«Кто противится сумрачным случайностям, тот, сам того не зная, противоборствует Божью повелению, а кто принимает их истинным ведением, тот, по Писанию, терпит Господа.» Добротолюбие.
В том-то и состоит сложность нашей христианской жизни, что мы не принимаем воли Божьей. Мы категорически не хотим ее принимать. Мы порой последовательно, методически, тотально не хотим принимать волю Божью, но хотим быть, считаться, не просто казаться, но считаться Божьими слугами, Божьими детьми, при этом сознательно, методично отвергая то, что есть воля Божья. Конечно, мы согласны с тем, что миром управляет промысел Божий. Мы согласны с этим, встречаясь, используя приведенный здесь эпитет, с полуденными случайностями… тогда мы говорим: «Да, действительно, миром управляет промысел Божий». Мы не могли это получить, однако, получили. Очевидно, что это Бог, и мы с радостью благодарим… Но сумрачных и сумеречных случайностей человек принимать не хочет. Категорически и последовательно…
Мы не видим Бога в сумрачных случайностях. Мы категорически не хотим Его видеть. Мы, по сути, хотим, чтобы Бог вытаскивал нас из всех тех ситуаций, в которые мы попадаем. Причем желательно, чтобы вытаскивал без нашего к Нему обращения… Если мы видим Бога в приятностях и не видим Его в том неприятном, что с нами происходит, мы обманываем себя, обманываем людей, обманываем Бога. Мы лжецы, мы лукавые люди. Мы извратили все пути Божьи в этом мире. Мы не верующие люди… Мы должны принимать от Бога все, потому что источник и всего хорошего, и всего неприятного есть Бог. Все, что происходит не по нашей воле, происходит по Его воле. Это Он допустил, это Он вверг нас в эту скорбь…
Мы не читаем жития святых. Вера поддерживается свидетельствами людей о том, что они принимают все от Бога посылаемое, претерпевают все посылаемое им от Бога. И в этом их победа, и плоды этой победы и описываются в житиях святых.»