Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 11.12.2021 во всех областях

  1. 1 балл
    Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в. Софийский собор. Великий Новгород Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти – середине XII века. Но название «Знамение» начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко – с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII. Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, что случилось 25 февраля 1169 года (1170). В Новгородской первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею»[1], то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение – знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо»[2]. Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего[3]. Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение». Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек»[4]. Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого. Икона Божией Матери «Знамение». Кон. XVI в. Собрание П.Д. Корина Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней»[5]. Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить»[6]. С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11–12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Аарон» переводится как «гора света», «Ор» – «свет». А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно так же во время литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца». Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов. Источник и продолжение: https://pravoslavie.ru/3829.html 10 декабря — праздник иконы Божией Матери «Знамение» Икона Божией Матери Знамение https://days.pravoslavie.ru/name/2853.html Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В этот год соединенные силы русских удельных князей — Владимирского, Смоленского, Рязанского, Муромского, Полоцкого, Переяславского и Ростовского, — возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия, молившийся перед образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал глас: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных». Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену. Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1352 году по молитве пред этой иконной получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие. Взирая на святые иконы Пресвятой Девы, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру. Источник : http://www.patriarchia.ru/db/text/170251.html Икона Божьей Матери "Знамение". Иконография 10 декабря Православная Церковь чтит икону Божьей матери, именуемую "Знамение". Такой иконографический тип восходит к римским изображениям Богоматери IV века. В Византии это изображение называлось «Оранта», или «Великая Панагия». «Оранта» (от лат. – «молящаяся») – один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Ее с поднятыми, и разведенными в стороны руками. Это традиционный жест заступнической молитвы. Такие иконы «Знамение» стали известны на Руси в XI – XII веках. Обычно Христос изображается на них в круглом медальоне, либо чуть видимо, полупрозрачно на уровне груди Матери, а Богородица – в рост (на Ярославской Оранте или Мирожской иконе), либо по пояс (на Новгородском Знамении или Курской Коренной иконе). Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери к Боговоплощению Христа. «Знамение» – это Образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия. Обоснованием иконографического типа или ком- позиции икон «Знамение» являются слова пророка Исаии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (гл. 7, ст. 14). Источник и продолжение: https://foma.ru/ikona-bozhiey-materi-imenuemaya-znamenie-ikonografiya.html Иконы Богоматери Икона Божией Матери "Знамение" Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская. Выпуск от 10.12.13 Церковный календарь. 10 декабря 2021. Икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская
  2. 1 балл
    https://vk.com/hramleonovo?w=wall-49416532_1838 Храм Ризоположения в Леоново 10 декабря 1937 года по постановлению Тройки УНКВД по МО от 5.12.1937 г был расстрелян священник Борис Ивановский. Обвинительное заключение по следственному делу № 3384 гласило: «…Поп Ивановский Борис проводил в селе Леонове к-р. Агитацию, пытался срывать собрание, где решался вопрос о закрытии церкви (показания обвиняемых по делу), на которых выступал и говорил: «Советская власть — это коммунисты, которые загнали религию и творят беззаконие над религией». Дело № 3384 стало роковым и для другого священника — Павла Фелицына. На тот момент действующего священника нашего храма. ⠀ А что же Борис Павлович? Нет, на тот момент он не был священником нашего храма. Но небольшой деревенский храм в котором он некоторое время служил после окончания духовной семинарии, стал для него очень дорого. Последним местом служения отца Бориса был храм свт. Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке). Служа в центре Москвы, священник и его семья продолжали жить в Леонове – месте его первого служения. В 1932 году, когда власти решили закрыть наш храм, на собрании отец Борис вместе с другими священниками смог убедить жителей села отстаивать свой храм. Благодаря участию отца Борис, наш храм так и не был закрыт и продолжал действовать весь советский период. ⠀ 16 ноября 1937 г. были арестованы шестеро клириков и прихожан храма Ризоположения в Леонове, а с ними вместе и протоиерей Борис, который активно участвовал в жизни прихода. Все лица, проходившие по следственному делу №5384, были расстреляны. ⠀ История не терпит сослагательного наклонения, и мы не знаем, как сложилась бы судьба отца Бориса, если бы его жизнь не была так тесно связана с жизнью храма, в котором он уже не служил многие годы. Но, неравнодушие и мужество протоиерея Бориса Ивановского, навсегда останутся в истории нашего храма и нашей памяти. ⠀ Завтра, 10 декабря, в день его гибели, в нашем храме будет совершаться богослужение в память новомученика Бориса Павловича Ивановского. Это важно для всех нас. Начало в 8:00.
×
×
  • Создать...