Перейти к публикации
inna d

С наступающим праздником Богоявления и Крещения Господня!

Рекомендованные сообщения

Песнопения праздника Богоявления развивают несколько богословских тем.


Первая — собственно Богоявление, то есть явление Бога людям как таковое. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире» (1 Тим 3. 16). Бог явил Себя людям уже в Рождестве — недаром Рождество и Богоявление столь тесно связаны между собой, — но начинает говорить к ним только спустя целых три (!) десятилетия, когда приходит ко Крещению. С этого времени Он уже не скрывает Свое пришествие в мир от ангелов и людей:

Днесь всяка тварь просвеща‌ется, днесь вся‌чeская веселя‌тся, Небе‌сная вку‌пе и земна‌я — а‌нгели и челове‌цы смеша‌ются, — иде‌же бо Царе‌во прише‌ствие, и чин прихо‌дит. 
Теце‌м у‌бо на Иoрда‌н и ви‌дим вси Иоа‌нна —  ка‌ко креща‌ет Верх Нерукотворе‌нный и Безгре‌шный?
Те‌мже, апо‌стольский глас припева‌юще, согла‌сно возопие‌м: «яви‌ся благода‌ть Бо‌жия спаси‌тельная всем челове‌ком», озаря‌ющи и подаю‌щи ве‌рным ве‌лию ми‌лость.

(Стихира на литии).

 

Другая тема — свет. Сам наступивший праздник в древности назывался также праздником Светов. Слово святителя Григория Богослова, которое положено читать сегодня на всенощной, начинающееся со слов «Опять Иисус мой, и опять таинство...» (ср. начало стихиры в первый день предпразднства), надписано: «На святые Светы Явлений Господних (https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/39)». Свет — это и просвещение, то есть таинство Крещения, но это и огонь, о котором говорит Иоанн Предтеча: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк 3. 16).

Яви‌лся еси‌ днесь вселе‌нней, и свет Твой, Го‌споди, зна‌менася на нас, в ра‌зуме пою‌щих Тя: прише‌л еси‌ и яви‌лся еси‌, Свет Непристу‌пный.

(Кондак).


Многие песнопения развивают тему удивления Иоанна, смутившегося, когда Господь пришел, чтобы креститься от него: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф 3. 14). Склонив голову перед Своим же творением, Господь не только явил образ смирения, но и показал, что Он принял на Себя все стороны человеческой природы и исполнит все то же, что «надлежит исполнить» (Мф 3. 15) всякому верующему.

Бог Сло‌во яви‌ся пло‌тию ро‌ду челове‌ческому, стоя‌ше крести‌тися во Иорда‌не, и глаго‌лаше к Нему‌ Предте‌ча: «Ка‌ко простру‌ ру‌ку и прикосну‌ся верху‌ Держа‌щаго вся‌ческая?.. А‌ще и от Мари‌и еси‌ Младе‌нец, но вем Тя, Бо‌га Преве‌чнаго... По земли‌ хо‌диши, пева‌емый от серафи‌м, — и раб Влады‌ку креща‌ти не научи‌хся...»
Непостижи‌ме Го‌споди, сла‌ва Тебе‌!

(стихира по 50 псалме)

 

Ещё одна, и очень важная, тема — откровение Бога как Троицы. В Ветхом Завете о Боге говорится как о Сущем, Едином, Господе, но о Троичности Лиц упоминается лишь прикровенно: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их" (Пс 32. 6). Но в событии Крещения Троичность Лиц становится явной: Сын предстоит, Дух сходит, Отец свидетельствует:

Тро‌ицы явле‌ние во Иорда‌не бысть — са‌мое бо Пребоже‌ственное Естество‌, Оте‌ц, возгласи‌: «Сей креща‌емый – Сын возлю‌бленный Мой!», Дух же прии‌де к Подо‌бному, Его‌же благословя‌т лю‌дие и превозно‌сят во вся ве‌ки.

(Тропарь 8-й песни первого канона праздника, он же читается во время архиерейской литургии на Трисвятом).

 

Так Крещение Господне становится не только началом земной проповеди Спасителя, но и событием космологического значения, когда состоялось откровение главной тайны о Боге:

Во Иoрда‌не креща‌ющуся Тебе‌, Го‌споди, Тро‌йческое яви‌ся поклоне‌ние: Роди‌телев бо глас свиде‌тельствоваше Тебе‌, возлю‌бленнаго Тя Сы‌на имену‌я,/ и Дух в ви‌де голуби‌не изве‌ствоваше словесе‌ утвержде‌ние.
Явле‌йся Христе‌ Бо‌же и мир просвеще‌й, сла‌ва Тебе‌!

(Отпустительный тропарь).


На этом откровении основана вся жизнь Церкви. Вступающий в нее должен принять Крещение, совершаемое со словами: «Крещается N во имя Отца и Сына и Св. Духа», то есть «Такой-то погружается (= буквальный смысл слова "крещается") во Имя» Бога-Троицы. Погрузившись в это Имя одновременно с видимым погружением в воду, человек уже всегда — почему и невозможно повторить истинное Крещение — пребудет в Боге. Иоанново Крещение ещё не было христианским таинством, но Крещение Господа Иисуса, в котором явилась Пресвятая Троица, котором в воде предстоял сам Христос, в котором на человеческую природу явно нисходил Дух Святой, лежит в основе таинства Крещения всякого христианина.

И‌стинный Свет яви‌ся и всем просвеще‌ние да‌рует.
Креща‌ется Христо‌с с на‌ми, И‌же вся‌кия вы‌шши чистоты‌.
Влага‌ет свяще‌ние воде‌, и душа‌м сие‌ очище‌ние быва‌ет.
Земно‌е — явля‌емое, и вы‌ше Небе‌с —  разумева‌емое. 
Ба‌нею – спасе‌ние, водо‌ю же – Дух. 
Погруже‌ния ра‌ди, и‌же к Бо‌гу наш восхо‌д быва‌ет. 
Чудéсна дела‌ Твоя‌, Го‌споди, сла‌ва Тебе‌!

(стихира на хвалитех)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С наступающим праздником всех!

 

Почему Иоанн Предтеча проповедует именно в пустыне? О каком Царстве его проповедь? Зачем Сын Божий принимает Крещение? Где еще и как в Библии говорится о Святой Троице? На эти вопросы отвечает о. Оле́г Ви́кторович Стеня́ев 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пойдем спешно к Иордану!

О днях подготовки к празднику Крещения Господня

 

Ольга Шишкина

 

Как некогда волхвы принесли к ногам Младенца-Христа свои дары – золото, ладан и смирну, – так на великие Его праздники певцы принесли свои лучшие песни, поэты – стихи, богословы – чеканное слово догматической мудрости.

В. Зандер

 

Не рыдайте напрасно,
будучи удушаемы отчаяния сетями, люди, повинные злым.
Но во умилении души приступим к Очищающему всех,
Единому Чистому и Дающему прощение Крещением.

Ирмос 9-й песни канона

 

Пережить святые события

Скрытый текст


15 января празднуется память преподобного Серафима Саровского. И с этого же дня начинается предпразднование Крещения Господня.

«Христо́с показу́ется, Бог явля́ется и к рабу́, Креще́ния прося́, гряде́т. Иорда́не реко́, весе́лия испо́лнися; земля́ и мо́ре, го́ры и хо́лми, и челове́ческая ны́не игра́йте сердца́, Свет восприе́млюще».

 

И совсем как в дни предпразднования Рождества, для этих дней положены уникальные тексты, раскрывающие смысл праздника. К сожалению, мы не часто обращаем на них внимание. А услышав, может быть, не всегда задаемся вопросом: какое отношение эта стихира, этот тропарь имеют лично ко мне?

Самое прямое. Богослужебные тексты, напоминает священник Игорь Палкин, – это часть живого Предания Церкви. Нам нужно вслушаться в них, воспринять умом и сердцем, сделать их и своей личной молитвой. Так мы сможем найти, по слову святого Паисия Святогорца, ключ к тому, «чтобы нам пережить и почувствовать эти святые события».

Господи, помоги нам по Твоей благости пройти этот путь, становясь живыми, творческими его участниками. Даруй нам «так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться» (митрополит Антоний Сурожский).

 

«Не преобидеть Христа»

 

В текстах, готовящих нас к Богоявлению, преобладают две темы: нравственная и богословская.

Тексты, раскрывающие первую тему, – это целая программа духовной жизни.

«Уны́ния сон душе́вный стряхнув, серде́чною бо́дростью Гряду́щему очи́стить ду́ши во струя́х воззовем: благослови́те, дела́ Госпо́дня, Господа».

«От очей душе́вных зло́бы сон оттряхнув, лука́вствия отнимем, ве́рные, от серде́ц на́ших и слеза́ми те́плыми очистим помышления, чтобы увидеть являющегося Христа, славящего Его во веки».

«Скве́рное сло́во лука́вых помышле́ний да не внесе́м, сло́ву же Боже́ственному поучи́вшись, пе́сни да принесе́м Сло́ву, нас ра́ди пло́тию я́вившемуся и просвеща́ющему пребывающих во тьме. Его все творение благослови́т, сла́вящи во ве́ки».

Сердечная бодрость, искренность сердечная, покаяние теплое, наблюдение за словами, песнопение – вот те деяния, которые так уместно принести в эти дни Христу.

И Церковь призывает нас собраться, встряхнуться:

«Поспешно идем к Иордану, да Владыку узрим!»

«Христо́с гряде́т ко Креще́нию, Христо́с ко Иорда́ну прихо́дит, Христо́с на́ши в воде́ погреба́ет ны́не грехи́, я́ко Благ».

А вот еще замечательный текст:

«Неразу́мен никто́ и ко Христу́ неблагода́рен да не бу́дет, долготерпе́ние пожда́ния Его́ и бла́гость укоря́я, да не преоби́дит, но со стра́хом и ра́достию да порабо́таем Ему́, пою́ще: пощади́ ду́ши на́ша, Христе́ Бо́же, и спаси́ нас».

Выражение «благость Его да не преобидит» в первую секунду ставит в тупик. Разве можно обидеть Бога?

Но святой Паисий Афонский спрашивает обратившуюся к нему за советом монахиню: «Разве ты хочешь огорчить Христа?» Замолкаем виновато – не хотим, но огорчаем же! А все оно, неразумие наше и неблагодарность.

Так самое время, как выразительно пишет апостол Павел, «отгрестись» от них и со страхом и радостью поработать Ему, потрудиться немного. Попытаться наконец жить так, чтобы, «глядя на нас, Христос бы радовался» (прп. Паисий Святогорец).

 

«Спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь, воскресшу Тебе»

 

Вторая тема предпразднества раскрывает сам смысл Крещения.

«О, пресла́вные дары! О, Боже́ственная благода́ть и несказа́нная любовь! Се водо́ю очища́ет меня, огне́м просвеща́ет меня и Ду́хом Боже́ственным воссоздает меня Творец и Влады́ка, ны́не во Иорда́не».

Одного этого текста достаточно, чтобы встрепенулась душа, чтобы осознала всю бесконечность того, что совершается в эти дни.

 

Одна стихира – и уже невозможным кажется свести Крещение к купанию в проруби или стоянию в очереди за крещенской водой…

«Христос приходит, чтобы избавление подать всем верным Крещением: им Он Адама очищает, падшего возвышает, мучителя посрамляет, Небеса отверзает, Духа Божественного низводит и бессмертия приобщение нам дарует».

А следующий тропарь уже непосредственно говорит о Таинстве Крещения:

«Со Мно́й если кто сни́дет и спогребе́тся Креще́нием, со Мно́ю сла́вы наслади́тся и воскресе́ния, – Христо́с ны́не возвеща́ет, Его́же ве́рно да встретим».

Этот текст напрямую связан с одним из тропарей Пасхального канона:

«Спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь, воскресшу Тебе».

Эта связь подчеркивается еще одним прошением:

«Господи, да́руй нам неосужде́нно чи́стою со́вестью ве́рно дости́гнуть Твое́го свято́го из ме́ртвых тридне́вного восста́ния».

Совесть очищена, омыта, убелена причастием к празднованию Крещения – теперь нужно постараться сохранить эту убранность, чистоту души. Тогда мирнее засветится для нас Великий пост – и полнее, победнее станет Пасха.

***

Один современный священник советует в дни празднования Богоявления внимательно прочитать чин Крещения; вспомнить, как принесли Христу обеты верности, как сочетались с Ним, как дунули и даже плюнули (да-да!) на козни диавольские.

 

Так осознаем же великий дар освящения и обновления, усыновления и обожения, врученный нам в крещенской купели! Осознаем, принесем благодарение устами, сердцем и делами – и воспримем огненную решимость не преобидеть Христов дар, не погребсти его в лености и унынии, но всей своей жизнью принести Ему плод.

Ей, гряди ко Крещению, подая нам великие Дары Твои, Господи!

***

 

Приложение – избранные тексты предпразднества Крещения на русском языке

 

Уны́ния сон душе́вный стряхнув, серде́чною бо́дростью Гряду́щему очи́стить ду́ши во струя́х воззовем: благослови́те, дела́ Госпо́дня, Господа.

От очей душе́вных зло́бы сон оттряхнув, лука́вствия отнимем, ве́рные, от серде́ц на́ших и слеза́ми те́плыми очистим помышления, чтобы увидеть являющегося Христа, славящего Его во веки.

 

Скве́рное сло́во лука́вых помышле́ний да не внесе́м, сло́ву же Боже́ственному поучи́вшись, пе́сни да принесе́м Сло́ву, нас ра́ди пло́тию я́вившемуся и просвеща́ющему пребывающих во тьме. Его все творение благослови́т, сла́вящи во ве́ки.

 

Скве́рну вся́кую стра́стную оттря́сше, досто́йный Креще́ния Боже́ственнаго о́браз мыслей приимите, верные, ибо приходит Творец, чтобы очище́ние дарова́ть неизреченное, во струя́х креща́ясь, всем же но́вое показа́ть измене́ние.

Взира́юще на Христа́, смиря́ющагося во́лею да́же и до ра́бия о́браза, под кре́пкую Его́ ру́ку ны́не смири́мся, ду́хом возвысившись, и Его чистыми делами почтим.

Грехо́вную мглу отложи́в, чи́сты Владыке, очищающему всех Божественными струями явимся.

 

Во Иорда́не крести́тися гряду́щему Христу́, прииди́те, прибли́зимся, сле́зными очистившись струя́ми.

К Тебе́ у́тренюю, благоутро́бия ра́ди Себе́ истощи́вшему и рукою раба́ крести́ться восхоте́вшему. Сло́ве Бо́жий, мир пода́ждь мне, па́дшему, Челове́колюбче.

 

Очи́стив умы, верные, встретим Христа́, Который приближается, чтобы Иорданскими струями очистить нас.

Услышьте, голос дру́га Женихо́ва: пока́йтеся! – лю́дем вопию́ща, – и постарайтесь очи́ститься, чтобы встретить Творца.

Христо́с сло́во рече в ле́ности уны́ния пребыва́ющим: в Крещении путь спасе́ния пода́м и свобожде́ния жизнь всем да́рую.

Со Мно́ю а́ще кто сни́дет и спогребе́тся Креще́нием, со Мно́ю сла́вы наслади́тся и воскресе́ния, – Христо́с ны́не возвеща́ет, Его́же ве́рно да встретим.

Еди́на благода́ть Отца́, Сы́на же и Ду́ха, соверша́ющая да́ром жела́ющих Боже́ственнаго Креще́ния, власть усыновления подает нам, взывающим: Бо́же, благослове́н еси́.

 

Христос приходит, чтобы избавление подать всем верным Крещением: им Он Адама очищает, падшего возвышает, мучителя посрамляет, Небеса отверзает, Духа Божественного низводит и бессмертия приобщение нам дарует.

О, пресла́вные дары! О, Боже́ственная благода́ть и несказа́нная любовь! Се водо́ю очища́ет меня, огне́м просвеща́ет меня и Ду́хом Боже́ственным воссоздает меня Творец и Влады́ка, ны́не во Иорда́не.

 

Не рыдайте напрасно, будучи удушаемы отчаяния сетями, люди, повинные злым. Но во умилении души приступим к Очищающему всех, Единому Чистому и Дающему прощение Крещением.

 

Христо́с гряде́т ко Креще́нию, Христо́с ко Иорда́ну прихо́дит, Христо́с на́ши в воде́ погреба́ет ны́не грехи́, я́ко Благ, с весе́лием воспои́м Ему́, я́ко просла́вися.

Се Свет явля́ется, се Очище́ние показу́ется, се Спас предстои́т просия́ть су́щим во тьме. Его помышле́ньми чи́стыми ра́достно встретим.

Сле́зу вся́кую Христо́с отъе́мля от вся́каго лица́, идет, душ многоболе́зненныя неду́ги водою исцеляя и обветша́вших людей обновля́я новым бытие́м, превознося́щих Его́ во ве́ки.

 

Неразу́мен никто́же и ко Христу́ неблагода́рен да бу́дет, долготерпе́ние пожда́ния Его́ и бла́гость укоря́я, да не преоби́дит, но со стра́хом и ра́достию да порабо́таем Ему́, пою́ще: пощади́ ду́ши на́ша, Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.

 

 

Ольга Шишкина

15 января 2025 г.

https://pravoslavie.ru/166381.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Во время окропления мирян батюшка превращается в ананас. Потому прихожане голосят:"батюшка, а- на- нас!" Батюшка, ананас!"

С наступающим Праздником Крещения!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Эх, снежку и морозца крещенского не хватает, на улице прям весна!))

Но, на все воля Божия.

Слава Богу за все!

С праздником, братья и сестры!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Всех поздравляю с праздником Крещения Господня! Желаю всем крепкого, здравия, мира, тишины и спокойствия! С праздником! 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...