Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Преподобный Варсонофий Оптинский

                    ***
Страна чудес, о Русь моя святая!
Иноплеменников теснят тебя толпы
И силятся запять твои стопы...
Но ты идешь, страна моя родная,
Вперед с надеждою на Господа Христа,
Смиренно преклонясь под тяжестью
креста.
Храня его святые повеленья, -
Из рода в род пребуди им верна.
В тебе таится сила возрожденья
Народов мира. К свету воскресенья
И в царство жизни, радости полна,
Ты поведешь их мощною десницей,
И плод духовный возрастишь сторицей,
Блаженная, счастливая страна!..

https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Optinskij/duhovnoe-nasledie/5

 

Николай Языков

 

Подражание псалму 1

 

Блажен, кто мудрости высокой
Послушен сердцем и умом,
Кто при лампаде одинокой
И при сиянии дневном
Читает книгу ту святую,
Где явен Божеский закон:
Он не пойдёт в беседу злую,
На путь греха не ступит он.
Ему не нужен путь разврата;
Он лишний гость на том пиру,
Где брат обманывает брата,
Сестра клевещет на сестру;
Ему не нужен праздник шумной,
Куда не входят стыд и честь,
Где суесловят вольнодумно
Хула, злоречие и лесть.

Блажен!.. как древо у потока
Прозрачных, чистых, светлых вод
Стоит,— и тень его широка
Прохладу страннику даёт,
И зеленеет величаво
Оно, красуяся плодом,
И своевременно и здраво
Растёт и зреет плод на нём, —
Таков он, муж боголюбивый;
Всегда, во всех его делах
Ему успех, а злочестивый…
Тот не таков; он словно прах!..
Но злочестивый прав не будет
Он на суде не устоит,
Зане Господь не лестно судит
И беззаконного казнит.

1845 год

https://azbyka.ru/fiction/podrazhanie-psalmu-1-yazykov-nikolaj/

Изменено пользователем inna d
дополнено

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, преподобный Варсонофий  - замечательный поэт. Очень сильное стихотворение "Молитва Иисусова" . Это не только высокая поэзия, но сама суть духовной жизни в нескольких строках.

 

...Мой друг о Господе! Дерзай! 
Не прекращай великой, тяжкой битвы 
И поле бранное отнюдь не покидай – 
Не оставляй Божественной молитвы!

 Пребуди в подвиге до смерти, до конца: 
Победа ждет тебя, духовного борца. 
Души твоей да не смятутся кости [3], 
Да не колеблются ее твердыни и столпы, 
Когда приступят к ней злокозненные гости – 
Бесовских помыслов несметные толпы. 
Всемощным именем Господним их рази; 
Гонимы им, рассеются врази! 
Покрывшись мудрости исполненным смиреньем, 
Сей ризою нетленной Божества, 
Невидимым врагам душевного спасенья 
Не доставляй победы торжества! 

Безропотно терпи обиды и гоненья, 
Не оставляй прискорбного пути – 
Духовных благ священного залога; 
Живи для вечности, для Бога – 
Единой истинной и вечной красоты, 
Всю жизнь Ему всецело посвяти. 

Откинув ложные надежды и мечты, 
Мужайся в подвиге суровом 
И узришь жизнь во свете новом. 
И час пробьет, настанет время, 
Духовная твоя умолкнет брань – 

Страстям невольная, мучительная дань, 
И с радостию ты поднимешь бремя 
Напастей, бед, гонений и скорбей. 
В душе твоей, свободной от страстей, 
Исчезнут тяжкие сомненья и тревога, 
И свет духовный воссияет в ней – 

Наследнице Небесного Чертога. 

 

(http://www.stsl.ru/news/all/iz-poeticheskogo-naslediya-prp-varsonofiya-optinskogo)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Осип Мандельштам ни разу не был в Константинополе и не видел храма Святой Софии. Однако ему удалось создать самое яркое описание этого собора в поэзии. 1480 лет назад в столице Византийской империи был освящен величественный Софийский собор. Прекрасная Айя-София в представлении одного из крупнейших поэтов ХХ века.
Айя-София
Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

Исторический контекст
Стихотворение «Айя-София» написано в 1912 году. В это время Осип Мандельштам только начал свой путь в литературе. Он успел побывать за границей, где изучал европейскую философию и культуру; обучался на историко-филологическом факультете Петербургского  университета. В 1911–1912 году он знакомится с молодыми поэтами Александром Блоком, Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым. С последними Мандельштам заводит крепкую дружбу и, разделяя их взгляды на поэтическое творчество, становится участником литературного направления акмеизм, которое было создано в противовес символизму с его абстрактными и туманными стихами. Акмеисты считали, что поэзия должна быть чеканна и стройна, как шедевр архитектуры, а поэт представлялся им одаренным зодчим, изготовителем стихов.
В 1913 году вышла первая книга Мандельштама «Камень», куда и вошло, наряду со знаменитым текстом «Notre Dame», другое «архитектурное» стихотворение — «Айя-София».
Автор
За год до написания стихотворения Осип Мандельштам, выросший в еврейской семье, принял Крещение. Чаще всего этому находят простую прагматическую причину — так можно было обойти квоту на иудеев для поступления в Петербургский университет. Однако была и другая, личная, духовная причина, о которой писал сам поэт: «Воспитанный в безрелигиозной среде (семья и школа), я издавна стремился к религии безнадежно и платонически — но все более и более сознательно». 
Для Мандельштама также было важно креститься не только «в христианство, но и в христианскую культуру». Поэтическим отражением такого крещения стало стихотворение «Айя-София».
... Главным героем стихотворения Мандельштама стала всемирно известная святыня — собор Святой Софии в Константинополе. Однако поэт предпочел назвать стихотворение греческим именем храма — Айя-София (Ἁγία Σοφία), т. е. Святая Премудрость Божия.
О каком древнем предании вспоминает Мандельштам?

Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.

В начальных строках Мандельштам напоминает предание об основании Константинополя римским императором Константином в 324 году. Император долгое время не мог выбрать место для новой столицы, но помог ему в этом особый случай. В небе над берегами Босфора парил орел со змеей в когтях. Посланники римского императора, увидев битву орла со змеей, расценили ее как божественный знак. Они проследили, где приземлился орел со своей добычей, и на месте старой греческой колонии Византий был основан город Константинополь, который в 330 году провозгласили столицей Римской империи.
В 326 году Константин построил первую в своей столице церковь — во имя Святой Софии на месте существующей сегодня Айя-Софии. Храм несколько раз подвергался разрушениям во время народных восстаний, однако новый император Юстиниан (527–565) заложил на этом же месте новый собор, строительство которого, по данным летописцев, длилось 5 лет, 10 месяцев и 10 дней и завершилось в декабре 537 года. Освящен он был 27 декабря 538 года. Храм показан восхищенным поэтом изнутри. Одна из самых поразительных деталей интерьера собора — это его огромный купол, который словно «подвешен к небесам». Его диаметр превышает 31 метр. Длина здания составляет 81 метр, ширина — 72 метров, высота — 55 метров. Современники не могли понять, как купол может держаться на такой высоте без видимых опор, поэтому считали, что здесь не обошлось без помощи
помощи Господа. Византийский писатель Прокопий Кесарийский, современник постройки собора, писал, что Аяй-София создана «не человеческим могуществом, но Божьим соизволением». Прокопий так описывает свое впечатление от купола: «кажется, что он не покоится на твердом сооружении, но, вследствие легкости строения, золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает это место. Все это сверх всякого вероятия искусно соединенное в высоте, сочетаясь друг
помощи Господа. Византийский писатель Прокопий Кесарийский, современник постройки собора, писал, что Аяй-София создана «не человеческим могуществом, но Божьим соизволением». Прокопий так описывает свое впечатление от купола: «кажется, что он не покоится на твердом сооружении, но, вследствие легкости строения, золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает это место. Все это сверх всякого вероятия искусно соединенное в высоте, сочетаясь друг с другом, витает в воздухе..."
Историки архитектуры раскрывают тайну парящего купола собора: «четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками», «возникает иллюзия, что купол ни на чем не держится и парит в воздухе, подвешенный к небесам».

Что похитили у языческой богини?
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.

Для строительства храма по приказу императора Юстиниана в Константинополь доставлялись драгоценные и полудрагоценные камни, слоновая кость, золото и серебро, порфировые, мраморные и гранитные колонны из античных
храмов Греции и Рима. Из Рима были привезены колонны из красного порфира, а из храма Артемиды (Дианы) в Эфесе — колонны из зеленого мрамора, о которых и пишет Мандельштам. Колонны поддерживают галереи, которые окружают главный неф собора. Вместо иконостаса были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями, которые служили основанием для икон.

Сколько было «щедрых строителей»?
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?

Возможно, что так Мандельштам решил назвать императора Юстиниана, который все свои средства и силы вкладывал в то, чтобы построить самый роскошный собор в мире и в первую очередь превзойти царя Соломона с его Иерусалимским храмом. После того как в 537 году в соборе произошло первое богослужение, Юстиниан воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. Я превзошел тебя, о Соломон!»
Однако высокими «душой и помыслом» были и главные строители храма. Исторические хроники называют имена двух архитекторов из Малой Азии: Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Анфимия Прокопий Кесарийский даже назвал «образованнейшим человеком своего времени» — он был выдающимся математиком и ученым. Вместе с двумя мастерами работало еще сто архитекторов и около десяти тысяч рабочих, которым удалось создать гармоничную и прочную конструкцию собора.
Во время написания стихотворения храм был мусульманской мечетью.

Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.

Осип Мандельштам ни разу не был в Константинополе и не видел храма Святой Софии, однако его поэтически-архитектурные описания интерьера собора поразительно точны. Интересно, что в 1912 году, когда было написано стихотворение, собор Святой Софии был не христианской святыней, а мусульманской мечетью. После завоевания Константинополя турками-османами в 1453 году, храм был превращен в мечеть и оставался ею до 1935 года. Крест с купола Софийского собора был заменен на полумесяц, а к самому зданию пристроили минареты. Однако Мандельштам в Айя-Софии видел прежде всего величественную величественную и непоколебимую твердыню христианства. Поэт описывает «храм, купающийся в мире» — благовонном масле, которое используется при освящении только что построенного храма.
Купол храма действительно окружают сорок окон, которые Мандельштам упоминает в стихотворении. Их размер и расположение позволяют солнечному свету проникать так, что он заставляет переливаться различными цветами многочисленные мозаики храма. На парусах Айя-Софии, треугольных сферических сводах, изображены не четыре архангела, как у Мандельштама, а другие представители ангельских чинов — шестикрылые серафимы (о которых поэт пишет в заключительных строках). Четыре серафима на парусах были единственными
изображениями в соборе святой Софии, которые мусульмане сочли за талисманы и не замазали штукатуркой, когда храм был превращен в мечеть.
«…мудрое сферическое зданье // Народы и века переживет», — заключает поэт, для которого Айя-София стала вечной хранительницей христианского духа и великолепным образцом христианской культуры."
(Журнал "Фома" - 20 великих стихотворений).

Изменено пользователем Olga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих
Пока горит Голгофская Звезда.

 

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

 

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

 

Учись прощать, в прощеньи радость скрыта,
Великодушье лечит как бальзам,
Кровь на Кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

(Вадим Янченко)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

А завтра — Вознесение Христово. 
Душа живёт возвышенной волной. 
Омоется туманами Ветрово, 
Омоюсь я молитвою ночной. 
 
Застыну перед Ликом на убрусе, 
Едва шепча молитвенный напев. 
Благодарю, Сладчайший Иисусе, 
За это чудо — пребывать в Тебе. 
 
О, благодать ночного Единенья! 
О, Таинство, дарованное всем! 
Приди и пей из чаши умиленья, 
Сорастворись Божественной росе. 
 
Блаженна ночь, когда она — Христова. 
Блаженно всë, что тянется к Нему. 
О Обещавый Духа Всесвятого, 
Пошли и нам, да не отыдем в тьму. 
 
Иеромонах Роман 
22–26 мая 1996 
Скит Ветрово

 

.. Инна, Борис Пастернак автор) 

 

 

Изменено пользователем ~ Весна ~

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вопрос, конечно, интересный. Статья на сайте "Православие.фм", размещенная в декабре 2015 года "О чем грустят нобелевские лауреаты":

 

"...Однако не всегда всё так просто и безобидно.

Вот, например, совершенно жуткое, но очень распространенное в интернете стихотворение «Учись прощать», исправно подписываемое именем Бориса Пастернака и 1952 годом написания. Да простит нас читатель, приведем его полностью для полноты впечатления:

Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.

 

С одной стороны, чтобы стремиться приписать чьё-то (или своё) бездарное творение перу Пастернака, надо ставить его как поэта достаточно высоко, надеясь, что ссылка на него будет привлекать читателей. Но насколько непочтительно, с другой стороны, приписывать ему такое.

Чтобы не быть голословными, приведем несколько простых фактов. Во-первых, совершенно невозможно было в это время писать в открытую о христианских ценностях и уж тем более упоминать имя Христа. Во-вторых, например, «лучи добра» – это современное неуклюжее выражение, успевшее, однако, набить оскомину. В-третьих, с рифмой уж Борис Леонидович точно управлялся умело и аккуратно, в отличие от автора сего опуса. В пятых, стихи Пастернака – это поэзия высочайшего класса, а не назидательное рифмоплетство. Открытое морализаторство ему совершенно чуждо. В-четвертых, 1952 год – это разгар работы над романом «Доктор Живаго». В этот период стихотворений Пастернак почти не писал. Наконец, можно пролистать оглавление всех 11 томов полного собрания сочинений Пастернака (вот за какие вещи можно благодарить интернет!), и там ничего подобного нет. А настоящего автора этого произведения так и не удалось найти. Оно внезапно появляется в 2007 году на ничем не примечательном сайте, сразу с этой подписью.

Но вот что пугает по-настоящему. Несмотря на всё вышенаписанное, в интернете существует даже методическая разработка урока литературы для 11 класса с анализом этого стихотворения, где все эти несуразности с «голгофской звездой» даже находят литературоведческий комментарий и некие объяснения. Выглядит весьма удручающе. Неужели кто-то на самом деле провел такой урок?.."

 

Может, и этой статье есть опровержение? 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 05.06.2019 в 22:51, Olga сказал:

Вот, например, совершенно жуткое, но очень распространенное в интернете стихотворение «Учись прощать»,

Я не литературовед, но, на мой взгляд, стихотворение не такое уж и жуткое, особенно второе четверостишье (на azbukе по строфам разбито). И то, что оно "распространено в интернете",  говорит, что многим созвучно.  Написал человек хороший, хоть и не Пастернак (наверно).

Почитал статью  этой Маргариты Коваленко.  Статья какая-то поверхностная, прыг-скок, легкость мысли необыкновенная. 

 

В 05.06.2019 в 22:51, Olga сказал:

Наконец, можно пролистать оглавление всех 11 томов полного собрания сочинений Пастернака (вот за какие вещи можно благодарить интернет!), и там ничего подобного нет.

Зачем листать 11 томов? За один клик в Яндексе легко найти автора: Вадим Янченко  - так указано здесь: https://azbyka.ru/fiction/uchis-proshhat-molis-za-obizhajushhih-vadim-janchenko/

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Юрий, сестрички указали двух авторов, тоже точно так, как и Вы, крикнула Яндекс и посмотрела предложенное: немного удивило, как может быть одно стихотворение "принадлежать" двум авторам. Немного недружественной рецензия показалась, это верно. Но не исправлять же слова автора?)). 

Клик  в Яндекс не всегда помощник. Инет заполняют люди, способные на ошибки. 

Как-то на страничке Оптины в Вк был размещен коллажик такой: фраза-поучение преподобного Амвросия, фотография убиенного инока Трофима, подпись: убиенный инок Ферапонт. И таких чудных "творений"сколько угодно...

Встречались споры-разборки принадлежности слов тому или иному Святителю, особенно если слова как бы не соответствующие христианскому устроению. Святителю Луке Крымскому, например, принадлежащие или нет.

 

А что касается "жуткости" стихотворения - на вкус и цвет товарищей нет. Возможно, такое стихотворение кому-то поможет. Возможно, кому-то совсем не по душе душевные произведения, достаточно поучений Святых  Отцов. В любом виде и в любой степени простоты и сложности все для нас есть. Было бы стремление себя спасти ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все люди для меня учителя, 
Все встречи для меня — награда.
Учусь у злого — как нельзя, 
У доброго учусь — как надо.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Скажи, душа моя, тебе не страшно? 
От мысли, что придется дать ответ 
За этот вечер и за день вчерашний, 
За то, что тьму любила, а не Свет? 
 
За всякий грех, не смытый покаяньем, 
За постоянный ропот на Творца? 
Неужто не трепещешь пред Свиданьем 
Или в Него не веришь до конца? 
 
Пока не поздно, сбрось греха оковы, 
Покайся Богу и, оплакав грех, 
Воззри на Господа с надеждой снова. 
Он милостив, и Он прощает всех!.. 
 
Монах Варнава (Санин) 

Изменено пользователем ~ Весна ~

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кровь Христа стучит в моё сердце! 
Крест Христа меня будоражит. 
Как открытая ночью дверца. 
Он покоя на век пропажа. 
 
Нет бы все глазеть в телевизор, 
Но не знамо как оттянуться... 
Православие - это вызов, 
Беспощадней всех революций. 
 
Мы ещё мельтешим, готовясь 
Обустройством заняться быта... 
Ампутированная Совесть 
До сих пор ко Кресту прибита. 
 
18.03.01 
(из книги "С мечтой о деревянном храме") 

 

И заговенье на Петров Пост.

Надо 
 
Надо молиться до ста потов, 
чтоб домолиться до "я - Христов". 
 
Надо поститься до ста постов, 
чтобы раскрыться как "я - Христов". 
 
Надо смириться сто раз до ста, 
чтоб дорасти до Любви Христа.

 

Автор о. Андрей Логвинов. 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вчера в Евангелии читалось о кресте.

Позже, на небе было такое положение облаков, что в них я увидела Христа на Кресте, обнимающего весь мир. Единственное качество фото не очень.

20190623_171237.jpg

20190623_171036.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Где бы не услышалось: Оптина, Оптинские Старцы - все внимание в сторону услышанного. Вот и сейчас по "Радонежу" передача о Надежде Аоександровне Павлович. Вспоминает знавшая ее женщина. Сразу по горячим следам пыталась найти услышанное стихотворение, пока не нашла. Но нашла еще одни аоспоминания о Н.А., несколько стихотворений. 

"...

     “Любимая Латвия”, — часто говорила Надежда Александровна. Летом она уезжала в Кемери, где жила в домике с террасой, много гуляла по берегу Рижского взморья и, конечно, писала.

МОРЮ

Моей Ниночке и милому Коле, и Алешеньке.

Я долго на него смотрела —
Так смотрят люди пред концом!
Оно кипело пеной белой
В своем величии простом.

Я с ним, как с другом говорила:
“Что нам прошедшие года!
Все то, что в детстве я любила,
Во мне осталось навсегда”.

Ты было для меня предвестьем
Осуществившейся мечты,
Теперь состарились мы вместе,
И я и ты, и я, и ты.

Но для меня ты незабвенно,
И неумолчный рокот твой
Не голос жизни этой тленной,
А голос вечности живой.

14.V.1976.

Надежда Павлович.

 

Публикация Н. Торопцевой"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это для наглядности. Нашла в галерее на мобильном.

20190324_132858.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ты — Оптина! Из сумрака лесного,
Из сумрака сознанья моего,
Благословенная, ты выступаешь снова
Вся белизна, и свет, и торжество!

Я каждый камень бережно узна́ю,
Иконку на столбе и твой паром,
Уже лепечет мне струя речная,
Уже встаёт за лесом отчий дом.

Твой колокол — он цел. Ты слышишь, над лугами
Плывет его протяжный, влажный гул,
И падает, и ширится кругами —
Так по́лно он, так медно он вздохнул.

Слепец и схимник — славный наш звонарь —
Теперь он нищим бродит по округе,
Колокола́ поют  в дожде и вьюге,
И он во сне ещё звонит, как встарь.

Открыты храмы. Узкая доро́га
К той паперти высокой привела
Меня и мой народ, мой горький, мой убогий,
Едва дошли мы — ноша тяжела.

Не блещет храм убранством драгоценным,
И не видать прославленных мощей,
Здесь даже мало теплится свечей,
Всё просто, и спокойно, и смиренно

А настоятель служит не спеша,
Как старый голубь, кроток, бел и важен,
Напев пустынный скромен и протяжен,
Но в пеньи изливается душа…

Когда гостей негаданных, незванных
Шумливые замолкли голоса́,
Когда легла в лугах благоуханных
Тяжёлая прозрачная роса,

Весь лес стал церковью, синеет и курится,
Уходят в небо мощные стволы,
И белочка на ветке шевели́тся,
Синицы свищут из зелёной мглы;

Сама земля намолена годами:
Она хранит священный прах могил…
Вот по тропинке мелкими шагами
Идёт старик: он немощен и хил,
Но блещет лик незримыми лучами,

И в львиной мощи старец Леонид,
Кротчайший к слабым, перед сильным — строгий,
С учениками по лесной дороге
Идёт проведать новозданный скит;

Макарий с книгой, благостный Антоний,
И с посохом тяжёлым Моисей —
Стоите вы под храминой ветвей,
Написаны искусно на иконе,
Иконе ле́са, неба и лучей.

(Надежда Александровна Павлович)

 

С Оптинским Престольным Праздником! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Анна Ахматова

 

Стал мне реже сниться, слава Богу, 
Больше не мерещится везде.
Лег туман на белую дорогу,
Тени побежали по воде.

И весь день не замолкали звоны
Над простором вспаханной земли,
Здесь всего сильнее от Ионы
Колокольни лаврские вдали.

Подстригаю на кустах сирени
Ветки те, что нынче отцвели,
По валам старинных укреплений
Два монаха медленно прошли.

Мир родной, понятный и телесный
Для меня, незрячей, оживи.
Исцелил мне душу Царь Небесный
Ледяным покоем нелюбви.

 

1912. Киев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сергей Бехтеев: Молитва

Посвящается Их Императорским Высочествам 
Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне 

 

Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже Правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья,
Христос, Спаситель, помоги!
Владыка мира, Бог Вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый смертный час…
И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.

 

Елец, октябрь 1917.*
*Тогда же было послано Их Императорским Высочествам
в Тобольск через графиню А.В. Гендрикову 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ВЕРА НАДЕЖДЫ

Верила в Бога Надежда. 
Истово в храме молилась. 
Скромно носила одежды. 
Верой своею гордилась. 

Милу-соседку корила: 
Мол, она в церковь не ходит 
Лучше б грехи отмолила! 
Время впустую проводит! 

А непутёвая Мила, 
Правда, молитв не читала. 
Кошек бездомных кормила 
И старикам помогала. 

Пост соблюдать не хотела, 
В брюках удобных ходила. 
И уж совсем обнаглела: 
Даже креста не носила! 

И вот однажды Надежде 
Бог как-то ночью приснился, 
В золотом шитой одежде, 
К ней на обед попросился. 

Надя с утра хлопотала: 
Стол накрывала богатый, 
В доме полы намывала, 
Гостю чтоб было приятно. 

Время к обеду стремилось 
И, как-то очень некстати, 
Кошка в углу окотилась 
Возле хозяйской кровати. 

В ящик картонный Надежда 
Кошку с детьми положила 
И из квартиры поспешно 
Ношу в кусты утащила. 

Было бы так не красиво, 
Если б котята пищали, 
Женщине благочестивой 
Гостя встречать помешали. 

Надя назад возвращалась 
И вдруг навстречу девчонка: 
"Тётенька, я потерялась!"- 
Слёзы утёрла ручонкой. 

- Вы мне поможете, тётя? 
Вы доведёте до дома?" 
Надя поморщилась: "Что ты! 
Мы же с тобой не знакомы! 

Где ты живёшь, я не знаю. 
Лучше беги к магазину. 
Может тебя там узнает 
Наш продавец тётя Зина. 

В нём покупателей много, 
Быстро беги, там помогут. 
Кто-нибудь знает дорогу, 
Вмиг проведут тебя к дому!" 

И по аллее зелёной 
Надя домой поспешила, 
Где, помолясь у иконы, 
Снова к делам приступила. 

Солнце в зените стояло, 
Полдень уже приближался. 
Вдруг человек очень старый 
К Наде в окно постучался. 

"Дай мне, хозяйка, напиться, 
Очень устал я в дороге. 
Можно ль к тебе попроситься 
Мне отдохнуть на пороге?" 

Надя совсем рассердилась, 
Прочь старика прогоняя: 
"Что же вы все, сговорились? 
Мне не до вас! Занята я!" 

Дом чистотою сияет. 
А у окошка Надежда 
Гостя давно ожидает 
В скромной красивой одежде. 

Но час за часом проходит, 
Солнце за речку садится. 
К ночи уж время подходит. 
Гость не спешит появиться. 

Надя печально вздохнула. 
В комнате свет погасила. 
И незаметно уснула - 
Быстро усталость сморила. 

Бог ей приснился средь ночи. 
Надя спросила: "О, Боже! 
В гости ждала тебя очень, 
Ты не пришёл, отчего же?" 

Бог улыбнулся лукаво: 
"А ведь к тебе приходил я! 
Ты была очень упряма - 
Трижды меня не пустила. 

И вот теперь я у Милы." 
Надя всплеснула руками: 
"Господи, как же? Помилуй! 
Это с её-то грехами?! 

В храме она не бывает, 
Сроду креста не носила, 
Праздников не соблюдает, 
Чем же она заслужила?!" 

"Ты угодить мне хотела, 
а между делом грешила: 
Ни одно доброе дело 
За день ты не совершила! 

Более важным считала 
Стол, чистоту и молитву. 
А твоё сердце молчало, 
Было для Бога закрыто! 

Мила же всем помогала: 
К дому дитя проводила, 
Кошку твою подобрала 
И старика накормила. 

Девочкой той, и котёнком, 
И стариком тем усталым, 
Я приходил к тебе, только 
Ты же меня не признала. 

Я живу вовсе не в храме - 
В душах, сердцах и деяньях! 
Как бы вы не поступали, 
Истину вижу всегда я. 

В церковь на службу спешите, 
В тайне о рае мечтая. 
Выйдя же, снова грешите, 
Тех, кто слабей, обижая. 

В храме меня не ищите! 
Чёрствость не спрячешь за крестик! 
Бога в душе сохраните 
И поступайте по чести.

bkqtRJohC3E.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сегодня день кончины Александра Блока.

 

Когда в листве сырой и ржавой
Рябины заалеет гроздь, -
Когда палач рукой костлявой
Вобьет в ладонь последний гвоздь, -

Когда над рябью рек свинцовой,
В сырой и серой высоте,
Пред ликом родины суровой
Я закачаюсь на кресте, -

Тогда - просторно и далеко
Смотрю сквозь кровь предсмертных слез,
И вижу: по реке широкой
Ко мне плывет в челне Христос.

В глазах - такие же надежды,
И то же рубище на нем.
И жалко смотрит из одежды
Ладонь, пробитая гвоздем.

Христос! Родной простор печален!
Изнемогаю на кресте!
И челн твой - будет ли причален
К моей распятой высоте?

 

(1907. Осенняя любовь. А.Блок)

800px-Alexander_Blok.jpeg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Обращение неофита к народу

(Николай Тряпкин)


Это – скиния такая, это – горница святая, 
Это – Господа Иисуса Дом Воскресшего Царя. 
Посмотрите, посмотрите: это – скиния такая! 
Это – храмина святая! Это – Новая Заря!

Это – хижина совета, церковь Нового Завета, 
Ибо Старого Завета закрывается Ковчег! 
Посмотрите, посмотрите: сколько ласки и привета! 
Сколько радости и света, несказанного навек!

И гласится в этой вере: будьте люди, а не звери!
Это нам в небесной сфере золотой сияет крест! 
Это я вам – Неизвестный – говорю у этой Двери: 
Заходите, заходите! Не гнушайтесь этих мест!

Эти гулкие хоралы! Эти свечи, эти Лики!
Эти своды и порталы, что восходят над толпой!
И склоняются пред ними в прахе римские владыки, 
Простираются, рыдают и стучатся головой.

И пускай там запустела и сгорела Самария 
И под цезарской стопою издымился Рушлаим. 
Заходите, заходите, истомленные, глухие, 
Воздохните за вратами, пред которыми стоим.

Заходите, заходите, будьте люди, а не звери. 
Эй, вы, отроки и дщери у погасших алтарей! 
Это я вас призываю: заходите в эти Двери! 
Ибо стал я христианин, а вчера был фарисей.

Посмотрите, посмотрите: сколько ласки и привета!
Сколько радости и света, несказанного навек! 
Это – храм земли грядущей, церковь Нового Завета, 
Ибо Старого Завета закрывается Ковчег.

1982

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Александр Солодовников

«Ни лобзания Ти дам»

 

 Ночью в сад за преданным Христом

С поцелуем подошел Иуда.

Господи, мы тоже предаем

Поцелуями Тебя повсюду.

Причащаться к Чаше подходя,

Сбросив с сердца ледяную груду,

Тайный голос слышу я всегда:

«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда».

Ставлю ли я к образу свечу,

Деньги ли передаю на блюдо,

Постоянно с робостью шепчу:

«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда».

Если я живу как фарисей,

И по мне судить о вере будут,

Не услышу ль в совести своей:

«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда».

Ближнего ль придирчиво сужу,

За собой не замечая худа.

Каждый раз испуганно твержу:

«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда».

Все, чем Ты не славишься во мне,

Осуждает горько мой рассудок,

И звучит в сердечной глубине:

«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда».

Не могу исправить сам себя,

Жду спасенья своего, как чуда.

Да смиренно веря и любя

«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда».

/1957 — 1958/

image.thumb.png.8110a5e74b9df491c28601339e27066b.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Гурьянов Николай‚ протоиерей

Молитвенное обращение ко Пресвятой Богородице

 

В неизвестности, смиренно
В Назарете Ты цвела,
Средь молитв, уединенно,
Мирно жизнь Твоя текла.
Но Святой Своей десницей
Бог Тебя приосенил,
И небесною Царицей
Кроткой Деве быть судил.
Безызвестную обитель
Свет небесный осиял
Пред Тобою небожитель
С вестью радостной пристал.
Благовестнику внимала
Ты с смущенною душой, —
Но с покорностью сказала:
«Воля Бога будь со Мной!»
Все сбылось – Твоя Порфира,
Краше всех земных порфир!
Сын Твой – Бог, Спаситель мира!
Пред Тобой склонился мир!
Но и тяжких испытаний
Много Ты перенесла!
Крестных Господа страданий
Соучастницей была!
Ты молилась, изнывала;
Но к виновникам скорбей
Ты враждою не пылала…
Ты молилась за людей!..
И теперь, воспоминая Твоего Успенья час,
Мы взываем: «Пресвятая,
Заступи, – помилуй нас!»
Много бурь в житейском море!
Средь его сердитых волн,
Без Твоей защиты вскоре
Наш погибнет утлый челн!
Дай нам сил к сопротивленью
В нас бушующим страстям!
Укажи нам путь к спасенью,
К безопасным берегам!
Дай – чтоб нас взяла могила,
Чуждых мира суеты!
Дай почить, как Ты почила,
И проснуться там, где Ты!..

 

https://azbyka.ru/fiction/molitvennoe-obrashhenie-ko-presvyatoj-bogorodice-guryanov-nikolaj/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Протоиерей Александр Старостенко

 

Пресвятая Богородица

 

Она стояла тихо у креста,

Лишь голову склонила и молчала:

"О Сыне мой, не принял мир Тебя",

Слезами Бога кровь смывала.

 И вздрогнул мир, завесу разодрав.

Раскрылись небеса и люди закричали.

Прости нас, Боже, мы ослепли во грехах,

Ты дал любовь, а мы её распяли.

 О, владычица, Богородица,

Ты - заступница наша в веках.

Ты прости, матерь Света, Владычица,

Обогрей стужу в наших сердцах.

Услыши, мати, скорбный крик души,

Небесная царица и земная,

Ты принеси нас к Сыну на руках,

Детей больных в объятья принимая.

Христос Спаситель любит, долго ждёт

И по молитвам матери прощает.

Она за нас, колени преклонив,

Дорогу в рай любовью освещает.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...