Глава 19, стих 5:
«Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется» (Притч. 19:5).
Вторую часть этого стиха хорошо бы держать в памяти людям, впадающим в грех лжи. К сожалению, хотя все мы знаем, кто отец лжи, православные христиане порой позволяют себе соврать. Иногда ради собственной выгоды, а иногда даже и без выгоды человек врет, просто по привычке, потом спохватится: «Зачем я это вообще сказал? Но ладно, грех небольшой, никто же ведь не умер из-этого». Ошибаешься. Ты умрёшь из-за этого. Ибо «кто говорит ложь, не спасётся». Говоришь ложь — не спасёшься. И апостол Иоанн Богослов, своими глазами видел и засвидетельствовал, что «участь всех лжецов в озере огненном» (Откр. 21:8). Он не сказал: «участь великих лжецов», или: «участь самых злостных лжецов в озере огненном». Он сказал: «участь всех лжецов». Поэтому христианин не должен быть снисходителен к тому, что позволяет себе лгать.
Некоторые спрашивают: «А как с этим справиться, если уже в привычку вошло и спохватываешься лишь задним числом?». Есть один эффективный способ — пойти к человеку, которому ты соврал, и сказать: «Прости, я сказал тебе неправду, на самом деле все не так, а вот так». Очень стыдно это произнести, но память этого стыда в следующий раз поможет прикусить язык и не врать, чтобы не пришлось снова потом объясняться.
Теперь обратим внимание на первую часть этого стиха: «Лжесвидетель не останется ненаказанным». Толкуя его, блаженный Августин говорит, что бывают истинные мученики, а бывают ложные. Напомню, что само слово «мученик», по-гречески μάρτυς, переводится как «свидетель». Как же мученики могут быть ложными? Об этом говорят каноны нашей Церкви, в частности, 34 правило Лаодикийского собора: «Не должно никакому христианину оставлять мучеников Христовых и прибегать к лжемученикам, то есть, к мученикам, которых почитают еретики, или которые были объявлены еретиками, потому что они чужды Богу. А обращающимся к ним да будет анафема». Так что даже если еретик, член еретической «церкви», умер за Христа, почитать его как истинного мученика православные не могут. Ни иконы его иметь, ни молиться ему, ни мощи его почитать. Современные модернисты, не видящие принципиальной разницы между Православием и ересью, возмущаются, когда слышат такое. Мол, вы ненавидите людей, надо всех любить! Да, всех любить надо, но не всех надо называть мучениками и святыми. Ибо святым человек может стать только в Церкви Христовой, а не вне её. О тех, кто умер вне её, мы можем скорбеть, сострадать их безвременной кончине, испытаниям, выпавшим им и их семьям, можем уважать их личное мужество. Но при этом жертвовать истиной ради них мы не можем. И потому блаженный Августин говорит об этом, что бывают истинные мученики, а бывают ложные. Потому что мученик он именно свидетель своей веры. Если у него вера повреждённая, то он свидетель не истинной веры, а ложной. И такие мученики являются соблазном для православных христиан, через воздействие на эмоции размывая их принципиальность и приучая снисходительно относиться к еретикам: «Ну как же, у них же и мученики есть…». Вот от этой опасности стоит нам беречься.