Перейти к публикации
  • 0
Георгий.

"Жизнь после смерти". митроп. Иерофея Влахоса.

Вопрос

Все боле менее хоть сколько то осведомлены о загробной жизни, чаще всего, мы прибегаем к древним источникам или сноски на них от ранних источников до более поздних, но ни один источник не удовлетворяет нас аргументированным ответом в силу их архаичности. 

К сожалению, еще не успел прочитать данную книгу, судя по краткому анонсу она по характеру более склона к восприятию современного человека. Ведь в разный период в истории человека составители приближали образы близкие к тому времени в которые эти разъяснения писались.

В общем, если, кто читал, или знаком с этим материалом высказывайтесь на эту тему. Как будет время и сам ознакомлюсь с этой книгой, хоть пробегусь, но сейчас не располагаю временем, поэтому, высказывать свои суждения на этот материал пока не стану, но почитать ваши суждения будет интересно. 

Книгу прочесть можно по ссылке: Жизнь после смерти - Митрополит Иерофей Влахос

 

 

"Жизнь после смерти".

Мнение православного митрополита Иерофея Влахоса.

 

scale_600

(Суждение неизвестного блогера):

Представления людей о том, что ждёт их души на том свете, самые разнообразные. Захотелось мне как-то узнать, что думают по этому поводу не средневековые схоласты или к примеру индусские мистики, а самый что ни на есть ортодокс. То бишь митрополит Эллинской православной церкви, наш современник Иерофей Влахос, написавший соответствующую книгу. Следует заметить, что автор не просто церковный иерарх. В 1968-м году он окончил с отличием богословский факультет Университета Аристотеля в г. Салоники, а в конце 1980-х сам преподавал в Богословском институте св. Иоанна Дамаскина при Баламандском монастыре. Автор, как видите, более чем компетентен и авторитетен в православном богословии.

 

Что же можно узнать из его книги? Насколько я понял автора, любая душа, что грешная, что праведная, лишившись телесной оболочки, оказывается прямо перед взором Бога, можно сказать под прямыми лучами его Благодати. Праведнику такое только в радость, грешнику же такое состояние крайне неприятно, примерно как Горлуму под солнцем: "Жёлтая морда жжёт нас, наша прелес-с-сть!" После смерти душа, если она не принадлежит святому, сразу обретающему райское состояние, попадает на так называемый частный суд и до самого Страшного суда обретается в некоем промежуточном, не окончательном месте (оно же состояние души, разницы для внетелесного существования нет). Что это значит? Что неправедная душа всячески стремится избегнуть прямого влияния божественных энергий. То бишь спрятаться куда-нибудь в тенёчек. Тем более, что она не одна такая, есть и другие грешники, раньше него оказавшиеся вне земного существования, есть также демоны, бывшие ангелы, сознательно отринувшие Бога. То есть можно прибиться к "своей" компании и заныкаться в какую-нибудь щель. Или же самому найти хоть какую-нибудь тень.

 

thumb_5302_work_middle.jpeg

Поскольку душа пока ещё не находится в Раю, какое-то убежище, личное или коллективное, для себя, она найдёт. И будет пребывать в этом аду (ибо любое место без Бога с христианской точки зрения есть ад) до окончательно Суда. И это может оказаться сколь угодно странный и извращённый мир. Шведский мистик Эммануил Сведенборг в одной из своих книг использовал такой образ - когда на дно ада упал светлый луч с райских высот, местные обитатели сочли его грязной лужей, именно так им увиделась Благодать из-за того, в каком состоянии были они сами.

 

А вот после Страшного Суда, когда каждая душа окончательно увидит и осознает себя, прятаться станет некуда. И влияние Бога неизбежно начнёт менять её до полной праведности, что для грешника, разумеется, будет мучительно. Причём субъективно, мучения будут вечными, поскольку полное очищение самому грешнику увидится чем-то невыносимо ужасным, той самой "Геенной огненной". Хотя объективно страдания будут уменьшаться по мере исправления души и приближения её к подлинному образу человеческому, каким он был изначально задуман и сотворён.

 

Как видите, ничего общего с примитивными трактовками Рая и Ада как мест наказания грешников средневековым пыточным инструментарием и летания праведников в простынках с арфами, современный православный взгляд на загробную жизнь не имеет.

 

Книгу прочесть можно по ссылке: Жизнь после смерти - Митрополит Иерофей Влахос

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
8 часов назад, ☦ Георгий ☦ сказал:

А вот после Страшного Суда, когда каждая душа окончательно увидит и осознает себя, прятаться станет некуда. И влияние Бога неизбежно начнёт менять её до полной праведности, что для грешника, разумеется, будет мучительно. Причём субъективно, мучения будут вечными, поскольку полное очищение самому грешнику увидится чем-то невыносимо ужасным, той самой "Геенной огненной". Хотя объективно страдания будут уменьшаться по мере исправления души и приближения её к подлинному образу человеческому, каким он был изначально задуман и сотворён.

Субъективные размышления "неизвестного блогера" о посмертной участи грешников до Страшного Суда ещё можно оставить на "литературную интерпретацию", но в данном пассаже содержится ересь: НЕТ никакого посмертного изменения души грешных "до полной праведности" — грешные своей жизнью отвергли Бога и в вечности пребудут в муках от осознания этого отвержения.

 

Бог никого не меняет против воли. Так что идея посмертного "полного очищения" грешных — всего-навсего вариант апокатастасиса, что по православной эсхатологии предано анафеме.

Изменено пользователем AndreyVKh
убрал лишнюю запятую

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
30 минут назад, AndreyVKh сказал:

НЕТ никакого посмертного изменения души грешных

Тогда зачем церковь молится за усопших? Ведь всё что у них есть - это только состояние души.

 

51 минуту назад, AndreyVKh сказал:

грешные своей жизнью отвергли Бога и в вечности пребудут в муках от осознания этого отвержения.

Все люди грешные, но у всех свои грехи и свои добродетели; все отвергли Бога во грехе, но не все отреклись от Блага и стали сознательно и целенаправленно бороться с Ним, чтобы Его не было. И потому почти в каждом человеке есть не только грех и зло, но и добродетель, то есть стремление к Добру, к Богу; а значит и исцеление такой души не будет насилием над её волей.  И как свидетельствуют отцы:

"После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо")  - свт. Иоанн (Максимович) "Жизнь после смерти" (https://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad10.htm). 

И дела человека не всегда прекращаются с его смертью. И наша молитва за него - это не только наше, но и его дело.

55 минут назад, AndreyVKh сказал:

Так что идея посмертного "полного очищения" грешных — всего-навсего вариант апокатастасиса, что по православной эсхатологии предано анафеме.

Вы легко бросаете в адрес других слово "ересь". Но надо помнить, что существенной стороной практически всех ересей является выхватывание чего то одного из Православного учения и отбрасывание всего остального. Принимая осуждение и отвержения учения апокатастасиса не следует забывать и таких слов: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует " (Пс.102:8-9). И то следует принимать, и этого не отбрасывать. А как это совместить - я не знаю, но верю, что это истинно так. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
10 минут назад, Юрий Кур сказал:

Тогда зачем церковь молится за усопших? Ведь всё что у них есть - это только состояние души.

Моё утверждение "НЕТ никакого посмертного изменения души грешных" относится к переходу в вечность после Страшного Суда — обратите, пожалуйста, внимание на то, какую сентенцию я прокомментировал.

 

12 минут назад, Юрий Кур сказал:

И потому почти в каждом человеке есть не только грех и зло, но и добродетель, то есть стремление к Добру, к Богу; а значит и исцеление такой души не будет насилием над её волей.

Да, до наступления Страшного Суда это возможно.

 

14 минут назад, Юрий Кур сказал:

Вы легко бросаете в адрес других слово "ересь".

Не в адрес других, а про конкретные высказывания, и для меня не имеет никакого значения, кем они произнесены, так как я руководствуюсь апостольским наставлением: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8). 

 

18 минут назад, Юрий Кур сказал:

Принимая осуждение и отвержения учения апокатастасиса не следует забывать и таких слов: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует " (Пс.102:8-9). И то следует принимать, и этого не отбрасывать. А как это совместить - я не знаю, но верю, что это истинно так. 

Совместить легко — в приведённой вами цитате из псалма говорится о времени до Страшного Суда, после которого участь необратима.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
22 минуты назад, Юрий Кур сказал:
1 час назад, AndreyVKh сказал:

НЕТ никакого посмертного изменения души грешных

Тогда зачем церковь молится за усопших? Ведь всё что у них есть - это только состояние души.

тут можно поразмышлять о различии самой души и ее состояния.

25 минут назад, Юрий Кур сказал:

без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза

это высказывание отдает дуализмом, который не вписывается в христианскую концепцию. Сома - сэма? нет. Мы не признаем двух противоположных равноценных начал - материи (мрака) и духа (света). даже если тело считать бременем, то это благое бремя, кроме того - мы чего причащаемся? тело не темница, а одна из возможностей проявления и самопознания души. По смерти жизнь, судя по фразе, активнее, тк тело не мешает? а я думаю, что душа чувствует острее, а возможностей действовать - на одну меньше. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Мария Ш сказал:
1 час назад, Юрий Кур сказал:

без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза

это высказывание отдает дуализмом, который не вписывается в христианскую концепцию. Сома - сэма? нет. Мы не признаем двух противоположных равноценных начал - материи (мрака) и духа (света). даже если тело считать бременем, то это благое бремя, кроме того - мы чего причащаемся? тело не темница, а одна из возможностей проявления и самопознания души.

Это была цитата цитаты свт. Иоанном Шанхайским св. Амвросия Медиоланского. Никакого дуализма (учения "о равноценных началах") в том высказывании не вижу. 

Непризнание  учения о "двух противоположных равноценных начал - материи (мрака) и духа (света)" не означает признания, что материя и дух имеют единую природу. Кстати, сам св. Амвросий прямо утверждает противоположное: "Душа и тело различны по своей природе, их соединение не означает смешения и растворения одного в другом. Если такое смешение происходит, оно ведет к омертвению души и подчинению ее добродетелей телесным похотям, следовательно, не стоит доверяться телу." (https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-blage-smerti/) - на Азбуке эта фраза дана как перевод; сам текст приведен на латыни. 

1 час назад, Мария Ш сказал:

а я думаю, что душа чувствует острее, а возможностей действовать - на одну меньше. 

Может быть, а может быть не на одну; а может быть каких-то возможностей меньше, а каких-то больше.

Насчет "благого бремени": для меня немощного это так; а вот подвижники, которые по-настоящему любят Христа, стремятся это "благое бремя" умертвить. Тело - это конечно не темница души, св. Амвросий это и не говорит; как я понимаю, в этом труде, он как раз полемизирует с Платоном и античной философией. Но все-таки тело - это "тело смерти" (Рим.7:24).

 

1 час назад, AndreyVKh сказал:

в приведённой вами цитате из псалма говорится о времени до Страшного Суда, после которого участь необратима.

В приведенной мной цитате из псалма говорится не о времени, а о Боге. И Бог не изменится ни до, ни после Страшного Суда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
12 минут назад, Юрий Кур сказал:

а вот подвижники, которые по-настоящему любят Христа, стремятся это "благое бремя" умертвить

умерщвляется не тело, а плоть. Это разные вещи.

 

15 минут назад, Юрий Кур сказал:

Если такое смешение происходит

смешение - в смысле упущение правильного порядка, когда человек властен над страстями? да, понимаю.

 

17 минут назад, Юрий Кур сказал:

это "тело смерти" (Рим.7:24).

это тело смертное воскреснет. в любом случае. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
12 минут назад, Юрий Кур сказал:

В приведенной мной цитате из псалма говорится не о времени, а о Боге. И Бог не изменится ни до, ни после Страшного Суда.

Юрий, утверждение "Не до конца прогневается, ниже во век враждует" указывает на возможность покаяния, которой до своей смерти успел воспользоваться разбойник и по обетованию Христа первым вошёл с Ним в рай.

 

Это не означает возможности прощения после Страшного Суда, на котором участь грешных определена Самим долготерпеливым и многомилостивым Христом: "И пойдут сии в муку вечную" (Мф. 25:46).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Вот из предложенной книги:

 

По учению святых отцов, человек, войдя в покаяние, вступив на стадию очищения, непрестанно развивается. Существует постоянное совершенство как в так называемом среднем состоянии душ, так и в жизни после Второго пришествия. Ступенями духовной жизни являются очищение, просвещение и обожение. Их не нужно понимать как какие-то непроницаемые и герметичные состояния, но как приобщение благодати Божией. Если человек подвизается ради своего очищения, тогда благодать Божия, очищающая его, называется очищающей энергией. Когда ум его просвещен, это означает, что он получает энергию Божию, просвещающую его, которая называется просвещающей энергией. А когда он пребывает в обожении, то это происходит по благодати Божией, которая называется обоживающей. Шествие бесконечно. Покаявшиеся прежде исхода души из телами развиваются и становятся способными вместить больше нетварной благодати. Поэтому мы совершаем панихиды и молимся за почивших.
Но кто при выходе души из тела не покаялся, не обладают духовным зрением и ощущают лишь дожигающее действие Божие и, конечно, никогда не приобщатся благу. Но молимся мы за всех, потому что не знаем их внутреннего состояния.

 

(Предположу, что перевод немного хромЫй: при выходе души из тела, наверное, уже никак не покаяться. )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 минуты назад, Olga сказал:

при выходе души из тела, наверное, уже никак не покаяться

Да, самому человеку — никак: это не предположение, а учение Церкви. Но на его участь возможно повлиять молитвами Церкви во время, оставшееся до Страшного Суда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 минут назад, Olga сказал:

при выходе души из тела, наверное, уже никак не покаяться

душа после смерти может сожалеть о прежних согрешениях, тк видит их уже со всей ясностью "того света", а вот плод достойный покаяния принести уже не может (вспомнила подвиг блаж Ксении Петербургской.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, AndreyVKh сказал:

Это не означает возможности прощения после Страшного Суда, на котором участь грешных определена Самим долготерпеливым и многомилостивым Христом: "И пойдут сии в муку вечную" (Мф. 25:46).

Согласен. Кстати, мы тут бодаемся вокруг "суждения неизвестного блогера" касательно книги, которую нашел Георгий (кстати, книга имеет гриф ИС). А правильно было бы заглянуть в книгу сначала;  и вот как автор, митрополит Иерофей, интересно говорит:

"В заключение настоящей главы мы должны вкратце повторить самые главные моменты этой темы.
Первое. Учение святителя Григория Нисского о всеобщем восстановлении и очистительном огне необходимо рассматривать в контексте учения о рае и аде святителей Василия Великого и Григория Богослова. Невозможно Нисского святителя изолировать от этих двух святителей, с которыми его связывали братские и дружеские узы. Святитель Григорий Нисский лишь в большей степени и используя философский язык отвечал на те же самые философские вопросы и проблемы, не отрываясь от действительности, как свидетельствуют другие святые - преподобный Максим Исповедник и святитель Марк Евгеник.
Второе. Любовь, человеколюбие и благость Божии - это Его нетварная энергия, которая в будущей жизни будет подана и праведным, и неправедным. Но любовь эта будет ощущаться по-разному. Праведники будут приобщаться Богу, а неисцеленные люди будут лишь видеть Бога, но не будут иметь с Ним общения.
Третье. Зло не будет иметь бытия, потому что даже и сегодня зло - это отсутствие и лишение блага. Ночь онтологически не существует. Это всего лишь отсутствие солнца. Когда явится Солнце правды, тогда зла не останется. Тогда будет упразднена смерть, порождающая бесчисленное зло, многие страсти и грехи. Несуществование зла не будет означать отсутствия грешников и людей, душевно неисцеленных. Бытие человека - это одно, и совсем другое - его приобщение к Богу и общение с Ним, в чем и заключается истинная жизнь.

Четвертое. Во время Второго пришествия Христова произойдет восстановление природы, но не воли. Все люди обретут бессмертие, тела всех людей воскреснут, но не претерпит изменения воля человека, его личное мнение. Произволение, бывшее у них в биологической жизни, не изменится и там. И грешники обретут познание Бога, увидят Бога, но не будут приобщаться Ему. Геенна - это не отсутствие Бога, а непричастность Ему, присутствие Бога как огня.
Пятое. У людей, вставших на путь очищения прежде смерти, совершенство продолжится и в будущей жизни. Совершенство бесконечно, ему не будет ни конца, ни
края. Потому что человеческое естество ограничено, а Бог - безграничен.

Шестое. Существует еретическое учение о всеобщем восстановлении, которое разделял и Ориген. Это учение было осуждено Церковью. Существует и другое, православное учение о всеобщем восстановлении, которое разделяется святителем Григорием Нисским и преподобным Максимом Исповедником. Согласно православному учению, все люди во время Второго пришествия признают Бога, но не все будут приобщаться Ему. Все воскреснут, но не все будут прославлены. Воскресение Христово - это дар, данный всем. Но вознесение совершится только со святыми. Следовательно, восстановление природы произойдет у всех. Природа, естество всех людей будет вечным, бессмертным. Однако не произойдет восстановления воли, потому что каждый человек в соответствии со своим произволением будет воспринимать Христа.
Богословие святителя Григория Нисского о последних временах, о Царстве Божием вполне православно. Никто не может сказать, что этот великий отец разделяет
еретические воззрения Оригена о всеобщем восстановлении, потому что святитель Григорий Нисский органически включен во все православное, церковное Предание.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
7 минут назад, Юрий Кур сказал:

Зло не будет иметь бытия, потому что даже и сегодня зло - это отсутствие и лишение блага. Ночь онтологически не существует.

зло не имеет оснований в тварном мире, тк весь мир сотворен Богом. а в виртуальном - волевом пространстве - как возможное искажение. временное. "Дьявол- обезьяна Бога" он не может прибавить или убавить, а только исказить. Отсутствия блага быть не может, тк Бог будет все во всем. О зле как о недостатке блага кажется блаженный Августин пространно рассуждал..да?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Ещё из книги:

Рай и геенна существуют не с точки зрения Бога, а с точки зрения человека. Бог посылает Свою благодать всем людям, потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Если Бог заповедует нам любить всех людей, даже своих врагов, то Он так же поступает и Сам. Невозможно, чтобы Он не любил грешников. Но каждый человек ощущает любовь Божию по-разному, в зависимости от своего духовного состояния.

Свет обладает двумя свойствами: просвещающим и дожигающим. Если у человека хорошее зрение, то он радуется просвещающему свойству солнца, его Свету, и радуется всему Творению. Но если у него нет глаз, если не обладает зрением, тогда ощущает дожигающее свойство света. Так будет и в будущей жизни, как и в жизни души после ее выхода из тела. Бог будет любить и тех, кто в геенне, но они не смогут ощутить эту любовь как Свет.

Она будет для них огнем, потому что они не будут обладать духовным оком и духовным зрением.

Нечто подобное бывает и в отношении божественного Причащения. Все могут причащаться. Но если для приготовивших себя оно становится Светом и жизнью, то для недостойно приступающих – судом и осуждением.

Это Церковь и изображает на иконе Второго пришествия. На ней мы видим, что от Престола Божия исходит Свет, в котором находятся святые. От того же Престола исходит и огненная река, в которой находятся нераскаянные грешники.

Поэтому в Православной Церкви мы уделяем огромное внимание лечению человека. Церковь – это духовная лечебница, больница, которая лечит духовное око, которым является ум. Он болен, он и должен быть исцелен. В этом и заключается все дело Церкви.


...Сегодня много говорят о так называемом посмертном опыте. Многие настаивают на том, что душа их вышла из тела или даже приблизилась к своем исходу, а потом вернулась в тело. Они рассказывают о страшных вещах, виденных ими.

В Православной Церкви мы говорим, что бывали случаи, когда душа возвращалась в тело, то есть люди силою Христовой воскресали. Однако это исключительные события, которые случаются далеко не с каждым. Были святые, которые имели такой страшный опыт, потому что в своей личной жизни познали, что есть рай и что – геенна, пережили языки адского пламени, видели и Ангелов, и демонов. Придя в себя, они проводили жизнь в покаянии и другим людям проповедовали покаяние.

Мы утверждаем, что большая часть этого опыта является либо диавольским, либо отражением бытового опыта и желаний, либо фантазиями, либо результатом действия лекарств успокоительного и наркотического действия, которые вводили людям, чтобы они не страдали от страшных болей. Действительно, необходимо огромное рассуждение, чтобы суметь среди таких состояний различить, что исходит от Бога, что от диавола, а что от психических или соматических аномалий.

Мы, в Церкви, не ожидаем воскресения святых или опыта таких состояний, которые помогли бы нам поверить. У нас есть Священное Писание, жития пророков, апостолов и святых. У нас есть их слова и поучения, у нас есть также и их святые мощи, чтобы мы могли поверить в существование вечной жизни. Каждый из нас в определенные моменты сподобляется Богом ощутить на собственном опыте, в своем сердце, что есть геенна и что – рай.

Кроме того, мы храним заповеди Христовы, чтобы излечиться, чтобы разрешить множество экзистенциальных, межличностных, социологических и экологических проблем. Исполнение заповедей Божиих делает нас уравновешенными людьми.

Десятое. В притче о богаче и Лазаре указывается и способ, благодаря которому мы можем вылечиться и после своей смерти и Второго пришествия Христова воспринимать Бога как Свет, а не как огонь. Авраам сказал богачу: У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк. 16, 29). Мы должны хранить закон и слушаться пророков каждой эпохи.

Пророком является тот, кто по благодати Божией видит таинства будущего века, уже теперь вкушает Царство Божие. Такие пророки были как в Ветхом Завете, так и в Новом. Они получили Откровение, они пережили на опыте Царство Божие, познали его таинства и открыли их народу.

Пророки, которые отождествляются с подлинными богословами и духовными отцами, возрождают людей и ведут их к жизни. Духовное руководство связано и отождествляется с духовным возрождением человека. Действительно, никто не может возродиться, если не будет связан с каким-либо человеком, достигшим обожения, с пророком.

И в наше время есть пророки, проповедающие покаяние, обращающие наш ум к Богу, указывающие нам иной образ мысли и жизни. Но если мы не можем встретить такого пророка, то у нас есть слова пророков, которые мы можем прочесть, чтобы узнать, что есть Царство Божие и что нужно делать, чтобы вкусить его.

Эти общие мысли – важнейшие вехи православной эсхатологии – изложены здесь кратко и очень просто. Детальный анализ этих тезисов, подтвержденный учением святых отцов, читатель может найти в последующих главах. Имея в виду вышеизложенное, он поймет и то, что еще предстоит прочесть.

 

(Текст большой, но со смартфона не могу нажать нужную кнопочку и "скрыть". Простите))

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
48 минут назад, Юрий Кур сказал:

Кстати, мы тут бодаемся

Не бодаемся, а выясняем. =)

 

48 минут назад, Юрий Кур сказал:

Существует и другое, православное учение о всеобщем восстановлении, которое разделяется святителем Григорием Нисским и преподобным Максимом Исповедником. Согласно православному учению, все люди во время Второго пришествия признают Бога, но не все будут приобщаться Ему. Все воскреснут, но не все будут прославлены. Воскресение Христово - это дар, данный всем. Но вознесение совершится только со святыми. Следовательно, восстановление природы произойдет у всех. Природа, естество всех людей будет вечным, бессмертным. Однако не произойдет восстановления воли, потому что каждый человек в соответствии со своим произволением будет воспринимать Христа.

Это изложение соответствует православию.

 

26 минут назад, Olga сказал:

Свет обладает двумя свойствами: просвещающим и дожигающим. Если у человека хорошее зрение, то он радуется просвещающему свойству солнца, его Свету, и радуется всему Творению. Но если у него нет глаз, если не обладает зрением, тогда ощущает дожигающее свойство света. Так будет и в будущей жизни, как и в жизни души после ее выхода из тела. Бог будет любить и тех, кто в геенне, но они не смогут ощутить эту любовь как Свет.

Я бы предложил следующее сравнение:

• праведный человек с помощью Бога делает себя "прозрачным" Его Свету и пропускает сквозь себя, соединяясь с ним;

• грешный человек, отвергая Бога, закрывает себя от Него, и "темнеет" в своеволии, а тёмное в Свете нагревается и воспринимает Свет как жжение.

Изменено пользователем AndreyVKh
исправил опечатку

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
15 минут назад, Мария Ш сказал:

зло не имеет оснований в тварном мире, тк весь мир сотворен Богом

Ну да, и отец этот так говорит.

 

24 минуты назад, Мария Ш сказал:

Отсутствия блага быть не может

Но может быть отвержение блага или неспособность воспринять благо, как слепой не может воспринять свет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 минут назад, Юрий Кур сказал:

Но может быть отвержение блага или неспособность воспринять благо, как слепой не может воспринять свет.

Точнее, не как слепой, но как ослепивший сам себя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Мария Ш сказал:

"Дьявол- обезьяна Бога" он не может прибавить или убавить, а только исказить. 

Слава Богу, что люблю Писание, а не басни. Дай Бог вам сил, упросить Христа, спасти вас от этой, обезьянки. Не поверите, но пока, никто, кроме Христа, не надавал ей пинков и не смог успокоить. Но продолжайте гадать и мечтать, никто не запретит вам в вашем выборе. А я, как и Пилат, умываю руки, чтобы не быть соучастником этих сказок. 

 

Луки 4:5-7

5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 

6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 

7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

 

8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9. и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
(Св. Евангелие от Матфея 4:8,9)

 

Дай Бог вам сил, не рассказывать потом, что Бог вам посылает проблемы, болезни, а не ваш язык и не ваши дела. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Ослепивший сам себя - слеп.

Вера - это когда тебе глазки духовые приоткрыли ...

А ты с удивлением обнаруживаешь, что другие люди этого не видят...

Как отличить по-настоящему православного человека от позиционирующего себя православным  (а на самом то деле невер!!!)?

Истинно православный человек милосерден.

Ему жаль, что люди вокруг - духовно незрячие. Поэтому он молится за всех.

А невер, носящий крестик, и ходящий в Храм, осуждает, ищет во всем несоответствие, а он ... реально слепой, .... он, просто не ПОНИМАЕТ то,

о чем рассуждает).

Это ... как ... слепые люди спорят о том, что нет красного цвета. Или синего. И утверждают, что те, кто видит красный синий и зеленый цвет - психбольные.

А зрячий человек сидит и плачет... о слепце...

НО (!) не смеется над незрячим. И... уж тем более не осуждает его...

Только просят - Господи пусть и они увидят и синий цвет и зеленый.

И ... то, как они прекрасны... эти цвета...

Покажи им Господи тот реальный мир в котором они живут... И о котором ничегошеньки не знают...  Верни им зрение...

Мы вечны. Христос уже искупил все наши грехи. 

Нам нужно покаяться, измениться, поверить, полюбить ближнего.

Только видение своих грехов, внутреннее изменение, покаяние приближает нас к Богу.

Чего ждем то?

Все ждем и ждем, что нас пожалеют и оценят ....

Вместо того, чтобы со слезами вспомнить все свои порочные мысли и поступки, и покаявшись, начать с себя.

Со своего покаяния и исправления.

Если человек не верит в Божию помощь, тогда невозможно объяснять зачем молиться.

Человек мыслит ограниченным человечьи мозгом, а когда доверяет свою жизнь Богу .... покаянием, молитвой и таинством Святого Причастия впускаете Бога

в свою жизнь, то Господь ВСЕ исправляет в жизни такого человека...

Господь особенно не может отказать своей Матери.Поэтому, в самых страшных обстоятельствах желательно просить заступления именно Богородицы.

Она всех нас, христиан, усыновила.

И о каждом покаявшемся грешнике может умолить Бога о прощении даже самых страшных грехов.

При условии искреннего раскаяния согрешившего.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
8 часов назад, AndreyVKh сказал:

Субъективные размышления "неизвестного блогера" о посмертной участи грешников до Страшного Суда ещё можно оставить на "литературную интерпретацию", но в данном пассаже содержится ересь: НЕТ никакого посмертного изменения души грешных "до полной праведности" — грешные своей жизнью отвергли Бога и в вечности пребудут в муках от осознания этого отвержения.

 

Бог никого не меняет против воли. Так что идея посмертного "полного очищения" грешных — всего-навсего вариант апокатастасиса, что по православной эсхатологии предано анафеме.

К сожалению, из - за не хватки времени не смог прочитать книгу митрополита Иерофея Влахоса. Возможно, это вольное трактование этого "неизвестного блогера" и оно ни как не подтверждается с пояснениями Иерофея Влахоса. Если, окажется, что и автор книги такого же суждения, что и блогер, тогда выводы печальны в отношение митрополита Иерофея Влахоса. 

Надеюсь, кто то уже читал эту книгу и на ее тексте сможет высказать мнение, будем ждать, кто первый прочтет. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
27 минут назад, ☦ Георгий ☦ сказал:

Если, окажется, что и автор книги такого же суждения, что и блогер, тогда выводы печальны в отношение митрополита Иерофея Влахоса. 

Я пока прочитал только кусочки, но из того, что прочитал видно, что этот блоггер искажает позицию митр. Иерофея. Мне пока книга нравится. Большое спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Георгий, я тоже пока одну главу только успела прочитать, в которой о притче о богаче и Лазаре. Пока по душе. Написано компактно, обосновано. Как бы обобщение многих книг на тему загробной жизни. И мытарства Феодоры вспомнились, и Серафим Роуз, и другие толкования на эту притчу. Вот, кстати, знаю священника в миру, который на своем приходе не благословляет читать о мытарствах блаженной Феодоры. Считает это неполезным. Какие предположения, почему он так? ))

 

Когда Вы предложили тему, сразу вспомнилась книга  митрополита Иерофея "Одна ночь в пустыне Святой горы", его небольшой труд о Пасхе. Ещё "Православная психотерапия. Святоотеческой курс врачевания души". Читаемые все. ))

Изменено пользователем Olga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 часов назад, Юрий Кур сказал:

Я пока прочитал только кусочки, но из того, что прочитал видно, что этот блоггер искажает позицию митр. Иерофея. Мне пока книга нравится. Большое спасибо!

Буду надеятся, когда сам буду ее читать мне так же она, возможно, понравится!?..

 

1 час назад, Olga сказал:

Георгий, я тоже пока одну главу только успела прочитать, в которой о притче о богаче и Лазаре. Пока по душе. Написано компактно, обосновано. Как бы обобщение многих книг на тему загробной жизни. И мытарства Феодоры вспомнились, и Серафим Роуз, и другие толкования на эту притчу. Вот, кстати, знаю священника в миру, который на своем приходе не благословляет читать о мытарствах блаженной Феодоры. Считает это неполезным. Какие предположения, почему он так? ))

 

Когда Вы предложили тему, сразу вспомнилась книга  митрополита Иерофея "Одна ночь в пустыне Святой горы", его небольшой труд о Пасхе. Ещё "Православная психология", если верно помню название. Читаемые все. ))

К сожалению, не читал еще ни одной книги митрополита Иерофея Влахоса, и более того, впервые о нем узнал лишь через блог от неизвестного автора. 

 

Изменено пользователем ☦ Георгий ☦

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Ещё из книги:

 

Говоря о смерти и первородном грехе, мы совсем не подразумеваем того, что смерть предшествовала, как нечто естественное для природы человека, а потом последовал первородный грех. Напротив, смерть тесно связана с грехом праотца Адама, потому что является его последствием. Здесь необходимо поговорить о смерти, которая изначала не была естественной для человека, но вторглась в человеческое естество и, следовательно, действует как паразит.

В Священном Писании много раз повторяется, что Бог не сотворил смерть, но смерть вошла в мир через грех Адама. Я бы хотел привести лишь два библейских отрывка. Первый из Ветхого Завета. Написано: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна (Прем. 1,13–15). Невозможно, чтобы зло имело своим началом Бога, ибо Бог благ. Поэтому Он, сотворив человека, сотворил его не для того, чтобы он умер. Естественно, как видно из святоотеческого предания, Он не сотворил его ни смертным, ни бессмертным, но имеющим возможность стать либо смертным, либо бессмертным.Второй отрывок из Послания к Римлянам апостола Павла: Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков…. однако же смерть царствовала от Адама до Моисея (Рим. 5,12,14). Из этого отрывка видно, что смерть привнесена, что это паразит на человеческой природе, результат и плод греха Адама. Итак, смерть вошла в человеческую природу – и через нее во все творение. Грех, от которого родилась смерть, – это падение Адама в раю сладости. Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его: В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). И действительно, после этого греха смерть вошла в человеческое естество; сначала смерть духовная, которая состоит в отлучении человека от Бога, а потом смерть телесная – разлучение души с телом в свое время. В день согрешения Адам умер духовно, а позже умер и телесно...В том же русле движется и преподобный Иоанн Дамаскин, подчеркивающий, что рождение всех людей происходит от Бога, а тление и его последствия, одним из которых является смерть, произошли от нашей собственной злобы. «Смерть произошла через человека, то есть через преступление Адама, равным образом также и остальные наказания». Так творение человека является делом творческой силы Божией, пребывание – это дело Его удерживающей силы и энергии, а правление – дело Его промыслительного действия. Смерть является результатом нашего собственного произволения и злобы, а не наказанием и действием Божиим.Смерть, согласно преподобному Иоанну Дамаскину, вошла в мир «подобно тому, как какой-либо дикий и свирепый зверь, терзающий человеческую жизнь». Это прекрасный образ, который наглядно представляет действительность. Смерть уподобляется дикому и свирепому зверю, терзающему и уничтожающему человеческую жизнь. И действительно, все мы вкушаем эту свирепость в лице дорогих для нас людей... Из уже сказанного нами доселе видно, что виновен в смерти не Бог, а грех, совершенный в раю прародителями по своему свободному выбору. Но из святоотеческого учения видно, что Бог по любви и человеколюбию попустил вход смерти в человеческое естество. Поначалу мы скажем, что сразу после греха Адам мог умереть и телесно. Но Бог разрешил жить и после греха, «место покаяния подавая», то есть для того, чтобы была дана возможность покаяния и стяжания духовной жизни21. Таким образом, все несчастья, связанные с тленностью и смертностью, становятся поводом для того, чтобы возжелать горней жизни и стяжания общения с Богом. Согласно Василию Великому, Бог попустил смерть, чтобы человек не остался навеки живым мертвецом. Этот взгляд Церковь выразила в разрешительной молитве, читаемой архиереем в чине погребения. Между прочим там говорится: «И сего ради, да не зло безсмертным будет, человеколюбно повелел еси сложению, и смешению сему и неизреченному Твоему сему соединению, яко Бог отец наших, божественным повелением отделитися и разложитися». Так Бог, дабы зло не пребыло бессмертным и ве

Завершая тему смерти, мы хотели бы сказать, что смерть не сотворена Богом, то есть Бог не сотворил человека смертным, но смерть как паразит вошла в человеческое естество после сотворения Адамом греха. И это произошло по терпимости и любви Божией, ибо благодаря смерти зло не пребывает бессмертным и вечным. Смерть наследуется по немощи человеческой природы, а не как вина и наказание Божие для человека. В подходящее время Бог вочеловечением Своего Сына дал человеку возможность упразднить смерть. В начале упраздняется духовная смерть, потому что человек посредством Таинств соединяется с воскресшим Телом Христовым, а впоследствии он освобождается и от телесной смерти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, Olga сказал:

В Священном Писании много раз повторяется, что Бог не сотворил смерть, но смерть вошла в мир через грех Адама.

Вот видите как бывает, вроде иная тема, но созвучна с прошлой темой: 

Не зря значит попалась мне эта книга на глаза.

Цитата

Вечно в пути (Светлана): "Ведь смерть - это естественный ход вещей". 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
В 22.06.2019 в 14:07, Olga сказал:

Но из святоотеческого учения видно, что Бог по любви и человеколюбию попустил вход смерти в человеческое естество. Поначалу мы скажем, что сразу после греха Адам мог умереть и телесно. Но Бог разрешил жить и после греха, «место покаяния подавая», то есть для того, чтобы была дана возможность покаяния и стяжания духовной жизни21. Таким образом, все несчастья, связанные с тленностью и смертностью, становятся поводом для того, чтобы возжелать горней жизни и стяжания общения с Богом. Согласно Василию Великому, Бог попустил смерть, чтобы человек не остался навеки живым мертвецом.

Георгий, есть еще и этот отрывок. Так что все промыслительно, что в мире людей присутствует смерть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...