Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 16.03.2012 во всех областях
-
3 баллаПрощение … – В двадцать первую, да, перевели? - Ну да. МарьСергеевна, ты не перебивай, мне и так некогда. Так вот, она с матерью ехала к ихему отцу, на такси. То ли водила такой попался…знаешь, как моя подружка про таких говорит: права имеют только на велосипед, и те купленные. То ли и вправду на них с такой скоростью летели… В общем, кто виноват – не знаю. В общем, мамка и водила – насмерть, а девочка вот отделалась сотрясением. К ней уже пустят скоро, сказали. Пришла в себя, всё, есть уже просила. Ой, я ее видела через дверь, вся в кудряшках черненьких, такая интересная! И говорила так вежливо, ей ладно если шесть есть, а она врачу: «Будьте так добры, разрешите…» Всё, Сергеевна, с окончанием отпуска тебя, как говорится! Побежала я, а то вон Людмила Викторовна идет, скажет, что не работаю! – молоденькая повар Танечка, недавно принятая на работу, круто развернулась, выскочила на лестницу и бойко загрохала каблуками по больничной лестнице. Тетя Маруся только пожала плечами. Ее дело – шваброй махать, а таких девочек, с сотрясениями, тут пруд пруди. В том числе и без мамок. Тетя Маруся сама без матери выросла. И очень этим гордилась. Любила сказать: «Вот, я без матери выросла! И ничего – выучилась, работала, не пьющая, не гулящая, сейчас вот попала под сокращение – не унываю, дорабатываю до пенсии!» После этих слов следовал монолог: «А ты?.. Все тебе в жизни дано…» Кстати, на многих эти слова действовали неплохо. Старшая медсестра даже как-то сказала ей: «Мария Сергеевна, вам надо было психологом устраиваться!» А что, сейчас много книжек всяких про психологию, какая, оказывается, простая наука! Знай говори себе: я себя прощаю, я хорошая, я сильная. Как просто, и что другим психологами не работается… У тети Маруси уже пять книжек с пестреньким мягким переплетом, где про это все написано. Все выживают, все забывают, и эта девчонка тоже забудет, и будет жить, и если слабая – сопьется-сгуляется, а если, как тетя Маруся, сильная, – то работать станет… «Я – сильная», – шепнула про себя тетя Маруся и бодро махнула тряпкой, задумавшись. Тряпка угодила по ногам заведующей отделением. Брызги попали на белоснежный халат Людмилы Викторовны. А Людмила Викторовна очень, очень любила не просто чистоту – стерильность… *** И чего тетя Маруся вздумала еще раз пол перемывать? Ну, разбились эти пузырьки, ну, толкнул их пробегавший сантехник, ну и что, быстро протереть – и ладно. Так нет же, чего-то домой не тянуло в тот вечер. Как школьница, стыдилась происшествия с халатом заведующей. Она еще так серьезно: «Товарищ Михайленко…» Никогда ее МарьСергевна не назовет, или тетя Маруся, все товарищ да товарищ. Раньше на «господа» говорили «господа в семнадцатом году кончились». А теперь что говорить? Когда кончились товарищи? - Дзынь! – раздалось за дверью двадцать первой палаты. Тетя Маруся открыла дверь. В полумраке палаты она увидела силуэт девочки, девочка пыталась закрыть форточку. - А ну-ка, отойди от окна. Вывалишься или стекло разобьешь, – недобрым голосом сказала тетя Маруся. Девочка послушно отошла. Девочка не спросила, кто к ней зашел и зачем. Она молча двинулась к тете Марусе. - Тебе…тебе вставать нельзя, – Мария Сергеевна почему-то испугалась. Она выглянула в коридор – медсестры не было на посту. Куда ж она делась… Девочка протянула руки к тете Марусе. Женщина остолбенела. И девочка вдруг сказала нежным голоском, но настолько взрослым тоном, что Марию Сергеевну передернуло: - Мама…где? - Она…она… – забормотала тетя Маруся. Вдруг ее одолела какая-то свербящая злость. Чего она испугалась, это просто палата, просто ребенок, сейчас медсестра придет… И неожиданно для себя она выпалила: - Умерла твоя мама! Нет ее! Прикусывать язык было поздно, и она скороговоркой забормотала: - Ничего, поплачешь, сердце отойдет, вырастешь, все заживет, работать будешь, учиться будешь! Она попятилась – и, пока пятилась, видела, как девочка каким-то неясным жестом складывает пальчики правой ручки щепотью и несет их к забинтованному лобику. *** Наутро Мария Сергеевна чуть не оказалась «на бюлютне» – приболела. То ли прохватил ее свежий ветерок, никогда раньше не болела, всю жизнь прожила здоровой и тех, кто «бюлютни» часто брал, считала нытиками и симулянтами. То ли уже годы брали свое и голова болела по другим причинам. Уж очень она горевала – только из отпуска вышла, и нате, она же сильная… Нет, хоть с опозданием, да пошла! - Двадцать первую палату мыть, – первое, что услышала. Что ее опять мыть-то, эту палату? Старшая медсестра пробежала мимо по коридору с красными глазами: - Теть Марусь, тут у нас такое! Машенька Тарутина из двадцать первой. Умерла. Сердечко остановилось. Тут ее тетка приезжала – сказала, что, видать, почувствовала она, что мама не просто так не приходит. Машутка, говорит, мамин хвостик была. В семье смеялись, что родить родили, а пуповину не отрезали: все мама да мама, ни на секунду без мамы не оставалась… Медсестра хлюпнула носом в одноразовый платочек и помчалась дальше по коридору. Мария Сергеевна остановилась. Пятерней провела по стриженым, крашеным в рыжий, волосам, медицинская шапочка упала на пол. *** Простить себя у Марии Сергеевны никак не получалось. Никак. Она втолковывала себе, как постороннему бестолковому человеку, что девочка все равно бы все узнала, но, но! Она даже не рассмотрела девочку, она бы и не узнала ее сейчас, а вот так вот раз – и девочки больше нет… Эта ручка, щепотью ко лбу тянется… Мария Сергеевна убежала под лестницу и там разрыдалась. - Теть Марусь, ты чего? Мария Сергеевна подняла голову. Над ней склонилась старшая медсестра Оля. С Олей они никогда раньше не разговаривали, и Мария Сергеевна даже не знала, как ответить. К тому же она ей в дочки годилась. Но внутри вдруг будто что-то сорвалось, как плотину снесло, и она с всхлипываниями и причитаниями выложила ей все. Она ожидала, что Оля пойдет жаловаться – Людмиле Викторовне, родным девочки, кому угодно, или просто уйдет… - Знаете что, Мария Сергеевна, я никому ничего не скажу – хорошо? Но вы меня дождетесь – хорошо? Я вам все объясню, а завтра выходной, и мы с вами кое-что сделаем – хорошо? Не плачьте. И Оля убежала. *** - Садитесь, садитесь, – подгоняла Оля Марию Сергеевну. – Вот так, пристегивайтесь… Олин «Дэу Матис» показался тете Марусе просто сказочной каретой…только салатового цвета и маленькой. - А может…не надо? – промямлила тетя Маруся. - Так, Мария Сергеевна, вы вчера решили, а сегодня уже не надо. Мы же договорились, что сегодня я за вами заезжаю, и мы едем в церковь. Все помните? У батюшки на исповедь попроситесь. У меня когда был случай…ну, в общем, один там…ладно. Я тогда на исповедь пошла, мне соседка посоветовала. И так легко! Такая благодать! Оля с улыбкой покачала головой, и машина тронулась. Дорога оказалась непростая. Оля вела машину нервно, при этом везде были «пробки». Каждому водителю, неверно поведшему себя на дороге, Оля «бибикала» – болван, мол, куда лезешь… Один раз «бибика» заела и гудела долго-долго, после этого Оля не жала на сигнал, а просто громко ругалась на всех водителей разом. - А в какую церковь мы едем? – спросила Мария Сергеевна. - А какая попадется первой! – задорно ответила Оля. Тут в машине что-то застучало. - Да что же это! – всплеснула руками Оля . – Еще и напротив кладбища…Ой, смотрите, смотрите! Из ворот кладбища выходил молодой высокий священник. - Вот! – воскликнула Оля и лихо завернула прямо к воротам. – Идем к нему поговорим! - Но здесь нет церкви…и молодой такой… – пролепетала тетя Маруся. Оля не слушала ее. Она выскочила из машины. Минуты три она отчаянно жестикулировала перед батюшкой, показывая то на небо, то на иерейский крест на его груди, то на машину, где притаилась Мария Сергеевна. Потом подбежала: - Так, теть Марусь, давай к батюшке, тут часовня есть, там поисповедуешься. А я пока в сервис. Услышав про сервис, тетя Маруся спорить не стала. Вышла, сказала «здрасте». С легким поклоном поздоровался и батюшка. Они шли рядом, медленно, молча. «Он молодой, поэтому сам не знает, как себя сейчас вести», – решила тетя Маруся. В часовне зазвучали слова молитв перед исповедью. Тетя Маруся исповедовалась впервые в своей жизни. «Что будет, если не мыть тело с младенчества? – объяснял батюшка. – А вы душу с младенчества не мыли…» Тетя Маруся будто физически почувствовала эту грязь. Она оглянулась, увидела икону Богоматери с Младенцем, представила себе, как некая женщина вот так держала на своих руках маленькую Машеньку, и слезы хлынули из глаз. Ей не хотелось «прощать себя», ей хотелось, чтоб ее простили и полюбили – да, простили и полюбили! – те, перед которыми она так виновата. Перед погибшей матерью – что погубила ее дочь. Перед дочерью, чьё неокрепшее сердечко не вынесло разлуки. Перед…а отец-то там есть? Он, наверное, еще молодой, и остался один, и потерял самое родное и дорогое, и вовсе не хочется говорить обычное «заживет, забудется». А вот на Кресте Тот, Который, как объясняет батюшка, взял на себя всё страдание мира. - Прости! – закричала она. «Прощаю и разрешаю», – услышала она. Батюшка учил креститься. Щепотью сложил ее пальцы, поднес к ее лбу… Она, ослабшая, села на лавочку. Почти легла. Она задавала вопросы, батюшка отвечал, и ей казалось, что она маленькая, а рядом стоит ее отец, который любил ее, растил ее, жалел, и с удвоенной нежностью относился к ней с тех пор, как умерла ее мать. - А отец девочки меня простит? – спрашивала она молодого священника слабым голосом. Откуда ему это знать – сейчас ее это не заботило, и казалось, что он ответит на все вопросы. - Простит, – отвечал батюшка. – Вот ведь как получается… Чтобы вы прорвались к Богу, чтобы покаялись, – ради этого понадобились жизни трех людей… - А они сейчас у Него? – кивнула она на распятие. *** Батюшка шел прочь с кладбища. Поодаль Оля вела под руку тетю Марусю. Вот и ворота. Вдруг начался дождь, Оля взвизгнула и потащила тетю Марусю за собой к машине. А батюшка вдруг достал из кармана мобильный телефон и поднес его к уху – видно, позвонил кто-то. - Забавно – правда? - смотрится, когда батюшка в рясе и с мобильником? – щебетала Оля. – С другой стороны, они тоже люди, что ж им… Они поравнялись с батюшкой. А он говорил невидимому собеседнику: - Да, Миш, спаси Христос тебя, благодарю, что звонишь. Да, я сегодня Машутку свою схоронил. Один отпевал, отец Александр не смог, заболел. Да понимаю, понимаю, что не смог ты приехать. Да, в одной оградке, Ксюша моя и Машенька. Да, с час назад… Ну, задержался на кладбище, были на то причины. Юлия Кулакова (с) Православие и Мир
-
3 баллаНовое рождение Игумен Никон(Воробьев) Есть книги, которые можно читать и перечитывать не раз, и в разные периоды своей жизни находить для себя всё новые и новые назидательные мысли. Предлагаем вниманию два письма игумена Никона (Воробьёва) из книги «Нам оставлено покаяние», где собраны сотни посланий духовным чадам — мирянам и монашествующим. Надеемся, что сборник писем отца Никона станет для многих читателей настольной книгой. Письма написаны во время гонений. После войны уже не было массовых расстрелов и арестов духовенства и верующих, но преследования христиан ещё продолжались. Четыре года в сибирских лагерях провёл автор этих писем, поэтому он хорошо понимал положение своих духовных детей. Он утешает, назидает, обличает, призывая к покаянию и терпению, учит правильно преодолевать скорби и молиться. В его письмах постоянно звучит мысль, что в наши духовно скудные времена, при почти повсеместном отсутствии духовных наставников, нам осталось только покаяние и терпение скорбей: «Нашему поколению Господом допущен путь, предсказанный давно: вера и безропотное терпение скорбей и болезней. Личный же подвиг мы не можем вынести — впадём в высокоумие и погибнем в духовной прелести». Родился будущий игумен Никон (в миру Николай Воробьёв) в 1894 году в семье крестьян Тверской губернии. С юности он стремился к наукам, надеясь в изучении философии, психологии найти истину и понять смысл жизни. Позже отец Никон говорил: «Понял я, что как наука не даёт ничего о Боге, о будущей жизни, так не даст ничего и философия. И совершенно ясен стал вывод, что надо обратиться к религии». Окончив один курс Психо-Неврологического института в Петрограде, он с полным разочарованием оставляет учёбу. Воспитанный в традиционно православной семье, в детстве он не знал живой веры, но жажда истины заставила его искать Бога. Он искренне взывал: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких‑нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты, или нет Тебя?» И Господь таинственно открылся. С этого момента всё в жизни Николая Воробьёва изменилось. Начались годы непрестанного подвига. В 36 лет Николай в Минске принимает монашеский постриг с именем Никон. Через год становится иеродиаконом, а вскоре иеромонахом. В 1933 году он был сослан на пять лет в лагеря, в 1937 году освобождён. С открытием храмов во время войны в 1944 году возобновил священническое служение, был назначен настоятелем храма в Козельске, затем чреда переводов из одного города в другой и, наконец, назначение в город Гжатск. В Гжатске жил отец Никон очень бедно, денег никогда не имел — он раздавал их нуждающимся. Имущество его составляли только необходимые вещи и книги. Много испытаний и суеты житейской пережил батюшка в Гжатске. «Но эта суета, — говорил он перед смертью, — дала мне возможность увидеть: ничего не можем мы сами сделать доброго». Об одном из важнейших пережитых им откровений отец Никон рассказывал: «Однажды мне пришла мысль, совершенно отчётливая и ясная: а что такое все наши дела, все наши молитвы, наше всё? Надо взывать, как мытарь: Боже, милостив буди мне, грешнику! Сердце вот тут‑то у меня и поняло, поняло, что самое существенное — это милость Божия. Это было понятно не умом, а сердцем. И вот с этих пор я стал обращать в себе эту мысль, жить этой мыслью, молиться этой мыслью, чтобы Господь не отнял, а развил её». Перед смертью отец Никон пережил тяжёлую болезнь. В это время батюшка не раз поражал окружающих своей прозорливостью. Близкие его очень беспокоились, как бы отец Никон не скончался в их отсутствие, а он им говорил: «Не беспокойтесь, не умру без вас. Когда надо, всех призову...» Умер отец Никон 7 сентября 1963 года. После смерти оставил духовное завещание. Вот строки из него: «Прошу жалеть и любить друг друга, помогать взаимно в материальной и духовной нужде. Где мир и любовь — там Бог, там радость и спасение, а вражда и зависть от дьявола. Спасайтесь». Мир тебе! Как твоё самочувствие? Не унываешь ли? Не должны мы поддаваться унынию, ропоту за болезни свои и за скорби, ибо установлен Богом закон, более твёрдый, чем небо и земля, закон, что многими скорбями подобает внити в Царствие Божие. А мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Богом скорби за Него и ради Его». А всякая скорбь, которую мы принимаем без ропота, с мыслью благоразумного разбойника, именно: что за грехи, для спасения и очищения посылаются скорби, и, следовательно, «достойное по делам нашим приемлем», — всякая скорбь при таком отношении к ней вменяется в скорбь ради Господа, крест наш личный преобразуется в Крест Христов, и мы через него спасаемся. Аще со Христом спостраждем, то с Ним и спрославимся, — говорит апостол Павел. В минуты скорби и уныния полезно помнить совет преподобного Исаака Сирина: «Содержи всегда в памяти тягчайшие скорби скорбящих и озлобленных (например, в тюрьмах, ссылках и проч.), чтобы самому тебе воздать должное благодарение за малые и ничего не значащие скорби, какие у себя находишь, и быть в состоянии переносить их с радостию». В скорбях, переносимых с радостью, с благодарностью к Господу, спасающему нас через страдания, скрыта радость духовная, радость восхождения духовного от силы в силу. Чем больше человек прилагает своего труда для очищения себя от всякого греха, очищением мыслей, чувств, пожеланий греховных, даже пустых, чем больше понуждает себя к непрестанной, чистой, внимательной, от всего сердца и со всяким благоговением молитве, тем слабее делаются скорби, тем легче их становится переносить, потому что цель, для которой нужны и посылаются скорби, достигается другим путём, путём своего труда, понуждения на делание заповедей; постоянного сокрушения сердечного за недостаточное исполнение их. Это болезнование сердца и понуждение к добру могут заменить прочие средства и скорби. Особенно надо следить за собой, чтобы быть мягким, добрым в отношении ближних своих. «Наше спасение в ближнем», — говорит преподобный Пимен Великий. Это значит, что если человек имеет правильное отношение к ближнему, т. е. исполняет святую заповедь: возлюби ближнего твоего, как самого себя, — то через это обязательно будет в силах исполнять и все прочие заповеди, и главную из всех — заповедь любви к Богу. Нельзя любить Бога, относясь плохо хотя бы к одному человеку. Это вполне понятно. Любовь с неприязнью не могут быть в одной душе: или та, или другая. Если будет любовь к ближним, то она породит и любовь к Богу. Та и другая таинственны и далеко не то, что мы знаем из отношений «ветхого человека». Только опыт покажет человеку глубину заповедей, по мере обновления души, через их исполнение. Вот что написалось, когда я взялся за перо, чтобы что‑либо написать тебе. Спасайся, не унывай, не ропщи, не обижай никого резким словом. Молись, всегда старайся иметь Бога пред собою. Твой отец Н. Дорогая N! Получил Ваше письмо о болезни Любови. Она не сходит с моей памяти. Хотя всем, великим и малым, неизбежно приходится покидать этот мир, однако, когда это предстоит близкому нам, дорогому человеку, то невольно всей душой протестуешь против этого. В глубине каждого человека лежит сознание своего бессмертия. Он и действительно бессмертен, а то, что мы называем смертью, есть новое рождение в другой мир, переход от одного состояния в другое и, для большинства христиан, несомненно, в лучшее, бесконечно лучшее. Вот почему и не следовало бы скорбеть при приближении смерти, а, скорее, радоваться, но мы или мало верим в будущую жизнь, или страшимся её, да и здешняя жизнь слишком цепко держит нас. С духовной точки надо бы радоваться за Любовь. Господь даёт ей подготовиться к будущей жизни, но берёт и страх — не возропщет ли она, не будет ли малодушествовать. О, если бы она смирилась, обратилась всем сердцем к Богу, покаялась искренне во всех своих ошибках, причастилась с верой и благоговением Святых Таин! Тогда стала бы смерть для неё радостью, новым рождением, переходом к тем, кто любит её всей душой, ждёт её, чтобы исполнить её радостью, совершенной, никогда не кончающейся, какой око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша. Передайте Любови моё глубокое сочувствие ей и великое желание преодолеть скорбь смерти и легко, радостно перейти в будущую жизнь, истинную родину нашу, уготованную нам от создания мира, где человек сделается подобным Ангелам, где лице его просветится яко солнце. Передайте ей также: за то, что она, не зная меня, много лет относилась ко мне с любовью, я не забуду её никогда, будет ли она ещё долго жить или скоро умрёт. И по смерти она будет дорога мне. О, если бы я имел дерзновение сказать, что моя душа всегда будет около её и здесь, и в будущей жизни! С нами Бог! Если человек человека может любить и жалеть, то какова любовь Божия к нам, если она для нашего спасения привела Его на Крест! Поэтому пусть не боится Любовь, пусть надеется на беспредельную любовь Божию! Пусть Любовь оправдает своё имя и почувствует некоторую любовь к Богу, претерпевшему и за неё ужасные муки, оскорбления и крестную смерть. Тогда Любовь небесная сделает Любовь земную своей родной дочерью, причастницей славы и блаженства Божественной жизни. Доказать свою любовь к Богу надо терпением скорби расставания с этим миром, терпением мучительной болезни без ропота, чтобы сделаться причастниками страданий Христовых. Если же с Ним страдаем, то с ним и спрославимся. Ещё повторяю: Любовь, моя душа с Вами, всей силой она желает Вам того, что выше было написано. Терпите, не ропщите. Если оскудеет вера, говорите: «Господи, хочу верить, хочу быть истинной христианкой. Господи, помоги моему неверию!» И Господь не оставит Вас!
-
3 баллаВ течение всей жизни я замечал в себе то, что мне всегда нравились только те люди и те разговоры, которые пробуждали в моем сердце высшие идеальные стремления, имевшие в основе своей веру в бессмертие человеческой души, веру в истину, благо и красоту... Это стремление к высшему, идеальному в жизни выражалось в моей душе склонностью ко всему таинственному и мистическому. Духовный человек сразу понимает человека духовного, равно как и душевного и человека плотского. Подобно тому как человек высокообразованный понимает такого же образованного человека, равно как малообразованного и несведущего, сколько бы последние ни ухищрялись укрыть недостаточность своего образования и свое невежество, но иногда в одном слове обнаруживают себя пред ним, и он посмеивается над ними. Иной весьма много читал, но без руководителя, без определенной системы, как, например, в учебных заведениях, и от сего многочтения больше повредился умом и сердцем. Правильно образованный человек и такого всезнайку также оценит с первого раза. Так и духовный человек понимает и дает надлежащую оценку человеку, теоретически изучившему христианство, но без духовного постижения его истин. Известно, что некоторые звезды удалены от нас на безмерно большие расстояния, которые не в состоянии выразить даже астрономические цифры, в которых миллионы имеют такое же значение, как и в нашем обиходе десятки и единицы. Однако мы видим эти звезды. Если это возможно для чувственного зрения, то тем более возможно для духовного, ибо для духовного зрения пространство как бы вовсе не существует, так же, как не существуют пространство и время для нашей мысли. Из келейных записок прп. Варсонофия Оптинского
-
1 баллЖИЗНЬ Алла Андрианова Я - ребенок, не родившийся на свет, Я - безродная душа по кличке Нет. Я - колючий холодок в душе врача. Узелок, людьми разрубленный сплеча. Пусть же будет вам легко, отец и мать, Жить, как все, и ничего не понимать Все равно я вас люблю сильнее всех, Даже если вы забыли этот грех... Самая большая ценность на земле - человек. Самая большая тайна - его рождение. Почему? Потому, что человека сотворил Господь Бог по Своему образу, и подобием Своим мыслил наделить. Так сказано в Библии. "И сотвори Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою".(Быт. Гл.2, ст.?). Еще до грехопадения благословил Господь первых людей, Адама и Еву "...и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею..." (Быт. Гл.1, ст.27,28) Таинство это происходит и по сей день. В каждого из нас, живущего на земле, вдохнул Господь душу живую. Каждый, кто был зачат, был наделен и душою живою, но не всем довелось родиться. По статистике: В России на 100 рождений приходиться 180 абортов. Рождаемость в России ниже, чем в любой стране Европы. С 1992 года смертность превышает рождаемость. Ежедневно абортами убивается 18000 человек. Лишь 4% детей рождаются здоровыми. 70-80 % детей страдают нервно-психическими патологиями. Каждая вторая семья распадается. Из 10 беременностей - 7 заканчиваются абортами. Число жертв абортов превышает число жертв всех войн, которые вела Россия на протяжении всей своей истории - это 10 миллионов... Согласно исследованию, опубликованному в престижном американском журнале, женщины, делавшие аборты, в 5 раз чаще склонны к последующему злоупотреблению наркотическими препаратами, по сравнению в теми, кто не прерывал беременность. Риск смерти от самоубийства в 6 раз выше для женщин, делавших аборт. Риск умереть от несчастного случая- в 4 раза, от убийства - в 12 раз. Грех детоубийства вопиет к отмщению, и строки статистики походят на сводки с поля боя. Мы сами губим свое будущее, своих детей? Идет война, в которой нет победителей. Не объявленная война, но от этого не менее разрушительная. Порою мы и не замечаем ее, потому что, не всегда грохочут пушки рядом с нами, и не так часто взрываются снаряды. Наоборот, ночное небо городов заливает блеск неоновой рекламы. Огромные светящиеся щиты, оседлавшие небосвод, повсеместно призывают к "радости жизни": наслаждению, ощущению легкости, нежности, надежности, свежести, защищенности... с сигаретами, прокладками, пивом, жвачкой. Кое-где к этому перечню добавляют слабительное и презервативы и прочие атрибуты "красивой жизни", позволяющей "ни в чем себе не отказывать". Газетные киоски и развалы сплошь пестреют богато иллюстрированной печатной продукцией, откровенно порнографического содержания ( в том числе и специально предназначенные для детей и подростков, к примеру "Cool- Girl" или "Молоток"). Кино, телевидение, эстрада, часто и театр, также не отстают в этом. Сквозь наушники прохожих несутся обрывки фраз бессмысленного содержания с сексуальным подтекстом и жесткие ритмы рока. Это уличная вседозволенность все чаще перешагивает ограду школьных дворов, свободно входит в двери школы, закрытые на замок и охраняемые штатным сотрудником вневедомственной охраны. И мы видим курящих и матерящихся подростков не только на школьном крыльце, но, порою, в стенах самой школы. Учителя возмущенно и беспомощно разводят руками: "... что сделаешь, если сами родители покупают детям сигареты, а порою и презервативы и если матерщина стала атрибутом массовой культуры..." Сокрушаются наши горе- педагоги ( они же и родители), покуривая на перемене во взрослом туалете, а после уроков сердобольно помогая детям выпускать стенгазету, например, ко дню "Святого Валентина", оформленную вырезками скабрезного содержания из упомянутых выше изданий. Так правая рука не знает, что делает левая. А, возможно, наши педагоги, да и мы родители, порою, не в состоянии анализировать своих действий: глаза закрыты туманом вседозволенности на всех уровнях. Сегодня опасны не только такие уроки, как Валеологии, Граждановедения, ОБЖ, некоторые, так называемые развивающие, программы дополнительного образования, сформированные под патронажем Российской ассоциации планирования семьи (РАПС), что само по себе чудовищно. Моральный нигилизм все активнее внедряется в базовые предметы общеобразовательной школы. К сожаления, сегодня из школы дети чаще выносят душепагубные знания и навыки. Мы живем в этом перевернутом мире, мы дышим этим ядовитым воздухом. Мы растим на этой выжженной земле цветы - наших детей и не замечаем, что с каждым днем в них угасает жизнь. Сначала, они становятся как голубые розы или гвоздики цвета бирюзы, а потом и вовсе безжизненными - разноцветный пластик. Но какими бы они ни стали - это дети наши, нашего поколения. И в каждом теплиться живая душа, ответ за которую мы- отцы и матери, будем держать перед Богом, и не важно, что кто-то в это не верит... Семь вечера. На автобусной остановке мальчишки, сбившиеся в стаю вроде бездомных собак, прокуренные, подвыпившие, а, возможно, под наркотическим "кайфом" бросают друг к другу, словно мячик девочку лет 12-ти, пьяную, грязную, раскрашенную и украшенную потешными бантиками-"феничками". Никто из них не стесняется в выражениях. Не в состоянии удержаться на ногах, подружка пытается повиснуть у приятелей на шее, но тщетно - она им уже не нужна... Автобусы подходят переполненные, и пассажиры не вместившиеся в очередной раз в салон безмолвно наблюдают эту дикую сцену, покрепче схватив своих не подросших детей. Тех же, что куражатся сейчас на остановке, тоже держали за руку родители, лет пять-шесть назад... К сожалению, такие сцены можно видеть повсеместно... ...Вереницы девочек-проституток вдоль Ярославскому шоссе. Мальчишки, которые за поход в зоопарк, стрельбу в тире, мороженое и кока-колу готовы сниматься в порнофильме и исполнять все сексуальные фантазии своих покровителей и их зарубежных клиентов... Если в подобных случаях детям исполнилось 14 лет, и весь этот кошмар происходит по соглашению, то и уголовной ответственности за развращение и сексуальное домогательство никто не несет. Согласие получить /купить/ совсем нетрудно, поскольку ничего особенного взамен вроде бы и не требуется, воплощается то, что не осуждается, не запрещается практически повсеместно, наоборот, поощряется, практически, всеми средствами, вплоть до школьных уроков. В том случае, если имеет место насилие или возраст ребенка еще не достиг 14 - то наказание весьма невелико. Не мудрено, поэтому, что гастролеры-педофилы, которым за подобные деяния в Америке, Франции, США, например, грозит внушительный срок заключения, вплоть до пожизненного, в России чувствуют себя вольготно. Эти факты были проиллюстрированы документальным фильмом, подготовленным ГУВД Москвы для показа на открытых парламентских слушаниях по теме "Социально-правовая защита детей от сексуальной эксплуатации и растления". Кадры фильма, снятые на улицах Москвы, показали, что прохожие не знают, какую ответственность по закону полагается за подобные деяния и склонны к тому, чтобы давать пожизненное заключение, а то и приговаривать к смертной казни. Еще недавно мы жили в стране, про которую ходили анекдоты: "в Советском Союзе секса нет!" За годы перестройки, словно желая уверить всех в обратном, а на самом деле, исполняя демографическую политику, направленную на уменьшение численности населения страны, ослабления ее могущества, вступило в бой самое страшное оружие массового уничтожения - разврат народа на уровне ребенка. Не следует идеализировать советское общество, упорно державшее свои границы на замке от сексуальных потрясений Запада. В 20 году указом Ленина впервые в истории был легализован аборт. 1/6 часть человечества, строившая Рай на земле без Бога, дерзнула сама решать, коей душе Божией явиться на свет, коей быть убиенной в материнской утробе. Началось детоубийство, покрываемое законом людей, но не Законом Божиим. На свет стали появляться "желанные дети" родителей убийц. Не удивительно, что жизненный потенциал наш из поколения в поколение слабел, не мудрено, что идеалы сексуальной революции так легко вошли в нашу жизнь и пробуксовывают лишь там, где помнят Заповедь Божию: "Не убий!". Вдумайтесь в то, что происходит с нами: возможно, лучших людей истребили еще не рожденными, тех же, кто увидел свет - сознательно или неосознанно растлеваем, или не противимся гибели их душ. Этот путь неизбежно ведет к самоуничтожению...И в этой ситуации нельзя спастись в одиночку, нельзя укрыться даже за оградой монастыря. Потому что святая обитель особое место, для молитвы избранных печальников, которые в состоянии нести подвиг молитвы о прощении наших грехов, о вразумлении неведующих, смягчении злых сердец, за этот мир, лежащий во зле. Что зависит от каждого из нас? Мы можем не молчать. Мы можем не бездействовать. Мы можем набраться терпения и собрать всю любовь, милосердие, ответственность, которая у нас еще осталась, чтобы оградить самых беззащитных - наших детей. Они еще надеяться на нас. И даже в самом испорченном ребенке теплиться ангельская душа. И тогда можно будет надеяться, что Господь увидит наши труды и простит нас и спасет наших детей. Если нет рядом единомышленников, можно начать и в одиночку, можно не пускать своего ребенка на сомнительные уроки, можно рассказать другим родителям о своем решении, и в конце концом - можно объединить свои усилия. Создавать объединения родителей, участвовать в работе традиционных родительских комитетов школы, класса. Слава Богу, Закон "Об образовании", а также "Семейный кодекс РФ"( ст.63-64) в достаточной мере предоставляют родителям право воспитывать детей. Закон "Об образовании" ставит родителей на первое место в части ответственности за результаты воспитания детей, свидетельствует о том, что именно родители являются заказчиками образования и имеют право требовать от образовательных учреждений выполнения Закона "Об образовании" в части воспитательных целей и задач (Статья 2, п.1). Для координации действий в рамках Девятых Рождественских чтениях в Москве было создано общественное движение - "Всероссийская Ассоциация родителей". Сейчас по свей России создаются и действуют подразделения "Ассоциации". Что реально могут сделать родители в школе? Во-первых, не следует забывать, что большинство учителей те же родители. Во-вторых надо помнить, что от реальной, действенной, грамотной и безвозмездной помощи родителей школа еще никогда не отказывалась. Есть в Москве школы, где этот опыт успешно используется. Где совместными усилиями удается отвергнуть душепагубные программы, отказаться от сомнительных учебников, активно сотрудничать в организации досуга детей и дополнительного обучения. Наконец, если позволяет образование и если это возможно по штатному расписанию, родители могут стать членами педагогического коллектива... В одной московской школе родительница, кандидат химических наук, руководитель благотворительного Фонда "Светоч" Елена Германовна Морозова взамен плакатов - "Мы за безопасный секс", предложили свой вариант - "Что надо знать о СПИДе" и организовала выпуск буклетов, дополняющих действующие учебники и учебные пособия. Научно-практическая конференция по обмену опытом в данном направлении, которая состоится в конце марта уже привлекла большое количество ученых, педагогов, родителей. Успешную работу по изучения святоотеческого наследия, и в частности, трудов старцев Глинской пустыни, ведется в школах и других учебных заведениях, где есть отделения Историко-патриотического общества "Наследники Александра Невского". Без активной помощи родителей это было бы невозможно. В московском районе Гольяново, родители собрали экспертные заключения специалистов и сами провели тщательный анализ антигражданских по сути учебников Соколова "Граждановедение". В противовес РАПСовскому секс-просвету, начали сотрудничество с Православным медико-просветительским центром "Жизнь", который совместно со Свято-Тихоновским Богословским институтом проводит лекции на актуальные темы: демография, наркотики и наркоманы, особенности психологии подростка, аборты, христианский брак и семья. Самая трудная в этом перечне тема, пожалуй, аборты... В целом мире нет ни одной религии, которая не запрещала бы аборты. В дореволюционной России во всех медицинских образовательных учреждениях в обязательном порядке доктора перед получением диплома давали клятву Гиппократа, отмененную после 1917 года. В ней был слова: "Я никогда не дам женщине абортивного средства". Эта категоричность была основана на вере, что будущий человек уже человек. И только два десятилетия назад современная медицина доказала, что человеческий эмбрион ни в коем случае не является частью тела матери, что буквально с момента зачатия - это одухотворенное существо с собственными, не только половыми и физическими, но и личностными признаками. А потому нет никакой разницы между только что зачатым младенцем и новорожденным. Американский врач Бернард Натансон с помощью ультразвуковой киносъемки заснял фильм о поведении трехмесячного эмбриона во время аборта: его попытки спастись от инструмента врача и даже - закричать. Наконец - смерть. Впоследствии фильм этот получил название "Безмолвный крик" и теперь известен во многих странах мира. Бернард Натансон, которого именовали "королем абортов", увидев воочию свои деяния, покаялся и принял Христианскую веру. Научные наблюдения, проведенные с помощью современной аппаратуры свидетельствуют: у зародыша в возрасте 18 дней ощутимы удары сердца и действует своя собственная система кровообращения. В 7 недель (50 дней) фиксируются мозговые импульсы, полностью сформированы внутренние и внешние органы. В 10 недель (70 дней) ребенок обладает всеми характеристиками, имеющимися у детей после их рождения. В 13 недель (это 3 месяца или 92 дня) зародыш поворачивает головку, движется, гримасничает, сжимает кулачок, сосет палец! Аборт - это единственная операция, которая проводится врачом "вслепую", и последствия ее всегда пагубны для здоровья духовного, а вместе с тем и телесного. Сколько слез и трагедий тянется вслед за дерзким решение убить свое дитя во чреве. Нет ни одной веской причины, ни одной жизненной ситуации, которая бы разрешилась благодаря аборту. Если женщина не лишается вообще способности к деторождению, ее следующие дети, как утверждает церковь, будут трудными, тяжелыми, не приносящими радости. Часто от таких женщин уходят мужья, обрушиваются на их головы материальные проблемы, а одиночество становится вечным спутником жизни. Самой популярной причиной, по которой идут на аборт, является нежелание "плодить нищету". Порою нищетой называют временное отсутствие возможности приобрести новый автомобиль, или что-то в этом роде. А порою и просто хотят быть как все, считая многодетность чем-то неблагозвучным, бывают и такие случаи, когда членами семьи, очень обеспеченной семьи, считаются кошки, собаки, но не дети, с ними комфортнее и ответственности куда меньше. Однако, как напоминает известный московский священник Дмитрий Смирнов, настоятель храма Благовещения в Петровском парке под покровом которого действует Медико-просветительский центр "Жизнь", "...тело человека, как мужчины, так и женщины, создано специально так, чтобы осуществлять процесс деторождения. Если люди соединяются в браке, абсолютно естественным следствием и целью такого союза во все времена считалось появление детей, продолжение рода человеческого. Следовательно, логично: если не хотите "плодить нищету" - не вступайте в брачные отношения вообще. Тогда и не будет нищеты. Если же человек хочет во чтобы то ни стало осуществлять все физиологические отправления брака, получая от этого удовольствие, как от пищи или, скажем, от теплого душа, но при этом не желает нести родительский подвиг, он становиться нарушителем не только основного закона природы, но и заповеди Божией, данной человечеству еще в раю: "Плодитесь и размножайтесь..." А уж если Бог посылает ребенка, так дает на него и силы, и средства... Сегодня это еще и помощь Центра защиты материнства, созданного при содействии центра "Жизнь". Девизом его стали слова из Социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе: "Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства". Деятельность центра сводится к тому, что женщинам, идущим на аборт, предоставляется определенная психологическая, духовная поддержка и благотворительная помощь. Непредвзятую информацию о пагубности абортов, в том числе и на ранних сроках беременности, основанную на данных науки; доказательства, опровергающие миф о презервативе, как самом надежном средстве от СПИДа, о безопасности и надежности гормональных контрацептивах и миниабортов - все те легенды, которые входят в сознание обывателя с легкой руки заинтересованных в продвижении этого товара и услуг рекламодателей и производителей; все, что связано со здоровьем будущих мам, и что может пригодиться в воспитании здорового ребенка, предоставляет центр "Жизнь" в интернете, брошюрах, листовках, плаката, фильмах, лекциях. Здесь же готовят лекторов из числа православных медиков, студентов Богословских вузов. На одной из лекций "О вреде абортов и контрацепции", прошедших в рамках недели естествознания в Московской общеобразовательной школе N 1688, побывала ваш корреспондент. Одиннадцатиклассники не торопились занять места за партой, всем своим видом показывая равнодушие, некоторые предпочли усесться на спинки стульев. Трудно будет лекторам, подумала я, глядя на эту сцену, ведь по возрасту Светлана Болховитинова и Елена Медина не далеко отстоят от тех, кто сегодня за партами слушает уроки взрослой жизни. К счастью, опасения мои оказались напрасными: студентки Свято-Тихоновского Богословского института не только прекрасно справились с ситуацией, но, с Божией помощью, смогли затронуть души школьников и одобрение учителей. "Такое впечатление, что капли дождя упали в истомившуюся от зноя пустыню..". - заметил кто-то из преподавателей, а школьники свои пожелания, впечатления, замечания написали в отзывах. Эти отзыва нас ошеломили: при всей формальной нигилистской настроенности, эти насильственно овзросленные в сексуальном отношении старшеклассники, по сути остаются все теми же детьми, и им очень нужны такие разговоры о смысле жизни, правдивые и добрые. Вот что они пишут: - Этот фильм заставил меня задуматься, что если все так будет продолжаться и дальше, то можно с уверенностью сказать: мы стоим на грани вымирания... - До этого урока я многое знала об абортах, но только когда увидела фильм, поняла насколько это страшно и серьезно... - Теперь я поняла, что нужно с уважением относиться не только к своей, но и к чужой жизни, даже если она зависит от меня... - Впервые я узнала, как делают аборты... Меня это очень потрясло, как может мать убивать своего ребенка!.. Когда я смотрела фильм, еле сдерживала слезы...Я читаю, такие фильмы надо показывать по телевизору, чтобы люди знали, что они делают, кого убивают! - Я рада, что посмотрела этот фильм, он на многое раскрывает глаза, потому что на слух такие вещи не воспринимаются...В наше время девушки очень рано начинают вести половую жизнь, и это ужасно. Они не думают о последствиях, рассуждают: "Если залечу- сделаю аборт"... А вот о последствиях аборта они не думают... Меня возмутил парень из нашего класс, который недоумевал, зачем нам такие фильмы, беседы? "Если от тебя забеременеет девушка, ты дашь ей денег и скажешь, чтобы делала аборт?"- спросила я. "Так и есть"-ответил он. Если бы у меня была возможность, я бы всех девчонок в мире подговорила не встречаться с ним. Но очень надеюсь, что со временем он измениться. - КАК МОЖНО УБИВАТЬ СВОЕГО СОБСТВЕННОГО РЕБЕНКА? Пусть ты его еще не видел, не держал на руках, но он часть тебя, родной тебе человечек. Я всю жизнь хотела, чтобы у меня была сестра или брат. И вот совсем недавно узнала, что год назад мама сделала аборт (ну зачем!?) Просматривая ужасные кадры фильма об аборте, мне представлялось, что это родной мне малыш умирает в муках. Меня все время мучает вопрос: Зачем? Жили мы тесновато, теперь переехали, большая квартира. И кроватку есть куда поставить, но... - Я узнала много нового и интересного и про аборты и про контрацептивы, только мне кажется эта информация запоздала, ее надо было давать раньше, в 7-8 классе, когда мы еще прислушивались к чужим советам. К окончанию школы многие успели наделать ошибок, о которых уже поздно жалеть... Что надо делать, когда поздно жалеть об ошибках? Когда совесть обличает, не дает покоя? Во-первых, покаяться. Для покаяния в церкви существует исповедь. Священник может назначить и епитимию (церковное наказание). Однако, как говорит отец Максим Обухов, руководитель центра "Жизнь", какой-то особой "молитвы от аборта", автоматически снимающей грех, не существует. - Обычно жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями, -продолжает батюшка, - одиночество, бездетность, семейные проблемы, трудности с воспитанием детей, иногда их потеря, расстройство душевного и телесного здоровья, бедность и даже нищета. Все скорби могут рассматриваться как епетимия, очищающее наказание за грех, а через терпеливое перенесение этих скорбей, соединенное с покаянием и сокрушение сердца, приходит прощение. Но есть еще один способ облегчить свою совесть...Многие из тех, кто идут в абортарий, делают это неосознанно. Часто в трудной ситуации рядом не оказывается человека, могущего сказать правду, оказать поддержку. Таким человеком можете стать вы...Очевидно, что тот, кто спасает ребенка от аборта, спасает человеческую жизнь, а значит, покрывает и свои грехи. - Вступитесь за маленьких, беззащитных, - призывает священник Дмитрий Смирнов, - Всемилостивый Судия, быть может помилует и нас, если застанет не убивающими, но спасающими невинных... Завершить эту тему мне хотелось бы стихами многодетной мамы. Жизнь ее с юности была безмятежна и удачлива по всем обывательским меркам, пока живя с семьей в Америке, не обнаружила, что ее старший сын-подросток пристрастился к наркотикам... По скорбям оказалась она в лоне Матери-Церкви. Покаяние, неустанная молитва и деятельное участие по спасению не своего лишь чада, но и других детей принесли свои плоды. Господь исцелил ее старшего сына, он успешно окончил школу, поступил в ВУЗ, а не так давно венчался. Еще одно утешение даровано ей на пороге пятого десятка: миротворицу ангела-дочку "лучик света зари". Но сначала была "Адова боль": Заступи и помилуй, возлюби и прости, - Этот Крест через жизнь я смогу ль пронести? Через буйство и лютость безумных страстей, Через грех нерожденных, невинных детей. Господь награждал нас Венцом Многочадья, Мы же являлись ада исчадьем. Пятен кровавых с души мне не смыть, Гибель детей не могу я забыть. Оплакивать вечно мне душ их сиротство, Достойна я мук, забыв Первородство. Грех этот к небу взывает отмщеньем, Вся трепещу, мне не будет прощенья. Каюсь, терзаюсь, молю и взываю: "Господь-Вседержитель, спаси, погибаю! За грех, вопиющий на Небо, прости, Детей нарожденных, молю, окрести! Покрой их любовью Своею безмерной, Удостой за невинность их души бессмертьем. Алла Андрианова. Источник : Orthomed.ru: Библиотека
-
1 баллПисьмо твое получил, в котором пишешь, что на основании слов Самого Спасителя — не то оскверняет человека, что входит в уста, а что выходит из уст, – дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище; теперь же пока, кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать. Но слова Спасителя, приведенные тобой, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов. Прочитай-ка сначала 7-ю главу Евангелия от Марка, где сказаны эти слова, и увидишь, по какому случаю они сказаны. Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал (Мк. 7: 15): ничтоже... внеуду человека входимо в онь, еже может осквернити его; но исходящая от него, та суть сквернящая человека, то есть как бы так сказал Господь: как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омыв их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя. Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит (2 Кор. 4: 16): аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни. Внешним человеком он назвал тело, а внутренним — душу. Если, говорит, внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и пророк сказал: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его (Втор. 32: 15). О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал (Мф. 17: 20): за неверствие ваше, а потом прибавил: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9: 29). Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Евангелия от Марка, когда спросили Господа, почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся, Он отвечал (Мф. 9: 15): еда могут сынове брачный плакати, елико время с ними есть жених; Приидут же дне, егда отъымется от них жених, тогда постятся в тыя дни. Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными — Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же жених у сынов брачных в среду и пяток, то есть в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Итак, если, по милости Божией, у тебя проявилось благожелание очиститься от внутренних пороков, то да будет тебе известно, что сей род ничимже может изыти, как только усердной молитвой и постом, впрочем, постом благоразумным. Из писем прп. Амвросия Оптинского
-
1 баллпротоиерей Александр Авдюгин Батюшковские рассказы «что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3) Что это за бревна такие, которые видеть не мешают, а вот жить не дают? Почему у соседа, или напарника, или коллеги и денег больше, и дом – чаша полная и дети умницы? А у себя, куда взгляд не кинь – всюду клин. Самое удивительное то, что жалуются все: и те, которые, по мнению других, живут припеваючи, и те, кто по собственному разумению, обойдены и проигнорированы. Не может же быть такого, чтобы всех и вся обходили милости Божии, и на всех нас лежала печать постоянной нужды и искушений. Два недавних, случившихся со мной события, кое-что прояснили. Сломался у меня компьютер. Вечером работал, а утром, когда решил забрать пришедшую электронную почту, «хмыкнул» пару раз что-то про себя, а включаться не захотел. Повез я его в ремонт, печально рассуждая, как же быть? На «выходе» церковный, многостраничный «Светилен», пасхальные поздравления необходимо закончить, да и еще масса дел неотложных, которые, начатые и завершенные, лежали в памяти машины, в столь не нужный момент, так меня подведшей. В тот же день необходимо было ехать на приход, попросили окрестить ребенка. В церкви, кроме молодых родителей, восприемников и дитяти, была еще одна женщина, наша недавняя прихожанка. - Ну вот, - подумалось мне, - Искушения продолжаются. Дело в том, что много горечи и хлопот приносила с собой эта дама. Озлобленность на мир, на всех и вся, была, как мне казалось, в ней патологическая. Её исповедь или просто разговор звучали как обвинительный акт. Доставалось всем, но больше всего, естественно, непутевому мужу и непослушным детям. Когда же я пытался сказать, что, следует искать причину и в себе, то в ответ получал хлесткие обвинения в своей предвзятости и не сочувствии. В конце концов, уговорил я ее поехать к более опытному, чем я многогрешный, старцу духовнику, хотя уверенности в том, что поездка состоится или, что-либо принесет, у меня не было. После крестин и состоялся наш разговор. Предо мной был иной человек. Спокойствие, рассудительность, какая-то полнота в мыслях и, самое главное, ясный, не бегающий и не изменяющийся взгляд. - Батюшка, я пришла поблагодарить вас, слава Богу, у нас все наладилось, да и я успокоилась. - Что же сделал-то с вами, отец N., что вы преображенная ныне и видом, и словами? - Да я, монаху-то, все рассказала, целый час говорила, он молча слушал. Потом положил мне руки на голову и молитвы читал. - И все? - Нет, благословил мне коробочек запечатанный и ленточкой заклеенный и сказал, чтобы я ехала домой. Еще он попросил, чтобы я, по приезду, в хате побелила, покрасила подоконники, сыновьям и мужу купила по рубашке, а доченьке платьице, а потом мы должны были вместе сесть за стол с обедом, «Отче наш» прочитать и коробочек этот открыть. - Ну, а дальше? Меня уже начало одолевать любопытство. - Я, два дня колотилась, к субботе, как раз управилась, ну и сели мы за стол. Открыл муж коробочку, а там пять красненьких, с орнаментом, деревянных пасхальных яичка. Посмотрела я на них, а потом на мужа и детей и такие они все радостные, да чистенькие, да светленькие и … расплакалась. А в доме тоже хорошо, уютно и все беленькое. И родное все, родное. Передо мной был другой человек. И внешность та же и голос тот же, а человек – другой. Порадовался я молитве монашеской, уму и прозорливости старца и поехал домой. По дороге, зашел за компьютером. - Отремонтировали? Наверное, что-то серьезное? Ждать придется? – с порога начал вопрошать мастеров, заранее как бы подготавливая себя в неизбежности долгого ожидания и непредвиденных растрат. - Сделали, отец Александр, сделали, - успокоили меня, и, видя мою радостную физиономию, добавили: - Отец Александр, вот мы смотрим и такая на вас рубашка нарядная, да красивая, да чистая. - Ну вот, - подумалось, - опять пятно посадил или в краску где то влез. Огляделся. Да нет, вроде и не порвано и не выпачкано. Вопросительно глянул на улыбающихся компьютерных спецов. - ?! - Да вот, вы, батюшка и чистый и глаженный, а в компьютере, под кожухом пыли грязи было столько, что и работать ему невмоготу стало. Чистить хоть иногда же надо пылесосиком. Сами, небось, каждый день моетесь… Тут мне стало стыдно. Чуть же позже – понятно. Не вокруг тебя грязь да нечисть, а в тебе самом, внутри она гнездиться. Вот о каком «бревне» Господь говорил. Внедрится соблазн греховный в душу нашу, оккупирует сердце, приживется там и начинает нам лень духовную прививать, да на язык слова оправдательные посылать, и пошла жизнь наперекосяк. Зло на зло набегает, да гневом питается. А выход то, простой, хотя и не легкий. Уборку сделать надо, и внутри и вокруг себя. К чистому чистое приложиться, а грязное, всегда грязь найдет, как та свинья, знаменитая… «Поверни зрачки свои вовнутрь себя - советуют многомудрые старцы, и добавляют, - причина бед твоих в сердце твоем».
-
1 баллЕсли заглянешь в свое сердце, то увидишь настоящий толкучий рынок: сколько перебывает в нем различных помыслов, и наиболее пустых. Посему гораздо полезнее зреть нам свои согрешения, а не других. Между тем, посудите Вы сами, можно ли без труда и многих огорчений взойти в Царство Небесное? И если все святые несли свои кресты, да и Сам Спаситель наш был распят на кресте, то и мы должны взирая на них распинать плоть свою со страстьми и похотьми; а иначе, лежачи и покоясь, по всему как бы не свалиться в преисподнюю. Что делать, возлюбленный брате мой, если и праведные претерпевали в жизни сей многия скорби, а мы с Вами люди не безгрешные, и кольми паче должны терпеть всякия неприятности; и терпеть не с огорчением, как делают малодушные, но с радостию; как и св. ап. Иаков, брат Божий, советует, говоря: «Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна; ведяще, яко искушение соделывает терпение, терпение же человека делает совершенным!» (Иак. 1. 2). Ибо не столько мы можем приобрести себе пользы от молитвы своей, или от спокойной жизни, сколько от различных потрясений душевных и телесных! И так как сказано, что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие, то Господь Бог, глубиною мудрости Своея, человеколюбно и посылает на нас различныя огорчения, чтоб чрез оныя нас спасти. После сего скажу Вам и о себе, что я в жизни своей не много видел неприятностей от людей, не потому чтоб я был исправен, а по милости Божией ко мне; но вместо того я почти всю жизнь свою провел в различных болезнях телесных, ибо каких болезней я не перенес, как и теперь тяжко страдаю я от болезни в ногах 22 года, и никакия средства не облегчают мне боли, и все это должен терпеть я до смерти, ибо тако угодно Богу. Посему всякому человеку от Бога дан свой крест, которой и должен он несть; но мой крест, как болезнь тела, легче Вашего, ибо Вы страдаете душевно. Из писем прп. Антония Оптинского
-
1 баллНаша квартирка в старом городе – сыроватая, с печным отоплением, панцирными кроватями, общей водопроводной колонкой во дворе и уборной в дальнем его закутке – внешне не была образчиком благополучия. Купала нас мама в корыте, предварительно нагрев воду в выварке, в ней же она кипятила белье, которое стирала потом вручную… Но годы той скудной жизни вспоминаются как самые светлые, счастливые в жизни. И не только мной, а значит дело не только в моей детской беззаботной радости… Баба Тоня, пережившая все «прелести» гражданской войны, коллективизации, оккупации, разрухи и голода, приезжая к нам из села, всякий раз с неподдельным умилением и радостью говорила: «Как же хорошо вы живете!» *** Это просто беда нашего времени: при очевидном изобилии и разнообразии еды, одежды и «товаров народного потребления» – словом, всего, что должно по идее облегчать нашу жизнь, – все больше людей впадают в тягчайшее, безвыходное (как им кажется) уныние. Конечно, бывают случаи исключительные, когда человек пережил горькую потерю или вошел в «полосу» бед, скорбей и напастей и душа его, отягощенная невыносимым (как кажется) грузом обстоятельств, впадает в тягчайшее уныние. Но ведь существует множество других примеров, когда «объективные» внешние обстоятельства не имеют к происходящему в душе человека прямого отношения. То есть человеку именно кажется, что обстоятельства его невыносимы, в то время как при ближайшем рассмотрении они вполне сносны и даже при ином расположении сердца могут служить причиной благодарности, счастья и радости. Удивительно, насколько мы подчас не умеем ценить то, что имеем! Кажется, немалую роль в нынешней эпидемии уныния сыграл насаждаемый повсеместно дух гедонизма, наслаждения, стремления к обладанию, упоению всеми земными благами. Причем именно не удовлетворение тем, что приходит естественным образом при разумной и доброй организации жизни, а жадное, болезненное стремление к какому-то «среднестатистическому» счастью, стремление к такому уровню материальной жизни, который почему-то кем-то когда-то был признан «золотым стандартом». И как-то мы постепенно усвоили мысль, что без этого «стандарта» жизнь не может считаться ни счастливой, ни состоявшейся. Говорят, у американцев самое жестокое оскорбление – это назвать человека «неудачником», то есть тем, кто не сумел достичь в жизни этого самого «стандарта». И у нас уже принято стало оценивать человека по его социальному статусу, по степени материального преуспеяния. Но ведь раньше ничего подобного не было, по крайней мере у нас и в широком употреблении. И никогда у русского народа не считалось оскорблением назвать кого-то или даже назваться самому неудачником. И мы даже знаем множество веселых, неунывающих и сметливых таких «неудачников», которые странствуют по страницам нашей классической, да и современной русской литературы и горя не знают. И это примечательно. Понятие счастья, радости, довольства у нас как-то никогда не увязывалось прямо с достижением материальных благ, а все больше с духовным расположением, с радостной благостью, настроенной все приключающиеся напасти переносить благодушно и стойко. Очевидно, корни такого отношения кроются в православной вере. Помните, как у апостола Павла: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть». К слову, апостол вовсе не настаивает на внешней нищете как непременном условии благочестия и продолжает так: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 11–13). Удивительный отрывок! То есть дело даже не в том, нищий ты или богатый, нуждаешься в чем или нет, а в том, чтобы во всех обстоятельствах оставаться христианином, быть благодарным за то, что есть, и не впадать, с одной стороны, в уныние, а с другой – в надменное самодовольство. Примечательно, что самый частый, по крайней мере – в приватной беседе высказываемый, аргумент такого уныния – это пустота. Непонимание и нечувствование смысла жизни. То есть и «завал» житейский бывает причиной уныния, но все же именно не внешние обстоятельства большей частью, а нежелание их терпеть, непонимание, для чего и зачем «это все», становится причиной уныния. Нас слишком долго приучали к безверию. Но, кажется, сама благодать хранила наш народ и в самые тягостные периоды истории давала ему духовные, нравственные силы для преодоления бед и напастей. Может быть, это было связано с тем, что народ наш после революции терпел в известном смысле насилие над собой, хотя по рвению сердца, по нетерпению и утрате веры сам стал причиной такого тяжкого рабства. Но все же, как кажется, в большинстве своем народ очень скоро опомнился от своего «кровавого разгула» и больше новую власть терпел, чем радовался ей, воздыхая о своих согрешениях и сетуя, что переусердствовал, «перевернув жизнь». Может быть, за эту «подневольность» Дух Божий не оставлял наш народ. Но сейчас… Сейчас дело иное. Множество, именно множество, если не большинство, людей добровольно, с самозабвением бросилось у нас в погоню за земным счастьем. И «золотой стандарт» стал в полном смысле нашим золотым тельцом. Теперь достижение карьерных высот, внешнего благополучия, достатка и комфорта стало у нас главным мерилом состояния жизни. И вот это по-настоящему опасно, потому что свидетельствует о повсеместном духовном оскудении. Думается, что это «добровольное рабство» как раз и лишает нас благодати Духа Святого – именно потому, что не вызвано никаким внешним принуждением или насилием. А без благодати Божией жить человек не может! Жизнь его тогда ограничивается плотскими и душевными потребностями и погоней за их удовлетворением. Но даже удовлетворение этих потребностей не доставляет отраду душе, не насыщает ее, а, напротив, истощает, потому что ничто не может заменить человеку общения с Богом в Духе Святом. В русском языке есть подзабытое ныне или в лучшем случае узко понимаемое слово – целомудрие. Обычно под целомудрием понимается половое воздержание, телесная и душевная чистота. Но слово это глубже по своему значению. Достаточно вслушаться в него, чтобы понять, что речь идет о какой-то сокровенной, особенной мудрости, и мудрость эта связана с целостностью. Надо понимать, слово это говорит о том, что высшая человеческая мудрость заключается в разумном единстве жизни: телесной, душевной и духовной, соединяющей человека с Богом. Об этой целостности, об этом единстве с Богом должен человек заботиться более всего остального, и эта целостность составляет смысл и содержание, полноту человеческой жизни. Отсюда главная причина абсолютного большинства «безвыходных» уныний – беспечность о духовной жизни и наступившая вследствие этой продолжительной беспечности пустота. Здесь никакими самоуговорами и убеждениями не поможешь. Здесь именно нужно сознательно обратиться к свету, распахнуть закрытую наглухо «форточку души», чтобы свежий воздух благодати наполнил жизнь утраченным смыслом и содержанием. И первое, что нужно сделать человеку, пребывающему в унынии, – это от всего сердца, от всей души со слезами раскаяния попросить у Бога прощения за то, что так долго пренебрегал Его призывом, думал прожить «по-своему», сам по себе. Чем и обрек себя на тьму, духоту и жестокую тоску с унынием. Это на самом деле великий грех, совсем не малый! И следствие этого греха, как видим, тоже не шуточное… Невозможно обмануть Бога, «спрятавшись» от Него за своим неверием, потому что только Бог и есть наша жизнь в ее подлинном, высшем смысле. Нужно, обязательно нужно принести свое покаяние в храм и излить на исповеди, а потом приобщиться тела и крови Христовой, которыми в безумной дерзости своей, может быть, так долго пренебрегал. И с этого дня все силы души, все внимание и усердие обратить к Богу, к исканию Его правды, которая открывается в Церкви: и в Священном Писании, и в опыте жизни святых отцов, и в возможности общей и частной сердечной молитвы… Без этого не может быть действительного и полного исцеления от тоски и уныния! Но не всегда благодатные перемены происходят с человеком сразу. А случается, что и верующие люди, посещающие храм и участвующие в таинствах, впадают в уныние. Здесь, может быть, дело в том, что от человека в делании добра требуется настойчивость и усердие. Требуется понуждение себя и терпение. А терпение проявляется, конечно, не тогда, когда человеку легко и радостно, а тогда, когда трудно и физически, и душевно. Словом, благодать Божия, желая духовного преуспеяния и возрастания человека, иногда оставляет его на время, чтобы человек мог проявить свою веру в терпеливом и усердном делании добра даже в обстоятельствах душевной пустоты и стеснения. Именно такие сознательные, порою крайние усилия в духовном делании необходимы, потому что служат проявлением доброй человеческой воли не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Потому и говорит святой Иоанн Златоуст, что главное средство от тоски и уныния – это благодарность Богу. Пусть даже с усилием и усилием крайним, но сознательно приносимая благодарность и есть действительное выражение нашей веры, и без этого выражения никакой духовной жизни нет и быть не может. Еще в этой связи святые отцы говорят о решимости. О твердом намерении переносить все находящие испытания терпеливо и с всецелым упованием на Бога, на Его милость, которая и жесточайшие испытания обращает в неизреченные блага при нашем согласии и доверии. Это нам очень важно понять и помнить! Бог желает нам такой исключительной радости, что если бы мы могли хоть в малой степени почувствовать ее, то, по слову многих отцов, согласились бы в этой земной жизни претерпеть самые жестокие мучения. И притом все наши скорби и несчастья зачастую только кажутся нам такими по сравнению с навязанным нам представлением о «золотом стандарте» счастья. А на деле все наши беды и напасти всего лишь нетрудные и нетягостные «трудности», по неизреченной милости Божией с великим снисхождением предоставляемые нам для спасения, которое без трудов и скорбей и терпения никак не возможно. И наоборот – внутренняя расслабленность, вялость, вечное ожидание «преференций» от жизни, постоянное недовольство и мучительные мечты о комфорте и достатке парализуют волю, делают человека склонным к меланхолии и унынию. Дело зачастую совсем не в трудностях, а в отношении к жизни, в решимости переносить скорби и испытания, во внутренней собранности. Вот чему нам нужно учиться самим и чему учить детей, чтобы они выросли действительно добрыми людьми, крепкими душой и телом. Чехов с присущей ему меткостью когда-то сказал: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение самое наглое». От этого самомнения, от сластолюбия человек становится расслабленным, вялым, утрачивает терпение – важнейшее качество полноценной жизни. И именно от недостатка терпения рождается и зреет в душе человека уныние. Мы становимся заложниками своей расслабленности. Комфорт и сытость не приносят счастья. Это не значит, что нужно непременно спать на голой земле, одеваться в рубище и довольствоваться хлебом с водой. Но это значит, что нужно с благодарностью принимать то, что посылает Господь, искать возможность для приложения сил – и не для своей только выгоды, но во славу Божию, на пользу людям. И самое главное, что нам нужно иметь, – это твердое упование на милость Божию и такую же твердую решимость ради Него переносить находящие искушения. А дух уныния нужно гнать от себя с гневом, как некую мерзость, приражающуюся к душе, но власти над ней не имеющую. И слова благодарности, сказанные пусть даже через силу в самую трудную минуту, даже вопреки смущенному чувству и разуму, – это самые ценные, золотые слова. Потому что эти слова – выражение подлинной свободы, доверия Богу, любящему нас больше, чем мы можем себе представить. Священник Димитрий Шишкин 22 февраля 2012г.