Jump to content
  • 0
Guest Юлия

Что происходит с душой усопшего через год после смерти и почему нужно усердно молиться год?

Question

Guest Юлия

У нас к Вам вопрос, скажите что происходит с душой умершего человека через год после его смерти, что она испытывает на данном этапе. Почему нужно усердно молиться о этой душе в течение всего года.

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0

Что происходит с душой через год после смерти, и даже через секунду, минуту, день, месяц после смерти - никому достоверно не известно. Православная Церковь учит о том, что после телесной смерти каждая душа индивидуально приходит на частный суд Божий, где приводится к осознанию своего нравственного состояния, в результате чего вводится в блаженное состояние или отвергается от Царства вечной жизни. Кроме того, особое место в Церковном Предании занимает учение о мытарствах - испытаниях, которые должна пройти душа на пути к престолу Божию для частного суда. Особенно широко тема мытарств затронута в житиях святых и литургических текстах, подробно описывающих посмертный экзамен на наличие страстей. По свидетельству восточных отцов, по итогам частного суда души оказываются либо в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, либо в страхе вечных мучений, которые в полной мере начнутся только после Страшного Суда Христова. До этого возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии). Именно поэтому мы и молимся за усопших: и не только в течение первого года после смерти, но всю свою жизнь. Что касается традиционных в Церкви дат поминовения усопших (3 дня, 9 дней, 40 дней), они как раз приурочены к учению о мытарствах. Ну а годовщины смерти, думаю, больше нужны для нас, которые, забывая поминать своих близких в суете дней, вспоминали об этом хотя бы раз в год.

Share this post


Link to post
  • 0
У нас к Вам вопрос, скажите что происходит с душой умершего человека через год после его смерти, что она испытывает на данном этапе. Почему нужно усердно молиться о этой душе в течение всего года.
Не так давно общался с человеком который был по "ТУ СТОРОНУ"..... единственное что мне он сказал : Не бойтесь смерти и живите по совести...(почти дословно). Человек РЕАЛЬНО выходил из тела....

В первые 40 дней уж ТОЧНО надо УСЕРДНО молиться!!!!

 

 

 

Что происходит с душой через год после смерти, и даже через секунду, минуту, день, месяц после смерти - никому достоверно не известно....
....не соглашусь! Некоторым ЭТО известно... И все христиане верят в ТО что происходит ПОСЛЕ выхода из тела. Многие Святые свидетельствуют о своём посмертном опыте!!!!(не верить им - глупо) Почитайте Игнатия Брянчанинова. Кстати, он РЕАЛЬНО имел брань с потусторонними духами тьмы.(см. Аскетические опыты)

 

Насчёт молитвы длинною в ГОД.... Поддержу. Мне вообще несколько лет дед (покойный) снился, пока я как СЛЕДУЕТ не начал за него молиться! Думаю, это ВАЖНО не только для него но и для нас.....(ещё пока на Земле живущих). Что бы мы помнили - ЭТО и нас скоро ожидает...

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Николай

Что ждёт умершего через год?......Суд.Скорый или не скорый,на сороковой день или + - ,важность не в точности дней.Мы же знаем что были те которые по смерти сразу возносились на Небо а другие проваливались в ад.И ещё- разве не стоит бояться смерти?Возможно, но только смерти физической.Хотя возможно безгрешному умирать легко.Но что-то таких я не встречал.Молиться же нужно непрестанно и в искушениях и в радости.

Share this post


Link to post
  • 0
Мне вообще несколько лет дед (покойный) снился, пока я как СЛЕДУЕТ не начал за него молиться!

Интересно узнать подробнее, что значит как следует? Для личного осмысления.

Не так давно общался с человеком который был по "ТУ СТОРОНУ"..... единственное что мне он сказал : Не бойтесь смерти и живите по совести...(почти дословно). Человек РЕАЛЬНО выходил из тела....

Знаете, йоги тоже выходят и куча народу лазит куда ни попадя. Что значит "живите по совести", а как же вера?

Share this post


Link to post
  • 0
У нас к Вам вопрос, скажите что происходит с душой умершего человека через год после его смерти, что она испытывает на данном этапе. Почему нужно усердно молиться о этой душе в течение всего года.
Вот умрем и узнаем. А пока хотелось со своими грехами и страстями расстаться. Читайте "Слово о смерти" Игнатия Брянчанинова", "Приношение православного американца" отца Серафима (Роуза), "Посмертная жизнь" проф.А.И.Осипова, Даниила Сысоева "Инструкция для бессмертных". Много чего перечитала об этом, когда сына похоронила. А Он снился мне и говорил, что он жив. Простите.

Share this post


Link to post
  • 0

мертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его.

Епископ Игнатий (Брянчанинов)

 

 

Смерть – святым блаженство, праведным – радость, а грешникам – скорбь, нечестивым – отчаяние.

Преподобный Ефрем Сирин

 

 

Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь. Если будешь готов к смерти – перестанешь бояться ее.

Святитель Димитрий Ростовский

 

Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое – истинные черты мудрости.

Share this post


Link to post
  • 0

Братья и сестры, есть очень хорошая книга о смерти "Переход..". Очень советую. Спаси Бог!

Share this post


Link to post
  • 0
Братья и сестры, есть очень хорошая книга о смерти "Переход..". Очень советую. Спаси Бог!

Автора книги подскажите, пожалуйста.

Share this post


Link to post
  • 0
Автора книги подскажите, пожалуйста.

Андрей, автор книги - Калиновский П..

"Переход. Последняя болезнь, смерть и после". Книга очень хорошая. Батюшка Илий благословляет читать.

Share this post


Link to post
  • 0
Андрей, автор книги - Калиновский П.."Переход. Последняя болезнь, смерть и после". Книга очень хорошая. Батюшка Илий благословляет читать.

Спаси Бог. Я уже понял, нашёл, скачал, читаю.

Share this post


Link to post
  • 0
Спаси Бог. Я уже понял, нашёл, скачал, читаю.

Кстати, не самая удачная, на мой взгляд. Хотя и много интересного я там нашла (и полезного).

Share this post


Link to post
  • 0

А я читала из жизнеописания блаженой старицы схимонахини Макарии, что : "...За гробом — три суда и каждый из первых двух — через год, третий же — через три года. Первый суд определительный, второй — установительный, третий — наказательный..."

 

Получается, что усердно молиться необходимо минимум 5 лет, а лучше подавать на пожертвование на вечное поминовение.

Share this post


Link to post
  • 1

Пока мы живы должны молится, год, два ..............., мы молимся о них здесь, а они о нас там.

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

Здравствуйте.Хочу вам рассказать.что было у меня.Когда умерла мама ,она была истинная православнвя хрисианка Царствие ей Небесное.Для нас это было страшная утрата и сильнейшее испытание.Старшая сестра даже отступила от веры ,но я по милости Божией ,делала все ,что делают православные в такой скорбный час.Сама этого не знала,как будто кто то руководил мной правильно. Читали молитвы ,вызвали священника ,отпевали в храме ,40 дней читали всей семьей за упокой и примерно год я молилась за упокой .Я очень благодарна ГОСПОДУ что ОН направлял как правильно .Именно после смерти матери я стала писать записки ГОСПОДУ во Славу ЕГО.Сестра вернулась к вере и просит у БОГА прощение за ту слабость.Раньше мы с ней редко общались ,почти как чужие,но общее горе нас сделало совершенно иными.Только БОГ дал силы через молитвы нам всем смириться с утратой матери ,

Так сильно благодарна Богу

Что словно лучик ты была

Любви тепла дарила много

И в православии жила

Зерно надежды веры крепкой

Ты заложила как могла

Осталась в памяти ты светлой

И чистой мамочка моя

Пусть Бог Господь по воле свыше

Простит тебе твои грехи

И в Царстве вечном он услышит

Как молим за тебя все мы

Душа твоя покойся с миром

Ты в нашей памяти всегда

И будто сладким эликсиром

Наполнила всех нас сполна .

 

Share this post


Link to post
  • 0

Спасибо Наташа за твою любовь к Маме...

Share this post


Link to post
  • 0

2 года назад у меня умер близкий родственник. Человек ,отмеченный за свою работу правительственными наградами ,ВЕРУЮЩИЙ,постоянно

посещавший храм , исповедовался, причащался- как говорится, достойный. Проходит около 2-месяцев и в нашем храме подходит ко мне батюшка, который очень хорошо знал моего родственника и спрашивает( А вам снился родственник ?). Отвечаю - Нет. Тогда молитесь за него до конца жизни. Я в недоумении,го задавать вопросы не решилась. Проходит ещё немного времени и мне звонит из монастыря мой духовный отец и задаёт тот же вопрос. После моего отрицательного ответа он говорит: Молитесь за него до конца жизни! Батюшки между собой не общаются ,не видятся, но вопрос был одинаков. А у меня сплошные догадки..................????7?????7?7?

Share this post


Link to post
  • 0

Здравствуйте.Хочу вам рассказать.что было у меня.Когда умерла мама ,она была истинная православнвя хрисианка Царствие ей Небесное.Для нас это было страшная утрата и сильнейшее испытание.Старшая сестра даже отступила от веры ,но я по милости Божией ,делала все ,что делают православные в такой скорбный час.Сама этого не знала,как будто кто то руководил мной правильно. Читали молитвы ,вызвали священника ,отпевали в храме ,40 дней читали всей семьей за упокой и примерно год я молилась за упокой .Я очень благодарна ГОСПОДУ что ОН направлял как правильно .Именно после смерти матери я стала писать записки ГОСПОДУ во Славу ЕГО.Сестра вернулась к вере и просит у БОГА прощение за ту слабость.Раньше мы с ней редко общались ,почти как чужие,но общее горе нас сделало совершенно иными.Только БОГ дал силы через молитвы нам всем смириться с утратой матери ,

Так сильно благодарна Богу

Что словно лучик ты была

Любви тепла дарила много

И в православии жила

Зерно надежды веры крепкой

Ты заложила как могла

Осталась в памяти ты светлой

И чистой мамочка моя

Пусть Бог Господь по воле свыше

Простит тебе твои грехи

И в Царстве вечном он услышит

Как молим за тебя все мы

Душа твоя покойся с миром

Ты в нашей памяти всегда

И будто сладким эликсиром

Наполнила всех нас сполна .

:69: :69: :69: :69:

Share this post


Link to post
  • 0

Приветствую своих единоверцев от всего сердца. По затронутой теме... Лет 5 назад, рассеянно нажимая на кнопки пульта от телевизора, случайно "зацепилась" за один научно-познавательный российский фильм на эту тему. Это было повествование о состоянии "после смерти" с точки зрения церкви и с точки зрения учёных-физиков. И, как ни странно, их видение совпало полностью, это-то меня и потрясло. В двух словах из того, что осталось в моей памяти.

1. Церковь - человек умирает, душа отделяется от тела. Физики - человек умирает, приборы фиксируют отделение от него некого "облака" частиц, кажется, лептомов.

2. Церковь - покойного поминают через 9, 40 дней и через год. Физики - через 9 дней плотность частиц в "облаке" снижается, через 40 ещё больше, через год - совсем почти рассеиваются и могут потерять вообще энергию и исчезнуть, если человека не будут вспоминать и тем самым подпитывать энергией эти физические частицы. Т.о. эти частицы могут "жить" бесконечно, главное, чтоб оставить о себе такую память, чтоб вспоминали, и давали им энергию. Конечно - это мой сумбур дилетанта, но, то, что я это не придумала, это точно. Я новичок и простите, если "сморозила" тут глупость.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Николя

Дык американцы как то же проводили исследование и им действительно удалось взвесить душу, они положили двух уже умирающих раковых больных на специальные кушетки с точечными электронными весами, и когда первый умер, после зафиксирования смерти он действительно стал весить меньше на 27 грамм, со вторым умершим произошло тоже самое, он так же в точь уменьшился... Но только там мнения исследователей разделилось, подтянулись физики и начали утверждать тот факт, что к примеру часы будильник в заведенном состоянии весят всегда больше, так и с телом заряженной клеткой - эффект пружины, когда будильник не заведён и пружина расслаблена, то он весит меньше, чем когда заведён...

То же примерно как то так по обывательски объяснил, как в передаче говорилось на Дискавери...

Share this post


Link to post
  • 0

Что происходит с душой через год после смерти, и даже через секунду, минуту, день, месяц после смерти - никому достоверно не известно. Православная Церковь учит о том, что после телесной смерти каждая душа индивидуально приходит на частный суд Божий, где приводится к осознанию своего нравственного состояния, в результате чего вводится в блаженное состояние или отвергается от Царства вечной жизни. Кроме того, особое место в Церковном Предании занимает учение о мытарствах - испытаниях, которые должна пройти душа на пути к престолу Божию для частного суда. Особенно широко тема мытарств затронута в житиях святых и литургических текстах, подробно описывающих посмертный экзамен на наличие страстей. По свидетельству восточных отцов, по итогам частного суда души оказываются либо в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, либо в страхе вечных мучений, которые в полной мере начнутся только после Страшного Суда Христова. До этого возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии). Именно поэтому мы и молимся за усопших: и не только в течение первого года после смерти, но всю свою жизнь. Что касается традиционных в Церкви дат поминовения усопших (3 дня, 9 дней, 40 дней), они как раз приурочены к учению о мытарствах. Ну а годовщины смерти, думаю, больше нужны для нас, которые, забывая поминать своих близких в суете дней, вспоминали об этом хотя бы раз в год.

А почему Библия ничего из этого не подтверждает ?

Share this post


Link to post
  • 0

А почему Библия ничего из этого не подтверждает ?

А почему Священное Писание должно это подтверждать? Священное Писание является только одной из форм Священного Предания,которое составляет основу жизни церкви. Многие сектанты отвергая Священное Предание считают истоком жизни Церкви Священное Писание - и в этом их главное заблуждение. Батюшка Нектарий Оптинский говорил:"Перестаньте думать,начните мыслить. Наполеон думал,а Кутузов мыслил" К слову сказать именно операция "Кутузов" проведённая советскими войсками в июле 1943 года овободила Холмищи, где в то время был похоронен батюшка.

Share this post


Link to post
  • 0

Как-то много лет тому назад,я встретился со Христом на страницах священных писаний,да Он открылся мне именно через библию,и уверовал в Него, в Сына Божьего как в своего спасителя,и храню эту святую веру дарованную мне Им в своем сердце.Общаясь со многими людьми в церкви ужасаюсь одному явлению.Многие не могут внятно сформулировать предмет своей веры,когда спрашиваешь их о православии,в ответ не получаешь ничего конкретного.В чем причина духовного невежества,уж точно Господь здесь не виноват,а причина - вера во всевозможные предания.Чем отличаются ветхозаветные тексты священного писания от иудейского талмуда,именно тем,что первое является Божьим,а второе человеческим.Не из за талмуда ли народ ветхого завета отверг волю Божию о себе?И не человеческие ли предания затмевают от народа откровение воли Божьей о себе установленные Богом через священные писания?Если священные писания рождены в лоне церкви по-человечески,то не новый ли это талмуд,а если это всё же откровение свыше от Бога,почему мы не покоряемся писанию как воле Всевышнего о себе,а подменяем его человеческими преданиями?

Share this post


Link to post
  • 0

Многие не могут внятно сформулировать предмет своей веры,когда спрашиваешь их о православии,в ответ не получаешь ничего конкретного.

да, это не малая скорбь... это болезнь... у одних одни болезни у других другие... враг рода человеческого хитёр, одних улавливает одним других другим... кто на что клюнет...

но пусть Вам эти слова Павла будут в утешение:

Дары различны, но Дух один и тот же;

и служения различны, а Господь один и тот же;

и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

Но каждому дается проявление Духа на пользу.

Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;

иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;

иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,- так и Христос. 1 Кориняинам 12.4-12

т.е. если, к примеру, один человек мудр, то другой чудотворит, а третий исцеляет...

В чем причина духовного невежества,уж точно Господь здесь не виноват,а причина - вера во всевозможные предания.

не верно. Ниже попробую это объяснить...

Чем отличаются ветхозаветные тексты священного писания от иудейского талмуда,именно тем,что первое является Божьим,а второе человеческим.

знаете ли, я не эксперт, конечно, в этом вопросе, но знаю это так, что тексты довольно таки одинаковы... есть какие-то тонкости переводов... а есть ещё некоторые искажения (в еврейских текстах) которые затеняют предсказания о Христе... ну и некоторые места просто не написаны у евреев, особенно хорошо это видно на примере Псалтири... (пишу сознательно "еврейских", а не "иудейских", но думаю сути это не меняет никак...)

Не из за талмуда ли народ ветхого завета отверг волю Божию о себе?

нет.

тут очень просто - в любом тексте будет сказано "не сотвори себе кумира" просто потому, что это заповедь и исказить её... ну, думаю, что не мыслимо... однако же сколько раз мы видим в повествовании Ветхого Завета, что иудеи покланялись идолам?

или опять, были прямые повеления Бога вроде "пойди войной на тех-то, а когда разобьёшь их, то из добычи не бери себе вообще ничего", однако же иудеи соблазнялись и брали добычу, за что Господь карал их...

дело вовсе не в предании и не в том как Вы хотите всё представить... а дело в обычном грехе... дело в падшей пропитанной грехом природе человеческой...

И не человеческие ли предания затмевают от народа откровение воли Божьей о себе установленные Богом через священные писания?

так было (да и наверное сейчас местами есть, болезнь-то по сути не ушла, но болезнью не поражено всё и вся... это надо понимать...) Сам Господь в этом обличал законников:

Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. от Луки 11.52

т.е. речь о том, что предание (как и любая байка в принципе), конечно, могут исказить или вытеснить собой истину, но тот факт, что могут не значит, что обязательно искажают или вытесняют...

Если священные писания рождены в лоне церкви по-человечески,то не новый ли это талмуд,а если это всё же откровение свыше от Бога,почему мы не покоряемся писанию как воле Всевышнего о себе,а подменяем его человеческими преданиями?

вот тут, на мой взгляд, основная ошибка... в православии предание никак не вытесняет Истину! Божие откровение не подменяется - это важно! Это принципиально важно!

Но так же важно и другое понимать, что далеко не каждая "бабулька" (да в принципе любой человек) способна в себя вместить всю полноту откровения Божия - думаю, что это вполне понятно... однако, вопросы всякие возникают и надо давать ответы на них... и что прикажете делать если человек задаёт такой вопрос на который хороший правильный и полный ответ займёт, к примеру, час, а слушатель уснёт уже на десятой минуте ответа, а понимать перестанет вообще на десятой секунде?

понимаете, просто далеко не каждая "домохозяйка" (да хоть кто) способен вместить в себя многую полноту Библии... поэтому появлялись разные упрощения... а эти упрощения порой упрощали ещё больше... при этом порой терялся и искажался смысл напрочь... такое есть, но важно понимать, что это нельзя называть "церковным преданием" это уже скорее "народный фольклор"... а "предание" о котором писал Николай, это другое это "Предание" с большой буквы... оно потому и есть с большой буквы, что оно не искажено, но сохранило ту самую чистоту христианской веры которая шла от самых апостолов... и хранителями этого предания в христианской церкви во все времена были приемники апостолов - епископы... и ещё со времён апостолов нового епископа рукополагали два или более епископов...

правда потом церковь разделилась... и часть епископов (разумею католичество) уклонились от начального учения... а часть людей исповедующих Христа и вовсе осталась без епископов да и порой даже без обычных священников (разумею некоторые толки старобрядцев)... тут уже, конечно, о чистоте веры говорить едва ли приходится...

Share this post


Link to post
  • 0

http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/alfeev_tainstvo_veru_69g-all.shtml

Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие

 

Игумен Иларион (Алфеев)

Молитва за умерших .

В чине погребения есть слова, которые произносятся как бы от лица умершего (приводим этот текст по-русски): "Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте о мне, о братья, друзья, сродники и знакомые: еще вчера я беседовал с вами, и внезапно нашел на меня страшный час смерти. Но подойдите, все любящие меня, и целуйте меня последним целованием, ибо я больше не буду ходить среди вас и беседовать с вами; отхожу к Судии, где нет лицеприятия; ибо раб и владыка предстоят вместе, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве, ибо каждый от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю, непрестанно молитесь обо мне Христу Богу, да не буду изведен за грехи мои в место мучения, но да водворит меня там, где Свет жизни".[1]

О молитве за усопших прекрасно говорит Достоевский устами своего героя, старца Зосимы: "На каждый день и когда можешь, тверди про себя: "Господи, помилуй всех днесь пред Тобою представших". Ибо в каждый час и каждое мгновение тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле, и души их становятся пред Господом – и сколь многие из них расстались с землею отъединенно, никому не ведомые, в грусти и тоске, и никто-то не пожалеет о них... И вот, может быть, с другого конца земли вознесется ко Господу за упокой его и твоя молитва, хотя бы ты не знал его вовсе, а он тебя. Сколь умилительно душе его, ставшей в страхе пред Господом, почувствовать в тот миг, что есть и за него молельщик, что осталось на земле человеческое существо, и его любящее. Да и Бог милостивее воззрит на обоих вас, ибо если уже ты столь пожалел его, то кольми паче пожалеет Он, бесконечно более милосердный... И простит его ради тебя".[2]

Молитва за усопших является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле – молиться за него. Церковь, несомненно, верует, что молитва облегчает посмертную участь человека и что Господь принимает молитвы не только об умерших праведниках, но и о грешниках, находящихся в муках. Особенную силу имеют молитвы на Литургии: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что их грехи могут быть прощены в будущей жизни, – говорит святитель Григорий Великий. – Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия".[3]

Известны случаи, когда умершие являлись живым – во сне или наяву – и просили о евхаристическом поминовении. Одному иеромонаху в конце XIX в. явился во сне святитель Феодосий Черниговский (иеромонах сидел возле его мощей) и просил на Литургии поминать за упокой его родителей – иерея Никиту и Марию. "Как можешь ты, о святитель, просить моих молитв, когда сам ты стоишь пред Небесным Престолом?.." – спросил иеромонах. "Да, это верно, – ответил святитель Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв". (Имена родителей святителя Феодосия до этого явления были неизвестны, однако впоследствии, спустя несколько лет, была найдена поминальная книжка самого святителя с написанными его рукой именами иерея Никиты и Марии).[4]

Литургия есть жертва, приносимая "за жизнь мира", то есть за живых и умерших. В молитве, которую священник читает перед Литургией, приписываемой святому Амвросию Медиоланскому и представляющей собой фрагмент древней латинской анафоры, говорится: "Молим Тя, Отче святый, о душах верных преставльшихся, яко да будет им во избавление, спасение, отраду и вечное веселие сие великое благочестия таинство. Господи Боже мой, буди им днесь всецелое и совершенное утешение от Тебе, Хлеба истиннаго, живаго, с небесе сшедшаго и дающаго жизнь миру, от плоти Твоея святыя, Агнца нескверна, вземлющаго грехи мира. Напой их потоком благости Твоея, от прободеннаго (пронзенного) Твоего ребра на кресте истекшим..."[5]

В коленопреклонных молитвах на праздник Пятидесятницы есть прошения "о иже во аде держимых" (т.е. о содержащихся в аду), чтобы Господь упокоил их "на месте светле, месте злачне, на месте прохлады".[6] Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.

Один западный средневековый рассказ повествует о священнике, который, совершая заупокойную Литургию, в момент возношения Святых Даров увидел бесчисленное множество душ, выходивших из места мучения "наподобие бесчисленных искр огня, исходящих от зажженного горнила, и увидел, как они восходили на небо ради заслуг Страстей Христовых, ибо Христос каждый день приносится в жертву за живых и мертвых".[7] Этот рассказ изображает то, что происходит во время литургической молитвы за усопших: души освобождаются от мучений и соединяются со Христом.

Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. Но можно ли молиться за некрещеных, в особенности за умерших вне Церкви? Прямого ответа на эти вопросы в Священном Предании нет, однако существует множество косвенных свидетельств того, что молитва за умерших вне Церкви принимается Богом и они получают облегчение и утешение. В "Алфавитном патерике" рассказывается о святом Макарии Египетском, который однажды, идя по пустыне, увидел лежащий на песке череп и, прикоснувшись к нему палкой, спросил: "Кто ты?" Череп отвечал: "Я был жрецом идолопоклонников, которые жили на этом месте, а ты – авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа; когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, они получают некоторое облегчение". Далее череп сказал Макарию, что мучение идолопоклонников не самое страшное, так как ниже их в аду находятся христиане, не исполнявшие волю Бога.[8]

Другой, еще более поразительный рассказ имеется в некоторых ранних житиях святого Григория Двоеслова – о том, как душа императора Траяна была "крещена" в аду слезами святого Григория. Траян был гонителем христиан, однако он совершил одно дело милосердия (заступился за вдову), о чем стало известно святому Григорию. Преисполненный жалости, он пошел в церковь и молился со слезами за душу гонителя до тех пор, пока не получил откровения о том, что его молитва услышана. "Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами", – говорят авторы жития. "Хотя это и редкий случай, – комментирует иеромонах Серафим (Роуз), – но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры".[9]

В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, за Литургией. Это, однако, не означает того, чтобы за них вообще нельзя было молиться. Вопрос о молитве за усопших инославных обсуждался в период перед Поместным Собором 1917 г. Отмечалось, что никаких древних канонических определений на этот счет не существует: правила, запрещающие молиться вместе с "отщепенцами" или "коснеющими в ереси", не имеют отношения к молитве за усопших инославных, хотя противники такой молитвы и ссылались на них. Протоиерей Е. Аквилонов писал в "Церковном вестнике" за 1905 год, что молитва за умершего лютеранина будет неприятна самому этому лютеранину, так как он при жизни не веровал в силу заупокойных молитв; она будет непрошеной услугой, поскольку "в смертный час почивший не думал о переходе в православие". Автор приводит в пример различные корпорации, ассоциации, ученые и промышленные общества, строго охраняющие свои корпоративные "межи" и не допускающие проникнуть туда посторонним людям: "Каждый член Церкви обязан возрастить в себе истинно христианский, православно-церковный корпоративный дух и, не забывая долга любви к ближним, строго держать в своих руках церковное знамя".

Протоиерею Аквилонову возражал В. Соколов, автор книги "Можно ли и должно ли нам молиться в церкви за усопших инославных?", изданной Московской Духовной Академией: "Во всех этих речах слышиться какая-то необыкновенная черствость, какая-то щепетильно-самолюбивая забота о том, как бы не оказать излишнюю услугу и не явиться с нею навязчивым и непрошеным; в них совсем забыто то, что, несмотря на разность исповеданий, мы все христиане, и потому любя ближних своих, обязаны оказывать им великую помощь. Умершие лютеране и реформаты при жизни своей не веровали в молитвы за усопших. Но что же из этого? Ведь мы-то православные? Мы веруем, что наша молитва может оказывать умершим великую помощь". Истинное Православие, говорится там же, дышит не "корпоративным" духом, а духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.[10]

Примечания:

1. Последование погребения мирских человек. См.: Требник. М., 1991, с. 202.^

2. Ф. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., 1991. Т. 9. Сс. 357-358.^

3. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. Сс. 162-163.^

4. Там же. С. 162.^

5. Канонник. М., 1986. Сс. 520-521.^

6. Минея праздничная. С. 541.^

7. Цветочки св. Франциска Ассизского. М., 1990. Сс. 157-158.^

8. Отечник. Брюссель, 1963. Сс. 311-312.^

9. Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. С. 173. Св. Марк Ефесский ссылается на этот эпизод как на достоверное свидетельство Предания: "Некоторые из святых, молившихся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как, например, первомученица Фекла – Фалконилу и божественный Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна" (Цит. по: Архим. Амвросий (Погодин). Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. С. 61). К этому же ряду свидетельств Священного Предания о помиловании нечестивых по молитвам Церкви следует отнести следующий рассказ. После победы над иконоборческой ересью по приказанию благочестивой императрицы Феодоры было совершенно всенощное бдение за упокой души ее мужа императора-иконоборца Феофила. Константинопольский клир во главе с патриархом Мефодием совершал молитвы на протяжении целой недели, а патриарх положил под престол храма хартию, в которую вписал имена всех еретиков и гонителей Церкви, преданных анафеме, в том числе и Феофила. По окончании недели патриарх достал из-под престола хартию и увидел, что имя Феофила изглажено, о чем он был извещен заранее ангелом (см. Синаксарий в Неделю Православия: Триодь постная. М., 1974. Т. 1. С. 149).^

10. В. Соколов. Можно ли и должно ли нам молиться в церкви за усопших инославных. Сергиев Посад, 1906. Сс. 23-31.<a href="http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/alfeev_tainstvo_veru_69g-all.shtml#010">^

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...