Jump to content
*"*

Богослужебные тексты.

Recommended Posts

спаси Господи . Общими усилиями и с помощью Божией . Очень интересно сравнить службы на приходе с монастырской.На сколько мы отошли от Устава ,сокращяя некоторые песнопения службы.:59:

Share this post


Link to post
В 22 октября 2018 г. в 18:32, Евгения (Владимир) сказал:

 

 

Евгения, "Благовест" теперь поет литургии, когда Владыка Евлогий в Суздале служит. На мое ухо, непривычно им. Опытный уставщик помогает.

А вокальная часть, конечно, на очень достойном уровне.

Edited by EКатерина
  • Like 1

Share this post


Link to post
2 минуты назад, EКатерина сказал:

Евгения, "Благовест" теперь поет литургии, когда Владыка Евлогий в Суздале служит. На мое ухо, непривычно им. Опытный уставщик помогает.

А мне просто очень понравились голоса, я раза три оставался слушать, там в Спасо-Евфимиевском монастыре в Спасо-Преображенском храме, как только новая группа, они выходят петь)

 

Роспись очень понравилась мне там, на стенах Евангелие. Своды храма покоятся на четырех столпах. Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную — «Отечество», архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря — «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящен деяниям апостолов.

  • Like 1

Share this post


Link to post
В Fri Oct 26 2018 в 19:31, Георгий 2В сказал:

теперь понятно. Стоят они, обремененные и усталые,  пошатываясь из стороны в сторону от трудов и тягот земных,  листают странички, но с места не сходят, пока не закончат порученное  дело)

Да ну, мрачная прям картина. Братия может сидеть в отдельных частях службы, как и все в храме. И сидя читать. Тем более для них стоят лавочки в правом пределе, как и для монашествуюших. Какая-то Вам картина представилась, или мне так послышалось. Это вообще-то за честь можно почесть - чтение имён по синодикам в Оптине ))

Edited by Olga
  • Like 2

Share this post


Link to post
3 часа назад, EКатерина сказал:

 

Евгения, "Благовест" теперь поет литургии, когда Владыка Евлогий в Суздале служит. На мое ухо, непривычно им. Опытный уставщик помогает.

А вокальная часть, конечно, на очень достойном уровне.

Екатерина, интересно, состав их остался прежним или сократился до 3 человек?

Share this post


Link to post
4 часа назад, Olga сказал:

Да ну, мрачная прям картина. 

Это с таким большим уважением и  каплей юмора сказано). Но, действительно, они выстаивали почти всю службу,  не сходя с места, кто помоложе (продолжительность свидетельства- ежедневно в течение недели). Впечатляет. 

  • Like 2

Share this post


Link to post

А вот вопрос по текстам, или, скорее, по возгласу. Однажды во время Литургии прихожане вместе з диаконом просят: "Господи, спаси благочестивые".  Кто такие благочестивые? Это избранные из среды прихожан? Это благочестивые вообще среди всех народов? Если это самые зрелые из церковных плодов, почему мы о них просим отдельно от всех- "И о всех, и за вся"? То есть, они более нуждаются в спасении, чем остальное большинство --неблагочестивые? Как правильно объяснить  это  детально?

  • Like 1

Share this post


Link to post

Евгения, четверо. На Казанскую пели литургию в Евфимьевском приделе Спасо-Преображенского собора монастыря (на видео как раз он), потом были замечены в Рождество-Богородичном соборе Кремля.

 

 

Edited by EКатерина
  • Like 1

Share this post


Link to post

 

При нажатии фото увеличится

58 минут назад, EКатерина сказал:

На Казанскую пели литургию в Евфимьевском пределе

Это тот придел?

 

24128398_m.jpg

 

 

Вот этот слева, очень красиво тогда пел, но на видео его нету

 

24128458_m.jpg

  • Like 1

Share this post


Link to post
2 часа назад, Георгий 2В сказал:

А вот вопрос по текстам, или, скорее, по возгласу. Однажды во время Литургии прихожане вместе з диаконом просят: "Господи, спаси благочестивые".  Кто такие благочестивые? Это избранные из среды прихожан? Это благочестивые вообще среди всех народов? Если это самые зрелые из церковных плодов, почему мы о них просим отдельно от всех- "И о всех, и за вся"? То есть, они более нуждаются в спасении, чем остальное большинство --неблагочестивые? Как правильно объяснить  это  детально?

действительно,на Литургии мы слышим этот возглас от лица диакона . И если оный имеет красивый баритон , то возглас звучит торжественно. Но к сожалению мало ,кто знает его смысл и значение. При его звучании кто-то в душе отнесет себя к числу "благочестивых "  и "избранных "прихожан , при этом истово перекрестит себя крестным знаменем.)     Между тем, возглас имеет свою историю,которая зародилась в далекой Византии. В этих словах ,а взяты они из Священного Писания ,призыв к Богу о спасении императора и патриарха .Правда первоначально он звучал иначе . К благочестивым позже стали относить всех православных . Позже этот возглас перекочевал к нам в Россию .

Вот здесь более подробно http://deacon.ru/library/primechaniya-hitrosti/59-save.html

Интересно, что в некоторых храмах , где нет диакона , можно услышать этот возглас от лица служащего священника, но уже ни так торжественно, конечно .

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
3 часа назад, sibiryak сказал:

 

При нажатии фото увеличится

Это тот придел?

 

24128398_m.jpg

 

 

Вот этот слева, очень красиво тогда пел, но на видео его нету

 

24128458_m.jpg

Александр, это главный придел - Преображения Господня, там сейчас реставрация. А Евфимьевский справа, где очень красивая мозаичная икона Спасителя, единственная сохранившаяся.

В лица певчих не всматривалась. Не вем, кто был, кого не было.

Edited by EКатерина
  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
10 минут назад, EКатерина сказал:

Александр, это главный придел - Преображения Господня, там сейчас реставрация. А Евфимьевский справа, там очень красивая мозаичная икона Спасителя, единственная сохранившаяся.

Ну конечно Екатерина тот главный, все так и есть.

 

Цитата

А Евфимьевский справа, где очень красивая мозаичная икона Спасителя, единственная сохранившаяся

 

Спасибо.

 

24130987_m.jpg

 

P.S делали телефоном, но разглядеть можно.

 

 

  • Thanks 2

Share this post


Link to post

«Единоро́дный Сы́не» — неизменяемый православный гимн, входящий в состав второго антифона литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого. Описывает воплощение и богочеловеческую природу Иисуса Христа.
В числе ветхозаветных пророчеств о Христе есть такой текст Захарии, предсказывающий раскаяние иудеев:
«И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:9—10).

Церковнославянский: «Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, безсме́ртенъ Сый, и изво́ливый спасе́нiя на́шего ра́ди воплоти́тися отъ Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Марíи, непрело́жно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бо́же, сме́ртiю сме́рть попра́вый, Еди́нъ Сый Святы́я Тро́ицы, спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ насъ»

Русский: Единородный Сын и Слово Бога бессмертное, что изволило спасения нашего ради воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно вочеловечившееся и распявшееся за нас смертию смерть поправшее – Христос Бог во Святой Троице единосущный и сопрославляемый Отцу и Святому Духу- спаси нас!

Существует устойчивое мнение, что гимн написал около 536 года византийский император Юстиниан I. «Единородный Сыне» отражает полемику времени христологических споров между православными и монофизитами.
С одной стороны, гимн утверждает вероопределение Халкидонского собора о двух природах во Христе: подчёркивается как Божественная (Христос называется единородным Сыном, бессмертным, прославляемым вместе с Отцом и Святым Духом), так и человеческая природа (Христос воплотился и непреложно (истинно и неизменно) вочеловечился, то есть стал Человеком, и так же непреложно претерпел распятие). С другой стороны, в духе примирительной политики Юстиниана для выражения православной мысли используются любимые монофизитами фразы. В данном случае такой фразой является «Един сый Святыя Троицы», которой монофизиты подчёркивали свою убеждённость исключительно в единосущии Сына Отцу и Святому Духу (в соответствии с учением Никейского собора), но не в единосущии Христа человечеству (определение Халкидонского собора, не принятого монофизитами). Эта формула, будучи изначально монофизитской, в сочетании с остальными бесспорно православными словами гимна теряет свой «монофизитский» оттенок и становится вполне приемлемой с точки зрения Халкидонского собора. Несомненно монофизитский оттенок несут и слова о вочеловечившемся и распятом Слове Божием.
Тактика внешних словесных уступок монофизитам при твёрдом сохранении учения Халкидонского собора характерна для Юстиниана I и нашла достойное завершение на Пятом Вселенском соборе.
Пение гимна «Единородный Сыне» на ежедневных литургиях (как и догматиковна воскресной вечерне) призвано напоминать верным православное учение Халкидонского собора о воплощении Христовом.
Поется всегда после второго антифона, какие бы антифоны ни были и какой бы праздник ни праздновался.
***************
Песнь «Единородный Сыне» называют и песнью воплощения, и песнью, в которой вспоминается Богоявление (Крещение) Господа, когда Бог-Отец свидетельствовал о Своем Сыне. Несмотря на краткость, она богата по содержанию. В ней даже можно увидеть элементы полемики между православными и  монофизитами, признававшими во Христе  одну только божественную природу Христа, уничижая человеческую. Действительно, в песне «Единородный Сыне» утверждается, что Он изволил «воплотитися от святыя Богородицы..., непреложно вочеловечивыйся», а также — что Господь «един сый Святыя Троицы», то есть, является Богом.
Рассмотрим некоторые слова в этой песне, чтобы точнее понять ее смысл.
«Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый…» Слово «Сый» происходит от понятия «Сущий», то есть, Существующий, Вечный. Вообще, привычные для современного языка части слова  –ущ- или –вш-  в церковнославянском часто отсутствуют. Поэтому мы слышим здесь «безсмертен Сый», «изволивый спасения нашего ради», «смертию смерть поправый». На слух такие «сокращенные» слова можно понять не совсем точно. Например, «распныйся» можно воспринять как призыв, хотя на самом деле это слово прошедшего времени и обозначает «распявшийся».

 Фраза «непреложно вочеловечивыйся» также содержит несколько «сокращенное» слово — от «вочеловечившийся». А слово «непреложно»имеет особый смысл и обозначает «неизменно».  Этим мы подчеркиваем, что Сын Божий стал человеком, оставаясь при  этом Богом неизменно. Кроме того, «непреложность вочеловечения», пожалуй,  обозначает и то, что человеческая природа Господа не «растворилась» в божественной, как утверждали монофизиты.

Заключительные слова «Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу»свидетельствуют о том, что Сын Божий и Сын Человеческий, Иисус Христос, — Одно из нераздельных Лиц Святой Троицы и имеет равную честь и славу вместе с Богом-Отцом и Святым Духом. Только такой Бог — Богочеловек — может спасти грешную, поврежденную человеческую природу  каждого, кто прибегает к Нему в таинствах, молитве, богоугодной жизни.

Песнью «Единородный Сыне» прославляется Тот, Кто воплотился на земле, чтобы спасти человечество, Кто в таинстве Причащения желает соединить каждого с Собой, как источником благодати. Ради этого верующие собираются на Божественную Литургию, внимают, откликаются сердцем, крестным знамением, молитвой на исполненные духом слова, за которыми незримо присутствует и Сам Бог-Слово.

  • Like 2

Share this post


Link to post

как бы вы объяснили данное  песнопение ребенку 11-лет ? Или вот зашёл в храм человек в тот момент , когда хор запел "Единородный Сыне " Бортнянского .  На него произвела впечатление эта молитва и он обратился к Вам с просьбой :кратенько , понятно объяснить его смысл?А вот  старенькой бабушке тоже стало интересно . Как бы вы объяснили , ведь ни тот , ни другой , ни третий не обладают языком церковной и богословской терминологии  и не держали в руках учебник по Общей церковной истории, в котором говорится о монофизитах ?)

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 1

Share this post


Link to post
2 часа назад, Георгий 2В сказал:

хорошие подробности по Литургике на уровне выпускного курса)

Выпускного курса чего?))

Share this post


Link to post
4 часа назад, Olga сказал:

Выпускного курса чего?))

не меньше, чем  академии). Стиль, слог, ораторская уверенность, знание предмета в целом, научно-методическая подготовленность подачи материала,  знание терминов и понятий, позитивная  атмосфера изложения, уравновешенность в спорных диалогах, убедительность изложения усвоенного материала предмета, терпимость и доброжелательность к новоначальным и отстающим в развитии дилетантам, положительная обратная связь и многое, многое другое.:wink3000:

Edited by Георгий 2В

Share this post


Link to post

Да, кто-то с богословским образованием написал толкование, без сомнения. Сайт не опознавался конкретно, или опять же особенности связи. 

 

Марина, ответила бы, что я не имею специального образования говорить об отдельных частях Литургии в данном случае. Сама только два-три дня назад  прочитала об этом  песнопении, узнала, что это  гимн, связанный с монофизитами. Повод ещё раз осознать, что совсем ничего не знаю о богослужебных  текстах, которые  почти наизусть выучены. А хорошо бы в соответствии со своими возможностями в этом деле прлдвигаться. С детьмими совсем сложно, это должны быть специально обученные отвечающие, но и особых толкований для них наверное пока не нужно. Бабули могут быть разными и сами намного больше знающими и о монофизитах, и о многом вообще. Как-то читала про простую совсем пожилую женщину, которая в совершенстве знала Устав богослужения, к ней обращались отцы за помощью. 

 

Про монофизитов помниться с курсов. Данную дисциплину преподавал молодой совсем препод, который Шестопсалмие читал в храме одним словом. Долгое такое одно слово. Как запомнила: это наши братья армяне, которым когда-то от величия их территориальной расположенности (библейская гора Арарат, Ноев ковчег и пр.) снесло голову, и они на свой лад стали истолковывать веру. Моно - один, вот они и признают только одну Божественную природу Христа, а человеческую нет. Тогда, значит, Он и не претерпел страданий, мук, боли. Божественная природа от всего этого свободна. 

 

Кстати, к слову, не знаю по какой причине, но на страничках братьев-армян встречала икону преподобного Старца Оптинского Макария, только своеобразное такое исполнение - в монашеской одежде, но синего цвета,  и ликом максимально похож на армянскую национальность. Но значилось, что это икона прп.Макария Оптинского.

 

А вот ещё текст от богословов.

 

Новый Завет является Законом Иисуса Христа, выраженным Его учением, изложенным в Евангелии, проповеданным Апостолами в их Деяниях и Посланиях. Ветхозаветный закон предуготовил человека к восприятию благодати Евангелия. Новый Завет открывает верующим Царство Небесное, расширяя и углубляя в заповедях блаженств десять ветхозаветных заповедей Моисея.

Блаженством можно назвать преисполненное высшей радости и любви неизреченно счастливое состояние, когда дух человека, освятившись и возвысившись, свободно ликует и поет, не завися от всего, что могло бы ему помешать. Путь к такому состоянию лежит в осознании и деятельном усвоении христианских добродетелей, делающих человека открытым к восприятию благодати Святаго Духа: смирения (простодушие, нелюбовь похвал, познание тайны несения Креста), трезвения (внимания себе, памяти о вечной жизни), блаженного плача (ощущение своего недостоинства, упование на Милость Божию), кротости (безгневие, душевная тишина, мужественность), нестяжания (довольство необходимым, забота о бедных, свобода духа), целомудрия (отвращение блудных дел, мыслей, хранение чувств, зрящая Бога чистота), воздержания.
Для мирского сознания, чуждого смирения и самоотвержения, заповеди блаженств (Мф. 5: 3–12) являются серьезным камнем преткновения, ведь тут названы счастливыми те, кто так или иначе несчастлив в проекции земного мира: нищие духом, плачущие, жаждущие, гонимые… Однако именно в этих Новозаветных заповедях раскрывается вся мудрость перспективы духовного роста личности: смирение в осознании и подлинной оценке себя, очистительный покаянный плачь, сострадание к ближним, неосуждение, кротость, жажда истины, милосердие, чистота сердца, миролюбие, страдание за правду.

Edited by Olga
  • Like 1
  • Thanks 2

Share this post


Link to post

Любое богослужение: Вечерня. Повечерие(малое, великое)Утреня(будничная) Литургия, требы, молебны начинаются с возгласа священника. Также возгласы произносятся во время богослужений.(

Во́зглас – краткое молитвословие, провозглашаемое священником или епископом во время богослужения или моления (некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы).

Возгласы разделяются начинательные, литургийные и ектенийные(после ектенинии).

 

 

Вот какое объяснение предлагает нам Толковый Типикон(Устав)

Начальный возглас священника

Обычное начало церковных служб слагается из двух совершенно не равных по объему частей: начального возгласа священника и начальных молитвословий чтеца. Возглас священника, таким образом, является в собственном смысле «началом» службы, как бы первоначалом ее. Ему усвояется уставом особенное значение. Без этого возгласа служба не может начаться. Посему, несмотря на всю краткость этого возгласа, его именно можно рассматривать как часть, равноправную со всем остальным, длинным, содержанием обычного начала. Начальный возглас, вообще говоря, содержит прославление Бога. Таким содержанием начальный возглас хорошо выражает весь характер православного богослужения, в котором прославление Бога преобладает не только над молением, но и над благодарением и поучением, благодаря чему это богослужение лишено того утилитарно-практического характера, какой имеет римско-католическое богослужение с преобладанием в нем просительного элемента и протестантское с преобладанием гомилетического содержания, и благодаря чему православное богослужение наиболее приближается к небесному богослужению, ангельскому славословию Бога. (А характер богослужения стоит, конечно, в самой тесной связи с общим пониманием христианства в трех вероисповеданиях его). Такого содержания возглас сразу возвышает нашу мысль к той славе и хвале, которую приносят Богу все Его создания и в которой некоторую частицу имеет составить и предпринимаемая нами служба. Это начальное прославление Бога, или, точнее — только исповедание существующей и без нас славы Божией, — не одинаково пред различными службами, именно в торжественности своей сообразуется со степенью торжественности службы.

 

Пример : Девятый Час, Вседневная вечерня начинаются с возгласа священника:"Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков.

ЧТЕЦ: Аминь.

 

 

 

 

 

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 2

Share this post


Link to post

Величание сложное. Тут почти на каждой букве своя нота величания. 

 

  • Like 2

Share this post


Link to post
В 19.11.2018 в 01:30, МАРГАРИТКА сказал:

Любое богослужение: Вечерня. Повечерие(малое, великое)Утреня(будничная) Литургия, требы, молебны начинаются с возгласа священника

А всенощное бдение?

 

Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. “В начале сотворил Бог небо и землю”. Земля же была безвидна и пуста. И Дух Божий носился над первозданным веществом земли, вдыхая в него живоносную силу. Но еще не раздавалось творческого слова Божия.

 

Потом он трижды призывает верующих: “Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему”. Ибо “все чрез Него начало быть, (т. е. существовать, жить) и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Иоан. 1, 3).

 

 

Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира – Пресвятую Троицу: “Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков”

 

https://www.pravmir.ru/obyasnenie-vsenoshhnogo-bdeniya/

 

Трансляция всенощного бдения из церкви в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских (нижнего храма собора Преображения Господня) Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

 

 

 

Вот получается всенощная начинается с тишины....

  • Like 2

Share this post


Link to post
2 часа назад, sibiryak сказал:

А всенощное бдение?

 

Вечерня,при Всенощном бдении...

 

Ну вот же ответ у Вас:"Вечерня при Всенощном бдении".Всенощное бдение состоит из вечерни и Утрени.

Всё правильно , практически начинается с тишины.

А теоретически ,любое богослужение с возгласа. 

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...