inna d 4830 Posted February 18, 2019 "Великая стража". Келейные записки иеромонаха Иеронима. Однажды он [инок Паисий] пришел ко мне для исповеди и говорит: «Отче святый! Я имею большое желание сделаться мучеником, благослови пойти мне в Солунь или в Смирну замучиться за Христа, ужасно мне этого хочется, сердце мое горит день и ночь, все влечет меня положить жизнь мою за Христа». Услышав это от него, я с удивлением спросил у него: «Откуда такая странная мысль пришла к тебе? Для чего это требуется?» «Для того, - отвечал он, - что, во-первых, этим средством я могу скорее спастись, а во-вторых, буду в вечности в чине мучеников, которые в Царствии Божием более всех прославляются. Вот почему мне хочется быть мучеником». На это я говорил ему из Писания много, убеждал, что всякий христианин, тем более монах, должен быть готов в случае нужды пожертвовать жизнию своею для Бога, и в этом состоит самоотвержение христианское. Но самовольно вдаваться в искушения нам запрещено, а, напротив, заповедано нам молиться, чтобы мы не введены были в искушение. «А ты, - продолжал я, - без нужды дерзаешь на такое страшное дело. Желание твое правильное, но приводить его в исполнение на деле не богоугодно и для спасения твоего очень опасно по причине немощи нашей природы. Вспомни пример апостола Петра, да и кроме того, многие были несчастные примеры дерзнувших без призвания свыше на таковое великое дело и не выдержавших мук и отпавших от Христа. Это легко может случиться и с тобою». Но он мало убеждался моими увещаниями. После нашего разговора с ним еще более года мысль о мученичестве беспокоила его, и он сам не понимал, что влекла его к мученичеству не любовь Божия, а любовь к самому себе, чтобы прославиться и превзойти других. А это родилось у него от непонимания сущности самоотвержения. Но, когда я пригласил его, чтобы он собственным опытом в малых и даже в ничтожных делах удостоверился в трудности самоотвержения, или отсечения воли, тогда он вполне убедился, что отсечение воли своей есть истинное мучение. Скрытый текст Это было таким образом. Видя, что он не убеждается моими увещаниями и все еще стремится идти на мучение, я сказал ему: «Если ты не веришь, что послушание есть истинное мученичество, как свидетельствуют богоносные отцы, то испытай сам на деле и убедишься в истине. Если ты истинно желаешь сделаться мучеником и попасть в их чин, то я помогу тебе в этом деле и покажу легкие и удобные средства для этого. Если ты не будешь уклоняться от несения крестов, то есть скорбей внутренних и внешних, то ты сделаешься даже великомучеником. Вот, например, тебе даны четыре креста послушания внешнего: 1) ходить в церковь на всякую службу к началу и выстаивать до конца; 2)пономарить в малой нашей церкви; 3) заниматься писанием; 4) в неделю раз являться в обитель. Если ты все это исполняешь по совести, старательно, без лености и ропота, то ты несешь эти кресты. К наружным крестам принадлежат явные насмешки от других, укоризны, брань, оклеветание. Если ты в таких случаях не воздаешь злом за зло, то ты несешь эти кресты. А внутренние кресты, или тайные, составляются из мыслей и желаний - например, если ты услаждаешься злыми мыслями, гневными, или блудными, или гордыми и тщеславными, то ты не несешь тайного твоего креста или тяжести, а, уклоняясь в услаждение таковыми мыслями, не имеешь терпения и мужества, чтобы бороться с ними. Борьба со злыми мыслями есть своего рода мученичество. Вот ты желаешь замучиться за Христа, чтоб турки за веру отрубили тебе голову, а того не знаешь, что можно и малыми делами сделать себя мучеником, потому что и малые дела, совершаемые нами ради Бога, делаются великими. Если я дам тебе и самые малые заповеди, и даже ничтожные, но ты по высокоумию не выдержишь испытания, то и они покажутся тебе страшно тяжелыми и даже невозможными, и ты откажешься от них». На это Паисий возразил: «Я на все готов, только, быть может, я себя не так понимаю, но я желаю исполнить все, что вы мне прикажете, лишь бы только мне сравняться с мучениками. Попытайте, укажите и наставьте меня, как угодно». «Хорошо, - говорю ему, - начнем при Божией помощи всходить на степень мученическую снизу наверх, как бы по лестнице, а не сверху, как ты хотел. Теперь слушай да внимай, а после и делом исполняй. Мученики постились, а ты по четыре раза в день ешь. Так с этого времени хоть два раза в день ешь. Мученики вовсе чая и не знали, а ты пьешь его раза два в день, да еще по шесть и по семь чашек, а довольно будет для тебя пить чай один раз в день и по три чашки. Мученики мало спали, а ты по восемь часов спишь в сутки. Будь доволен шестью часами. Мученики бдения совершали усердно, а ты всегда дремлешь в церкви на службах. Понуждай себя, чтобы не дремать в церкви. Мученики терпели страшные мучения, а ты ради венца мученического хоть бы от блох и клопов терпи, не малодушествуя, и если они когда будут кусать тебя, то ты терпи ради Бога, не чешись». Паисий при этих словах, горько улыбнувшись, сказал: «Вы, батюшка, смеетесь надо мною, как над глупеньким мальчиком. Разве я не знаю, можно ли такими ничтожными делами приобресть степень мученическую?» «Ну посмотрим, - сказал я ему, - исполнишь ли ты еще эти ничтожные-то мелочи. Но ты не забывай вначале мною сказанного, что общее главное средство к мученичеству есть не уклоняться от скорбей, но терпеть их благодушно. Ты хвалишься верою к Божией Матери, если эта вера у тебя правильная, то ты можешь у Нее испросить дар мученического подвига и приобрести венец мученический. Ибо это более зависит от веры, и вера много поможет. Но смотри, если когда дается тебе какая-либо мучительная страсть или болезнь, тогда терпи, не малодушествуй. Ибо я знаю, что некоторые и выпросили себе крест, а после стали роптать. Так смотри, чтобы и с тобой подобного не случилось. А чрез эти ничтожные мои заповеди ты увидишь свою немощь и забудешь о мученичестве». «Если уж в самом деле я не возмогу этого исполнить, - сказал Паисий, - то после этого куда ж я гожусь. Нет, я уверен, что и более этого буду делать, только помогайте мне вашими молитвами и благословите с этого времени начать». И, поклонившись до земли, принял благословение и удалился. С этого времени Паисий действительно начал так делать, как было ему сказано. Так продолжалось более года, потом он начал ослабевать, иногда побеждался лишним сном, или питием чая более определенного, или ел более, иногда жаловался на дремоту в церкви. Дана была ему заповедь молчать за трапезою, а так как он любил говорить, потому более месяца не мог выдержать заповеди. Однажды он пришел ко мне и говорит: «Батюшка, прочие твои заповеди хотя и несовершенно, но исполняю, а одну твою заповедь, которую я считал вовсе за ничтожную, эту-то самую я нисколько не могу исполнить. Что хотите, смущаюсь, мучаюсь и ничего не могу сделать, прошу вас, увольте меня от нее». - «Какая же это заповедь столь тяжелая, что ты нисколько не можешь ее исполнить?» Он отвечал: «Вы дали мне заповедь, чтобы от кусания блох не чесаться, а ради Бога терпеть, но что я ни делал, как ни терпел, как ни мужался, не мог вытерпеть и вовсе не могу. Ведь так бывает, что как будто бес научил ее, окаянную, что долгое время на одном месте кусает и, как иглой, жалит. Терплю, терплю, да и почешу то место, после смущаюсь, совесть укоряет, что преступил заповедь. А иногда до того рассержусь на этих мучителей, что начну бранить их». Я, рассмеявшись, заметил ему, что мученики еще более терпели. «Да не от блох», - возразил Паисий. «Мне кажется, что от блох никто не вытерпит, - прибавил он, - это такие окаянные мучители, уж хоть кого доймут. Правда ваша, что опыт - верный учитель, я прежде этого не знал, потому и смеялся вашим заповедям, об исполнении которых вы часто напоминаете мне и спрашиваете меня». «Да, - сказал я ему, - я и теперь о том же спрошу тебя. А прочие заповеди почему же ты в точности не исполняешь?» «Да оттого, - отвечал он, - что я на опыте не знал еще сказанного в Евангелии: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Но вот и малый опыт мой показал мне, что без особой силы Божией я ничего не могу сделать доброго и мое желание мученичества не что другое было, как одно искушение или ревность не по разуму. Куда уж мне до мучеников, хоть бы в последний чин преподобных попасть, теперь о мученичестве я перестал и думать. Вижу себя немощным во всех заповедях Божиих и старческих, и меня поддерживает только одна надежда на Божию Матерь и на ваши старческие молитвы». «Этого-то и надобно было, - заключил я, - слава Богу, что Он вразумил тебя». https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/velikaja-strazha/2_2 Это, конечно, не о юродстве, но очень близко к Вашему вопросу. Почитайте, может что-то для себя уточните и найдете полезным. 3 2 Quote Share this post Link to post
Мария Нисанова 20 Posted February 19, 2019 20 часов назад, ~ Весна ~ сказал: Кажется, святые отцы учат обратному? ( о доверии, точнее недоверии себе и отсечении своей воли). Мария, а как вы себе это представляете? Ну вот вы решили, получили благословение, и что будете делать? Уйдете из дома в никуда? Представить все заранее не возможно. Да и это было бы хитрым бережением от риска. Осознанное принятие юродства это риск. Сегодня Бог подсказывает, ведёт, а завтра ты предоставлен собственной свободе. Я не собираюсь сразу уходить в никуда. У всех был переходный период. Некое приготовление. А у ряда юродивых было где жить. Это не ключевое. Я так вижу, что в начале пути надо просто учиться слушаться Божью волю. Быть среди людей (на паперти, например) и понять, что именно ты должен делать для осуществление Божьего замысла. Quote Share this post Link to post
Мария Нисанова 20 Posted February 19, 2019 17 часов назад, Jelena сказал: Мария, а как вы думаете: для чего святые подвиги несли, в чем их смысл? Смысл в том, что бы осуществить Божий замысел. Стать таким человеком, каким Бог желает тебя видеть. Подвиги это средство преображения 1 Quote Share this post Link to post
niki 290 Posted February 19, 2019 (edited) 1 час назад, Мария Нисанова сказал: Смысл в том, что бы осуществить Божий замысел вообще, кто хочет поститься - тот берёт и постится кто хочет молиться - тот встаёт и молится кто хочет благотворить - идёт и благотворит со стороны так посмотреть .... сидит тётенька на мягком диване с планшетом в руке, с тёпленькой водичкой в кране, намалёванными ресничками и бровками ))), с кружечкой кофия в ручёнках и размышляет на форуме два месяца - юродствовать мне или не юродствовать а вы Мария пока подождите, прохладненько пока на улице, вот придёт июнь - и в юродство на улице можно проночевать, ягодками попитаться а как октябрь на дворе - быстренько обратно в квартирку - и помыться можно и выспаться короче - колеблитесь вы ))), без коммунальных услуг ведь трудновато юродствуйте сезонно, только летом - так удобней и подвиг зачтётся наверху (а может и в обратную сторону) и ночевать будете в тёплой квартирке когда на улице - 30 сорри за язвительность, но примерно так выглядит начало вашего подвига Христа ради со стороны предлагаю голосование форумом - за или против того, чтобы Мария начала сезонное юродство, дабы не замёрзнуть зимой на улице Мария, поддерживаете ? Edited February 19, 2019 by niki 1 Quote Share this post Link to post
р. Б. Ирина 204 Posted February 19, 2019 niki, ну вы и шутник однако... Только бы Мария не обиделась. 1 Quote Share this post Link to post
niki 290 Posted February 19, 2019 (edited) пытался не обидеть Ирина все подвиги - они тайные, мы ведь знаем это всё, что не тайно - подвиг ли это ? Edited February 19, 2019 by niki Quote Share this post Link to post
р. Б. Ирина 204 Posted February 19, 2019 (edited) согласна с вами. Edited February 19, 2019 by р. Б. Ирина Quote Share this post Link to post
Мария Нисанова 20 Posted February 19, 2019 1 час назад, р. Б. Ирина сказал: niki, ну вы и шутник однако... Только бы Мария не обиделась. Господи с Вами. Разве юродивые обижаются!? А что я с людьми советуюсь, так что плохого в этом. Вас тут пара десятков человек и если вы меня на улице встретите, то не узнаете 2 Quote Share this post Link to post
niki 290 Posted February 19, 2019 непробиваемая - ну молодцом, твёрдая позиция Мария, мой поклон вам, стерпеть лёгкие насмешки - тоже велико !!! Моя гордость мне не позволяет пока терпеть, всё-равно влезу в перепалку этому Мария поучусь у вас ... Quote Share this post Link to post
Jelena 515 Posted February 19, 2019 1 час назад, Мария Нисанова сказал: Смысл в том, что бы осуществить Божий замысел. Стать таким человеком, каким Бог желает тебя видеть. Подвиги это средство преображения Согласна с вами. Но я бы добавила ещё, что все подвиги - ради спасения души. Человек подвижничает, чтобы быть с Богом. Это главная цель. А вы не боитесь, что решив юродствовать, вы попадёте в прелесть? Quote Share this post Link to post
р.Б.Валентина 1258 Posted February 19, 2019 16 часов назад, р. Б. Ирина сказал: И еще нам не известно какого они духа, если проявляют прозорливость. Но всё-же не нам судить. Надо быть осторожными. Как вы думаете, я права? Соглашусь, да. Quote Share this post Link to post
р.Б.Валентина 1258 Posted February 19, 2019 1 час назад, Мария Нисанова сказал: Господи с Вами. Разве юродивые обижаются!? А что я с людьми советуюсь, так что плохого в этом. Вас тут пара десятков человек и если вы меня на улице встретите, то не узнаете Маш, спасибо Вам, что делитесь своими мыслями. Может мы сейчас являемся свидетелями мыслей будущей юродивой, которая их искренне открывала. Ведь действительно неизвестно, что думали в самых начинаниях юродивые. Может сомневались, боялись, стыдились.... Мне, неопытной, кажется если воля Божия на Вас именно такая, куда Вас тянет, то в нужный момент Он даст пинком под зад - и сразу на тропинку юродства! Quote Share this post Link to post
Мария Ш 2611 Posted February 19, 2019 В 13.02.2019 в 16:57, A Lost Sheep сказал: Сначала подвиги и святость, и только потом уже юродство Простите, еще раз Это вопрос не только к ЗО, а ко всем. Интересно знать не просто об отмеченности будущего юродивого с детства, но о подвигах и святости. Т е не просто ребенок добрый, послушный, или какой-нибудь особенный, получающий ответ на свои обращения к Богу и святым. Кажется, что юродству не обязательно предшествует подвиг. Взять хоть всем известную Ксению Григорьевну. Если бы она в своей мирской благополучной жизни отличалась подвижничеством или странностью какой, родня бы не стала думать о том, что ее дальнейшие поступки - временное помутнение рассудка из за тяжелого состояния в связи с утратой любимого мужа. Мария, вы ведь видели прижизненный портрет св Ксении? Это далеко от большинства иконописных изображений! Она не просто звалась Андреем Федрычем. Ее лицо за время скитаний огрубело и стало мужеподобным. Память у меня не очень, вдруг кто из вас помнит, чтобы некий ребенок - будущий святой - нес подвиг. есть, конечно, много примеров, когда дарованиям духовным предшествовало смиренное несение скорбей - как у наших почти современниц - матушки Сепфоры, что похоронена в Клыково и матушки Марии Матукасовой, что тжила при Оптиной. Но это уже было в зрелом возрасте.Они пока не прославлены, но, возможно, будут. Так-то, сама жизнь рядового христианина - юродство для мира, как было уже сказано.. 4 Quote Share this post Link to post
р. Б. Ирина 204 Posted February 19, 2019 Мария, дорогая! Если и правда когда-то станите на путь этого тяжелого подвига. Не забудьте о нас, молитесь о нас грешных. 1 1 Quote Share this post Link to post
Мария Нисанова 20 Posted February 19, 2019 3 часа назад, niki сказал: Кто там про опасность прелести говорил? Признаки прелести хорошо известны. Описаны святыми отцами и разными богословами.... Так что просто внимание к себе нужно. А среди благочестивых мирян прельщенные не редко встречаются. Годами десятилетиями в храмы ходят, праздники отмечают, елейно друг с другом судачат, а сути так и не поняли. Помогай им Господь. Quote Share this post Link to post
Roza 816 Posted February 19, 2019 (edited) 36 минут назад, Мария Ш сказал: Память у меня не очень, вдруг кто из вас помнит, чтобы некий ребенок - будущий святой - нес подвиг. Замечательный, один из моих любимых святых - блаженный Феофил Киевский. Его житие поражает теми скорбями, с которыми столкнулся маленький младенчик, источник которых - была родная мать, не обыкновенная женщина, а матушка, жена священника. Чудное житие, читанное много раз. Предлагаю ознакомиться, кто не читал. https://www.fatheralexander.org/booklets/russian/staretz_feofil_r.htm https://azbyka.ru/audio/xrista-radi-yurodivyj-ierosximonax-feofil.html Edited February 19, 2019 by Roza 2 4 Quote Share this post Link to post
р. Б. Ирина 204 Posted February 19, 2019 Про подвиг до Духовных Даров человеку это да, были как исключения, после сильнейших потрясений. Еще в пример Анастасия сидящая, которя была в Грузии после революции. К ней были паломничества, но насколько знаю какого она была Духа и сейчас у многих вызывает сомнение. История такова( если ошибусь исправьте): когда её жених вернулся с войны( или просто из войск) ,её мачиха ответила парню, что Настя вышла за другого, парень покончил самоубийством. Настя была в таком потрясении, что вышла во двор, села на лавку и больше не встала. Говорят, что у неё потом ноги в таком положении срослись. 1 Quote Share this post Link to post
Jelena 515 Posted February 19, 2019 24 минуты назад, Мария Нисанова сказал: Кто там про опасность прелести говорил? Признаки прелести хорошо известны. Описаны святыми отцами и разными богословами.... Так что просто внимание к себе нужно. А среди благочестивых мирян прельщенные не редко встречаются. Годами десятилетиями в храмы ходят, праздники отмечают, елейно друг с другом судачат, а сути так и не поняли. Помогай им Господь. Да не похожа вы на юродивую. Юродивая бы так не ответила. Quote Share this post Link to post
niki 290 Posted February 19, 2019 это раскрутка темы, чтобы форум не скучал до меня глупого дошло сегодня с утра там еще пара тем есть с вымышленными персонажами, чтобы форум "гудел" но не об этом... а тема нужная и хорошая, хоть не скучно Quote Share this post Link to post
Мария Ш 2611 Posted February 19, 2019 Роза, спасибо. Феофил Киевский терпел невольные страдания. Его образ вдохновил Петра Мамонова, когда он работал нал ролью в кф "остров" 4 минуты назад, Jelena сказал: Юродивая бы так не ответила а как бы ответила? Quote Share this post Link to post
Jelena 515 Posted February 19, 2019 3 минуты назад, niki сказал: это раскрутка темы, чтобы форум не скучал до меня глупого дошло сегодня с утра там еще пара тем есть с вымышленными персонажами, чтобы форум "гудел" но не об этом... а тема нужная и хорошая, хоть не скучно Удивили! Мне такое в голову не приходит. Quote Share this post Link to post
niki 290 Posted February 19, 2019 Только что, Jelena сказал: Удивили! Мне такое в голову не приходит. мне пришло ну это не мой форум, я тут не хозяин смиряюсь и подчиняюсь Quote Share this post Link to post
Jelena 515 Posted February 19, 2019 6 минут назад, Мария Ш сказал: а как бы ответила? Образно выражаясь - облила бы себя грязью. Quote Share this post Link to post
р.Б.Валентина 1258 Posted February 19, 2019 16 часов назад, inna d сказал: "Великая стража". Келейные записки иеромонаха Иеронима. Спаси Господи Инна. Очень интересно и полезно было прочесть. 2 Quote Share this post Link to post
Мария Ш 2611 Posted February 19, 2019 (edited) 1 час назад, Jelena сказал: облила бы себя грязью. ну, там широкий спектр возможностей, у состоявшихся уже) ближний тоже вполне выхватить может.. А Мария еще только на пороге, который, может быть, не переступит.. 4 часа назад, niki сказал: все подвиги - они тайные, мы ведь знаем это некоторые тайные, некоторые явные. "Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет" Предпочтение часто отдается тайному подвигу, тк человек удобопоползновен ко греху и даже подвиг мб обесценен самомнением. Видя тайное, Господь воздает явно. Edited February 19, 2019 by Мария Ш 1 Quote Share this post Link to post