Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 18.12.2012 во всех областях

  1. 15 баллов
  2. 14 баллов
  3. 5 баллов

    Из альбома Разная живность

    Для тех кто обеспокоен вопросом хорошо ли Мурзик лежит, мягко ли ему, не упадет ли, и все ли части его откормленного к зиме естества в целостности, выкладываю полное свидетельство его положения в предлагаемом фото документе для успокоения и крепкого сна за сие создание обеспокоенных-)) Это Мурзик не сидит, Просто толстый крепко спит.
  4. 5 баллов
  5. 5 баллов
  6. 5 баллов

    Из альбома Оптина. Июль 2012 г.

    Здесь рыбку ловили, купались и бельишко, после послушания, полоскали...
  7. 4 балла
  8. 4 балла
    Поистине мир во зле лежит и действия его не к чему другому относятся, как только к удовлетворению похоти плоти, похоти очес и богопротивной гордости, – для того преданные ему сами себя бедно обманывают. Мир много обещает добраго, но в самой вещи не только ничего не хочет дать, но еще и всего лишить смотрит. Кто с прямой стороны мирское кругообращение будет рассматривать, тот непременно увидит, что все деяния его, по большей части, не только с Евангелием Христовым, но и с человечеством не сходны. Видех, – говорит пророк, – беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его и неправда: и не оскуде от стогн его лихва и лесть (Пс. 54, 10-12). Сколь же трудно любящему Бога и Его святой закон находиться в таком противообразном кругу! Ежели находиться в мире без согласия с ним, то должно потерять всю его к себе благосклонность и приятность и быть презренным и посмеянным. Соглашаясь же с ним дружественною преданностию надлежит сделаться противным Богу: друг бо миру сему враг Божий бывает. Так что же можно решить для себя в вещах столь несогласных? Иное ничто, как из двух одно преобидеть: или для согласия с миром преобидеть любовь Божию и Его закон, или для любви Божией презреть мир; а купно Богу работати и мамоне, Сам Христос Бог наш сказал, невозможно. Того ради любящие Бога, как видим из истории, различным образом избирали себе по примеру Христова жития тесный и страдательный путь жизни. Иные, как-то мученики, находясь в кругу мира, претерпевали всякое утеснение, мучение и напоследок пролитием крови своей оканчивали жизнь. Другие, как-то иноки, удалялись от мирских зловредных попечений, провождая жизнь в произвольной нищете, и тем весьма Богу угодили. Иные иным образом ради любви Христовой претерпевали труды и, пройдя великодушно свой тесный путь жизни, вечнаго покоя достигли. Почему и ты, любезный братец, рассуждая самого себя и мир, избери вместительный себе путь, а наипаче последуй внутреннему побуждению и влечению духа – пойди с верою за зовущим тебя Христом, взявши с собою светильник ногама Закон Божий, и не бойся, братец, лишения мирской чести… Когда желаешь быть почтен от Бога и упокоен вечно-блаженным всесладостным покоем, то возлюби смирение и злострадание ради смирившегося и претерпевшего тебя ради смерть Христа. Подклони выю свою под ярем Его. Из писем прп. Моисея Оптинского брату Александру Ивановичу Путилову (впоследствии прп. Антонию)
  9. 3 балла
  10. 3 балла
  11. 3 балла
  12. 2 балла

    Из альбома Разная живность

    Иду я к себе в келью после трапезной и вдруг вижу в небе кучка птиц кружит, крупные, чуть больше синиц, а может как снегири по размеру, снизу разве определишь. Вообщем птиц подобных в живую, я видел впервые, кроме фотографий конечно-) Замедлил я шаг и стал наблюдать что же будет дальше. А птички эти ринулись к рябине на которой буквально на днях трудники обирали рябину. Облепили они ветки и стали клевать остатки того что осталось. Я не долго думая побежал к себе в надежде успеть заснять такую красоту. Пришлось как обычно менять объектив. Хорошо, что одно из моих окон выходило в ту сторону где сидели эти птицы. Не стал я рисковать выбегая на улицу. Открыл окно и начал снимать этих птиц, хотя и далеко было. Успел сделать два кадра, как прилетела галка и села рядом на ветку с этими птицами от чего те вспорхнули и улетели дальше в избранном ими направлении. Вышел я на улицу осмотрелся, нет птичек, все. Как быстро свиристели налетели, так же быстро и улетели. Лишь довольные галки сидели там, где они только что были. Конечно на снимке не все птицы, их было гораздо больше, видно когда я бежал за камерой часть их них уже успела улететь.
  13. 2 балла
  14. 2 балла
  15. 2 балла
  16. 2 балла
  17. 2 балла
  18. 2 балла
  19. 2 балла
  20. 2 балла
  21. 2 балла
  22. 2 балла
  23. 2 балла

    Из альбома Разная живность

    Это последний снимок из этой серии. Птах здесь уже меньше. Едва успел нажать затвор, как и эти улетели.
  24. 2 балла

    Из альбома Разная живность

    Как-то проходя по улице Лермонтова, которая идет параллельно подсобному хозяйству, после плодотворной фотосъемки в поле зрения, попали две собаки, сидящие рядом с забором, около частного дома. Сначала они сидели смирно, а потом вдруг решили повалять друг друга, подобные забавы им присущи, так вот родился снимок под названием: "Собачьи забавы". Когда снимал их, никаких деталей не замечал, а когда готовил снимок к публикации, увидел, что хотя они и играют, но одна отслеживает мои маневры направленные в их сторону своим внимательным глазом-)
  25. 2 балла

    Из альбома Разная живность

    Однажды утром отправившись на фотосъемку и достаточно наснимав пейзажей, мне пришла в голову мысль пересечь отделявшее меня от основной дороги поле. Утро было по осеннему влажным и помере того как я продвигался в глубь оного, трава становилась все выше и выше. Мое шествие стоило того, что я промочил ноги до самых колен. Вот думаю и угораздило меня пойти этим полем и чего не вернулся той дорогой, которой шел. Периодически я останавливался и блуждающим взглядом выискивал, где бы удобнее можно было бы пройти и где трава не такая высокая. Но и кроме этого смотрел, что находится рядом со мной, ( растения, которые уже почти все завяли или какие-нибудь насекомые не сильно мелкие ) И тут взгляд мой узрел крупного кузнечика, который висел вниз головой уцепившись за сухую стоящую ветку непонятного усеянного семенами растения. Вот повезло так повезло, пронеслась мысль. Конечно за все лето, специально я не ходил и не искал кузнечиков, да и расположения к макро съемки не было, а тут такой трофей. Вел себя этот экземпляр довольно спокойно, может замерз за ночь, лето уже закончилось, зелени почти нет, и желания прыгать и стрекотать в такой холод видимо отпало. Вот он и висел вниз головой периодически пошвеливая лапками и длинными усами, наблюдая своим взором за пришельцем с фотоаппаратом. Предлагаю вашему вниманию это фото под названием: "Грустный кузнечик". Приятного просмотра!
  26. 1 балл
    Было это лет 6 назад, в одну из первых поездок в Оптину. И подумать не могла, что фотографирую Оптинскую "звезду"
  27. 1 балл
  28. 1 балл
  29. 1 балл
    А озеро Галилейское, действительно, в нашем понимании - озеро. Но в евангельских текстах - это все же море. Да и было оно больше в древние времена. И у меня возник вопрос: море Тивериадское и Галилейское - одно и то же?
  30. 1 балл
    Спаси Господи, батюшка, за пояснение! Вы и правда - по бездне стопами. К отцу Никону - так к отцу Никону. )) Придется приезжать тогда... Так это...Диски, там DVD-R, например, Админам нужны же Нельзя же, чтоб только в интернете такое неповторимое паломничество хранилось
  31. 1 балл
    ГОСПОДУ БОГУ Как замысел велик ТВОЙ БОЖЕ Создав земную красоту И жизнь вдохнул во все что можно Начало дал наш БОГ всему НА небе ясном солнце светит И греет матушку землю Любовь и мир на всей планете За все ГОСПОДЬ благодарю . За все ГОСПОДЬ ,за все живое За ветерок в палящий зной За все что создано Тобою Прими ГОСПОДЬ ,поклон земной. Теплом и светом озаряешь С небес нам Ангелов даешь Надежду ,веру укрепляешь Всему спасение несешь Бессмертен ,Крепок , Милосерден Все дышит БОГ ГОСПОДЬ Тобой ТЫ Справедлив и Мудр и Славен Прими ГОСПОДЬ !!! поклон земной.
  32. 1 балл
  33. 1 балл
  34. 1 балл
    Я очень люблю архимандрита Павла (Груздева). Очень много раз прослушивала аудиокнигу о его жизни. Очень впечатляет. А недавно, к огромной моей радости, нашла фильм о нем и вживую увидела великого исповедника и старца. Из фильма я узнала, что келейница батюшки Павла, после его смерти последние годы жизни провела в Толгском монастыре и там же похоронена. Вот бы узнать подробности жизни о ее последних годах в монастыре. Мне кажется, она особенной жизни должна быть монахиня, раз служила верой и правдой 20 лет своиму старцу. Как оказалсь, игумения Толгского монастыря была тоже духовным чадом архимандрита Павла. Огромное спасибо за статью.
  35. 1 балл
  36. 1 балл
    архиепископ Максимилиан. Учение святителя Игнатия о послушании в свете творений святых отцов //Журнал Московской патриархии. – 2009. - №6 архиепископ Максимилиан УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ О ПОСЛУШАНИИ В СВЕТЕ ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ Догорает теперь старчество. Везде уже нет старчества, у нас в Оптиной догорают огарочки. Прп. Варсонофий Оптинский Мудрая русская пословица говорит, что для того чтобы узнать человека, необходимо вместе с ним съесть три пуда соли, то есть необходимо прожить с ним бок о бок почти десять лет, и только после этого можно составить о нем представление и можно характеризовать его более или менее правдиво. Иначе можно наговорить о нем много неверного, ошибочного и ложного. Не следует ли из этого то, что о духовной жизни, которая названа Святыми Отцами "наукой из наук", имеет право говорить только тот, кто изучал эту высочайшую науку как теоретически, так и практически, посвятив ей одной все свое время на протяжении не одного десятка лет? А тому, кто мало знаком с наукой из наук, благоразумнее молчать и слушать, что говорят или пишу
  37. 1 балл
    Спаси Господи! Батюшка, даже эти шесть минуточек о монастыре преподобного Саввы Освященного вмещаются с трудом! Как же вы там...Или это потому, что женской части там не было никогда. Подумалось - а слов все же не хватает))). После ..цатого семейного просмотра хочется знать - а сколько км вы там пешешествовали. И где вы подзаряжали технику. Ведь электричества нет не только в этом монастыре. Представляется, что там его нигде нет и оно не нужно... И представилась очередная письменная работа - теперь о паломничестве - отца Никона. Обещались же перед отъездом )))
  38. 1 балл
  39. 1 балл
    ЛУКАВСТВО Лукавый человек, во-первых, обманывает собственную душу: лукавство его обращается на главу его, как написано в псалмах: "злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя" (Пс. 7, 17). Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым - дружба с диаволом . Отвергни око лукавое, стяжи око простое. Преподобный Антоний Великий . Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым, приводит в исполнение свой умысел . Не могу умолчать о лукавстве полипа, всякий раз принимающего цвет камня, к которому легко пристает. Поэтому многие рыбы, плавая без опасения, приближаются к полипу, как будто к камню, и делаются его добычей. Таковы нравом те, которые угождают всякой преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся постоянно одного и того же намерения, легко приспосабливаются к тем и другим: с целомудренными уважают целомудрие, с невоздержанными - невоздержны, в угоду всякому переменяют расположение. От таких людей не легко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко прикрыто личиной дружбы. Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах овчих (Мф. 7, 15). Избегай изворотливого и многоликого нрава, стремись к истине, искренности и простоте. Святитель Василий Великий . У лукавого нрава есть особые признаки; кто имеет их, тому невозможно быть сыном Божиим, нося в себе образ противоположного естества. Угодно ли знать отличительные свойства лукавого нрава? Это зависть, ненависть, клевета, кичливость, корысть, страстное пожелание, недуг славолюбия. Этими и подобными этому чертами отличается образ противника. Поэтому если очернивший себя подобными сквернами будет призывать Отца, то какой отец услышит его? Очевидно, состоящий в родстве с призывающим, а это отец не Небесный, но преисподний. Святитель Григорий Нисский ). Лукавый никогда не бывает в мире, но всегда в смятении, всегда исполнен раздражительности, коварства и гнева, всегда подсматривает за ближним, всегда наушничает... вразумления ставит ни во что, братий развращает, простодушных притесняет, кротких отдаляет от себя, великодушных осмеивает, перед посторонними лицемерит . Лукавый одному на другого клевещет, всякому идет наперекор, принимает участие в ссорах, доводит человека до раздражения, помогает в мщении, готов на злоречие, с приятностью говорит о других худо. Лукавый скор на оскорбления, в многословии силен, усерден в нанесении другим ударов, первый содействует раздорам. Лукавый издевается над тем, кто любит; кто заслуживает одобрения, теми гнушается; кто показывает успехи, теми недоволен. Лукавый всегда завидует, всегда соперничает, всегда ожесточается; получив приказ, противоречит ему; выслушав повеление, извращает его; после доброго совета поступает плохо. Лукавый в псалмопении немощен, в посте расслаблен, для всякого доброго дела не имеет ни сил, ни понятливости, к духовным беседам не способен, потому что "всякое нечестие заграждает уста свои" (Пс. 106, 42). Преподобный Ефрем Сирин . Кто желает, чтобы его труды не погибли, тот должен сразу же отражать от себя лукавство и злобу . Кто обращается с братом своим лукаво, не избежит печали сердечной.Преподобный авва Исаия . Лукавый человек, конечно, опаснее зверя. Зверь, не имея разума, не имеет зла против человека... а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях и, когда хочет, при его помощи изобретает ловушки . Как от горького корня и ветки, и листья, и цветок, и плоды - все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и действия лукавы . Лукавый человек наносит удар прежде всего себе и больше никому. Таким образом, он враг самому себе. Душа его всегда полна печали, мысли всегда угрюмы. Святитель Иоанн Златоуст. Лукавые помыслы отлучают человека от Господа . Кто поступает лукаво, прогневляя Господа, пусть не ожидает, что будет прощен. Преподобный Нил Синайский . Насколько просто искренним людям измениться в лукавых, настолько же трудно лукавым переродиться в чистосердечных . Лукавство происходит от возношения и от гнева . Лукавый человек - соименник и сообщник диаволу, потому что и Господь научил нас называть диавола лукавым . Лукавство есть извращение простоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благими намерениями... Скрытность сердца, бездна лести, навык лгать, превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, удаление плача... упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падений... коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение - словом, оно есть бесовское житие . Лукавство есть... бесовское безобразие, которое потеряло истину и думает утаить это от многих. Преподобный Иоанн Лествичник . Когда усилия диавола совмещаются с нашим самооправданием, тогда диавол становится более крепким, более вредит, более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая по видимости добро, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы постичь волю Божию или взыскать ее, если верим себе и держимся своей лукавой воли? . Когда оправдание соединяется с волей - это есть совершенная смерть, великая опасность, великий страх; тогда окончательно падает несчастный. Ибо кто заставит такого верить, что другой человек лучше знает, что ему полезно? Тогда он совершенно предается своей воле, своему помыслу, и наконец враг как хочет устраивает его падение. Преподобный авва Дорофей . Лукавое сердце - корень и источник греха. Преподобный Симеон Новый Богослов . Велика Благость Божия и человеческая жестокость. Кто испросил себе отсрочку и получил прощение долга, тот, когда у него попросили отсрочки, не только не дал, но и заключил в тюрьму своего должника, не столько ему задолжавшего, сколько должен был сам: сам был должен десять тысяч талантов, а тот пятьдесят динариев. Потому евангельское слово, сравнивая человеческую доброту с Божией Благостию, справедливо назвало ее злом: "если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим...". Не всю природу обвиняет оно во зле (да не будет этого!), ибо написано: "Благотвори, Господи, добрым" (Пс. 124, 4), и еще: "Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе" (Мф. 12, 35), но только сравнивая благость человеческую с Божией, назвало ее злом. Ибо далее сказано: "... тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него" (Мф. 7, 11). Преподобный Исидор Пелусиот . ДВОЕДУШИЕ Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому что, если бы знали клеветников, легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений. Святитель Василий Великий . Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: "Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый" (Пс. 11, 4). Преподобный Феодор Студит. Анания, оскорбивший Духа Святого двоедушием и лицемерием, не остался без наказания (Деян. 5, 1-6). Наказание, какому подвергся он, без сомнения, чрезвычайное, и в обычной жизни не случается видеть примеры подобного наказания за двоедушие. Но это бывает не потому, чтобы нынешние лицемеры были виновны менее Анании, а только по милосердию Божию, ожидающему от них исправления и покаяния. И горе им, если не воспользуются этим милосердием! Наступит время воздаяния, когда Господь "осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения" (1 Кор. 4, 5), когда за всякое праздное слово, тем более за слово и дело лицемерное, люди подпадут строжайшей ответственности перед Богом. Поэтому пусть каждый ограждает себя страхом Суда Божия, чтобы хранить себя и в слове, и в деле от лицемерия и двоедушия. Пусть, по крайней мере, страх удерживает нас от греха, от которого бессильны удержать нас другие, более сильные побуждения.Виссарион, епископ Костромской . ЛИЦЕМЕРИЕ Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ... . Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного. Не видишь ли, какое зло - лицемерие? Оно - плод зависти, потому что двоедушие бывает в людях по большей части от зависти. Скрывая в глубине ненависть, завистники притворяются любящими и подобны подводным скалам, прикрытым водой и причиняющим неосторожным непредвиденное зло. Святитель Василий Великий . Не смешон ли стал бы для тебя ворон... если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя?.. И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение? Святитель Григорий Богослов . Авва Аполлос не одобрял носивших вериги и принимавших вид особенного внешнего благоговения. Такие люди, говорил он, делают это напоказ и впадают в лицемерие. Лучше постом утомить тело, а добродетели творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерия. Авва Аполлос . ... В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным, и были наиболее опасны (ему)... душевные страсти, особенно высокоумие... Епископ Игнатий (Брянчанинов) . Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце. Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба. Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы . Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же - образом лукавства, лицемерия и тщеславия. Преподобный авва Исаия . Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него . "Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?" (Лк. 13, 15). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос.Святитель Иоанн Златоуст . Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденными в делах . Не словами... надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою. Преподобный Исидор Пелусиот . Что такое лицемерие? По слову Христову, лицемеры уподобляются "окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (Мф. 23, 27). Лицемеры - "оцеживающие комара, а верблюда поглощающие" (Мф. 23, 24), то есть малые грехи замечающие, а великие ставящие ни во что. Лицемер тот, кто собственный прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер - выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские... Он закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает Небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением. Платон, митрополит Московский. Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют; хорошо, это признак веры. Верным Он - Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему, как Отцу, проявлять послушание и подобный Ему нрав иметь? Сын подобен Отцу. Работаешь ли Ему, как Господу своему? Не работаешь ли маммоне (Мф. 6, 24) и прочим идолам? Не царствует ли над тобою грех, когда Царем своим Его называешь? Не ищешь ли защиты и помощи у сынов человеческих и прочего создания? Слышишь, что Бог об устном исповедании, но не исходящем от сердца, с которым сердце не согласуется, говорит через пророка: "приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня" (Мф. 15, 8; Ис. 29, 13). - Говоришь: "Верую... во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия",- хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли крест свой, который всем верным предлагает Он: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16, 24). Святитель Тихон Задонский. "Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие" (Лк. 12, 1). Отличительная черта лицемерия - делать все напоказ. Действовать на глазах других не есть еще лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно. Потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании быть только замеченными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а то, что это видно другим,- необходимое следствие дел, совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а только показать себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда имеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытая цель пользоваться и выгодами подобной репутации, тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует беречься "от закваски фарисейской". Делай добро по желанию добра другим, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься - и избежишь лицемерия. Епископ Феофан Затворник. Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера . Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего. Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели. Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями... прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана . Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели . Осуждение ближнего - признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия. Мы все - грешники. Всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерие. Епископ Игнатий (Брянчанинов) . Когда мы (монахи Нитрийской пустыни) пришли, блаженный Иоанн Ликопольский приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего попросили его помолиться о нас. Потом он спросил, нет ли с нами кого-нибудь из клириков? Мы отвечали, что нет. Но он, осмотрев всех, узнал, что между нами есть диакон. Диакон скрывал свой сан по смирению, считая себя, в сравнении с такими святыми, едва достойным имени христианина, не только этого сана. Указав на него 'рукой, преподобный сказал: "Вот диакон". Когда же он продолжал отказываться, святой, взяв его за руку, облобызал его и, вразумляя, сказал: "Чадо! не отвергай благодати Божией и не лги, отрицая дар Христов. Ложь чужда Христу и христианину, будь она сказана по малому или по важному поводу. Если даже для доброй цели говорят ложь, и это не похвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола (Ин. 8, 44)". Диакон принял кроткое обличение старца. Лавсаик . ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ Как же избежать страсти человекоугодия и слабости к похвалам человеческим? Несомненной уверенностью в присутствии Божием, постоянной заботой об угождении Богу и пламенным желанием блаженств, обетованных Господом. Ибо никто перед очами Владыки не старается об угождении подобному себе рабу к бесчестию Владыки и своему осуждению . Какая это "клеть", в которую Господь повелевает войти молящемуся? Клетью обычно называется пустая и отдельная комната, в которую кладем, что хотим сохранить, или в которой можно скрыться, по сказанному у пророка: "Пойди, народ мой, войди в покои твои... укройся" (Ис. 26, 20). А смысл заповеди выявляет самый предмет разговора, потому что она обращена к страждущим от недуга человекоугодия. Поэтому, если кого беспокоит этот недуг, он прекрасно делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего: "как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы - на руку госпожи ее, так очи наши - к Господу, Богу нашему" (Пс. 122, 2). Но если кто по благодати Божией чист от этого недуга, то ему нет необходимости скрывать прекрасное. Научая этому, сам Господь говорит: "Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5, 14-16). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте (Мф. 6, 1-18), и вообще о всяком деле благочестия . Чем обличается человекоугодник? По отношению к хвалящим его он проявляет усердие, а для порицающих не хочет ничего сделать. Святитель Василий Великий. Христос принял оплевание ради нас, чтобы мы презирали человекоугодие и славу мира сего . Горе тому, кто старается и словом, и делом снискать благосклонность людей, а нерадит о правде и справедливости . Горе человекоугодникам, ибо они не могут угодить Богу . Заботься о том, чтобы ради человекоугодия не погубить награды за труды твои, ибо делающий что-либо напоказ лишается воздаяния. Преподобный авва Исаия . О как вкрадчива и как незаметна страсть человекоугодия; она обладает и мудрыми! Ибо действия прочих страстей сразу видны и приводят к плачу и смиренномудрию. А человекоугодие прикрывается словами и образами благочестия, так что людям, которых оно обольщает, трудно рассмотреть его обличья... Какие обличья человекоугодия? Мать этих проявлений и первое из них есть неверие, а за ним, как порождение его, следует: зависть, ненависть, лесть, ревность, ссоры, лицемерие, лицеприятие, служение лишь на виду, оклеветание, ложь, ложное благоговение и подобные этим и не легко различимые и темные страсти. Но хуже всего то, что некоторые восхваляют все это искусными словами как добро, и вред, заключающийся в этом, прикрывают. Если хочешь, то я обнажу отчасти и коварство их: коварный человекоугодник, советуя одному, строит козни другому; хваля одного, порицает другого; уча ближнего, хвалит себя; принимает участие в суде не для того, чтобы судить по справедливости, но чтобы отомстить врагу; обличает с ласкательством, пока, укоряя врага своего, не будет принят им; клевещет, не называя имени, чтобы прикрыть свою клевету; убеждает нестяжательных, чтобы они сказали, в чем имеют нужду, как бы желая даровать им это, а когда они скажут, говорит о них, как о просящих; перед неопытными хвалится, а перед опытными смиреннословит, уловляя похвалу от тех и от других; когда хвалят добродетельных, негодует и, начиная другой рассказ, устраняет похвалу; осуждает правителей, когда они отсутствуют, а когда присутствуют, хвалит их в глаза; издевается над смиренномудрыми и подсматривает за учителями, чтобы укорить их; уничижает простоту, чтобы выказать себя премудрым; добродетели ближних оставляет без внимания, а проступки их сохраняет в памяти. Коротко говоря, всячески уловляет удобный случай и раболепствует лицам, обнаруживая многообразную страсть человекоугодия; покушается скрыть свои злые дела интересом к чужим. Истинные же христиане не так поступают, но, напротив, по чувству милосердия оставляют без внимания чужие злые дела, а свои явно открывают перед Богом. Потому и осуждают их люди, не знающие их намерения; ибо они не столько стараются угождать людям, сколько Богу. (Служа людям, по заповеди, не раболепствуют из-за похвал). Итак, благоугождая Богу, они уничижают себя - за то и за другое ожидают их награды от Господа, Который сказал: "Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь" (Притч. 29, 23). Преподобный Марк Подвижник . Человекоугодник заботится о том, чтобы внешне вести себя хорошо и заслужить доброе слово льстеца, подкупая зрение и слух тех, которые услаждаются или удивляются только видимым и слышимым и добродетель определяют только тем, что чувствуют. Человекоугодие есть проявление добрых нравов напоказ перед людьми и для людей. Преподобный Максим Исповедник . Человекоугодием уничтожается не только любовь к Богу, но и самое памятование о Боге. Епископ Игнатий (Брянчанинов) .
  40. 1 балл
  41. 1 балл
    Спаси Господи, Батюшка!! Слава Богу, очень за Вас радостно, ждем продолжения!
  42. 1 балл
  43. 1 балл
  44. 1 балл
  45. 1 балл
  46. 1 балл
  47. 1 балл
  48. 1 балл
  49. 1 балл
×
×
  • Создать...