Jump to content
*"*

Богослужебные тексты.

Recommended Posts

Текст нашла, да.

И аудио у меня есть на разные мотивы. Одно исполнение особенно нравится, вечером с другой флешки сбросить постараюсь.

Edited by ~ Весна ~
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Спасииибо !Буду ждать.А Вы поете на клиросе ? Мы частенько поем "Тебе Бога хвалим.."на Литургии , после "Святая Святым...". 

Share this post


Link to post

Неет, я не пою. У нас в воскресной школе любительский хор, мы поем на занятиях с матушкой. А в храме очень редко, после литургии немножко 33 псалом и "Царица моя преблагая". Молебны редко когда.

  • Like 1

Share this post


Link to post

По принципу "Лучше поздно, чем никогда". Автор текста человек с абстрактным ником, взяла на страничке Евгения Сергеевича Кустовского. Регентская страничка, уровень, конечно, нашей Марины Маргаритки )). Там все загадочно для неклирошан, но крупицы сеются)).

 

Служба Новомученикам и Исповедникам Российским.
Если кто читал сегодня на всенощной (а я таки читал) канон новомученикам. Любопытная деталь! 
"Особое место в службах нового времени занимает тема закрытия храмов и монастырей, переоборудования храмов в кинотеатры и овощехранилища, а монастырей – в тюрьмы. «Храмы Божии осквернишася и попранию предашася»; «Краса Соловецкая поругана бысть … мерзость запустения»; «Увы нам, увы, вопияху исповедницы российстии, видяще яко безумнии богоборцы святыни земли нашея разориша, обители яко узилища темничная содеяша, храмы Божия в скверная и позорищная места обратиша и кровь христианскую в них пролияша»; «Безбожнии Каиновы внуцы святыни церковныя поруганию и огню предаша, обители разориша, храмы яко овощная хранилища содеяша, христолбивыя люди в темницы заключиша и умучиша».
Обращает на себя внимание выражение «Овощное хранилище» – на первый взгляд, это явная инновация, указывающая на то, что храмы превращаются в овощехранилища. На самом деле все не так просто. Дело в том, что в церковнославянской Библии выражение «овощное хранилище» неоднократно встречаются, правда, в несколько ином значении. В Писании «овощное хранилище» означает ‘сторожка’, ‘шалаш, в котором живет сторож огорода’. «Овощныя хранилища» используются регулярно в риторических конструкциях, чтобы показать, в какое ничтожество превратятся большие цветущие города: «Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище; положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным» [Пс. 78: 1-2]; «И положу Самарию во овощное хранилище селное» [Михей 1: 6]; «Сего ради вас дела Сион якоже нива изъорется и Иерусалим яко овощное хранилище будет» [Михей 3.12]; «Преклонися и потрясеся земля аки овощное хранилище, и аки пиан и шумен падет и не возможет востати, преодоле бо на ней беззаконие» [Исайя 24.20]. Получается такая своеобразная языковая игра — с одной стороны, это аллюзия к библеизму, указывающему на то бедственное состояние, в которое храмы и монастыри превратились во время большевистских гонений (это если воспринимать это выражение через семантику традиционного церковнославянского словоупотребления). Но, с другой стороны, с позиции русского языка, практически все, когда этот текст слышат, воспринимают его просто как наименование места, где хранятся овощи, в которое были переоборудованы храмы."

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
В 09.10.2018 в 01:52, Olga сказал:

Вот ещё хитрость какая. Например, на Страстной Седмице следишь за чтением и пением по сборнику Служб Страстной Седмицы - все понятно. Закрыл книгу - слова не воспринимаются совсем.

Пробовала. Как правило, в храме читают быстрее, чем я бы читала и еле успеваю глазами бегать по тексту. Как результат и ничего не услышала и не прочла умом. 

 

Или вот по шестопсалмию. В городском монастыре шестопсалмие читают как из пулемёта, глотая слова, минут за 4-5, хотя в идеале, чтоб все услышали минут 10- 15 надо. Вот аудио запись шестопсалмия в инете в среднем 12-15 минут. Стоишь в темноте и хоть плач.:cray0000:

Вы скажете, ходи в храм где медленно читают. Но, если жажда в будний день пойти на службу.

  • Like 2

Share this post


Link to post

Валя, я стала шестопсалмие понимать, только когда дома начала читать почаще.

Жалко конечно, когда быстро читают, иногда не успеваешь даже в уме слово услышать.

"Господи, помилуй 40 раз, иже на всякое время и на всякий час" (с).. ((

  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Валя, может у Вас есть возможность слушать трансляцию из Оптины? Каждый вечер Шестопсалмие читает иеромонах. Недавно отец архимандрит Мелхиседек читал )). 

Конечно, прискорбно, что сейчас торопежка бывает непонятная. И за что только не цепляется наш слух, наши глаза во время службы. Все попадают в эти уловки. Митрополит Тихон Шевкунов тоже делился о своих когда-то недовольствах (может неточное слово) во время службы. А потом, говорил, понял, что пока я анализирую и сравниваю что чему не соответствует - меня нет на службе. Я в храме, но меня нет. И изменил свое отношение к происходящему, раз не мог изменить само происходящее. Видимо, через все эти испытания надо пройти. Ведь когда-то с Божией помощью все выучится наизусть, все станет более понятно.))

 

Ещё о чтении текста в храме. В монастыре, думаю, тексты не сокращают. В нашем храме из Канонов, например читают по разному. Иногда 4-ре тропаря из каждой песни, а иногда только 2. По какому принципу - пока не уловила. Поэтому следить по тексту не получиться в таком случае, только запутаться можно. Плюс песнопения бывают не из Октоиха или Минеи, поэтому тоже проблема для неопытных. Вот на Праздник Сретения Господня текст Канона был относительно понятен, если бы ещё чтецы некоторые слова произносили четко, таК красиво очень звучит ЦСЯ. Прочитала дома всю службу. Уловила, что Пророческие чтения, особенно первое, далее по тексту службы повторяется отдельными стихами. Также и в Каноне. Честно сказать, первый раз уловила такую связь именно смысловую. На службе было уже легче. Но бывают тексты просто сами по себе трудные. Как ни старайся, смысл уловить на всегда просто, тем более прочитать вслух, громко, четко. Пример: отец Нил разбирал в беседе 8-9 песни Рождественского Канона и...не разобрал некоторые тропари )).

Вчера, кстати, немного слушала трансляцию из Оптины. Канон Сретения читали, услышала слова "детЯшный возраст". ))

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
В 01.12.2018 в 13:12, sibiryak сказал:

подаешь записку говоришь - обедня

У нас вообще в храмах не звучит слово обедня. Простая или заказная говорят. Я говорю - простая на проскомидию.

А вот мне не понятно совсем про записки, а спросить стесняюсь в храме у людей. Вот на Литургии диакон кадит храм и люди ему в руки сунут записки. Он смиренно берет (и как получается у него брать, кадить, кланяться иконам!). Это что они за записки подают? Просто опоздавшие прихожане, не успевшие подать в иконную лавку? А что за записки читает диакон перед вратами с аналоя после чтения Евангелие?

Поясните, меня эти вопросы уже давно тревожат.

Спасибо.

24 минуты назад, Olga сказал:

Валя, может у Вас есть возможность слушать трансляцию из Оптины?

Я в инете с телефона, а с него на открывается почему-то трансляция.:unsure:

Share this post


Link to post
3 часа назад, ~ Весна ~ сказал:

Да, плохо, что забыли тему!

Скоро вот Великий Пост, неплохо бы поразбираться с Великим Каноном Андрея Критского.

 

 

Да, Лена, согласна, забыли ((. 

Для Каноне Андрея Критского хорошо бы почитать толкования на некоторые эпизоды Ветхого Завета, с героями или событиями которого сравнивается наша душа в Каноне. Грустная история (((. 

  • Like 2

Share this post


Link to post
26 минут назад, Olga сказал:

отец Нил разбирал в беседе

Он часто говорит, что причиной нашего непонимания текстов есть переводы с неправильной расстановкой слов.

Вот, кстати, утренняя молитва " Воспеваю благодать Твою Владычице ". Там, мне видится куча слов не на месте своём. А расставить не могу что-то. Ещё полностью молитвы не умею чувствовать.

Share this post


Link to post
6 часов назад, р.Б Валентина сказал:

А вот мне не понятно совсем про записки, а спросить стесняюсь в храме у людей

А вот в иконной лавке где и принимаются записочки как раз и спрашивайте, они там все объясняют всегда, это входит в их обязанности, про записки рассказать, требы, и так далее. Ну бывает конечно кто-то срочно на подмену выйдет, сами мало понимая. но как правило там уже подготовленные сидят, потому что много тех, кто совсем первый раз зашел в храм, им ничего не понятно, спрашивают )

 

 

6 часов назад, р.Б Валентина сказал:

Вот на Литургии диакон кадит храм и люди ему в руки сунут записки.

Иногда могут так давать дьякону записки которые из лавки, например сама кто сидит в лавке просит, отдайте дьякону, люди отдают, иногда сам дьякон идет в лавку забирать. Но это хорошо когда лавка в самом храме, а так в другое здание дьякону придется идти. Вот и отдает прихожанам чтобы передали дьякону, чтобы он унес потом в алтарь.

 

Цитата

А что за записки читает диакон перед вратами с аналоя после чтения Евангелие?

Ну это и есть заказные, их не только на проскомидии читают, на сугубой Ектении кажется тоже.

 

Здесь у прот. Константина Пархоменко хорошая подборка и пояснение о записках Валентина.

 

На ектению… Так называется поминание, когда записку прочитывают на проскомидии (и вынимают частицы за тех, кто там записан), а затем эту же записку поминает диакон вслух (а если записок много – и священники в алтаре) на Литургии, во время великой ектении, или на заупокойной ектении. Подробней об этом читайте в фотоальбоме БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.

 

https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakomstvo-s-pravoslavnyim-hramom/zapiski-pominalnyie/1/image/fotor0

 

Вообще на многих приходах, свои установки и уставы заметил...

 

В прошлом году удалось несколько бесед посмотреть с иереем Константином Корепановым о Великом покаянном каноне, был в гостях после операции, не удалось постоянно слушать его) Но очень он по полочкам раскладывает. Не помню точно кажется по каналу Союз было

 

Здесь первая часть

 

 

тут в правой колонке его лекции, можно найти все остальные части канона их 6 кажется, , о Страстной седмице, о Литургии, и многое другое из лекций отца Константина. Время бы еще найти прослушать, дисциплину в режиме)

 

 

 

 

 

 

  • Thanks 2

Share this post


Link to post
13 минут назад, sibiryak сказал:

Иногда могут так давать дьякону записки которые из лавки, чтобы он унес потом в алтарь

Дают прихожане по всему храму каждый свою, пока он кругом идёт полностью по храму. 

13 минут назад, sibiryak сказал:

вот в иконной лавке где и принимаются записочки как раз и спрашивайте,

После вопросов заданных им, в ответ куча вопросов и лекций: а вы вообще с крестиком нательным? молитвослов дома есть? утром и вечером молитвы существуют. Вы календарь уже купили? Я как-то ответила цитатой из Аввы Дорофея. В ответ на меня махнули рукой в прямом смысле слова, сказав "что с вами молодыми спорить!" (Спасибо, что за молодую сочли :-), и кто вообще спорил с ней?) и просто вышла из лавки.

Читайте внимательно вопросы. Я же написала причину почему спрашиваю здесь у всех, а не в храме.

У нам так делятся:

- простая - за все имена вынимается одна частичка.

- заказная - за каждое имя частичка.

 

Edited by р.Б Валентина

Share this post


Link to post
28 минут назад, р.Б Валентина сказал:

Дают прихожане по всему храму каждый свою, пока он кругом идёт полностью по храму. 

Очень интересно. Значит так уж заведено у них. Проще всего подойти к самому дьякону и спросить после службы.

 

28 минут назад, р.Б Валентина сказал:

Читайте внимательно вопросы. Я же написала причину почему спрашиваю здесь у всех, а не в храме.

Я не увидел причину. Может ранее писали, тогда извините.

 

1 час назад, р.Б Валентина сказал:

А вот мне не понятно совсем про записки, а спросить стесняюсь в храме у людей

 

1 час назад, р.Б Валентина сказал:

Поясните, меня эти вопросы уже давно тревожат.

Спрашивать у людей, я подумал что у прихожан, про лавку и засыпку вопросов вам вы не писали, поэтому и посоветовал. У нас в Соборе например в лавке вообще преподаватель Нравственного богословия сидит, у нас на курсах преподавала. В храме тоже замечательная женщина, которая 21 год уже в храмах работает в лавке. Поэтому любой вопрос четко и понятно, без лишних вопросов в смысле)

 

В некоторых монастырях слышал очень усиленно выспрашивают точно ли крещен за кого подаете? Он ( она ) сами в храм ходят? они воцерковлены? Это по рассказам пишу. Сам не встречал. Мои вопросы были краткими - сколько стоит треба)

 

Там выше я дополнил сообщение Валентина и опять ссылку дал на прот. Константина Пархоменко с картинками по запискам, понятнее уже некуда. Что, за кого, когда и почему посмотрите.

28 минут назад, р.Б Валентина сказал:

- простая - за все имена вынимается одна частичка

По идее так должно и быть, и слабее от этого поминание не может быть. Вопрос только в нашем  пожертвовании. Кажется Ольга когда то давно еще давала ответ на это. Что даже если одна частица за всех вынута, все и помянутся.

 

 

Share this post


Link to post
3 часа назад, ~ Весна ~ сказал:
3 часа назад, Olga сказал:

храмы Божия в наименование места, где хранятся овощи, в которое были переоборудованы храмы."

 А в храме очень редко, после литургии немножко 33 псалом и "Царица моя преблагая". Молебны редко когда.

и это поем, с народом .

Ольга ,  "овОщное хранилище"у Маргаритки вообще  картошка и кабачки .Как раньше при словах "отложим попечение"...ассоциация с печеньем.:( Потом выяснилось у многих так 

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 1
  • Haha 1

Share this post


Link to post
57 минут назад, sibiryak сказал:

Там выше я дополнил сообщение

Спасибо.

 

58 минут назад, sibiryak сказал:

Спрашивать у людей, я подумал что у прихожан,

Всё правильно, у прихожан стесняюсь, а иконной лавки сторонюсь по причине, которую описала. При чём наслышана, что это "больное место" многих лавок.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
49 минут назад, р.Б Валентина сказал:

Всё правильно, у прихожан стесняюсь, а иконной лавки сторонюсь по причине, которую описала. При чём наслышана, что это "больное место" многих лавок.

Сталкивался с тем, что в разных храмах под простыми и заказными записками понимают разное.  Покойный о.Николай Дмитриев когда-то говорил:  "Если вам что-то надо узнать в храме - спрашивайте настоятеля; запомните, настоятель - самый добрый в храме".

  • Like 2

Share this post


Link to post
3 часа назад, Olga сказал:

Иногда 4-ре тропаря из каждой песни, а иногда только 2. По какому принципу - пока не уловила.

Типикон указывает когда и по сколько тропарей читать из каждого канона. А сейчас просто смотрим в Богослужебные указания, в которых всё расписано. Например из Богородичного канона в Воскресной службе почти всегда надо читать 2 тропаря.

 

 

 

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
5 минут назад, Юрий Кур сказал:

самый добрый в храме".

По поводу доброты. В одном нашем храме есть священник, молодой 33 года. Когда я со стороны видела как он разговаривает с людьми, у меня тут же Евангельские события перед глазами, кажется, что именно так Иисус Христос Господь наш разговаривал с людьми. Столько кротости, міра, доброты, тишины... Вот уж точно "Научитесь от Мене..." Но послушание у него референт митрополита и в храме его очень редко можно застать. Но, когда раньше он служил чаще и выходил на исповедь, то очередища такая!!!!!!!! Вот к таким батюшкам не страшно с любым вопросом идти!!!!!

  • Like 2

Share this post


Link to post
2 часа назад, sibiryak сказал:
2 часа назад, р.Б Валентина сказал:

- простая - за все имена вынимается одна частичка

По идее так должно и быть, и слабее от этого поминание не может быть. Вопрос только в нашем  пожертвовании. Кажется Ольга когда то давно еще давала ответ на это. Что даже если одна частица за всех вынута, все и помянутся.

А у нас батюшка строго вынимает за каждого. Об этом говорит на проповедях, что это важно. Специально рано начинает Проскомидию. В Храм приходит раньше всех.

  • Like 4

Share this post


Link to post
1 час назад, Olga сказал:

Чего только в разрушаемых и поруганных храмах не устраивали.

очень хочется верить, что такого больше не повториться.

  • Like 1

Share this post


Link to post
58 минут назад, Юрий Кур сказал:

"Если вам что-то надо узнать в храме - спрашивайте настоятеля; запомните, настоятель - самый добрый в храме"

Добавлю брат Юрий и самый знающий )

 

Как то спрашиваю про одну требу у своего отца, служит в храме, а он говорит не знаю Александр, так настоятель решил, спроси у него.

Спросил, и все стало ясно)

 

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...