Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 13.12.2012 во всех областях

  1. 16 баллов
  2. 5 баллов

    Из альбома Зимние пейзажи

    Эту дорожку ведущую к источнику преп. Пафнутия Боровского, думаю многие узнают. Сделан этот кадр с поворота дороги от которого вниз идет протоптанная множеством ног тропинка. Вот такой снежный покров с выявленным солнцем рельефом и игрою холодного и теплого образовался в эти декабрьские дни.
  3. 5 баллов
    Сегодня напомнили об этом рассказе,решил напомнить его и вам: МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ Ф.М. Достоевский Но я романист, и, кажется, одну “историю” сам сочинил. Почему я пишу: “кажется”, ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз. Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. “Очень уж здесь холодно”, — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу. — Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика. Вот и опять улица, — ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придёт, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся; на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: “Тут не сыщут, да и темно”. Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: “Посижу здесь л пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!” И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. — Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо! — Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это всё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, — о, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно. — Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их. — Это Христова ёлка, — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки... — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо... А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога на Небе.
  4. 3 балла
  5. 2 балла

    Из альбома Осенние пейзажи

    Предлагаю вашему вниманию сухие цветы отцветшего золотарника. Вот так он смотрится необычно в контровом свете, а позади стоящие такие же сухие ветки этого рода, создают необычный подобно золотым монетам фон.
  6. 2 балла
    Святые отцы об искушениях Преподобный Антоний Великий: Радуйся в искушениях, которые будут попущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод. Авва Исаия: Если тебя поносят и ты скорбишь от этого, нет в тебе истинного плача. Авва Моисей: Брат спросил авву Моисея, что должен делать человек при всякой случающейся с ним напасти или при нашествии всякого вражеского помышления? Старец отвечал: "Должен плакать перед благостью Божией, чтобы она помогла ему, и вскоре ощутит спокойствие, если будет молиться разумно". Преподобный Пимен Великий: Мы впадаем во многие искушения по той причине, что не сохраняем нашего чина. Не видим ли, что жена хананейская приняла данное ей имя и что Спаситель утешил ее? Также не видим ли, что Авигея сказала Давиду: "На мне грех" (1 Цар. 25, 24), и что Давид, услышав эти слова, возлюбил ее? Авигея - образ души, а Давид - Бога: если душа укорит (осудит, обвинит) себя перед Богом, то Бог возлюбит ее. Преп. Сисой Великий: Какое бы ни случилось искушение с человеком, он должен предавать себя воле Божией и исповедовать, что искушение случилось за грехи его. Если же случится что доброе, должно говорить, что оно устроилось по промыслу Божию. Амма Феодора: Амма Феодора поведала: некоторый инок, одолеваемый множеством скорбей, сказал сам себе: "Уйду отсюда". С этими словами он начал обувать сандалии и внезапно увидел в углу келлии другого человека, который также обувался и который сказал ему: "Из-за меня ли ты выходишь отсюда? Вот, во всяком месте, куда: бы ты ни пошел, я уже буду прежде тебя". Преподобный Ефрем Сирин: Тот, перед Кем трепещет всякая тварь небесных, земных и преисподних, содержимых под властью диавола, Кто дал нам власть попирать диавола, Тот благоволил сорок дней и сорок ночей продолжать пост и потом быть искушенным от диавола. Имел ли в посте нужду Бесстрастный? Упокоению всех труждающихся должно ли было утруждаться? Для чего жаждал многообильный Источник, претворивший воду в вино, источающий реки живых вод из чрева верующих в Него? Конечно, Он хочет этим показать нам пример и образец жития, чтобы, упражняясь в том же, мы избавились от злокозненности диавола и достигли вечного Царства Христова. Святитель Григорий Богослов: Если после Крещения приразится к тебе враг света и искуситель (а он приразится, ибо приражался к Слову и Богу моему, обманувшись внешним покровом, приражался к сокрытому Свету, обманувшись видимостью), ты имеешь чем победить его. Не страшись подвига: противопоставь воду, противопоставь Духа; этим угасятся "все раскаленные стрелы лукавого" (Еф. 6, 16). Ибо здесь Дух ..."раздирающий горы" (3 Цар. 19, 11); здесь вода ...угашающая огонь. Если искуситель представит тебе нужду (как дерзнул и Христу) и потребует, чтобы камни превратились в хлебы, возбуждая тем голод, окажись знающим его намерения, научи его тому, чему он еще не доучился: противопоставь ему слово жизни, которое есть Хлеб с Неба, дарующий жизнь миру. Если искушает тебя тщеславием (как и Христа, возведя на крыло храма и сказав: бросься вниз (Мф. 4, 6) в доказательство Божества), не низлагай себя превозношением. Если это приобретет, не остановится на том - он ненасытен, на все простирается; обольщает добром и заканчивает лукавством - таков способ его брани. Даже и в Писании сведущ этот душегубец: из одного места скажет: написано о хлебе; из другого: написано об ангелах... О, умудренный на зло, для чего не договорил и последующего (я твердо помню это, хотя и умолчишь ты), что ограждаемый Троицей, наступлю на тебя, аспида и василиска, и буду "наступать на змей и скорпионов" (Лк. 10, 19)? Если же станет преодолевать тебя ненасытностью, в одно мгновение времени и зрения показывая все царства, как ему принадлежащие, и требуя поклонения,- презри его, как нищего, и с надеждой на печать (Крещения и Миропомазания) скажи: "Я сам образ Божий, не погубил еще небесной славы, как ты через превозношение; я во Христа облекся, во Христа преобразился Крещением ты поклонись мне". И враг, как твердо знаю, побежденный и посрамленный этими словами, как отступил от Христа - первого Света, так отступит и от просвещенных Им. Преподобный Исидор Пелусиот: Если Христос, Бог, вочеловечившийся ради нас, "возведен был Духом в пустыню, для искушения" (Мф. 4, 1), то чему же удивляться, что ...ты борешься с искушениями? Помни о победе Христовой, одержанной законно: тщеславие преодолено, гордыня подавлена, сребролюбие истреблено и противник, не сумевший уязвить своими стрелами, посрамлен. По праву мужайся и ты, и, приобретя бесстрастие, преодолевай ранящие душу мечи. И тебе после этой победы будут служить ангелы, оказывая не рабские услуги, потому что служить так обязаны единому Богу, но увенчивая тебя как победителя, ибо такова награда мужественно совершающему настоящий подвиг. Святитель Василий Великий: Два рода искушений: скорби испытывают сердца, как золото в горниле, в терпении открывая их красоту, а нередко и само благоденствие служит для многих испытанием. Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них. Святитель Григорий Нисский: При всяком приражении искушения мы имеем только одну защиту: покаяние. И кающийся всегда бывает победителем того, кто всегда нападает. Преподобный Макарий Египетский: Предается человек врагам и искушениям для упражнения и "обучения, как Иов был в искусе; потому что злое, хотя не по доброму изволению, содействует доброму. Бог, в точности зная состояние всех и сколько сил у каждого, в нужной мере попускает и подвергаться искушению... Души... не искушенные и не испытанные различными скорбями... остаются пока в младенчестве... и еще не достойны Царства. Господь знает немощь человеческую, что человек скоро превозносится, потому останавливает его и попускает ему быть в непрестанном упражнении и волнении. Ибо если когда и малое приемлешь, для всех делаешься несносным и надмеваешься, то тем паче сделаешься нестерпимым, если дадут тебе один раз насытиться. Но Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиренным и ревностнее взыскал Бога. Преподобный авва Исаия: Всегда ожидай каких-либо великих и страшных искушений, скорбей, бедствий и смерти, чтобы они не постигли тебя не готовым. Преподобный Ефрем Сирин: Хочешь ли, чтобы не преодолело тебя искушение? - Отсеки всякую свою волю. Во время искушения выказывается достоинство верного. Но не малодушествовать нужно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах. Преподобный Нил Синайский: Во время искушений употребляй краткую и усиленную молитву. Что пища для здорового тела, то искушения для мужественной души. Когда истинно возлюбишь небесные блага... тогда, именно тогда увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани. Святитель Иоанн Златоуст: Много пользы от искушений и никто из тех, о ком много печет Бог, не бывает без печали... Тяжесть искушений может облегчить бремя грехов... От... искушения происходит спасение и... опасности служат величайшим очищением души для тех, которые переносят их с благодарностью. Душа, огорчаемая искушениями, освобождается от страстей и других болезней; потом она особенно наслаждается спокойствием. Возможность переносить (искушения) зависит от помощи Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением. Не вызывайся на искушения, когда дела благочестия идут по твоему желанию,- зачем самому навлекать на себя излишние опасности, не приносящие никакой пользы? Проводить жизнь среди искушений есть удел особенно доблестных людей, Бог всегда так поступал с мужами дивными и великими. Авва Дорофей: Мы бываем искушаемы для обучения в вере, для того, чтобы мы были испытаны и научились бороться. Преподобный Исаак Сирин: Вследствие искушений (святые) приобретают мудрость. Не входя в искушения, никто не приобретает духовной мудрости. Никто не может переносить искушений кроме уверившегося, что за скорби можно принять нечто, превосходящее телесный покой. Искушения Бог всегда попускает любящим Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их Своей воле. Без попущения искушений невозможно познать истины. Кто бежит от искушений, тот бежит от добродетели. Вне искушений невозможно приблизиться к Богу; потому что среди них уготован Божественный покой. Вне искушений невозможно приобрести дерзновения перед Богом, невозможно научиться премудрости Духа, нет также возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей. Преподобный Исидор Пелусиот: Хотя искушение кажется нескончаемым, надо полагать ему конец мудростью и добродетелью, а не отчаянием; ...прекращает его человек... когда привыкает мужественно переносить встретившееся. Ибо если это и тяжело, то добродетельный облегчает тяжесть благоразумием, умея равнодушно переносить скорби. Состраданием и кротостью... старайся облегчать бедствия впавших в искушения, кротким словом приводя их в благодушие и избавляя от уныния. Ибо если они узнают от тебя, что искушения, хотя и посланы были им справедливо, но приносят облегчение в падениях, и хотя попущены на не сделавших ничего дурного, но доставят им венцы, они не только не предадутся унынию, но еще исполнятся радости. Стой непоколебимо, и постигшие тебя искушения останутся бездейственными, а замышляемые исчезнут прежде чем испытаешь их; потому что непреклонность духа не позволит ухищрениям исполниться. Святитель Иоанн Златоуст: Если дух наш настроен хорошо, то хотя бы отовсюду поднимались бесчисленные бури, мы всегда будем пребывать в тихой пристани. Пока Бог будет нашим помощником, хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут подобны траве и листьям, легко уносимым ветром. Святитель Димитрий Ростовский: Истинному рабу Божию и противодействие помогает, и вредное приносит пользу, и кажущееся злым претворяется в добро. Господь наш тем Своим рабам, которых любит, попускает в этом мире много неприятного, как бы брение на очи, ибо Он сказал ученикам Своим: "В мире будете иметь скорбь" (Ин. 16, 33). "Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете" (Ин. 16, 20). Разве не неприятно это, разве не тягостно, не скорбно? Однако эти самые скорби Он, как бы влагой из святых Своих уст, растворяет радостным утешением: "Но печаль ваша в радость будет" (Ин. 16, 20). "И радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 16, 22). Вот как неприятное помогает, временно вредное исцеляет навеки, злое на земле является причиной небесных благ. Не читаем ли мы в книгах, не слышим ли в повествованиях, не видим ли, как на самом деле происходит, что все случающееся по попущению Божию от мира, плоти и диавола с Божиими рабами: все бедствия, скорби, гонения, оскорбления и даже горькая смерть претворяются для них в вечную славу, похвалу, в жизнь бесконечную и в венцы небесные? Не тех ли мы ныне в воинствующей церкви величаем, ублажаем и возносим многими похвалами, которые претерпели на земле горчайшие бедствия? О как много помогли угодникам Божиим неприятные вещи! А что получили сами противники, вредители и враги? Они приобрели то,что болезнь их обратилась на голову их, и оружия их пронзили их же сердца. Вспомним борьбу Давида с Голиафом (1 Цар. 17). Давид от юности своей был рабом Господним, а Голиаф - врагом Богу и народу Божию. Ополчились две страны друг против друга: иноплеменники и народ израильский; и вот вышел из полков иноплеменник, сильный муж, весь в крепких бронях и опоясанный мечом. Вышел против него и Давид, но как вышел? Вот мы слышим, что говорит об этом Писание: "Меча же не было в руках Давида" (1 Цар. 17, 50). Всякий тогда мог сказать Давиду: "Храбрый юноша! На кого ты идешь? С чем ты идешь? Идешь юный на сполина, безоружный на вооруженного. Разве не видишь большого меча в руках его, который он приготовил для твоей головы? возвратись же, скройся и выйди после вооруженным так же". Но слушает Давид. Он пошел, и не медленно, не с боязнью пошел, быстро. И вот он стал над этим иноплеменником, извлек его меч и обезглавил его. Мы видим, что Божьему рабу оружие противника послужило на пользу, что меч, приготовленный и отточенный на Давида, поразил того же врага. Подобно этому и оружие мысленных врагов, направленное на рабов Божиих, оказывается для тех же рабов Господних полезным в одолении и победе над врагами. "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни" (Иак. 1, 12), говорит постол. Один из сорока мучеников не имел терпения, и тотчас родился, как вода, претерпевшие же увенчались нетленными венцами. Однажды не претерпев, он все погубил, до конца же претерпевшие в малом - навеки увенчались. Нетерпеливый всегда как бы не в своем уме; если приключится ему что-либо неприятное, не по воле сердца его, тотчас на всех нападает, на всех ропщет, всех считает виновными, а не себя, себя же всячески оправдывает Но ты всегда будь пригвожден к кресту терпения, с радостью все претерпевай, хотя бы и постоянно бесы нашептывали тебе: сойди с креста терпения и страдания, насладись свободой, подобно тому, как иудеи говорили Христу: "Сойди с креста... и уверуем" Тебя (Мф. 27, 40 и 42). Ты же никогда не ослабевай и не уклоняйся от страдания; но пребудь всегда на кресте терпения и мужества. Как Моисей, когда держал руки, простертыми крестообразно, побеждал Амалика, когда же опускал их, то бывал побеждаем (Исх. 17, 11), так и ты, если пребудешь всегда в неизменном терпении и мужестве, преодолеешь врага, мысленного Амалика; если же ослабеешь и разленишься, будешь им побежден. Святитель Феофан Затворник: Сказав, что Сын Человеческий явится в день Свой, как молния, мгновенно облистающая всю вселенную, Господь прибавил: "Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим" (Лк. 17, 24-25). По связи речи видно, что это "надлежит пострадать" должно предшествовать явлению Господа во славе. Следовательно, все время до того дня есть время страданий Господа. В Своем лице Он пострадал в известное время; после же того страдания Его продолжаются в лице верующих,- страдания рождения верующих, их воспитания в духе и охранения от вражеских действий, внутренних и внешних; ибо союз у Господа со своими не мысленный только и нравственный, а живой, ради которого все, чем они живут, воспринимается и Им, как главою. Исходя из этой мысли, нельзя не видеть, что Господь много страдает. Самые чувствительные скорби - это падения верующих; еще более чувствительны для Него отпадения от веры. Сердца верующих болят, поражаемые этими стрелами лукавого и видя поражения других, с ними и Господь страдает. Но явится день славы Господа - тогда откроются тайны тьмы, а страдавшие возрадуются с Господом. До того же времени надо терпеть и молиться. "И ввергнут их (творящих соблазны и беззакония) в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мф. 13, 42). Так совершится разделение добра и зла, света и тьмы. Теперь идет период смешения их. Господу угодно было так устроить, чтобы тварная свобода возрастала и крепла в добре через борьбу со злом; зло допущено и в сопредельности со свободой внутри, и в соприкосновении с человеком извне. Оно не определяет, а искушает. Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу. Побеждающий освобождается от одного искушения и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы постичь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому постижению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печали, ни болезней извне, и где они изнутри, как Ангелы Божии, становятся чистыми, без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое, во всей славе своей, откроется в последний день мира. По Крещении Господа, когда на Него сошел Дух в виде голубином, Он низводится "в пустыню, для искушения" (Мф. 4, 1). Таков и общий всем путь. Святой Исаак Сирин замечает в одном месте, что коль скоро вкусишь благодатное утешение или получишь от Господа какой дар,- жди искушения. Искушения прикрывают светлость благодати от собственных глаз человека, которые обычно съедают все доброе самомнением и самовозношением. Искушения эти бывают и внешние - скорби, унижения; и внутренние - страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько поэтому нужно внимать себе, и строго разбирать бывающие с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает. Святитель Тихон Задонский: Обратившимся к Богу всегда бывает много искушений, о чем и в Писании сказано так: "Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения" (Сир. 2, 1-2). И во многих местах Священного Писания свидетельствуется о том же. Надо терпеть и молитвой против них вооружаться, и так преодолевать искушения; сатана не спит, но всегда бодрствует на погибель нашу, по учению апостольскому: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою" (1 Пет. 5, 8-9). Апостол Иаков пишет: "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его" (Иак. 1, 2). Терпи и ожидай от Бога милости и конца в будущем веке. Искушение от диавола попущением Божиим бывает с благой целью. Во-первых, чтобы так смирился искушающийся. Во-вторых, так познается вера наша. Искушение подобно огню, который обнаруживает золото, отличая его от прочих металлов. В искушении становится явным, кто золото, кто серебро, кто олово, кто сено и дрова. Золото и серебро целым остается в огне и становится еще чище; с железа спадает ржавчина, но и оно остается целым; олово скоро плавится; сено и дрова сгорают совсем. Так в искушении познается, кто истинно отстал от сатаны и злых дел его и прилепился Богу, кто истинно работает Богу и кто лицемерно, искушением познаются истинные и верные рабы Божии и лицемеры; искушение все делает явным. В-третьих, так познается любовь, кого мы больше любим,- себя и мир или Бога; кому угождаем - себе ли и миру или Богу; чью волю более почитаем - свою или Божию все это открывает искушение. В-четвертых, да познаем врагов наших и научимся против них подвизаться. Брань научает воина подвигу и делает более крепким: без брани воин ослабевает и портится. В-пятых, да познаем немощь нашу, опасность, и познав, прибегнем к Богу с молитвой. Как ребенок бежит к матери и у нее ищет защиты, видя беду свою, так верная душа к Богу простирает руки в бедствии своем. В-шестых, да посрамится искуситель, а претерпевший искушение примет венец от Подвигоположника... Не знает искуситель, что искушению последует: он искушает на зло, но искушение обращается в добро, и так посрамляется, уязвляется своей стрелой. Ближний наш положен нам от Бога к искушению и познанию об отношении Бога к нам. Любим ли ближнего, любим и Бога самого, и Бог нас любит. Благоволим о ближнем нашем,- благоволит и Бог о нас. Милуем мы ближнего - милует и Бог нас. Прощаем согрешения ближнему нашему, прощает и Бог нам согрешения наши. Ненавидим и гневаемся на ближнего нашего,- находимся сами во гневе у Бога. Не отпускаем согрешений ближнему нашему не отпускает и Бог нам согрешений наших. Мстим ли ближнему нашему - будет мстить и Бог нам, как говорит Сирах: мстящему отметит Господь. Так, каковы мы к ближнему нашему, таков и Бог к нам. Искушение открывает сердце наше и тайное сердца нашего делает явным. Бог же всю глубину и бездну сердца нашего испытует и видит, что в нем кроется. Поэтому попускает нам Бог искушение и тем показывает нам, что скрыто в нашем сердце. Познаем же, христиане, душевную нашу беду и зло, чтобы усердно поискать избавления. Знаешь ли, христианин, что делают мореплаватели во время всякой бури? Тогда они, не имея другой надежды на спасение, бросают якорь в глубину морскую... утвердив его в земле итак спасаются. Так нужно делать и христианам, которые по морю мира сего плывут в корабле святой Церкви, подражать корабельщикам, и когда сатана воздвигает на них бурю искушений, бед и напастей, должны всю надежду на людей оставить и прибегать к Богу, свои колеблющиеся и бедствующие сердца утверждать в любви Божией. Враг хочет отторгнуть их от любви Божией и потопить в глубине грехов и законопреступлений?- в любви Божией надо утверждать им кораблик своего сердца. Когда искушение минует, тогда утешится печальная душа. Как после великой бури и мрачных дней яснее нам сияет солнце и более радует нас, так после этого бурного искушения слаще покажется милость Божия. Тогда сердце на деле познает, что есть закон, который обличает грех, устрашает и проклятием поражает грешника; и что есть Евангелие, которое уязвленные страхом и печалью сердца исцеляет и утешает. И как ребенок после бани, или человек, утомленный трудами, сладко спит и успокаивается, или как корабль, переплыв море, тихо стоит в гавани, так и душа, претерпевшая бурную непогоду, обретает покой. Не будем безрассудно вдаваться в напасть, но лучше уклонимся от нее. Если Господь, Который Своей всесильной властью все мог сделать, но до времени уклонялся от искушений, тем более нам, немощным, надо так делать. Не искать искушений, но пришедшее искушение терпеть, не унывать в нем и не ослабевать - это свойство мужественного и великодушного сердца. Воин, чем чаще в сражениях бывает, тем более искусным и храбрым делается; так и христианин, чем чаще впадает в искушения, беды и напасти, тем более искусным бывает в деле христианском. Поэтому апостол говорит: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак. 1, 2-4). Святитель Игнатий (Брянчанинов): Бог, попуская нам искушения и предавая нас диаволу, не перестает промышлять о нас, наказывая, не перестает благодетельствовать нам. Мученики терпели напасти от людей... чем разнообразнее и тяжелее был подвиг их... тем больше получали дерзновения к Богу. Иноки терпят напасти от злых духов. Чем больше напастей наносит им диавол, тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святого Духа... среди самых страданий своих. Чтобы окрепли и возмужали в иноке евангельские свойства, нужны непременно скорби и искушения. Кротость... смирение... терпение и вера должны быть испытаны. Бог, в точности зная состояние всех, и то, сколько каждый имеет сил, столько каждому допускает и искуситься. Искушения и скорби посылаются человеку для его пользы, что бы испытанная ими душа сделалась более сильной и честной перед Господом своим. Искушение в уме и сердце страшнее всех внешних искушений. Никто так не опасен для нас, как мы сами. "Бодрствуйте и молитесь,- сказал Господь,- чтобы не впасть в искушение" (Мф. 26, 41). Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель... не добродетель. Священное Писание соединяет понятие искушения с понятием обличения... Это видно из слов Господа: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю" (Откр. 3, 19). На каком основании обличения соединяются с искушением? На том, что всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. Кто видит Промысл Божий оком веры, тот при искушениях, наносимых людьми, не обратит никакого внимания на эти слепые орудия Промысла и духовным разумом своим пребудет единственно в руках Бога, взывая к Нему Единому в скорбях своих. Падший дух усмотрел, что искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеке пламенную ревность и мужество к перенесению их... и заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. Искушения от лукавых духов обыкновенно попускаются после обучения искушениями от падшего естества, от мира и от людей. Ничто, никакое искушение, нанесенное людьми и духами, возникшее из падшего естества, не должно смутить его (монаха). Источником непоколебимости и силы да будет вера в Бога, Которому мы предались в служение. Который - всемогущ. Монах до самого гроба находится в опасности подвергнуться какому либо искушению, не зная, откуда и в каком характере оно возникает. Верующий живой верой в Бога, с самоотвержением предавшийся Богу, пребывает несмущенным при всех искушениях, наносимых духами злобы, видит в духах лишь слепые орудия Промысла Божия. Чтобы грех твой, предстоя... пред очами твоими, низлагал в тебе высокоумие и превозношение, Господь попустил искушению... набежать на тебя... Чтобы мы усвоили себе смирение, попускаются нам различные напасти: от демонов, от людей, от многообразных лишений, от извращенного и отравленного грехом нашего естества. Бог, взирая... на преткновения человеческие.., попускает их, как противоядие, которым изгоняется... гордость, самость. Св. Игнатий (Брянчанинов). Отечник: Однажды авва Агафон шел по дороге с учениками своими. Один из них нашел на дороге небольшую связку зеленого мелкого гороха, и сказал старцу: "Отец! если ты благословишь, я возьму это". Старец внимательно посмотрел на него, и как бы удивляясь, спросил: "Разве ты положил тут эту связку?" Брат отвечал: "Нет". Старец сказал: "Как же ты хочешь взять то, чего не положил?" Сказал некоторый старец: "Когда попустится искушение человеку, то со всех сторон умножаются напасти, чтобы он впал в малодушие и ропот". При этом старец рассказал следующую повесть. Некоторый брат безмолвствовал в келлии, и нашло на него искушение: никто не хотел принимать его к себе в келлию. Если кто встречался с ним,- отворачивался и на приветствие не отвечал приветствием. Если он нуждался в хлебе,- никто не давал ему. Когда возвращались братия с жатвы, никто не приглашал его, как это было в обычае, к трапезе. Однажды он пришел с жатвы и не было у него ни одного хлеба в келлии; но брат принес - как приносил во всех подобных случаях - благодарение Богу. Бог, видя терпение его, отнял искушение,- и вот кто-то постучался в дверь. Это был неизвестный человек из Египта, он привел верблюда, навьюченного хлебами. Брат, увидя это, заплакал и сказал: "Господи! недостоин я потерпеть и малой напасти". По прошествии искушения братия сделались приветливыми к нему и в келлиях, и в церкви, и стали его приглашать к себе, как раньше. Некий брат был борим в течение девяти лет помышлениями о том, чтобы выйти из иноческого общежития. Он ежедневно брал рогожу, на которой спал, чтобы уйти. Когда наступал вечер, он говорил: "Завтра уйду отсюда". При наступлении же утра он говорил помышлениям: "Постараюсь пробыть здесь еще один день ради Господа". Когда исполнилось девять лет, как он откладывал день за днем свой уход, Господь снял искушение его. Скитский Патерик: Некий искушаемый брат пришел к старцу и открыл ему искушения, которые терпел. И говорит ему старец: "Да не приведут тебя в отчаяние находящие на тебя искушения. Видя душу, восходящую и приближающуюся к Богу, враги негодуют, иссушаемые завистью. Но невозможно, чтобы в искушениях не пришел на помощь Бог и святые Ангелы Его. Ты только не переставай призывать Его с глубоким смирением. Итак, если тебе случится что-нибудь такое, вспомни о присутствии Бога - Помощника нашего, нашу немощь, жестокость врага, и получишь помощь Божию".
  7. 2 балла

    Из альбома Осенние пейзажи

    Зимнее время-это время, когда все вокруг серое, почти черно-белое. Это время может быть для кого-то даже и безрадостное по причине отсутствия радующей глаз зелени, по причине отсутствия того тепла, которое бывает в летний период года. Но есть такие деревья и среди них сосна, которые и зимой и летом сохраняют свою зелень и служат большим утешение для тех, кто скучает об ушедшем лете. Посмотришь вот на такую величественную сосну широко раскинувшую свою большую крону, изогнув причудливые ветки опушенные зелеными колючками и радостно делается на душе от сознания того, что можно и зимой утешиться, глядя на такое Божие творение дарованное нам. А как согревающе смотрится ствол сосны, покрытый будто тонкими чешуйками окрашенными в разнообразные теплые оттенки от красно-коричневого до чуть ли не желтого цвета. Вот дерево на которое приятно смотреть не только летом, но паче всего зимой, когда только оно и сродные ей породы своей зеленью утешают и радуют нас.
  8. 2 балла

    Из альбома Зимние пейзажи

    Вот такой красоты неописуемый зимний вечер мне посчастливилось не только снимать, но и созерцать в прошедший воскресный день. Глядя на этот снимок можно подумать, что это весна т.к. на воде снежные массы похожие на льдинки, а может это и есть и они, щупать не довелось-) Но это зима. Время шло и каждые полчаса, да что полчаса, буквально на глазах, состояние видимой красоты менялось. То появлялся над рекой легкий туманчик, то вновь куда-то исчезал. Солнце садилось все ниже и ниже, а краски становились все сочнее и сочнее. Можно было просто сидеть на снежной кочке-) и любоваться этой неповторимой красотой зимнего вечера. Но хотелось побольше сделать снимков и снять с разных мест, поэтому я покинул свое удобное место, ходил и снимал, снимал и любовался на это таинство зимнего вечера. Чем и хочу сегодня поделиться и порадовать всех тех, кто не равнодушен к подобной красоте. Надеюсь выложить со временем все снимки этого вечера, а вам желаю приятного просмотра!
  9. 2 балла
  10. 2 балла

    Из альбома Осенние пейзажи

    Такое необычно название родилось пока готовил этот снимок к публикации. Да, как интересно большое дерево своими корнями питается и берет все важное для своего существования из земли через корни и не только конечно через корни, немаловажным фактором жизнедеятельности является источник свет и тепла-солнце. А гриб поселяется на живом дереве, растет, питается за счет него, ведет себя как паразит-). Приятного просмотра!
  11. 1 балл

    Из альбома Зимние пейзажи

    Первый снег. Его появление всегда вызывает радость не только у детей, но и у взрослых. А когда он очень пушистый и обильный, и сыпет, или лучше сказать, зависая в воздухе, как бы парит, напоминая чем-то летящий пух от некоторых весной цветущих деревьев, то тут радость сугубая. Конечно, я могу и ошибиться, т.к. не каждый из людей любит это холодное время года, но большинство думаю, по этому вопросу со мной согласятся. Вспомнилось детство, как мы в свое время встречали этот первый снег. Если кто-то был дома, и была такая возможность, то непременно выбегал на улицу, предварительно забежав к лучшему другу оповестить о снежном чуде. Да и оповещать то не нужно было, ведь детский интерес он всегда впереди, как всадник на коне, просто всегда казалось, что именно ты увидел это первый и первый возвестил о нем. Обычно диалог был такого характера: - "А ты видел, что на улице, какой снег идет"? -"Конечно видел! Я еще, когда за письменным столом сидел и смотрел в окно, снег пошел". -"Пошли быстрей на улицу"! Радость о снеге была возвещена и понята и ничто не препятствовало пойти и соприкоснуться с ним, увидеть этот идущий снег воочию, а не через стекло отделявшее детский взгляд, если конечно на кануне не получил в дневник "лебедя" и родители не наложили запрет, заключив под домашний арест за плохую учебу. Ведь как известно, пушистый снег падая, щекочет лицо, цепляется о ресницы, от чего приходится порой щурить глаза смахивая его машинально, но это не мешает ничуть, чтобы следующим планом после удачного совместного выбегания на улицу, придумать какое-нибудь развлечение связанное с ним. Да и ломать голову-то особо не приходилось, решение рождалось само собой. Классикой было, это валяться в снегу и метать снежки, если конечно снег был липкий, а также лепить из него традиционную снежную бабу, по завершении которой, если удавалось обрести, воткнуть в качестве носа морковь, а за неимением оной какую-нибудь толстую отломанную ветку. Вставить из камней или еще чего-нибудь, глаза и рот. Ну а если обреталось поблизости старое худое ведро, то тогда уже была полное сходство с той снежной бабой или снеговиком, которую часто в наше время рисовали на стеклах магазинов к новому году. Еще одним из развлечений было строительство какого-нибудь снежного укрепления, для которого катались, большие снежные комья, накладываемые друг на друга. По завершении строительства, опять прятки уже за это укрепление от летящих снежков, атакующей половины сверстников. Какое разнообразие и сколько же радости было от этих снежных игр. Но как все в этом мире когда-то проходит и заканчивается, так и прошло время снежных забав, пора было возвращаться домой. Возвращаться-то, как раз и не хотелось, мысль, что пора, была предана забвению, хотя и точила изнутри. Другая мысль, еще немного, еще чуть-чуть, не хотела ее в пускать. Это-еще немножко, было и ответом уже пришедшей родительницы, звавшей домой. Как не хотелось возвращаться, но чтобы не усугублять наказание, нужно было идти. Помимо выговора за затянувшееся гулянье, приходилось расплачиваться и за радость игр. Ведь после возвращения домой, вид был не столь привлекательный - весь мокрый и в снегу от головы до ног. Вот такие воспоминания возникли глядя на фото идущих и радующихся первому снегу детей. Конечно, у каждого свое детство и свои личные воспоминания о нем, и думаю, что в большинстве случаев они очень похожие друг на друга. Приятного просмотра!
  12. 1 балл
    Дорогой о Господе, родной, и никогда не забываемый батюшка Виталий! Сердечно поздравляем Вас с днем рождения. Всей душой желаем Вам от Господа Бога здоровья, да укрепит Господь Бог Ваши духовные и телесные силы в подвиге служения на ниве Христовой на многая лета. Многая и благая лета!
  13. 1 балл
  14. 1 балл
    Батюшка Спаси вас Господь!какие нужные нам статьи вы выкладываете.Низкий вам поклон!
  15. 1 балл
  16. 1 балл

    Из альбома Оптинские окрестности

    Храм подворья Оптиной Пустыни в Москве, в Ясенево
  17. 1 балл
    Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: Бывайте убо подражателие Богу, якоже чада возлюбленная (Еф. 5: 1). Истинные христиане могут подражать Богу особенно исполнением следующих трех Евангельских заповедей: 1. Господь глаголет во Евангелии: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть... Яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Лк. 6: 36; Мф. 5: 45). Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближайшим, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений. 2. Святой апостол Петр пишет: Яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении, но по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь (1 Пет. 1: 14-16). Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть и ненависть и злопамятство также составляют нечистоту души. 3. Сказано в Евангелии от Матфея: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5: 48). Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку, но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17: 10). Как бы кто-либо из христиан не был тверд и точен в исполнении христианских своих обязанностей, это исполнение его и духовное делание, по слову святых отцов, может уподобляться только малой купели, или самомалейшему озерцу; заповеди же Божии подобны великому морю, как и святой пророк Давид говорит: широка заповедь Твоя зело (Пс. 118: 96). Перед этой-то широтой невольно смирялись и великие святые, называя себя землей и пеплом, и считая себя хуже всякой твари. Или, как выразился мудрейший из апостолов, святой Павел: задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. Елицы убо совершении, сие да мудрствуим (Флп. 3: 13-15). Из писем прп. Амвросия Оптинского
  18. 1 балл

    Из альбома Осенние пейзажи

    Предлагаю вашему вниманию осенний снимок под таким необычным названием: "Когда солнце низко". Думаю тем кто снимает, понятно, что бывает, когда солнце приближается к горизонту. Это пожалуй самое лучшее время для съемок. Порой и сюжет-то простой и обыденный, ничего собой выдающегося не представляющий, но благодаря солнцу испускающему свет, тени от различных предметов становятся вытянутыми, земля поросшая травой приобретает некий доселе скрытый объем, свою неповторимую текстуру, чего не бывает, когда солнце стоит в зените. Ну и конечно же цвета становятся более насыщенными. Все это вы увидите в данном снимке.
  19. 1 балл
  20. 1 балл

    Из альбома Виды Оптиной

    Купол Преображенского храма на закате
  21. 1 балл

    Из альбома Виды Оптиной

    Введенский храм
  22. 1 балл
  23. 1 балл
  24. 1 балл
  25. 1 балл
  26. 1 балл

    Из альбома Немного сказки :)

    Вид со стороны Жиздры.
  27. 1 балл

    Из альбома Зимние пейзажи

    Сегодня в воскресный день выпал небольшой снег. Погода расположила к фотосъемки. Предлагаю вашему вниманию работу с таким вот необычным названием, которое подсказал сам предлагаемый к просмотру пейзаж.
  28. 1 балл
  29. 1 балл
    В течение всей своей пастырской деятельности преподобный Амвросий вел переписку с многочисленными духовными чадами и верующими людьми, которые обращались к нему за советом и благословением. Письма старца Амвросия являются важной составляющей его духовного наследия. О содержании писем, их особенностях и о феномене личности преподобного мы беседуем с профессором Константином Михайловичем Долговым. – Какие темы осмысливались преподобным Амвросием в его письмах? – Три года назад была издана книга писем старца Амвросия, в которых, наряду с житейскими проблемами, обсуждаются самые сокровенные, глубокие вопросы человеческой души. Лейтмотивом писем (а всего их 669) является укрепление веры в Бога, следование Божиему, праведному пути во имя спасения человека и человечества. Когда я читал эту книгу, то был поражен глубиной, духовной утонченностью и мудростью преподобного старца. Каждому он умел сказать такие слова, которые наставляли на истинный путь. Его письма – это жемчужины, бриллианты, от них веет не только возвышенным духом, но и святостью. Одна из основных тем писем – покаяние. Именно старцу Амвросию принадлежит высказывание о том, что монашество – это высшая степень покаяния. Когда человек оказывается в трудном положении, то первое, что стоит делать – обратиться к Богу с молитвой и покаяться в своих грехах. Естественно, можно забыть о том, где и когда был совершен неправильный поступок. Но, несмотря на это, молитва и покаяние – самое важное для духовного возрастания личности. Покаяние поможет человеку встать на путь, ведущий к бессмертию души. Чем больше люди будут каяться, тем лучше. Покаяние неразрывно связано с молитвой. Старец пишет, что это самое универсальное средство спасения, прямое и непосредственное общение Бога и людей. Это настраивание души на любовь, добро и благо. В письмах преподобный Амвросий резко выступал против обогащения и богатства. Там, где идеалом жизни и главным стремлением становится богатство, не может быть места всему духовному и святому. Богатство – от дьявола. Вечное стремление людей к обогащению не имеет абсолютно никакой ценности, в отличие от таких понятий, как любовь, добро, милосердие, которые связаны с бессмертной человеческой душой. Старец пишет, что богатство никогда не приносило счастья, а только горе, беды и даже гибель. Большое место в эпистолярном наследии старца занимают письма, посвященные человеческим взаимоотношениям. Совет Амвросия – во всем и везде вести себя сверхскромно, относиться к другим людям с добром. Это касается и бытовых дел: если вы, например, готовите, шьете и делаете это с добром, то и вам и окружающим будет хорошо; если общаетесь с другими людьми, даже если они злые, сварливые, враждебно настроенные, то следует относиться к ним с добром и никак иначе. Этот совет в точности выражает евангельское учение о всеобщей любви и благодати, но старец объясняет его просто, ясно, доходчиво, на языке, понятном каждому. Амвросий Оптинский часто приводит примеры из насущной жизни. Так, имея в виду личные взаимоотношения матери игумении и матери казначеи одного из женских монастырей, преподобный Амвросий приводит интереснейший пример с Бисмарком: «Бисмарк был только канцлер, но значение имел более, нежели император, не только в Пруссии, но и по всей Европе, и пока держал себя в пределах умеренности, до тех пор и продолжалось это значение, а как Бисмарк начал заявлять неумеренные претензии, то значение это потеряло свою силу. Ежели человек сам не ценит своих трудов, тогда оценивает их не только Бог, но и люди; в противном случае противное и бывает. Лучше всегда и во всем трудиться Бога ради и ради славы Божией, а не ради славы своей. Слава земная маловременна и скоропреходяща, а слава от Бога вечна и бесконечна. Последнего и должны мы держаться, чтобы не потрудиться вотще и бесполезно». Интересны письма, посвященные психологии человека. Душа – то сокровище, которое требует постоянной работы, внимания и заботы. Она должна расцвести и благоухать, тем самым положительно влияя не только на саму личность, но и на окружающих. Ничего подобного нет в трудах самых выдающихся психологов. Преподобный Амвросий обладал удивительно основательными, феноменальными познаниями глубин человеческой души. Именно забота о бессмертной человеческой душе является сутью всех писем старца. Посвящены ли они толкованию псалмов, монашеской жизни, скорбям, терпению, искушениям, сути молитвы, христианскому воспитанию детей, супружеству, католичеству, нигилизму и ересям, зависти, тоске, гордыне, смерти, любви, милосердию, отношению к сновидениям, к клевете и, наконец, покаянию – во всех этих письмах сквозит забота о сохранении чистоты и сокровенного характера, целомудрия человеческой души, ее роли и значении в спасении человека и человечества. Иногда даже по какому-то мелкому и частному вопросу старец в своих советах поднимался до величайших обобщений, касаясь поведения не только отдельного человека, но всех и каждого. – В чем уникальность эпистолярного наследия преподобного Амвросия? – Духовное наследие Амвросия Оптинского играет исключительную роль, может, даже большую, чем оно имело при его жизни. Все письма старца написаны словно сегодня, они актуальны для всех времен и всех людей, особенно для современности. Преподобный Амвросий очень просто и доходчиво разъясняет сложные духовные вопросы. Уникальность этих писем в том, что они понятны простому человеку. Первое письмо в книге написано как будто сейчас: оно повествует о том, что люди чрезмерно заботятся о телесном состоянии и здоровье, но совсем забывают о душе, которая в результате не находит себе места, так как ей не уделяется никакого внимания: «Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей. На тело, это жилище червей, этот повапленный гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи Божественного Слова на праге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни», – с грустью рассуждает преподобный Амвросий. А ведь как его слова актуальны в наши дни! Как мало делается в мире для формирования и воспитания человеческой души. Например, мы пришли к полному извращению понимания спорта. В Древней Греции спорт был видом оздоровления человека, его тела и души. Все люди занимались спортом, и самые сильные участвовали в соревнованиях. В современном мире все делается только для получения медалей. Спорт превратился в бизнес, а для простого народа он почти недоступен. Люди во многих странах, в том числе и в России, почти не занимаются спортом. Все виды человеческой деятельности – политическая, экономическая, социальная, культурная –поставлены на службу удовлетворения материальных потребностей человека. Мы часто слышим древнюю пословицу «в здоровом теле здоровый дух», но ведь уже та революция, которую осуществило христианство, показала и доказала, что здоровое тело может быть только при наличии здоровой души. Здоровье духа определяет духовное здоровье народа, его историю и смысл исторического творчества. При этом нельзя забывать о том, что в конечном счете судьбы народов, судьбы всего человечества всегда зависели и зависят от Промысла Божиего. – В чем заключается феномен личности преподобного Амвросия и старчества в целом? – Такое явление, как старчество мы не найдем ни в одной другой религии, кроме православия. Оно зародилось внутри самой Церкви, когда в монастырях особенно одаренные в духовном плане люди, исходя из своей накопленной духовной мудрости и данной им благодатью, стали наставлять на путь истинный всех, кто к ним обращался. Духовно значимые для России места, такие как Оптина пустынь, Киево-Печерская Лавра, Троице-Сергиева Лавра, Дивеевский монастырь, Псково-Печерская Лавра, притягивали миллионы людей своей намоленностью. Старчество зародилось и множилось в святых местах Руси. Значение старчества для нас особенно важно в эпоху упадка культуры и нравственности. Духовное наследие старцев и, в частности, преподобного Амвросия – это кладезь мудрости, добра, любви, всех высших человеческих ценностей. Старчество сохраняло православное вероучение в его первозданном виде, старцы вырабатывали структуру индивидуального народного духа России, старались избавить людей от ошибок и заблуждений, а монашествующих и мирян наставляли на истинный путь своим словом, советом и благословением. Как известно, преподобный Амвросий был очень образованным – он владел древнегреческим, латинским, церковнославянским, европейскими языками, великолепно знал не только Священное Писание и Священное Предание, но и все произведения святых отцов, как Западной, так и Восточной Церкви. Это был энциклопедист своего времени, что во многом способствовало развитию и углублению его необычайной способности проникновения в тайны человеческой души и духа. Великой заслугой преподобного Амвросия Оптинского является непримиримая борьба против любых отклонений от истинной Православной Апостольской Церкви. Ряд писем старца посвящен самой жесткой критике католицизма, лютеранства, протестантизма, различных сект. Он показывает во многом несостоятельность их учения и тот вред, который они наносят людям. Спасение России заключается в сохранении Церковью православного вероучения. Это бастион, который объединяет разные нации и народы в единое целое. – Какое влияние оказал старец Амвросий на русскую культуру? – К Амвросию Оптинскому ехали со всей России за советом, благословением, исповедью, духовным разъяснением не только простые люди, но и государственные деятели, сановники, члены императорской фамилии и такие деятели русской культуры, как Лев Толстой, Федор Достоевский, Владимир Соловьев, Константин Леонтьев. Те мысли, идеи и выводы, которые русские писатели вынесли из бесед и писем старца, отразились в их произведениях. У Константина Леонтьева, выдающегося русского мыслителя, преподобный Амвросий был духовником более 10 лет. И надо сказать, что влияние старца на все творчество Леонтьева было огромным и решающим. Именно в эти годы Леонтьев написал свои самые яркие произведения. Он часто приезжал к старцу, прожил в Оптиной пустыни год, и его творчество последних лет проходило под непосредственным воздействием преподобного Амвросия. Леонтьев писал, что с огромным желанием подчиняет свой ум влиянию старца. Ведь ум может «отлететь» от истины и правильного пути, и только такие люди, как старец Амвросий могут удержать и наставить на истинный путь. Ф.М. Достоевский, не раз встречавшийся с преподобным Амвросием, представил его в своем романе «Братья Карамазовы» в образе старца Зосимы. Критику преподобным Амвросием католицизма, лютеранства и других направлений, отпавших от истинной Православной Церкви, Достоевский гениально выразил в «Легенде о великом инквизиторе». Он показал, что первосвященники, которые отходят от истинного христианского вероучения, становятся на путь дьявольский. К сожалению, мы не можем полностью судить о том влиянии, которое старец Амвросий оказал на русскую культуру. Колоссальный пласт вероучения и духовной мудрости старец сообщал приходившим к нему в личных беседах, содержание которых нам не суждено узнать никогда. Преподобный Амвросий Оптинский несомненно внес огромный вклад в духовное созревание и произрастание нашего народа, в укрепление православного вероучения и Церкви. Об этом свидетельствует его духовное наследие, в частности, письма, также воспоминания выдающихся деятелей русской культуры о встречах и беседах с великим старцем. Беседовала Анна Котова
  30. 1 балл
    Дорогие о Господе братья и сестры! Любви Вам! Это мой подарок Вам.
  31. 1 балл
    Друг друга храните во все времена. Живите в ладу и гармонии, И пусть будет жизнь ваша освещена Любовью Петра и Февронии...
×
×
  • Создать...