростию заботится о пользе той и другой стороны! Он не отваживается сказать укоряющим: вы делаете худо; ибо сим дал бы повод другим утвердиться в своей разборчивости. Не говорит также: хорошо вы делаете; ибо тогда они стали бы нападать еще сильнее. Напротив, вразумляет как должно тех и других, и хотя по-видимому делает выговор сильнейшей стороне, однако же сей самый выговор весь падает и на противную сторону. Это есть самый легкий и нечувствительный способ исправления, когда, обращая слово к одному, наносишь удар и другому. Тогда вразумляемому не даешь причины сердиться и неприметным образом вливаешь в него врачевство исправления.

 

Заметь же, как благоразумно и благовременно делает сие Апостол! Сказав: плотиугодия не творите в похоти, — переходит вдруг к настоящей речи, дабы нельзя было подумать, что говорит в пользу тех, которые запрещали разборчивость и приказывали есть все. Слабую сторону всегда нужно больше беречь; почему и Апостол обращается с выговором к сильнейшей стороне и говорит так: изнемогающаго в вере приемлите. — Но видишь ли, что сим нанесен уже удар и наблюдающему разборчивость? Назвав его немоществующим, Апостол дает почувствовать, что он болен. Потом наносит другой удар, сказав: приемлите. Сим показывает, что много надобно прилагать о нем попечений; а это служит признаком крайней болезни. Не в сомнение помышлений: вот уже и третий нанесен удар! Из сих слов видно, сколь важно дело его; ибо оно возбуждает сомнение даже в тех, которые не участвуют в нем (вероятно, наводя на мысль: уж и в самом деле, не следует ли и нам держаться подобной разборчивости?). — Примечаешь ли, как по-видимому говорит одним, а между тем неприметно и не нанося огорчения упрекает других?»"

 

https://verapravoslavnaya.ru/?Feofan_Pavla_k_rimlyanam

Edited by Vаlentinа

Share this post


Link to post
29 минут назад, Юрий Кур сказал:

"немощных в вере принимайте без спора о мнениях..."

Юрий, это относится к неважным недостаткам, по толкованию свт. Иоанна Златоуста.

 

Нарушение заповеди о любви к ближним, грехи суеверия и искушения Бога — серьёзны.

Share this post


Link to post
5 минут назад, Vаlentinа сказал:

Это всё же не универсальный совет

конечно, не универсальный; но к ситуации с вакцинацией подходит.

 

5 минут назад, Vаlentinа сказал:

Иначе Церковь не боролась бы с ересями, всех бы принимали, как есть.

В данном случае, речь ведь не о ересях. И Церковь как раз и говорит:

 

"Ошибочным является представление, что принципиальный отказ от вакцинации как таковой может быть обусловлен православным вероучением. Выбор в пользу вакцинации или отказа от нее является индивидуальным решением каждого человека (в отношении ребенка — его родителей или законных представителей), принимаемым на основе личных убеждений, знаний, жизненного опыта, а также с учетом информации, полученной от медицинских работников, научного сообщества и разработчиков вакцин.

Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. В частности, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркивается: «Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей» (XI.3). Следуя изложенному принципу и признавая, при этом, важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине. Следует заметить, что обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер." (http://www.patriarchia.ru/db/text/5811676.html)

 

Из первого абзаца этой цитаты следует, что участники круглого стола призывают не связывать вопрос вакцинации (как в ту, так и в другу сторону) с православным вероучением. А второе предложение этого абзаца весьма созвучно словам апостола Павла (Рим.14:5)

 

Share this post


Link to post
Только что, Юрий Кур сказал:

конечно, не универсальный; но к ситуации с вакцинацией подходит.

Не подходит вообще.

Дело не в вакцинации, а в том, как люди обосновывают свой отказ от неё.

Вот здесь как раз и наплевательское отношение к здоровью ближних, и доверие всякой псевдонаучной ахинее, и искушение Бога "доверием" Ему.

Share this post


Link to post
Только что, A Lone Wolf сказал:

Не подходит вообще.

детский сад... кто последний сказал, тот и выиграл ))

 

3 минуты назад, A Lone Wolf сказал:

Нарушение заповеди о любви к ближним, грехи суеверия и искушения Бога — серьёзны.

не нам судить, кто и как нарушает эти заповеди и нарушает ли их вообще.

 

"Блаж. Августин

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях

Когда Павел говорит: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях, он учит принимать слабого в вере так, чтобы мы своею крепостью могли поддержать его слабость, и не осуждать его мнения, осмеливаясь брать суждение из чужого сердца, которое не видим." (http://bible.optina.ru/new:rim:14:01)

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
25 минут назад, Юрий Кур сказал:

не нам судить, кто и как нарушает эти заповеди и нарушает ли их вообще.

Так по плодам же узнаём. Рост количества заболевших, пропаганда фейков и инфантильное "на всё Суд Божий" говорят сами за себя. Тень на плетень зачем опять наводите?

Edited by A Lone Wolf
скорректировал формулировку

Share this post


Link to post
Только что, A Lone Wolf сказал:

Так по плодам же узнаём. Рост заболевших, пропаганда фейков и инфантильное "на всё Суд Божий" говорят сами за себя. Тень на плетень зачем опять наводите?

 

"Плоды" - это же не рост заболеваемости; а плоды духа. А какие у кого плоды каждый знает только сам о себе; а о других - только если ему Дух открыл..  

  • Like 1

Share this post


Link to post
2 минуты назад, Юрий Кур сказал:

плоды духа

… проявляются в поведении людей. Содержание и эмоции высказываний, поступки — всё это свидетельствует о человеке.

Share this post


Link to post
21 минуту назад, Юрий Кур сказал:

"Ошибочным является представление, что принципиальный отказ от вакцинации как таковой может быть обусловлен православным вероучением.

Конечно, отказ от вакцинации никак не может быть обусловлен православным вероучением. А вот искажением православного вероучения, суевериями, поисками чипов и прочего - очень даже может быть обусловлен.

21 минуту назад, Юрий Кур сказал:

Из первого абзаца этой цитаты следует, что участники круглого стола призывают не связывать вопрос вакцинации (как в ту, так и в другу сторону) с православным вероучением. А второе предложение этого абзаца весьма созвучно словам апостола Павла (Рим.14:5)

Я не помню, чтобы кто бы то ни было призывал здесь к сегрегации отказывающихся от вакцинации. Речь у нас идёт о выяснении моральных аспектов отказа от вакцинации при условии отсутствия медицинских противопоказаний и обосновании вопросов вакцинации в настоящих условиях с точки зрения христианского вероучения. Апостол Павел, как мы только что прочитали у святых отцов, не учил оставлять без внимания немощи ближних, он и сам обращает на них внимание и врачует ошибки споривших - и первых, и вторых.

Share this post


Link to post
4 минуты назад, A Lone Wolf сказал:

… проявляются в поведении людей. Содержание и эмоции высказываний, поступки — всё это свидетельствует о человеке.

а отцы говорят: "не осуждать его мнения, осмеливаясь брать суждение из чужого сердца, которое не видим" (см. выше)

 

И они говорят так, потому что научились от Христа (Мф.7:1-5, http://bible.optina.ru/new:mf:07:start#05) и от апостолов (Рим.14:13, http://bible.optina.ru/new:rim:14:start)

2 минуты назад, Vаlentinа сказал:

Речь у нас идёт о выяснении моральных аспектов отказа от вакцинации при условии отсутствия медицинских противопоказаний и обосновании вопросов вакцинации в настоящих условиях с точки зрения христианского вероучения.

С какой целью? Пусть каждый разбирается со своими "аспектами". Эти моральные аспекты у всех разные; желаете порассуждать о моральных аспектах невакцинации Петра Мамонова?

 

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
2 минуты назад, Юрий Кур сказал:

а отцы говорят: "не осуждать его мнения, осмеливаясь брать суждение из чужого сердца, которое не видим" (см. выше)

Опять обобщаете маловажное с важным.

Share this post


Link to post
Только что, A Lone Wolf сказал:

Опять обобщаете маловажное с важным.

Чтобы отличить важное от маловажного, надо видеть сердце человека, а не таблицу статистики. Об этом и речь

  • Like 1

Share this post


Link to post
Только что, Юрий Кур сказал:

С какой целью?

Можете расценить это, как проповедь слова Божия среди африканских племен.)

Share this post


Link to post
Только что, *Владислав* сказал:

Можете расценить это, как проповедь слова Божия среди африканских племен.)

переадресую Александру Костылеву )))

Share this post


Link to post
Posted (edited)
17 минут назад, Юрий Кур сказал:

С какой целью? Пусть каждый разбирается со своими "аспектами". Эти моральные аспекты у всех разные; желаете порассуждать о моральных аспектах невакцинации Петра Мамонова? 

Юрий, может быть, Вы не знаете, его жена говорила, что, заболев, он пожалел, что поверил некоторым пропагандистам и не сделал прививки. И она пожалела, бедная. Вот для того, чтобы меньше было таких запоздалых горьких сожалений, и может пригодиться подобная тема.

Edited by Vаlentinа
  • Like 2

Share this post


Link to post
8 минут назад, Юрий Кур сказал:

Чтобы отличить важное от маловажного, надо видеть сердце человека, а не таблицу статистики. Об этом и речь

"ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека" (Мф. 15:19-20).

 

Господь эффекты перечислил. Лжесвидетельство и особенности пищевого рациона сравнить нетрудно.

Share this post


Link to post
5 минут назад, Vаlentinа сказал:

Юрий, может быть, Вы не знаете, его жена говорила, что, заболев, он пожалел, что поверил некоторым пропагандистам и не сделал прививки. И она пожалела, бедная. Вот для того, чтобы меньше было таких запоздалых горьких сожалений, и может пригодиться подобная тема.

Валя, то, о чем Вы говорите - это медицинский аспект, а не моральный. По медицине сказано достаточно. А как только на "мораль" переходим, то получаем печальные "плоды духа". 

1 минуту назад, A Lone Wolf сказал:

Господь эффекты перечислил.

Андрей, Вы же знаете, что все эти "эффекты" надо учиться различать в себе, а не в других.

  • Like 1

Share this post


Link to post
1 минуту назад, Юрий Кур сказал:

Андрей, Вы же знаете, что все эти "эффекты" надо учиться различать в себе, а не в других.

И в себе, и в других. Когда в этой теме при выступлении против вакцинации использовались ложные сведения, вы ведь говорили об этом, так? Потому что отличали ложные данные от правдивых. Однако сейчас вдруг опять занялись моральным обскурантизмом.

Share this post


Link to post

Иерей Георгий Максимов

Несколько малоизвестных фактов на тему "Афон и вакцинация". У нас в сети распространяют высказывания разных афонитов, настроенных против вакцинации. Несведущий читатель воспринимает это как общую позицию святогорцев. Что, однако, совсем не так. Сегодня в Великой Лавре престольный праздник в честь преп. Афанасия Афонского. Допуск в монастырь строго при наличии сертификата о вакцинации от коронавируса. Такое благословение. Обязательная вакцинация всех отцов прошла в монастыре Симонопетра. Вакцинировалась значительная часть насельников Ватопеда (≈35 отцов). И не только они. На Афоне уже несколько месяцев проводится вакцинация, в которой добровольно поучаствовали многие отцы и большинство мирян, работающих на Святой Горе.

19 минут назад, Юрий Кур сказал:

переадресую Александру Костылеву )))

А кто это?

 

Я кстати, достаточно серьезно. Мне антипривочники действительно иногда кажутся туземными племенами. Медицинское и научное информирование - это просвещение. Просьба исполнить заповедь Божию и послушаться голоса Церкви - это проповедь.

  • Like 1

Share this post


Link to post
14 минут назад, A Lone Wolf сказал:

и в себе, и в других

О других - прошу ещё раз почитать о том, что говорит Евангелие и отцы. Надо различать суждения о смыслах слов и суждения о помыслах людей. 

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
6 минут назад, Юрий Кур сказал:

О других - прошу ещё раз почитать о том, что говорит Евангелие и отцы. Надо различать суждения о смыслах слов и суждения о помыслах людей. 

В соответствии со смыслом высказанных слов и комментирую. Если смысл неясен, то задаю вопросы. Что там у людей в помыслах — само собой, неведомо, ибо не телепат. Когда высказывают очередную чушь о "печати антихриста", то честно назову это суеверием, а необоснованный страх перед вакциной — суетным страхом.

Edited by A Lone Wolf

Share this post


Link to post
Posted (edited)
1 час назад, Юрий Кур сказал:

Валя, то, о чем Вы говорите - это медицинский аспект, а не моральный. По медицине сказано достаточно.

Юрий, и слава Богу, что сказано достаточно и по медицинскому аспекту, и по спорам по оценке Спутника. Я просто по опыту знаю, как важно предоставление вот такой разноплановой информации. В начале Великого поста, когда передо мной встал вопрос о вакцинации, я пошла в инет разбираться, что к чему. И нашла один большой, длинный разговор, где высказывались разные люди, с разными точками зрения, приводя аргументы и ссылки. Очень полезно было. Я всё почитала, подумала, и ещё раз подумала - и спустя какое-то время сгенерировала свой взгляд на этот вопрос. А без такого разностороннего обсуждения мне было бы сложновато. Поэтому то, что в нашей теме приводятся аргументы, ссылки, мнения - это действительно очень важно. Ну, а прочитав, каждый может сам решить, что решит. Учитывая и медицинские, и моральные, и религиозные аспекты. Ну, а так как тема эта в обществе продолжает развиваться, то логично, что продолжается и обсуждение новых аспектов.

Edited by Vаlentinа
Опечатка.
  • Like 2

Share this post


Link to post
3 hours ago, *Владислав* said:

Допуск в монастырь строго при наличии сертификата о вакцинации от коронавируса.

Вот действительно интересная тема для обсуждения.

 

Я ждал нечто такое, связанное с посещением храмов, но эту активность можно отложить до появления соответствующих решений.

 

Ан нет, уже более 12 страниц сообщений, переливающих из пустого в порожнее, добавили, а почитать чего-то информативного не получается.

 

И как-то тихо так...

 

Никого это сообщение не заинтересовало?

 

Мне особенно интересно про сегрегации послушать. Вернее, про отсутствие оных.

 

Никто не хочет чего-нибудь "наваять"?

 

Хотя бы эмоций, наличие "доказательств", а также цитат из святых отцов, прилагать не обязательно...

  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
14 минут назад, Иерей Алексей сказал:

интересно про сегрегации послушать

Например...

- На дороги не пускают без водительского удостоверения.

- Детям не продают спиртное и табак.

- на Афон не пускают женщин даже с сертификатом.

- Женщин в алтарь не пускают.

- В Оптиной (и не только) в некоторые скиты вообше никого не пускают.

 

Наверно, сегрегация сегрегации рознь.

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...