Jump to content
Olqa

Богослужебные тексты.

Recommended Posts

 

ну да, я понимаю

мы обязаны заменить тропарем и Царю Небесный и Придите Поклонимся

там вот на 3 часе в самой шапке там и то и то

так вот Изначально Тропарь Пасхальный вместо Царю Небесный, а через 2 минуты опять получается Тропарь вместо Придите Поклонимся ?

или Пасхальньым тропарем на 3 часе заменим только Царю Небесный, а Придите поклонимся оставим так как есть 

вот в чем вопрос ))

 

Share this post


Link to post
2 минуты назад, niki сказал:

ну да, я понимаю

Немного исправила предыдущее послание)). Это Вы на Азбуке смотрите тексты? Часы есть в Часослове, там понятно разделение.

Share this post


Link to post
Posted (edited)

 

я про это

https://azbyka.ru/bogosluzhenie/chasoslov/chas08.shtml

 

Царю Небесный заменяем тропарем

а после 12 Господи помилуй опять Тропарь вместо Придите поклонимся ?

Edited by niki

Share this post


Link to post
4 минуты назад, niki сказал:

через 2 минуты опять получается Тропарь вместо Придите Поклонимся ?

3-тий и 6-той часы обычно читаются утром перед Литургией. Примерно полчаса по времени. И тексты часов не пишут обычно в текстах самих служб - они постоянные, в обычное время, только тропари и кондаки меняются. На клиросе, как правило, Часослов, со всеми нужными пометками карандашиком, чтобы чтец не менял темп на выяснение чего где как. Но варианты возможны...

Share this post


Link to post
Posted (edited)

 

да да, это понятно

3 час ведь стабилен

а мы до отдания тропарем должны заменить Царю Небесный и придите поклонимся

я про то, что идет до псалмов

Edited by niki

Share this post


Link to post
3 минуты назад, niki сказал:

 

я про это

https://azbyka.ru/bogosluzhenie/chasoslov/chas08.shtml

 

Царю Небесный заменяем тропарем

а после 12 Господи помилуй опять Тропарь вместо Придите поклонимся ?

Все понятно, без текста поеред глазами трудно понять. Нет, второй раз не меняем. На 6-м часе опять тропарь. Запутала Вас, простите))

 

Share this post


Link to post
Posted (edited)

 

понятно

 

 

Edited by niki

Share this post


Link to post

... мы дома читаем " придите поклонимся" ... это очень важно для домашней молитвы ? 

Share this post


Link to post

 

всё в церкви важно наверно

наверно и в молитвах

Share this post


Link to post

для совсем новоначальных это возможно и сложновато пока, а для тех, кто понял разницу - уже обязательно. По мере взросления и обязанностей становится больше )

  • Like 2

Share this post


Link to post
28 минут назад, A Lost Sheep сказал:

для совсем новоначальных это возможно и сложновато пока, а для тех, кто понял разницу - уже обязательно. По мере взросления и обязанностей становится больше )

Отче, какую разницу надо понять ? Тут, что-то богословское, или просто что-то, что установлено церковью, т.е. необходимо элементарное знание служб ? 

Share this post


Link to post
Posted (edited)
31 минуту назад, ALEXANDR сказал:

Отче, какую разницу надо понять ? Тут, что-то богословское, или просто что-то, что установлено церковью, т.е. необходимо элементарное знание служб ? 

Ой, не то скопировала, простите. Саша, у нас на клиросе обычный "советский" Часослов. Регент карандашиком на Часах зачеркивает ненужное и кратко вписывает что нужно. В данном случае Х.В. 3р. Потом сотрет ластиком и все, до след.года, если живы будем.  Также помечено в нужном месте  тр.1 и тр.2 - тропарь один и тропарь два и дальше будет кондак.  Сами тропари на отдельных листочках. Я подсматриваю в калердарь в смартфоне, там есть тропари на каждый день. Любой тренинг дома помогает в храме лучше понимать службу. А насчет пасхального тропаря, если предположить, то мы же и перед, после еды заменили, и в утренних/вечерних молитвах. В текстах служб тем более, наверное. Пасхальный канон звучит и звучит. Цветная Триодь ещё служится,  рыбное отступление в среду и пятницу до Вознесения (или Троицы?), то есть Праздников Праздник! Соответствуем))

**"

Опять руки крюки наляпали ошибок, простите ((

Edited by Olqa
  • Like 1

Share this post


Link to post
7 минут назад, Olqa сказал:

 

Ясно. Все это есть в примечаниях молитвослова. Сейчас только Царю небесный и Достойно есть заменены. А Приидите, поклонимся читаем как и читали. 

Share this post


Link to post
4 минуты назад, ALEXANDR сказал:

Ясно. Все это есть в примечаниях молитвослова. Сейчас только Царю небесный и Достойно есть заменены. А Приидите, поклонимся читаем как и читали. 

 

перед 1 и 6 часами вроде меняем

Share this post


Link to post
5 минут назад, niki сказал:

 

перед 1 и 6 часами вроде меняем

Дома часы не читаю. А в храме на балконе знают как и что. 

Share this post


Link to post

 

я понял Александр, мы с Ольгой дискутировали про храм

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)

У меня вопрос к батюшке. В вечерних молитвах, а именно    в молитве - 3,  ко Пресвятому Духу  мы читаем:  ,,или́ оклевета́х кого́ гне́вом мои́м".

Что обозначают эти слова? Гнев сам по себе является  уже клеветой  или оклеветали по ходу,  во время гнева? 

Edited by Roza
  • Like 1

Share this post


Link to post

Само проявление гнева на кого-то это уже по сути клевета, ложное осуждение. Я вот забыл, кто это сказал, Авва Дорофей или Лествичник, что мы можем разгневаться на кого-либо, лишь предварительно себя в помысле поставив выше его. И это дает нам как бы разрешение на гнев в отношении этого человека. А права такого на самом деле у нас нет, так как мы не вправе ни одного человека осуждать. Но в помыслах своих обычно не разбираемся, и у нас этот процесс происходит привычно автоматически.

  • Like 1
  • Thanks 3

Share this post


Link to post

В предстоящее воскресение - Неделя о расслабленном. Кондак будет звучать так:

Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих,/ и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену,/ воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством,/ я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле,/ да зову́ Ти спаса́емь:\ Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й.

 

Этот же кондак читается на 6-той песне Канона за болящего. Прям "совпадение" какое-то. Сейчас, как никогда, наверное читается этот Канон. Еще и служба будет о расслабленном. Особое внимание требуется...

Неде́ля о рассла́бленном (греч. Κυριακή τοῦ Παραλύτου ) — четвёртая Неделя(воскресенье) по Пасхе в Православной церкви. Название этого дня происходит по причине того, что на литургии читается Евангелие от Иоанна, 14-е зачало, о исцелении Иисусом Христом расслабленного в Иерусалиме, при Овчей купели, именуемой Вифезда (Ин. 5:1-15)

 

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в неё] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.(5:1–15)

 

Богословский смысл чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного из Евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах (в стихирах, каноне, в Синаксаре), которые звучат в этот день в Православной церкви. В них душа каждого человека сравнивается с расслабленным, а причиной болезни называются грехи, которые может исцелить и исцелит лишь один Бог — Иисус Христос. Христос исцеляет любые болезни не только телесные, но и душевные, от человека требуется лишь искреннее раскаяние в грехах и исправление, то есть не повторение их в будущем. Поскольку покаяние невозможно без исправления.


Между схождением Ангела в Овчую купель и исцелением, полученным от возмущения воды от схождения, и Христом проводятся сравнения в богослужебных текстах. Если Ангел сходил лишь раз в год и врачебную помощь получал лишь один человек, то Бог Слово своим схождения на землю через Своё Распятие и Воскресение всем людям даровал Святое Крещение, которое, по вере крещаемого, способно исцелить любого человека от болезней как душевных так и телесных.
Икос:
Руки́ Твоея́ го́рстию содержа́й концы́, Иису́се Бо́же, Отцу́ собезнача́льный, и Ду́ху Свято́му совлады́чествуяй все́ми, пло́тию яви́лся еси́, неду́ги исцеля́я, и стра́сти отгна́л еси́: слепцы́ просвети́л еси́, и разсла́бленнаго сло́вом Боже́ственным Ты возста́вил еси́, сему́ напра́сно ходи́ти повеле́в, и сего́ носи́вший о́др на ра́му взя́ти. Те́мже вси́ с ни́м воспева́ем, и возопии́м: Ще́дрый, сла́ва Христе́, держа́ве Твое́й.

 

Связь с Пасхой тем предыдущих трех недель (Светлая, Антипасха, Жен-мироносиц) совершенно очевидна. Но почему вдруг в воскресенье четвертой недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного? Дело в том, что четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и Пятидесятницей, днем сошествия Святого Духа на апостолов. В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. полпути отделяет нас от Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа. И все события после своего рода «экватора» и до этого великого праздника Церковь отмечает постольку, поскольку они имели место как раз во время иудейской Пятидесятницы.

 

Но вернемся к евангельской истории! 38 лет, говорит Еванге­лие (Ин 5:1–16), расслабленный (т. е. парализованный, обездвиженный человек) страдал от своей болезни. Христос находит его лежащим у Овчей купели в Иерусалиме. Овчая купель, или Вифезда, — это, вероятнее всего, два искусственных водоема, вырытых еще в VII веке до нашей эры у Овечьих ворот в Иерусалим (через них в город приводили жертвенных животных, недалеко от них располагался и рынок, где можно было купить овец для жертвоприношения — отсюда и название).


Раз в год Ангел Господень… сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. В надежде на это чудо вокруг лежало множество больных. Среди них и этот человек. Христос, подойдя к нему, спросил: “Хочешь ли быть здоров?” Больной отвечал Ему: “Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня”. Иисус говорит ему: “Встань, возьми постель твою и ходи”. Больной тут же встал, взял постель свою и пошел, совершенно исцелившись!
Чудо произошло в субботу, когда по Закону Божьему необходимо воздерживаться от любой деятельности, в которой нет острой необходимости. Это предписание Закона было доведено до крайности, так что и ступить лишний шаг считалось грехом. Тем более такое дело, как исцеление в субботу, не могло не возмутить иудейских священников и старейшин. Придя в ярость при известии о совершенном чуде, они уже придумывали способ убить Иисуса, за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

Судьба исцеленного Христом в этот день человека нам доподлинно неизвестна. Все, что говорит о нем евангелист Иоанн, так это то, что позднее Христос встретил его в храме и сказал: “Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже”.

 

В текстах богослужения Недели о расслабленном наши души сравниваются с расслабленным, и причина болезни одна — грех, и исцеление только одно — Христос. В переводе на русский кондак праздниказвучит так: «Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: “Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!”»

  • Thanks 3

Share this post


Link to post
Posted (edited)
28 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Само проявление гнева на кого-то это уже по сути клевета, ложное осуждение.

Спаси Господь за пояснение. Для меня это открытие. Как же опасно ходим....

28 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Но в помыслах своих обычно не разбираемся, и у нас этот процесс происходит привычно автоматически.

Чтобы разбираться в помыслах, увидеть  и разглядеть грех, там где его вроде как  и не видишь, и не чувствуешь. Для этого надо иметь духовное рассуждение? Как научиться увидеть и разглядеть своих грехи, то что есть, но их не видишь?

Edited by Roza

Share this post


Link to post

Тоже хотела спросить: из 8 молитвы вечернего правила

"изми́ мя от уст па́губнаго зми́я, зия́ющаго пожре́ти мя и свести́ во ад жи́ва"

 

Отче, Вы уже отвечали о глаголе жертвовать/жрать. Здесь вроде понятно, что съели бы давно, если бы не Господь. И все же - на жертву в плохом смысле слова похоже. Или как?

 

И еще в молитве прп.Иоанна Дамаскин "...Но, Го́споди, или́ хощу́, или́ не хощу́, спаси́ мя..." А чего я не хощу-то спасения? Вот каждый раз цепляется это "не хощу". Все хотят, а я чего-то мечусь ((

 

А еще про крестное знамение спросить хочу. Монашествующие особенно так благоговейно осеняют себя при каждом упоминании имени Господа Бога нашего Иисуса Христа - в молитве, в проповеди, в разговоре - при любом упоминании. Это правило такое? Или личное отношение, сугубо монашеское? 

  • Like 1

Share this post


Link to post
16 минут назад, Olqa сказал:

Отче, Вы уже отвечали о глаголе жертвовать/жрать. Здесь вроде понятно, что съели бы давно, если бы не Господь. И все же - на жертву в плохом смысле слова похоже. Или как?

Слово "жрати" с течением времени трансформировалось в языке от "жертвовать" до "есть". Скорее всего, во время написания этой молитвы слово  "пожрети" уже означало не только "пожертвовать", но еще и "поглотить". В церковно-славянском словаре приведены оба эти значения. Ну и потом, в каком-то смысле люди, порабощенные сатаной, добровольно приносят себя как бы в жертву ложным богам - страстям. Эти значение не так далеки друг от друга.

 

24 минуты назад, Olqa сказал:

И еще в молитве прп.Иоанна Дамаскин "...Но, Го́споди, или́ хощу́, или́ не хощу́, спаси́ мя..." А чего я не хощу-то спасения? Вот каждый раз цепляется это "не хощу". Все хотят, а я чего-то мечусь ((

Это только чисто теоретически, если нас спросить, хотим ли мы спастись, мы скажем: конечно, да. А практически, наша падшая воля каждую секунду выражает нежелание делать дела спасения, исполнять заповеди. И мы эту свою волю слушаемся больше чем Бога, увы. Вот, в этой молитве говорится, чтобы Бог не давал исполняться нашей падшей воле. Мы же знаем, что Бог свободы человека не нарушает. С другой стороны, наше понимание свободы как "делать что хочешь" означает на самом деле добровольное порабощение себя страстям и нежелание вырваться из этого плена. Поэтому Господь может иногда человека заставить что-то сделать с виду как бы насильно, но только в том случае, если точно знает, что в будущем человек сможет это осознать и принять эту помощь.

 

31 минуту назад, Olqa сказал:

А еще про крестное знамение спросить хочу. Монашествующие особенно так благоговейно осеняют себя при каждом упоминании имени Господа Бога нашего Иисуса Христа - в молитве, в проповеди, в разговоре - при любом упоминании. Это правило такое? Или личное отношение, сугубо монашеское? 

даже и не знаю, монашествующие тоже все разные. Правил таких нет, насколько я знаю, это все личное.

 

  • Like 2
  • Thanks 2

Share this post


Link to post

ИСТОРИКО-ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ

 

В обычном порядке вещей люди не знают количества лет своей земной жизни. По святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне преставления в загробный мир получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее Успения. При этом Архангел вручил Божией Матери райскую светоносную ветвь со словами: «Радуйся Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия»1091

Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью1092.

Для служения Владычице при погребении Господь ко дню бессмертного Успения Своей Пречистой Матери чудесно собрал в Иерусалим сонм Апостолов1093.

Самовидцы и слуги Слова в это время, рассеявшись по различным странам поднебесной земли, проповедовали всюду святое Евангелие. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила Апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках принесла к Иерусалимскому дому Ап. Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь1094. В числе прибывших в Иерусалим церковное предание упоминает, кроме святых Апостолов из числа 12, еще св. Ап. Тимофея, Дионисия Ареопагита и Иерофея1095 из числа 70.

Скрытый текст

 

По Божию Промыслу очевидцам Господня вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на небо Пречистой Матери Господа1096.

Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали.

Утешая их, Пресвятая Богородица говорила: «Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире... А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси»1097, и еще молитвенно сказала: «Сыне и Боже Мой! Тех, которых Ты дал Мне, сохрани во веки»1098.

При последней беседе Божией Матери с Апостолами не мог удержаться от плача также св. Ап. Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме.

Исполненный скорби, Ап. Иоанн говорит Пречистой: «Куда отходишь, Мати? Возьми ко Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. После Твоего преставления проставь и меня, к Родившемуся от Тебя, чтобы мы вместе предстояли Господу во славе, как и при кресте страдания»1099.

Подобным образом, проливая слезы, и жены восклицали: «Матерь Вышнего Бога! Как перенесем болезнь разлуки с Тобой? Не оставь нас сиротами, без Твоей матерней любви и попечения. Твое отшествие нам – скорбный плач»1100.

Пресвятая Богородица всем говорила слова утешения, обещая быть их всегдашней молитвенницей и по Успении.

Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печалей. Апостолы и многие из Иерусалимских христиан окружали одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи верующих блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома св. Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Пред одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный старейшими ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников.

Пречистая в умилении привстала, молитвенно воздела руки к Нему, насколько могла, поклонилась и с любовию тихо промолвила: «Славлю Тебя, Сын Мой и Твое крайнее благосердие. Покланяюсь славе Твоего величества. Песнословлю державу Твоего Божества, Твое снисхождение и человеколюбие. Что Тебе воздам Раба Владыке? Что Тебе ныне принесу на небеса, если не душу и тело?»1101.

Господь, в ответ на слова Богоматери, сказал:

«Приди Ближняя Моя, приди. Прекрасная Моя. Приди Матерь Моя в Божественную радость и Царство там, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святый»1102.

Исходившую из тела Богоматерную душу Спаситель принял во Свои живоначальные длани. Как Дева-Матерь не оставила Его на кресте, так Он, исполняя Сыновний долг, не оставил Свою Матерь в час Ее преставления1103.

Бездыханное Богоприятное тело Богоматери, молниеносно сиявшее Божественным светом, явно для, Апостольского взора, трепетно покрыли священными крыльями херувимы. Тогда пришло в исполнение преобразовательное осенение ковчега Завета литыми из золота херувимами. Вместо того здесь, в Сионской горнице, живые херувимы приосенили ковчег Бога Слова – Пресвятую Богородицу1104.

Св. Апостолы при виде преставления Богоматери и радовались и плакали, и с любовию лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатию и жизнью, как у мирно спящей и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею1105.

Апостол Петр, со слезами взирая на Тело Богоматери, громко сказал: «О, Дева! В Тебя вселился Господь, – наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой! Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада»1106.

Из сердца прочих Апостолов невольно вырвались подобные же восклицания у одра Божией Матери, сопровождаемые обильными слезами:

«Пречистая!» – восклицали они, – «Как предадим Тебя, Матерь жизни, гробу?1107 Увы нам! Недолго мы имели Тебя утешением... ныне же видим подъявшей смерть по закону естества. Как погребем Тебя, Дева, или какими обовьем плащаницами? Какими руками прикоснемся ко Твоему нетленному Телу? Как понесем всетяжкое сиротство?»1108

«Открой, Мати Божия, Твои чистые очи и посмотри на Твоих чад! Открой, Пресвятая, уста и дай нам благословение... Как умерла Ты, обожившая естество смертных. Ты почила, а не умерла, пробудившись в лучшей жизни. Богородице Дева! При виде Тебя бездыханной, ослабевает наш дух. Радость наша, Богородице! Проповедание наше, Богородице! Куда отходишь от нас? Куда преставляешься ныне, оставив птенцов на земле? Богоотец Давид! Ныне при исходе Матери нашего Бога будь с нами и воззови ныне к Божиим ангелам: «Возьмите врата, чтобы безлепно принять Божию Матерь! Пречистая! вспомни нас в небесном Царстве, славящих Твое Успение»1109.

Апостольский сонм такими и подобными многими словесными обращениями, излив свои чувства и оплакав разлучение свое с Богоматерью, затем приготовил Ее тело к погребению.

Погребальный одр Апостолы приняли на свои рамена и торжественно понесли в Гефсиманскую гробницу. Это была высеченная из камня пещера, устье которой закрывалось большим камнем. На пути к пещере Апостолы воспевали священные погребальные псалмы и импровизированные песни, предначинаемые Апостолами Петром и Иаковом, первым Иерусалимским Епископом. В них прославлялось Божие промышление в Богоматернем Успении. Апостольскому пению явно для слуха участников погребальной процессии вторил невидимый ангельский хор1110.

Торжественная обстановка погребения Божией Матери вызвала вспышку злобы в сердце Иудеев, ненавистников христианства. Один из ярых врагов первохристианского общества, некто Афоний, по званию иудейский священник, пламенея сатанинской злобой, подбежал к погребальным носилкам, на которых износилось Тело Богоматери. Он схватил носилки за край, намереваясь опрокинуть их. В это мгновение невидимая сила Божия отсекла кисти его рук, а сам он, ослепши, с криком ужаса и боли пал на землю.

Пораженный чудесной Божией карой и придя в сознание греха своего. Афоний стал каяться пред всеми в своем замысле. Плача и исповедуя Божию Матерь Богородицей, он просил указания у Апостолов, как ему загладить свой грех. Тогда Ап. Петр научил его просить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные части рук к отсеченным кистям. Афоний последовал Апостольскому указанию и тотчас получил исцеление1111. Так Господь покарал иудейскую дерзость и охранил честь Своего одушевленного Кивота1112.

Достигнув Гефсиманской пещеры, Апостолы погребли здесь тело Богоматери и ко входу в пещеру, по еврейскому обычаю, привалили большой камень1113.

Богоматерняя же душа, как читаем в Успенских богослужебных песнях, была торжественно вознесена Господом во Святое Святых неба (Евр. 9:11). Божия Матерь, это земное небо, вселилась на небесной и нетленной земле для бесконечного радостного созерцания славы Сына Божия1114.

Восход Ее души к небу происходил в ангельском окружении и среди славословий старейших ангельских сил и душ праведников1115. Бесплотные духи, приникая друг ко другу, восклицали превышним ангельским ликам: «Вот, приходит Всецарица Богоотроковица. Примите ваши подвратия и примерно подымите Матерь присносущного Света. Примите Родившую Творца неба и земли»1116. «Чрез Нее явилось людям всеобщее спасение. Мы не можем взирать на Нее и воздать Ей подобающую честь. Ее превосходное величие выше всякого разумения»1117.

При восхождении в горний мир Державной Царицы неба и земли ужас и трепет объял воздушных духов тьмы. Свет славы Ее, молниевидно прошедший даже до ада, привел в трепет сатану. Он с плачем и стенанием взывал: «Что мне и Тебе, Матерь Божия?»1118

Среди ликующего пения небожителей Богоматерняя душа восступила на небесный круг и достигла прекрасного горнего Иерусалима. Ее, как Царицу и Владычицу, принял престольный город Вседержителя, основанный из всесветящих камней. Прерадостно вошла Она в его нерукотворенные храмы и отсюда вознесена была превыше небес, во благолепие Божие. Припадши к престолу всевышнего Бога Троицы, где страшный и неприступный свет, Богоматерь, падши, рабски поклонилась Божеству. Сын и Бог почтил Ее во Святом Святых неба благодатию высокопрестольной славы, посадил одесную Себя1119. Видя величие Царицы Небесной, горние чины припали пред Ней, как пред своей Владычицей!1120

С этого времени Богоматерь во славе приседит и предстоит престолу Сына Своего и Бога и с Ним вечно царствует. Она – красота в Господней деснице, облеченная в солнце и благодатно сияющая всей вселенной1121.

После всего вышесказанного становится понятным смысл богослужебных выражений о том, что погребение Божией Матери стало лествицей к Богу, сущему вверху ее, и что Пресвятая, – живой престол Божий, – взошла на горний престол Божий, превыше небес1122.

Пречистое Тело Божией Матери почивало в погребальной пещере около трех дней. Гефсимания была для Нее местом лишь трехдневного упокоения.

Один чудесный случай, промыслительно устроенный Богом, привел Апостолов и всех христиан к уверению в факте воскресения и преображения Господом Спасителем Богоматернего тела, применительно к пророчеству Давида: «Воскресни, Господи, в покой Твой Ты и Кивот Твоей святыни" (Псал. 131:8).

Этот случай был таков.

Среди Апостолов, собравшихся в Иерусалим на погребение Божией Матери, по Божию допущению, отсутствовал Ап. Фома. Божественная Сила восхитила его в Иерусалим позднее прочих Апостолов. Он прибыл сюда из Индии, где проповедовал Евангелие, в то время, как Божия Матерь уже два с половиной дня почивала в гробнице.

Узнав об обстоятельствах Успения Пресвятой Богородицы, Ап.Фома долго и горько плакал и скорбел о том, что он не удостоился быть при последних минутах земной жизни и погребении Пречистой и не получил Ее благословения.

Сострадая ему и желая его утешить, Апостолы направились с ним к пещере, в которой покоилось Богоматернее тело. Чтобы Ап. Фома имел возможность проститься с Божией Матерью, был отвален камень от входа гробницы.

Все Апостолы вошли в нее. Но каково было их изумление, когда вместо тела Пресвятой Богородицы они увидели на гробном ложе одни погребальные пелены и пояс Пречистой. Отсюда для них стало очевидным чудо воскрешения Господом Своей Пресвятой Матери для жизни на небе во плоти1123. Пораженные этой чудесной неожиданностью, св. Апостолы по возвращении в Сионский дом Апостола Иоанна Богослова некоторое время пребывали в молитве. Уже к вечеру они сели за общую трапезу, чтобы подкрепиться пищей. По своему обыкновению на главном месте за столом они всегда полагали отдельный хлеб в честь и память Господа Спасителя. Такой хлеб лежал на переднем месте застолья и в этот раз. По окончании трапезы, когда Апостолы возносили этот хлеб вверх со словами: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам», вдруг пред их очами разверзлась кровля их дома, их взорам в воздухе предстала Божия Матерь в небесной славе, окруженная бесчисленным сонмом ангелов и святых. Из уст Пречистой послышался сладостный голос: «Радуйтесь! Я с вами во все дни»1124.

Апостолы в умилении пали пред Богоматерью и воскликнули радостно: «Пресвятая Богородица! помогай нам». В соответствии с церковно-богослужебными свидетельствами, честное тело Богоматери не видело тления во гробе. Приняв погребение, как смертная, Пречистая восстала вседействием Духа, как Божия Матерь, и с преображенным телом перешла от земли на небо1125.

В силу происхождения от смертных родителей Она имела естественную человеческую кончину, но гроб сделался для Нее лествицей к небу, Гефсимания – местом веселия и сияния1126.

 

На земле Бог Слово опочивал 9 месяцев во чреве Матери Своей по плоти, как младенец. Ныне же на небе Матерь Божия опочивает и вселяется в Боге. Она в предстоянии Троичному Божеству веселится, видя на Божием престоле всенепорочное и обоженное Тело Сына Своего и Господа1127.

Все сказанное об Успении Богоматери и внутреннем значении его можно обобщить в форме такого заключительного положения:

Успение Божией Матери, выражаясь библейски, есть взимание от земли на небо преславного града Господня, восхождение чистого и всесвятейшего Божьего образа к Первообразу, приятие небом Божией тьмочисленной святой Колесницы1128. Оно есть отлет от земного гнезда уязвленной любовию к Богу Чистой Голубицы для облетания Божьего престола и вместе положение в Божий руки таинственной книги, в которой написано Божие Слово1129.

 

https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov/chtenija-po-liturgicheskomu-bogosloviju/19

Share this post


Link to post

«Духом Святым Ты апостолов исполнил днесь»

Древнейшая служба Пятидесятницы

Благосклонному вниманию читателей предлагается древнейшая из известных православных служб Пятидесятницы, сохранившаяся в богослужебном грузинском сборнике «Иадгари». Напомним, что он содержит грузинский перевод с греческого служб иерусалимской соборной традиции, складывавшихся с V по VIII века. Древнейшая рукопись первой редакции «Иадгари» датируется 820 годом; естественно, ее текст должен быть несколько древнее.

Чем для нас интересна эта служба?

Во-первых, она свидетельствует о древности некоторых современных богослужебных текстов, например стихиры на стиховне Вознесения, которая в службе называется «Охитаи», то есть Моление.

Охитаи (стихира)[1]

Родился еси,
яко восхотел еси;
явился еси,
яко изволил еси;
пострадал еси плотию,
Христе Боже наш,
из мертвых воскрес еси,
поправ смерть;
вознеслся еси во славе,
исполнивый всяческая,
и послал еси Духа Святаго.

Скрытый текст

 

Однако эта стихира важна и в другом отношении: она свидетельствует о неразрывной связи праздников Вознесения и Пятидесятницы и о происхождении первого празднества от второго.

Далее, эта служба отчасти дает нам возможность проникнуть в процесс создания богослужебных текстов, в частности использования Священного Писания и в особенности – Евангелия. Приводимый ниже текст является почти дословной цитатой из Евангелия от Иоанна – 14: 27–28 – из прощальной беседы Господа с учениками:

 

Мир Мой дарую вам,
мир Мой оставляю вам;
не так, как дарует мир,
я оставляю вам.
Не оставлю вас сирыми,
приду к вам.
Ибо Я со Отцом,
и вы со Мной,
и Я есмь в вас.

В этой стихире важно учение о неразрывном единстве Христа со Отцом и со всеми верными в Церкви.

 

В богословском отношении эта служба важна для нас прежде всего учением о просвещении и исполнении апостолов Святым Духом:

Духом Святым
Ты апостолов
исполнил днесь.
Огненными языками
Слову научил.

(1-я песнь, 2-й тропарь)

 

Отметим, что огненные языки, вслед за святителями Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, истолковываются как символы и указание на слово Божие и слово проповеди.

Апостолы получают Святаго Духа, чтобы идти и проповедовать язычникам и даровать им богопознание и обожение:

Господи, Всесвятаго Твоего Духа
чрез апостолов Твоих
даровавший миру
и язычников просветивший богопознанием,
в песнях величаем.

 

(9-я песнь, 1-й тропарь)

Воссиял благодать
для язычников
через апостолов
Христос Спаситель,
и все воспеваем Тебя,
ради нас воплотившегося.

(на Хвалитех, 3-й тропарь)

 

Отметим покаянные нотки в этой службе. Апостолы отправляются проповедовать язычникам покаяние:

Видите, видите,
Господь Бог наш,
святых апостолов
исполнивший Духом Святым
и направивший их[2]
проповедать покаяние.

(2-я песнь, 4-й тропарь)

 

Далее, дарование Духа Святаго дарует святым апостолам и всему человечеству богопознание Единосущной Троицы:

Радостью
Ты исполнил, Христе,
Твоих апостолов
и просветил
неизреченными [тайнами]
Духом Божества Твоего
проповедать Божество Троицы.

 

(3-я песнь, 2-й тропарь)

Исполнившись Духом Святым,
святые апостолы
поведали язычникам
о Троице единосущной,
чтобы поклоняться
Единому Божеству.

(на Хвалитех, 4-й тропарь)

 

При этом каждая ипостась Святой Троицы заключает в себе особенную сторону домостроительства спасения:

Милость Отца
и Сына человеколюбие,
Духа Святаго Утешителя
восхваляем на всякий час.

(на Хвалитех, 1-я стихира)

 

Наконец, в службе содержится глубокая мысль: Пятидесятница – в некотором смысле явление Нового Завета.

Ныне преподан апостолам
Дух Святой образом Завета,
и проповедали миру
Троицу единосущную.

(6-я песнь, 2-й тропарь)

Перевод выполнен по изданию: Древний Иадгари. Тбилиси: Мецниереба, 1980. С. 245–249.

 

Служба Пятидесятницы из «Иадгари»

На «Господи, воззвах»

Отца и Сына воспоем,
Духа Святаго благословим
и исповедуем беззакония наши.

Духа Святаго
в виде языков
ниспославшему апостолам,
научившим язычников
познанию истины,
возопием к Нему:
«Господи, просветивший весь мир».

Твой мир дай нам,
Христе, Сыне Божий,
ибо Ты подал ученикам
Духа Святаго,
и помилуй,
яко человеколюбец.

Мир Мой дарую вам,
мир Мой оставляю вам,
не так, как дарует мир,
я оставляю вам.
Не оставлю вас сирыми,
приду к вам.
Ибо Я со Отцом,
и вы со Мной,
и Я есмь в вас.

Я со Отцом, и вы со Мной, и Я есмь в вас

 

Прокимен[3]

Дух Твой Благий наставит мя (на землю праву). – Пс. 142: 10

Стих[4]

Господи, услыши молитву мою. – Пс. 142: 1.

[Канон]

 

[Песнь 1]. Воспоим

Колесницегонителя фараона…

Как Ты рекл,
Господи, апостолам,
Духа Святаго
Ты ниспослал,
Спасе,
вопием и глаголем:
«Поим Господеви,
славно бо прославися».

Духом Святым
Ты апостолов
исполнил днесь.
Огненными языками
слову научил.
Поим Господеви,
славно бо прославися.

 

[Песнь 2].

Вонми, небо,
и возглаголем
и воспоем
Единого Бога.

Утверди, Господи,
на Тебя уповающих
и Духом Святым
освяти, Христе Боже.

Истинен и праведен
еси, Господи,
ибо святые апостолы
просветились
Духом Святым.

Видите, видите,
Господь, Бог наш,
святых апостолов,
исполнивший Духом Святым

и направивший их[5]
проповедать покаяние.

Слава Тебе, слава Тебе,
Царю славы,
осиявший память
славных апостолов
дарованием Духа Святаго,
Христе, Боже наш.

 

[Песнь 3].

Утверди, Христе,
апостолам ниспославший
с небес Духа Святаго,
и помяни нас,
многомилостивый.

Радостью
Ты исполнил, Христе,
Твоих апостолов
и просветил
неизреченными [тайнами]
Духом Божества Твоего
проповедать Божество Троицы.

Днесь огненными языками
глаголали апостолы.
Чрез них же все услышали
Единосущное Слово,
проповедавшее тайну.

 

[Песнь 4] Господи, услышах [слух Твой]

Исполнены апостолы Твои,
Вседетелю,
Духа Святаго,
воспевали Тебе:
Слава Тебе,
света Подателю, Господу.

Ныне услышали апостолы
ужасающий шум,
Духом Святым просветились
и подобны огню явились.

Всецелой радостью
исполнились, Христе,
Твои апостолы –
Святаго Духа пришествием –
и прославили Святую Троицу.

Молитвами апостолов
молим Тебя,
Христе Спасе:
прощенье грехов
даруй певцам Твоим,
Едине Многомилостиве Господи.

 

[Песнь 5]. 

От ночи утреннеем,
Тебе славу возносим, Господи,
просветившему днесь
Твоих верных Духом Святым,
чтобы утвердить все концы.

Свет воссиял нам спасения,
Дух Святой,
ибо освятил Твоих верных,
и все воспеваем Тебе,
плотию ради нас [явившемуся].

Ныне воссиял свет
апостолам Твоим,
Господи, Боже наш,
дарованием Духа Святаго,
ибо научили нас
хвалить Тебя
со Отцем и Духом Святым.

 

[Песнь 6]. 

Возопих в скорби моей…

Ныне огненными языками
умудрились апостолы
от Духа Святаго
и просветили вселенную.

Ныне преподан апостолам Дух Святой образом Завета, и проповедали миру Троицу единосущную

Ныне преподан апостолам
Дух Святой образом Завета,
и проповедали миру
Троицу единосущную.

Ныне утвердились апостолы
Духом Святым Божества Твоего,
чтобы просветить
все концы вселенной.

 

[Песнь 7].
Благословен еси,
Господи Боже отцов наших.

Ныне апостолам
воссиял Дух Святой,
и человеками
вера в Троицу Святую
познана была.
Благословен еси,
Господи Боже отцов наших.

Огненными языками
умудрились апостолы,
услышано сие верными.
Славословиями вопиют и глаголют:
«Благословен еси,
Господи Боже отцов наших».

 

[Песнь 8]. Благословите

Возрадовались апостолы
блистаниями
Всесвятаго Духа Твоего, Господи,
и в песнях изрекли:
«Благословите, все дела Господни, Господа»

Песнь Тебе приносили апостолы,
огненными языками умудрились
и Духом Святым глаголали:
«Благословите, все дела Господни, Господа».

Тебя, Троице, благословим
и поклоняемся Божеству Твоему.

Духа Твоего Святаго не отыми от мене,
Христе, Сыне Божий,
да все вопием:

«Благословите, все дела Господни, Господа».

 

[Песнь 9]

Господи, Всесвятаго Твоего Духа
чрез апостолов Твоих
даровавший миру
и язычников просветивший богопознанием,
в песнях величаем.

Спасителя, апостолам
мир даровавшего
и нам спасение подающего
Духом Всесвятым,
в песнях величаем.

Благословен еси, Господи,
укрепивший апостолов
силою [Духа Святаго]…

Тебя, Богородице Дево,
гласами песней
непрестанно величаем.

На «Хвалите»

Милость Отца
и Сына человеколюбие,
Духа Святаго Утешителя
восхваляем на всякий час.

Призрел на святых апостолов
Дух благодати
и светом безвременным
осиял их.
Воссиял благодать
для язычников
через апостолов
Христос Спаситель,
и все воспеваем Тебя,
ради нас воплотившегося.

Исполнившись Духом Святым,
святые апостолы
поведали язычникам
о Троице единосущной,
чтобы поклоняться
Единому Божеству.

Просветивший ныне
апостолов дарованием
Святаго Духа,
Христе, Боже наш,
со Отцом и Святым Духом,
верные, величаем.

 

Стихира[6]

Родился еси,
яко восхотел еси;
явился еси,
яко изволил еси;
пострадал еси плотию,
Христе Боже наш,
из мертвых воскрес еси,
поправ смерть;
вознеслся еси во славе,
исполнивый всяческая,
и послал еси Духа Святаго.
Пение и слава Божеству Твоему.

 

 

Предисловие и перевод протодиакона профессора Протодиакон Владимир Василик

6 июня 2020 г.

 

[1] ოხითაი. (охитаи) – буквально: «молитва, ходатайство». Данная стихира целиком соответствует современной стихире на стиховне Вознесения.

[2] წარავლინნა – царавлинна; буквально: «направил в разные стороны».

[3] Буквально: псалом – ფსალმუნი (псалмуни).

[4] Тропарь – დასადებელი (дасадебели).

[5] წარავლინნა – царавлинна; буквально: «направил в разные стороны».

[6] ოხითაი – (охитаи); буквально: «молитва, ходатайство». Данная стихира целиком соответствует современной стихире на стиховне Вознесения.

http://pravoslavie.ru/131664.html

Share this post


Link to post

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого — апо́досис — переводится с греческого языка как «возвращение»?

 

Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета — в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…» (Чис. 29:35-39).

 

Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества "ушедшему" великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков — 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.

 

Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке — еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих — в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.

 

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.

 

В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь — живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.

 

Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, то есть празднование Ветхого и Нового Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню — это, скорее, особое состояние.

 

Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника — это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно — и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть»(Лк.17:21).

 

В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном святым царем и пророком Давидом, «духе сокрушенном»?

 

И вообще — знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.

 

Конечно, сейчас уже не апостольские времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это — прежде всего…


Виктория Матвеева
Источник: Pravda.ru
Полностью статья здесь http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1141130

  • Like 1
  • Thanks 2

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...