Jump to content
Юрий Кур

Почему мы обращаемся ко Кресту Господню как к личности?

Recommended Posts

Кор.1:18 

 

Сло́во бо кр҇тное  погиба́ющымъ ᲂу҆́бѡ ю҆ро́дство є҆́сть, а҆ спаса́ємымъ на́мъ си́ла бж҃їѧ є҆́сть.

 

Перевод:

 

Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия.

 

Для меня прежде всего Крест - это сила Божия. Ведь именно через Крест нам Господь даровал спасение. Осеняя себя крестным знамением всегда пониманию насколько это сильная защита от козней вражьих, помощь в преодолении трудностей, и Кто на нем был распят за меня грешного.

 

На распятии мы всегда читаем и с поклоном молимся - Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.

 

Только через Крест и не иначе Христос мог умереть и Воскреснуть. А так же мне он напоминает, что и у меня крест и мне надо его понести до конца.

 

Святитель Феофан вот что пишет:

 

Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть.

 

Почему послан благовестить не в премудрости слова? – Потому что слово о кресте, само по себе, для спасаемых есть сила Божия. Следовательно, цель его достигается и без премудрости слова. А для погибающих оно юродство есть; и сколько ни раскрашивай его и ни обставляй соображениями, пользы не будет; погибающие все будут юродством его считать и гибнуть.

Слово крестное есть сие: Бог воплотившись умер на кресте и спас нас; веруй в Него и спасешься. Погибающие и спасаемые – как будто и определены – одни на пагубу, а другие на спасение; так что как ни бейся погибающий, погибнет, а спасаемый спасется, сколько ни уклоняйся по временам от пути спасительного.

 

 

Вот для меня лично в самом начале воцерковления вдруг упала в голову задачка такая). Читал себе да читал правило на сон, особо не задумывался. И однажды мама спрашивает:

Сынок, а как это понять и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й?

Опа, не знаю даже мама. Вроде понятно, что даровавшего НАМ, а причем здесь тебе?!

 И как это понять? 

С интернетом ( гуглом) тогда не дружил еще, духовника не было, в храме все забывал спросить))).

 

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

 

А оказалось все проще.

 

Перевод на русский:

 

Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага.

 

 

1 час назад, Юрий Кур сказал:

"О Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми со Святою Госпожею  Девою Богородицею..."?

У меня это связывается с Евангелием:

 

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. (Лук.2:34,35)

 

Праведному Симеону открывается будущее Младенца и Его Матери. Он говорит Ей, что видел оружие, которое пройдет Ее душу. Так выражает он тайну Ее стояния у Креста. Глядя на Младенца Христа, он видит Его уже на Кресте и даже созерцает Его в пасхальном свете, ибо поистине от этого света сияет «свет во откровение языков». Созерцание Симеона столь глубоко, что он видит, взирая на Младенца, и глубины человеческих судеб: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих».

  • Like 2

Share this post


Link to post

Да, мы поклоняемся Кресту как Силе Божией, победившей смерть, как Древу жизни,  как знамению Христа, "ибо где знамение, там и Он" (ТИПВ).

Но почему мы обращаемся ко Кресту персонально, так сказать? Мы же не почитаем икону словами: "О Святая икона..."? Значит, Крест - это Что-то большее.

Сам Господь?

  • Like 2

Share this post


Link to post

Вот нашел у Иоанна Дамаскина:

"Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси (Мф. 24, 30), разумея Крест."

(ТИПВ, https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_11)

 

  • Like 3
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Правильно ли будет мыслить?

Когда творю на себе знамение Креста, т.е. крещу себя, то  приобщаю себя Кресту, пригвозждаю. Сраспинаюсь?

Edited by inna d

Share this post


Link to post
3 минуты назад, inna d сказал:

Правильно ли будет мыслить?

Когда творю на себе знамение Креста, т.е. крещу себя, то  приобщаю себя Кресту, пригвозждаю.

Может быть это и правильно, только не уверен, что правильно говорить, что сам себя пригвождаю. 

Отцы учат, что - это знак того, что мы чада Божии через Крест Христов, что мы исповедуем Христа распятого.

  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
1 час назад, inna d сказал:

Правильно ли будет мыслить?

Не будет ли это слишком самонадеянно, даже помыслить о том, что в состоянии крест нести?

Share this post


Link to post
12 минут назад, АлександрIV сказал:

Не будет ли это слишком самонадеянно, даже помыслить о том, что в состоянии крест нести?

Наверно, будет, но нести все равно надо )

  • Like 2

Share this post


Link to post

А я думаю, что говорить , что  я совсем не могу нести креста - есть ропот и малодушие.

 

от Матфея Глава 11.

 

28. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

 

29. возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

 

30. ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

 

Евангелие от Луки 21 , глава 12

 

16. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;

17. и будете ненавидимы всеми за имя Мое,

18. но и волос с головы вашей не пропадет,

19. терпением вашим спасайте души ваши.

 

42 минуты назад, АлександрIV сказал:

Не будет ли это слишком самонадеянно, даже помыслить о том, что в состоянии крест нести?

Однако с Божией помощью всё возможно, ибо «всё возможно верующему» (Мк.9:23)

  • Like 2

Share this post


Link to post
2 часа назад, inna d сказал:

Правильно ли будет мыслить?

Когда творю на себе знамение Креста, т.е. крещу себя, то  приобщаю себя Кресту, пригвозждаю. Сраспинаюсь?

Мне кажется, что неправильно. Когда мы наносим Крестное знамение, мы этим выражаем веру в Пресвятую Троицу и Христа, выражаем любовь и благодарность ко Христу за все милости, щедроты и надежду на защиту от падших духов. Сораспятие, как мне думается , это совсем другое -  безропотное несение скорбей и болезней Христа ради. 

Edited by Roza
  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
47 минут назад, АлександрIV сказал:

Не будет ли это слишком самонадеянно, даже помыслить о том, что в состоянии крест нести?

Мыслю в данном случае, что без Бога ничего не могу. Все могу в укрепляющем мя Господе.

Но вот смотрите: когда мы причащемся Святых Животворящих Тайн, мы Господа в себя принимаем. Господь в нас, а мы в Нем. 

17 минут назад, Roza сказал:

Сораспятие, как мне думается , это совсем другое -  безропотное несение скорбей и болезней Христа ради. 

И вот в данном случае разве я не обещаюсь сораспяться Господу?

  • Like 2

Share this post


Link to post

Новая Скрижаль.

 

Глава XI. О святом кресте

 

§1. Крест везде прилагается

Поелику св. крест поставляется на всех церквах, и в церкви нет таких священных одежд, нет вещей и утварей, на которых не было бы креста, нет таинства и других молитвенных действий, при которых не употреблялось бы знамение креста; посему здесь следует сказать: что есть крест? Для чего Христос благоволил претерпеть не другую какую-нибудь смерть, как крестную? Какою Божественною силою облечен крест? и как древние святый крест почитали?

 

§2. Что был прежде крест?

Поелику крестная казнь в древности считалась самою поносною, то древние всегда называли крест самыми бесчестными именами. Одни говорили, что это есть несчастное древо, проклятая виселица, жесточайшая и отвратительнейшая казнь; другие почитали его и для низких людей бесчестным наказанием, ужасным умерщвлением рабов, а для человека свободного, хотя и виновного, он не должен быть употребляем. Бл. Августин (в кн. 180-ти вопросов) в вопросе 25 так пишет о кресте: «между всеми родами смертей ни одного не было столь страшного и поносного, как смерть крестная»; он же, в 18 беседе на Матфея, так говорит: «ничего не было в то время бесчестнее крестной смерти». Посему-то не напрасно апостол похваляя послушание Христово, прибавил: «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя». То же самое и в 36 трактате на Иоанна бл. Августин пишет: «когда апостол хвалил послушание Христово, бывшее до смерти, то ему мало было сказать, что Христос послушлив был даже до смерти, не до какой-нибудь смерти, но прибавил: смерти же крестныя. Между всеми родами смертей, этой смерти не было хуже».

 

§3. В порок христианам поставляем был

Когда Христос Сын Божий нашего ради спасения благоволил на земле умереть поноснейшею крестною смертию; тогда язычники и неверные иудеи нападали на христиан и насмехались над ними, особенно потому, что они Христа, как бы простого человека, и еще более бесчестно на кресте распятого, Богом и Сыном Божиим называли и поклонялись Ему. Посему апостол Павел (1Кор.1:18) пишет: «Слово бо крестное погибающим убо юродство есть»; и ниже (1Кор.1:23): «проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие». Св. мученик Иустин в последней Апологии пишет: «неверные безумным делом назвали то, что христиане воздают Божественную честь Человеку распятому». Лактанций (в кн. 4, гл. 16) говорит: «в бесчестие нам вменяют, что мы почитаем Человека, от человеков поносною казнию умученного и умерщвленного». Бл. Августин в беседе 8 на слова апостолов говорит: «из-за креста Христова на нас нападают премудрые века сего и говорят: какое вы имеете сердце, когда Богом почитаете Распятого?» И в послании 48: «Христос, не царством земным украшенный, Христос, не земными богатствами изобилующий, ниже другим каким-нибудь земным счастием превосходящий; но Христос распятый проповедуется по всему кругу земному. Над чем прежде смеялись гордые народы, над тем теперь смеются потомки их». Арновий (в кн. 1) против язычников пишет: «неверные, смеясь над христианами, так им говорят: не за то боги к вам немилостивы, что вы почитаете всемогущего Бога, но за то, что рожденного Человека, и, что бесчестно и для низких людей, крестною смертию умерщвленного почитаете Богом, веруете, что Он всегда жив, и воздаете Ему поклонение чрез повседневные жертвоприношения».

 

Скрытый текст

 

§4. Что он есть ныне

Впрочем, оставим сии и подобный сим глумления язычников и неверных иудеев над христианами; а посмотрим, как вооружались св. отцы против этих глумлений. Св. Афанасий Великий в речи против язычников так на них жалуется: «язычники нападают на нас и широко разверстым зевом смеются, поставив на вид не что другое, как крест Христов. Об их судьбе надо сожалеть, потому что, когда поносят крест Христов, они не примечают его силы и действий, которыми наполнена вся вселенная, и того, что крестом совершены такие дела, чрез которые познаем Бога. Если бы язычники правильно обратили свой разум к познанию Божества, то никогда над такою великою вещию не смеялись бы. Они тогда лучше узнали бы Спасителя и увидели бы, что Крест Его был не казнь, но искупление всей твари». Августин в 15 беседе, по случаю праздника кресту, пишет: «вот в чем христианское учение, смирения заповедь, смирения похвала: да хвалимся точию о кресте Господа нашего Иисуса Христа. Ибо не дивно премудростию Христовою хвалиться, но дивно хвалиться крестом. За что нападает на тебя нечестивый, тем хвалится благочестивый, над чем смеется гордый, тем хвалится Христос. Не стыдись креста Христова. Для сего ты на челе, как на месте стыда, и изображаешь знамение креста; огради чело твое и не будешь бояться языка чуждого». Св. Златоуст, в 54 беседе на Матфея, так рассуждает о кресте: «если кто тебе скажет, ты Распятому покланяешься? ты светлым голосом и с веселым лицем отвечай: покланяюсь и не перестану покланяться. Если засмеется, ты прослезись о нем, потому что беснуется. Благодари Владыку, что Он вам дал такое благо, которого нельзя понять иначе, как чрез высшее откровение». Св. Кирилл Иерусалимский, в 4 огласительном поучении, говорит: «мы не должны стыдиться креста Христова; если кто это утаит, ты явно знаменайся им на челе»; в 13 поучении огласительном: «крест есть похвала похвал»; и ниже: «не стыдимся креста Спасителева, но еще хвалимся им».

 

§5. Для чего Христос распялся на кресте

Здесь место спросить: для чего Спаситель наш, Господь Иисус Христос, благоволивший пострадать за весь род человеческий, из всех родов смерти избрал не другую какую-нибудь, но самую поносную, – смерть крестную? Этому древние церковные писатели находят разные причины. Первая причина: Лактанций (кн. 4, гл. 26) пишет, что Христос это сделал для того, чтобы чрез такой презренный род смерти и Свое смирение показать нам, и что Его страдания спасительны будут людям и самого низкого состояния. Вот его слова: «Может, кто-нибудь скажет: для чего Христос, если Он был Бог и благоволил умереть, то не умер по крайней мере какою-нибудь честною смертию? или иначе: для чего Христос умер на кресте, что недостойно человека свободного, хотя бы он был и преступник? Это сделано для того, дабы Тот, Кто во смирении пришел, подал помощь людям самого низкого состояния и открыл всем надежду ко спасению; посему-то Христос и благоволил умереть такою смертию, какою умирают презренные и низкие рабы, дабы не было никого, кто бы не мог Ему последовать». Подобно Лактанцию и св. Афанасий в книге о воплощении Слова, на вопросы для чего Христос не уклонился от самой поносной, крестной смерти? отвечает: «если бы Спаситель сделал это, тогда бы навел на Себя подозрение, что Он не всякий род смерти мог вынести, но только тот, который избрал Сам». Августин, в 36 трактате на Иоанна, говорит: «Тот, Который должен был умертвить всякую смерть, избрал самый последний и низкий род смерти».

 

§6

Вторая причина, почему Искупитель благоволил умереть крестною смертию, есть кажется та, чтобы тело Его при (будущем) воскресении осталось целым и нераздробленным. Всякому известно, что Христос прежде страдания Своего говорит о смерти Своей всем, что Он имеет власть, когда пожелает, душу Свою положити и паки прияти ю (Ин.10:17). Полагая душу Свою за людей, Христос пригвожден был ко кресту, но убийцы не решились, как был обычай, сокрушить на голенях Его кости, но только пробили ребро Его. Итак, тело Спасителя снято было со креста целым, и со тщанием положено во гроб. И все это сделано для целости тела пострадавшего; если бы оно было разделено и рассечено на части, то не было бы по восстании видимо целым. А между тем, Христу в таком виде и с теми же язвами, с какими Его положили во гроб, надлежало по воскресении явиться мирови. Согласно с сим и Афанасий Великий, в вышеприведенном месте, рассуждает: «Христос», пишет этот отец церкви, «не принял смерти Иоанновой, которому отсекли главу, ни смерти пророка Исаии, который перепилен был пилою, дабы и в смерти сохранить без разделения, целым, тело Свое, и чрез то отнять повод у тех, кои захотели бы раздирать на части церковь Его».

 

§7

Третья причина: Христос благоволил пригвожден быть ко кресту и с тою целию, дабы показать, что как величество Его, так и страдание Его должны быть всей вселенной ведомы и спасительны. Сие утверждает Лактанций в вышеприведенном месте: «главнейшая причина», пишет он, «для чего Бог избрал крест, была та, что на кресте Он хотел быть вознесен и представлен как бы на позорище всем народам. Ибо тот, кто висит на кресте, виден бывает всем. Поэтому-то и избран был крест, чтобы показать, что Христос будет столько славен и толико превознесен, что отдаленнейшие народы из всего мира стекутся к Нему, познают Его и поклонятся Ему. Посему нет ни одного народа столь грубого, и страны столь отдаленной, где бы страдания и величие славы Искупителя не были известны. В страдании Иисус Христос распростер руки Свои и объял, так сказать, всю вселенную, и этим хотел показать, что под крыло Его придет народ великий, народ, составленный из всех языков и племен, и будет осенять чело свое этим великим и высоким знамением креста». Согласно с Лактанцием говорит и св. Афанасий: «если смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, если смертию Его разрушается средостение ограды и совершается призвание языков: то как бы Христос нас призвал, если бы не был распят? Только на кресте можно умереть с распростертыми и поднятыми руками. И Господу необходимо было понести такую смерть, и распростерть руки, дабы одною рукою привлечь народ древний, а другою язычников, и обоих соединить во едино. Ибо Сам Христос, показывая, какою смертию Он имел искупить людей, предрек: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин.12:32). То есть, когда Я буду пригвожден ко кресту, тогда все в Меня уверуют».

§8

Четвертая причина: Св. Дамаскин (в книге 4, гл. II, о православной вере) так рассуждает: «как четыре оконечности креста сосредоточиваются в средине и здесь соединяются, так точно силою Божиею держится высота, глубина, долгота и широта, т.е. вся видимая и невидимая тварь». О том же и блаженный Августин (в 120 послании) говорит: «не даром Христос принял такой род смерти; вися на кресте, Он сделался Учителем широты, долготы, высоты и глубины его. Широтою креста называется поперечная перекладина, вделываемая в дерево; это касается добрых дел твоих: ибо чрез сие тебе простираются руки. Долготою креста называется та часть, которая идет от самого верха его до земли, где она поставляется, т.е. водружается и укрепляется. Долгота означает долготерпение Божие. Высота означается тою частию, которая простирается от поперечной перекладины до самого верха (конца), т.е. где глава Распятого должна быть: это означает ожидание свыше для благоуповающих. Та же часть креста, которая находится в земле, откуда все древо возвышается прямо, означает глубину благодати, ниспосланной туне и без заслуг наших. Эта благодать сокрушает многие умы, старающиеся узнать ее; о таковых-то сказано: темже убо, о человече, ты кто еси противу отвещаяй Богови» (Рим.9:20). О таком же разделении креста на части смотри выше (гл. 3, §5, под числом 8-м).

§9

Пятую причину св. Григорий Нисский, в своем катехизисе (гл. 32), изъясняя Символ веры Лаврентию, объясняет сими словами: «Крест Христов восторжествовал над всем. Ибо Христос, пришед на землю, как говорит апостол (Флп.2:10), покорил себе три царства. Это означается словами: о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних; это значит, что Христос Своею смертию победил все эти три царства. И смерть была соответственна сему таинству. Вися на воздухе, Христос покорил воздушные силы, и тем показал победу над высшими небесными силами. Простертые же на древе, как говорит пророк Исаия, весь день руце Свои Он держал для людей, сущих на земли, дабы непокоряющихся поразить, а верующих призвать. Частию же креста, находящеюся в земле, Христос покорил преисподние царства».

§10

Шестою причиною распятия Христа древние обыкновенно, кроме вышеприведенных, полагают следующую: «как первый Адам вкушением плода от запрещенного древа породил всеобщую смерть, так необходимо было второму Адаму, т.е. Христу, приобрести нам жизнь на древе». Св. Ириней (в кн. 5, ст. 6) пишет: «Христос, истребляя непослушание человека, оказанное вначале чрез древо, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя, т.е. то преслушание, которое учинено было чрез древо, исцелил Он послушанием, показанным на древе». И далее (в гл. 17): «Слово, сокрытое от нас чрез древо, открылось расположением древа. Ибо как чрез древо мы оное потеряли, так чрез древо же и приобрели его». Св. Григорий Назианзин (в гл. 1) говорит: «необходимо было дать древо за древо, за руку, невоздержно простертую, руки, доблестно простертые, за руку слабую, руки, гвоздями пригвожденные, за руку, низвергшую Адама, руки, соединяющие концы всего мира». Св. Амвросий (в 51 гл., о кресте) так рассуждает: «Христос пригвождается на древе. И это потому так премудро устроено, дабы как человек в раю прельщен был древом сластолюбия, так и ныне спасен был древом же, и чтобы то же орудие, которое было причиною его смерти, соделалось причиною и его спасения». То же самое подробнее излагает св. Златоуст в 1-й беседе на св. и Великий пяток: «видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он чрез древо одолел Адама, древом же Христос и победил его. То древо низвергло нас в ад, а это – освободило и отшедших туда; то древо скрыло наготу плененного Адама, а это показало всем победителем нагого. Смерти Адама подвергались и его потомки, смерть же Христа воскресила и умерших до Него. Кто возглаголет силы Господни? Из мертвых мы сделались бессмертными. Таковы действия креста!»

§11

Седьмую причину св. Афанасий в книге о воплощении объясняет следующими словами: «ежели», говорит он, «Христос пришел для того, чтобы на Себе понести и наши смертные грехи и наше проклятие: то каким бы другим образом Он мог вместо нас принять на Себя проклятие и удовлетворить Бога за наши смертные грехи, если бы не принял смерти, свойственной проклятым? А это-то и есть крест. Писано бо есть: проклят всяк висяй на древе.

§12

Восьмую причину указывает тот же св. Афанасий и в том же месте: «враг рода нашего, диавол, ниспадший с неба, носится в низших слоях воздуха. Господь пришел, чтобы диавола низвергнуть, воздух очистить, и путь на небо, бывший некогда непроходимым, проложить нам, как говорит апостол, завесою, сиречь плотию Его (Евр.10:20). И этого можно было достигнуть только смертию Спасителя. Но какою другою смертию можно бы это сделать, как не смертию, которая претерпевается в воздухе? Я говорю о кресте; ибо только тот умирает на воздухе, кто оканчивает свою жизнь на кресте. Следовательно, не без причины Господь подъял такую смерть. Будучи вознесен на крест, Он очистил воздух от диавольского и всякого демонского нападения, говоря: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лк.10:18). Таким образом Он очистил и возобновил непроходимый на небеса путь». И наконец, в том же месте, св. Афанасий заключает: «справедливо и прилично смерть Христова совершилась на кресте, и достаточна причина, почему спасение всех надлежало совершить не иначе, как крестом».

 

§13. Для чего Христос распялся вне града?

К этим восьми причинам мы присовокупим и то, для чего Христос благоволил пролить Свою кровь на кресте не в Иерусалиме, а вне его? Августин в беседе о кресте и разбойнике так говорит об этом предмете: «для чего Христос умерщвляется на высоте крестной, а не под кровом здания? Для того, отвечает, чтобы очистить воздух; во-вторых, Искупитель умирает не на алтаре, и не под кровом, сверху сделанным, а под небом умирает потому, что во время смерти Агнца на высоте, очищался воздух, очищалась и земля, от падавшей на нее крови Господней». Далее – не под кровом и не в храме иудейском Он умирает для того, дабы иудеи не присвоили себе этой спасительной жертвы, или не подумали, что жертва сия приносится только за этот народ; и наконец, для того Спаситель умер вне града и вне стен, дабы ты разумел, что как жертва, принесенная за род человеческий, есть жертва всеобщая, так и очищение всеобщее же.

 

§14. Древние не изображали Христа на кресте

Хотя древние христиане не только не стыдились Распятого, но и хвалились о Нем; но, снисходя к немощи обращающихся к вере от язычества или иудейства, не только не имели обыкновения изображать на кресте страждущего Христа так явно для всех, как это после начали делать, но изображали один только простой крест, без изображения на нем Распятого; и иногда только изображали у креста стоящего агнца, который означал Спасителя нашего. Один из древних писателей об этом предмете так говорит: «при начале образования церкви, когда для преступников, предаваемых смерти рукою палачей, была в употреблении крестная виселица, христиане не имели обыкновения изображать на кресте Христа пригвожденным гвоздями и висящим подобно преступникам; хотя Спаситель наш, будучи совершенно безгрешен, распят за нас и со беззаконными вменился. И это делалось для того, чтобы вид Христа, бесчестно пригвожденного к крестному дереву, не мог унизить веру в глазах недавно обратившихся христиан, причинить им соблазн, даже ослабить их дух, если бы они в тот же день увидели, что к такому же древу пригвождают злодея или преступника. Обыкновенно люди сильно боятся этого печального зрелища. Посему, снисходя до времени к немощи новообращенных, христиане поступали с ними с осторожностью, и писали один только крест, а образа Христа, на нем висящего, не изображали. Но при этом самый крест они облагали и украшали великолепно драгоценными камнями, а иногда под ним изображали стоящего агнца». Вот почему некто из древних написал стихами следующие слова: «под крестом, обагренным кровию, Христос предстоит в виде агнца, подобного белизною снегу». И это делалось для того, как другой древний писатель говорит, чтобы «в то время, когда креста стыдились, обращающиеся из язычества к вере и крещающиеся во Христа привлекаемы были к уразумению высших тайн христианской веры способом неприметным и приятным». Не спорим, что в древности было обыкновение изображать Христа Спасителя искусной резьбою; но это никак не могло быть прежде времен Константина Великого. Ибо христиане прежде, нежели Константин получил в свою власть римскую империю, и спустя после того долгое время, пока не настали благополучнейшие для христианства времена, имели обыкновение на св. иконах изображать один крест и при нем агнца, или агнца, несущего на себе крестное знамение.

 

§15. Знамением креста ограждаются члены тела

В заключение всего этого должно сказать и то, что все древние христиане оказывали св. кресту великое уважение и поклонение. Исповедующие имя Распятого всегда имели обычай при начале всякого дела ограждать чело свое крестом, сложивши первые персты руки. О чем ясно говорит в одном месте Тертуллиан, один из древнейших писателей. В книге о венце воина (в гл. 3) он пишет: «при всяком шествии и движении, при всяком входе и выходе, при одеянии, обувании, умывании, при приближении к столу, при возжении свечи, отходя ко сну, садясь на лавку и при всяком нашем занятии, ограждаем чело свое знамением креста». Лактанций (кн. 4, гл. 26) говорит следующее о Христе: «овча совершенно, непорочно, упоминаемое в книге Исход (Исх.12), был Христос, т.е. незлобивый, праведный и святой, Который, будучи принесен в жертву иудеями, соделался спасением для всех тех, кои ограждают чело свое знамением крови, т.е. креста, на котором Он пролил кровь Свою»; а св. Златоуст (в 34 беседе на Матфея) по случаю этого обыкновения присовокупляет и нравоучение: «когда знаменуешься крестом, подумай о великой силе креста, и угаси ярость и все прочие страсти. Когда знаменуешься крестом, пусть чело твое будет исполнено дерзновения и душа свободна. Крест должно изображать не просто перстом, но прежде этого произволением, соединенным с сильною верою. И если ты так изобразишь крест на лице твоем, ни один из нечистых духов не может близь тебя стать, потому что он увидит меч, который причинил ему смертную рану. Ибо, если мы, видя места, где казнят осужденных, приходим в ужас, то подумай, как будут страдать диаволы и бесы, видя оружие, которым Христос разрушил всю их силу, отсек и главу змиеву. Не стыдись столь сильного креста, чтобы тебя не постыдился Христос, когда придет со славою Своею и, когда пред Ним явится знамение светлее лучей солнечных. Это знамение и при прародителях наших и теперь отверзло заключенные двери; оно уничтожило ядовитые влияния, отняло губительную силу у растений, исцелило укушение ядовитых зверей; ибо этот крест спас и обратил вселенную, изгнал заблуждение, возвратил истину, сделал из земли небо, из людей ангелов. По причине креста бесы уже не страшны, но достойны презрения; смерть уже не смерть, а сон. Крестом все повержено долу, и все на нас восстающее попрано». Обыкновение ограждать себя или осенять других крестным знамением есть самое древнее и произошло от апостольского предания. Св. Василий Великий в книге о Св. Духе к Амфилохию (гл. 27) пишет: «чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил писанием? не по умолчанному ли (это) или тайному преданию?»

 

§16. Знамением креста все освящаются таинства

В особенности же крестному знамению приписывается та сила, что чрез него совершаются таинства и все священные действия. В вышеуказанной беседе св. Златоуст говорит: «никто не должен стыдиться честного знамения, и источника благ, посредством которого мы живем и существуем; но как венец, да обносим крест Христов. Ибо все наши (таинства) совершаются им. Если нужно возродиться, является крест; если нужно напитаться таинственною трапезою, или рукоположиться, или сделать что-нибудь другое, везде является это знамение нашей победы». Августин в 1 беседе на Пятидесятницу, изъясняя символ, пишет: «крестным знамением освящается Тело Господне, освящается источник крещения, поставляются как пресвитеры, так и другие церковные степени, и знамением креста Господня, с призыванием имени Христова, все очищается и освящается».

 

§17. Крестом ограждаются домы, стены, врата и письменные акты

Во времена Златоуста не только чело и другие части человеческого тела, не только храмы, но самые домы, стены и двери ограждались крестным знамением. Об этом свидетельствует сам же Златоуст в вышеуказанной беседе. «А потом, пишет он, изображаем знамение креста и на храмах, и на стенах, и на дверях, и на челе и представляем его с особенным вниманием в мысли; потому что это есть знамение нашего спасения, общего освобождения, и знамение смирения Господа нашего». Подобно сему пишет и Созомен в Церковной истории о Константине Великом (кн. 1, гл. 8): «Константин Великий, чтобы приучить воинов почитать Бога, как он сам почитал Его, начертал на всех оружиях знамение креста». Об этом смотри Четьи-Минеи сентября 14. Благочестивый царь Константин отменил и самую крестную казнь, чтобы уже ни один злодей не подвергался ей. Притом он приказал и себя изображать всегда со крестом (см. Барония под 325 г.). Почитание креста доказывается и тем, что знак оного, будучи изображен на завещаниях или на других каких-нибудь договорах и расписках, имел значение рукоприкладства и служил ручательством за истину всего написанного. Это доказывается уложением Юстиниана, или собранием его новелл (т.е. приложений к уложению, кн. 73, гл. 8), где повелевается: «неграмотные на своих договорах, совершаемых при чиновниках, нотариусах, или посторонних свидетелях, должны начертать знамение креста; и это знамение считать, как твердую и достойную всякого вероятия собственноручную подпись». В предисловии к 99 новелле Юстиниана говорится, что «в Вифинии, на одной скрепленной духовной или завещании, открыли такой обман, что сами свидетели написали знамение креста, вместо руки одной женщины, которая умерла, и которая будто бы сама оставила эту духовную». У Властаря (под буквою Е, гл. 32) приводится 72 новелла Льва Премудрого следующего содержания: «всякий документ, под которым образ честного и животворящего креста изображен рукою составившего его, должен быть ненарушим и непреложен; хотя за нарушение этого и не полагается определенного наказания». Изображением крестного знамения скреплялись также и деяния соборов. Об окончании одного из соборов пишется: «император и все вельможи каждый написали по одному кресту. Духовный чин, воздав Богу и государю благодарение, воспели песнь: Тебе Бога хвалим, и тем окончили собор». Касательно таких соборов один из государей дал такое предписание: «Узаконяем, да не отменяются постановления епископов, которые приняты с общего согласия нами и нашими предками, но да пребывают тверды и нерушимы; и повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением святого креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть». Говорится также, что цари Василий, Константин и Лев изобразили знамение креста, а потом подписали свои имена на 5-ти списках собора, на котором присутствовали.

Запрещается начертывать крест на земле и на полу.

 

 

Наконец, должно помнить, что какой бы то ни был образ креста, чтобы не бесчестить его, издревле запрещено было начертывать или вырезывать его на полу и на земле. Св. отцы шестого Вселенского собора в 73 правиле положили: «поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему повелеваем: изображения креста, начертываемые некоторыми на земле, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих». Еще прежде этого правила Тиверий Кесарь, который, по словам Барония, был истинный христианин (лет. 582 г., §3), «однажды, ходя по своим палатам и увидя на земле мраморную доску, на которой был изваян крест Господень, сказал: Господи! Твоим крестом мы ограждаем чело и перси: станем ли же по нему ходить? и тотчас приказал взять эту доску». Некто из древних писателей сказал: «почитай священными гробы и памятники, воздвигнутые над могилами; украшай их образом креста, и никогда не дерзай попирать ногою».

 

архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский)

  • Like 3

Share this post


Link to post

Ещё есть два Акафиста - Воздвижению Креста и Честному и Животворящему Кресту Господню. 

Молитва из 2-го:

Дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоста́вный Кресте Христов у подножия Твоего во прах распростертый, покланяюся Ти, честное Древо, отгоняющее всякое де́монское стреляние и свобождающее от всех бед, скорбей и напа́стей. Ты бо еси Древо жизни, Ты бо еси очищение возду́ха, освящение Святаго Храма, ограждение жилища, охране́ние одра́ моего, просве́щение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое зна́мение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает мя со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего на суше́ и на вода́х; оно же сопровождати мя будет до могилы, осени́т и прах мой; оно бо, святое зна́мение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о ча́се всеобщаго воскресения мертвых и последняго страшнаго и праведнаго суда Божия.
О Кресте Всечестный осенением Твоим вразуми́, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу Твою, огради мя от всякаго врага и супостата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя.
Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнаго и Животворящего Креста Твоего, помилуй и спаси мя грешнаго. Аминь.

 

Кондак 1 (из 2-го акафиста)

 

Прииди́те, христоимени́тии лю́дие, соста́вим похвалу́ Честно́му Кресту́, на не́м же Христо́с, Ца́рь сла́вы, ру́це распросте́р, возведе́ на́с на пе́рвое блаже́нство, из него́же низпадо́хом пре́лестию зми́евою. Ты́ же, о пресвяты́й Кре́сте, я́ко име́яй прису́щую тебе́ си́лу Распя́таго Христа́, спаса́й и сохраня́й от вся́ких бе́д любо́вно зову́щия ти́:

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния

 

  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

 

Святитель Иоанн Тобольский (Максимович)

Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolskij/tsarskij-put-kresta-gospodnja-vvodjashhij-v-zhizn-vechnuju/

Глава 3. Что есть крест и как он многообразен («Многи скорби праведным» (Псал.33, 20))

 

Вразумленная словами Ангела, Ставрофила, желая еще более быть наставленною, сказала: «вот, я решился говорить» к Ангелу Господа моего, «я, прах и пепел» (Быт.18, 27). Скажи мне, умоляю тебя, служитель Божий, что означают слова: «да возьмет крест свой»? Всякий ли из нас должен носить древо крестное, или распинаться на древе подобно Господу Иисусу Христу?

 

АНГЕЛ. «Ты говоришь как одна из безумных» (Иов. 2, 10), не разумея Писания. Ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста, но решимость проводить жизнь добродетельную. Вся жизнь человека христианина, если она сообразна с учением Евангельским, есть крест и страдание. Были подобно тебе, Ставрофила, некоторые усердные, но не вполне искусные монахи, имевшие ревность Божию не по разуму. Принявши просто и буквально слова Господни: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10, 38), они поделали себе деревянные кресты, и всегда нося их на плечах своих, не назиданием послужили для людей, а возбудили этим общий смех. Их справедливо обличал Авва Серен, как людей, следовавших не духу животворящему, а убивающей букве писания (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 8, гл. 3.). Крест, который Бог повелевает носить, состоит не только в том, чтобы быть пригвожденным к древу, но и в том, чтобы чрез все течение жизни поучаться и упражняться во всех добродетелях. Ибо все ли ученики, ходившие во след Христа Господа, были распяты? Все ли девы, которые, по слову Апокалипсиса, «последуют Агнцу» (Откр.14, 4), распинались на крестах? Разве распят был Апостол Павел, сказавший: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галат.6, 14) (Блажен. Августина, беседа 32 о святости)? Принятие креста ничто другое означает, как умерщвление плотских похотей, отвержение навыков злых, отчуждение от мирской суеты, и удаление от всякого греха.

 

СТАВРОФИЛА. Светом истины ты просвещаешь тьму неведения моего. Но и еще осмеливаюсь вопросить тебя: неужели не получили никакой душевной пользы те которые в простоте сердца носили деревянные кресты?

 

АНГЕЛ. Напротив, получили, если только в них была такая святая простота, что они считали это исполнением заповеди Господней. «Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Мф.6, 22). Если намерение, главная основа дел, благое, то и все происходящее от него будет добро. Но, повторяю, как и прежде говорил: заповедуя носить крест, Господь повелевает не древо носить, но претерпевать скорби. Нести крест – значит переносить все, что заставляет скорбеть, что причиняет страдание; нести крест значит терпеть в мире все, что мир не нанесет за имя Христово. Взять крест свой означает готовность к смерти за Христа, «умертвите земные члены ваши» (Колос.3,5), расположение духа с неустрашимостью встречать всякую опасность за имя Христово, не привязанность к настоящей жизни (Василия Вел. Правила пространно изложенные, вопрос 6.). Итак, если желаешь идти во след Спасителя твоего, то и угрозы, и ласкательства, и прещения обрати для себя в крест, претерпи, понеси и не изнемогай (Блажен. Августина, беседа 47).

 

Ставрофила молчала, слагая в сердце своем глаголы премудрого наставника.

 

Ангел продолжал: хочешь ли, дщерь Господня, совершеннее познать, как разнообразен может быть крест, который Бог повелевает нести? Иди по сей стезе за мною. Я покажу тебе обширную крестохранительницу, из коей Отец небесный избранным своим подает кресты, как Ему благоугодно.

 

Желая узнать различные виды крестов, Ставрофила с усердием последовала за Ангелом. Скоро они достигли горы, со всех сторон усаженной крестами, как бы высокими деревьями. Вот, сказал Ангел, собрание крестов, приготовленное для спасения рода человеческого. Смотря на этот высокий холм, украшенный крестами, ты, конечно, узнаешь на первом месте крест Господа Иисуса Христа: на нем терновый венец, а по сторонам копье и трость с губою. Первое место прилично занимать честному древу, высочайшему паче всех кедров, на котором пригвожден был Господь, жизнь мира, и победил смерть.

 

СТАВРОФИЛА. Познаю орудие нашего спасения, знамение победы над силою дьявола и начало его гибели. Но объясни, молю тебя, чей это другой крест, не много отличающийся от креста Господня, только обращенный книзу.

 

АНГЕЛ. Христова Апостола Петра. Он также пострадал на кресте; но не захотел, подобно учителю своему, быть распятым на кресте, обыкновенно поставленном, а просил, чтобы пригвоздили его ногами вверх, как бы совершая течение от земли на небо (Св. Златоуста Сл. на Апост. Петр. и Пав. 16).

 

СТАВРОФИЛА. Желаю знать, какие прочие виды крестов?

 

АНГЕЛ. Смотри! Вот этот крест, на котором распят был св. Апостол Андрей Первозванный, А там различные виды крестов, употреблявшихся для казни у древних и новых народов.

 

СТАВРОФИЛА. Сердечно желаю знать, что означают кресты с различными надписями и изображениями, которые без сомнения имеют таинственное значение.

 

АНГЕЛ. Они означают различные роды страданий, которым подвергается или тело человека, или душа, или то и другое вместе. Вот этот крест, на котором ты видишь сердце, пронзенное мечом, означает крест внутренний, тяжко сокрушающий душу. Этот крест преблагословленной Матери Божией. «И Тебе Самой, – как предрек Симеон, – оружие пройдет душу» (Лук.2, 35). Подобный крест нес и Апостол, который сказал: «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему», т.е. о том, что сродники его пребывали в иудействе, не веруя Христу (Римл.9, 2). Этот крест может называться крестом сострадания. Ибо кто сострадает ближнему в нужде его, тот в душе своей носит крест. Ко внутреннему кресту относятся также печаль; заботы, туга сердца, болезнования, сокрушения, недоумения, уныние и иное тому подобное. Самый тяжелый внутренний крест – это скорбь души, томимой упреками совести, как свидетельствует о сем сказавший: «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою: яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися» (Псал.87, 2, 4).

 

СТАВРОФИЛА. Так! Величайшим для себя бедствием признает душа то, когда почитает прогневанным Отца милосердия и Бога всякие утехи. Но желала бы я знать значение и прочих крестов.

 

Ангел, указывая на крест с мечами, копьями, бичами, оковами и цепями, сказал: этот крест знаменует различные страдания мучеников Христовых. Смотри, сколько понесли они мук, дабы с дерзновением получить мздовоздаянне. Они «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» (Евр.11, 36, 37). И чего не потерпели в мире эти люди, которых не был достоин весь мир? Вот крест болезней, который, как известно, не только полезен, но иногда и необходим. Израильтяне в благополучии не вспоминали о Боге, но когда «умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому" (Пс.15, 4). «Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу» (Пс.77, 34). Во многих телесные болезни возбудили трезвение ума: «ибо недуг лют отнимает сон» (Сир. 31, 2), и соделывает душу бодрою. А потому болезнь считай не за иное что, как за полезное вразумление, чтобы человек, возненавидев все телесное и скоропреходящее, предал всего себя Отцу небесному (Св. Григор. Назианз. посл. I.). Вот крест, у которого, как ты видишь, привязаны посох и сума; это крест нищеты. Нищета или бедность бывает также руководительницею к добродетели, если только разумно переносят её. Кто не знает, что приобретение богатства сопряжено с тяжкими и зловредными заботами, сбережение его со страхом и боязнью, а утрата с великою скорбью? Когда человек любит богатство, оно оскверняет его; когда оно умножается, то отягощает; а когда умаляется, сокрушает.

 

СТАВРОФИЛА. А что такое означает вот этот крест, который при одре?

 

АНГЕЛ. Он означает скорбь при потере родителей, сродников и друзей. И этот крест должно нести благодушно. И хотя тяжело лишиться любимых, однако роптать не должно; ибо восхищает их Тот же всеблагий Бог, Который и даровал их. А многим и не полезно иметь друзей, особенно когда они живые отвращали их от Бога.

 

Потом Ангел, видя, что Ставрофила с любопытством обратила взор на крест с изображением безумного, сказал ей: ты удивляешься этому необычайному изображению и не понимаешь, что это такое? Это тяжкий крест посмеяний, уничижений и поруганий. Истинно терпящие этот крест не стыдятся и не устрашаются ради Христа носить имя безумных. Ничто так сильно не смущает человеческой души, как мысль быть поруганным. Многие желают служить Богу, но вместе с тем желают славы и ублажений человеческих. Многие любят смирение без уничижений, желая стяжать оное без утраты мирской чести, и получить благодать терпения без поношений и укоризн (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 4, гл. 12). Но истинные рабы Божий, жизнь которых мир считает безумием, с терпением переносят от него уничижения, клеветы безрассудные, укоризны и осуждения. Обильна жатва тружеников этих, и столько же получают пользы истинно терпящие уничижение, сколько получают вреда издевающиеся над ними. Таковых то, которых презирает мир, избирает Бог; так как чрез уничижение человек скорее приходит к познанию самого себя. Итак, благоразумно Св. Апостол научает работать Богу «в чести и бесчестии, среди порицаний и похвал» (2Кор. 6, 8). Собрание же многих крестов, вместе связанных, означает множество различных скорбей, попускаемых или посылаемых от Бога одному человеку к его спасению.

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
В 24.02.2021 в 15:16, Юрий Кур сказал:

Да, мы поклоняемся Кресту как Силе Божией, победившей смерть, как Древу жизни,  как знамению Христа, "ибо где знамение, там и Он" (ТИПВ).

Но почему мы обращаемся ко Кресту персонально, так сказать? Мы же не почитаем икону словами: "О Святая икона..."? Значит, Крест - это Что-то большее.

Сам Господь?

"И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив"(Числа 21:8).

"он истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан"(4Цар 18:4).

Думаю всем, ищущим Истину...Господа, ясно для чего Езекия это сделал: потому что люди стали поклоняться ему... То же самое делаете и Вы, "православные".

Это факт, только слепой не увидит этого. Неужели не видите разницы между:

- "взглянув на него", как на знамение, указывающее на Христа(Числа 21:8),  и 

- поклонением кресту-змею, как идолу Нехуштан(4Цар 18:4) ???....

Edited by Авденаго

Share this post


Link to post
26 минут назад, Авденаго сказал:

зачем, ведь я не ругаюсь..не сквернословлю, а просто приглашаю к разбору Святого Писания.

Вы о чем?

Просто здесь новым пользователям на первые 5 сообщений у нас включена премодерация. Так надо. Много спама и непотребностей идет. Это не должны видеть остальные форумчане.

Share this post


Link to post

Авденаго, премодерация новых пользователей здесь автоматическая, но вам ее поставим сразу, так как вы уже пятый "мессия" будете за последнее время, желающий учить православных уму-разуму. ) У нас на это есть Церковь Христова и ее учение, и святые отцы, просиявшие на весь мир святостью и чудесами. Если хотите, то почерпните себе из этой сокровищницы, которая есть "столп и утверждение Истины". А если не хотите, то лучше не начинайте. У предыдущих четверых не получилось )

  • Like 1

Share this post


Link to post

Возвращаясь к теме "Почему мы обращаемся ко Кресту Господню как к личности".

 

Исаак Сирин в беседе о "Созерцании Тайны Креста..." (по ссылке батюшки Лост Шипа) говорит:

 

"Неограниченная сила Божия живет в Кресте, так же как она жила непостижимым образом в ... ковчеге... 

И всякий раз, когда приближаемся мы к Кресту, мы как бы к телу Христову приближаемся...Ибо Крест – это одеяние Христа, точно так же, как человечество Христа – одежда Божества Его...Поэтому мы смотрим на Крест как на место Шехины Всевышнего (Присутствия Божия - Ю.К.), святилище Господне, океан тайн домостроительства Божия."

 

Итак, обращаясь ко Кресту, мы обращаемся к Самому Христу Спасителю.

 

  • Like 2

Share this post


Link to post
Posted (edited)
В 02.03.2021 в 14:45, A Lost Sheep сказал:

есть у преп. Исаака Сирина, в его труде "О божественных тайнах и о духовной жизни", в беседе 11-ой, как раз про всё, связанное с Крестом.

Отче, не понятно о чем здесь идет речь:

"...тогда как в служении Креста грех сделался подобен паутине, на которой висит нечто тяжелое, не могущее удержаться на ней".

 

И еще вопрос.

"Такими же <свойствами обладает> Крест... становится местом божественной Шехины". Относится ли все, что говорит прп. Исаак и к крестному знамению?

Т.е. если человек, начертая на себя образ Креста и думая  о себе (в лучшем случае, обычно просто, на автопилоте перекрестился) это есть -  "употребление имя идолов", за что и можно получить наказание. А нужно"поместить" Имя Божие в крестное знамение и только в этом случае  "тотчас он облекается в божественную силу".

Извините, если путано спросил.)

Edited by *Владислав*
  • Like 1

Share this post


Link to post

"Кого когда-то называли люди 
Царем в насмешку, Богом в самом деле, 
Кто был убит — и чье орудье пытки 
Cогрето теплотой моей груди... "

 

Анна Андреевна Ахматова (сегодня памятный день ее ухода из жизни)

  • Like 1

Share this post


Link to post

Крест: главный символ христианства

 

Что общего у южного русского города Ставрополь и ставропигиальных монастырей? Напомню, что таковыми называются важнейшие монастыри Русской Церкви, которые подчиняются непосредственно Патриарху – например, Троице-Сергиева Лавра, московский Данилов монастырь или Оптина пустынь (всего ставропигиальных монастырей сегодня в РПЦ 28, из них 14 мужских и 14 женских).

А общее у них то, что и там, и там, в названии использовано древнегреческое слово ὁ σταυρός (stavros) – крест. Таким образом, например, имя Ставрополя составлено из греческого слова «крест» и из греческого же слова ἡ πόλις (polis) – город. Вот и получается, что Ставрополь – это город креста. По одной из версий так его назвали потому, что русская военная крепость, из которой город и возник, напоминала формой вытянутый многоугольник, основой которого являлись две пересекающиеся оси. По другой версии, во время закладки фундамента крепости строители выкопали большой каменный крест, неизвестно как оказавшийся в этой тогда еще малонаселенной местности.

Скрытый текст

 

А ставропигиальными монастыри становятся, когда им присваивают статус ставропигии. Это слово – ἡ σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» и глагола πήγνυμι — «устанавливать, водружать» – дословно значит водружение креста. Оно указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест устанавливается и водружается собственноручно самими патриархами.

Вообще, конечно, крест как главный символ христианства столь же парадоксален и уникален, как и оно само. Придуманный римлянами (Ветхий завет не знает распятия), он был орудием страшной и позорной казни, которой подвергали самых отъявленных преступников. Человек умирал от жестоких страданий, поскольку смерть наступала от удушья, как результат длительного и крайне мучительного неестественного положения грудной клетки и всего тела. Однако в христианстве крест, напротив, становится знаком победы и вестником спасения, главным символом Церкви и христианской веры.

Эта та высокая диалектика христианства, о которой мы уже не раз говорили в разных статьях нашего Толкового словаря. Крест становится символом и постоянным напоминанием того, что Христос Своею смертью на кресте попрал и победил ту же смерть. Через крайнюю скорбь он пришел к главной победе и даровал тем самым спасение другим людям, указав им тот же путь, если они хотят подражать Ему.

И когда человек крестится, он не только призывает на помощь Бога и отгоняет демонов: Hoc signo vinces! – «Сим победиши!». Он еще, крестясь, добровольно возлагает на себя  крест, то есть, подражает Христу, добровольно принимая скорби и страдания как единственный путь к спасению: «Многими скорбями надлежит вам войти в Царствие Божие» (Деян. 14.22).

Ведь и фактически, если посмотреть вокруг, нельзя не увидеть, что никто не живет беззаботно, что у каждого свои скорби и страдания. От креста уйти нельзя. Это символ и человеческой жизни, которая похожа на смерть, и знак той смерти, которая на самом деле дарует настоящую жизнь. Вопрос заключается лишь в том, будешь ты стараться убегать неизбежного, или примешь это безропотно и сочтешь себя достойным ниспосланных скорбей. И тогда пока еще неведомым образом, но, как сказал Христос, «иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11.30).

Но как же это тяжелейшее бремя страданий может вдруг стать легким и благим? Это может быть, если не спрашивать, за что посланы скорби, просто принимая их. Ведь практически каждый человек в прелести, и ему очень и очень сложно увидеть свои грехи, каждый склонен думать «а меня то за что?». Но любое страдание можно перенести, если видеть в нем смысл. Этот смысл увидишь, если будешь принимать все огорчительное как должное и спрашивать «а зачем тебе это?».

* * *

«Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя…

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, – за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй: потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет живого познания Христа.

Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом».

Святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетические опыты», том 1.


 

https://foma.ru/krest-glavnyij-simvol-xristianstva.html

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...