Труды архимандрита Рафаила и митрополита Антония не относятся к святоотеческому наследию. Они наши современники.
Святые отцы – святые, сформулировавшие и выразившие в своих творениях и соборных постановлениях богословское, нравственно-этическое и аскетическое учение Церкви и подтвердившие истинность этого учения своей жизнью: достижением святости – обо́жения человеческой природы.
Наиболее выдающиеся отцы Церкви были отмечены на Вселенских Соборах.
Принцип «согласия отцов» (Consensus patrum) был сформулирован в V в. прп. Викентием Лиринским:
«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.
А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».
В этом-то все и дело. Поэтому по словам того же архимандрита Рафаила Карелина "Лучше пить чистую воду из источника святоотеческих творений".
"Однажды авва Аммон пришел к авве Пимену и спросил его: ... «Если случится беседовать с братом, – из чего лучше заимствовать беседу, из Писания или из Отеческих изречений?» Старец отвечал: «Если не можешь молчать, то говори лучше из Отеческих изречений, нежели из Писания. Объяснение Писания сопряжено с великою опасностию для души».
Многие иноки тех времен, по причине неправильного объяснения, которое они давали разным местам священного Писания, впали в ереси. Объяснение Писания даруется Божественною благодатию. Монах, не имеющий этой благодати и стремящийся к объяснению Писания из своего самомнения и невежества, непременно делается виновным пред Св. Духом, изрекшим Писание: за дерзость свою, он отвергается Богом, делается добычею падших духов. Из такового толкования Писаний пророческих и апостольских возникли все ереси и расколы" (Отечник, свт. Игнатий Брянчанинов)
Сам человек, с вероятностью 99,99 % ошибется. Можно использовать аналогию... если человек серьезно заболел, что лучше, пытаться вылечиться самому, обратиться к знакомому (пусть и дипломированному) врачу, или в медицинское учреждение в котором есть специалисты разного профиля, лаборатории, оборудование? В первых двух случаях шансы на спасение, надо честно признать, минимальны. В нашем случае Оптина и есть больничка... прилепиться к ней чем только возможно, скотчем себя примотать к стульям в приемном покое, что б, не дай Бог, не вынесли...)