Перейти к публикации
АндрейВ.Х.

Патриарх Варфоломей и "украинский вопрос"

Рекомендованные сообщения

Преодоление разрыва между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей как ложная аналогия в вопросе об украинских раскольниках

Епископ Сильвестр (Стойчев)

https://pravoslavie.ru/144045.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 января 2022 года

Версия для печати

28 января 2022 г. 16:07

28 января 2022 года Священный Синод Русской Православной Церкви, ознакомившись с опубликованным 12 января 2022 года коммюнике Священного Синода Александрийского Патриархата в связи с учреждением Русской Православной Церковью Патриаршего экзархата Африки, принял публикуемое ниже заявление (журнал № 1). На сайте Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru будут опубликованы переводы журнала и принятого заявления Священного Синода на английский и греческий языки. 

***

Члены Священного Синода Русской Православной Церкви ознакомились с опубликованным 12 января 2022 года коммюнике Священного Синода Александрийского Патриархата, посвященным учреждению Русской Православной Церковью Патриаршего экзархата Африки.

Священный Синод Русской Православной Церкви считает необходимым ответить на предпринятые в документе попытки исказить подлинные причины и обстоятельства образования экзархата.

Решение Московского Патриархата объясняется в коммюнике «фактом признания автокефалии Украинской Православной Церкви» Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором.

Подобное утверждение основано на заведомо ложном тезисе, поскольку Украинская Православная Церковь как существовала, так и доныне существует в качестве самостоятельной в своем управлении части Русской Православной Церкви. Никакой автокефалии Украинская Церковь не просила и не получала. Напротив, она решительно отвергла навязанный ей извне и поддержанный тогдашними государственными властями страны и раскольниками процесс предоставления так называемого томоса об автокефалии. Об этом неоднократно и публично говорилось в официальных заявлениях Собора епископов и Синода Украинской Православной Церкви, в выступлениях ее архипастырей, духовенства, монашествующих и мирян, абсолютное большинство которых желали и желают сохранять единство с Московским Патриархатом.

Так называемая автокефалия была предоставлена Константинопольским Патриархатом не канонической Украинской Православной Церкви — крупнейшей конфессии Украины, насчитывающей в настоящее время 108 архиереев, 12 381 приход, 12 513 священнослужителей, 260 монастырей и 4 630 монашествующих, — а группе раскольников, которые от нее отпали и продолжают против нее вражду. Именно из этих лиц, не имеющих законной хиротонии и благодати священства, и из их единомышленников Константинопольский Патриархат вопреки канонам образовал «автокефальную церковь». И именно с этой раскольнической безблагодатной структурой Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор вступил в общение.

Священный Синод Русской Православной Церкви со скорбью отмечает искажение православной экклезиологии, проявившееся в реализации сценария так называемой украинской автокефалии. Однако это искажение допущено не Русской Церковью, как утверждается в коммюнике Александрийского Синода. Оно обнаруживается в деяниях Константинопольского Патриархата, беззаконно вторгшегося на Украину, а также в заявлениях его высоких представителей. Попытки утвердить первого по диптиху Предстоятеля в качестве «первого без равных» в Православной Церкви, который якобы обладает исключительным правом по своему усмотрению предоставлять и отнимать автокефалии, отторгать у Поместных Церквей их части, в одностороннем порядке отзывать документы более чем трехсотлетней давности, единолично отменять судебные решения Архиерейских Соборов иных автокефальных Церквей, произвольно «восстанавливать» в священном сане лиц, никогда его не имевших, — являются несомненным отступлением от святоотеческого учения о Церкви и многовекового православного Предания.

Члены Священного Синода Русской Православной Церкви помнят выступления Предстоятелей Александрийской Православной Церкви в поддержку канонической Церкви на Украине в лоне Московского Патриархата, включая заявления Блаженнейшего Патриарха Феодора, которые он неоднократно делал в прошлом вплоть до недавнего времени. Как свидетельствовал Его Блаженство в 2016 году в одном из интервью, он всегда занимал «такую позицию, что Украинская Церковь является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви». В 2018 году, посещая Одессу, Предстоятель Александрийского Патриархата призывал верующих быть верными «канонической Церкви Украины, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий».

Однако 8 ноября 2019 года Блаженнейший Патриарх Феодор неожиданно заявил о признании украинской раскольнической группы, начал поминовение ее возглавителя на богослужениях, а 13 августа 2021 года вступил с ним в прямое евхаристическое общение.

Как известно, признание Блаженнейшим Патриархом Феодором раскольнической структуры на Украине вызвало неприятие, в том числе, внутри самой Александрийской Православной Церкви. Многие ее священнослужители публично выступили в защиту канонической Украинской Церкви, заявили о несогласии с явно незаконным решением своего Предстоятеля и не захотели находиться в каноническом подчинении тому, кто встал на путь раскола.

В течение двух лет Русская Церковь не отвечала на поступавшие к ней обращения африканских клириков, но терпеливо ожидала, что Блаженнейший Патриарх Феодор изменит свое решение. Однако за это время Его Блаженство не ограничился поминовением в диптихах Православных Предстоятелей главы одной из украинских раскольнических групп, но вступил с ним и другими «иерархами» этой структуры в евхаристическое общение. Эти скорбные события убедили Священный Синод Русской Православной Церкви в необходимости ответить на поступившие обращения и образовать в этих исключительных обстоятельствах Патриарший экзархат в Африке.

Такое непростое решение, принятое в ситуации признания Александрийским Патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине.

Призываем Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора II и архипастырей Святейшей Церкви Александрийской отказаться от поддержки украинского раскола и вернуться на канонический путь, дабы сохранить единство Святого Православия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

️Иерусалимский патриарх Феофил ожидает новую встречу в «амманском формате» в ближайшие месяцы

Об этом предстоятель Иерусалимской Церкви заявил в интервью изданию «Известия»:

«Я давно считаю, что общение дает лучшее решение наших самых больших проблем. В православных церквях жизненно важно, чтобы мы продолжали встречаться друг с другом в духе христианской любви и братства и обсуждали вопросы, которые слишком легко разделяют нас. Живя гостеприимно и делясь всем, мы приглашаем Святой Дух, чтобы он объединил нас. Меня очень воодушевила готовность лидеров встречаться, и я с нетерпением жду новых возможностей поделиться с ними моими мыслями в ближайшие месяцы.»

https://t.me/pravblog1/6696

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Светлоликие греки...

 

Протоирей Андрей Новиков:

С разрешения отца Василия из Мадагаскара (Randrianaivo Vacilios Frederic), публикую краткую выдержку из его переписки со мной, впрочем, он и сам на своей странице уже опубликовал информацию о весьма специфическом отношении греческого епископата к местному духовенству на Мадагаскаре. Это несколько проливает свет на атмосферу, складывавшуюся в разных частях Александрийского Патриархата в преддверии его отпадения в раскол.

Помимо шока от очевидного и дикого для нашего времени расизма (именно расизма, а не псевдорасизма в версии BLM), возникает естественный вопрос: эти греческие парни такие отчаянные, чтобы вести себя подобным образом посреди Африки, или мы чего-то не знаем об Африке и современном состоянии колониализма? Естественно, помимо всяких политических и социальных моментов, описанное ниже совершенно несовместимо с нашей христианской верой.

Итак: 

«На Мадагаскаре черным священникам нельзя входить в дом епископа! Но любой грек может ходить по его резиденции вдоль и поперек…

Когда нам приходилось приносить их багаж, мы оставляли его у дверей, внутрь войти не могли…»

 

 

В Африке начались репрессии против детей священников, перешедших в РПЦ

 

В Африке детей священнослужителей и прихожан, перешедших в конце 2021 года из Александрийской в Русскую православную церковь, выгоняют из местных церковных школ Александрийского патриархата, заявил патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид.

https://vz.ru/news/2022/1/28/1140986.html

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
29 минут назад, *Владислав* сказал:

«На Мадагаскаре черным священникам нельзя входить в дом епископа! Но любой грек может ходить по его резиденции вдоль и поперек…

Когда нам приходилось приносить их багаж, мы оставляли его у дверей, внутрь войти не могли…»

Можно пару слов с полей, так сказать?  ) Я вполне понимаю, почему там могло быть такое отношение. Менталитет местного населения хорошо известен. В наших реалиях это примерно как жить с ребенком-наркоманом в одной квартире, тут много слов не надо. Ставь замки на все ценное, так как искушение очень велико. И это тоже можно понять там, где нищета, голод, и 10 долларов это большие деньги. И церковный "социальный лифт" не будет вмещать всех желающих, это можно сказать уверенно )

 

Но с другой стороны, тут вопросы перевоспитания возникают, чем собственно и должна заниматься христианская миссия в условиях практически иной цивилизации. Не создавать анклав для небожителей и их земных прислужников, что у греков всегда хорошо получалось, а воспитывать африканцев своим потом и кровью, причем в буквальном смысле... На этой ниве еще будет немало мучеников, думается...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
24 минуты назад, A Lost Sheep сказал:

воспитывать африканцев

А местные епископы там возможны, или греки "зажимали" и этот вопрос?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
28 минут назад, *Владислав* сказал:

А местные епископы там возможны, или греки "зажимали" и этот вопрос?

Подробностей насчет "зажимали" я знать не могу, хотя есть такие сильные подозрения. С точки зрения православия, местные епископы абсолютно возможны и даже сильно желательны, как знающие чаяния своего народа лучше любых пришлых и молящиеся о нём. Свт. Иоанн Шанхайский, кстати, всегда радел именно за эту точку зрения, за что ему немало крови попили собратья-архиереи из РПЦЗ, когда они занимались своими зарубежными епархиями.

 

Другое дело, что еще может немало времени пройти, пока не будет воспитан "таков нам подобаше архиерей" из местных. Не знаю, тут уже дело Божией воли, кого Он поставит в предстоятели этому народу. Там проблем хватает, и иллюзий строить не стоит...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

из ТГ-канала митр. Леонида (https://t.me/exarchleonid/43):

 

На сайте  www.orthodoxia.info на моё имя вчера опубликовали открытое письмо митрополита Камерунского Григория.

https://orthodoxia.info/news/anoichti-epistoli-stoys-protergates-t/

Ознакомился. Ложь от первого слова до последнего. 
Действительно,  я 5 лет жил и учился в Греции, и таких как вы встречал немного, они есть у любого народа. У нас есть поговорка про "паршивую овцу, которая портит всё стадо". За эти 5 лет остались самые тёплые воспоминания о стране, людях и тех друзьях с которыми общаюсь по сей день. 
"В ссылке" вы называете служение Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки!? Я в течении 9 лет выполнял сложнейшее послушание своей Матери-Церкви, помогая вашему Патриарху по всем направлениям связанным с нашими соотечественниками и обеспечением двусторонних отношений и имею 2 (две) высших награды Александрийской Церкви. Внимательно изучаем биографию. А чего добились вы?
Я не буду терять время и отвечать на ваше хамство.
Советую учить русский. Мои антиминсы уже на пути в Камерун.

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из ТГ-канала митр. Леонида:

 

По благословению Патриаршего Экзарха Африки, митрополита Клинского Леонида, в Западнокенийском благочинии Южно-Африканской епархии совершена первая Литургия. В храме святого вмч. Пантелеимона селения Эбуаянгу собрались 24 африканских священника Русской Православной Церкви из районов Какамега и Вихига. Вместе с иереем Георгием Максимовым ими была соборно отслужена Литургия на новом антиминсе Русской Православной Церкви. За богослужением поминались Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Патриарший Экзарх Африки, митрополит Клинский Леонид. Использовался новый перевод Литургии св. Иоанна Златоуста на суахили, сделанный с соблюдением русской традиции богослужения и исправлением многих несовершенств предыдущего перевода. 
После службы иерей Георгий преподнёс в дар храму иконы, а также передал священникам и верующим домашние иконки, нательные кресты и специально изданные православные молитвословы на суахили. Общение продолжилось за трапезой. 
Далее о.Георгий провел общее собрание духовенства. Обсуждались многочисленные вопросы, связанные с устроением церковной жизни. Священники и верующие выразили сердечную благодарность Святейшему Патриарху Кириллу и Священному Синоду Русской Православной Церкви за создание Африканского Экзархата Русской Православной Церкви.

https://t.me/exarchleonid/53

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из ТГ-канала митр. Леонида:

Занимаемся серьезными вопросами по устроению духовной жизни в Африке и как-то "выпал" на недолго из инфополя.
А что, в Греции легализовали наркотики?

В Греции предложили лишить РПЦ автокефалии на пять лет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из ТГ Канала митр. Леонида:

Кения. Цифры.

За 2 недели посетили 12 городов и селений Западной, Центральной и Восточной провинций. 
Провели 10 общих встреч со священниками и 7 частных. В беседах приняли участие 95 кенийских священника Русской Православной Церкви и 10, документы и биографии которых проверяются.
Совершено 3 соборных Литургии, молебны, панихиды.
Посещено 11 храмов, 2 сиротских приюта и 5 домов священников. Произнесены 4 общественные проповеди. 2 интервью местным СМИ, с разъяснением позиции РПЦ.  Проведены беседы с двумя лидерами инославных общин, желающими перейти в Православие и священником одной из раскольнических групп старостильников, который готов через все положенные процедуры перейти в Русскую Православную Церковь. По приглашению протестантского пастора провели встречу с его прихожанами с проповедью о Православии. Организована начальная церковная структура для приходов Русской Православной Церкви в Кении (писал в предыдущем посте).
Передали 150 молитвословов на суахили (больше не было, печатаем), свыше 200 икон и более 2000 нательных крестиков. Антиминсы, наперсные кресты и миро для священников. 

Итог: на сегодня в Экзархате 95 священников из Кении. 
По территориальности церковных округов - думаю, есть нюансы.

 

https://t.me/exarchleonid/188

Из FB о. Андрея Новикова:

Andrei Novikov

12 February, 20:27  · 

А вот и вести из Танзании. Да не просто...а из племени масаи!

Преодолев почти суточный переезд, отмены местных рейсов, отсутствие сна и связи, 12 февраля посетили новообразованный миссионерский приход в районе селения Мелела, которым руководит священник Илия Мхандо Катисико. Отец Илия - представитель знаменитого африканского народа масаи, миссионерский приход расположен вдали от дорог и путей сообщения, также в поселении народа масаи. Ранее сюда еще никто не приходил с миссией и проповедью. Отец Илия совсем недавно обратился с прошением о приеме в Русскую Православную Церковь, он был изгнан местным греческим епископом из своего храма. Большинство жителей поселения еще не крещены. С ними была проведена катехизаторская и миссионерская беседа, отцу Илье вручен крест священника Русской Православной Церкви. Нательные кресты и иконы были переданы для тех, кто решит принять святое Крещение, и такие заявили о себе уже во время встречи. Один из старейшин сообщил, что предоставляет свой участок земли под строительство православного храма и приходского дома. Посовещавшись, решили назвать первый миссионерский приход Русской Православной Церкви в Танзании в честь святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси, испросив его молитв в деле обращения к Святому Православию и крещения народа масаи. В конце встречи группа молодых масаи подошла ко мне и сопровождавшим меня и дважды прозвучало: «Добро пожаловать на нашу землю». В завершение поездки вместе с отцами остановились возле церкви, которая принадлежит Александрийскому Патриархату и в которой раньше служил отец Илия. Отец Илия показал новый мотоцикл, который только неделю назад прислала ему в подарок местная греческая епархия, вдруг воспылавшая вниманием и любовью к нуждам священника масая. Отцы в шутку сфотографировались на этом мотоцикле. Не совершив ни одной поездки, этот мотоцикл, прямо в упаковочной пленке, будет возвращен Александрийскому Патриархату. «Спасибо, я уже определился с Церковью, и мой выбор не продается».

https://t.me/exarchleonid/189

image.png.9633f1bb16532ab64f59336d9b236df0.png

Оттуда же:

Andrei Novikov

Вчера в 07:51  · 

Наконец-то! Я всё ждал: когда же?!

Если серьезно: любые санкции со стороны Феодора из Александрии имеют примерно те же канонические последствия, что и санкции лютеранской епископши Стокгольма.

Как тут не вспомнить Священное Писание, а именно послание святого апостола Павла к Титу 1,12: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».

 

Патриарх Александрии грозит наказанием двум священникам Русской Церкви

Клирики РПЦ священник Георгий Максимов и священник Андрей Новиков должны прекратить богослужения на территории Африки, считает патриарх Феодор.

Александрийский патриарх Феодор пригрозил каноническими наказаниями двум священникам РПЦ, которые занимаются миссионерской деятельностью в Африке, сообщает издание «Ромфея».

Речь идет о священниках Георгии Максимове и Андрее Новикове, которые по благословению митрополита Леонида возглавляют миссионерские группы Патриаршего экзархата РПЦ в Африке.

Сообщается, что патриарх Феодор «в последний раз» обратился ко всем священнослужителям, а особенно к отцу Георгию и отцу Андрею, с призывом вернуться к церковному строю, соблюдать канонические правила Церкви и немедленно прекратить богослужения с прихожанами.

Он обвинил в нарушении целого ряда правил Вселенских и Поместных Соборов Церкви и заявил, что в случае невыполнения его требований «санкции, предусмотренные вышеуказанными правилами, будут применены немедленно».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 Владыка Лука @Lekarzp (митрополит Запорожский и Мелитопольский) доставил помощь православным братьям–священнослужителям(Танзания), клирикам Африканского экзархата Русской Православной Церкви. Владыка передал церковную утварь и облачение, общим весом 64 кг. Это то, что разрешено правилами провоза багажа и то, что можно было доставить собственными силами.

Подарки включали: Евхаристические сосуды, богослужебные облачения, иконы, что немаловажно(!), 20 м бязи для женских платков. Православные женщины Африки должны тоже знать, что о них помнят!
Отец Лаврентий, африканский священник был приветлив и рад

Владыка Лука пожелал нашим православным собратьям во Христе хранить в сердце своем слова апостола Павла, говорящем о Господе нашем, «в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него. Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава» (Еф. 3:12–13).

image.thumb.png.c96e23c7023395fcce77c97c76d2ebe7.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из ТГ-канала митр.Леонида, https://t.me/exarchleonid/241

Танзания. Цифры.

С 31 января по 16 февраля миссионерская группа во главе с протоиереем Андреем Новиковым работала в Танзании. Посетили 6 городов и селений Восточной, Северной и Юго-Восточной частей страны. Провели 5 общих встреч с духовенством, 2 частных, 2 встречи с православными активистами, 3 встречи с общинами, 2 встречи с русскоязычными общинами, в которых также участвовало танзанийское духовенство (в том числе на площадке РЦНК в Дар-эс-Саламе, в мероприятиях с главой Россотрудничества Евгением Примаковым). Совершены 2 соборные Литургии, 3 крещения, молебны. Посещено 4 прихода. Произнесено 4 общественных проповеди перед мирянами. Переданы антиминсы, миро, наперсные кресты, Евхаристические наборы и предметы церковной утвари для священников, сотни нательных крестиков и икон для мирян. 

Итог: 16 священников в Экзархате Африки РПЦ.
"Вы нарушаете каноны? - Тогда мы идём к вам!"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Комментарий Службы коммуникации ОВЦС на интервью митрополита Перистерийского Григория грекоязычным телеканалам «ORTHODOX TV» и «Aparchi»

 

"Под видом церковно-канонического анализа Преосвященный Перистерийский распространяет ложные, клеветнические обвинения, будто бы Русская Церковь на протяжении 30 лет готовила «стратегию» вторжения на каноническую территорию иных Поместных Церквей, будто она претендует на всемирную юрисдикцию в православном мире, и будто бы подобные амбиции зафиксированы в её Уставе. Отдел внешних церковных связей со всей ответственностью заявляет: ни прежние, ни действующая редакция Устава Русской Православной Церкви, текст которого находится в публичном доступе, не посягают на канонические границы других Поместных Православных Церквей.

Скрытый текст

В действующем Уставе Русской Православной Церкви перечислены государства, входящие в её каноническую территорию: «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь, Республике Молдова, Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Китайской Народной Республике, Кыргызской Республике, Латвийской Республике, Литовской Республике, Монголии, Республике Таджикистан, Туркменистане, Республике Узбекистан, Эстонской Республике, Японии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах» (I. 3).

 

Ничем не подкреплены и бездумные повторения митрополитом Григорием расхожих обвинений в адрес Русской Православной Церкви в этнофилетизме. Если бы митрополит Перистерийский потрудился ознакомиться с её Уставом, он бы нигде не нашёл положения о том, что к её юрисдикции принадлежат «проживающие по всему миру лица русского происхождения». Зато в первых же строках этого документа он обнаружил бы слова о том, что «Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами». 

Скрытый текст

 

Русская Церковь пребывает в общении с полнотой Православия, чтит границы Поместных Православных Церквей, не запятнавших себя общением и сослужением с раскольниками, и сохраняет общение с этими Церквами. Приостановление общения с теми Поместными Церквами и с теми архипастырями, которые вступили в общение с отлучёнными и не имеющими канонических хиротоний «иерархами» раскола, обосновано каноническим правилом: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11).

Документальные прецеденты общеправославных решений о временном или окончательном отзыве автокефалий отсутствуют. Ликвидация статуса тех или иных автокефальных Поместных Церквей – например, на территории Византийской или Османской империй – осуществлялась светскими властями и на основании светских документов.

Тем более подобные решения не могут быть приняты так называемым «Собором пентархии», о котором говорит митрополит Перистерийский Григорий. 

...

Русская Православная Церковь всегда с почтением относилась Восточным Патриархатам, веками оказывала им всяческую поддержку и сегодня неутомимо борется за то, чтобы в условиях нарастающих преследований христиан на Ближнем Востоке эти Патриархаты сохранились на их исторической территории.

...

 

Митрополит Перистерийский Григорий даёт ложную трактовку отделения Русской Православной Церкви от Константинопольского Патриархата в XV веке, называя это отделение «расколом»... Хотелось бы напомнить, что отделение Русской Церкви от Константинопольской состоялось вынужденным образом в силу отпадения Константинопольского Патриархата в унию в 1439 году и после того, как присланный Патриархом Константинопольским на Московскую кафедру митрополит Исидор помянул за богослужением в Москве Папу Римского и объявил о воссоединении с Римско-Католической Церковью.

 

Преосвященный Перистерийский скандальным образом сравнивает предоставление статуса Патриархата Русской Церкви в 1593 году с предоставлением автокефалии украинскому расколу в 2018 году, считая обе процедуры едва ли не идентичными. Такое сравнение некорректно. В первом случае речь идёт о соборном решении, поскольку попытка Константинопольского Патриарха Иеремии II действовать в этом вопросе единолично не встретила одобрения других Восточных Патриархов. По настоянию святителя Мелетия Пигаса, Патриарха Александрийского, статус Патриархата был утверждён за Русской Церковью соборно – актом Святого и Великого Собора 1593 г. в Константинополе, подписанном всеми Восточными Патриархами. В его тексте нет ни слова о якобы утверждении автокефалии Русской Церкви, которая на тот момент была уже de facto признана всей полнотой Православной Церкви.

Напротив, в случае с признанием украинского раскола в 2018 году речь идёт об односторонней легализации Константинопольской Церковью канонического статуса лиц, не имеющих ни канонических хиротоний, ни даже апостольского преемства.

 

 

Митрополит Перистерийский Григорий настаивает на якобы особых привилегиях Церквей, упоминаемых в актах Вселенских Соборов, по отношению к Поместным Церквам, образованным позднее. Он также изобретает фантастическое разделение Патриархатов на некие «патриархаты града» и «патриархаты области», не имеющее оснований в каноническом праве Православной Церкви. Преосвященный Перистерийский заявляет буквально следующее: «Патриарх Московский – такого титула не существует». Напомним ему текст деяния Святого и Великого Собора 1593 года:

«Патриарху Москвы и всей России и Северных стран занимать место после Всесвятейшего Иерусалимскаго, как в священных диптихах, так и в церковных собраниях… а у себя быть и почитаться главою всей области Московской и всей России и Северных стран… также быть и называться братом православных Патриархов, по силе сего наименования, сочинным и сопрестольным и равным по сану и достоинству, надписываться и подписываться по обычаю Патриархов православных: «Патриарх Московский и всея России и Северных стран».

 

 

Произвольными и необоснованными являются и утверждения Преосвященного Перистерийского о том, будто автокефалия была предоставлена Русской Церкви на ограниченных условиях её пребывания в пределах России и сохранения евхаристического общения с другими Церквами; будто Русская Церковь эти условия нарушила; и будто бы вследствие этого автокефалия может быть отменена Собором избранных Предстоятелей, которым приписывается некий особый статус и привилегии в Церкви.

Предоставление автокефалии или статуса Патриархата Поместной Церкви является актом безусловным и не может быть ограничено или отозвано. Каноническая территория каждого из ныне существующих Патриархатов, в том числе и оговоренная Вселенскими Соборами, неоднократно расширялась и пересматривалась вследствие объективных исторических процессов и не ограничивается территорией какого-либо одного государства. В том числе и в тексте Деяния Собора Восточных Патриархов 1593 года о пределах юрисдикции Московского Патриарха сказано лишь «всея Руси и Северных стран», без уточнений.

 

Фантастические идеи митрополита Перистерийского предполагают разделение всех существующих Поместных Православных Церквей на Церкви первого и второго сорта. Первосортные Церкви – это те, которые упоминаются в деяниях Вселенских Соборов: первые четыре Патриархата (без Римского) и Церковь Кипрская. Остальные Церкви – второсортные. Первые должны повелевать вторыми, принимать за них решения. Все это выглядит как жалкая и канонически ничтожная демагогия, направленная на оправдание деяний Константинопольского Патриархата по легализации украинского раскола, ошибочность которых с каждым годом становится все более очевидной.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

из ТГ митр.Леонида, https://t.me/exarchleonid/249

Новости из Александрии.

Протоиерея Андрея Новикова и иерея Георгия Максимова вызывают в церковный суд, на 24 февраля. Обоих из-за миссионерских трудов в Патриаршем экзархате РПЦ.
Ну как тут не вспомнить бессмертного классика А.Грибоедова и монолог устами Чацкого: "А судьи кто?!..." - Судия Вселенной?

 

из ВК о.Георгия Максимова (https://vk.com/id293099986?w=wall293099986_46869%2Fall):

Ответ Патриарху Александрийскому Феодору

Уже более двух недель я нахожусь в Африке, по благословению Священноначалия посещая местные общины Русской Православной Церкви. Примерно столько же здесь находится и протоиерей Андрей Новиков с той же миссией. Как оказалось, наши скромные усилия привлекли внимание многих людей.

Так, на днях из СМИ я узнал о том, что Александрийский Патриарх Феодор «в последний раз обратился» ко мне и к о. Андрею Новикову с призывом «вернуться к церковному строю, соблюдая каноническое право Церкви, и немедленно прекратить службы с прихожанами» в Африке. И даже угрожает нам церковными наказаниями в случае, если мы не послушаемся [1].

Я, конечно, тронут таким вниманием, но при этом и удивлен. Потому что согласно каноническому праву Церкви Патриарх Феодор не может официально обращаться к нам с о. Андреем, минуя наше Священноначалие. И тем более он не может нам ничем угрожать и никаких мер принимать в отношении нас, как клириков другой Церкви. Если у Патриарха Феодора есть какие-то вопросы относительно моей и о. Андрея деятельности, он может обратиться к митрополиту Клинскому Леониду, по благословению которого мы приехали в Африку, или же к Святейшему Патриарху Кириллу, экзархом которого является митрополит Леонид. Это тем более легко сделать, если учесть, что их обоих Патриарх Феодор знает лично много лет.

Однако же обращаться к ним он избегает, и нетрудно догадаться, почему. Всегда стыдно смотреть в глаза тому, кого предал. Гораздо проще в кругу своих клириков разыгрывать представление, как будто эти русские священники приехали в Африку сами по себе.

Еще более удивительно было для меня увидеть то, что Патриарх Феодор обвиняет нас с о. Андреем в нарушении 2 правила Антиохийского собора. Напомню текст правила: «Да не будет позволено иметь общение с отлученными от общения… Если же кто из епископов или пресвитеров… окажется сообщающимся с отлученным от общения, да будет и сам вне общения церковного».

Но я в Африке не общаюсь с отлученными от общения. Священники, с которыми я здесь встречаюсь и служу, еще вчера были в общении с епископами Александрийской Церкви и их никто от общения не отлучал. А вот Вы, Ваше блаженство, как раз являетесь нарушителем указанного правила. 8 ноября 2019 г. Вы начали поминать за литургией руководителя раскольнической организации псевдоархиерея Епифания, а 13 августа 2021 г. сослужили с ним и причащались из одной чаши. Я нахожу довольно циничным то, что Вы пытаетесь обвинить других в собственном каноническом преступлении.

Все, что происходит сейчас в Африке – это Ваша персональная ответственность. Последствия Вашего решения, которое Вы приняли, не спросив мнения африканских верующих, духовенства и даже епископов. Один из Ваших епископов, рассылая священникам Русской Церкви ничего не значащие для них «письма о запрещении в служении», пишет: «Помните, что вы не являетесь жертвой кого-либо или чего-либо кроме вашего собственного выбора». Жаль, что этот епископ не решился адресовать эти слова Вам, поскольку Вам они подходят гораздо лучше.
 

Скрытый текст

Без всяких объяснений Вы вошли в общение с теми, кого до этого сами открыто называли раскольниками. Вот Ваши слова из интервью 2016 года: «С самого начала, когда только возникла [в Украине] проблема церковного раскола, Александрийский Патриархат и я, как его представитель, заняли такую позицию, что Украинская Церковь является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви <…> Когда схизматики попытались насильственным образом, без приглашения прийти в Свято-Троицкий храм, который тогда был подворьем Александрийской церкви в Одессе, я стал в дверях и сказал: этого не будет». А вот слова из другого интервью: «Как православный иерарх я прошу верующих в Украине оставаться под омофором канонического главы Украинской Церкви – Митрополита Онуфрия».

Может быть, в ноябре 2019 года Вы вдруг прозрели и признали, что были неправы? Появились какие-то аргументы, которые убедили Вас, что раскольники на самом деле не раскольники? Нет. Вы не привели никаких аргументов. Не заявили об ошибочности своей прошлой позиции. Все что Вы сказали: «время пришло».

И это все объяснение? Оно не убедило даже многих греческих архиереев вашей Церкви. И, конечно, оно не убедило многих африканских священников и мирян, которые следили за ситуацией. «Время пришло» - кого это может убедить? А если это убеждает Вас, то в таком случае почему бы не сказать, что «время пришло» и для Русской Православной Церкви восстановить свою юрисдикцию в Африке?

Но нам не нужны столь слабые аргументы. И я и о. Андрей и другие русские священники, которые вскоре приедут в Африку, в братском сотрудничестве с африканскими священниками как раз и занимаемся тем, что исправляем нарушенный Вами церковный строй. Православные африканцы, которые не хотят нести на себе духовные последствия Вашего греха, имеют на это полное право. Оставаясь в церковном общении с Вами и поддержавшими Вас епископами они стали бы соучастниками в Вашем нарушении 2 правила Антиохийского собора. Стали бы вместе с Вами единым церковным телом с раскольнической организацией. Единственная для них возможность избежать этого – присоединиться к Церкви, которая не находится в общении с отлученными от общения. Большинство Поместных Православных Церквей не признают украинских раскольников, но Русская Церковь не могла просить какую-либо из других Церквей принять православных африканцев. Она взяла на себя эту святую миссию как та Церковь, которая больше всего пострадала от поддержанного Вами раскола.


Мы с о. Андреем находимся в Африке во исполнение решений Синода Русской Православной Церкви, которые Вашему Блаженству хорошо известны. В этих решениях прямо сказано, что Вы «уклонились в раскол» (Журнал № 100 Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 2021 г.). Это – соборная каноническая оценка Вашего поступка и Вашего положения. Соединившись с раскольниками Вы вывели себя из-под защиты святых канонов, потому что каноны не защищают раскольников. У раскольников нет никакой канонической территории, которую можно было бы нарушить. Раскольники не имеют никакой власти над православными священниками, поэтому любые Ваши решения обо мне или об африканских клириках Русской Православной Церкви ничего не значат. Использовать бумагу, на которой будут напечатаны эти «энциклики», в бытовых целях – единственный для Вас путь получить хоть какую-то пользу от них. Нас они не остановят.

В том же сообщении СМИ сказано, что «Патриарх призывает все африканское духовенство, увлеченное материальными обещаниями вышеупомянутого [русского] духовенства, вернуться в объятия своей материнской Церкви».
Вот как Патриарх Феодор думает об африканском духовенстве – алчные люди, побежавшие за материальными благами, и больше ничего. Я нахожу это оскорбительным для всех православных африканцев, перешедших в Русскую Православную Церковь. Как будто у них не может быть осознанной церковной позиции. Как будто они не могут иметь своего мнения. Как будто они не в состоянии понять проблему раскола и последствий его признания.
 

Скрытый текст

И это Александрийский Патриарх говорит после того, как было опубликовано письмо африканских священников, которые выступили против его решения о признании раскольников![2] Письмо, которое официально Вы проигнорировали, а неофициально Ваши епископы начали преследовать многих священников, подписавших его. Хотя тогда ещё и речи не было о переходе в Русскую Православную Церковь, вся "вина" этих африканских священников состояла в том, что они остались на той церковной канонической позиции, которой Вы придерживались ранее и остаться на которой у Вас не хватило мужества. Я слышал, что в приватных беседах Вы потом оправдывались: "На меня давили, меня вынудили признать украинских раскольников". Если это правда, то могу порекомендовать Вам поучиться мужеству у африканских священников, многих из которых Ваши сотрудники не смогли вынудить изменить свою церковную позицию.

Но и кроме письма, которое священники подписали без каких-либо материальных обещаний с чьей-либо стороны, Вы могли бы вспомнить Вашу встречу со священниками Западной Кении в 2020 году. Когда они Вам в лицо высказали свои переживания из-за Вашего признания украинских раскольников, Вы от них просто отмахнулись: "это не ваше дело, мне лучше знать".

И теперь, когда Вы делаете вид, что будто бы не знали об этой позиции многих африканских священников, а они просто продажные и русские их подкупили материальными обещаниями, мне стыдно за Вас.

Вот что я на самом деле обещал африканским священникам на наших встречах: "Подумайте хорошенько прежде чем решиться! Будет нелегко. Греки выгонят вас из храмов, отнимут все церковные вещи, будут демонизировать вас в медиа, станут настраивать против вас прихожан, всё, что они смогут использовать против вас, они используют". Такие обещания слышали от меня африканские священники и Вы эти обещания уже начали воплощать в жизнь!



Конечно, только Бог знает, что в сердце у человека, какими причинами он руководствуется на самом деле. Я знаю, что среди некоторых епископов Александрийского Патриархата распространено убеждение, что сейчас надо просто привлечь больше денег и "проблема будет решена". По их мнению достаточно потрясти деньгами перед носом африканских священников и те быстро побегут к ним обратно.

Что ж, посмотрим.
 

Скрытый текст

Если среди африканских священников, которые перешли в Русскую Православную Церковь действительно есть те, кто перешёл только из-за ожидания материальной выгоды, то Александрийская Церковь поможет нам очистить наши ряды, оставив только принципиальных людей. Но я считаю, что принципиальных большинство. Я верю в африканских священников и знаю, что они способны разбираться в церковных вопросах не хуже русских и греков. Знают это и те Ваши епископы, которые уже пытались безуспешно подкупить некоторых наших священников.



Когда Вы заявляете далее, что Александрийская Православная Церковь "никогда не культивировала этноцентризм", то это выглядит издевательством над здравым смыслом и над Вашей африканской паствой. Чтобы понять это, достаточно посмотреть фотографию Синода Александрийской Православной Церкви. Подавляющее большинство архиереев которой по странному совпадению составляют представители одного маленького европейского народа. Вы думаете, африканцы этого не замечают?

Можно было бы такое понять, если бы вы начали миссию в Африке пять или десять лет назад. Но вы на востоке Африки уже восемьдесят лет. Как же так получалось, что за все эти десятилетия когда возникал вопрос о епископской хиротонии, то в большинстве случаев более достойным оказывался грек, чем все представители африканских народов вместе взятые? И речь уже давно не идёт о греках, родившихся в Африке. Нет, называя себя «Церковью всей Африки» Вы ищете епископов не в Африке, а кого-нибудь из Греции или Кипра, не важно, что он родился на другом континенте и не знает местных реалий - он всё равно достойнее в Ваших глазах, чем человек, родившийся и выросший в Африке. Многие из архиереев Александрийской церкви даже не живут в Африке после хиротонии, они продолжают жить в Греции, приезжая в свои епархии пару раз в году - и всё равно они оказываются в Ваших глазах более достойными епископства, чем те православные африканские пастыри-монахи, которые всё время живут в Африке. И это не связано с этноцентризмом? Серьёзно? Если Вы думаете, что это прозвучит убедительно для Вашей африканской паствы, то Вы её очень плохо знаете.

Для сравнения посмотрите на Японскую Православную Церковь. Она была создана русскими миссионерами, но сколько сейчас среди её архиереев русских? Ни одного, все японцы. Если бы у Вас не было задачи "сохранять наследие эллинизма в Африке", не было бы этноцентризма и греческого этнофилетизма, то Александрийский Патриархат давно должен был бы придти к такому же результату, коль скоро почти сто процентов его паствы и священников составляют африканцы.

Мой ответ уже получился слишком большим, но хочется прокомментировать ещё одну фразу из обращения Патриарха Феодора. А именно, что Александрийский "Патриархат продолжит свой мученический процесс". Здесь можно согласиться, но в том смысле, что этот процесс Вы обеспечиваете для африканцев, которые не хотят быть с Вами. Когда представители Вашей Церкви перекрыли доступ к единственной скважине с чистой водой в селении Сокойне, заявив, что доступ к воде будет только для тех, кто продолжит ходить в храм Александрийского Патриархата, - это Вы таким образом хотите устроить мученический процесс для жителей села, решивших перейти в Русскую Православную Церковь? А когда в районе Мванзы греческий священник выгнал из школы детей тех африканских священников, которые не захотели следовать за Вами в раскол, - это тоже тот самый "мученический процесс", о котором Вы говорите? Мстить детям за выбор их отцов? Очень достойно. Уверен, что этот "мученический", а точнее, мучающий африканцев путь Вы продолжите и далее. И это покроет позором то самое наследие эллинизма в Африке, которое Вы пытаетесь защитить. Все случаи, когда Вы будете подвергать гонениям православных африканцев, которые не хотят быть с Вами, мы предадим широкой огласке. Пусть люди знают, как вы на самом деле относитесь к православным африканцам.

В ответ на обращённый ко мне призыв Александрийского Патриарха я хотел бы повторить обращённый к нему недавний призыв Синода Русской Православной Церкви: «Призываем Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора II и архипастырей Святейшей Церкви Александрийской отказаться от поддержки украинского раскола и вернуться на канонический путь, дабы сохранить единство Святого Православия»[3].
 

Скрытый текст

Ну и со своей стороны я хотел бы призвать Патриарха Феодора покаяться за грех признания раскола, и за все его грехи и ошибки, которые сделали жизнь многих православных африканцев невыносимой, за всю боль, которую он причинил многим верующим Африки, Украины и других мест.
Я понимаю, что эти призывы вряд ли будут услышаны. Не видно никаких признаков того, что Патриарх Феодор готов признать свою ответственность хотя бы за что-то. Его позиция проста: это всё злые русские и алчные африканцы создали проблемы, а мы, невинные греческие епископы Александрийского Патриархата, мученически страдаем ни за ни про что.

Может быть, эта позиция звучит убедительно для самого Патриарха Феодора, но не думаю, что она убедит многих в Африке. Даже из числа тех, кто по разным причинам все еще остается в Александрийской Церкви.

Как бы то ни было, Русская Православная Церковь пришла в Африку по приглашению православных африканцев и она не оставит своих новых новых чад здесь. Мы пришли не для того, чтобы с кем-то сражаться, а чтобы позаботиться о тех, кто выбрал нашу Церковь ради защиты себя от раскола. Они имеют на это право.



P.S.: Уже после того, как был написан этот ответ, мне прислали сообщения из СМИ о том, что будто бы «суд Александрийского патриархата направил повестку в церковный суд» мне и о. Андрею. Это напоминает комедию. На самом деле я не получал никакой повестки, и это весьма примечательно, так как показывает, что представители Александрийского патриархата сами не верят в этот суд и, видимо, не особо желают, чтобы мы на него действительно пришли. Они просто разыгрывают спектакль в СМИ в отчаянной попытке произвести впечатление на свою аудиторию.

Еще раз отвечаю: как клирик другой Церкви я в принципе неподсуден суду Александрийского патриархата, даже если бы он не был в расколе. А после отпадения в раскол и подавно. Все «прещения» раскольников в отношении православных клириков будут как благословения Божии. И я лично восприму это как знак признания успешности моих скромных усилий в Африке. Ваше Блаженство, пришлите мне, пожалуйста, решения вашего «суда», я повешу их на стену и буду улыбаться, глядя на них.

Думаю, клирики Александрийского патриархата из этой новости с удивлением узнали, что, оказывается, в Александрийской Церкви есть церковный суд! Интересно, сколько жалоб африканских клириков, направленных Патриарху Феодору в отношении греческих епископов, были рассмотрены в этом суде? Насколько я знаю, нисколько. Хотя такие жалобы были и они мне известны.

[1] https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/48367-o-pa..
[2] https://pravoslavie.ru/126439.html
[3] http://www.patriarchia.ru/db/text/5891370.html

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из ТГ-канала митр. Леонида:

https://t.me/exarchleonid/256

Здравствуй, Нигерия! 

Русская Православная Церковь пришла в Нигерию!19 февраля иерей Георгий Максимов вместе с местным духовенством Африканского Экзархата Русской Православной Церкви совершил Божественную Литургию в Богородицком храме города Лагос, а 20 февраля была отслужена соборная Литургия в районе города Онича (штат Анамбра). Накануне в РПЦ были приняты ещё три священника, в числе которых - архимандрит Амвросий, первый священник-нигериец, принявший священный сан 35 лет назад. 
Координатор Нигерийского благочиния архимандрит Нифонт в проповеди сказал: "Как блудный сын пришёл с покаянием к отцу, так и мы приходим к Русской Православной Церкви, и через Святейшего Патриарха Кирилла просим Бога: "Прости нас, Господи, что из-за своего невежества мы оказались в единстве с расколом, от которого ныне мы удаляемся и приими нас в Свою Святую Церковь, не имеющую никакого единения с расколом!" В эти годы Православие в Нигерии умирало и мы верим, что через Русскую Православную Церковь Бог возродит его на нашей земле ".
После богослужения иерей Георгий провёл пастырское собрание, на котором были намечены пути дальнейшего развития православной жизни в стране. В том числе и будущее священников, которые ожидают, что вскоре будут изгнаны из храмов и, в некоторых случаях, из квартир по причине своего выбора. 
Стоит отметить, что архиепископ Нигерийский Александр из числа тех архиереев Александрийской Церкви, которые поддерживали украинский раскол даже до того, как это сделал Патриарх Феодор. В частности, можно вспомнить его хамский публичный ответ главе ОВЦС митрополиту Волоколамскому Илариону в сентябре 2019 года.

 

«Пусть лучше русский архиерей осознает, что у него нет вообще никакого права шельмовать, исправлять, раздавать советы, а еще «угрожать» эскалацией кризиса архиереям других географических широт. Что он хотел сказать? Что будет прервано общение с той Церковью, которая, видите ли, посмела разойтись с мнением Русской Церкви в вопросе Украины? Но скорее всего Волоколамский митрополит не осознает, что это станет бумерангом для Русской Церкви, поскольку она окажется в полной изоляции»... 
«Пусть будет известно преосвященнейшему брату, что Африка, Александрийский Патриархат, никогда не станет протекторатом Русской Церкви".

 

Забавно перечитывать это сейчас... Лучше бы им было прислушаться к увещеваниям митрополита Илариона тогда...Но, история не терпит сослагательного наклонения.
Всего в Нигерии около 16 священников. 7 уже в Африканском Экзархате. 
Неделя о блудном сыне....она такая...
С воскресным днем, братья и сестры!
 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пишут:

 Александрийский патриархат продолжает сходить с ума.
Они решили, что имеют право извергнуть из сана отца Андрея Новикова и священника Георгия Максимова

https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/48560-to-patriarxeio-aleksandreias-kathairese-dyo-klirikoys-tou-patriarxeiou-mosxas

 

Протоиерей Андрей Новиков:

Получили награду с отцом Георгием Максимовым от фанариотских александрийских раскольников: «лишение сана». Господь принял труды, да помилует он и этих безумцев! Помолюсь об их вразумлении в сердце своем на ближайшей Литургии!

 

https://orthodoxtimes.com/the-patriarchate-of-alexandria-defrocked-clergymen-of-the-moscow-patriarchate/

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, *Владислав* сказал:

 Александрийский патриархат продолжает сходить с ума.

Какое неотразимое свидетельство против самих себя (((

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...