Jump to content
  • 0
☦ Георгий ☦

"Жизнь после смерти". митроп. Иерофея Влахоса.

Question

Все боле менее хоть сколько то осведомлены о загробной жизни, чаще всего, мы прибегаем к древним источникам или сноски на них от ранних источников до более поздних, но ни один источник не удовлетворяет нас аргументированным ответом в силу их архаичности. 

К сожалению, еще не успел прочитать данную книгу, судя по краткому анонсу она по характеру более склона к восприятию современного человека. Ведь в разный период в истории человека составители приближали образы близкие к тому времени в которые эти разъяснения писались.

В общем, если, кто читал, или знаком с этим материалом высказывайтесь на эту тему. Как будет время и сам ознакомлюсь с этой книгой, хоть пробегусь, но сейчас не располагаю временем, поэтому, высказывать свои суждения на этот материал пока не стану, но почитать ваши суждения будет интересно. 

Книгу прочесть можно по ссылке: Жизнь после смерти - Митрополит Иерофей Влахос

 

 

"Жизнь после смерти".

Мнение православного митрополита Иерофея Влахоса.

 

scale_600

(Суждение неизвестного блогера):

Представления людей о том, что ждёт их души на том свете, самые разнообразные. Захотелось мне как-то узнать, что думают по этому поводу не средневековые схоласты или к примеру индусские мистики, а самый что ни на есть ортодокс. То бишь митрополит Эллинской православной церкви, наш современник Иерофей Влахос, написавший соответствующую книгу. Следует заметить, что автор не просто церковный иерарх. В 1968-м году он окончил с отличием богословский факультет Университета Аристотеля в г. Салоники, а в конце 1980-х сам преподавал в Богословском институте св. Иоанна Дамаскина при Баламандском монастыре. Автор, как видите, более чем компетентен и авторитетен в православном богословии.

 

Что же можно узнать из его книги? Насколько я понял автора, любая душа, что грешная, что праведная, лишившись телесной оболочки, оказывается прямо перед взором Бога, можно сказать под прямыми лучами его Благодати. Праведнику такое только в радость, грешнику же такое состояние крайне неприятно, примерно как Горлуму под солнцем: "Жёлтая морда жжёт нас, наша прелес-с-сть!" После смерти душа, если она не принадлежит святому, сразу обретающему райское состояние, попадает на так называемый частный суд и до самого Страшного суда обретается в некоем промежуточном, не окончательном месте (оно же состояние души, разницы для внетелесного существования нет). Что это значит? Что неправедная душа всячески стремится избегнуть прямого влияния божественных энергий. То бишь спрятаться куда-нибудь в тенёчек. Тем более, что она не одна такая, есть и другие грешники, раньше него оказавшиеся вне земного существования, есть также демоны, бывшие ангелы, сознательно отринувшие Бога. То есть можно прибиться к "своей" компании и заныкаться в какую-нибудь щель. Или же самому найти хоть какую-нибудь тень.

 

thumb_5302_work_middle.jpeg

Поскольку душа пока ещё не находится в Раю, какое-то убежище, личное или коллективное, для себя, она найдёт. И будет пребывать в этом аду (ибо любое место без Бога с христианской точки зрения есть ад) до окончательно Суда. И это может оказаться сколь угодно странный и извращённый мир. Шведский мистик Эммануил Сведенборг в одной из своих книг использовал такой образ - когда на дно ада упал светлый луч с райских высот, местные обитатели сочли его грязной лужей, именно так им увиделась Благодать из-за того, в каком состоянии были они сами.

 

А вот после Страшного Суда, когда каждая душа окончательно увидит и осознает себя, прятаться станет некуда. И влияние Бога неизбежно начнёт менять её до полной праведности, что для грешника, разумеется, будет мучительно. Причём субъективно, мучения будут вечными, поскольку полное очищение самому грешнику увидится чем-то невыносимо ужасным, той самой "Геенной огненной". Хотя объективно страдания будут уменьшаться по мере исправления души и приближения её к подлинному образу человеческому, каким он был изначально задуман и сотворён.

 

Как видите, ничего общего с примитивными трактовками Рая и Ада как мест наказания грешников средневековым пыточным инструментарием и летания праведников в простынках с арфами, современный православный взгляд на загробную жизнь не имеет.

 

Книгу прочесть можно по ссылке: Жизнь после смерти - Митрополит Иерофей Влахос

 

 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0
Posted (edited)
14 часов назад, Вечно в пути (Светлана) сказал:

Так что все промыслительно, что в мире людей присутствует смерть.

Да, смерть происходит в мире, отступившем от Бога, но своего "естества" у смерти нет, как и у зла.

 

В 21.06.2019 в 17:38, ☦ Георгий ☦ сказал:

Возможно, это вольное трактование этого "неизвестного блогера" и оно ни как не подтверждается с пояснениями Иерофея Влахоса. Если, окажется, что и автор книги такого же суждения, что и блогер, тогда выводы печальны в отношение митрополита Иерофея Влахоса.

Я пока дочитал до 9-й главы. И мнение "неизвестного блогера" об очищении в вечности осуждённых на Суде грешных до сих пор нигде в тексте не подтверждается, а наоборот — всюду опровергается. В частности, в 8-й главе приведён интересный анализ богословия свт. Григория Нисского, где объясняется, что он не был сторонником ереси апокатастасиса.

 

Из текущих замечаний к книге могу сообщить, что при описании участи умерших младенцев не сделан особый акцент на том, успели ли над ними провести Таинство Крещения, без которого они останутся в вечности вне спасения. И, на мой взгляд, излишне подробно описано осуждение еретического догмата католиков о чистилище.

Edited by AndreyVKh
скорректировал термин

Share this post


Link to post
  • 0
Posted (edited)

Из книги.

Таинство исхода души из тела
Смерть в церковном Предании называется таинством. Это действительно таинство, не в смысле тех церковных таинств, посредством которых мы приобщаемся благодати Божией, а с той точки зрения, что в час смерти и после него происходят таинственные вещи, которые в настоящий момент ум человека постигнуть не в состоянии.

Кроме того, таинство смерти заключается еще и в том, что разрывается единство души и тела. Мы хорошо усвоили из учения нашей Церкви, что между телом и душою существует тесная связь. Это единство возникло при сотворении человека, сразу при его зачатии во чреве матери, и продолжается оно до самого часа смерти. Человек – это психосоматическое существо. Это означает, что душа не является целым человеком, и тело тоже не составляет всего человека. Таким образом, в тот момент, когда по причине смерти душа разлучается с телом, происходят таинственные события. Душа не жила прежде творения тела, поэтому и не желает жить без него. Исход души из тела происходит насильственным образом. Это и является таинством смерти.

Мы, конечно, считаем, что таинство смерти страшно, потому что разрушается единство возлюбленных, потому что мы теряем любимых нами людей. Это великая истина для тех, кто потерял своих любимых. Но не должно забывать, что страх смерти заключается в том, что происходит разлучение души с телом.

Это хорошо видно на примере одного тропаря, который поется в последовании погребения. Тропарь написан преподобным Иоанном Дамаскиным, и там говорится следующее: «Воистину страшное смерти таинство, яко душа от телесе нуждею разлучается от сложения, и сродства естественный соуз божественным повелением рассекается»

Здесь выявляются некоторые великие истины. Первая истина состоит в том, что существует тесная и природная связь между душою и телом, великая гармония. Вторая истина состоит в том, что эта связь разрывается принудительно. В принудительном разлучении и состоит страшное таинство смерти. Поэтому, как мы увидим ниже, душа трепещет и боится. Третья истина состоит в том, что разлучение происходит по воле Божией. Конечно, не Бог – виновник смерти, но Он попустил ей войти в жизнь человека, потому что ничто в мире не происходит без Его воли.

Итак, час смерти страшен для любого человека. Страх смерти заключается не только в том, что мы покидаем мир, с которым связаны столькими узами, но и в том, что начинаются различные таинственные события, которые ранее по причине дебелости чувственных органов мы не могли воспринять.

В это критическое время человек очень хорошо понимает самого себя. Перед ним предстает вся его жизнь наподобие кинематографической ленты. Преподобный Иоанн Синаит говорит, что гордые, которые полагали, что они бесстрастны, «во время исхода увидели свою нищету». То есть гордые тогда видят свою внутреннюю нищету. Но насколько более увидят это те люди, которые впутались во многие другие дела, совершенные силами души и тела. Один современный старец говорит, что в час своей смерти человек увидит даже самое малое дело, совершенное им в своей жизни, так же, как за доли секунды можно увидеть даже маленькую грязь в стакане воды.

Много таинственных, неизвестных и странных для нас вещей происходит в час, когда душа готовится выйти из тела. Но отмахнуться от них нельзя, потому что о том свидетельствуют святые. Кроме того, Сам Христос в притче о безумном богаче говорит, что в час своего исхода он услышал глас Божий: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12,20). Поэтому в подлинности таких событий не может быть никакого сомнения. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Когда душа человека исходит из тела, совершается великое некое таинство». Эти таинства начинают происходить тогда, когда душа готовится к своему исходу...

Святитель Филофей Коккин, описывая блаженную кончину святителя Григория Паламы, говорит, что в час исхода его души из тела удивительный свет осиял ту комнату, где находилось тело святителя Григория, а также осветил и его лицо. Еще он говорит, что два избранных мужа в Салониках, один из них был священником, другой – монахом, оба весьма добродетельные, увидели то сияние, «когда душа исходила из тела». Иными словами, душа, исходя из тела, оставила сияние. Но также и весь народ был свидетелем сверхъестественного сияния его лица. Святитель Филофей, с точки зрения богослова истолковывая этот феномен, говорит, что это произошло по благодати Святого Духа, находившейся и в его душе, и в теле. Это сияние было законным следствием того, что святитель Григорий был и причастником, и проповедником Света на протяжении всей своей жизни...

Почти такой же случай мы встречаем в житии преподобного Антония Великого. На пути к преподобному Павлу Фивейскому, когда он нес ему облачение святителя Афанасия Великого и приближался к его пещере, он увидел на небе чины Ангелов, колонны апостолов, сонмы пророков, ряды мучеников, а посреди них – душу преподобного Павла, которая сияла ярче снега и «восходила на небеса в великом веселии».

Оба святых мужа увидели и узнали души определенных святых. Это указывает на то, что, несмотря на исход души из тела и разрушение их единства, личность человека не разрушается. Святые, видя души, узнают усопших. Тот факт, что личность человека не разрушается, мы проанализируем ниже. Здесь мы просто берем это на заметку.

Следовательно, те, что имеют печать Святого Духа и являются подлинными христианами, не страшатся, а радуются, потому что имеют дом нерукотворный, которым является живущая в них сила Духа46.

Это учение исходит не только от Отцов, но и подтверждается неложными устами Самого Христа. В притче о богаче и Лазаре говорится, что Лазарь Ангелами был приведен на лоно Авраама: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Но в притче о безумном богаче Христос научает нас, что души нераскаянных грешников забирают демоны. Об этом было сказано безумному богачу: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя (Лк. 12, 20), – заберут демоны.

Это предание перешло в богослужебные тексты нашей Церкви. Весьма показателен один тропарь из последования погребения. В нем показано, какой подвиг имеет душа в час своего исхода из тела. Душа грешника обращается и к Ангелам, и к людям, но никто не может ей помочь.

«Увы мне, яковый подвиг имать душа разлучающися от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! Ко Ангелом очи возводящи, бездельно молится: к человеком руце простирающи, не имать помогающего».

Христианин знает об этой действительности, поэтому в последовании повечерия, которое он читает каждый день перед сном, просит Богоматерь помочь ему в час смерти избежать лицезрения демонов: «И во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темныя зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи».

Поистине после исхода души из тела происходят таинственные события, которые сейчас мы не можем и представить. О них нам открыли святые отцы. Не для того, чтобы устрашить нас, но чтобы ободрить и подготовить к тому страшному часу. Вся христианская жизнь – это подготовка к смерти. Эта подготовка происходит, конечно, не в стрессовом состоянии, а с радостью и оптимизмом, потому что овевается дыханием благодати Божией и делает нашу жизнь более человечной. Потому что тот, кто готовится к своему исходу, знает, как самым наилучшим образом воспринимать ему все, что случается в жизни. Тогда он становится действительно социальным человеком.

 

Кстати, размышления митрополита Иерофея из данной книги на Притчу о богаче и Лазаре включены в Толкования Священного Писания на Лк. 16:22-29 https://bible.optina.ru/new:lk:16:22#mitr_ierofej_vlaxos

Edited by Olga
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0

Есть еще замечательная книга иеромонаха Серафима Роуза "Жизнь после смерти".

  • Like 3

Share this post


Link to post
  • 0
40 минут назад, inna d сказал:

Есть еще замечательная книга иеромонаха Серафима Роуза "Жизнь после смерти".

Да, хорошая книга, только читал её давно. Помнится, она во многом ссылается на  "Слово о смерти" свт. Игнатия Брянчанинова. Кстати, тоже очень хорошая книга.

  • Like 3

Share this post


Link to post
  • 0

Дочитал.

 

Георгиев, спаси Боже за совет ознакомиться с книгой!

 

Кроме уже упомянутой мной апологетики эсхатологического богословия свт. Григория Нисского я открыл для себя новые пояснения о жизни будущего века, из которых приведу следующие тезисы:

 

• "святоотеческая мудрость говорит о том, что в будущей жизни у праведников не будет неподвижности, но непрестанное развитие. Это будет продолжаться безгранично" — "Это будет, естественно, с теми, кто ещё прежде своей смерти вступил на ступень очищения и покаяния": "В этих случаях божественная благодать и после смерти будет помогать исцелению, покаявшиеся при её помощи будут становиться более восприимчивыми к сиянию божественного Света и причастию славы Божией." Таким образом, посмертное очищение доступно лишь для тех, кто начал путь покаяния в Церкви при своей жизни.

 

• "Напротив, у непокаявшихся, не показавших на деле своего покаяния, не будет преуспевания в благе и добродетели. Я не находил таких мест у отцов, которые бы говорили о том, что нераскаянные будут двигаться к большему злу. Однако мы знаем, что, как и в раю, в аду будет градация, соответствующая духовному состоянию людей." А здесь о состоянии грешных в разных обителях ада: состоянии, которое будет словно паралич и не даром называется "духовной смертью".

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
7 часов назад, AndreyVKh сказал:

И мнение "неизвестного блогера" об очищении в вечности осуждённых на Суде грешных до сих пор нигде в тексте не подтверждается, а наоборот — всюду опровергается.

Это лишний раз подтверждает, что нельзя слепо всему верить как бы не тешило слух, все нужно перепроверять. 

  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0
4 минуты назад, ☦ Георгий ☦ сказал:

Это лишний раз подтверждает, что нельзя слепо всему верить как бы не тешило слух, все нужно перепроверять. 

Ваше замечание не по адресу: мой первый комментарий относился только ко мнению "неизвестного блогера", а о книге я высказался уже после ознакомления с ней.

Share this post


Link to post
  • 0
Posted (edited)
3 часа назад, AndreyVKh сказал:

Георгиев, спаси Боже за совет ознакомиться с книгой!

И вам огромное спасибо, что смогли найти время и прочесть ее целиком. Благодарю так же за рецензию на книгу, теперь нужно, как то, самому выкроить время и прочитать ее. 

 

3 часа назад, AndreyVKh сказал:

— "Это будет, естественно, с теми, кто ещё прежде своей смерти вступил на ступень очищения и покаяния": "В этих случаях божественная благодать и после смерти будет помогать исцелению, покаявшиеся при её помощи будут становиться более восприимчивыми к сиянию божественного Света и причастию славы Божией."

С этим так же согласен, особенно после того как впервые прочел книгу (лет 20_ть назад) "Посмертные вещания Св. Нила Афонского" там в книге часто упоминалось, что первый человек обладал светом, но при грехопадение свет помрачился. В общем, созвучно. 

14 минут назад, AndreyVKh сказал:

Ваше замечание не по адресу: мой первый комментарий относился только ко мнению "неизвестного блогера", а о книге я высказался уже после ознакомления с ней.

Не совсем понимаю, что вас смутило? Мое замечание было адресовано к тому, что читая в интернете большое количество богословских трактовок, нужно быть при дельно внимательным. Для себя, давно взял в правило, все перепроверять. Вот и в данном случае, когда создал эту тему, я отстранился от суждения, пока, не узнаю мнения тех, кто прочел книгу. Увы, не всегда могу сам ознакомится с той или иной книгой. 

 

Edited by ☦ Георгий ☦
  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0
47 минут назад, ☦ Георгий ☦ сказал:

Не совсем понимаю, что вас смутило? Мое замечание было адресовано к тому, что читая в интернете большое количество богословских трактовок, нужно быть при дельно внимательным.

Благодарю за разъяснение: я принял ваше замечание на счёт своего комментария о "блогере" - - моё недоразумение, простите.

 

Полагаю, в книге возможно найти много полезных сведений по православной эсхатологии. 

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
В 21.06.2019 в 16:26, Владислав-777 сказал:

Не поверите, ...А я, как и Пилат,

и вас вылечат, и нас.

слова сатаны, которые он произносил в пустыне, искушая Христа - искажают истину, как всегда. это раз. два - он не знал, что Христос - не просто праведный человек, а Бог и настоящий властелин. Тайна боговоплощения была сокрыта от него. А смирение Его было естественным раздражителем.

 

Хорошо, что Вы любите Писание, может когда-то и поймете, да и перестанете выдавать свои велеречивые увещания, не имеющие отношения ни к теме, ни к действительности в целом. 

 там, в Писании, есть место, где сказано, что делать, если ваших душеспасительных речей не принимают. - отрясите прах и геть!)

  • Like 2
  • Thanks 2

Share this post


Link to post
  • 0

А это у Николая Ефвграфовича Пестова в "Современной практике православного благочестия" (том 1). Немного перекликается с митрополитом Иерофеем, как и с другими книгами на эту тему. Спокойно ли читается такое? Нет ли страха и нежелания читать? Тема-то особая...

 

Глава 9. Целесообразность смерти тела

 

Смерть несет в себе свет вечного бытия. Архиепископ Иоанн

Смерть сокращает сумму общего зла на земле.  Еп. Аркадий (Лубенский)

 

Адам, первый человек, пал. За первым грехом последовали другие, произошло братоубийство – пролилась кровь Авеля; люди развратились – так начался процесс гниения и разложения человеческой души.

Что могло замедлить этот процесс разрушения духовных основ человечества и внести ограничение в этот поток зла, греха и порока, заполнивший землю? Это могла сделать только смерть тела. Она явилась как неизбежное следствие греха и разложения души.

Как пишет митрополит Антоний (Блюм):

«В мире, который грех человеческий сделал чудовищным, смертьявляется единственным выходом. Если бы наш мир греха был зафиксирован как неизменный и вечный, это был бы ад; смерть – единственное, что позволяет земле вместе со страданием вырваться из этого ада».

Следует всегда, вместе с тем, учитывать, что в устах атеистов смерть обозначает совершенно иное понятие, чем в устах христианина. Для первых смерть есть полное прекращение жизни. Для христианина – это только переход из одной формы в другую.

Если задуматься над вопросом о духовном значении смерти тела, то по многим причинам можно понять ее временный характер для падшего человечества в полноте грядущего воскресения. И поэтому смерть тела не «нелепа», как говорят про нее люди мира, а необходима и целесообразна.

Как пишет архимандрит (Патриарх) Сергий:

«Начало греха – плоть – всегда остается в человеке, всегда его искушает, всегда препятствует человеку быстро и легко стать святым. Поэтому и познание Бога, и получение блаженства небесного не могут быть здесь, на земле, совершенными. Нужно нашему земному миру обновиться, извергнуть из себя все греховное, чтобы потом во всей полноте и совершенстве воспринять в себя грядущее Царство. В этой нужде обновиться – весь смысл разрушения мира, в этом и смысл смерти каждого человека».

Еп. Аркадий (Лубенский) говорит:

«Смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха. Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы – Каины, Иуды, предающие Господа, Нероны – люди-звери и другие?»

А Н. так пишет в своей книге «Путь чистоты и священного молчания»:

«Откровение тайны смерти новым, нездешним светом озаряет и жизнь. Вся красота и таинственная, бездонная глубина ее раскрываются лишь перед лицом надвигающейся смерти. На какой бы ступени духовного развития человек ни стоял, приближение смерти вызывает в нем прежде всего необычайное обострение чувства жизни. Вся красота и ценность жизни, наверное, никем не переживается с такой силой, как приговоренным к смерти. Человеку кажется тогда, что если бы только удалось ему сохранить жизнь, он не потратил бы даром уже ни одного мгновения. Как величайшее благо воспринимается самая возможность жить и дышать, слышать, видеть и входить в общение с окружающей природой и другими людьми. Поистине,смерть поет самый торжественный и чарующий гимн жизни, потому что только перед лицом смерти дано человеку увидеть ее настоящую красоту. Образ смерти бесследно рассеивает жалкое марево пошлости и нудных «мелочей жизни», обычно застилающих ее истинный лик от духовного взора человека. В нем единственное лекарство против духовного паралича – плоского самодовольства жизненного квиетизма. Физическое бессмертие нашей природы в ее теперешнем состоянии – порабощенности греху – было бы безвыходным духовным тупиком для нее, так как слабый дух наш был бы всецело и навеки захвачен в плен стихийными силами материального и душевного мира».

«Не только смерть, – говорит Лафатер, – одухотворяет наше безжизненное существо, но одна мысль о смерти придает более прекрасную форму жизни.

Через смерть доносится до нас голос вечности и открывается прозрение в иные миры.

Таинственные голоса жизни, исходящие из ее бездонных глубин, говорят человеку о том, что за пределами видимого и невидимых миров, им переживаемых, пребывает Вечный Первоисточник всего сущего, от Которого все изошло и к Которому все возвратится».

Когда хоронят священников, то совершающие обряд отпевания священнослужители надевают белые одежды, как в день духовного торжества, день конца скорбей и начала радостей для усопшего. Но ведь каждый из христиан принадлежит к «царственному священству» (1Пет. 2, 9).

Как говорит еп. Феофан Затворник:

«Я всегда был такой мысли, что по умершим не траур нужно надевать, а праздничные наряды… А у нас все кверх ногами перевернулось».

А пастырь о. Иоанн С. пишет:

«Не страшитесь смерти и не скорбите, братья, чрез меру.Иисус Христос, Спаситель наш, Своею смертью победил нашу смерть и Своим воскресением положил основание нашему воскресению, и мы каждую неделю, каждый воскресный день торжествуем во Христе воскресшем наше общее будущее воскресение и предначинаем вечную жизнь, к которой настоящая временная жизнь есть краткий, хотя и тесный и прискорбный путь. Смерть же истинного христианина есть не более как сон до дня воскресения, или как рождение в новую жизнь. Учитесь непрестанно умирать греху и воскресать душами от мертвых дел, обогащайтесь добродетелью и не скорбите безутешно о умерших; научайтесь встречать смерть без ужаса, как определение Отца Небесного, которое с воскресением Христовым из мертвых потеряло свою грозность».

А старец схимонах Силуан пишет:

«Душа, познавшая любовь Божию Духом Святым, умирая, испытывает некоторый страх, когда ангелы поведут ее ко Господу, потому что, живя в мире, она повинна в грехах. Но когда увидит душа Господа, то возрадуется от Его милостивого кроткого лица и Господь не помянет ей грехов, по множеству кротости и любви Своей. От первого взгляда на Господа вселится в душу любовь Господня, и она от любви Божией и сладости Духа Святого вся изменится».

Приложения к главе 9-й

Из беседы Иоанна, епископа Смоленского, в день Успения Божией Матери

Дух человека скорее и легче, чем тело, отрешается от условий временной жизни – и в то же время, когда у тебя длится еще борьба со смертью, он уже витает, как будто вне тела.

Вот чем объясняются нередкие случаи, что в час кончины, еще не свершившейся, человек, или правильнее дух его, в земном образе является в отдалении от тела близким по сердцу людям.

Еще несколько минут – и человек вступает в вечность… Как вдруг изменяется форма его бытия. Дух его видит самого себя, свое собственное существо; он видит предметы (и самые отдаленные) уже не телесными глазами, а каким-то непонятным нам теперь ощущением. Он говорит слова не членораздельными звуками, а мыслью; не руками осязает предметы, а чувствами. Движется не ногами, а одной силой воли; и то, к чему прежде он мог приближаться с великим трудом, медленно, через боль-шие пространства места и времени, теперь он достигает мгновенно; никакие естественные препятствия его не задерживают.

Теперь и прошедшее видно ему, как настоящее, и будущее не так сокрыто, как прежде, и нет уже для него разделения и места, нет ни часов, ни дней, ни годов, нет расстояний ни малых, ни больших, все сливается в один момент – вечность. Что же он видит и чувствует?

Если вы здесь владеете собой, там уже вы ничего не сможете с собой сделать; все в вас и с вами перейдет туда и разовьется в бесконечность…

Душа человека, отрешаясь от тела, с многократной силой продолжает развивать в себе те качества, которые она приобрела в земной жизни…

Вследствие этого праведники бесконечно утверждаются в добродетелях и преданности святой воле Божией, а нераскаянные грешники – в нечестии и ненависти к Богу.

К концу мировой истории и на небе и на земле будут только две категории людей: беспредельно любящие Бога праведники и так же ненавидящие Его грешники.

Чем же ты сделаешься там, неверующий, грешный человек? Если ты здесь нехорош, то там будешь темным, злым духом. О, тогда ты сам себя не узнаешь, и понесет тебя твое зло собственным своим тяготением туда, где живет вечное, бесконечное зло, в сообщество темных злых сил…

На этом пути ты ни остановиться, ни возвратиться не сможешь и во веки веков будешь страдать – чем? – бешенством от своего собственного зла, которое не даст тебе покоя, и от той злой среды, которая будет вечно окружать тебя и терзать без конца. А что же душа добрая, что будет с ней?

И добро также раскроется во всей полноте и силе; оно будет развиваться со всей свободой, которой здесь не имело, обнаружит все свое внутреннее достоинство, здесь большей частью сокрытое, неузнаваемое, неоценяемое, весь свой внутренний свет, здесь всячески затемняемый, все свое блаженство, здесь подавляемое разными скорбями жизни.

И понесется эта душа всей силою своего нравственно-развитого и добродетельно-возвышенного стремления в высшие сферы того мира, туда, где в бесконечном свете живет Источник и Первообраз всякого добра, в область светлых и чистейших существ, и сама сделается как ангел, т. е. таким же светлым, чистым, блаженным существом.

Она будет уже навеки тверда теперь в добре, и никакое зло, ни внутреннее, ни внешнее, не сможет уже ни колебать ее, ни изменить, ни повредить ее блаженному состоянию.

Но и не праздно будет жить душа и наслаждаться блаженством: она будет действовать своим просвещенным умом в созерцании и постижении тайн, здесь неразгаданных и неизвестных: тайн Бога, мироздания, себя самой и вечной жизни.

Состояние наше в будущей жизни не будет состоянием бездеятельного покоя, мертвым квиетизмом: оно будет представлять гармоническое, всецелое удовлетворение всех потребностей и стремлений нашей души путем непрерывного бесконечного развития.

Ум, сердце и воля человека найдут для себя много достойных предметов и обильную пищу в этом развитии. Непосредственное общение с Богом как всеозаряющим Светом должно раскрыть нам всю беспредельность законов бытия: пред нами откроется такой кругозор, о котором мы в настоящей жизни не можем иметь и понятия.

Тогда только удовлетворится та духовная жажда знания, которой томится человек в настоящей жизни..."

 

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
Posted (edited)
3 часа назад, Olga сказал:

А пастырь о. Иоанн С. пишет:

Немного не в тему: показательно, что имя св.прав.Иоанна Кронштадтского дано в сокращении. Опасно было писать его имя в личных заметках даже через 60 лет после его кончины!

Edited by Юрий Кур
техническая правка
  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
3 часа назад, AndreyVKh сказал:

Благодарю за разъяснение: я принял ваше замечание на счёт своего комментария о "блогере" - - моё недоразумение, простите.

 

Полагаю, в книге возможно найти много полезных сведений по православной эсхатологии. 

Всяко бывает, и недоразумениям есть место, и у меня бывают такие моменты, куда уж без этого. 

 

Надо, надо выкроить хоть не много времени и прочитать книгу, уж очень много интересных мыслей прочел от прочитавших ее, надо бы хоть бегло пройтись по ней.  

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
11 часов назад, Юрий Кур сказал:

Немного не в тему: показательно, что имя св.прав.Иоанна Кронштадтского дано в сокращении. Опасно было писать его имя в личных заметках даже через 60 лет после его кончины!

Наталья Николаевна Соколова, дочь Николая Ефвграфовича Пестова , в своей книге "Под кровом Всевышнего" немного описывает, при какой конспирации приходилось в те годы жить. 

10 часов назад, ☦ Георгий ☦ сказал:

Надо, надо выкроить хоть не много времени и прочитать книгу, уж очень много интересных мыслей прочел от прочитавших ее, надо бы хоть бегло пройтись по ней.  

Тоже благодарю Вас, Георгий! Пришлась книга. Может совпало, что на тему смерти хотелось побеседовать, да все времени не хватает, как обычно.

В принципе, я , получается, взялась копировать последовательно прочитанному. Хотелось краткие цитаты, но не получается )). Очень уж все взаимосвязано. То есть, если читали "мои" цитаты, то и книгу в небольшом совсем сокращении стали читать. ))

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
Posted (edited)
8 часов назад, Olga сказал:

Тоже благодарю Вас, Георгий! Пришлась книга. Может совпало, что на тему смерти хотелось побеседовать, да все времени не хватает, как обычно.

В принципе, я , получается, взялась копировать последовательно прочитанному. Хотелось краткие цитаты, но не получается )). Очень уж все взаимосвязано. То есть, если читали "мои" цитаты, то и книгу в небольшом совсем сокращении стали читать. ))

Меня и раньше интересовала тема "что нас ждет там..", конечно, я по ходу учебы все это читал, но, как ранее писал, источники архаичны, и больше акцентировались на восприятия умов того времени. Сейчас этот вопрос стал для меня более остро ощутимый, после того, как почила мама, и в связи с этим, меня стало сильно волновать загробная жизнь почившей мамы, а тут эта книга.., более адаптированная под современного человека, там более аргументированно в пояснениях, нет того, что раньше было присуще как у католиков, так и у православных: черти с вилами, сковородки и пр. ужасами присущие для восприятия нашей жизни. 

Сколько людей ссылаясь на эти образы ада высказывают свое нежелание принимать такую реальность, а в этой книге, Ад имеет те - же ужасы и страдания, но они в этой книге описываются больше как лишение благодати Божьей и понятные страдания для грешников в чем они заключаются, так же, и помилованные души имеют не крылья и нимбы, а более явственное представление того, как помилованные преобразуются в более светлые души (созвучно, это подтверждает книга "Посмертные вещания св. Нила Афонского и сх. иер. Серафима (Роуза) и пр.)) и т.д. и т.п., что не умаляет ужаса ада, лишения и страха лишится Божьей благодати. Вот почему, эта книга для меня имеет особый интерес!

 

Edited by ☦ Георгий ☦

Share this post


Link to post
  • 0
20 часов назад, Мария Ш сказал:

и вас вылечат, и нас.......Хорошо, что Вы любите Писание, может когда-то и поймете, да и перестанете выдавать свои велеречивые увещания, не имеющие отношения ни к теме, ни к действительности в целом. 

Смешно. Тогда и скажите мне, грешному, что из написанного вами, относится к теме разговора? Только сами, своими словами, и за себя, хорошо? Я не знаю, у кого это у вас, а у Бога, все живы. Надеюсь вас не затруднит написать мне мои слова и Слова Писания, которые я, не так понял? Осилите? 

Share this post


Link to post
  • 0

https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/sobranie-tvorenij-tom4/2_5_8

 

Вот что встретила у Иустина Поповича по данной теме. 

 

Вечная жизнь

После Страшного Суда наступит вечная жизнь как для праведников, так и для грешников. Для праведников эта жизнь будет состоять в вечном блаженстве, а для грешников – в вечных мучениях.

Вечного блаженства праведников мы не можем даже приблизительно себе представить или почувствовать. Святой Апостол благовествует: Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). А что это? – Всё Божие, от малейшего до величайшего, от самого очевидного до самого сокровенного: Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол.2:9). Да, Богочеловек Христос и всё то, что Он Собою принес нашему человеческому миру, – это и есть то, чего не видел глаз, не слышало ухо и что не приходило на сердце человеку. До Христа человеческий глаз не видел ни жизни Бога во плоти, ни дел Бога во плоти. Не созерцал он ни вечной Божественной Истины в человеческом теле, ни вечной Божественной Правды, ни вечной Божественной Любви, ни прочих вечных Божественных совершенств. Не замечал он всей этой премудрости Божией, тайной, сокровенной (1Кор.2:7). Поэтому Божественный Спаситель и говорил Своим святым ученикам: Блаженны очи, видящие то, что вы видите. Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Лк.10:23; Мф.13:17).

Скрытый текст

 

А вседивную и для нас, людей, всеспасительную тайну Богочеловека Христа нам Бог открыл Духом Святым; ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1Кор.2:10). – За веру во Христа и за любовь к Нему Бог дает Духа Своего Святого, Духа Истины, Который христолюбивую душу вводит во всю истину о Богочеловеке Христе и открывает ей все глубины Божии, которые в Нем. Дух Святой отверзает зрение человеку, и тот видит, чего не видел глаз; отверзает слух – и тот слышит, чего не слышало ухо; отверзает и сердце – и оно чувствует и познаёт то, что не приходило на сердце человеку. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой открыл святым Апостолам всю Христову тайну, и с тех пор они как восторжествовавшие над смертью существа пошли за Него на всякую смерть, во все опасности, на все мучения. Навсегда пребыв в Церкви, Дух Святой и впредь открывает Христову тайну каждой христолюбивой душе (см. Ин.14:16–17, 26, 16:13; Еф.1:17; Деян.4:31, 10:47, 11:15). Он – главный Христов Апостол: Все-Апостол. Боголюбивым душам сообщает Он самое совершенное знание о Владыке Христе, к какому только способно людское существо. Поэтому духоносный благовестник пишет христианам: Вы имеете помазание от Святаго и знаете всё – οἴδατε πάντα (1Ин.2:20): знаете всё, что может знать человек о Боге, о мире, о человеке, о жизни, о вечности. Лишь духоносцы ведают Богочеловеческую тайну. Таковы, прежде всего, святые. Несомненно, и каждый христианин через святые таинства и святые добродетели становится духоприимцем и духоносцем. Однако святые удерживают в себе Духа Святого святыми евангельскими добродетелями, святой евангельской жизнью, а огорчаем мы Его грехами, а подчас и изгоняем из себя. Потому как имеют они в себе Духа Святого, открывающего им глубины Божии, которые в Господе Иисусе Христе, святые Отцы и являются единственно правильными и достоверными, богомудрыми истолкователями Священного Писания и Личности Богочеловека Христа.

Блаженство праведников в вечной жизни, насколько это возвещено нам в Святом Откровении, будет проистекать от их близости к Богу, от общения с Ним, от жительства в Богочеловеческом Теле Христовой Церкви, от участия во свете и славе единственного Победителя смерти, и греха, и диавола – Господа Иисуса Христа. Ведь Он – неиссякаемый источник совершенного и вечного блаженства. Об этом Спаситель благовествует: Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13:43). Наша вечная жизнь будет состоять в том, что мы всегда с Господом будем (1Фес.4:17; ср. Ин.14:13), будем жить в Нем и Им, и потому станем Христо-подобными и – будем подобны Ему (1Ин.3:2, 3). Пребывая в святых таинствах и святых добродетелях, мы будем обитать в Самом Господе, ведь Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин.4:16). В нашей вечной жизни совершенно осуществится молитвенное желание человеколюбивого Господа: Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино (Ин.17:21, 23).

Погруженные в несказанные совершенства Троичного Божества, праведники в вечной жизни воссияют, как солнце, в Царстве Отца Небесного, и радости их никто у них не отнимет (см. Мф.13:43; Ин.16:22, 24). Питая и душу, и тело Божественными истинами и благами, праведники уже не будут алкать и жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной (Откр.7:16; ср. Ис.49:10). И в себе самих, и вне себя они будут находить источники вечной радости, ибо смерти уже не будет ни в них, ни вокруг них и не станет она уже огорчать их жизнь (Откр.21:4). Их радость нарочито будет возрастать от того, что жить они будут на новом небе и новой земле, где всё будет сиять своей Божественной безгрешностью и где вся богозданная тварь будет радостно участвовать в блаженстве и славе сынов Божиих (ср. Откр.21:1; 2Кор.12:4; Рим.8:21). Своим безгрешным и бессмертным телом они будут сообразны славному телу Христову (см. Флп.3:21); они будут общаться с Ангелами как со своими святыми братьями, ибо приступят к горе Сиону, и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах (Евр.12:22–23). Будучи чадами одного Отца, они через Владыку Христа в Духе Святом станут друг для друга благодатными братьями, обитателями одного дома, и Бог·будет все во всем (ср. Ин.14:2; 1Кор.15:28). На это несказанное блаженство праведников проливает свет пророческое видение возлюбленного Христом тайновидца, святого Иоанна Богослова. С апокалиптических высот он благовествует: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр.21:1–4).

Своим предивным Воскресением Владыка Христос даровал нам не только вечную жизнь и с ней и в ней вечную Истину, вечную Правду, вечную Любовь, вечную Благость, вечную Радость, но и все Божии блага, все Божии блаженства, бесконечные Божественной бесконечностью. Во всем этом участвовать и всё это, при содействии Божией благодати, воспринимать и переживать в вечности – это и составляет великую Божию милость к нам, людям, милость, даруемую нам Единым Человеколюбцем неба и земли, Владыкой Христом, Богочеловеком = Спасителем. Поэтому Христова Церковь благовествует эту свою истину, истину абсолютно всеистинную: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». Богодухновенному церковному песнописцу словно мало было сказанного: «даде нам живот вечный», и он еще добавляет: «даде нам... и велию милость». В этих словах он предвещает все другие нечаемые и невыразимые пребогатые бесконечности вечной жизни и всех святых блаженств. Об этом Спаситель возвестил нам в Своих Богочеловеческих словах: Я пришел для того, чтобы имели жизнь (= вечную жизнь) и имели с избытком – καὶ περισσὸν ἔχωσιν (Ин.10:10). – Многочисленны стихиры и молитвы, в которых мы просим, чтобы всемилостивый Господь даровал нам эту «велию милость»: дабы во всем Божием участвовали мы и ощущали это бесконечно и вечно, наставляемые Божией благодатью через Божественно неизмеримые Божии бесконечности, по сравнению с которыми наши, человеческие, бесконечности малы и ничтожны.

В этом блаженстве вечной Богочеловеческой жизни праведники будут участвовать всей своей личностью, то есть и телом, и душой. Ведь и их преображенное тело будет прославленным и способным участвовать в вечной Божией славе.

Вечное блаженство праведников будет не одинаковым. Мера блаженства окажется зависимой от степени духовного совершенства того или иного подвижника. Каждый будет участвовать в этом блаженстве именно по мере своего духовного преуспеяния, то есть по мере своей освященности, своей обогочеловеченности, своей отроиченности, своей оцерковленности. Степень, сила, полнота участия в вечном блаженстве будут сообразны полноте, силе, степени духовного роста каждого праведника, как пишет об этом святой апостол Павел: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1Кор.15:41–42).

Вечная жизнь праведников станет, собственно, вечным служением Богу, вечным богослужением, вечной Небесной Литургией, вечным причащением Владыке Христу, Который и есть жизнь вечная. Об этом Он Сам благовестил: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:54, 56). И так через всю вечность: евхаристическое служение Владыке Христу, евхаристическое жительство Владыкой Христом, евхаристическое в Нем блаженство. Посему здесь, на святой «Литургии, после святого Причащения, мы молимся Господу Иисусу Христу: «Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

Это всесвятое, это всеблаженное облечение праведников во Христа начинается еще здесь, на земле, через святые таинства и святые добродетели в Богочеловеческом Теле Христовой Церкви, дабы вечно продолжаться в вечной жизни, которая вся и есть, и бывает от Отца через Сына в Духе Святом.

Вечная участь грешников будет во всем противоположной вечной участи праведников. Каждый из них соразмерно своему моральному состоянию будет участвовать в вечных муках. Их вечное мучение будет происходить от того, что они станут вечно жить в царстве зла и в обществе творцов зла: диавола и демонов. Об этом свидетельствуют слова Спасителя, которые в день Суда будут адресованы грешникам: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41). И пойдут сии в муку вечную (Мф.25:46). Влюбленные в зло, они, по всеправедному Божию приговору, такими войдут и в вечную жизнь и этой любовью к злу будут жить через всю вечность, как добровольно жили ею на земле. Ведь Бог перестал бы быть Богом, если бы насильно отторгнул их от зла и греха.

Вечное мучение грешников не будет одинаковым; оно будет зависеть от качества и меры греховности грешника. Степень вечных мучений для каждого грешника окажется сообразной степени его нравственного растления (см. Мф.16:27; Рим.2:6; Лк.12:47–48).

 

 

https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/sobranie-tvorenij-tom4/

Share this post


Link to post
  • 0

А меня всегда огорчало то, что животные в вечную жизнь не войдут. Или в рай, не помню точно. Получается, что они напрасно мучились на земле. А некоторые ведь мучились очень сильно.

Share this post


Link to post
  • 0
17 минут назад, Вечно в пути (Светлана) сказал:

А меня всегда огорчало то, что животные в вечную жизнь не войдут. Или в рай, не помню точно. Получается, что они напрасно мучились на земле. А некоторые ведь мучились очень сильно.

На Суд не приходят - это да. Но и такого что вечную жизнь не наследуют - заблуждение. Искал как-то информацию по этой теме, перечитал кучу всего, итог такой - общего мнения Церкви на этот счет нет. Одно из мнений, что есть некая вечная общая душа природы и животных всего мiра, и души животных оттуда берутся, из общей души, а потом в неё же и возвращаются, после смерти тела. Если я не прав, пусть более сведущие меня поправят, подкрепив свою позицию ссылками на Писание, Предание, святых Отцов ;)

Share this post


Link to post
  • 0
В 25.06.2019 в 16:26, Владислав-777 сказал:

Надеюсь вас не затруднит написать мне мои слова

чего не хватало. затруднит.

вам сказали достаточно и даже попрощались, если не заметили.

кроме того, вы сами уже не раз умыли руки, чтобы не иметь ничего общего. в баню!

21 час назад, На берегу реки сказал:

что есть некая вечная общая душа природы и животных всего мiра, и души животных оттуда берутся, из общей души, а потом в неё же и возвращаются, после смерти тела

я тоже встречала эту версию. 

и еще одну (не помню источника): что есть эйдосы разных животных, которые сохраняются. но есть такой момент - человек, поставленный над животными господином, иногда с ними дружит. Те животные, которые послужили человеку как друзья (а некоторые и жизнь свою отдали), сохраняют свою индивидуальность и на том свете именно ради тех людей, кому послужили. вспомнилась история пса Хатико и кот Мурр Гофмана. и мой кот, который, надеюсь, не слился с "мировым котом")

21 час назад, Юрий Кур сказал:

Ее примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью

вот и хорошо. животное, насколько мы знаем, никакой заповеди не получало и не нарушало. Тихой радости вполне достаточно! Спасибо, Юрий, за текст св.Луки

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
2 часа назад, Мария Ш сказал:

чего не хватало. затруднит.

вам сказали достаточно и даже попрощались, если не заметили.

кроме того, вы сами уже не раз умыли руки, чтобы не иметь ничего общего. в баню!

Я же вас просил написать мои слова, а не ваши мысли? И если для вас умыть руки, это проститься, то для меня, это просто очиститься от ваших дел. Надеюсь не считаете, что мне интересны ваши мысли? Если нет моих слов и Слов Писания, которые я не понял, то и оправдания мне ваши не к чему. Запишите, если проблемы с памятью, что всё и вся я отдаю на Суд Христа. Вот Его и убеждайте, а меня не надо, мне нужно только то, о чём я вас прошу. А если нечего сказать, то поверьте, лучше промолчать, чем гадать. Не любит Господь гадалок. Не любит ложь. Не любит наговоров. Вот об этом поразмышляйте, когда вернуться к вам дела ваши, слова ваши, мысли ваши. И дай вам Бог, устоять. Надеюсь в курсе, что Бог, это Свет и нет в Нём и тени тьмы? Что Бог, это Истина и Отец Правды? Напомнить кто отец лжи? Успехов вам. 

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...