Глава 31, стихи 5-7:
Далее говорится, почему нельзя пить царям: «Чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» (Притч. 31:5).
«Не превратили» — это значит «не извратили», под воздействием алкогольного опьянения, в том числе. Иметь своим правителем пьяницу — это беда для народа, и если в состоянии алкогольного опьянения даже машину водить нельзя, то тем более вести всю страну в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения совершенно недопустимо. И здесь Вирсавия также говорит, что ответственность царя состоит в том, чтобы обеспечивать правосудие и защиту слабых.
Но, как бы упреждая вопрос, а зачем тогда вообще существуют алкогольные напитки, она говорит: «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Притч. 31:6-7).
Святитель Григорий Нисский так толкует эти слова: «Утешайте друг друга речами. Соломон хорошо врачует печаль, ибо приказывает давать вино скорбящим, говоря это нам, делателям винограда. Итак, дайте ваше вино скорбящим — не то, которое производит опьянение, помрачает мысли и вредно действует на тело, но то, которое веселит сердце и на которое указал нам пророк, говоря: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Растворите его в большем изобилии, и черпайте наиболее вместительными чашами духовного слова». То есть святой Григорий под вином понимал слова духовного утешения.
Подобное говорит и преподобный Иоанн Кассиан: «То есть тем, которые, раскаиваясь в прежних делах, угнетаются печалью и скорбью; обильно изливайте сладость духовного знания, как вино, которое веселит сердце человека (Пс. 103:15), поите спасительным словом, чтобы они, погрузившись в непрестанную печаль и смертоносное отчаяние, не были поглощены чрезмерною скорбью». В иносказательном понимании речь идёт о том, чтобы словами утешения и духовной поддержки помогать тем, кто унывает и отчаивается.
Но здесь ещё важный принцип, на который хотелось бы обратить внимание. Вирсавия говорит, что алкоголь — для слабых, сильному он не нужен. Это нужно тому, кто находится в самом крайнем состоянии физического и душевного поражения. Понятно, что человек не может и не должен проводить в таком состоянии всю жизнь, поэтому даже для них употребление алкоголя должно быть временной мерой. Как толкует эти слова епископ Ириней (Орда): «Благочестивая и мудрая мать этого царя обращается к сыну с прекрасными советами не поддаваться влиянию женщин и не предаваться горячим напиткам, которые так вредно действуют особенно на властителей. По ее мнению, это вино следовало бы отдавать несчастным, чтобы они забывали свое горе; но царям следует открывать свои уста не для напитков, а для правосудия».
Приведу еще слова отца Даниила Сысоева на этот стих: «Вино и сикера нужны страдающим, тем, кто нуждается в утешении. Здесь подчёркивается, что пить вино не грех, и даже опьянение может быть оправдано в случае, если речь идёт о тяжело больном, страдающем человеке. Однако это сказано не о постоянном питии до опьянения, а о разовом употреблении для уменьшения физической и душевной боли».