Перейти к публикации
Мария Ш

Церковный этикет

Рекомендованные сообщения

Маргарита, Ваши слова не идут вразрез со словами Лостшипа. И так ясно, что все действия христианина к ближнему должны быть с любовью. Вот Ваш батюшка ее проявляет посредством проповеди. Родители могут и высечь, если по делу и без раздражения, то бывает польза (есть такое мнение). В моем случае лучше молчать, наверное, тк у меня совсем мало любви к ближнему, а усталости много. 

 Но о том, что все живущие потому и живы, что находятся в процессе духовного роста.. только нам не заметно это по нашим, разумеется, грехам, - сложно говорить. "Гробы окрашенные" - так Господь называл некоторых. Так что это вопрос - живы ли мы. Но Бог может и мертвых воскрешать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нет, потому-то есть Бог, который все видит и знает.

это то понятно, только обиженных в храме все больше и больше. Недавно приехала ко мне подруга из Москвы. Пришла в храм на службу, скромненько, никому не мешая купила свечечку, хотела было ее поставить на подсвечник, да приближенная о.настоятеля тычет ей"вот это гнездо ставь!" К-я поставила туда, где было свободно. Только и секунды не прошло, как ее свечку переставили. Она потом подходит ко мне и говорит: я больше не буду к вам в церковь ходить, у вас злые тетки у подсвечников стоят. Что мне оставалось делать? говорить ей о смирении? Она итак об этом в курсе.

Я просто поговорила с той прихожанкой, по-хорошему, тихо и спокойно:" Вы простите К-ю, она в следующий раз поставит свечку туда, где Вы ей укажете, а ни туда, где ей Господь положил. Батюшке я не буду говорить ПОКА об этом. Но это ПОКА,до времени".

Маргарита, Ваши слова не идут вразрез со словами Лостшипа. И так ясно, что все действия христианина к ближнему должны быть с любовью. Вот Ваш батюшка ее проявляет посредством проповеди. Родители могут и высечь, если по делу и без раздражения, то бывает польза (есть такое мнение

Мне кажется Вам не молчать нужно, а просто подойти к Вашему батюшке в Оптине и рассказать об этом. Об усталости....Мы все "труждающиися и обременнении" и в храм приходим получить покой для своей души.

Хорошая тема, замечательные вопросы! Мне совсем недавно помогла дочь! Я стала роптать на одного человека.., верующий, православный и сейчас пост а он как никогда ведет так что хочется и роптать и возмущаться.. Тут дочь заявляет: а ты смотри на него как на болящего.. И помогло и отлегло и легче стало! Советую просто помолиться за такового мешающего человека!)

Ира. иногда не успеваешь подумать, чаще быстрее всего срабатывает инстинкт самозащиты)

И так ясно, что все действия христианина к ближнему должны быть с любовью. Вот Ваш батюшка ее проявляет посредством проповеди.

)) Учитывая его тон проповеди, вряд ли он в это время думал о любви к ближнему. просто откровенно говоря , достали его эти жалобы. Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А проявляя милосердие в данном случае не потакаем согрешающим?)

Маргарита, я не знаю, мне нечего сказать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 Для посетителей храмов сложилась определённая традиция поведения. Что-то мне понятно. (Когда мужчины первые входят в помещение и первые приступают к Таинствам). Что-то не очень. (Когда храм битком, а мужчины пытаются прорваться любой ценой). Часто от оптинских прихожанок можно услышать:"Отойдите, это моё место". Заметила по Оптиной: разговаривать и создавать вокруг себя суету могут и приезжие, и местные, только последние делают это не от наплыва чувств, какие посещают туристов, а буднично, уверенно и на просьбу могут отреагировать. Если окажешься в их живой очереди на исповедь, то невольно почувствуешь себя советским стояльцем за дефицитом: "Вас здесь не стояло!!!"  Я не преувеличиваю. Испытывала на себе не единожды. Во всех красках не буду. Это кажется мне проблемой. Так ведут себя не везде. Может пастыри как-то занялись бы стадом. Или бесполезно? "Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте" - Евангелие все читали. Молитву Оптинских старцев тоже - где говорится о прямом и разумном обращении, чтобы никого не смущать и не огорчать... Не помогает... Как с другой планеты. Да и как можно цитировать это, когда твой брат во Христе, не желая пропустить, выдвигает челюсть встает в раскоряку и выдаёт: "Кудааа?!"  Не говорить же: "Задвинь челюсть, брате, Христос посреди нас...!" да что ему.. и я молчу.  Паастыыриии, вы где? Простите.

Господи и Владыка живота моего, дай мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков...

 

Что означает истина, что в КАЖДОМ ближнем человеке нужно видеть Самого Бога? То, что при православном понимании всего мироздания, весь окружающий нас мир есть не, что иное как общение Бога с нами. Всё до малейших мелочей, что нас окружает, это всё послано нам Богом именно в тот момент и в таком виде, в котором это для нас нужно. Не так как нам хочется и так как нам кажется правильным, а так как нужно и истинно правильно. И уж если кирпич на дороге, о который ты споткнулся, послан Богом, что бы показать тебе самому какой ты есть "смиренный" и "рассудительный", то уж ближние люди тем более посланы от Бога для прямого общения Его с нами, через испытание, вразумление, смирение. Мы имеем от Бога таких ближних, какие нам необходимы, что бы мы могли через них узреть свои собственные грехи и попытаться проявить добродетели. По этому для самой главной цели нашей жизни - нашего спасения, совершенно не важно как к нам относится ближний человек, а важно как я сам к нему отношусь. Прохожу ли я испытания, посланные мне от Бога через "неправильное" общение ближнего человека со мной? Любое моё осуждение и раздражение, а тем более в храме, ввергает меня в большую тревогу и страх за состояние моей собственной духовности. Осуждения и раздражения у меня бывают частенько - на певчих клироса, когда вдруг Символ веры почему то оказывается не молитвой, а скороговоркой. Или когда Великое славословие превращается в растянутую ораторию. На старосту, который посреди службы и молитвы, подходит ко мне и искренней любовью справляется о моём здоровье. Ну и конечно же на разговаривающих во время молитвы, на звонящие мобильные телефоны, на измазанные губной помадой иконы. Раздражаюсь и осуждаю, и тут же спохватываюсь - "Прости меня, Господи, не ведаю, что творю." Ведь Господь, по настоящему состоянию моего духовного естества, послал мне именно то, что меня испытует и покажет мне каков я есть в "своей красе"... Что от нас проку если мы любим только тех, которые любят и ублажают нас? - так вроде апостол Павел сказал? А ты вот попробуй полюби всех без исключения, даже врагов своих. Ведь господь заповедал - "Возлюби..." Раз дал такой наказ, значит могу и должен это сделать. Но вот немощен. Прости меня, Господи.

 

Бывают периоды особого благодатного отношения к жизни в вере. Просто как Матушка Богородица омофором покрывает - такой духовный подъём и радость в молитве, и благодать, и Господь как бы вот совсем рядом. И тогда, дивным делом, уходят куда то на второй план, а потом и совсем исчезают все эти внешние раздражители, что кто то тебя толкнул, или пожурил, или заговорил, мешая молиться. Даже звонки мобильных телефонов в храме куда то исчезают. Но когда слабину себе дашь в стремлении к добродетелям и в борьбе с грехами, распразднуешься, разленишься, чреву начшёшь угождать, как тут же опять все раздражители подступают. Потом анализируешь и понимаешь, что они то ведь ни куда не пропадали, а просто сам ты к ним относился совсем по иному - более себе внимал, как Отцы учат, а не в окружающих разбирался и судил кто как правильно поступает, а кто как не правильно.

 

Страшно то, что иной раз во мне теряется понимание того, что любое недовольство, раздражение, осуждение окружающих людей и явлений это есть ни, что иное как хула на Духа Святого. Это совсем не значит, что со всем нужно соглашаться и всё принимать. Не приятие это ещё не значит осуждение и раздражение. "Не принимай, но и не хули". Ведь любовь не раздражается и не ищет своего.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А проявляя милосердие в данном случае не потакаем согрешающим?)

Добродетель не может потакать греху. Милосердие, кротость, целомудрие, воздержание, надежда, покаяние, послушание, рассуждение, смирение, терпение, трезвение, любовь - уместны всегда при любых обстоятельствах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, что касается меня, то неподобающее поведение в храме вызывает не осуждение, а отвращение и недоумене. Это если лоб в лоб с этим сталкиваться. Никакого специального желания обращать внимание на поведение ближних не испытываю. И у меня бывают проколы разного порядка. Одно дело, что каждый из нас может ошибочно повести себя. Другое - когда человек, называющий себя христианином и знающий все, что нужно, имеющий постоянный и бесприпятственный доступ к Таинствам, ведет себя "горее скота" и не видит в этом проблемы. Как это возможно. Христиане должны быть единомысленны в главном. Те должна же быть какая-то прозрачность, понимание. А этого нет. Мне не важно со мной как-то не так поступили, или с другим человеком. Будь я духовником, вывела бы вон из храма. А так - приходится занудствовать тут с вами)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Добродетель не может потакать греху. Милосердие, кротость, целомудрие, воздержание, надежда, покаяние, послушание, рассуждение, смирение, терпение, трезвение, любовь - уместны всегда при любых обстоятельствах.

Да,это все красиво и правильно. Но тема -Церковный этикет. И хотелось бы следовать ему,чтобы потом нас не упрекали: а вот у вас в церкви то- то и Так -то. Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Всё бы ничего,но прошлый раз до смешного дошло.Вот точно говорят и смех и грех.Мальчик мой,сынок только исповедался и присел на скамеечку,исповедался тщательно,долго.Рядом наша прихожанка,бабулечка совсем древняя,хорошая,но тем не менее за порядком следить не устающая ни на минуту.Смотрю, что-то она всё моему сыну говорит и говорит,он ей улыбается и ласково что-то отвечает,и чем он ласковей,тем она настойчивей и напористей.Смотрю уже пихает его вовсю.Вроде как уговаривает,а потом смотрю уже он в растерянности,мне рукой махнул,мол всё хорошо не беспокойся.Сел опять,но бабушка не унимается.После причастия вышли,спрашиваю,чего она хотела то?Ребь отвечает,что исповедываться его заставляла,он ей объясняет,что был уже на исповеди,покаялся,а она -врёшь,не видела я,иди,мол.Удивилась терпению и мудрости моего обычно импульсивного сына.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вечные темы Оптинского форума - юбки и бабки...)

Что касается последней, темы бабушек то есть, часто вспоминается известное "они были как мы, мы будем как они"...(((

Изменено пользователем EКатерина

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Маша, много лет совсем рядом с Оптиной - это не всем легко. Предположу, что духовник знает немощи брата с бородой, его скорби и трудности, и Любит его также, как и Вас)). Тем более, наша сестра способна на гибкость ума, а брат наш - не всегда)). Ему порой труднее.

Марина, а в чем проблема, что свечу переставили? Разве есть разница, где стоит моя свеча? И это повод не идти в храм? :resent00: Хорошо бы, чтобы на подсвешнике свечечки стояли ровно, не обжигая друг друга, не капая и т.д. А где чья...Не знаю, у нас в основном постоянно свечи расставляются дежурными сестрами, иначе будет полный непорядок. Многие просто отдают свечу в руки сестрички и все. И в течении службы есть просто необходимость перестановки или расстановки свечей, чтобы в нужные моменты не мешать, например, священнику, или самой не маячить. )) Подумалось, а есть ли Правила о свечах и месте моей свечи на подсвечнике?))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ольга, много лет рядом с Оптиной - милость Божья. Никаких особенных сложностей не испытываю. Просто сталкиваешься с узким кругом людей и, не желая того, узнаёшь чуть больше, чем хотел бы. Это в любом небольшом поселении было бы так. Но это особенное поселение - народ Божий. Если бы люди, согрешая, сознавали свои немощи, что выражалось бы в извинениях, не было бы и разговору). А меня удивляет, что Бог один, понятия же о норме - совершенно не пересекаются. Так и задумаешься, прости, Господь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Задуматься лучше вот так. =)

Андрей, успехов Вам) А я предпочитаю не домысливать, что там, за кадром. Видит Бог, как есть. Сам разберется. Мне не нужна история преступленья или добродетели, похожей на преступленье. А важно совсем другое. Форумские наставления полезно почитать. Чтобы умолкнуть, наконец)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ольга, много лет рядом с Оптиной - милость Божья. Никаких особенных сложностей не испытываю. 

Ведь и Слава Богу! Но это совсем не значит, что если Вы их не испытываете, то и у всех так. У брата по-другому...пока..., что поделать! Оптина его держит, лечит, исправляет, даже если нам кажется это совсем не заметным. Господь его любит точно так же, как и всех нас, таких "умных и доброделающих", а то может и поболе. Ведь пришёл спасти не праведников, но грешников, давайте не будем забывать об этом! Не злом побеждается зло, но добром и любовью!

Помоги нам всем, Господи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Марин, видимо, создается у людей впечатление, что я чувствую себя розой среди навоза, так? и это надо поправить.)))  Как говорит любимый писатель местных подвидвижников Пелевин: "Главный вопрос не "Кто виноват?" и "Что делать?", а ГДЕ Я?))) И КТО ЗДЕСЬ? И что вы все как из семинарии прямо? То, что я задаюсь вопросами, как умею, говорит не об озлоблении или недовольстве кем-то, а об общем неравнодушии и доброжелательности. Если в храме не все в порядке, то ведь есть надежда, что каждый из нас станет внимательнее и тем самым будет все иначе. А то из-за совершенно однозначных впечатлений, которые вызывают христиане, " хулится имя Божье в народе"

Изменено пользователем iam

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Марин, видимо, создается у людей впечатление, что я чувствую себя розой среди навоза, так? 

Нет конечно, это совсем не так! Мы все поняли, о чем речь. И никто не говорит, что мы тут собрались такие все хорошие и правильные...скорее, с точностью до наоборот. Я уже говорила, что иногда такое в голове в ответ, на подобное поведение в Храмах, в той же Оптине, что иногда стыдно перед собой даже. Но ведь как решить эту проблему? Вывести такого человека вон их Храма? А где гарантия, что потом Господь не спросит с нас за него на Суде? Как раз речь о том, чтобы на зло и агрессию постараться ответить с добром, может тогда что-то изменится?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

моей[/u] свечи на подсвечнике?))

Ольга, как сказали выше: мне нечего добавить. Правила может быть и нет,где какие свечи должны стоять,но есть душа и сердце,с которыми человек приходит в храм. Чаще она бывает очень ранимой.

Как сказал герой одного известного фильма "За державу обидно".

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Этот вариант развития событий к счастью мне не доступен, иначе отвечай потом, действительно, как за нормальных. Шучу. Но такие действия не обязательно проявление агрессии. Так и любить можно - жестко

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Этот вариант развития событий к счастью мне не доступен, иначе отвечай потом, действительно, как за нормальных. Шучу. Но такие действия не обязательно проявление агрессии. Так и любить можно - жестко

Есть еще вариант поговорить после службы с этим человеком, тем более Вы к одному батюшке ходите,знаете друг дрцга

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нее, там глухо как в танке. Мы уже общались. Мир полон чудес. А нашему духовнику желаю терпения, сил и бодрости духа)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нее, там глухо как в танке. Мы уже общались. Мир полон чудес. А нашему духовнику желаю терпения, сил и бодрости духа)

 

))скорее всего это Вам терпения и сил

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

я плохо хожу-раньше ходила с палочкой, потом с двумя палочками, а теперь с ходунками. и как-то я привлекаю внимание нервных людей; они начинают ходить возле, много говорить чегото непонятного, жестикулировать. теперь мне приходится ходить с солидной тетенькой, которая отодвигает от меня людей. в боголюбовском монастыре ко мне тоже подходили вот такие нервные, и моему брату пришлось меня просто загораживать и- обороняясь мы ушли=это я к тому говорю, что и в храм и в монастырь приходят разные люди приходят  и этикет может быть тут не подойдет, подойдет смирение и терпение. а может быть не только мне придется обороняться или даже иногда выйти из храма=лишь бы только не создавать кризис в храме

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нужен именно этикет,определённые правила.Хочу сказать ,что наши русские люди, отличаются от многих других народов крайней невежливостью,наоборот,вежливость у нас такой редкий феномен!Терпение и смирение-это такие порой недостижимые добродетели,достаточно элементарного для нормальной обстановки в храме-вежливости.Но это качество к сожалению советское воспитание не всем привило.Я и про себя могу сказать,что мне этого очень не хватает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хочу сказать ,что наши русские люди, отличаются от многих других народов крайней невежливостью,наоборот,вежливость у нас такой редкий феномен!

 

Вроде бы и да, но только на первый взгляд. Если учитывать условия, в которых мы живем, то наш народ на самом деле на редкость терпеливый и смиренный, и жертвенный, и вежливый тоже. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

а может быть-кому-то из служителей храма поручить; разлучать конфликтных людей-чтобы они не ругались, предложить им разные места.а то служители смотрят за свечами, протирают иконы=и вроде бы другого дела нет. и люди приходящие толкутся как попало и конечно друг другу "мешают"....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...