Jump to content

Lika

Пользователи
  • Content Count

    15
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    1

Lika last won the day on April 30

Lika had the most liked content!

Community Reputation

12 Хороший

About Lika

  • Rank
    Новичок

Recent Profile Visitors

55 profile views
  1. Нет Лика, не сможет и тем более не каждый, по любому споткнется и очень скоро с таким раскладом. Долго ждать не придется или случаем или скорбями, но откроется. Очень странное утверждение от человека, который, как я поняла, немало читал. О том, как ужасно может кончаться прелесть вы ведь тоже, наверное, читали? Неужели забыли? Иногда состояние прелести "открывается" страшно и непоправимо. Её никогда нельзя недооценивать. Я напомню. Преподобный Исаак Сирин в 55 слове писал: "И еще некто другой, по имени Асинас, в том же городе Эдессе, сочинив многие трилогии, которые поются и доныне, проводил высокое житие и безрассудно связывал себя самыми трудными делами, пока не прославился. Его обольстил диавол, вывел из келии его и поставил на верху горы, называемой Сторий, заключил с ним договор, показал ему образ колесниц и конников и сказал ему: "Бог послал меня поять тебя в рай, как Илию". И как скоро вдался тот в обман младенческим своим разумом и взошел на колесницу, разрушилась вся эта мечта, низринулся он с великой высоты, упал оттуда на землю и умер смертию, достойною смеха". В посмертных вещаниях преподобного Нила Мироточивого Афонского рассказывается о неком Кунаве, который "...по своей гордости начал подвизаться самочинно, без дозволения духовника. Пошел он тайно в одно скрытое место, там подвизался в одиночестве, с такою ревностию подвизался несчастный, что превзошел Андрея, но цель у него была не такая как у Андрея, но гордая, чтобы достичь чудотворения. ... ... схватили Кунава бесы вместе с троном его, представляя себя ему во образе ангелов, один во образе Гавриила, другой во образе Михаила; вознесли они его до первого неба и оттуда вдруг сбросили Кунава, как Денницу; упал он на каменную плиту и вместо того, чтобы жить еще 60 лет, несчастный обратился в шестьсот кусков. Была полночь, когда он упал..." Или вот ещё свидетельство св. Игнатия Брянчанинова: "На Валаамском острове, в отдаленной пустынной хижине, жил схимонах Порфирий, которого и я видел. Он занимался подвигом молитвы. Какого рода был этот подвиг, – положительно не знаю. Можно догадываться о неправильности его по любимому чтению схимонаха: он высоко ценил книгу западного писателя Фомы Кемпийского, о подражании Иисусу Христу, и руководствовался ею. Книга эта написана из “мнения”. Порфирий однажды вечером, в осеннее время, посетил старцев скита, от которого невдалеке была его пустыня. Когда он прощался со старцами, они предостерегали его, говоря: “Не вздумай пройти по льду: лед только что встал, и очень тонок”. Пустыня Порфирия отделялась от скита глубоким заливом Ладожского озера, который надо было обходить. Схимонах отвечал тихим голосом, с наружною скромностью: “Я уже легок стал”. Он ушел. Через короткое время послышался отчаянный крик. Скитские старцы встревожились, выбежали. Было темно; не скоро нашли место, на котором совершилось несчастье, не скоро нашли средства достать утопшего; вытащили тело, уже оставленное душою".
  2. Не поняли, да, причём с самого первого моего сообщения. Это бывает, но не лучше ли просто перечитать то, что уже было написано и не понято? Я не об этой женщине вообще писала, и не о событиях, описанных в рассказе. Я сомневаюсь, что этот рассказ может быть полезен всем без исключения, потому что при определённых искажениях логики, свойственных состояниям прелести, человек может возмечтать, что и он может также невидимо и неосязаемо, незаметно причащаться. Типа помолился побольше других, почувствовал просветление - и решил, что его причастил ангел. Иными словами, это может спровоцировать прелесть в неокрепших в смирении душах. Спасибо!
  3. Что с ней произошло - не грозит, а мечты о том, что с ней произошло, как раз и "грозят" гордым, как всякая прелесть. Очень даже легко вообразить себя светящимся неземным светом и незаметно причащённым ангелами, если мнить о своих подвигах, заслугах и превосходстве. В патериках о таких бедолагах рассказывается то и дело. Об иных простодушных народная мудрость говорит, что простота хуже воровства. Так бывает. Слава Богу, у нас как исповедовали всех перед каждой службой, также исповедовали и на Светлой. Большой грех, или ворох маленьких - как с ними подходить к Чаше?!
  4. Это-то да. Бога не обманешь. А вот себя - запросто. Собственно, о чём здесь и пишут многие.
  5. Рассказ трогательный. Я едва не прослезилась, а потом подумала: а не может ли такой аспект спровоцировать некоторых простодушных как раз на обратное: на прелестные мнения? Что можно не исповедаться, и не причаститься реально, а просто мысленно покаяться - и незаметным образом стать причастником? Если у человека нет такого дивного смирения, как у героини статьи, то такие мысли запросто получат доступ к нему после такого рассказа.
  6. Эти слова Священного Писания - не теоретическая информация. Это универсальное правило для всех. Каждый может поверять себя по этим признакам. Преп. Макарий Великий так и советовал: «...действия благодати не неявны; и грех не может произвести оных, хотя бы и принял на себя личину добра. Если, по слову Апостола, сатана и умеет преображаться «во Ангела светла» (2 Кор.11,14), чтобы обольщать; то, хотя бы представлял и светлые видения, не возможет, как сказано, произвести доброго действия; что и служит точным его признаком. Не может он произвести ни любви к Богу или ближнему, ни кротости, ни смирения, ни радости, ни мира, ни благоустройства помыслов, ни ненависти к миру, ни духовного упокоения, ни вожделения небесных плодов, ни усмирить страсти и сластолюбие; все сие явным образом бывает произведением благодати. Ибо сказано: «плод духовный есть любы, радость, мир» и проч. (Гал. 5, 22). Всего же скорее сатана способен и силен внушить кичение и высокоумие. Итак, по действенности да распознается воссиявший в душе твоей духовный свет, от Бога ли он, или от сатаны. Впрочем и самой душе, если она имеет здравую рассудительность, по духовному чувству скоро делается явственным сие различие. Как уксус с вином на вид одинаковы, но гортань чувством вкуса различает свойство того и другого: так и душа по самому духовному ощущению и действенности может различать дарования Духа и мечтания чуждого».
  7. Есть два вопроса. Я писала не о том, о чём говорите Вы. Первый вопрос: вопрос о гневе Божием и Его любви. Второй - вопрос о действиях благодати. Любовь Божия никогда ни от кого не отступает, ни за какие наши грехи. Благодать может отступать по многим причинам, когда Господь благоволит на это ради нашего спасения.
  8. Да ведь я об этом и писала. Собственно, и не я, а преп. Максим Исповедник. )
  9. Приведённые вами слова как раз подтверждают предложенную мной интерпретацию о том, что благодать не отступает, а только проявляет себя иначе по тому, как творение настроено её воспринимать. Вы тут соединяете в одно два разных вопроса. Вопрос о сущности термина "гнев Божий" и вопрос о действии благодати. Преп. Антоний Великий писал о том, что Св. Писание называет гневом Божиим, - что нельзя его понимать аналогично человеческому гневу. Многие святые отцы писали, что это выражение символическое, выражение снисхождения. Св. Иоанн Златоуст, напр.: "«Когда ты слышишь слова "ярость" и "гнев" в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного". Бог, любя человека, не может изменить Своей любви и возненавидеть. Это ясно, и я с Вами согласна. Но это только одна сторона вопроса. Неизменяемость Божия не исключает Его действий в нашем мире - различных по силе и сути действий Божиих энергий. Неизменяемость Божества - это не безликость, безличность и аморфность "бога" пантеизма. Об этом я уже цитировала слова пр. Максима Исповедника, что Святой Дух в одних действует так, в других иначе, "как Усыновитель" пребывает "в живущих по Христу, а как Производитель премудрости" - в обоженных. Видите ли различную меру действия благодати? Многие святые пишут об этом. Например: Преп. Макарий Великий: "Ибо бывает время, когда благодать сильнее воспламеняет, утешает и упокоевает человека; и бывает время, когда она умаляется и меркнет, как сама она домостроительствует сие на пользу человеку". Св. Феофан Затворник: "Когда душа зазнается и забудет думать, что носится и держится благодатию, благодать отступает... и оставляет душу одну... Зачем? — затем, чтобы образумилась душа, возчувствовала беду отступления благодати, и начала крепче льнуть к ней и искать ее. — Такое отступление — есть действие не гнева, а любви Божией вразумляющей и называется отступлением поучительным. У Макария Великаго и у других есть много о сем... и у Диодоха..." А преп. Максим Исповедник не только перечисляет виды оставления человека благодатью, но и подчёркивает, что все они исходят из любви Божией (не гнева!) - как и все действия Божии: "Есть четыре главных вида оставления Божия. Есть оставление промыслительное, как было с Самим Господом, чтобы кажущимся оставлением спасти оставляемых. Есть оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, чтобы явить одного столпом мужества, другого же столпом целомудрия. Бывает оставление духовновоспитательное, как это было с апостолом Петром, чтобы смирением сохранить в нем избыток благодати. И, наконец, бывает оставление по отвращению, как это было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все эти виды оставления спасительны и исполнены Божией благости и человеколюбия". Видите, Лоун Вольф, прп. Максим пишет и об испытательном действии благодати, и о промыслительном - и тут совершенно исключается грех как причина отступления благодати. Это именно действие Божие, и оно не продиктовано затемнением души грехом.
  10. Хорошо, конечно ) И Вам помощи Божией.
  11. Эти слова преп. Антония Великого не исключают различных действий Божиих энергий.
  12. Боюсь, что вы не увидели моего сообщения, что повыше. Иначе как можно противоречить словам святых отцов?
  13. Это очень общая фраза. То, что Бог присутствует везде, отнюдь не исключает разнообразия действий Его энергий и Промысла. Преп. Макарий Великий пишет об этом: "благодать ...как ей угодно, различно видоизменяет свои действия в человеке к его пользе. Иногда огнь сей возгорается и воспламеняется сильнее, а иногда как бы слабее и тише, в иные времена свет сей возжигается и сияет более, иногда же умаляется и меркнет…" Преп. Максим Исповедник описывает различные действия Божией благодати, зависящие от устроения людей: "Святой Дух присутствует в каждом из сущих, особенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову. Ибо как Производитель премудрости Он существует только в тех, кто чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполнению заповедей, - с ними [Святой Дух] общается как со своими посредством простого и нематериального ведения и чистыми умозрениями о неизреченном формирует ум их для обожения. ...во всех же, [живущих] по Христу, [Он пребывает], помимо сказанного, еще и как Усыновитель. А как Производитель премудрости [Он не пребывает] вообще ни в одном из названных, кроме только обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания. Ибо всякий, не творящий божественных волений, даже если он и является верующим, имеет несмысленное сердце, как притон лукавых помыслов, а тело [его] обременено грехами, как постоянно одержимое сквернами страстей". (Вопросоответы к Фалассию)
  14. Бог вездесущ, но Его энергии действуют только там, где Он благоволит. Где Он не соизволит - там не действуют. "Существует различие между понятиями промысла Божия и Божией благодати. Промыслом называем Божию силу в мире, поддерживающую бытие мира, его жизнь, в том числе бытие и жизнь человечества и каждого человека; а благодатью - силу Духа Святого, проникающую во внутреннее существо человека, ведущую к его духовному совершенствованию и спасению". (Правосл. догматическое богословие. Прот. Михаил Помазанский).
×
×
  • Create New...