Крестная надежда поэта Ивана Козлова
Марина Бирюкова
......
На 42-м году жизни Иван Иванович потерял зрение полностью. Как и всякому человеку, настигнутому таким несчастьем, ему пришлось пройти через отчаяние. Но Господь приходит на помощь светлым, открытым, верующим и доверяющим душам:
.......
У читателя возник уже, наверное, вопрос: а как же он писал стихи, этот поэт, ведь ни брайлевского шрифта, ни иных современных приспособлений тогда не было!.. Глазами, рукой, пером поэта стала его дочь Александра, Алина, как звали ее в семье. Алина записывала стихи, которые отец произносил вслух – сначала начерно, потом под его диктовку вносила поправки, потом переписывала набело окончательный вариант. Дочь читала отцу вслух литературные новинки (он непременно хотел быть в курсе журнально-книжного процесса) и была секретарем всей переписки Ивана Ивановича. Почерк этой девочки знали едва ли не все известные литераторы пушкинской эпохи[8]. Надо сказать, что прикованный к креслу и незрячий Козлов одиноким себя вот уж точно не чувствовал: его квартира была одним из центров литературного Санкт-Петербурга. Кто только не участвовал в бурных дискуссиях у Козлова! Иван Иванович, живой, горячий, остроумный, всегда безукоризненно одетый и причесанный (рука верной супруги Софьи Андреевны), поражал всех колоссальной памятью на тексты, в том числе и иноязычные. Друзья говорили, что у Ивана Ивановича библиотека в голове. В 70-х годах ХХ века литературовед Виктор Афанасьев (1932–2015) написал книгу о поэте Иване Козлове – «Жизнь и лира». Книга содержит важные биографические сведения: мы узнаем и о предках поэта, служивших державе со времен князя Димитрия Донского, и о его родителях, и о преданной супруге Ивана Ивановича, Софии Андреевне, урожденной Давыдовой. Афанасьев рассказывает о том, что во время Отечественной войны 1812 года Иван Иванович Козлов оставил службу в канцелярии столичного градоначальника и пошел волонтером во Второй комитет по образованию московской военной силы – то есть ополчения. И с утра до ночи воевал с купцами, доказывая им, что не время сейчас стоять за ценой на сукно, фураж и все прочее, необходимое ополченцам. А потом московский генерал-губернатор Федор Васильевич Ростопчин («автор» легендарного пожара) командировал Козлова в Рыбинск – наводить порядок в госпиталях для раненых. Отвечая на горячий призыв Козлова (тогда еще никому не известного человека), горожане всех сословий мигом собрали для солдат постельное белье, посуду, провизию и теплые вещи… Но все это было, конечно, до слепоты. И до литературы. Однако, при всех достоинствах книги Афанасьева, она в силу условий советского времени лишена того духовного, христианского содержания, без которого Козлова нет. Автору пришлось очень многое опустить, рассказывая о жизненном пути и подвиге одного из любимых своих поэтов. Не знаю, предвидел ли в ту пору Виктор Васильевич Афанасьев, что он сам закончит жизнь оптинским монахом Лазарем и что среди последних его трудов будет фундаментальная летопись Оптиной – «Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители»… Постараемся, насколько это в наших силах, восполнить пробел, в котором нельзя, конечно, упрекнуть исследователя.
https://pravoslavie.ru/174308.html
Очень большая интересная статья о поэте. Прочитать можно по ссылке. Великолепные стихи. Современник Пушкина и Лермонтова, хотя старше их по возрасту.
И совсем неожиданно прочитала об Оптинском монахе Лазаре. Царство Небесное монаху Лазарю.
Монах Лазарь (Афанасьев)
† 5/3/2015
https://www.optina.ru/sinodik/sinodik_5_marta_lazar/