Jump to content

Question

Добрый день. Простите. Является ли грехом и соблазном работа, в которой надо участвовать в распространении скоромной еды в постные дни. Среду, пятницу, длительные посты? Например, молочной. Когда речь идет о ее продаже. Не будет ли это соучастием в нарушении поста другими? И поводом для личного самомнения, о своей праведности? Есть ли такой опыт в монастырях или у святых отцов, в житиях, может быть? Как можно поступать в таких случаях?

Share this post


Link to post

7 answers to this question

Recommended Posts

  • 0
Posted (edited)

Пост дело произволения. И продающий никого ни к чему не принуждает. К тому же есть множество болеющих людей, у которых есть благословение на послабление поста. Может быть, эта история вас немного успокоит.

 

Житие преподобного отца нашего Пахомия Великого:

"Святой Пахомий не желал, чтобы иноки предавались строгим подвигам по принуждению, а не по собственному влечению. Об этом красноречиво свидетельствует следующий случай из жизни киновии.

Однажды, когда святой Пахомий после посещения других монастырей возвращался в ту обитель, где он постоянно жил, братия вышли приветствовать его. При самой встрече один юноша громко заявил ему, что с того дня, как Пахомий их оставил, им не готовили ничего ни из зерен, ни из овощей. Святой Пахомий кротко и приветливо ответил ему:

- Не печалься, сын мой; отныне я займусь вашими делами и позабочусь о вашей пище.

Войдя в монастырь и сотворив в церкви молитву, Пахомий пошел прямо в поварню. Повара плели рогожи, Пахомий спросил главного повара:

- С какого времени ты не готовил похлебки для братии? Оказалось, что уже два месяца, как он ни разу не готовил им похлебки. Пахомий спросил его:

- Почему ты так поступал, когда правила повелевают подавать похлебку братии во все субботы и воскресенья?

Главный повар ответил, что братия из любви к подвигам не едят похлебки, довольствуясь небольшим количеством овощей и масла; прежде похлебка, приготовленная с маслом, выбрасывалась вон; теперь он назначил одного брата доставлять на трапезу маслины, овощи, уксус, а сам он и другие с ним трудятся над изготовлением рогож. За это время было приготовлено в поварне пятьсот рогож.

Пахомия глубоко опечалило самоволие заведовавшего кухнею монаха. Приказав сжечь самовольно приготовленные рогожи, святой Пахомий строго заметил этому иноку, что он своим сверхдолжным усердием оказал пренебрежение к правилам. Притом же и воздержание иноков в этом случае было уже не делом свободного произволения, а следствием необходимости: никто уже не имел возможности проявить свое усердие, все постились поневоле.

- Что касается меня, - говорил святой Пахомий, - я бы предпочел приготовить кушанья разных видов и сварить всякого рода плоды и поставить все это пред братиями, чтобы им, если они будут обуздывать свои желания и добровольно, ради подвига, отказываться есть это, совершить великое и доброе дело пред Богом. Если на трапезе не подавать разрешенного уставом, то немощные братия не могли бы достаточно подкреплять свои упадшие силы: они могут совершенно ослабеть. Притом между братиями есть много новоначальных, из которых некоторые очень юны и слабы телом: они не могут в иноческих подвигах сравниться с совершенными. Им было бы особенно тяжело, если бы даже по субботам, воскресеньям и праздникам их лишали варева: они могут предаться унынию от непривычной для них строгости жизни.
 

Какой правильный взгляд на дело! Какая благоразумная строгость к нарушителям правил, какая забота о сохранении порядка в общежитии, какая любовь к немощным братиям слышится в этом выговоре повару, нарушившему правила о пище по чрезмерной ревности о воздержании!"

Edited by Lika
Опечатки.
  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
4 часа назад, Посетитель сказал:

Добрый день. Простите. Является ли грехом и соблазном работа, в которой надо участвовать в распространении скоромной еды в постные дни. Среду, пятницу, длительные посты? Например, молочной. Когда речь идет о ее продаже. Не будет ли это соучастием в нарушении поста другими? И поводом для личного самомнения, о своей праведности? Есть ли такой опыт в монастырях или у святых отцов, в житиях, может быть? Как можно поступать в таких случаях?

Друг мой, подумай. Ведь в пост мы заходим в магазины  прилавки которых набиты колбасами, сырами, маслом, молоком,кефиром и так далее. В этих магазинах работают наши братья и сестры , которые к тому же сами постятся, ну у меня лично есть такие. Неужели мы будем их винить в том, что они пособники ко греху?) Это всего лишь их работа. 

И вообще пост - это дело добровольное. Нужное, важное - но добровольное.

 

Успокойтесь и работаете вы во славу Божию!

 

Послание к Римлянам 14.

 

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силён Бог восставить его.

5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.

6 Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога.

7 Ибо никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя;

8 а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни.

9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми и над живыми.

10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

11 Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога».

12 Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу


 

Share this post


Link to post
  • 0
Posted (edited)
10 часов назад, Посетитель сказал:

 Является ли грехом и соблазном работа, в которой надо участвовать в распространении скоромной еды в постные дни.

Задайте себе вопрос, сколько православных в обществе, какой процент, точнее  - сколько не просто называющих себя православными, а действительно являются таковыми, тоесть живущие церковной жизнью. Таковых очень, к сожалению, мало. И ваша скоромная пища, которой вы торгуете в постные дни , для них верующих -  не соблазн. Для остальных, которые не имеют никакого отношения к православию либо номинально считающиеся таковыми - у них свой устав и свои правила, им надо кушать. Вы бы хотели, чтобы вам навязывали, даже не открыто, а тайно свои религиозные традиции и правила , к примеру,  евреи или мусульмане. Нет конечно. 

Люди имеют свободную волю, которую никто не нарушает. Исходя из вашей логики - тогда и торговля алкоголем  - будет грехом. 

Не надо крайностей и перегибов, которые зачастую бывают у новоначальных верующих, торгуйте себе спокойно. 

 

 

Edited by Roza
  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

Грехом будет не подоить корову в пост ...

 

Можно продолжить вопрос: "является ли грехом работа на электростанции / предприятии связи и т.п. в пост? не будет ли это соучастием в нарушении поста теми, кто слишком много смотрит ТВ, сидит в интернете и пр."

 

 

Share this post


Link to post
  • 0
Posted (edited)
27 минут назад, Посетитель сказал:

Простите.

Не за что прощать.

 

"не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека." (Мф. 15:11)

 

Практика поста как самоограничения в пище имеет духовный смысл не само по себе, а только лишь в связи с практикой ослабления своих страстей.

 

Лот и в Содоме оставался праведником.

Edited by A Lone Wolf
скорректировал формулировку

Share this post


Link to post
  • 0

У нас у всех разное духовное состояние, разная мера отношения к событиям. По духовным вопросам, особенно важным в данный момент, лучше всего обратиться к священнику, если нет духовника. По крайней мере, Вас будут видеть лично, знать некоторые подробности Вашей жизни, духовное состояние. То, что вполне приемлемо глубоко воцерковленными православными, может до поры до времени оставаться неудобоносимым для другой части верующих. В Арабских Эмиратах, например, в пост  в течении дня никто, из туристов а том числе, не может купить никаких продуктов - страна мусульманская, пост до захода солнца обязателен для всех, хотя бы технически. Закрыты магазины и общепит Хочешь не хочешь, будешь вынужден следовать традициям государства. У нас по-другому. Но также есть верующие, которые не позволяют себе в храме а любой ситуации быть спиной к Алтарю. Многим это странно, а кому-то  это важно, как дышать. Духовная мера такая. Это, конечно, в основном среди монашествующих такие верующие встречаются, на личном опыте познавших, что такое Алтарь, что происходит на Престоле. А кто-то спокойно пройдет мимо, повернется спиной. И мера каждого - на данный момент правильная. Есть смущение - за советом к священнику. 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...