Jump to content
*"*

Богослужебные тексты.

Recommended Posts

22 часа назад, МАРГАРИТКА сказал:

да, Елена, если есть желание вникнуть в Устав , то практика на клиросе просто необходима. Сейчас во многих регионах организуют певческие курсы, на которых изучение Устава тоже предусмотрено. Быть может и у вас такое практикуется?

Об  этом не слышала, но идея хорошая, возьму на заметку)

  • Like 1

Share this post


Link to post
17 часов назад, Olga сказал:

 Кстати, про 2-ую песнь где-то читала, что она неизвестно вообще куда делась. Ведь почти все Каноны без второй Песни. 

С праздником Покрова Божией Матери! "Радуйся , Радосте наша, Покрый нас от всякого зла Честным Твоим омофором"-из акафиста Покрову Пресвятой Богородицы.

Ольга, вот такие вопросы очень часто помогают освежить память и вспомнить уже забытое.) Знала, что Вторая песнь канона  читается в седмичные дни Великого поста и на некоторых заупокойных богослужениях(периода чтения Триоди), по причине того, что тропари песни носят покаянный характер, нежели тропари остальных восьми песней. Чтобы понять, нужно просто нужно разобрать каждую песнь канона, ее структуру и ТЕМАТИКУ. Для того, чтобы полностью ответить на вопрос о второй песни, пришлось обратиться за помощью к более опытным уставщикам:59: ,:whistle3:которые поделились вот этой ссылкой для более глубокого ознакомления.

 

http://pravoclavie.info/488-kuda-devalas-2-ya-pesn-iz-kanonov.html

 

В этой пространной песне много обличений народа Израильского: "Согрешиша, не Того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете, сии людие буии и не мудри…". В конце возвещается праведный суд Божий. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, когда мы должны омывать душу слезами.

Поэтому исполняется 2-я песнь только в дни святой Четыредесятницы, например, она есть в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского. В остальные же дни она опускается.

 

Из лекций о. Михаила (Тахи-Заде) по литургике:

Что из себя пpедставляют библейские песни? Это молитвы ветхозаветных пpаведников. Ведь Пp. Богоpодица и пpоpок Захаpия все-таки были людьми ветхозаветными. К комy эти песни обpащены ? Очевидно, к Богy. 
2-я же библейская песня обpащена, наобоpот, к людям, забывающим Бога - к изpаильтянам. Она сильно отличается от всех пpочих, Значит, и 2 песнь канона должна иметь особый статyс. Потомy ее и опyскают, как пpавило: это не молитва, а нечто иное.

 

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Марина, благодарю! С Праздником! Ещё, возможно, у каждого  из нас в копилочке есть какие-то свои наработки что ли по службам. Маленькие сокровенные личные открытия. Тоже можно поделиться. По ссылкам надо читать, быть в тонусе, не расслабляться, но порой вот то, что своими словами  проще доходит и запоминается.))

Из моей личной "копилочки", например,  на 3-тьем часе в псалме есть стих "грех юности моея и неведения моего не помяни Ты, Господи...". Встречала в воспоминаниях о батюшке преподобном Амвросии, он давал благословение вспоминать и повторять  эти стихи одной сестре, которая сильно унывала от содеянного в молодости. Каждый раз и вспоминается Старец Амвросий, когда эти строчки звучат. ))

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
38 минут назад, Olga сказал:

Марина, благодарю! С Праздником! Ещё, возможно, у каждого  из нас в копилочке есть какие-то свои наработки что ли по службам. Маленькие сокровенные личные открытия. Тоже можно поделиться. По ссылкам надо читать, быть в тонусе, не расслабляться, но порой вот то, что своими словами  проще доходит и запоминается.))

Хорошо, Оль, буду своими словами стараться объяснять, как на экзамене)) тоже не очень по ссылкам люблю читать. Но все же, чтобы не было отсебятины, надо подтверждать и ссылками)) :umnik000:

  • Like 3

Share this post


Link to post

Сегодняшний Воскресный тропарь 4-го гласа:

Све́тлую Воскресе́ния про́поведь / от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы / и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, / апо́столом хва́лящася глаго́лаху: / испрове́ржеся смерть, / воскре́се Христо́с Бог, / да́руяй мирови ве́лию ми́лость.

 

Здесь ударение в слове ученИцы стоит над буквой и. Значит речь идёт об ученИцах, женах, пришедших ко Гробу и увидевших Ангела, который сообщил им о Воскресении Христовом.

 

Если же ударение будет стоять (в любом другом тексте) над буквой ы - ученицЫ, то речь будет идти об учениках, людях мужеского пола.

 

Вопрос на засыпку. В Оптине на Литургии на Блаженных читают между стихами тексты. Где их берут? Всегда ли они одинаковы? В нашем храме клирос просто поет, без дополнений. 

С днём Воскресным всех!

  • Like 2

Share this post


Link to post
7 часов назад, Olga сказал:

Если же ударение будет стоять (в любом другом тексте) над буквой ы - ученицЫ, то речь будет идти об учениках, людях мужеского пола.

 

Вопрос на засыпку. В Оптине на Литургии на Блаженных читают между стихами тексты. Где их берут? Всегда ли они одинаковы? В нашем храме клирос просто поет, без дополнений. 

С днём Воскресным всех!

да, действительно, по Уставу на "Блаженных" положено читать тропари между стихами. В воскресные дни и седмичные( если нет праздника) тропари читаются из Октоиха. Праздничные(например, праздник или святой с полиелеем) тропари на "Блаженных" читаем из канона праздника, который читался накануне на вечернем богослужении. В воскресные дни соединяем "Блаженны" из октоиха и минее. Обычно тропари святого из минее по уставу читаются из 3-ей и 6-ой песней канона.

У нас маленький приходской храм, но  тропари на "блаженных" прочитываем как положено.

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 2

Share this post


Link to post

Марина, благодарю! Какие конкретно тропари - регент прочитает в Указаниях?  Ну то есть где заранее или после Литургии посмотреть, что читали на "Блаженных"?

Share this post


Link to post
21 минуту назад, Olga сказал:

Марина, благодарю! Какие конкретно тропари - регент прочитает в Указаниях?  Ну то есть где заранее или после Литургии посмотреть, что читали на "Блаженных"?

откройте в Октоихе воскресную службу. Вы увидите, что каждая служба его состоит из разделов: Вечерня малая. Вечерня великая (или на Велицей вечерни)Малое повечерие. Полунощница. Утреня. И вот после раздела Утрени, обычно он заканчивается "хвалитными" стихирами , сразу идет раздел Литургии. Он как раз  и начинается с  Тропарей на "Блаженных", там же и прокимен Апостола можно найти. А тропари на "блаженных" всегда разные, конечно. Из Октоиха по гласу читаем, а из минее песни канона берутся.

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Высшая духовная математика, конечно )). Я на регентшу в нашем храме смотрю как на великое чудо. Стоишь в храме и слушаешь плавное течение службы, без зацепочки какой. А на клиросе труды, ещё какие, чтобы служба звучала. У нас такая огромная тумба у клироса, вся уложенная текстами и нотами. И только пальчик регентши указывает откуда что будут петь. Лево, право, лево, лево, прямо. Дополнительное дирежирование получается. Клирошане особые, конечно, люди! ))

 

Вот ещё немного с Азбуки по затронутому вопросу в параллельной теме.

СВЯТОЕ ВОЗНОШЕНИЕ

Пением Символа веры оканчивается приготовление к Святому возношению. Наступает время для самого возношения, т.е. для священнодействия Бескровной жертвы. Иначе Святое возношение называется Евхаристией (благодарением), потому что соединяется с благодарственными и хвалебными молитвами Богу Отцу, с исповеданием Его Божественных совершенств и великих к нам милостей. О важности этого времени в России принято давать знать даже тем, которые не присутствуют в храме, а остаются дома или находятся в пути, для того чтобы и они в эти минуты благоговейно мысленно участвовали в великом священнодействии.

Несколько ударов в колокол, напоминающих им об этом событии, называется благовестом к Достойно, т.е. благовестом перед пением: Достойно и праведно есть... А присутствующих в храме дьякон приглашает к участию в Святом возношении словами: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое возношение в мире приносити. «Будем стоять с соблюдением благочиния» (добре –καλωξ). Со страхом. «Будем бдительно хранить душу от всего, что может ее рассеять, смутить и потревожить». Чтобы в душевном мире приносить Богу Святое возношение, помня, что возносимая Богу жертва возносится не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как сторонние зрители или слушатели, а как действующие лица. Предстоящие, изъявляя готовность к благоговейному участию в Святом возношении, на слова дьякона отвечают вместе с хором: Милость мира, жертву хваления. «Мы готовы в мире приносить Богу, как приятное Ему возношение, хлеб и вино, – эту милость мира. «Мы готовы приносить, вместе с этими вещественными дарами, и духовную жертву хваления Богу; готовы устами, от избытка сердца, прославлять Его (Евр. 13, 15)». Затем священнодействующий обращается лицом к предстоящим, осеняет их крестным знамением и, как изъявивших готовность участвовать в Святом возношении, ободряет их апостольским благожеланием: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога Отца и причастие(общение) Святаго Духа буди со всеми вами (2Кор. 13, 13). Услышав в ответ выражение того же благожелания ему самому: и со духом твоим, священнодействующий возглашает: горе имеим сердца. «Отрешим наши сердца от всякого земного помышления и устремим их к небесному». Народ отвечает: имамы ко Господу. «Мы имеем сердца, устремленные ко Господу». Тогда священнодействующий, сам готовый приступить к Святому возношению, приглашает и предстоящих вместе с ним начать оное благодарением Господу, по примеру Самого Иисуса Христа, который, при установлении священнодействия Бескровной жертвы, начал оное благодарением Богу Отцу (Мф. 26, 26). Благодарим Господа. «Принесем Господу благодарственные молитвы», – взывает священник. Народ отвечает пением: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней, – а по греческим древним русским служебникам это песнопение звучит несколько короче: Достойно и праведно.

Во время этого пения священник начинает читать про себя благодарственную молитву (Евхаристию), которая, как возношение духовной жертвы, составляет первую часть в чине Святого возношения; за ней в состав чина входят: 2) возношение Святых Даров, как вещественного приношения; 3) освящение их молитвой о ниспослании на них Святого Духа и о преложении их в Тело и Кровь Христовы, и благословением; 4) возношение молитв за членов Церкви, живых и усопших. Во всех молитвах Святого возношения священник обращмается только к Богу Отцу, как служитель Иисуса Христа, который, как вечный Первосвященник, Сам через него приносит Богу Отцу Бескровную жертву....

 

А, кстати, завтра в Оптине Малое Повечерие с чтением и всенародным пением Акафиста батюшке преподобному Старцу Амвросию. 23-го октября - день его блаженной кончины. 24-го - Собор Оптинских Старцев. 

Edited by Olga
  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

малое повечерие в основном в монастырях и служат .На Страстной ещё .

Да , в Оптиной снова праздник ...эх...

Edited by МАРГАРИТКА
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Не повечерие, а малая вечерня с акафистом завтра будет ) Повечерие во время Великого поста в храме служится в Оптиной, а так келейно.

  • Like 2
  • Thanks 2

Share this post


Link to post

Пока понятия неразличимы. Скорее фонетика действует. По молодости, видимо, надо запоминать )))

Это ещё как-то прочувствовать что ли нужно. Может, ошибка, опять  же, поможет. Малая  вечерня - таких служб, получается, немного в году? И тоже монастырское богослужение? 

Share this post


Link to post
1 час назад, Olga сказал:

Малая  вечерня - таких служб, получается, немного в году?

Немного, в Оптиной их служат раза три в году всего, по большим праздникам.

 

1 час назад, Olga сказал:

И тоже монастырское богослужение? 

Да, в основном, в монастырях их служат. А на приходах, там и обычные-то службы не каждый день. Хотя, всякое может быть )

 

Устав богослужебный, в общем, не различает особо монастыри и приходские храмы. Просто в монастырях намного удобнее исполнять все уставные службы.

  • Like 2
  • Thanks 2

Share this post


Link to post

Вот встретилось такое напоминание:

На 24 октября приходится годовщина со дня рождения выдающегося русского композитора, хорового дирижера Павла Григорьевича Чеснокова, автора более пятисот хоровых пьес, среди которых несколько полных циклов Литургии и всенощного бдения, панихиды, циклов «Ко Пресвятой Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу» и многих других.

Приглашаем всех желающих в этот день в 11.00 принять молитвенное участие в панихиде у могилы Павла Григорьевича, похороненного на 20-м участке Ваганьковского кладбища. 

 

И подумалось: как становятся авторами музыки для богослужебных текстов? Кто ими становится? Есть ли у клироса предпочтение и если есть, чем руководствуется регент?

 

Один момент знаю, что не все можно спеть в том составе певчих, что пришел на службу. 

Share this post


Link to post
В 22.10.2018 в 01:13, A Lost Sheep сказал:

Немного, в Оптиной их служат раза три в году всего, по большим праздникам.

Батюшка, а почему Малая вечерня в Оптине служится не часто? Несколько раз в году , имеется ввиду из-за чтения акафиста на ней, да? Вообще, на сколько помню, малая вечерня совершается накануне праздничных и воскресных дней., перед Всенощным бдением( кроме Всенощного бдения, которое начинается Великим повечерием,напр. под праздник Рождества Христова и Крещения). И еще, хотелось бы уточнить, так, для закрепления :59:: где на малой вечерне читается акафист?

Edited by МАРГАРИТКА

Share this post


Link to post

Малые вечерни с акафистом помнятся из-за акафиста )) на праздники: Введение во Храм Пресвятой Богородицы и два Праздника Батюшке преподобному Амвросию. Марина, на слух:  вчера отец Ириней прочитал малую вечерню, а затем полностью пели Акафист. 

 

 

Ещё получила разъяснение, что Повечерие - это после вечерни.

Share this post


Link to post

о. Ириней прочитал 9 час и предначинательный 103-й псалом, потом клирос спел стихиры малой вечерни, а потом уже соборно читали акафист

 

Акафист в принципе не связан с малой вечерней, но если его туда вставляют, читается сразу после пения тропарей по "Ныне отпущаеши"

  • Like 1
  • Thanks 2

Share this post


Link to post
7 часов назад, A Lost Sheep сказал:

о. Ириней прочитал 9 час и предначинательный 103-й псалом, потом клирос спел стихиры малой вечерни, а потом уже соборно читали акафист

Спаси Господи, отче! Очень желательно было спеть акафист, он ждался, поэтому, видимо, пение хоров "улетело" из памяти.  Как же неверно стоять на службе "ёжиком в тумане" ((((((.Как туман рассеить? (((

 

С Праздником памяти преподобного Старца Льва и Собора Оптинских святых!  Оптинских святых - 32! На аналой во Владимирском храме вчера положено две икоеы. На одной 14 , на другой 18 святых.  https://vk.com/wall-17454662_54134

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

подскажите, пожалуйста, неофиту, что за красные книжечки раздаются трудникам на вечерней службе? Синодики-помянники или другое что?

Share this post


Link to post
24 минуты назад, A Lost Sheep сказал:

да, это именно синодики, они же помянники. В Оптиной все за всех молятся )

теперь понятно. Стоят они, обремененные и усталые,  пошатываясь из стороны в сторону от трудов и тягот земных,  листают странички, но с места не сходят, пока не закончат порученное  дело)

Share this post


Link to post
В 23.10.2018 в 23:56, A Lost Sheep сказал:

Акафист в принципе не связан с малой вечерней, но если его туда вставляют, читается сразу после пения тропарей по "Ныне отпущаеши"

На Приходах нет такой практики служить малую вечерню, да ещё и с акафистом ,поэтому и создалось такое впечатление . ) У нас , например, акафист читается на молебне . Раньше его вставляли на Утрени,но это очень неудобно , в плане того , что служба затягивается и теряется её смысл.

В Лавре  накануне дня памяти преподобного Сергия и на Троицу, в Дивеево накануне дня памяти преп.Серафима Саровского также служат малую . А в Оптине , наверное , ещё и на Казанскую вечерня служится ?

 

Для тех , кто имеет возможность бывать на праздничных монастыр.службах , хорошо бы познакомиться со схемой построения малой вечерни. 

 

СХЕМА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ.

Священник(возглас):Благословен Бог наш ....

Чтец: Аминь. Псалом 103-й (ЧАСОСЛОВ)

 

Хор Стихиры на "Господи воззвах..." 

 

Хор :"Свете Тихий Святыя славы ..."(ВХОДА НЕТ)

Прокимен вечерни(дня),то есть который положен в этот день по Уставу.

 

Чтец:"Сподоби ,Господи..."(из книги ЧАСОСЛОВ)

 

Хор: Стихиры на стиховне.(книга Минея)

 

Чтец: "Ныне отпущаеши раба Твоего,Владыко..."

Трисвятое по Отче наш. 

Тропарь праздника (МИНЕЯ)Слава и ныне -богородичен "воскресный"по Гласу тропаря.

 

КРАТКАЯ СУГУБАЯ ЕКТЕНЬЯ 

ОТПУСТ 

 

Вот это схема малой вечерни.Устав не предусматривает на малой вечерни чтения акафиста, но в редких случаях его читают, как например,в Оптине , а со слов батюшки "после пения тропарей по "Ныне отпущаеши". ☺

 

 

 

 

 

 

 

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 3
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Марина, ждём от Вас ещё помощи в этой теме. Вы на одной из самых "горячих" точек во время службы, помогайте по возможности, пожалуйста! ))

  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...