Jump to content
SergeyV

Зачем нужно монашество?

Recommended Posts

Почему-то,думается,что монашество-это особый способ признания Богу в любви и преданности,добровольное,осознанное,искреннее,безкорыстное оставление мира и самости,всего себя,забвение.Монашество нужно для того,чтобы душа стремящаяся в небо,как к истинной жизни,отбросила камень земных попечений и обрела крылья,для встречи с Богом,для непрекращаемого Ему служения взаимной любовью....

Share this post


Link to post
Странность современного православия в том, что оно оперирует разными понятиями как чем-то, чье значение всем априори известно. Например, конфа "Монастырь моей мечты" - обсуждение начинается с того, как жить монахам в монастыре. Тогда как в реальности надо сначала обсудить, кто вообще такой монах и зачем человеку жить в монастыре. Как собственно и со всем православием: говорят, надо ходить в церковь, надо исповедаться, надо причащаться, надо поститься, надо не делать того, а делать это... - а зачем? Вот в чем вопрос.  
i75711.jpg

Кстати, вообще непонятно, откуда взялась эта идея, будто люди устремились в монахи, чтобы стать "настоящими" христианами в пику наводнившей Церковь толпе. Христос вообще-то не учил бежать от людей в пустыни. Страшный суд, описанный у Матфея, полностью основан на добродетелях, связанных с поведением относительно других людей - причем вполне определенных классов людей, которых в общежительном монастыре, а тем более в пустыне ну никак не сыщешь. Монашеская же идеология прямо заявляла, что надо наплевать на всех людей, "я уже год как в могиле", а заниматься исключительно собой - все эти депривации, борьба с помыслами и прочие удовольствия, - а с людьми вообще лучше не встречаться, а если встретился, вести себя "как пришелец и странник". Какое все это отношение имеет к учению Христа? "Раздай имение и следуй за Мной"? - так Он это сказал во вполне определенной ситуации: следовать за Ним предлагалось, чтобы заниматься проповедью Евангелия, т.е. именно ради спасения окружающих людей опять же, а не индивидуальной аскезы.
С этой т.з. в пику толпе, наводнившей церковь, надо было не в пустыню бежать, а заниматься благотворительностью и проповедью в миру - "так да светит свет ваш пред людьми" и пр. Добрые дела опять же. Какие добрые дела люди могут увидеть в монахе, бежавшем в пустыню? Очень просто - никаких. Так что все это монашество придумали вовсе не те, кто жаждал "совершенного христианства", а те, кто жаждал убежать от людей, и только. Ну есть люди мизантропическо-эгоистического склада, которым нахрен никто не нужен - отправить жену/сестру/мать в монастырь, детей сплавить на воспитание родственникам - и бежать! Ну, своя рука владыка, но зачем было создавать идеологию, будто бы это и есть "совершенное христианство"? Да еще плести словеса о том, будто "накормить свою душу" - дело более великое, чем накормить тысячи голодных? Ну не любишь ты людей, так бы и сказал, Христос-то тут при чем? 
Монашество это не про христианство, которое изначально было религией общины, а про индивидуализм. И с этой т.з. единственный смысл монашества - достижение мистического брака души и Бога, для этого дело оно удобно, конечно. Но, опять же, какое отношение к ТАКОЙ цели монашества имеет монашество общежительное? - а никакого. Общежительное монашество это колхоз: человек сбежал из одного общества и пришел в другое общество, где его поработили по типу тюремной жизни или армии, и это почему-то считается очень спасительным. Почему? где такому Христос учил? непонятно. Апостолы вроде тоже ничему подобному не учили. 
martha_2.jpg

И к чему все это пришло? - к тому, что не сыщешь вообще монастыря, куда мог бы христианин придти и научиться там умной молитве, работе над собой и своим сознанием. Его там научат разве что картошку чистить, поклоны бить, выстаивать многочасовые службы непонятно зачем и слушаться вышестоящих. При чем тут опять же христианство? Оно было бы при чем, если бы православные монастыри были подобны иным монастырям восточных религий: одни люди там все время живут, а другие могут на время поселиться, поучиться медитации, работе с сознанием и пр., получить какой-то духовный опыт, а потом возвращаться к своей обычной жизни, неся в нее тот свет, который получили в монастыре. Но в православии такого не сыщешь.
Или вот, говорят, сейчас монашество может существовать в виде "идиоритма": каждый живет как хочет, работает, а все вместе собираются на богослужение. Все хорошо, но чем это отличается от жизни мирян? Они тоже живут по-своему, работают, а по воскресеньям приходят на богослужение. Получается, монахи это просто те, кто ходят на богослужение каждый день, а не раз в неделю? Но это смешно. Я знаю и мирян, которые ежедневно служат. Да и сама я, было дело, по неофитству каждый день в церковь бегала, когда могла. Это еще не монашество. Монашество это жизнь наедине с Богом и работа с сознанием, мета-нойя, которая должна приводить человека к совершенно новому состоянию. Если ничего подобного не происходит, а человек за годы как был таким же, так в целом и остается, то все эти общежития, идиоритмы, ежедневное богослужение, посты и прочее - чушь никому не нужная. 
Но мой-то "идеальный монастырь" это вообще ни разу не традиционный монастырь. Это, скорее, сообщество интеллектуалов, которое в сутки какое-то время (весьма умеренное) посвящает богослужению, какое-то - медитации, а прочее - научной и творческой деятельности, а также, по мере возможностей, благотворительности и просвещению. Правда, к православному монашеству традиции это не имеет почти никакого отношения )
____________________________
Монахиня Кассия http://mon-kassia.livejournal.com/1659952.html
Edited by Prince

Share this post


Link to post

Принцу надо изменить статус "пользователь", чтобы было понятно, отчего такие экстравагантности откапывает и тащит сюда ))

Share this post


Link to post

 .... Монашество это жизнь наедине с Богом и работа с сознанием, мета-нойя, которая должна приводить человека к совершенно новому состоянию. Если ничего подобного не происходит, а человек за годы как был таким же, так в целом и остается, то все эти общежития, идиоритмы, ежедневное богослужение, посты и прочее - чушь никому не нужная...   Монахиня Кассия http://mon-kassia.li...om/1659952.html

 

"Жизнь наедине с Богом и работа с сознанием", как пишет автор статьи,  разве может привести человека к новому состоянию? А где место покаянию? Разве мы можем сами себя изменить? Мы можем труд свой приложить, волю направить, а изменить сами себя не можем. Наше просветление, изменение к лучшему - это дело благодати Божией, милости Божией. 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Мы можем труд свой приложить, волю направить, а изменить сами себя не можем. Наше просветление, изменение к лучшему - это дело благодати Божией, милости Божией. 

С этим Кассия не спорит, она спрашивает, обязательно ли для этого принимать монашество.

Edited by Prince

Share this post


Link to post

С этим Кассия не спорит, она спрашивает, обязательно ли для этого принимать монашество.

Как я поняла монахиня Кассия больше ищет ответа на вопрос "зачем такое монашество, если человек не изменяется".

Вспомнился рассказ как два старца Оптинские, ныне преподобные, идут и между собой разговаривают: один другому говорит, что вот я в обители уже около 20-ти лет подвизаюсь, а все свинья свиньей. А другой старец ему говорит, что подожди, нас-то свиней еще вспоминать будут.

Edited by Jelena

Share this post


Link to post

Монахиня Кассия сама о себе пишет вот такое: "Принадлежу к Российской Православной Церкви (это не РПЦ МП). В монастыре не живу и не собираюсь там жить в обозримом будущем, по причине отсутствия в России нормальных монастырей. Клерикализмом не страдаю. Православный обскурантизм ненавижу".

Насколько я смог найти, она из ИПЦ, то есть, по сути принадлежит к сектантам. Они не веруют в наш Символ Веры, особенно во святую соборную и апостольскую Церковь. А монашество это сверхъестественный путь, и его плотским разумом не понять и не вместить. И хотя м. Кассия женщина явно образованная и умная, в данном случае это не комплимент, ибо сектантский ум чем умнее, тем более лишается благодати и превращается в инструмент погибели своего обладателя, ну примерно как у Льва Толстого.

 

И вот, уже с этой позиции и становится ясно, почему у нее все описание монашества не вмещается в разум и разваливается на куски. Можно легко опровергнуть все, что она написала, но просто нет смысла, это все в помойку с самого начала...

  • Like 1

Share this post


Link to post

И вот, уже с этой позиции и становится ясно, почему у нее все описание монашества не вмещается в разум и разваливается на куски.

То, что в свете последних исследований, прп. Исаак Сирин принадлежал несторианской церкви вас не смущает, а просто размышления человека о монашестве вас смущают ))))

... нас-то свиней еще вспоминать будут.

Вы когда цитату приводите, то приводите и источник, а то на "одна бабушка сказала" похоже.

Насколько я смог найти, она из ИПЦ, то есть, по сути принадлежит к сектантам. Они не веруют в наш Символ Веры, особенно во святую соборную и апостольскую Церковь. А монашество это сверхъестественный путь, и его плотским разумом не понять и не вместить.

Постриг он принимала в РПЦЗ

Share this post


Link to post

То, что в свете последних исследований, прп. Исаак Сирин принадлежал несторианской церкви вас не смущает, а просто размышления человека о монашестве вас смущают ))))

я этому "свету" последних исследований неверующих "богословов" давно уже не верю, потому что богословие действительно только при подвижнической личной жизни. Я больше верю вот в это

 

http://www.pravoslavie.ru/68304.html

 

"Просто размышлений" не бывает, в таком ядовитом духе человек пытается вещать, противно читать даже. И сразу видно, что ни бельмеса же не понимает... Не живу, мол, в монастыре, по причине отсутствия нормальных монастырей. Прямо вот разбежалась, хочу быть царицею морскою, а Бог мне должен устраивать монастыри по моему вкусу, в которых я буду упиваться своей лже-интеллектуальностью. Иди картошку сначала научись чистить в "колхозе", а смиренным Бог дает благодать, тогда может лет через 30-40 что-то и выйдет. А так копоть одна...

 

 

Постриг он принимала в РПЦЗ

 

где там принимали постриг нынешние сектанты, роли уже не играет. Они себя отлучили от благодати, и все что они делают, лишено смысла и разума...

  • Like 1

Share this post


Link to post

Принцу надо изменить статус "пользователь", чтобы было понятно, отчего такие экстравагантности откапывает и тащит сюда ))

Да, ему можно изменить статус "пользователь", на "Местный искуситель".))

Хотя эта то статья только началом смущает, а когда начинается описание ее "идеального" монастыря, то все рассеивается.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Вы когда цитату приводите, то приводите и источник, а то на "одна бабушка сказала" похоже.

Простите, переврала содержание рассказа. Исправляюсь:

 

 

Жил игумен Феодосий уже на покое в скиту Оптиной пустыни и, несмотря на известную только одному Богу степень своей духовной высоты, нередко подвергался искушению от духа уныния, столь знакомого всем, кто внимал своей духовной жизни. В одно из таких искушений прибегает старец игумен к старцу Амвросию и почти с отчаянием плачет к нему:

— Батюшка, спаси: погибаю! Свинья я, а не монах: сколько лет ношу мантию, и нет во мне ничего монашеского. Только и имени мне что — свинья!

Улыбнулся старец своей кроткой улыбкой, положил свою руку на плечо склонившегося перед ним плачущего игумена и сказал:

— Так и думай, так и думай о себе, отец игумен, до самой твоей смерти. А придет время — о нас с тобой, свиньях, еще и писать будут.

Это мне рассказывал один из сотаинников жизни покойного игумена, ныне здравствующий отшельник оптинский.

Лет двадцать прошло с этих знаменательных слов блаженного старца, и суждено было им исполниться через мои грешные руки...»

 

http://www.optina.ru/dumat_2016/

  • Like 1

Share this post


Link to post

Это вовсе ме монашка! Это обычная пародия на оную!)) Всего лишь! Правильно сказал монах, ей бы картошку почистить да на досочках поспать.. Это я захочу, куплю монашескую форму и сделаюсь монашенкой!)) И буду час отводить службе, два - медитации)))) а три - по разбазариванию на осмысление " своего" " монастыря "! Ха, Пародия, да и только!

Share this post


Link to post

Лет двадцать прошло с этих знаменательных слов блаженного старца, и суждено было им исполниться через мои грешные руки...»

http://www.optina.ru/dumat_2016/

Двадцать лет спустя, да еще и со слов другого человека, да еще и Нилус ...

Share this post


Link to post

Двадцать лет спустя, да еще и со слов другого человека, да еще и Нилус ...

Вы сомневаетесь в правдивости рассказа? Я правильно вас поняла? Если так, то я вас не понимаю.

В духовной жизни ведь как бывает: чем дальше, тем сильнее искушения, ожесточеннее борьба, тем больше страстей, в себе видишь. Как тут не назвать себя свиньей? Я бы тоже назвала себя свиньей. А вы?

Edited by Jelena

Share this post


Link to post

Если вдруг появится фильм такой, ну, например, "Семь лет рядом с Оптиной" -  наподобие монаха Григория сестру какую прорвет - мы тут тоже ознакомимся с болезнями души,  заблудившейся возле монастыря? Это будет значить, что Оптина - совсем не Оптина? И - монахов нет давно уже, ну последние семь лет точно?  ))

 

Сестрички, дорогие, не забывайте про Любовь - я предполагаю, что Принц (ну надо ник такой скромный совсем себе назначить))) просто немножко нас организует на дебаты на форуме. 

Edited by Olga

Share this post


Link to post

Ольга, он нас испытывает, как мы мыслим.

Edited by Jelena

Share this post


Link to post

Jelena

Тоже думаю, что рассказ правдивый.

Достаточно вспомнить Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу и слова из него: "Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу."

 

Olga

 

Мы это любя... :328:

Если и есть искушение, то ответственность за выбор все равно на самом человеке. Может быть даже полезно увидеть свою реакцию. Если она идет, то значит и так уже сомнения были, только запихивались подальше, но не разрешались, а значит в итоге все равно бы все это рано или поздно вылезло...

Edited by Мария*******

Share this post


Link to post

Вы сомневаетесь в правдивости рассказа?... Как тут не назвать себя свиньей? Я бы тоже назвала себя свиньей. А вы?

Про свинью-то вопросов и нет, а вот про "еще и писать будут" очень много сомнений.

Share this post


Link to post

Если вдруг появится фильм такой, ну, например, "Семь лет рядом с Оптиной" -  наподобие монаха Григория сестру какую прорвет

 

Фильм не фильм, а сайт один такой образовался, именно что некую сестру прорвало. Ссылку не даю, стошнить может с непривычки )

Share this post


Link to post

Про свинью-то вопросов и нет, а вот про "еще и писать будут" очень много сомнений.

Чего ж сомневаться? Ведь как в Писание сказано: "Я прославлю прославляющих Меня" (1Цар. 2, 30). Старец Авмросий имел дерзновение к Богу, потому и мог так сказать.

Share this post


Link to post

Схиигумен Серафим (Покровский), скит Всех Святых, Валаамский монастырь: О красоте монашества 

Наша беда сегодня в том, что чаще всего мы не видим и не замечаем красоты монашеского призвания и забываем о том, что мы призваны и избраны, что монашество — это избранничество святое. Помните эпизод из жития преподобного Серафима Саровского. Как-то к нему приехал брат — купец, и когда он его проводил, преподобный Серафим воздел руки свои и воскликнул: «Самое прекрасное жительство — монашеское!». И если у нас не будет именно такого помысла о том, что никакой другой образ жизни не превышает то, что нам дано, то нам трудно будет устоять и в монастыре и на монашеском пути. Да, мы и нищие, и убогие, и презираемы, и гонимы, и страждем, и голодаем и т.д., как пишет апостол Павел (2Кор, 4:8–11). Но, именно поэтому надо суметь увидеть красоту этого богоподобного и Христоподобного истощания, обнищания. Другими словами, надо возлюбить эту жизнь и не уничижать землю обетованную.

c3oVFkDza9A.jpg

Когда пророк Моисей посылал соглядатаев (разведчиков) в землю обетованную, те возвратились и стали уничижать ту землю, что, мол, там ничего нет и не будет (Числ, 13:32) И мы, к сожалению, зачастую уподобляемся им. Но не будем уничижать землю обетованную, а наоборот, будем стараться всеми силами жить и ходить достойно нашего горнего (высокого) звания.

 

Преподобный Антоний Великий заметил, что две главные добродетели, два главных качества монаха — это великодушие и милосердие. Великодушие, мужество и терпение — эти качества надо воспитывать в себе. Но в наше время это нелегко, потому что мы все пришли из этого мира — поврежденного и расслабленного. И не хватает именно великодушия, мужества, не хватает любви к Богу даже до ненависти к себе. Наоборот, мы очень часто допускаем и малодушие, и роптание, и саможаление. И впоследствии мы впадаем в уныние, а уныние для монаха — это смерть души.

 

Поэтому всеми силами и всеми способами надо бороться с малодушием и с унынием. А самый сильный и верный способ борьбы с малодушием и с унынием — это воспитывать, культивировать, возделывать в себе благодарение и благодарность Богу, то есть уметь видеть милость Божию: «Открый очи мои благодатию Твоею и уразумею (увижу) чудеса от закона Твоего» (Пс, 118:18).

 

Когда благодать с нами даже в малой мере, то весь мир предстает нам таким прекрасным, и все люди прекрасны, и везде видим красоту Божию и восклицаем: «Чудна дела Твои, Господи! Дивна дела Твоя, вся премудростию сотворил еси» (Пс, 103). Вы все знаете дивный акафист «Слава Богу за всё», а этот акафист был написан митрополитом Трифоном (Туркестановым). В своей жизни посреди всех этих ужасов и злосмрадия он увидел иную действительность и составил для нас такую хвалу Божиему милосердию. Поэтому если так жили люди совсем недавно в таких условиях: и на Соловках, и на Колыме, да и в других местах (мы читали книгу об отце Арсении, как он жил, подвизался, молился), если так могли люди жить среди лагерного ада, то тем более мы, которым все пока дано в изобилии. А это значит, если мы унываем и если мы недовольны, то, конечно, в этом мы сами виноваты, и всё от нас зависит, как мы будем настраиваться. А настраиваться надо так, как преподобный Антоний Великий говорит, что не ждать мира, а наоборот, надо готовиться к постоянной борьбе: «Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя» (Пс.,118:60).

 

И, как мне старец Софроний (Сахаров) говорил в самом начале: «Теперь готовьтесь к великому терпению». Я тогда не понимал его слов, но теперь я их понимаю. Прошло почти двадцать пять лет, и за эти двадцать пять лет не было ни одного момента мира. Несмотря на это, я ни разу не пожалел о том, что избрал этот монашеский путь, который является для меня самым прекрасным и исключительным. Какая привилегия, какое избрание идти за страждущим Христом, Пречистой Богородицей и сонмом Святых, которые шли именно этим крестным путем! Не может быть ничего более прекрасного. Поэтому давайте хотя бы будем благодарить Бога за то, что есть. Конечно, многого не хватает; и в каждом из нас лично, и в нашей жизни вообще много всяких недостатков. Но в тоже время надо уметь видеть то, что есть, и уметь благодарить Бога за то, что есть, за то, что имеем. Потому что, как пословица гласит: «Имеем — не храним, потерявши — плачем». И Старец мне говорил, что если мы не будем дорожить благословением Божиим, то оно от нас отнимется. И тогда мы поймем, и тогда мы восплачем, но тогда будет уже поздно. Иногда можно вернуть благословение Божие покаянием, а иногда его и не вернешь.

 

«Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс., 2:11). Даже когда мы радуемся в эти светлые дни, то все равно мы должны хранить страх Божий и трепет. Страх Божий — это гарантия, страх Божий — это не переставать бояться, как бы не оскорбить Бога, Духа Святого чем-нибудь неугодным. Другими словами, как преподобный Антоний Великий говорил, что нужно во всех обстоятельствах хранить трезвение, бодрствование, внимательность, осторожность, потому что на каждом шагу есть ловушка дьявольская, и об этом надо помнить: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет, 5:8).

 

Но, даже если и упадем, надо вставать, восставать. Восстать и продолжать путь. И это есть признак мужественной души. «Елижды аще падеши — восстани и спасешися». Сколько бы раз ты не падал — восстань и спасешься.

 

03.07.2015

 

Share this post


Link to post

Про свинью-то вопросов и нет, а вот про "еще и писать будут" очень много сомнений.

А чего сУмневаться то брат, было бы желание только. Поднять архивы, по любому рукописи дневника отца Феодосия остались, там и ясно станет с чего Нилус взял.

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...