Jump to content
Olqa

Богослужебные тексты.

Recommended Posts

К предстоящему празднику Сретения. Одна из Паремий будет читаться из 19 главы Книги пророка Исаии.

 

1. Се Господь седит на облаце легце и приидет во Египет, потрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и сердца их разслабнут в них

3. И возмятется дух Египтян в них и совет их разсыплю

4. И предам И возмятется дух Египтян в них и совет их разсыплюЕгипет в руце властелей жестоких: сия глаголет Господь Саваоф

5. И испиют Египтяне воду, яже при мори, а река оскудеет и изсохнет
12. Сия глаголет Господь: где суть ныне премудрии твои, и да возвестят ти и да рекут, что совеща Господь Саваоф на Египет

16. В той день будут Египтяне в страсе и трепет от лица руки Господа Саваофа, юже Он возложит на них

19. В той день будет жертвенник Господеви в земли Египетстей и столп в пределех его Господеви

20. И будет в знамение в век Господеви в земли Египетстей, яко возопиют ко Господу, и послет им Господь человека, иже спасет я

21. И ведом будет Господь Египтяном, и уведят Египтяне Господа в той день, и сотворят жертвы и дары, и обещают обеты Господеви и воздадят

 

Толкования на каждый стих есть в Оптинских толкованиях. Епископ Виссарион Нечаев оставил пояснение, почему эта паремия читается этот праздник:

"Рассмотренную паримию положено читать в праздник Сретения потому, что вскоре после Сретения произошло событие, в котором чиноположители праздника видели исполнение пророчества, содержавшегося в сей паримии. Известно, что вскоре после Сретения Богомладенца Иисуса в Иерусалимском храме, Иосиф и Мария, по повелению Ангела Господня, убежали с Ним в Египет, укрывая Его от ярости Ирода, приказавшего избить Вифлеемских младенцев. По свидетельству древнего предания, как только Богомладенец принесен был в первый Египетский город Илиопол, все идолы его пали, подобно тому, как пал некогда истукан Дагона от ковчега завета, внесенного в храм его. Это появление Христа в Египте и падение идолов было началом и предзнаменованием торжества христианской веры над Египетским идолопоклонством, предреченного в паримии, и отчасти буквальным исполнением сказанного в 1-м стихе паримии: се Господь седит в облаце легце и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская от лица Его. Ближайшим образом, как мы видели, это пророчество относится к временам посрамления идолопоклонства в Египте еще в дохристианские времена, – но вместе оно было образом имевшего быть более полного и совершенного падения идолопоклонства по пришествии в мир Христа Спасителя, – В отношении к появлению Богомладенца в Египте знаменательна еще та черта пророчества, что в нем пришествие Господа в Египет представляется пришествием на легком облаке, в знак быстроты. Эта быстрота указывала на бегство Богомладенца тем, что бегству свойственно быстрое движение."

  • Like 1

Share this post


Link to post
В 08.02.2021 в 18:57, Юрий Кур сказал:

: я думаю, наша служба составлялась до объединения с РПЦЗ. Поэтому и написали свою

Да, та служба составлена раньше. Наше прежнее с рпцз отдаление, как принято считать, не было вызвано догматическими расхождениями. Хотя Василий великий и называет причиной расколов канонические расхождения, это не признавалось в нашем случае. На сегодняшний день эта рана уврачевана без лишних разбирательств. 

Оказывается, на некоторых приходах МП служат по исходному тексту. И никакой гражданской розни это не вызывает. 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Служба Пятидесятницы преизбыточествует любимыми православными христианами песнопениями - такими, как, например, праздничная стихира «Царю небесный». Она так полюбилась людям, что примерно с XIV-XV веков ее стали прибавлять в начале каждой службы, включив в состав «обычного начала» (в более старой традиции обычное начало открывалось Трисвятым).
Еще одна стихира Пятидесятницы, «Видехом свет истинный», которая стала настолько любима, что ее включили в чин Божественной литургии, где она поется после Причащения.
"Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть"
Содержание этой песни: мы увидели истинный свет, так как омыв грехи свои в таинстве Крещения, называемся уже сынами Божиими по благодати, сынами света, получили Святого Духа чрез Таинство Миропомазания, исповедуем истинную (православную) веру, покланяемся нераздельней Троице, потому что Она спасла нас. Диакон, взяв из рук священника дискос, переносит его на жертвенник, а священник, взяв святую Чашу, благословляет ею молящихся.

***

Обе этих стихиры специально опускаются в церковном богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы, будучи заменены другими песнопениями, чтобы в день Пятидесятницы прозвучать с новой силой.

***

(Немного несвоевременно, как-будто, простите)).

 

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Ещё раз о Каноне в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

 

"Нам в группу (группа в ВК "Регентский курсы Кустовского") пришёл вопрос по поводу фраз «Ангел возопи» и «Богородицы рече» на полях тех страниц сборника Благовещения, где расположен канон. 

Нам показалось, что этот вопрос будет интересен многим, потому отвечаем здесь. 

Как пишет Алексей Кашкин в своей книге «Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники»: 

 При чтении канона следует учесть особенности его внешнего устройства, а именно наличие диалога в песнях с 1-й по 7-ю. Так как в самих тропарях нет «слов автора», то есть не сразу понятно, из чьих уст исходят читаемые слова, в Минее предлагается добавлять перед тропарями краткие замечания «Ангел возопи» и «Богородицы рече». Но нужно заметить, что эти фразы ни в коем случае не заменяют собой припевы (хотя, к сожалению, некоторые воспринимают их как полноценные припевы). В связи с этим перед каждым тропарём следует говорить: «Пресвятая Богородице, спаси нас. Богородица рече» или «Пресвятая Богородице, спаси нас. Ангел возопи». В 8-й песни <...> в самом тексте каждого тропаря есть указание на то, кто данные слова произносит. Потому и чтение 8-й песни происходит обычным образом. 

 

Также обращаем особое внимание на примечание святителя Афанасия (Сахарова), размещенное в Минее после службы Благовещения: 

 

Канон Благовещению – исключительный по своему изложению. Он составлен в виде трогательного диалога между небесным благовестником – Ангелом и смиренной Девой, имеющей стать Богородицей. 

Соответственно такой форме канона и исполнение его должно быть диалогическое, читать его следует двум чтецам, стоящим на правом и левом клиросах или по сторонам царских врат на солее. А чтобы рельефнее представить умилительную беседу Ангела с Богородицею, следует, во-первых, тропари, против которых на поле стоит напечатанное киноварью «Ангел» (в Минее – «Ангел возопи»), предварять словами: «Ангел возопи», а те, против которых стоит «Богородица» (в Минее – «Богородица рече»), предварять словами «Богородица рече», впрочем, за исключением тропарей 8-й песни, где таких добавлений делать не следует, так как соответствующие выражения имеются в тексте тропарей этой песни. 

Во-вторых, припев к тропарям Благовещенского канона: «Пресвятая Богородице, спаси нас», будет соответственнее произносить третьему чтецу или еще лучше петь их по клиросам. А ради единообразия следует также петь и припевы к тропарям положенных канонов. При строгом исполнении Устава припевы к тропарям канонов следовало бы петь на соответствующие гласы".

  • Like 1

Share this post


Link to post

Предве́чный сове́т Свято́й Тро́ицы – безначальный, вневременный (происходящий до века, до времени – «пред» веком, «пред» временем) замысел Бога о мире, созерцание Богом от вечности образов мира (бытия мира).

Предвечный совет Святой Троицы назван предвечным, поскольку он осуществляется вне времени, присущего нашему тварному миру. Предвечный совет Святой Троицы осуществляется в Божественной вечности, предшествуя бытию всех сотворенных вещей и событий. На предвечном совете Святой Троицы определено Божественное представление о каждом существе, которому предстоит получить от Бога жизнь. Предвечный совет назван советом, ибо в нем участвуют все Лица Пресвятой Троицы.

Предвечный совет – особый совет. Участвующие в нем Лица Святой Троицы существуют нераздельно и обладают единой Божественной волей. Идеи и замыслы предвечного совета – идеи и замыслы единого всемогущего Существа, которые всегда исполняются и претворяются в жизнь. Поэтому слово «совет» в данном случае ближе понятию волевое предрешение, волеизъявление, понимаемому как мысль, план или идея, которая непременно и непреложно осуществится.

По слову св. Иоанна Дамаскина, Бог «созерцал всё прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». Божественные мысли, планы и образы и есть «предвечный и неизменный совет» Божий, в котором «начертано всё, предопределенное Богом и неукоснительно совершающееся, прежде его бытия». Божественный совет неизменен, вечен и непреложен, ибо вечен и неизменен Сам Бог. На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о творении человека, что отражено в словах Писания: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о Воплощении Сына Божия и спасении человечества.
***
Благовещение Пресвятой Богородицы,
великая вечерня, 1-я стихира на «Господи воззвах»:
Совет превечный
открывая Тебе, Отроковице,
Гавриил предста,
Тебе лобзая и вещая:
радуйся, земле ненасеянная;
радуйся, купино неопалимая;
радуйся, глубино неудобозримая;
радуйся, мосте, к Небесем преводяй,
и лествице высокая,
юже Иаков виде;
радуйся, Божественная стамно манны;
радуйся, разрешение клятвы;
радуйся, Адамово воззвание:
с Тобою Господь
Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Совет предвечный открывая Тебе, Отроковица,
Гавриил предстал Тебе, приветствуя Тебя и возглашая:
«Радуйся, земля незасеянная;
радуйся, куст терновый несгорающий;
радуйся, глубина, непроницаемая взором;
радуйся мост, приводящий к небесам
и лестница высокая, которую Иаков видел;
радуйся, Божественный сосуд с манной;
радуйся, избавление от проклятия;
радуйся, призвание Адама ко спасению,
с Тобою Господь!»

  • Like 2

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...