Jump to content

Recommended Posts

Posted (edited)
40 минут назад, Lika сказал:

Спасибо, Дионисий! Какое богодухновенное слово святого,  истинного пастыря! Не читала раньше этой проповеди, благодарю.

У него есть в сочинениях 9 похожих проповедей,связанных с этими страшными событиями,случившимися в Тамбове.В сегодняшнее время пандемии они все очень актуальны,впрочем учитывая все то,что происходило в мире и России за последние столетия,можно сказать,что они актуальны почти всегда.

 

На всякий случай дам ссылку,может быть кому-то будет интересно.

https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/devjat-slov-po-sluchaju-pozharov-v-tambove/

 

"Мы привыкли думать, что Господь отягощает нас, когда посылает какое-либо бедствие. А выходит наоборот: мы утруждаем Господа, поставляя Его в необходимость изобретать для нас такие вразумления. Так, пророк Исайя жаловался на народ иудейский, что много беспокоит Господа своим неверием, упорством и непокоривостию, говоря: «како даете Господеви труд?» (Ис. 7:13) Это вот что значит: Господь промыслительными действиями Своими образумливал израильтян, чтоб не отклонялись от Него своими сердцами, чтоб не оскорбляли Его грехами своими и неправдами, не предавались безумным утехам и не распутничали, не забывали дома Божия и благоговения к нему и в нем, не угнетали невинных, не кривили душою на судах и торгах, не тратили времени в изобретении средств губить время со вредом себе... и прочее и прочее. Народ не внимал урокам Божиим. Если б Господь не любил народа, то предал бы его тотчас своей пагубе. Но как Он не хотел, чтоб народ погиб, а всячески хотел, чтоб он пришел в разум истины и в любовь к святости, то и посылал на него, для вразумления, испытание за испытанием, беду за бедою, скорбь за скорбию. И вот о сем-то труде Пророк жалуется на народ Божий, говоря: «како даете Господеви труд», то есть что не исправляетесь, не обращаетесь ко Господу и не начинаете жить свято?.. Но для вас всё «ни во что» (Иер. 3:9), как Сам Бог говорит чрез другого Пророка. Вот и над нами, братие, трудится ныне Господь. Не допустим же, чтоб и на нас падала подобная жалоба. Поспешим догадаться, чего хочет от нас Господь, и сделаем то. А чего хочет, сие скажет каждому из нас своя совесть. Аминь."

 

"Но, братие, будем плача плакать и скорбя скорбеть, – только все по-христиански, а не как язычники, упования не имеющие. Да не изыдет слово ропота из уст наших и чувство уныния и нечаяния да не омрачит сердец наших! Скорбеть, плакать и болеть есть дело человеческое, а предаваться унынию и отчаянию, ропоту и хуле – есть дело сатанинское. Растворим скорбь упованием, и родится плач умиления, не жгущий и терзающий, а разливающий отраду и умягчающий. Возверзим на Господа печаль, и Той сохранит нас, ибо «уповающего на Господа милост обыдет» (Пс. 31:10). Исповедуем правду Божию в наказании нас – и Он пошлет милость во сретение ей, ибо не суд только, но и милость у Него. Потерпим в благодушии, ибо не до конца гневается Господь и не вовек враждует. Биет Он нас – восчувствуем боль и, молясь о помиловании, подкрепим молитву решимостию не оскорблять Его более грехами своими. Будем вопиять: «помилуй, Господи, помилуй!» – прибавляя притом: «не будем», – чтоб не к нам относился укор Пророка: «бил еси их, и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша прияти наказания: ожесточиша лица своя паче камене и не хотеша обратитися» (Иер. 5:3). Аминь."

Edited by Дионисий из Тулы
  • Like 1

Share this post


Link to post
В 21.05.2021 в 22:22, Мария Т. сказал:

Не надо искать неких скрытых смыслов там, где их нет

Странное утверждение. Несомненно, что пандемия - это Промысл Божий. Как же в Промысле нет смыслов и скрытых смыслов? И как же не искать их.

    «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3, 6).

В 21.05.2021 в 22:22, Мария Т. сказал:

Рассуждения, кого и за что наказал Бог - не наше дело

Ещё более странное высказывание. Пандемия, в той или иной мере, коснулась  каждого человека. Многие понесли физические скорби, на всех, так или иначе, были наложены ограничения в в личной и рабочей сфере. Православные, вообще, были отлучены от церковной жизни.

Как же не рассуждать об этом.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
29 минут назад, *Владислав* сказал:

Странное утверждение. Несомненно, что пандемия - это Промысл Божий. Как же в Промысле нет смыслов и скрытых смыслов? И как же не искать их.

    «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3, 6).

Ещё более странное высказывание. Пандемия, в той или иной мере, коснулась  каждого человека. Многие понесли физические скорби, на всех, так или иначе, были наложены ограничения в в личной и рабочей сфере. Православные, вообще, были отлучены от церковной жизни.

Как же не рассуждать об этом.

А так. Не наше дело знать пути Промысла. А рассуждать можно только о том, что касается лично меня. Я могу делать выводы, что и как мне делать или не делать в период пандемии и чему я научилась или нет. Рассуждать о других людях или о всем человечестве весьма самонадеянно. 

А бить себя по голове, думая, за что нам это все - прямой путь в клинику неврозов. Ибо понятие религиозного невроза никто не отменял. Это такая внутренняя защита, довольно примитивная. Типа, если я пойму, "за что нам это все", то сделаю все правильно, и тогда Бог меня не накажет, а накажет неправильных людей. Мало того, что самонадеянно, так ещё и гордыньку подпитать. "Несмь яко же прочии человецы". И Бог в вашей картине мира выступает не как Человеколюбец, а как недобрый родитель с ремнем. 

 

Перечитайте Книгу Иова. Нет у нас никаких гарантий, можем только молиться и уповать. Праведники тяжело болеют и умирают, а люди грешные порой здоровы или болеют не тяжело. Масса тому примеров. Закономерность все равно не найдёте, нам сие неведомо... 

Спокойно живите, дай Бог вам не заболеть. Я полгода назад болела и знаю, как это тяжело. Молитесь и уповайте. Носите маски, раз требуется, мойте руки и будьте спокойны и счастливы. 

Edited by Мария Т.
  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
57 минут назад, Мария Т. сказал:

А бить себя по голове, думая, за что нам это все - прямой путь в клинику неврозов. Ибо понятие религиозного невроза никто не отменял...

И Бог в вашей картине мира выступает не как Человеколюбец, а как недобрый родитель с ремнем. 

 

Что-то вы какие-то свои заготовленные фантазии описываете, а не на мои слова отвечаете.

57 минут назад, Мария Т. сказал:

Перечитайте Книгу Иова

Вы, похоже, Книгу Иова давно не читали. Разве Иов не вопрошал Богу и друзьям. 

Ещё как вопрошал. И много вопрошал.

 

И вы немного путаете...  желание спросить о том, почему с нами это происходит, совсем не является ропотом на то, что с нами это происходит.

 

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post
1 час назад, *Владислав* сказал:

«Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3, 6)

Кто истинно верует в Бога, Творца и Промыслителя мира, тот не может в своей деятельности полагаться только на свои силы; напротив, истинно верующего отличает прежде всего твердое упование на милость и благодать Божию, всецелая преданность и верность Богу (ст. 5), причем самонадеянность, желание обеспечить себе благоденствие одними своими силами, не может иметь места (ср. Иер IX:23; Пс XXXVI:3 сл., CXVIII:8-9). Только при условии смиренной преданности воле Божией человек может бодро встретить и все испытания житейские. Но для этого человек должен именно «знать» Бога во всех путях своих (ст. 6), т. е., быть всецело проникнут мыслью о Боге (ср. Пс I:6); тогда и Бог «направит» («уравняет» - по более точному перев. архим. Макария) все пути человека на служение нравственным целям, истине, правде, добру. Но такое направление человеческой воли возможно только в том случае, когда человек, совершенно отказываясь от всякого самомнения и самопревозношения (7а, сн. Еккл VII:16; Рим XII:16), в основу своей деятельности положит страх Божий и вытекающее из него уклонение от всякого зла (7б), в чем и заключается истинная мудрость жизни (ср. I:7; Иов XXVIII:23). Мудрость - благочестие, необходимо соединяющееся с страхом Божиим и удалением от зла, спасительно не только для души, но и для тела (ст. 8), поскольку страх Божий и опасение впасть в грех удерживают человека от разного рода излишеств, разрушительно действующих на тело.

Лопухин А.П.

http://bible.optina.ru/old:pr:03:05#lopuxin_ap

 

1 час назад, *Владислав* сказал:

пандемия - это Промысл Божий.

Достойное по грехам своим приемлем.

  • Like 1

Share this post


Link to post
7 минут назад, *Владислав* сказал:

Вы, похоже, Книгу Иова давно не читали. Разве Иов не вопрошал Богу и друзьям. 

Ещё как вопрошал. И много вопрошал.

На подобные "вопрошания" Господь отвечал Иову: "кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?" (Иов 38:2). 

 

А Мария написала, лишь что Иов хоть и был праведником, но всё равно страдал. 

 

 

 

Share this post


Link to post
Posted (edited)
45 минут назад, inna d сказал:

самонадеянность, желание обеспечить себе благоденствие одними своими силами, не может иметь места

А кто здесь самонадеян и надеется на свои силы?

39 минут назад, Юрий Кур сказал:

Господь отвечал Иову: "кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?

Часть святых отцов эти слова Бога относят к ответу  Елеую.

Но нам сейчас важно не это.

Вопрос. А если бы Иов молчал,  был бы получен такой раскрытый ответ от Бога?

Вопрос 2. Есть ли здесь запрет вопрошать и задавать, в том числе, и глупые вопросы без смысла?

Вопрос 3. Какой вопрос Богу будет не глупым и со смыслом?

39 минут назад, Юрий Кур сказал:

А Мария написала

Юрий, завязывайте уже толковать слова форумчан.) Как-то не очень это...)

 

 

 

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post
Posted (edited)
6 часов назад, *Владислав* сказал:

Юрий, завязывайте уже толковать слова форумчан.) Как-то не очень это...)

А Вам то что? Я же не Ваши слова "толкую". 

 

6 часов назад, *Владислав* сказал:

Вопрос. А если бы Иов молчал,  был бы получен такой раскрытый ответ от Бога?

Как известно, молчание - золото.

 

6 часов назад, *Владислав* сказал:

Вопрос 2. Есть ли здесь запрет вопрошать и задавать, в том числе, и глупые вопросы без смысла?

насчет запрета - не знаю, но точно здесь нет заповеди задавать такие вопросы.

 

6 часов назад, *Владислав* сказал:

Вопрос 3. Какой вопрос Богу будет не глупым и со смыслом?

 Господи, научи мя творити волю Твою

Edited by Юрий Кур

Share this post


Link to post
Posted (edited)
11 часов назад, Юрий Кур сказал:

насчет запрета - не знаю, но точно здесь нет заповеди задавать такие вопросы.

Вот, после "не знаю" по возможности всегда надо ставить точку. И начинать вопрошать.)

 

4Цар 22:13 пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею

1Цар 14:37 И вопросил Саул Бога

1Цар 23:2 И вопросил Давид Господа

Цар 23:4 Тогда снова вопросил Давид Господа

2Цар 2:1 После сего Давид вопросил Господа

1Пар 14:10 И вопросил Давид Бога

3Езд 5:50 Тогда я вопросил Его и сказал

Ис 58:2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды

 И т.д...

 

И заповедь есть такая:

Мф.7:7 Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам

 

А самое главное - непонятно, что плохого вы видите в вопросах? Библия, вот, не видит ничего плохого, а вы видите. Почему?

 

11 часов назад, Юрий Кур сказал:

Как известно, молчание - золото.

Как я и предполагал... беглый анализ показал, что вы с большим отрывом от остальных форумчан уверенно занимаете второе место по количеству сообщений на единицу времени.)) Не находите немного странной, при таком положении дел,  свою рекомендацию святому Иову - "молчание - золото"?)

11 часов назад, Юрий Кур сказал:
17 часов назад, *Владислав* сказал:

Вопрос 3. Какой вопрос Богу будет не глупым и со смыслом?

 Господи, научи мя творити волю Твою

Обратите внимание на то, что вы перепутали вопрос с просьбой. И при этом вы еще зачем-то берете на себя труд  толковать и объяснять, сказанное другими людьми. Не стоит, право, этого делать.

Edited by *Владислав*
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
58 минут назад, *Владислав* сказал:

Вот, после "не знаю" по возможности всегда надо ставить точку. И начинать вопрошать.)

Вас же вопрос был не о том "вопрошать" или "не вопрошать", а о том, вопрошать ли "за что". 

Спасибо Вам за совет, но чтобы советы были полезными, лучше сначала правильно понять, что говорит собеседник.

 

1 час назад, *Владислав* сказал:

Как я и предполагал... беглый анализ показал, что вы с большим отрывом от остальных форумчан уверенно занимаете второе место по количеству сообщений на единицу времени.)) Не находите немного странной, при таком положении дел,  свою рекомендацию святому Иову - "молчание - золото"?)

Я нахожу странным то, что Вы слова, сказанные в ответ на Ваш вопрос называете рекомендацией св. прав. Иову, а затем переносите в другой контекст. 

 

Мне жаль, что Вы потратили, пусть и небольшое, время на "беглый анализ" моего пребывания на форуме. Это не самое лучшее времяпровождение. Хорошо, что Вы не решились подсчитать количество знаков ) А может быть и жаль - тогда, наверно, выводы были несколько иными.

1 час назад, *Владислав* сказал:

Обратите внимание на то, что вы перепутали вопрос с просьбой.

"вопрос" и "просьба" - это очень близкие понятия. Вы и сами об этом пишете:

 

1 час назад, *Владислав* сказал:

И заповедь есть такая:

Мф.7:7 Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам

 

1 час назад, *Владислав* сказал:

А самое главное - непонятно, что плохого вы видите в вопросах? Библия, вот, не видит ничего плохого, а вы видите. Почему?

Вопрос вопросу рознь. Ведь выше шло обсуждение не о вопросах вообще, а о вопросах, которые выше меры.

 

 

 

Share this post


Link to post
16 часов назад, Мария Т. сказал:

Типа, если я пойму, "за что нам это все", то сделаю все правильно, и тогда Бог меня не накажет, а накажет неправильных людей.

Мы рассуждаем не "за что нам это" - тут и рассуждать нечего. Достойное по грехам своим приемлем.

 

Мы рассуждаем "для чего нам это". 

  • Like 1

Share this post


Link to post
1 час назад, Мано сказал:

Мы рассуждаем "для чего нам это". 

И это "секрет Полишинеля" — ответ на поверхности: "чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4).

 

Камень преткновения — в вопросе "каким образом".

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
1 час назад, Юрий Кур сказал:

Вас же вопрос был не о том "вопрошать" или "не вопрошать", а о том, вопрошать ли "за что".

Спасибо Вам за совет, но чтобы советы были полезными, лучше сначала правильно понять, что говорит собеседник.

Вам бы, Юрий, постараться вести честный диалог и не придумывать ничего собеседнику, даже в малости. Я нигде не спрашивал - "за что". Я спросил:

"Ищите во всем великого смысла!" В чем смысл тотального сокрытия лиц, эмоций, чувств..?

А пересформулировал так мой вопрос другой человек.

 

1 час назад, Юрий Кур сказал:

Я нахожу странным то, что Вы слова, сказанные в ответ на Ваш вопрос называете рекомендацией св. прав. Иову,

Я что-то ваше понимание перестаю понимать уже...)

Вопрос. А если бы Иов молчал...

Ваш ответ: молчание - золото.

Ты вопрошал Иов, много вопросов назадавал. Молчание - золото. Ты понял, Иов?

 

Какой другой контекст?

 

1 час назад, Юрий Кур сказал:

беглый анализ" моего пребывания на форуме. Это не самое лучшее времяпровождение.

Нет, в данном случае это уже стоило того. Разумение того кто с тобой разговаривает, его т.с. IG ай-гью (quotient garrulity)  помогает понять в какую словесную трясину тебя затягивают и вяжут словесами и синонимами, как в вопросе выше, так и в следующем вопросе:

1 час назад, Юрий Кур сказал:

"вопрос" и "просьба" - это очень близкие понятия.

Да-да... колбаса и селедка тоже "близкие понятия". Все кушать можно.)

Кстати, я несколько месяцев назад "забрел" в прояснении одного вопроса на "Азбуку". Вы, оказалось, и там много пишите и все так же "вяжете" собеседников. Т.ч. ваш ай-гью, как минимум, в квадрате.

1 час назад, Юрий Кур сказал:

Вопрос вопросу рознь. Ведь выше шло обсуждение не о вопросах вообще, а о вопросах, которые выше меры.

Не было об этом речи.

Вы, Юрий, своей мерой занимайтесь. Оставьте другим их меру. С ними Господь сам разберется. Да и здесь есть кому душеполезно меру объяснить.

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post
Posted (edited)
53 минуты назад, *Владислав* сказал:

Вам бы, Юрий, постараться вести честный диалог и не придумывать ничего собеседнику, даже в малости. Я нигде не спрашивал - "за что". Я спросил:

"Ищите во всем великого смысла!" В чем смысл тотального сокрытия лиц, эмоций, чувств..?

А пересформулировал так мой вопрос другой человек.

Вы же развили тему Иова, которую подняла Мария, и сослались на Иова как на пример вопрошания Бога. А Иов ни о каком "великом смысле" не вопрошал. 

 

53 минуты назад, *Владислав* сказал:

Я что-то ваше понимание перестаю понимать уже...)

Вопрос. А если бы Иов молчал...

Ваш ответ: молчание - золото.

Ты вопрошал Иов, много вопросов назадавал. Молчание - золото. Ты понял, Иов?

 

Какой другой контекст?

Ваш вопрос был: "был бы ответ Бога". Мой ответ: "молчание - золото". Золото - это человеческий синоним блага. Читай -  ответ был бы, только другой, "Царствие Бужие внутрь вас есть" (Лк.17:21).

А то, как Вы поняли - Ваша интерпретация. 

53 минуты назад, *Владислав* сказал:

Нет, в данном случае это уже стоило того. Разумение того кто с тобой разговаривает, его т.с. IG ай-гью (quotient garrulity)  помогает понять в какую словесную трясину тебя затягивают и вяжут словесами и синонимами

Владислав, Ваши "анализы" вырастают на почве Ваших предрасположенностей. Не верьте им ))

 

53 минуты назад, *Владислав* сказал:

Кстати, я несколько месяцев назад "забрел" в прояснении одного вопроса на "Азбуку". Вы, оказалось, и там много пишите и все так же "вяжете" собеседников.

 Тяжелый случай. А ещё много пишу про свои изделия  на своём корпоративном сайте. Так что в кубе получается.

 

53 минуты назад, *Владислав* сказал:

Не было об этом речи.

Вы, Юрий, своей мерой занимайтесь. Оставьте другим их меру. С ними Господь сам разберется. Да и здесь есть кому душеполезно меру объяснить.

А ей и занимаюсь. Чужими мерами занимаются те, кто пытается указывать другим, что и как им делать :take_exa:

Edited by Юрий Кур
  • Like 1

Share this post


Link to post
29 минут назад, A Lone Wolf сказал:

Камень преткновения — в вопросе "каким образом".

Так точно, капитан Очевидность.

Только не камень преткновения, а тема, чтобы задуматься, мозгами своими поработать.

Скорби просто так не даются. Это всегда для чего то.

Что то, что нужно понять, попытаться с Божией помощью изменить в себе.  

 

 

Share this post


Link to post
6 минут назад, Мано сказал:

Так точно, капитан Очевидность.

Ответы на вопросы "каким образом" вовсе не очевидны, иначе в православии праведность станет обыденностью, а не подвигом.

 

13 минут назад, Мано сказал:

мозгами своими поработать

 

попытаться с Божией помощью изменить в себе 

Как собственное "мыслепроизводство" может мешать заповедованной нищете духа, так и помощь Бога нами нисколько не контролируется и автоматически не происходит.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
42 минуты назад, A Lone Wolf сказал:

вопросы "каким образом"

А разве в теме были вопросы "каким образом"?

42 минуты назад, A Lone Wolf сказал:

Ответы на вопросы "каким образом" вовсе не очевидны, иначе в православии праведность станет обыденностью

Очень даже очевидны. Это соблюдение заповедей. Заповеди известны и очевидны, но при этом не становятся обыденностью.

Share this post


Link to post
3 часа назад, Мано сказал:

Мы рассуждаем не "за что нам это" - тут и рассуждать нечего. Достойное по грехам своим приемлем.

 

Мы рассуждаем "для чего нам это". 

Это и так очевидно. Для чего на любые события, для чего нам жизнь? Чтобы научиться любить Бога и ближнего. Чтобы просто жить.

 

 

Share this post


Link to post
1 час назад, *Владислав* сказал:

"Ищите во всем великого смысла!" В чем смысл тотального сокрытия лиц, эмоций, чувств..?

А Вы что думаете по этому поводу?

Share this post


Link to post
3 минуты назад, inna d сказал:

А Вы что думаете по этому поводу?

Нет ответа.

Share this post


Link to post

У меня есть пара мыслей. Но не знаю, как они подойдут.

Маска не скрывает глаза человека. А в них можно прочитать многое. Глаза - зеркало души. Не буду искать кто сказал))

И вторая мысль более приземленная. Заметила, что улицы стали чище)) Нет плевков на землю. Земля - она ведь живая. Столько веков терпит наши плевки.Мы оскорбляем ее, творение Божие.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
5 минут назад, inna d сказал:

У меня есть пара мыслей.

Я еще вот такую статью нашел:

 

Словарь библейских образов

 

ЛИЦО, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА (FACE, FACIAL EXPRESSIONS)

Лицо – это своего рода экран, на котором отображаются изменения наших чувств и реакций. Мы сами, в свою очередь, читаем по лицам других людей. На лице отражаются признаки, по которым мы получаем представление о психическом состоянии человека. По выражению лица мы многое узнаем о человеке, даже прежде чем он начинает говорить. Поэтому нет ничего удивительного, что в Библии лицо часто служит показателем чувств и настроений.

 

Лицо как выражение личности.

Лицо человека выражает его подлинное «я». Почитать лицо значит почитать самого человека (Лев. 19:32). Вопрос царя: «Отчего лицо у тебя печально?» – фактически означал: «Почему ты печален?» (Неем. 2:2). На лице до такой степени отражаются переживания человека, что само слово «лицо» выполняет функцию как бы возвратного местоимения; например, об изможденности Иова свидетельствовало его лицо (Иов. 16:8). С детской непосредственностью мы инстинктивно закрываем лицо в попытке скрыть свое истинное «я» (Исх. 3:6). Лицо выражает сущность человека, поэтому оскорбляют его в лицо (Мк. 14:65; ср. Втор. 25:9).

 

Скрытый текст

 

В литературе символика лица используется для раскрытия природы или характера. Лицо Моисея свидетельствовало, что он был с Богом (Исх. 34:29), а небесные посланники преобразили внешний вид Иисуса (Мф. 17:2). Истинная сущность мученика Стефана отразилась на его лице: сочетание чистоты, силы и благодати, которое Лука назвал «лицом Ангела» (Деян. 6:15). Лицо «как вид молнии», наряду с другими атрибутами, показывало, что существо в видении Даниила не было смертным (Дан. 10:6; ср. Лк. 24:4). Подобный Сыну Человеческому в видении Иоанна изображается с лицом «как солнце» (Откр. 1:16). Животные, окружающие престол Бога и возносящие Ему хвалу, предстают как части творения. Третье животное с лицом «как человек» служит олицетворением человечества (Откр. 4:7; ср. Исх. 25:20; Ис. 6:2; Иез. 1:10, 10:14).

 

Лицо как символ присутствия.

Еврейское выражение «пред лицом» означает просто «перед» кем-то и встречается во многих новозаветных цитатах из Ветхого Завета (напр., Мф. 11:10; Мк. 1:2). «Увидеть лицо» значит быть допущенным в чье-то присутствие (Быт. 32:20; Есф. 1:14; Деян. 20:25). Лицо Моисея сияло, потому что он был в присутствии (пред лицом) Бога (Исх. 34:29; 2Кор. 3:7). Благочестивая жизнь в присутствии Бога требует выполнения Его заповеди «ищите лица Моего» (Пс. 26:8). В данный момент верующий видит Бога «как бы сквозь тусклое стекло», но затем предстанет «лицом к лицу» (1Кор. 13:12; ср. 2Кор. 10:1; 1Сол. 2:17, 3:10; 2Ин. 1:12; 3Ин. 1:14).

 

Лицо как показатель устремленности.

По той простой причине, что перед – это не зад, лицо служит символом направления и устремления вперед. В устремленности подразумеваются решимость и намерение добиться поставленной цели (Чис. 24:1; Притч. 17:24). Обратить свое лицо на или против кого-то или чего-то значит продемонстрировать решимость и волю (Лев. 17:10, 20:3; 4Цар. 12:17 {«вознамерился»}; Лк. 9:51 («восхотел»); Лк. 9:53 {«имел вид»}). «Ибо Я обратил лицо Мое против города сего, говорит Господь, на зло, а не на добро» (Иер. 21:10; ср. Иер. 44:11). Даже о неодушевленных предметах можно говорить, что они стоят лицом в ту или иную сторону. Корабль Павла «не мог противиться [противостоять лицом] ветру» (Деян. 27:15).

 

Лицо как выразитель притворства или обмана.

Лицо настолько ясно выражает намерения или настроение человека, что для маскировки чувств лучше всего изменить свое лицо, стать лицемером (греч. hypokritis, «актер», Мф. 6:16). Трудности разоблачения подобной уловки дают основание обвиняемым требовать встречи с обвинителями лицом к лицу (Деян. 25:16). Маска на лице – это попытка скрыть истину от других или самому спрятаться от истины (Иов. 24:15).

В намеренном изменении выражения лица не обязательно подразумевается проявление нечестности. Умытое лицо, как и умытые руки, символизирует обновление (Быт. 43:31; Мф. 6:17), а также избавление от прежнего состояния или сокрытие его.

Лицо как символ света или тьмы. Метафора появления света на лице достаточно распространена. Лицо вдруг начинает сиять. Или сверкать от радости. Лицо проясняется, когда человек начинает что-то понимать. На лице вспыхивает усмешка. Лицо озаряется улыбкой. Лицо светится молодостью. Лицо счастливого человека блистает от елея на здоровой коже (Пс. 103:15) в противоположность голодному, чье лицо «темнее всего черного» (Плч. 4:8).

Наибольшее благословение состоит в том, чтобы увидеть над собой сияние света Божьего лица (Чис. 6:25; Пс. 30:17, 66:2). «Боже! восстанови нас; да воссияет лицо Твое, и спасемся!» (Пс. 79:4, 8). Сияющее лицо Бога связывается с учением о Его уставах и с соблюдением закона (Пс. 118:135). В неканонической книге мы видим яркое противопоставление: «Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица – чернее тьмы» (3Езд. 7:55).

 

Лицо как выражение отрицания или сокрытия.

Закрытое лицо не только отрицает то, что оно отказывается видеть, но и отказывается признать, что это реально существует: «Лицо твое закрой, чтобы не видеть земли; ибо Я поставил тебя знамением дому Израилеву» (Иез. 12:6).

Псалмопевец молил: «Отврати лицо Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои» (Пс. 50:11). Во второй параллельной части стиха изначальная тема получает дальнейшее развитие – к Богу обращаются с просьбой не только не замечать грехов, но и удалить их. Бог может закрывать лицо антропоморфически, а люди делают это в буквальном смысле. Во вред самим себе мы сочли Избранного Богом презренным и непривлекательным и отвратили от Него свое лицо (Ис. 53:3). Взирание на лицо Бога связывается с поклонением (Откр. 22:3–4), и при этом подразумевается, что, когда Бог скрывает Свое лицо, Он не только лишает Своего присутствия и милостивой опеки, но и отвергает поклонение и молитвы человека. Закрыть лицо значит порвать связь (Втор. 31:17–18, 32:20), нередко с выражением гнева и отвращения. Скрытое лицо игнорирует просьбы о помощи (Пс. 12:2, 68:18) и не отвечает (Пс. 101:3). Такое невнимание Бога поэты связывают с отсутствием Божьего Духа (Иез. 39:29) и даже со смертью и могилой (Пс. 142:7).

Что касается взаимоотношений между людьми, посмотреть человеку в лицо значит потребовать признания равного положения (2Пар. 25:17 {«повидаемся лично»}). Поклониться лицом до земли с выражением смирения значит скрыть его символическим жестом самоуничижения и почтения или уважения (Нав. 5:14; 1Пар. 21:21). Услышав голос Бога «как веяние тихого ветра», Илия закрыл свое лицо милотью (3Цар. 19:13). В рамках нового завета молящиеся смогут стоять пред Богом с открытыми лицами (2Кор. 3:18), а в новом воссозданном мире они узрят лицо Бога (Откр. 22:4). В великий день гнева люди будут пытаться скрыться от лица Сидящего на престоле (Откр. 6:16).

 

Рот.

Отдельные части лица могут действовать самостоятельно. Рот может обезоружить улыбкой или продемонстрировать угрозу. Улыбка Иова ободряла окружающих, когда у них не было уверенности в себе, и они ценили свет, исходящий от его лица (Иов. 29:24). Псалмопевец сетует, что его враги глазеют на него или гримасничают устами (Пс. 21:8).

 

Нос.

Потому, возможно, что дух тела (вдыхание) входит и выходит через нос, он служит показателем настроения человека, особенно гнева. Ноздри могут раздуваться от гнева, напоминая разгоряченное фырканье лошади. В свою очередь, в образе человеческого гнева находят выражение гнев и ярость [горячее недовольство] Бога (Втор. 9:19 {«гнев» в евр. буквально значит «нос»}). Слова «отврати пламенный гнев Твой» (Исх. 32:12) буквально переводятся как «пламенный гнев Твоих ноздрей». А слово «долготерпеливый» буквально означает «долго не показывающий нос» (Исх. 34:6), что, по-видимому, означает «медленно разогревающийся». Этот образ можно сравнить со словами Прискиллы о капитане в «Ухаживаниях Майлза Стэндиша»: «Он как маленький вулкан и раскаляется мгновенно». Надменность явно связывается с задранным носом (Пс. 9:25 {«в надмении» буквально: «с высоким носом»}).

 

Глаза.

Контакт с глазами как с наиболее, пожалуй, выразительной частью лица играет основную роль при зрительном общении. Будучи окнами души, глаза служат мерилом для оценки здоровья, духовного и физического благополучия человека. Ближневосточный климат с ветрами и пылью даже сейчас вызывает множество глазных болезней, но в еще большей степени это относится к прошлому. Глаза служат также показателем разного рода других соматических заболеваний, и в них отражается физическое и духовное состояние, ибо «светильник для тела есть око» (Мф. 6:22; ср. Притч. 30:13; Плч. 5:17).

Не зная, что глаз лишь отражает свет, древние полагали, что глаза способны освещать предметы. Поэтому тьма считалась не просто отсутствием света, но и силой, подавляющей способность человека видеть. При таком мировоззрении само собой разумелось, что глаза постоянно испускают послания с выражением оценки каждого наблюдения.

Такое представление о магической силе, присущей глазу наблюдателя, особенно ярко проявлялось в почти повсеместной вере древних в силу дурного глаза. Считалось, что некоторые люди могут наводить порчу, околдовывая человека «дурным глазом». Выражение чувства зависти или просто непомерных похвал рассматривалось как наведение духов мести, которые в конечном счете погубят того, кем восхищались. С учетом такого представления выражению «дурной глаз» в Писании обычно концептуально соответствует слово «зависть». Фраза «или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Мф. 20:15) в английском переводе RSV передана как: «Неужели ты завидуешь моей щедрости?».

Глаз может выдавать внутреннее расположение духа человека и быть эгоистичным и удерживающим (Притч. 23:6) или милосердным и щедрым (Притч. 22:9 {буквально «с щедрым глазом»}). Глаз может быть острым, как оружие (Иов. 16:9), или мигать угрожающим взглядом (Пс. 34:19; Притч. 6:13, 10:10; Иов. 15:12 {«гордо смотришь»}). В глазах выражается вся гамма человеческих чувств: подозрительность (1Цар. 18:9), надменность и гордость (Ис. 2:11, 5:15; Пс. 100:5, 17:28; Притч. 6:17), смирение (Иов. 22:29 {«поникшего лицом»}), жалость (Втор. 7:16).

Сила взгляда действует не только во зло. Поэты описывают его воздействие так: «Пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих» (Песн. 4:9). Глаза привлекают внимание своей красотой (Песн. 1:14, 4:1, 5:12), а иногда, наоборот, отсутствием в них красоты (Лия, Быт. 29:17). Подчеркнуть красоту и выразительность глаз старались с помощью косметических средств (4Цар. 9:30 {«лицо», евр. «глаза»}; Иер. 4:30; Иез. 23:40). Глаза подобны глубоким озерам, в которые мы смотрим, пытаясь долгим созерцанием измерить глубину характера человека (Песн. 7:5). Но почувствовать неудобство от взгляда может даже возлюбленный (Песн. 6:5).

Выражение эмоций. На лице отражается полная гамма человеческих чувств. В кризисных ситуациях оно выглядит весьма бледным: «Иаков не будет в стыде, и лицо более не побледнеет» (Ис. 29:22). «Почему... лица у всех бледные?» (Иер. 30:6; ср. Иоил. 2:6; Наум 2:10). Лица, вспыхивающие от боли и страданий, «разгораются» (Ис. 13:8). Огонь Господа, как пламя, опаляет лица (Ис. 43:2). Лицо может «побагроветь от плача» (Иов 16:16). Несомненным признаком печали служат слезы, которые Господь отрет со всех лиц (Ис. 25:8).

«Веселое сердце делает лицо веселым» (Притч.15:13), – однако, по логике Екклесиаста, «при печали лица сердце делается лучше» (Еккл. 7:3). В жизни есть горечи и радости, и печаль делает смех более искренним. Поникшее лицо выражает огорчение (Быт. 4:5–6), но Илий по лицу Анны увидел, что она не была больше печальной (1Цар.1:18). Иезекииль осуждает тех, на чьих лицах из-за совершаемых ими мерзостей отражаются ужас и стыд (Иез. 7:18). Сходным образом изображают лицо и другие пророки: «Бесчестие покрывало лица наши, когда чужеземцы пришли во святилище дома Господня» (Иер. 51:51). «Бесчестием покрывают лицо мое» (Пс. 68:8). «Исполни лица их [неверующих] бесчестием» (Пс. 82:17).

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskih-obrazov/342

Edited by *Владислав*
  • Like 1

Share this post


Link to post
24 минуты назад, inna d сказал:

Маска не скрывает глаза человека. А в них можно прочитать многое.

:) Всю тему об этом думаю. Это точно так.

Владислав, знаете, я как-то на объекте, встретившись впервые после начала карантина с одним малознакомым человеком, с удивлением поняла, что сразу и безошибочно его узнала. Несмотря на маску. По глазам. Маски даже наоборот обращают наше внимание к глазам. А в них - суть человека. И мы смотрим не на губы-щёки-нос, а на выражение глаз. Так что в известном смысле маски "работают" наоборот - не скрывают важное от нас, а обращают наше внимание на существенное в человеке.

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
1 час назад, *Владислав* сказал:

А разве в теме были вопросы "каким образом"?

Вы против того, что бы я включил их в тему? Почему?

 

1 час назад, *Владислав* сказал:

Очень даже очевидны. Это соблюдение заповедей. Заповеди известны и очевидны, но при этом не становятся обыденностью.

Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

(Мф. 19:20-24)

 

Вот Господь дал благочестивому юноше ответ на "каким образом". Но юноша предпочёл остаться со своим богатством, а не пойти за Христом. Предпочтение богатства словесных ответов может послужить аналогично, как вы думаете?

Edited by A Lone Wolf
скорректировал формулировку

Share this post


Link to post
4 часа назад, A Lone Wolf сказал:

Ответы на вопросы "каким образом" вовсе не очевидны, иначе в православии праведность станет обыденностью, а не подвигом.

Так точно, капитан Очевидность.

Ответы на вопросы "каким образом" вовсе не очевидны. 

 

 

5 часов назад, A Lone Wolf сказал:

Как собственное "мыслепроизводство" может мешать заповедованной нищете духа, так и помощь Бога нами нисколько не контролируется и автоматически не происходит.

Конечно. 

С этим кто-то спорит?

 

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...