Промышление Божие, а не ставка на какие-либо документы о лояльности к гонителям Церкви
Митрополит Бориспольский Антоний:
Когда происходит столь жесткое давление на Церковь, нет ничего удивительного, что церковные люди сравнивают наши времена с эпохой ближайшего к нам по времени гонения, а именно – советской, и ищут там какие-то прецеденты и примеры того, как реагировать на агрессивную антицерковную кампанию.
Очень часто в этой связи вспоминают известную декларацию митрополита (будущего Патриарха) Сергия (Страгородского) от 1927 года.
Цель этого послания состояла в том, чтобы поставить Церковь «в правильные отношения к Советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования». Документ не только признавал законность советской власти, но и должен был засвидетельствовать полную лояльность к ней, несмотря на непрекращающиеся репрессии.
Декларация вызвала очень бурную реакцию, особенно в зарубежье, где ее приняли крайне негативно. И даже сейчас, с высоты наших дней, такие слова, как «сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой ‒ наши радости и успехи, а неудачи ‒ наши неудачи», в адрес безбожной власти, стремившейся уничтожить Церковь, погубившей неимоверное количество верующих, воспринимаются неоднозначно.
Но, не желая осуждать тех, кто вынужденно, фактически под дулом нагана, пытаясь спасти церковную структуру, составил и подписал эту декларацию, мы не можем не признать, что своей цели она не достигла.
Гонения на Церковь не только не прекратились, но стали еще более интенсивными, и эта интенсивность только нарастала: декларация была написана в 1927 году, но ведь впереди были еще жесточайшие репрессии, которые достигли своего апогея в 30-е годы. И это мы еще не говорим о разделениях и фактических расколах в церковной среде, даже репрессиях против тех, кто не принял декларацию.
И то, что в 40-е годы репрессии были приостановлены, а Церкви разрешили в известных рамках продолжить свою миссию, заслуга особого промышления Божия, а не каких-либо документов о лояльности к гонителям.
Примут или нет - деваться некуда
Итак, сегодня для Украинской Православной Церкви - час "Х". По нашим данным, в ВРУ зарегестрирован не один, а несколько законопроектов, призванных запретить УПЦ. Один из них, как мы писали выше, правительственный №8371, который, скорее всего, проголосуют. Другой - созданный Потураевым и "подрехтованный" СБУ.
Есть мнение, что "сбушный" законопроект будут рассматривать параллельно с 8371, используя его, как "пугало". Потом скажут, что выбрали не самый жёсткий из предложенных, чем проявили невиданное человеколюбие и попечение о гражданах. Как бы там ни было - это не сильно повлияет на то, что будет происходить потом.
Информационный эффект от принятия закона будет сопоставим со взрывом ядерной бомбы. Нам нужно быть готовыми к тому, что неделю-две из каждого утюга будут вещать о том, что "в Украине запретили московскую церковь". Эта информационная кампания, конечно же, приведёт в обострение и без того воспалённые клетки мозга всяких радикалов и "патриотов" на местах, что неминуемо приведёт к новой волне захватов, изгнаний и прочей сопутствующей чехарды.
В общем, держимся! Если проголосуют, то всей УПЦ придётся пройти зону серьёзной турбулентности.
#От_редакции
https://t.me/politprav/3080
(Текст до принятия Радой закона)