Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

К предстоящему празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября по н.с.). Паремии, которые (возможно, т.к. иногда по благословению отца настоятеля паремии пропускаются) будут читаться на вечернем Богослужении.

 

Пророчества Исаии чтение 

(перевод на русский язык)

Ис 40:1–3, 9; 41:17–18; 45:8; 48:20–21; 54:1
Так говорит Господь: утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Бедные и нищие ищут воды, и нет её; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова". И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды. Возвеселись, неплодная, не рождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.

 

Пророчества Малахии чтение

Мал 3:1; Мк 1:2; Мал 3:1–3, 5–7, 12, 18, 17; 4:4–6


Так говорит Господь Вседержитель: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете. И кто выдержит день пришествия Его? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и переплавит сынов Левия, как золото и как серебро. И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф. Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием, говорит Господь Вседержитель, Бог Святой Израилев.

 

Премудрости Соломона чтение 

Прем 4:7, 16А, 17, 19–20; 5:1–7


Праведник, если и рановременно умрёт, будет в покое. Умирая же, он осудит живых нечестивых; ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нём. Ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет; в сознании грехов своих они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лицо их. Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицом тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: "это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали.

***

Паремии́ (или паримии) (от греч. παροιμία (паримиа) — поговорка, пословица, притча) – фрагменты Библии (преимущественно – Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. Они читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении).

В паремиях должна быть прообразовательно раскрыта главная тема празднуемого события или, во всяком случае, указаны важнейшие ее аспекты. Например, в навечерие Рождества Христова среди паремий читается пророчество из книги пророка Исаии (Ис.7:10-16; Ис.8:1-4, Ис.8-10) о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека; из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичные в одной из паремий говорится о лествице (Быт. 28:10-17), виденной Иаковом.
Читаются паремии чтецом или диаконом.

Число паремий различается на разных богослужениях от 1 до 8, на утрени Великой Субботы читается 15 паремий.

Паремии читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: «Премудрость», чтец произносит, например: «Бытия чтения» и др. Диакон или иерей возглашает: «Вонмем», и чтец начинает чтение паремии.

Славянская богослужебная книга, содержащая подборку паремий, называется "Паримийник".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ
Что означают слова этого литургического гимна?

Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.
Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа.

"Иже Херувимы тайно образующе..." - Что означают эти странные слова? Мы только знаем, что, когда поют Херувимскую, следует замереть. А вот почему? Зачем?
Приходя на богослужение, почти никто не понимает смысл праздничного тропаря, да и многие другие слова остаются непонятными. Такого ни в коем случае быть не должно! Разумеется, в Церкви присутствует таинственное начало, но ничто не является секретным, не предназначенным для стоящих и молящихся по другую сторону алтарных врат.

Почему мы не изменяемся, не растем духовно? По самой простой причине: мы ко многому относимся формально. Надо готовить себя к Литургии, к празднику, чтобы вместе с хором петь величание и тропарь, вместе со всеми призывать: "Тело Христово приимите..." - чтобы это произносилось едиными устами и единым сердцем. Мы же не в театре и не на концерте находимся! Это ведь для нас поется, а нами воспевается! Мы все - участники этого великого и пренебесного таинства.
Наше непонимание важнейших моментов Литургии очень прискорбно. Надо призвать всех сделать нашу молитву осмысленной; не молиться Богу незнакомыми словами - мы же с Отцом своим разговариваем - и не счесть за великий труд выяснить, что же эти слова означают.

А значат они вот что: вы, стоящие в храме, те, кто таинственно изображает Херувимов, которые воспевают Трисвятую песнь, должны отложить всякое житейское попечение.
Каждому из нас в этот момент предоставляется возможность стоять вместе с Херувимами и Серафимами. Они воспевают: "Свят, свят, свят..." - и мы должны слиться с ними в едином ангельском славословии.
В этом таинстве мы являемся действующими лицами, а не зрителями. Мы в сослужении ангельском находимся, и это - кульминация службы, когда мы должны отложить все житейские заботы, всякое житейское попечение. "Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми". Это - отголосок античного или византийского мира. Тогда победителей на руках проносили через триумфальные арки. Мы же должны нести на себе Христа.

Во время пения Херувимской песни совершается Великий вход. Царь славы, Христос, идет на Крест, потому что Великий вход - это шествие Спасителя на Голгофу.
Дьякон совершает каждение алтаря и собравшихся в храме, читая про себя покаянный 50-й псалом, который все мы можем так же читать про себя в этот момент. Высота херувимского призвания каждого из нас приводит наши души в состояние глубочайшего осознания собственного недостоинства.

Не случайно священник перед пением Херувимской отверзает Царские Врата, становится перед Престолом и читает единственную в Литургии молитву, которая не относится ко всем присутствующим, а только к нему самому. Эта молитва посвящена Самому Господу Иисусу Христу, как Архиерею, пред Которым предстоит недостойный клирик, входящий в область страшного священнодействия.
Священник испрашивает прощения у всех сослужащих и прихожан, кадит стоящую на жертвеннике Проскомидию и под пение Херувимской выходит на солею (возвышение перед перед иконостасом). Он несет святую Проскомидию - Чашу с вином, которой предстоит стать Кровью Христовой, и Дискос с хлебом, который должен соделаться Телом Христовым.

На Великом входе совершается особенное поминовение одновременно всей Церкви, потому что как Господь Вседержитель несет весь мир на Своих руках, так и священник, выходящий из алтаря, несет на себе Проскомидию, как образ мира, Церкви и всей вселенной, за которую приносится жертва Христова.

Великий вход олицетворяет Вход Господень в Иерусалим: Иисус идет на Свое страдание. Это победа, которая дается Господу через видимое поражение, это принятие на себя через любовь и смирение всех грехов мира с тем, чтобы этот мир был спасен. Мы таинственно изображаем Херувимов, но мы же одновременно являемся теми, кто распинает Христа. То, что вложил в наши души сатана, понуждает Господа пойти на смерть, поэтому Великий вход для каждого человека - это суд, проверка его жизни, проверка его сопричастности жертве Спасителя.

протоиерей Алексей Уминский

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Братья и сестры, помогите разобраться. Вот малое повечерие. После канона и Достойно есть тропарь по дню и т.п. (фото из часослова прилагаю), а потом "в пяток вечера глаголи сия". ВечеРА пятницы - это вечер четверга по нашему, а вечеРОМ пятницы - это вечер именно пятницы.

Почему в повечерии только пятница выделена? 

IMG_20201021_202325_349.jpg

IMG_20201021_202243_573.jpg

 

И текст пятницы "апостоли, мученицы..." читать вместо "иже во всем мире..." или с самого "Боже, Отец наших творяй присно...."?

Изменено пользователем р.Б Валентина

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
10 минут назад, A Lost Sheep сказал:

 

Спаси Господи. Такое развернутое объяснение, что всё до крохи понятно! Вы очень помогли, батюшка. Благодарный поклон Вам. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Почти по теме. У нас в храме Часослов обычный (не тот, который "Часослов для мирян"). В нем разные пометки, сделанные карандашом для удобства. Например, на часах первом, третьем и шестом после псалмов следует Слава и ныне, Господи помилуй (трижды), далее пометка - тропарь 1 (то есть в этом месте читается первый тропарь из двух праздничных на этот день), далее Слава - пометка - тропарь два. Далее текст перечеркнут до слов : и ныне, за которыми следует Богородичен (то есть тропарь Богородице: "что Ты наречем, о Благодатная? Небо..." Или: "Богородица, Ты еси лоза истинная..." и т.п. После Трисвятого по Отче наш читается кондак. Тексты тропарей даёт регент, она же уставщик. Какие именно тропари - она смотрит в толстенной книге Богослужебных указаний (БУ). Есть книги с названием Тропарион - большие и не очень (полный Тропарион или небольшая книга, где собрани основные тропари). Также очень удобно: в приложении Андроид, например, есть Церковный календарь, где имеются тексты тропарей. Тропарь иногда бывает один, тогда он читается на Славе. Бывают одинаковые тропари для 3-го и 6-го часа, которые читаются, как правило перед началом Литургии, а бывают разные. Это все в БУ указано. Как правило эти же тропари, что читались на Часах, либо уже неоднократно звучали на службе (в Первом часе), либо будут пропеты на Литургии по ходу службы (тропари 3-го и 6-го часов). Если их включать в домашнее чтение Часов, например, хотя бы основные - воскресные, праздничные, которые звучат до отдания праздника, или понедельничные, (Небесным Силам Бесплотным), вторичные (пророку и Предтече Иоанну Крестителю) и т.д.) , например, со временем они запомнятся, будут слышаться и текстах Богослужений. Совсем небольшая практика нужна для этого. Ещё от Пасхи до Троицы появится такая подсказка: начало некоторых Часов - "приидите, поклонимся Цареве нашему Богу" - будет аккуратно тоненько зачеркнуто, а вместо них пнапишктся буквы Х.В - 3 р. Это значит, что вместо обычного начала три раза читаем тропарь Светлого Христова Воскресения

Изменено пользователем Olqa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Olqa сказал:

нас в храме Часослов обычный (не тот,который для мирян

Ольга, у меня синий такой, я видела у наших на клиросе он же.

 

 

IMG_20201029_000409.jpg

Изменено пользователем р.Б Валентина

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 часов назад, р.Б Валентина сказал:

у наших на клиросе он же.

Да, Валя, у нас тоже такой. Немного обложка другая цветом и.рамочка поменьше )). От года издания зависит оформление. У меня дома такой же, подарили когда-то. 1994 года переиздания. Из прошлого века ещё )). Тексты на ЦСЯ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не знаю, Ольга, какой у вас 1994 года часослов. Синий в то время был, вроде бы, Киево-Печерский.

 

На фотографии изображен достаточно новый часослов издания Почаевской Лавры. Он по содержанию несколько иной, чем "классический" часослов. Его условно можно назвать "келейным". В том числе, и "для мiрян".

 

Это связано с тем, что, например, во вседневную полунощницу включено утреннее правило, хотя на полунощнице это не читается.

 

С другой стороны, странно, что для малого повечерия не сделано также - молитвы на сон грядущим указаны отдельно, хотя келейно их после малого повечерия начинают читать с тропаря "Помилуй нас. Господи, помилуй нас..." сразу после молитвы повечерия "И даждь нам Владыко...", опуская "Преславная Приснодево...".

 

В общем, часослов из Почаева "странный". Поэтому на клиросе обычно используют "классический". Из свежих это часослов издательства Московской Патриархии или белорусский. Либо, если хочется размер поменьше, репринт дореволюционного часослова издательства  Сибирской Благозвонницы, либо сретенский издательства Правило Веры. Там разница с дореволюционным в кафизме 17, которая читается на вседневной полунощнице. В дореволюционном часослове она напечатана в конце часослова микроскопическим шрифтом, а в сретенском прям на ряду в полунощнице, и шрифт нормального размера.

 

Для келейного правила почаевский часослов весьма удобен. И еще плюс этого издательства - у них всегда хороший крупный шрифт.

 

На клиросе еще часто встречается Следованная Псалтирь. Если она в двух томах, то часослов как раз во втором. Но часы там с междочасиями, что часто вводит в ступор тех, кто с этими текстами не знаком. Так что рекомендую при случае полистать Следованную Псалтирь, особенно на предмет прочтения последней молитвы 3-го, 6-го часа. Для расширения кругозора. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Иерей Алексей сказал:

какой у вас 1994 года часослов

Отец Алексей, это переиздание, в котором есть такие слова: Сия книга переиздана по благословению игумена русского на Афоне  Пантелеимова монастыря священноархимандрита Иеремии.

Афонское Подворье. Москва. 1994г.

Благословение Святейшего Патриарха Алексия П тоже имеется. У меня  переполнена фотогалерея, поэтому размещать фото надо каким-то особым образом здесь. Проще было бы сфотографировать. Я имела ввиду Часослов этот обычный, в том смысле, что здесь как-то рассуждали о Часослове  для мирян, вот как по ссылке https://market.yandex.ru/search?rs=eJwzSvKS4xIz8g0qK0kt8wlIDjAu8EnLr0gs9s9Kl2BWYNBgAMkbGJnlJ3n7ZZuV6hbm6YZk-UTkVeU4SrDA5CMNTfPzgsL8A5xDwpMiCi3S0zxyAgIluEDyEQwAbWsaaQ%2C%2C&text=часослов для мирян купить&lr=10697&wprid=1603965143904684-554401426541302376800280-prestable-app-host-sas-web-yp-66&clid=545

 

А тот, который Валя показала, тоже знаком. У нас на клиросе есть ещё  два наподобие моего, "древненькие" такие, может быть др. издание, посмотрю. Они Великим Постом используются. В них все тексты совпадают постранично, что удобно  для чтецов и уставшика. В третьем Часослове, с которого читаем всегда тексты те же, но постранично не совпадают. Надеюсь, не запутала своим развернутым ответом )).

Я исправила немного свое сообщение - "Часослов для мирян", так теперь написано. Благодарю!

Обложка черного цвета, строгая рамочка примерно в 2см от края )).

Изменено пользователем Olqa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Иерей Алексей сказал:

последней молитвы 3-го, 6-го часа

Они разные вроде :1:.

Третий заканчивается: "Владако Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне..."

Шестой: "Боже и Господи сил...". Со знаками препинания бывают непонятности.  (( Подскажите ещё поконкретнее, пожалуйста, какие молитвы посмотреть на предмет знаков препинания? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Напомнилось обсуждение вот этой статьи. Она, правда более для клирошан, но полезная информация есть для всех

"Казалось бы, какие могут быть особенности при чтении обычных часов третьего и шестого перед литургией - кроме тех, о которых знает любой уставщик: тропари и кондаки. Однако есть один момент, о котором следует знать такому клирошанину, который стремится не допускать неоправданных пауз во время богослужений, насколько это зависит от него.

 

Все знают, что перед литургией совершается Проскомидия - приготовительная часть литургии. Она совершается "за закрытыми дверями", не нарушая покоя находящихся вне алтаря. Это пункт первый.

 

Пункт второй - сама литургия начинается по окончании молитвы шестого часа. Диакон, если он есть, выходит на амвон, возглашает "Благослови, владыко!", и священник произносит начальный возглас литургии "Благоловенно Царство..." Если диакона нет, то, понятное дело, по окончании молитвы часа священник возглашает сразу.

 

Теперь - междупунктие, о том самом моменте, о котором надо знать уставщику.

 

Между окончанием проскомидии и началом литургии совершается еще два священнодействия, котороые частично мы видим и вне алтаря. Первое священнодействие - это каждение алтаря и всего храма; второе - предварительные молитвы перед возгласом литургии. Они не связаны по времени между собой, но часто бывает, что следуют непосредственно одно за другим, и второе не совершается прежде, чем закончится первое.

 

Что же все это значит для уставщика?

 

Поскольку на совершение этих священнодействий уходит определенное время, нужно учесть следующие особенности: размер алтаря и храма; и скорость каждения священнослужителем. Поскольку эти величины, особенно первая, более-менее постоянная, и определенное время на совершение этих действий тоже более-менее постоянное.

 

Значит, чтобы не было ненужных пауз, когда часы прочитаны и наступила гнетущая неопределенная тишина, уставщику нужно заметить, в какой момент чтения часов каждение храма начинается.

 

Вторая часть этого момента, чтение начальных молитв перед возгласом литургии, обычно укладывается во время чтения последней молитвы шестого часа, "Боже и Господи сил..." Значит, к концу молитвы "Иже на всякое время..." совершающий каждение священнослужитель должен закончить каждение храма и войти в алтарь. Там он завершает каждение престола и отдает кадило пономарю; чтения кратких молитв между "Иже на всякое время..." и "Боже и Господи сил..." (Честнейшую..., Именем Господним..., возглас священника Молитвами святых отец...) вполне достаточно для этого в алтаре любого размера.

 

Теперь разберем первый момент, каждение алтаря и храма.

 

В зависимости от манеры каждения время на его совершение может значительно отличаться при прочих равных условиях, т.е. в одном и том же храме. Один кадит не спеша, перед каждой иконой, перед каждым прихожанином или группой прихожан, как бы выписывает тщательно все детальки палешской миниатюры. Другой кадит широкими жестами, одним движением охватывая огромные пространства - как фрески Феофана. Махнул раз - пол алтаря есть; махнул другой - пол храма есть. Один неторопливо пройдет все закоулки храма, другой спортивным шагом промчится по реперным точкам. Соответственно, и время для каждения им двум нужно разное.

 

И уставщику нужно это учитывать. Если каждение началось (а об этом мы узнаём по открытию катапетасмы) раньше необходимого минимума, то беспокоиться нечего, нужно только обратить внимание, что непредвиденных задержек не случается, и не позже конца молитвы "Иже на всякое время..." оно заканчитвается.

 

Если же оно по каким-то причинам вовремя не началось, нужно давать знак чтецу часа, чтобы он был готов читать протяжнее.., потом еще протяжнее.., потом еще... пока священнодействие не вернется в свою колею.

 

Начальная точка, от которой надо вести учет, может быть разной, от 90-го псалма на шестом часе до кондака на третьем, а может и даже раньше - в зависимости от прждереченных обстоятельств.

 

Читать протяжнее - это не просто читать медленнее (что всем бросается в глаза, точнее, в уши). Можно взять тон немного выше, градус торжественности слегка приподнять, слова проговаривать более тщательно, и такая перемена даже благоприятнее скажется на настрой богомольцев: вот, мол, приближается важный момент, начало литургии, хватит, мол, бродить по храму-целовать иконы-ставить свечи; пора занимать свое социально безопасное место и соучаствовать в служении литургии своими усердными молитвами.

 

Итак, подведем итог.

 

Устащик, или крылошанин, исполняющий его служение, во избежание пауз во время чтения часов перед литургией, должен наблюдать за тем, чтобы окончание каждения храма совершалось не позднее определенного момента - например, завершения молитвы шестого часа "Иже на всякое время...".

 

Для этого ему необходимо замечать момент открытия занавеси царских врат и начала каждения, сам процесс каждения, и, в случае необходимости, регулировать скорость чтения часа.

 

Если хотите наглядный пример, как это бывает в жизни, сравниет два видео из одного и того же храма.

 

1. https://www.youtube.com/watch?v=QKP9bkTIwXU

 

2. https://www.youtube.com/watch?v=CY_JwTn-Kro

 

Кстати, обратите внимание, что еще до открытия завесы слышен звук кадила - это заканчивается проскомидия; значит, сейчас уже может начаться каждение алтаря. Этот звук слышен не всегда, и зависит от манеры каждения".

***

Автора публикации Е.С. Кустовский представил как "Архимандрит. Уставщик. Регент. Импульсивный. Неудобный. Вспыльчивый и рассудительный. Жесткий и добрый. Прошедший непростое служение в разных уголках земли - от Курил, до тропиков Панамы.

Иеромонах ТОВИЯ ГЛАЗЫРИН".

Текст отсюда: https://zen.yandex.ru/id/5f5cc0e6fba3e17cc6aae83d

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 hours ago, Olqa said:

Отец Алексей, это переиздание, в котором есть такие слова: Сия книга переиздана по благословению игумена русского на Афоне  Пантелеимова монастыря священноархимандрита Иеремии.

Афонское Подворье. Москва. 1994г.

Благословение Святейшего Патриарха Алексия П тоже имеется.

У меня есть такой. Это - "классический" часослов, в нем есть только последования храмовых служб суточного богослужения, никаких утренних и на сон грядущим, и прочих добавок. И размер у него "классический" - почти А5, 13x20 см, чуть уже, чем А5.

 

5 hours ago, Olqa said:

Я имела ввиду Часослов этот обычный, в том смысле, что здесь как-то рассуждали о Часослове  для мирян, вот как по ссылке https://market.yandex.ru/search?rs=eJwzSvKS4xIz8g0qK0kt8wlIDjAu8EnLr0gs9s9Kl2BWYNBgAMkbGJnlJ3n7ZZuV6hbm6YZk-UTkVeU4SrDA5CMNTfPzgsL8A5xDwpMiCi3S0zxyAgIluEDyEQwAbWsaaQ%2C%2C&text=часослов для мирян купить&lr=10697&wprid=1603965143904684-554401426541302376800280-prestable-app-host-sas-web-yp-66&clid=545

 

 

Ссылка хорошая. Я не знаю что такое часослов для мiрян, как-то не интересовался. Но по ссылке видно:

 

4-я и 5-я позиции - часослов издательства Московской Патриархии. От "классического" отличается расширенным набором тропарей и кондаков (например, в "классическом" в разделе "Тропари отпустительнии воскресны осми гласов, с богородичны и ипакои их" нет кондаков, а в ИМП уже есть).

 

6-я, 7-я, 8-я - часослов издательства Библиополис, еще больше разных тропарей и кондаков, но они не на ЦСЯ, а на русском современном шрифте.

 

9-я (и еще много ниже) - репринт дореволюционного часослова издательства Сибирская Благозвонница, формат А6+ (где-то 17 x 12 см).

 

14-я - белорусский часослов, похож на ИМП, но тропарей и кондаков побольше. Все на ЦСЯ.

 

18-я и 19-я - сретенский формата А6+. Такой формат часто любят носить с собой на чтение шестопсалмия.

 

Сейчас проверил следованную псалтирь 1993 года издания Донского монастыря.

 

Молитва в конце 3-го часа св. Мардария идет "стандартно" в конце 3-го часа, в конце междочасия 3-го часа идет другая молитва, так что тут ничего неожиданного, по сравнению с "классическим"  часословом, нет.

 

А вот после 6-го часа молитва свт Василия Великого "Боже и Господи сил", она же читается и после междочасия 6-го часа. Если говорить про следованную псалтирь Донского монастыря, то на ряду в конце 6-го часа молитва должна быть на 156 странице, но ее нет. Полностью она приведена после междочасия на странице 159, то есть, нужно еще лист перевернуть, а потом найти текст глазами. К этому нужно быть готовым, лучше заранее. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А есть ли какие-то правила, точнее рекомендации, когда на вечерней молитве читать Евангелие? Нужно ли это чтение сопровождать каким-то ещё чтением?

 

А может стоит отдельную тему про келейные молитвы создать, эта всё же про службы? Лично мне много не ясно до сих пор, особенно подготовка ко Причастию или когда душа желает продолжить молитву, а хватать абы шо....:dntknw00:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Небольшой пример в помощь понимания текстов Богослужения. 

Кроме дня Воскресного, малой Пасхи, сегодня чтили, в числе других, память пророка ИОиля.

Из его Жития:

Святой пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова. Им было предсказано запустение Иерусалима. Он же пророчествовал, что на всякую плоть будет изливаться Святой Дух через Спасителя мира (Иоил. 2, 28–32).

Тропарь ему:

 

Предве́дый Бо́жие прише́ствие во плоти/ и наи́тие Ду́ха Свята́го и гряду́щий Суд предсказа́вый,/ проро́че Ио́иле,/ спаса́й моли́твами твои́ми// чту́щия тя от всех скорбе́й.

***

Здесь ещё пример построения стиха на ЦСЯ. Привычнее для нас звучало бы: 

"Предве́дый проро́че Ио́иле, Бо́жие прише́ствие во плоти и наи́тие Ду́ха Свята́го и гряду́щий Суд предсказа́вый,  чту́щия тя моли́твами твои́ми  спаса́й от всех скорбе́й".

Но исправлять пока никто не берется.  Хотя есть и более сложные запутанности в построении стиха. В слаженном, пусть и неспешном темпе, пропеть и прочитать так, чтобы было понятно, не у всех получается. Но и с исправлениями не все просто. Что-то неуловимо теряется (для тех, кто уже освоил такие тексты), даже если просто переставить слова местами. 

Изменено пользователем Olqa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
24 минуты назад, Olqa сказал:

даже если просто переставить слова местами. 

Да, вот о.Нил часто цитировал на ЦСЯ, потом на русском, а потом менял местами слова - как торт собрал!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 часов назад, Olqa сказал:

Привычнее для нас звучало бы: 

А по-моему, привычнее, как в тропаре. Мы же молимся "Помилуй мя", "Спаси мя", а не "меня помилуй"... Так и тут: "Спасай... чтущия тя..."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Юра, а я имела ввиду, когда о.Нил разбор канона или сложных молитв делал. Бывает, когда одно предложение из 5-ти строк, и переставить пару слов порой облегчает. Но, это для личного понимания только, конечно. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, Юрий Кур сказал:

по-моему, привычнее, как в тропаре

Юра, а как быстро пришло понимание тропарей? И было ли непонятно когда? Может сразу все на своих местах оказалось? Сейчас уже не помню, когда стал смысл доходить и что помогло. Но долго в неведении пребывала. И курсы не помогали, и изучение ЦСЯ, который у нас преподавали с целью научиться читать. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 минут назад, Olqa сказал:

долго в неведении пребывала. И курсы не помогали

Респект за Вашу твердость. :)

А у меня не было проблем - надо было только внимательно прочитать, и смысл раскрывался. Как благоухающий цветок поэзии. ))) Слова-то почти все знакомые, родные, детальки только другие - вроде "предсказа́вый"=предсказа́вший, "предве́дый" - от предведения. И т.п.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Olqa сказал:

а как быстро пришло понимание тропарей? И было ли непонятно когда? Может сразу все на своих местах оказалось?

многими скорбями... А потом - щёлк и готово )))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Alentina сказал:

Как благоухающий цветок поэз

Здорово! В то время работа занимала все время. Иногда и часть сна. )) Отчёты, справки, бумаги. И все это совсем не было похоже даже на сорняк в огороде )). Да, видимо, когда пришло, наконец, освобождение, тогда процесс пошел. 

5 минут назад, Юрий Кур сказал:

многими скорбями..

Непрестанный процесс... Кто-то на данный момент в многих скорбях, а у кого-то "щелкнуло"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Olqa сказал:

Но долго в неведении пребывала.

Ольга, я по себе заметила, что понятен тот, который любимому святому или празднику. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...