Глава 14, стихи 8-10:
Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение» (Притч. 14:8).
То есть тот человек называется разумным, который знает свой жизненный путь, что он в жизни делает, куда идёт. Как верующие, мы понимаем, что это путь к Богу. Соответственно, разумный человек — это тот, который знает, в чем смысл его жизни: соединиться с Богом. У него есть цель, и есть путь к этой цели, по которому он идёт. «Глупость же безрассудных — заблуждение»: под заблуждением в данном случае имеется в виду блуждание, то есть, они блуждают по жизни без какого-то пути, беспорядочно движутся, руководствуясь сиюминутными желаниями, реагируя на то, что в их жизни появляется и исчезает.
«Глупые смеются над грехом, а посреди праведных благоволение» (Притч. 14:9).
«Глупые смеются над грехом» — это означает несерьёзное отношение к теме греха. Грех должен вызывать ужас и отвращение. Если о грехе начинают говорить как о чём-то забавном, то это значит, что его уже вводят в жизнь человека как что-то более симпатичное, над чем можно посмеяться. Это признак глупости. Что же касается второй части стиха, то под благоволением имеется в виду воля к благому, к которому стремятся праведные.
«Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой» (Притч. 14:10).
Здесь говорится о том, что по внешнему поведению не всегда можно судить о том, что происходит внутри человека. Мы прочитали сейчас стих, что глупые смеются над грехом, и может возникнуть впечатление — вот человек, хотя и живет по греху, но такой весёлый, значит, у него все хорошо, если он смеётся, шутит. На самом деле это не так, и человек внутри счастливый, не обязательно постоянно смеётся, и наоборот, человек, который как-то взбадривает себя шутками, внутри может испытывать безрадостное состояние. Поэтому судить о внутреннем состоянии человека по той картинке, которую он выставляет на обозрение другим, не стоит.