Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 22 июля, 2013 А за что прощать? Смиренному прощать нечего - он никого не в чем не винит. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Лариса Larissa 329 Опубликовано: 22 июля, 2013 А за что прощать? Смиренному прощать нечего - он никого не в чем не винит. Путь прощения и есть путь необвинения, я думаю, что человеку дано отличать добро от зла, дано понимать, что другой поступает против любви к ближнему, нам дано видеть грехи других - это и есть рассуждение. И максима человеческого отношения нам тоже дана: ПРОСТИ ИХ ОТЧЕ, ИБО НЕ ВЕДАЮТ, ЧТО ТВОРЯТ... Как только у нас получаетсчя ее к жизни применить в каждом конкретном случае, вот в чем вопрос ... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Viacheslav Chulowsky 244 Опубликовано: 22 июля, 2013 Исходя из того,что противоположное смирению качество-гордость.можно сказать,что быть смиренным-быть не гордым.Лучше видеть свои грехи,чем грехи других людей.Золотое правило отношения к другим людям-не делать другим то,чего не хочешь,чтобы делали тебе,и соответственно делать то,что хочешь для себя.Очень тяжело для нашего гордого сердца сказать:"Да будет воля Твоя". Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 22 июля, 2013 Лариса. Что то я как то тут не совсем понял, вернее - совсем не понял. Что значит - "путь прощения и есть путь не обвинения"? Смирение это наивысшая добродетель - венец всех человеческих духовных совершенств. По этому совершенно очевидно, что истинно смиренный человек всегда и во всём видит Бога. По его смирению Господь ему открывает Свой промысел во всём, и человек непрестанно общается с Богом во всех действиях которые его окружают. Уместно ли прощать Бога за то, что Он посылает тебе по своему промыслу? По поводу молитвы Иисуса к Отцу небесному о прощении казнящих Его. Обратите внимание - Иисус не сам прощал казнивших его, в Евангелие Вы не найдёте нигде слова от Христа - "Я прощаю тебя", а только лишь - "Прощается тебе". Потому, что речь идёт не об обиде, а о грехах. О грехах людей перед Богом. Иисус просит Отца простить не обиды, нанесённые казнящими Христу или Отцу Небесному, обидеть Бога в принципе не возможно, а Он просит простить грехи этих людей. За, что Он на крест то и пошёл - отдал Себя в жертву за наши грехи, что бы возможно было наше прощение. Христос мог ли прощать обиды людей, наносимые Ему? Да нет конечно потому, что Его ни кто не обижал - Он не обижался. Обида - грех не обидчика, а обижающегося, а Христос был и есть безгрешен. А вот в вопросе прощения всех смиренным человеком, мы говорим как раз таки о прощении наносимых этому человеку обид. Так вот истинно смиренный человек, по своей праведности конечно более приближен ко Христу, чем мы - не смиренные, по этому не имеет он в себе обиды ни на кого и прощать ему обиды нечего, раз их и нет вовсе. А грехи других он прощать не может - он не Бог. Смирения можно достичь только через любовь ко всем, когда другого почитаешь выше себя и жертвуешь ему лучшее от себя с радостью и даже потребностью в этом. Смиренный человек считает близкого всегда правым, а себя нет и в нём нет споров и возражений как, например, у меня. Он не считает правым зло и нарушение Законов Божьих, но так то грехи ближнего перед Богом, а не перед смиренным. Для прощения ближнего должна быть прежде обида на ближнего. Что такое "путь прощения и есть путь не обвинения" я не понимаю, но вот то, что путь к смирению лежит через прощение всех и за всё - это точно. Но это лишь верный путь к смирению, но ещё не само смирение. А вот когда уже и прощать будет нечего, так как обид ни каких не будет, вот тогда это уже один из верных признаков достижения смирения. Но только лишь один из признаков, но не достаточный признак потому, что в безумии человек может быть безразличен к себе и ближним и тогда у него то же не будет обид и прощать ему не за что, но это же не есть смирение. П.С. По этому всё же выражение - "смирение - это значит прощать всех" - не совсем верно. Смирение - это значит не обижаться не на кого, и тем от части уподобится Богу. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
mlsha 856 Опубликовано: 23 июля, 2013 Андрей, думаю Ваши рассуждения не безупречны... Да нет конечно потому, что Его ни кто не обижал - Он не обижался. Обида - грех не обидчика, а обижающегося, а Христос был и есть безгрешен. Как же Вы говорите Христа не обижали? Вспомнить хотя бы только это: Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. От Матфея 27.27-31 над Христа в Его земной обижали очень не мало... а и даже теперь по смерти и воскресения люди иногда обижают Господа... обманывают Его... потом каятся, ходят на исповедь, обещают больше не обижать, исполнять то, что Бог заповедал и не только не исполняют, но опять грешат... Не забывайте, что Бог не просто Бог, но теперь ещё и Человек и Человек безгрешный... т.е. ни обижать не наказывать Человека просто не справедливо т.к. не за что... а Господа и обижали и наказывали... полагаю, что тоже самое бывает когда человек старается обрести смирение - таким будет кого за что прощать... и будут против них не мало грешить... вспомнить хотя бы это: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Матфея 5.10-12 Полагаю, что когда гонят за правду, за Правду с большой буквы, также как гнали и пороков, то гонят (обижают) точно не справедливо... Вы правы простить можно обиду если обиделся, но не обидеться когда тебя обижают абсолютно не заслужено... не обидеться когда ты делаешь человеку добро, желаешь ему добро, а он в ответ за твоей спиной тебя поносит, а встав к тебе лицом говорит: "Прости брат!" а ты должен его просто взять и простить... и так не раз в год, а каждый день и каждый час по многу раз... это совсем другая песня... А грехи других он прощать не может - он не Бог. сказано: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; Матфея 6.12 и Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Матфея 6.14-15 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 23 июля, 2013 Христа обижали всё таки? Ну и сильно же Он обижался? Укажите хотя бы одно место в Евангелие где было бы понятно, что Христа обидели? Вы же понимаете, что Христа не обидеть, ни оскорбить, ни унизить, ни....... просто НЕВОЗМОЖНО. Попытаться конечно по глупости и неразумению можно, как пытались "воины правителя". Ну и что у них получилось? Обидели? Вы суть не поймёте - разговор к тому - что бы простить обиду нужно сначала обидеться на человека. Смиренный человек не обижается на попытки его унизить или оскорбить или обсмеять. Он видит конечно, что человек совершает грех и тем самым обижает совсем не его (смиренного),а себя самого - портит своим же грехом себя. И по этому из чувства любви и сострадания к ближнему, не ведующему что творит, он просит Господа простить этому ближнему его грехи. Разве не из таких побуждений просил Отца небесного Христос? А то если подумать, что смиренный человек прощает обиды или просит простить Господа людей, которые его обидели, то какой же он смиренный если обижается? Ведь обида же это плод порождённый гордыней, тщеславием, самолюбием, так какое уж тут тогда смирение? Вы читали полностью моё сообщение? Там в конце написано, что прощение обид это верный путь к смирению но не само смирение, а само смирение это отсутствие обиды вообще. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ярик 332 Опубликовано: 23 июля, 2013 О времена, о нравы! )) Через лет 5-10 будет уже удивительно как люди учились смирению и кротости без доступа в высокоскоростной интернет как раньше по Библии, Добротолюбии и добром слове, братья христиане Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 24 июля, 2013 О времена, о нравы! )) Через лет 5-10 будет уже удивительно как люди учились смирению и кротости без доступа в высокоскоростной интернет как раньше по Библии, Добротолюбии и добром слове, братья христиане Во времена первого пришествия Христа население всей земли составляло 300 миллионов человек. Во время моего пришествия, когда Гагарин полетел, на земле было 3 миллиарда, а сейчас - спустя 50 лет - уже в два с половиной раза больше - более 7 миллиардов. Таская вот грандиозная и потрясающая ум гипербола. Во времена Александра Сергеевича Пушкина, когда население земли было в семь раз меньше, чем сейчас - около 1 миллиарда, пользоваться извозчиком или иметь собственных лошадей могли только люди от среднего достатка и выше. Большая часть народа ходили пешком, при чём не только по городу, но и между городами, и даже между странами. Вот и представьте себе на сколько тогда была выше духовность людей в соотношении с нонешними поколениями, если при таких, по нашим меркам, колоссальных затратах времени на дорогу, приготовление пищи (газа и электричества не было) и другие житейские нужды, люди "успевали жить" - не редко наизусть знали святые писания. А ведь солнышко садилось зимою в то же время, что и сейчас - в 17 часов уже темно, а масло палить далеко не каждый был богат. "Где сердце ваше там и сокровища ваши" - Господь не противится выбору человека и дух человека творит формы - имеем то, чего достойны иметь. Тихо было и человек Бога слышал, а теперь то как Его "расслышать" из за гула, рёва, вопля городов. Теперь мы между городами и странами на машинах ездим и самолётах летаем, и теперь нам до Бога некогда. Жить не успеваем. Вчера шёл по улице и услышал из окна дома душераздирающие вопли. Такие, что застенки Малюты Скуратова, в сравнении с этой квартирой, это тихий час в доме отдыха. Кричали такие мерзости и поганословную ахинею, что не услышишь в сумасшедшем доме. Но пока прошёл мимо то успел понять, что это муж с женой вели семейную беседу - он получил аванс и все деньги отдал на последний взнос за кредит, что бы поскорее рассчитаться с долгами, а жена была против потому, что денег маловато осталось на питание до получки и за квартиру ещё не заплатили в этом месяце. Их "нежный" разговор прервал дикий вопль детским голосом - "Достали вы, козлы, постоянно собачится из за всякой .......!" Вот я сейчас и подумал - когда же современному человеку слово Божие стяжать, зачем смиряться, если нужно, просто необходимо, так много "нежных" слов прокричать самому близкому человеку за очень короткий промежуток времени, пока он тебе их не успел прокричать. А аванс уже уплачен в погашении кредита и кричи - не кричи, а банк деньги назад всё равно не вернёт. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
mlsha 856 Опубликовано: 24 июля, 2013 Андрей, полагаю, что для нас первично важно это: Христа обижали всё таки? Господа много унижали даже по обычным человеческим меркам... а это значит, что тому кто последует пути Христову тоже будет сладко не всегда... Ну и сильно же Он обижался? а тот факт, что Господь не обижался (в том смысле как Вы это понимаете) к нам это отношения не имеет... Господь по своей природе человек совершенный, а мы поражены грехом... т.е. смысл в том, что мы обижаться будем и по заповеди будем вынуждены прощать... я вот к этому... ближе к практике... а то как вёл себя Бог в земной жизни - это для нас недостижимый идеал... и в этом смысле смиренным не был ни один святой, а смирен только Единый Господь Бог... но это повторюсь - отрыв от практики жизни, пожалуй можно сказать, что это православная философия ну или как-то так... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 24 июля, 2013 Или как то не так - речь же не о том. Но если и об этом, то всё что делал Христос и как Он поступал для нас имеет самое прямое отношение, причём всё без исключения. Он собою явил пример нам праведной жизни. "Будьте совершенны как совершенен Отец ваш небесный" (от Матфея 5-48.). Это наверное и значит - жизнь во Христе. В Конспекте по нравственному богословию написаны очень хорошие слова: - "Кроме усвоения себе нравственного направления жизни Христовой и подражания Его примеру, христианин должен приобщаться самого действительного содержания Его богочеловеческой жизни, почерпать полноту жизни, благодатные силы из Его жизни – жить Христовой жизнью. Это требование ясно выражено Господом Иисусом Христом словами: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и Вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода: ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:4-5). Из этих слов видно, что Господь Иисус Христос есть для нас, христиан, не только Учитель, но и Источник нравственной жизни. Со своей стороны, внутреннее глубокое единство и общение любви со Христом положительно невозможно без усвоения духа Христовой жизни." Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
mlsha 856 Опубликовано: 25 июля, 2013 Или как то не так - речь же не о том. Но если и об этом, то всё что делал Христос и как Он поступал для нас имеет самое прямое отношение, причём всё без исключения. Он собою явил пример нам праведной жизни. "Будьте совершенны как совершенен Отец ваш небесный" (от Матфея 5-48.). Это наверное и значит - жизнь во Христе. вот я про то и пишу, что речь идёт в оторванной от жизни реальности... а говорить об этом равно терять время... конечно, надо иметь ввиду, что человек должен быть совершенным, но надо и иметь в виду, что даже в обычной мирской жизни люди сразу академиками не становятся... обычно путь - ясли, детский сад, школа, институт и т.д.. Думаю, будет не верно давать школьнику решать задачки институтские т.к. пупок надорвёт... а в детский сад нести задачи института - уже скорее слабоумие... но в этом и есть беда - не знаем сами где мы в яслях или в детском саду (но думаем, что институт - как минимум), а потом ещё и не знаем где ближний наш - в яслях, школе или в институте, но поучить его стремимся всёравно... "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и Вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода: ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:4-5). Из этих слов видно, что Господь Иисус Христос есть для нас, христиан, не только Учитель, но и Источник нравственной жизни. Со своей стороны, внутреннее глубокое единство и общение любви со Христом положительно невозможно без усвоения духа Христовой жизни." вот я про это и пишу... дела Христовы можно делать только если сам хотя в какой-то малой мере Христу уподобишься, если Его полюбишь и будешь в себе носить... не иначе... иначе, будет обман и лицемерие, могут быть дела только по виду похожие на добрые, а из нутри они будут суть полны гордыни, тщеславия и прочих таких вещей... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Вечно в пути (Светлана) 1 924 Опубликовано: 24 сентября, 2013 Иное смирение у того, кто познал Господа Духом Святым. Преподобный Силуан Афонский Ныне мало старцев, которые знают любовь Господа к нам и знают борьбу с врагами, и что побеждать их должно Христовым смирением. Господь так любит человека, что дает ему дары Святого Духа, но пока душа научится хранить благодать, то много намучается. В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо? Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел, и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу. Кто, подобно мне, потерял благодать, тот пусть мужественно борется с бесами. Знай, что ты сам виноват: впал в гордость и тщеславие, и Господь милостиво дает тебе познать, что значит быть в Духе Святом, и что значит быть в борьбе с бесами. Так душа опытом познает вред гордости, и тогда бегает тщеславия, и похвалы человеческой, и помыслов. Тогда начнет душа выздоравливать и научается хранить благодать. Как понять - здорова ли душа, или больна? Больная душа - горделива; а здоровая душа любит смирение, как научил ее Дух Святой, и если не знает этого, то считает себя хуже всех. Смиренная душа, хотя бы Господь брал ее на небо каждый день и показывал всю небесную славу, в которой пребывает Он, и любовь Серафимов и Херувимов, и всех святых, то и тогда, наученная опытом, будет говорить: «Ты, Господи, показываешь мне Свою славу, потому что Ты любишь создание Свое, но мне дай плач и силу благодарить Тебя. Тебе подобает слава на небе и на земле, а мне подобает плакать о грехах моих». Иначе не сохранишь благодать Святого Духа, которую дает Господь туне, по милости Своей. Господь много пожалел меня, и дал мне разуметь, что всю жизнь надо плакать. Таков путь Господень. И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые подобно мне, горделивы и потому страдают. Пишу, чтобы учились смирению и обрели покой в Боге. Некоторые говорят, что это раньше когда-то было, а теперь все это устарело; но у Господа никогда ничто не умаляется, а только мы изменяемся, делаемся плохими и так теряем благодать; а кто просит, тому Господь дает все не потому, что мы этого стоим, но потому, что Господь милостив и нас любит. Я пишу об этом потому, что душа моя знает Господа. * * Научиться Христову смирению - есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и все бывает мило сердцу. Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то Бога не узрим. Смирение есть свет, в котором мы можем узреть свет Бога, как поется: «Во свете Твоем узрим свет». Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя, но это не есть еще настоящее смирение, которое неописуемо. Когда душа идет к Господу, то бывает в страхе, но когда увидит Господа, то от красоты славы Его неизреченно радуется, и от любви Божией и от сладости Духа Святого совершенно забывает землю. Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь. О, помолитесь за меня все святые, чтобы душа моя научилась смирению Христову; жаждет его душа моя, но стяжать не могу, и слезно ищу его, как потерявшееся дитя ищет мать свою. «Где Ты, мой Господи? Скрылся от души моей, и слезно ищу Тебя. Господи, даруй мне силу смириться пред величием Твоим. Господи, Тебе подобает слава на небеси и на земли, мне же, маленькому созданию Твоему, даруй смиренного Духа Твоего. Молю Твою благость, Господи, призри на меня с высоты славы Своей и даруй мне силу славить Тебя день и ночь, ибо душа моя возлюбила Тебя Духом Святым, и скучаю я по Тебе, и слезно ищу Тебя. Господи, даруй нам Духа Святого; Им будем Тебя славить день и ночь, ибо плоть наша немощна, а Дух Твой бодр, и дает силу душе легко Тебе работать, и утверждает ум в любви Твоей, и упокоивает в Тебе совершенным покоем, и уже не хочет он помышлять ничего, кроме любви Твоей. Господи, Милостивый,- немощной дух мой не может придти к Тебе, и потому зову Тебя, как царь Авгарь: приди, и исцели меня от ран моих греховных помыслов, и я буду хвалить Тебя день и ночь, и проповедовать Тебя людям, чтобы познали Тебя все народы, что Ты, Господь, как и раньше, творишь чудеса, прощаешь грехи, и освящаешь, и живишь». * * Великая разница между самым простым человеком, познавшим Господа Духом Святым, и человеком, хотя бы и очень великим, но не познавшим благодати Святого Духа. Великое различие веровать только, что Бог есть, познавать Его из природы или от Писания, и познать Господа Духом Святым. Кто познал Бога Духом Святым, у того дух горит любовью к Богу день и ночь, и не может душа его привязаться ни к чему земному. Душа, не испытавшая сладости Духа Святого, радуется от тщеславия мирской славе, или богатству, или власти; а душа, познавшая Господа Духом Святым, желает только одного Господа, а богатство и славу мирскую вменяет ни во что. Душа, которая вкусила Духа Святого, по вкусу разбирается. Писано: «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33, 9). Давид познал опытом, и доныне Господь дает Своим рабам опытом познать Свою благость, и будет учить рабов Своих до скончания века. Кто познал Бога Духом Святым, тот от Него научился смирению, и уподобился своему Учителю, Христу Сыну Божию, и на Него стал похож. «Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения. Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого, как туне пришел Ты спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою». О, Христово смирение! Знаю я тебя, но стяжать не могу. Плоды твои сладки, потому что они не земные. * * Когда унывает душа, то как возжечь в ней огонь, чтобы горела она любовью на всякий час? Огонь этот у Бога, и Господь пришел на землю, чтобы дать нам этого огня благодати Святого Духа, и кто научается смирению, тот имеет его, ибо Господь смиренным дает благодать Свою. Много труда надо положить, и много слез надо пролить, чтобы удержать смиренный дух Христов; а без него угасает в душе свет жизни, и она умирает. Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, не легко, и не скоро возможно. Мария Египетская 17 лет боролась со страстями, как с дикими зверями, и только тогда обрела покой; а ведь тело она иссушила скоро, потому что в пустыне ей нечем было питаться. Мы совсем застыли и не понимаем, что есть Христово смирение или любовь. Правда, это смирение и любовь познаются благодатью Святого Духа, но мы не думаем, что ее возможно привлечь к себе. Для этого надо возжелать ее всей душой. Но как я возжелаю того, о чем не имею понятия? Немного понятия все мы имеем, и Дух Святой всякую душу движет искать Бога. О, как надо просить Господа, чтобы Он дал душе смиренного Духа Святого. Смиренная душа имеет великий покой, а гордая - сама себя терзает. Гордый не знает любви Божией и далек от Бога. Он гордится тем, что богат, или учен, или в славе, но не знает несчастный своей нищеты и гибели, ибо Бога не знает. Но кто борется против гордости, тому поможет Господь победить эту страсть. * * Господь сказал: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем». Об этом скучает душа моя день и ночь, и молю Бога и все небо святых, и вас всех, кто познал смирение Христово,- помолитесь обо мне, чтоб сошел на меня дух Христова смирения, которого слезно желает душа моя. Я не могу его не желать, ибо душа моя познала его Духом Святым, но я потерял этот дар, и потому скучает душа моя до слез. Владыко Многомилостивый, даруй нам духа смиренного, чтобы души наши обрели покой в Тебе. Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа. Все святые, вы живете на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш,- молитесь, чтобы и нам быть с вами. Влечется и моя душа видеть Господа, и скучает по Нему во смирении, как недостойная сего блага. Господи Милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему. * * Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит. Но не надо говорить: «если Ты есть, то накажи меня», потому что если придет наказание, ты, быть может, не найдешь силы благодарить Бога и принести покаяние. И когда Господь просветит тебя, тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил ее, и любит ее, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: «Как много нас любит Господь». Апостол Павел, пока не знал Господа, гнал Его, но когда познал, то обтек всю вселенную, проповедуя Христа. Если Господь не даст Духом Святым познать, как много Он нас любит, то и не может человек знать, потому что невозможно земному уму от науки разуметь, какую любовь имеет Господь к людям. Но чтобы спастись, надо смириться, потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя, и будет недоволен, и скажет: «Почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но во всем желает добра и всем бывает довольна. * * Тщеславный или боится бесов, или уподобился им; но не должно бояться бесов, а тщеславия и гордости надо бояться, потому что чрез них теряется благодать. Кто беседует с бесами, тот оскверняет ум свой, а кто пребывает в молитве, у того ум просвещается от Господа. Господь много нас любит, но мы все же падаем, потому что не имеем смирения. Чтобы сохранить смирение, надо умертвить плоть и принять Христова Духа. Святые имели крепкую брань с бесами, и победили их смирением, молитвою и постом. Кто смирил себя, тот победил врагов. * * Что надо делать, чтобы иметь мир в душе и теле? Для этого надо всех любить, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти. Когда душа помнит смерть, то приходит в смирение, и вся предается воле Божией, и желает быть со всеми в мире и всех любить. Когда мир Христов придет в душу, тогда она рада сидеть, как Иов, на гноище, а других видеть в славе; тогда душа рада, что она хуже всех. Тайна сил смирения Христова - велика, и невозможно ее объяснить. От любви душа всякому человеку хочет больше добра, чем себе, и радуется, когда видит, что другим лучше, и скорбит, когда видит, что они мучаются. О, помолитесь за меня все святые и все народы, да приидет на меня святое смирение Христово. * * Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым - все хорошо, все радостно, все прекрасно. Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется, и потому без пользы страдает. А кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость, и все люди будут удивляться красоте души его. Ты говоришь: у меня много горя. Но я тебе скажу, или лучше Сам Господь говорит: смирись, и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься, и скажешь: Почему же я раньше так мучился и скорбел? Но теперь ты радуешься, потому что смирился, и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: «мир Мой даю вам». Так всякой смиренной душе Господь дает мир. * * Душа смиренного, как море; брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность, и затем утонет в глубине его. Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня. Где ты обитаешь, смиренная душа; и кто в тебе живет; и чему уподоблю тебя? Ты горишь ярко, как солнце, и не сгораешь, но теплом своим согреваешь всех. Тебе принадлежит земля кротких, по слову Господа. Ты подобна цветущему саду, в глубине которого прекрасный дом, где любит обитать Господь. Тебя любят небо и земля. Тебя любят святые апостолы, пророки, святители и преподобные. Тебя любят Ангелы, Серафимы и Херувимы. Тебя смиренную любит Пречистая Матерь Господа. Тебя любит и радуется о тебе Господь. * * Гордой душе Господь не являет Себя. Гордая душа, хотя бы все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым. * * Люди, просвещенные крещением, веруют в Бога, но есть и такие которые даже знают Его. Веровать в Бога - хорошо, но знать Бога - блаженнее. Однако и верующие - блаженны, как сказал Господь апостолу Фоме, что ты видел Меня, и осязал, и веруешь, но блаженны и не видевшие, но верующие. Если бы мы были смиренны, то Господь, по Своей любви, все показал бы нам, открыл бы все тайны, но горе наше в том, что мы не смиренны, гордимся и тщеславимся всяким пустяком, и тем мучаем и самих себя и других. Господь, хотя и милостив, но за гордость томит душу голодом, и не дает ей благодати, доколе не научится она смирению. Я погибал от грехов, и давно уже был бы во аде, если бы не пожалел меня Господь и Пречистая благая Богородица. О, Ее тихий, кроткий голос; небесный голос, такого на земле мы не услышим никогда. И вот теперь слезно пишу я о Милостивом Господе, как о родном Отце. Сладко душе с Господом; это блаженство вкушал Адам в раю, когда ясно он видел Господа, а наша душа чувствует, что Он с нами, как обещался. «Се Аз с вами во вся дни, до скончания века» (Мф. 28, 20). Господь с нами. Возможно ли желать большего? Господь создал человека, чтобы он вечно в Нем жил и блаженствовал, чтобы мы были с Ним и в Нем. Господь и Сам хочет быть с нами и в нас. Господь наша радость и веселие; и когда мы гордостью удаляемся от Господа, то самих себя предаем мучению: тоска, и уныние, и злые мысли терзают нас. Господи, исправь нас, как нежная мать исправляет своих малых детей. Дай всякой душе познать радость пришествия Твоего и силу помощи Твоей. Дай прохладу страждущим душам Твоего народа, и всех нас научи Духом Святым знать Тебя. Томится душа человеческая на земле, Господи, и умом не может укрепиться в Тебе, потому что не знает Тебя и Твоей благодати. Ум наш омрачен земными попечениями, и не можем мы понять полноту любви Твоей. Ты нас просвети. Твоему милосердию все возможно. Ты сказал во Святом Евангелии, что мертвые услышат глас Сына Божия, и оживут; так ныне сотвори, чтобы мертвые души наши услышали глас Твой и ожили бы в радости. Скажи, Господи, миру: «Прощаются всем грехи», и простятся. Освяти нас, Господи, и все освящены будут Духом Твоим, и будут славить Тебя на земле все народы Твои, и воля Твоя будет на земле, как на небе, ибо Тебе все возможно. * * Гордый боится укоризны, а смиренный - нисколько. Кто стяжал Христово смирение, тот всегда желает укорять себя и радуется поношениям, и скорбит, когда его хвалят. Но это еще первоначальное смирение, а когда душа познает Господа Духом Святым, какой Он смиренный и кроткий, тогда видит себя хуже всех и рада сидеть на гноище, как Иов, в худых одеждах, а людей видеть в Духе Святом, сияющими и похожими на Христа. Да даст Милостивый Господь всем вкусить Христова смирения, которое неописуемо, и тогда душа уже не пожелает ничего более, но вечно будет жить в смирении, любви и кротости. Скучает душа моя по Тебе, Господи: Ты скрыл лице Твое от меня, и я смущен, и душа моя снова смертельно желает видеть Тебя, ибо Ты привлек душу мою. Если бы Ты, Господи, не привлек меня Своею благодатью, то не мог бы я так скучать по Тебе и слезно искать Тебя. Как искать, и чего искать будет тот, кто не познал и не терял? Когда я жил в миру, то хотя и помышлял о Тебе, но не всегда, ныне же горит до слез мой дух желанием видеть Тебя, Свете мой. Ты научил меня Твоим милосердием. Ты скрывался от меня, чтобы душа моя научилась смирению, ибо без смирения не может сохраниться в душе благодать, и душу томит тяжелое уныние. Когда же научится душа смирению, тогда ни уныние, ни скорбь не приближаются к душе, потому что Дух Божий радует ее и веселит. Жалко мне бедных людей, которые не знают Бога. Они гордятся, что летают: но это совсем не дивно: и птицы летают и славят Бога, человек же, творение Божие, оставляет Творца. Но ты подумай, как ты будешь стоять на Страшном Суде Божием? Куда ты убежишь и где ты скроешься от Лица Божия? Много молю я Бога за вас, чтобы все вы были спасены и вечно радовались со ангелами и со святыми. И вас умоляю: покайтесь и смиритесь, порадуйте Господа, Который желанно и милостиво ждет вас. Господь душе, которую Он возлюбил, дает скорбь о народе, чтобы она молилась со слезами; и моя душа болит, и много молюсь я за вас. Слава Господу, и Его милосердию, что Он нам грешным рабам Своим являет Себя Духом Святым, и душа знает Его более, чем отца родного, потому что и родной отец видится вне нас, а Дух Святый проникает всю душу, и ум, и тело. * * Блаженна смиренная душа; любит ее Господь. Смиренных святых ублажают все небо и земля, и Господь дает им славу быть с Ним: «идеже Аз, там и слуга Мой будет». Выше всех во смирении Божия Матерь, и за то ублажают Ее все роды на земле и служат Ей все силы небесные; и сию Матерь Свою дал нам Господь в заступление и помощь. * * Нет лучше, как жить в смирении и любви, тогда в душе будет великий мир, и не будет превозношения над братом. Если будем любить врагов, то в душе не будет места для гордости, ибо в любви Христовой нет превозношения. Гордость, как огонь, поедает все доброе, а смирение Христово неописуемо и сладостно. И если бы знали это люди, то вся земля училась бы этой науке. Я всю жизнь, день и ночь учусь ей, и не могу одолеть. Душа моя все помышляет: я еще не достиг, чего желаю, и не могу успокоиться, но смиренно прошу вас, братья, которые знают любовь Христову, молитесь за меня, да избавлюсь от гордого духа, да вселится в меня смирение Христово. * * Есть много родов смирения. Один послушлив и во всем себя укоряет, и это смирение. Иной кается во грехах своих и почитает себя мерзким пред Богом,- и это смирение. Но иное смирение у того, кто познал Господа Духом Святым. Кто познал Господа Духом Святым, у того другое познание и другой вкус. Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется до конца. И это совсем особое смирение, и никто не может его описать, и познается оно только Духом Святым. И если бы люди Духом Святым познали - какой наш Господь, то все бы изменились: богатые презрели бы свои богатства, ученые - свои науки, правители - свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в великом мире и любви, и на земле была бы великая радость. Когда душа предалась в волю Божию, то в уме уже ничего нет, кроме Бога, и душа чистым умом предстоит Богу. О Господи, научи нас Духом Твоим Святым быть послушливыми, воздержанными. Дай нам дух Адамова покаяния и слезы о грехах наших. Дай нам вечно славить Тебя и благодарить. Ты дал нам пречистое тело Твое и кровь, чтобы мы вечно жили с Тобой, и были там, где Ты пребываешь, и видели славу Твою. Господи, дай народам всей земли познать, как много Ты нас любишь, и какую чудную жизнь Ты даешь верующим в Тебя. Силуан Афонский. Житие, учение и писания.О смирении Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Николай.. 1 470 Опубликовано: 24 февраля, 2014 Сказал старец: смирение не гневается, и не прогневляет никого. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Anastasia Hairova 681 Опубликовано: 3 октября, 2014 Игнатий Брянчанинов о смирении ложном и истинном: "Ложное смирение видит себя смиренным: смешно и жалостно утешается этим обманчивым, душепагубным зрелищем. Сатана принимает образ светлого Ангела; его апостолы принимают образ Апостолов Христовых [5]; его учение принимает вид учения Христова; состояния, производимые его обольщениями, принимают вид состояний духовных, благодатных: гордость его и тщеславие, производимые ими самообольщение и прелесть принимают вид смирения Христова. Ах! куда скрываются от несчастных мечтателей, от мечтателей, бедственно-довольных собою, своими состояниями самообольщения, от мечтателей, думающих наслаждаться и блаженствовать, куда скрываются от них слова Спасителя: Блаженни плачущии ныне, блаженни алчущии ныне, и горе вам, насыщении ныне, горе вам смеющимся ныне [6]. Посмотри попристальнее, посмотри беспристрастно на душу твою, возлюбленнейший брат! Не вернее ли для нее покаяние, чем наслаждение! не вернее ли для нее плакать на земле, в этой юдоли горестей, назначенной именно для плача, нежели сочинять для себя безвременные, обольстительные, нелепые, пагубные наслаждения! Покаяние и плач о грехах доставляют вечное блаженство: это известно; это достоверно; это возвещено Господом. Почему же тебе не погрузиться в эти святые состояния, не пребывать в них, а сочинять себе наслаждения, насыщаться ими, удовлетворяться ими, ими истреблять в себе блаженную алчбу и жажду правды Божией, блаженную и спасительную печаль о грехах твоих и о греховности. Алчба и жажда правды Божией — свидетели нищеты духа: плач — выражение смирения, его голос. Отсутствие плача, насыщение самим собою и наслаждение своим, мнимо-духовным состоянием обличают гордость сердца. Убойся, чтоб за пустое, обольстительное наслаждение, не наследовать вечного горя, обещанного Богом, для насыщенных ныне самовольно, в противность воле Божией. Тщеславие и чада его — ложные наслаждения духовные, действующие в душе, не проникнутой покаянием созидают призрак смирения. Этим призраком заменяется для души истинное смирение. Призрак истины, заняв собою храмину души, заграждает для самой Истины все входы в душевную храмину. Увы, душа моя, Богозданный храм истины! — приняв в себя призрак истины, поклонившись лжи вместо Истины, ты соделываешься капищем! В капище водружен идол: мнение смирения. Мнение смирения — ужаснейший вид гордости. С трудом изгоняется гордость, когда человек и признает ее гордостью; но как он изгонит ее, когда она кажется ему его смирением? В этом капище горестная мерзость запустения! В этом капище разливается фимиам кумирослужения, воспеваются песнопения, которыми увеселяется ад. Там помыслы и чувства душевные вкушают воспрещенную снедь идоложертвенную, упиваются вином, смешанным с отравою смертоносною. Капище, жилище идолов и всякой нечистоты, недоступно не только для Божественной благодати, для дарования духовного, — недоступно ни для какой истинной добродетели, ни для какой евангельской заповеди. Ложное смирение так ослепляет человека, что вынуждает его не только думать о себе, намекать другим, что он смирен, но открыто говорить это, громко проповедовать [7]. Жестоко насмехается над нами ложь, когда обманутые ею, мы признаем ее за истину. Благодатное смирение невидимое как невидим — податель его Бог. Оно закрыто молчанием, простотою, искренностью, непринужденностью, свободою. Ложное смирение — всегда с сочиненною наружностью: ею оно себя публикует. Ложное смирение любит сцены: ими оно обманывает и обманывается. Смирение Христово облечено в хитон и ризу [8], в одежду, самую безыскусственную: покровенное этою одеждою, оно не узнается и не примечается человеками. Смирение — залог в сердце, святое, безыменное сердечное свойство, Божественный навык, рождающийся неприметным образом в душе, от исполнения евангельских заповедей [9]. Действие смирения можно уподобить действию страсти сребролюбия. Зараженный недугом веры и любви к тленным сокровищам, чем более накопляет их, тем делается к ним жаднее и ненасытнее. Чем он более богатеет: тем для себя самого представляется беднее, недостаточнее. Так и водимый смирением, чем более богатеет добродетелями и духовными дарованиями, тем делается скуднее, ничтожнее пред собственными взорами. Это — естественно. Когда человек не вкусил еще высшего добра, тогда собственное его добро, оскверненное грехом, имеет пред ним цену. Когда же он причастится добра Божественного, духовного: тогда без цены пред ним его добро собственное, соединенное, перемешанное со злом. Дорог для нищего мешец медниц, собранных им в продолжительное время с трудом и утомлением. Богач неожиданно высыпал в его недра несметное число чистых червонцев, и нищий кинул с презрением мешец с медницами, как бремя, только тяготящее его. Праведный, многострадальный Иов, по претерпении лютых искушений, сподобился Боговидения. Тогда он сказал Богу во вдохновенной молитве: Слухом убо уха слышах Тя первее, нынеже око мое виде Тя. — Какой же плод прозяб в душе праведника от Боговидения? Темже, продолжает и заключает Иов свою молитву: укорих себе сам, и истаях; и мню себе землю и пепел [10]. Хочешь ли стяжать смирение? — Исполняй евангельские заповеди: вместе с ними будет вселяться в сердце твое, усвоиваться ему, святое смирение, т.е. свойства Господа нашего Иисуса Христа. Начало смирения — нищета духа; — средина преуспеяния в нем — превысший всякого ума и постижения мир Христов; конец и совершенство — любовь Христова. Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предается печали, ничего не страшится. Может ли предаться печали тот, кто заблаговременно признал себя достойным всякой скорби? Может ли устрашиться бедствий тот, кто заблаговременно обрек себя на скорби, кто смотрит на них, как на средство своего спасения. Возлюбили угодники Божии слова благоразумного разбойника, который был распят близ Господа. Они при скорбях своих обыкли говорить: Достойное по делам нашим восприемлем; помяни нас, Господи во царствии Твоем [11]. Всякую скорбь они встречают признанием, что они достойны ее [12]. Святой мир входит в сердца их за словами смирения! он приносит чашу духовного утешения и к одру болящего, и в темницу к заключенному в ней, и к гонимому человеками, и к гонимому бесами. Чаша утешения приносится рукою смирения и распятому на кресте; мир может принести ему только оцет с желчию смешан [13]. Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды, — он видит в этом человеке орудие правосудия, или промысла Божия. Смиренный предает себя всецело воле Божией. Смиренный живет не своею собственною жизнью, но Богом. Смиренный чужд самонадеянности, и потому он непрестанно ищет помощи Божией, непрестанно пребывает в молитве. Ветвь плодоносная нагибается к земле, пригнетаемая множеством и тяжестью плодов своих. Ветвь бесплодная растет к верху, умножая свои бесплодные побеги. Душа, богатая евангельскими добродетелями, глубже и глубже погружается в смирение, и в глубинах этого моря находит драгоценные перлы: дары Духа." Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Ольга* 1 Опубликовано: 5 ноября, 2014 Как понять, или, скорее, почувствовать смысл слова смирение? Хочу стяжать его...известно, что смирение - добродетель, необходимая для каждого.Но получается не искренне. Получается бесхарактерная покорность, которая не свойственна личности, и подозреваю, что это не есть смирение. Как это, иметь волю, но и иметь смирение, иметь смирение, но не плыть по течению. И смиряться, совсем не значит - сдаваться, а что же это значит? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Anastasia Hairova 681 Опубликовано: 5 ноября, 2014 (изменено) Ольга, почитайте Авву Дорофея там очень понятно написано, а пытаться объясняться на пальцах, да ещё о том чего у нас нет, пустая трата времени. Изменено 5 ноября, 2014 пользователем Anastasia Hairova Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Ольга* 1 Опубликовано: 7 ноября, 2014 А как же личный опыт... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 7 ноября, 2014 Одной из самых главных христианских добродетелей является смирение. Научитесь у Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, говорит нам Христос. Из этих слов видно, что Учителем смирения является Сам Господь. И действительно, Христос учит нас этой Божественной добродетели, и не столько даже словом, сколько образом Своего явления в мир — смиренным и незаметным.http://www.zavet.ru/b/ipavlov/009.htm Поделиться сообщением Ссылка на сообщение