Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

22 часа назад, МАРГАРИТКА сказал:

да, Елена, если есть желание вникнуть в Устав , то практика на клиросе просто необходима. Сейчас во многих регионах организуют певческие курсы, на которых изучение Устава тоже предусмотрено. Быть может и у вас такое практикуется?

Об  этом не слышала, но идея хорошая, возьму на заметку)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
17 часов назад, Olga сказал:

 Кстати, про 2-ую песнь где-то читала, что она неизвестно вообще куда делась. Ведь почти все Каноны без второй Песни. 

С праздником Покрова Божией Матери! "Радуйся , Радосте наша, Покрый нас от всякого зла Честным Твоим омофором"-из акафиста Покрову Пресвятой Богородицы.

Ольга, вот такие вопросы очень часто помогают освежить память и вспомнить уже забытое.) Знала, что Вторая песнь канона  читается в седмичные дни Великого поста и на некоторых заупокойных богослужениях(периода чтения Триоди), по причине того, что тропари песни носят покаянный характер, нежели тропари остальных восьми песней. Чтобы понять, нужно просто нужно разобрать каждую песнь канона, ее структуру и ТЕМАТИКУ. Для того, чтобы полностью ответить на вопрос о второй песни, пришлось обратиться за помощью к более опытным уставщикам:59: ,:whistle3:которые поделились вот этой ссылкой для более глубокого ознакомления.

 

http://pravoclavie.info/488-kuda-devalas-2-ya-pesn-iz-kanonov.html

 

В этой пространной песне много обличений народа Израильского: "Согрешиша, не Того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете, сии людие буии и не мудри…". В конце возвещается праведный суд Божий. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, когда мы должны омывать душу слезами.

Поэтому исполняется 2-я песнь только в дни святой Четыредесятницы, например, она есть в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского. В остальные же дни она опускается.

 

Из лекций о. Михаила (Тахи-Заде) по литургике:

Что из себя пpедставляют библейские песни? Это молитвы ветхозаветных пpаведников. Ведь Пp. Богоpодица и пpоpок Захаpия все-таки были людьми ветхозаветными. К комy эти песни обpащены ? Очевидно, к Богy. 
2-я же библейская песня обpащена, наобоpот, к людям, забывающим Бога - к изpаильтянам. Она сильно отличается от всех пpочих, Значит, и 2 песнь канона должна иметь особый статyс. Потомy ее и опyскают, как пpавило: это не молитва, а нечто иное.

 

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Марина, благодарю! С Праздником! Ещё, возможно, у каждого  из нас в копилочке есть какие-то свои наработки что ли по службам. Маленькие сокровенные личные открытия. Тоже можно поделиться. По ссылкам надо читать, быть в тонусе, не расслабляться, но порой вот то, что своими словами  проще доходит и запоминается.))

Из моей личной "копилочки", например,  на 3-тьем часе в псалме есть стих "грех юности моея и неведения моего не помяни Ты, Господи...". Встречала в воспоминаниях о батюшке преподобном Амвросии, он давал благословение вспоминать и повторять  эти стихи одной сестре, которая сильно унывала от содеянного в молодости. Каждый раз и вспоминается Старец Амвросий, когда эти строчки звучат. ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
38 минут назад, Olga сказал:

Марина, благодарю! С Праздником! Ещё, возможно, у каждого  из нас в копилочке есть какие-то свои наработки что ли по службам. Маленькие сокровенные личные открытия. Тоже можно поделиться. По ссылкам надо читать, быть в тонусе, не расслабляться, но порой вот то, что своими словами  проще доходит и запоминается.))

Хорошо, Оль, буду своими словами стараться объяснять, как на экзамене)) тоже не очень по ссылкам люблю читать. Но все же, чтобы не было отсебятины, надо подтверждать и ссылками)) :umnik000:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сегодняшний Воскресный тропарь 4-го гласа:

Све́тлую Воскресе́ния про́поведь / от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы / и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, / апо́столом хва́лящася глаго́лаху: / испрове́ржеся смерть, / воскре́се Христо́с Бог, / да́руяй мирови ве́лию ми́лость.

 

Здесь ударение в слове ученИцы стоит над буквой и. Значит речь идёт об ученИцах, женах, пришедших ко Гробу и увидевших Ангела, который сообщил им о Воскресении Христовом.

 

Если же ударение будет стоять (в любом другом тексте) над буквой ы - ученицЫ, то речь будет идти об учениках, людях мужеского пола.

 

Вопрос на засыпку. В Оптине на Литургии на Блаженных читают между стихами тексты. Где их берут? Всегда ли они одинаковы? В нашем храме клирос просто поет, без дополнений. 

С днём Воскресным всех!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 часов назад, Olga сказал:

Если же ударение будет стоять (в любом другом тексте) над буквой ы - ученицЫ, то речь будет идти об учениках, людях мужеского пола.

 

Вопрос на засыпку. В Оптине на Литургии на Блаженных читают между стихами тексты. Где их берут? Всегда ли они одинаковы? В нашем храме клирос просто поет, без дополнений. 

С днём Воскресным всех!

да, действительно, по Уставу на "Блаженных" положено читать тропари между стихами. В воскресные дни и седмичные( если нет праздника) тропари читаются из Октоиха. Праздничные(например, праздник или святой с полиелеем) тропари на "Блаженных" читаем из канона праздника, который читался накануне на вечернем богослужении. В воскресные дни соединяем "Блаженны" из октоиха и минее. Обычно тропари святого из минее по уставу читаются из 3-ей и 6-ой песней канона.

У нас маленький приходской храм, но  тропари на "блаженных" прочитываем как положено.

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Марина, благодарю! Какие конкретно тропари - регент прочитает в Указаниях?  Ну то есть где заранее или после Литургии посмотреть, что читали на "Блаженных"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
21 минуту назад, Olga сказал:

Марина, благодарю! Какие конкретно тропари - регент прочитает в Указаниях?  Ну то есть где заранее или после Литургии посмотреть, что читали на "Блаженных"?

откройте в Октоихе воскресную службу. Вы увидите, что каждая служба его состоит из разделов: Вечерня малая. Вечерня великая (или на Велицей вечерни)Малое повечерие. Полунощница. Утреня. И вот после раздела Утрени, обычно он заканчивается "хвалитными" стихирами , сразу идет раздел Литургии. Он как раз  и начинается с  Тропарей на "Блаженных", там же и прокимен Апостола можно найти. А тропари на "блаженных" всегда разные, конечно. Из Октоиха по гласу читаем, а из минее песни канона берутся.

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Высшая духовная математика, конечно )). Я на регентшу в нашем храме смотрю как на великое чудо. Стоишь в храме и слушаешь плавное течение службы, без зацепочки какой. А на клиросе труды, ещё какие, чтобы служба звучала. У нас такая огромная тумба у клироса, вся уложенная текстами и нотами. И только пальчик регентши указывает откуда что будут петь. Лево, право, лево, лево, прямо. Дополнительное дирежирование получается. Клирошане особые, конечно, люди! ))

 

Вот ещё немного с Азбуки по затронутому вопросу в параллельной теме.

СВЯТОЕ ВОЗНОШЕНИЕ

Пением Символа веры оканчивается приготовление к Святому возношению. Наступает время для самого возношения, т.е. для священнодействия Бескровной жертвы. Иначе Святое возношение называется Евхаристией (благодарением), потому что соединяется с благодарственными и хвалебными молитвами Богу Отцу, с исповеданием Его Божественных совершенств и великих к нам милостей. О важности этого времени в России принято давать знать даже тем, которые не присутствуют в храме, а остаются дома или находятся в пути, для того чтобы и они в эти минуты благоговейно мысленно участвовали в великом священнодействии.

Несколько ударов в колокол, напоминающих им об этом событии, называется благовестом к Достойно, т.е. благовестом перед пением: Достойно и праведно есть... А присутствующих в храме дьякон приглашает к участию в Святом возношении словами: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое возношение в мире приносити. «Будем стоять с соблюдением благочиния» (добре –καλωξ). Со страхом. «Будем бдительно хранить душу от всего, что может ее рассеять, смутить и потревожить». Чтобы в душевном мире приносить Богу Святое возношение, помня, что возносимая Богу жертва возносится не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как сторонние зрители или слушатели, а как действующие лица. Предстоящие, изъявляя готовность к благоговейному участию в Святом возношении, на слова дьякона отвечают вместе с хором: Милость мира, жертву хваления. «Мы готовы в мире приносить Богу, как приятное Ему возношение, хлеб и вино, – эту милость мира. «Мы готовы приносить, вместе с этими вещественными дарами, и духовную жертву хваления Богу; готовы устами, от избытка сердца, прославлять Его (Евр. 13, 15)». Затем священнодействующий обращается лицом к предстоящим, осеняет их крестным знамением и, как изъявивших готовность участвовать в Святом возношении, ободряет их апостольским благожеланием: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога Отца и причастие(общение) Святаго Духа буди со всеми вами (2Кор. 13, 13). Услышав в ответ выражение того же благожелания ему самому: и со духом твоим, священнодействующий возглашает: горе имеим сердца. «Отрешим наши сердца от всякого земного помышления и устремим их к небесному». Народ отвечает: имамы ко Господу. «Мы имеем сердца, устремленные ко Господу». Тогда священнодействующий, сам готовый приступить к Святому возношению, приглашает и предстоящих вместе с ним начать оное благодарением Господу, по примеру Самого Иисуса Христа, который, при установлении священнодействия Бескровной жертвы, начал оное благодарением Богу Отцу (Мф. 26, 26). Благодарим Господа. «Принесем Господу благодарственные молитвы», – взывает священник. Народ отвечает пением: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней, – а по греческим древним русским служебникам это песнопение звучит несколько короче: Достойно и праведно.

Во время этого пения священник начинает читать про себя благодарственную молитву (Евхаристию), которая, как возношение духовной жертвы, составляет первую часть в чине Святого возношения; за ней в состав чина входят: 2) возношение Святых Даров, как вещественного приношения; 3) освящение их молитвой о ниспослании на них Святого Духа и о преложении их в Тело и Кровь Христовы, и благословением; 4) возношение молитв за членов Церкви, живых и усопших. Во всех молитвах Святого возношения священник обращмается только к Богу Отцу, как служитель Иисуса Христа, который, как вечный Первосвященник, Сам через него приносит Богу Отцу Бескровную жертву....

 

А, кстати, завтра в Оптине Малое Повечерие с чтением и всенародным пением Акафиста батюшке преподобному Старцу Амвросию. 23-го октября - день его блаженной кончины. 24-го - Собор Оптинских Старцев. 

Изменено пользователем Olga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

малое повечерие в основном в монастырях и служат .На Страстной ещё .

Да , в Оптиной снова праздник ...эх...

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не повечерие, а малая вечерня с акафистом завтра будет ) Повечерие во время Великого поста в храме служится в Оптиной, а так келейно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пока понятия неразличимы. Скорее фонетика действует. По молодости, видимо, надо запоминать )))

Это ещё как-то прочувствовать что ли нужно. Может, ошибка, опять  же, поможет. Малая  вечерня - таких служб, получается, немного в году? И тоже монастырское богослужение? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Olga сказал:

Малая  вечерня - таких служб, получается, немного в году?

Немного, в Оптиной их служат раза три в году всего, по большим праздникам.

 

1 час назад, Olga сказал:

И тоже монастырское богослужение? 

Да, в основном, в монастырях их служат. А на приходах, там и обычные-то службы не каждый день. Хотя, всякое может быть )

 

Устав богослужебный, в общем, не различает особо монастыри и приходские храмы. Просто в монастырях намного удобнее исполнять все уставные службы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот встретилось такое напоминание:

На 24 октября приходится годовщина со дня рождения выдающегося русского композитора, хорового дирижера Павла Григорьевича Чеснокова, автора более пятисот хоровых пьес, среди которых несколько полных циклов Литургии и всенощного бдения, панихиды, циклов «Ко Пресвятой Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу» и многих других.

Приглашаем всех желающих в этот день в 11.00 принять молитвенное участие в панихиде у могилы Павла Григорьевича, похороненного на 20-м участке Ваганьковского кладбища. 

 

И подумалось: как становятся авторами музыки для богослужебных текстов? Кто ими становится? Есть ли у клироса предпочтение и если есть, чем руководствуется регент?

 

Один момент знаю, что не все можно спеть в том составе певчих, что пришел на службу. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 22.10.2018 в 01:13, A Lost Sheep сказал:

Немного, в Оптиной их служат раза три в году всего, по большим праздникам.

Батюшка, а почему Малая вечерня в Оптине служится не часто? Несколько раз в году , имеется ввиду из-за чтения акафиста на ней, да? Вообще, на сколько помню, малая вечерня совершается накануне праздничных и воскресных дней., перед Всенощным бдением( кроме Всенощного бдения, которое начинается Великим повечерием,напр. под праздник Рождества Христова и Крещения). И еще, хотелось бы уточнить, так, для закрепления :59:: где на малой вечерне читается акафист?

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Малые вечерни с акафистом помнятся из-за акафиста )) на праздники: Введение во Храм Пресвятой Богородицы и два Праздника Батюшке преподобному Амвросию. Марина, на слух:  вчера отец Ириней прочитал малую вечерню, а затем полностью пели Акафист. 

 

 

Ещё получила разъяснение, что Повечерие - это после вечерни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

о. Ириней прочитал 9 час и предначинательный 103-й псалом, потом клирос спел стихиры малой вечерни, а потом уже соборно читали акафист

 

Акафист в принципе не связан с малой вечерней, но если его туда вставляют, читается сразу после пения тропарей по "Ныне отпущаеши"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 часов назад, A Lost Sheep сказал:

о. Ириней прочитал 9 час и предначинательный 103-й псалом, потом клирос спел стихиры малой вечерни, а потом уже соборно читали акафист

Спаси Господи, отче! Очень желательно было спеть акафист, он ждался, поэтому, видимо, пение хоров "улетело" из памяти.  Как же неверно стоять на службе "ёжиком в тумане" ((((((.Как туман рассеить? (((

 

С Праздником памяти преподобного Старца Льва и Собора Оптинских святых!  Оптинских святых - 32! На аналой во Владимирском храме вчера положено две икоеы. На одной 14 , на другой 18 святых.  https://vk.com/wall-17454662_54134

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

подскажите, пожалуйста, неофиту, что за красные книжечки раздаются трудникам на вечерней службе? Синодики-помянники или другое что?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
24 минуты назад, A Lost Sheep сказал:

да, это именно синодики, они же помянники. В Оптиной все за всех молятся )

теперь понятно. Стоят они, обремененные и усталые,  пошатываясь из стороны в сторону от трудов и тягот земных,  листают странички, но с места не сходят, пока не закончат порученное  дело)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 23.10.2018 в 23:56, A Lost Sheep сказал:

Акафист в принципе не связан с малой вечерней, но если его туда вставляют, читается сразу после пения тропарей по "Ныне отпущаеши"

На Приходах нет такой практики служить малую вечерню, да ещё и с акафистом ,поэтому и создалось такое впечатление . ) У нас , например, акафист читается на молебне . Раньше его вставляли на Утрени,но это очень неудобно , в плане того , что служба затягивается и теряется её смысл.

В Лавре  накануне дня памяти преподобного Сергия и на Троицу, в Дивеево накануне дня памяти преп.Серафима Саровского также служат малую . А в Оптине , наверное , ещё и на Казанскую вечерня служится ?

 

Для тех , кто имеет возможность бывать на праздничных монастыр.службах , хорошо бы познакомиться со схемой построения малой вечерни. 

 

СХЕМА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ.

Священник(возглас):Благословен Бог наш ....

Чтец: Аминь. Псалом 103-й (ЧАСОСЛОВ)

 

Хор Стихиры на "Господи воззвах..." 

 

Хор :"Свете Тихий Святыя славы ..."(ВХОДА НЕТ)

Прокимен вечерни(дня),то есть который положен в этот день по Уставу.

 

Чтец:"Сподоби ,Господи..."(из книги ЧАСОСЛОВ)

 

Хор: Стихиры на стиховне.(книга Минея)

 

Чтец: "Ныне отпущаеши раба Твоего,Владыко..."

Трисвятое по Отче наш. 

Тропарь праздника (МИНЕЯ)Слава и ныне -богородичен "воскресный"по Гласу тропаря.

 

КРАТКАЯ СУГУБАЯ ЕКТЕНЬЯ 

ОТПУСТ 

 

Вот это схема малой вечерни.Устав не предусматривает на малой вечерни чтения акафиста, но в редких случаях его читают, как например,в Оптине , а со слов батюшки "после пения тропарей по "Ныне отпущаеши". ☺

 

 

 

 

 

 

 

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Марина, ждём от Вас ещё помощи в этой теме. Вы на одной из самых "горячих" точек во время службы, помогайте по возможности, пожалуйста! ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...