Перейти к публикации

Вопрос

Простите, если вопрос покажется глупым. Хочу спросить: свеча, которую мы держим в руках во время панихиды или отпевания усопшего- это благочестивая традиция, как символ нашей жертвы перед Богом или где-то это прописано? Обязательно ли держать ее в руках или можно просто поставить на панихидный столик во время отпевания или панихиды?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0

Про Сретенские свечи. Слышала, как спросила неместная сестра об освящении свечей в храме, когда, как. Ответ был: в нашем храме никогда не освящали свечи на Сретение.

Оптина сейчас чевствует Пресвятую Богородицу в честь Ея иконы "Взыскание погибших". На этой иконе Матерь Божия бывает изображена без головного покрова. В Шамордино, например. С Праздником! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, МАРГАРИТКА сказал:

Оль, можно я не буду отвечать на этот вопрос? 

Марина, вопрос в смысле клиросное послушание само по себе не препятствие в приходском храме?  Личное тоже не дерзаю озвучить. ))

Наши сестры в основном все имеют работу в миру, потом суббота-воскресение пение в храме, нагрузка приличная. Если собирутся причаститься бывает страхование- утром попить воды. То есть настоящие труды. Как вот на них распространить правило Влада?! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Да,приходится пить воду вовремя службы. 

Иногда лучше (для себя сделала вывод) причаститься в другом месте. Во-первых,чтобы сосредоточить, наверное,своё внимание на подготовке. Потому как никак ,а вовремя службы бывает и резко сделаешь замечание или ещё какое искушение. Ну и водички попить..)

Мне кажется не нужно ни на кого ничего распространять. В идеале, конечно бы,причащаться каждую службу...Подумать только,ведь через Таинство Причастия соединяемся с Господом... Действительно чудо! 

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
10 часов назад, Andrei† сказал:

Влад, ваше столь категоричное заявление...

Дорогой брат, я спорить не буду, вопреки сложившейся практике. Мне показалось, что Вы заняли противоречивую позицию, потому что не уловили смысл, который я вложил в свое сообщение. У каждого свой опыт и свои средства его выражения, от того конечно и возникают непонимания. Помоги нам Бог избежать споров на такую тему!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
7 часов назад, Roza сказал:

У нас в Скиту держатся устава Афонской Горы, где он был составлен святыми старцами и передан во всегдашнее назидание, и в монастыре у нас придерживаются тоже этого правила. Все иноки причащаются пять раз в год, но по благословенной причине можно и чаще.

Роза, благодарю за ссылку. В Российской Империи люди в основном причащались один раз в год. Невозможно научно связать это с повсеместной потерей веры, но многие исторические факты революционного времени нам наглядно показывают степень секуляризации общества.

 

Точно знаю, что если лично я буду причащаться один раз в год - то скорее всего до второго приобщения просто не доползу. Без Господа я совсем не жилец.

 

8 часов назад, *"* сказал:

Что нельзя поставить цель "иди и причащайся, не смотря ни на что". Так иногда может сказать священник, но не мы.

Аминь! Добавлю только, что такого разрешения у священника хорошо бы спрашивать каждую службу, ну или хотя бы просто почаще.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
6 часов назад, МАРГАРИТКА сказал:

Обязательно ли стоять перед причащением со свечой? Или это традиция одного местного прихода?

Я тоже такого еще ни разу не видел. Ну если отец настоятель так благословляет - ему виднее. Вообще почти в каждом приходе есть свои особенности службы, весьма замечательные. У нас во время чтения Евангелия и евхаристического канона в алтаре звонит на важных словах медный колокольчик, очень красиво получается, аж сердце замирает. Один отец с Афона привез такую традицию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, МАРГАРИТКА сказал:

Да,приходится пить воду вовремя службы. 

Добавила бы, что это не просто желание попить, скорее необходимость, ведь такая нагрузка на связки. У наших всегда под рукой кружки с горячей водой. 

11 минут назад, На берегу реки сказал:

Аминь! Добавлю только, что такого разрешения у священника хорошо бы спрашивать каждую службу, ну или хотя бы просто почаще.

Влад, слово "иногда" в смысле - если сам не собирался, но священник увидел, что необходимо именно сегодня, так бывает. Поэтому "иногда".  В остальных случаях требуется работа над собой, с собой, чтобы далее самому спросить благословение на причастие. ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, *"* сказал:

Отче, тогда, если как Влад считает, в Оптине ежедневно почти весь храм должен встать и уйти после Символа Веры?

в монастыре проще, есть настоятель, пусть он правила и устанавливает, властью ему данной от Бога.

 

3 часа назад, *"* сказал:

Где мера.

Мера всегда и исключительно определяется благодатью Божией. Надо стяжать благодать, а она уже подскажет и меру для каждого конкретного случая.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, A Lost Sheep сказал:

В моей практике я встречался несколько раз с людьми, которые причащались каждый день. Все они до единого закончили плохо прямо на моих глазах... Я как-то пытался это осмыслить и пришел к таким выводам: Тело и Кровь Христовы это величайшая святыня из всех в этом мире, и чтобы достойно причаститься, нужно подходить к ним с предельным молитвенным напряжением и покаянием. Но в силу духовной немощи современных людей, они не могут каждый день пребывать в таком сосредоточении. В итоге ежедневное причастие неизбежно рано или поздно превращается во что-то обыденное. А вот это уже грех немалый и автоматически попадает в категорию недостойного причащения "не рассуждая". Мало того, и сами люди с превозношением начинают смотреть на других, которые не причащаются каждый день, таким образом, добавляя себе в копилку грехов. В итоге, печальная концовка становится предсказуемой. 

Каждый день причащаться - надо быть Иоанном Кронштадским. Мне лично это совсем не по силам. Даже чтобы раз в неделю - от человека уже требуется весьма серьезная мобилизация и настоящее взыскание Царствия Небесного.

 

Бывают редкие исключения: наш епископ благословляет всех прихожан, кто честно держал рождественский пост, и кто не имеет тяжких грехов, во время святок причащаться каждый день. Есть такое же благословение на страстной и светлой, а также во время паломничества, причем на исповеди все равно испрашиваю благословения у местного священника, говоря, что в паломничестве стараюсь приобщаться каждый день. Решает однозначно каждый раз священник, без самочиния. 

 

Мое личное мнение, такие недели ежедневного приобщения - самые прекрасные времена духовной жизни. Сам себя не узнаешь, откуда только берется столько радости, благодатной тишины и мира в сердце. Но! Уже заметил такую закономерность - сразу после этого, когда возвращаешься к повседневной жизни, наваливаются откуда не возьмись в мирских делах конфликты, проблемы, расстройства. Бог дает силы все это преодолеть, хоть и очень сложно бывает.

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
11 минут назад, На берегу реки сказал:

Даже чтобы раз в неделю - от человека уже требуется весьма серьезная мобилизация и настоящее взыскание Царствия Небесного.


Но! Уже заметил такую закономерность - сразу после этого, когда возвращаешься к повседневной жизни, наваливаются откуда не возьмись в мирских делах конфликты, проблемы, расстройства. Бог дает силы все это преодолеть, хоть и очень сложно бывает.

 

 

 

Вот, Влад, совершенно то, что имела ввиду. Даже раз в неделю...А если человек так живёт годами... И не рядом с Оптиной, где, что ни говори, "мощное бомбоубежище", хоть и война, конечно, по-настояшему, как на передовой . Ведь мы не должны пропускать Воскресных дней в храме. Значит, и Причастий. Все равно, наверное, не получится объяснить, есть разница между словами и самим действом. Но Вы утешили этим постом, предположила, что по-другому может быть )). 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Бывала в паломничестве несколько раз. Полностью совпадает с словами Владислава вся ситуация и в поездке и после. Но по словам святых отцов так и должно быть))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Свт. Игнатий Брянчанинов отмечал, что уже в его время происходило оскудение духоносных наставников. В наше время ситуация еще хуже. В связи с этим, святитель советовал изучать и руководствоваться в своей жизни святоотеческим наследием и установлениями Церкви. Основная масса православных сегодня не имеет духовных наставников. Да и на приходах несколько священников не в состоянии окормить полноценно всех прихожан. Поэтому нам остается, по завету святителя Игнатия, читать отцов Церкви, слушать общие рекомендации, которые священники дают на своих приходах. (Взаимоотношения духовника со своим духовным чадом мы сейчас в рассмотрение, вообще, не берем).

 

"2-3 февраля 2015 года в Москве состоялось Архиерейское Совещание, в котором приняли участие епископы нашей Церкви из многих стран, принадлежащие к разным поколениям и разным социальным средам. Одним из самых серьезных вопросов для обсуждения на совещании, а до этого на пленуме Межсоборного Присутствия, являлся документ «Об участии верных в Евхаристии» — документ очень важный для каждого прихода и монастыря, для каждого христианина. Документ этот обсуждался в течение длительного времени: и в духовных школах, и в епархиях, и во многих приходах, и в интернете, и в церковных средствах массовой информации.

Теперь документ одобрен Архиерейским Совещанием и представлен Священному Синоду для канонического утверждения. По нему уже ориентируются в своей жизни многие христианские общины."(прт. Всеволод Чаплин)

 

"В настоящее время многие православные люди причащаются значительно чаще, чем большинство христиан в дореволюционной России. Однако практика частого причащения не может быть автоматически распространена на всех без исключения верующих, поскольку частота причащения напрямую зависит от духовно-нравственного состояния человека дабы, по слову Златоуста, верующие приступали ко причащению Святых Таин «с чистою совестью, насколько нам это возможно» (Против иудеев. Слово III. 4)."

Ссылка на сам документ в формате Word

Ссылка на "Церковный Вестник", если нет Word(а)

 

На сегодняшний день, как я понимаю, в целом рекомендации по частоте Причастия, -  1 раз в две-три недели. Один раз в месяц допустимо, но нежелательно. Меньше совсем не допустимо. Великим постом, для укрепления,  допускается Причастие еженедельно. Отец Нил также рекомендует мирянам причащаться раз в две недели, исповедоваться еженедельно.

Что касается, ухода со службы... Не знаю. Нигде не встречал у святых отцов такого мнения. Думаю, что это очень тяжелое и ошибочное заблуждение. Наоборот, отцы говорят, каждая суббота вечер и воскресенье утро обязано быть в Храме. И помимо этих дней, есть позыв и чувствуешь потребность, - ступай на службу.

 

"К службе церковной непременно должна ходить, а то больна будешь. Господь за это болезнью наказывает. А бу­дешь ходить, здорова и трезвеннее будешь. — Батюшка Макарий, случалось, заболит, а все пойдет в церковь. — Посидит, потом в архиерейскую келью выйдет; там места не найдет, перейдет еще в келью к отцу Флавиану, — там побудет, но когда уже увидит, что не в силах быть долее в церкви, перекрестится, да и уйдет. А то все не верит себе" (преп. Амвросий).

 

(Слово, како дьявол изводит до отпения из церкве человеки. Прол. Мая 26)

Некоторые, по лености, выходят из церкви до окончания службы и думают, что это ничего. А на самом деле это очень нехорошо, братие: ибо не кто иной, а дьявол выводит нас из церкви прежде времени, и потому, исходя из церкви, когда не следует, мы тем самым делаем угодное врагу нашего спасения. Это мы сейчас докажем вам.

Был прозорливый старец в Печерском монастыре, по имени Матфей. Однажды, когда он стоял в церкви на своем месте, он взглянул на братию, которая стояла на клиросах, и увидел беса в какой-то странной одежде, и в поле он имел какие-то цветки. Бес обходил монахов и на каждого бросал по цветку. К кому цветок прилеплялся, тот делался расслабленным умом, выдумывал какую-нибудь ничтожную причину к выходу из церкви, выходил из оной и, по приходу в келью, ложился спать. А к кому цветок не прилеплялся, тот стоял крепко в пении. Все это старец рассказал братии своей. Слыша это, иноки положили в мыслях не выходить из церкви до отпуста.

Поэтому, братие, знайте, что, когда мы выходим из церкви безвременно, то грешим и делаем угодное врагу нашего спасения. Он не дремлет и всячески и всегда старается ввести нас в грех. Так противостаньте же ему, и, когда он станет искушать вас к безвременному выходу из церкви, скажите ему то же, что сказал ему некогда инок Исаак: «Нет, не твой я, дьяволе, а Божий», – и продолжайте стоять в храме Божием бодрственно и благоговейно до конца службы и вознося ум свой к небесному, вечному и божественному. Аминь.

 

 

23 часа назад, Andrei† сказал:

 мне видится аналогом того, как ваш тёзка *Владислав* в не столь далёком прошлом представлял исключительность Таинства исповеди.

Выражение "мне видится аналогом того, как"... как бы, несет в себе отрицательный смысл того, что это "как" является чем-то доказанным и уже бесспорным. А это не так. 

Потому как, человек, который думает и читает по-русски, без труда поймет разницу между вашим "представлял исключительность Таинства исповеди" и тем, что в реальности было мной сказано: "Исповедь, это главное (а в нашем новоначальном случае и единственное) оружие в деле борьбы со страстями. Это одно.

*Владислав* ничего не "представлял" своего. Были процитированы точные цитаты двух святых отцов и иеромонаха. 

Т.ч. непредвзятый читатель увидит, скорее,  ваши немощи в том разговоре... Впредь, постарайтесь, пожалуйста,  быть точнее и аккуратнее в цитировании. 

 

Хотя, по правде говоря, чтобы обосновать свою позицию по обсуждаемому вопросу, никакой насущной необходимости вспоминать обо мне не было. Так, ведь?) Вот про это поразмышляйте...

А про исповедь просто запомните пока, пригодится. 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

СВЕЧИ В ХРАМЕ: ЧТО ГОВОРИТ ТИПИКОН

Иеромонах Роман (Кропотов)

«Куда зажигаешь!» – шикает бабулька на женщину гневным шепотом. Женщина, словно обжегшись, отдергивает руку со свечой от подсвечника. «Не видишь, шестопсалмие идет!»

Знакомая для многих картина. Если вам «не повезло» самим оказаться в подобной ситуации, то вы могли не раз наблюдать такое со стороны. Это известная для многих приходов проблема. Однако эта статья не о «ревнителях храмового благочестия», а о том, что предписывает Устав относительно богослужебного использования церковных свечей.

 

Думаю, для многих вообще окажется новостью, что Типикон (церковный Устав) что-то говорит о возжжении свечей. Подавляющее большинство верующих кроме шестопсалмового запрета больше ничего про свечи не знают. Не только приносящие свечи, но и следящие за подсвечниками часто не имеют представления ни о порядке богослужения, ни о прямой связи горения/тушения свечей с этим порядком. Следящие за подсвечниками просто ставят свечи по мере их поступления. В результате часто получается так, что в наиболее торжественные и важные моменты службы свечей нет, так как они уже сгорели тогда, когда должны были быть потушены. Причина тому – нарушение порядка (Устава).

Что же говорит Устав? В Типиконе содержатся две главы, регламентирующие порядок использования свечей. Они называются: «О вжигании свещ, како подобает в церкви вжигати, в неделю, и на праздники Христовы, и Богородицы, и святых, и прочия дни» (гл. 24) и вторая: «О вседневном вжигании свещ» (гл. 25).

На Малой вечерне, после благословения иерея, свечи (точнее – свечу) зажигают перед иконой Спасителя и перед храмовой иконой по правую сторону иконостаса и перед иконой Богородицы на левой стороне, а также «пред аналогием» (т.е. перед праздничной иконой). Погашаются эти свечи после отпуста вечерни.

На Великой вечерне зажигаются те же свечи, что и на малой. Если же богослужение бденное или святой имеет «Блажен муж», то зажигается светильник «в тябле» (тябло – место над царскими вратами, где расположена икона Спасителя, либо весь этот ярус) и в алтаре у престола. По значимости к главным иконам храма могут быть отнесены чудотворные и особо почитаемые иконы.

Скрытый текст

 

Если же святой без «Блажен муж» (на обычных службах), тогда свечи зажигаются только перед иконой Спасителя, Богородицы и иконой храма. На «Господи воззвах» к ним добавляются свечи в тябле и перед праздничной иконой. Погашаются свечи «на конечном Трисвятом». В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что свечи (не все, но бо́льшая их часть) гасятся после «Свете тихий», а если была лития, то на стихирах возжигаются все свечи, а по окончании «Ныне отпущаеши» бо́льшая часть свечей погашается. Возможно, в Типиконе имеется в виду как раз это Трисвятое по «Ныне отпущаеши».

Протоиерей Константин Никольский разделяет понятия «Утреня» и «Бог Господь». Согласно его пониманию, в самом начале Утрени (перед шестопсалмием) возжигаются свечи перед иконами Спасителя, Богородицы и храма. А на «Бог Господь» к ним добавляются свечи в тябле и праздника. Т.е. знаменитый запрет на свечи во время шестопсалмия оказывается не таким уж безусловным.

 

«Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать светильников более, а при менее торжественных, печальных – менее… Таким образом, во время чтения шестопсалмия, по уставу, предписывается немного зажигать свечей, так как в этих псалмах выражается покаяние и умиление»[1].

На полиелее зажигаются все свечи и горят до окончания 3-й песни канона, после чего все свечи погашаются. На 8-й песне канона все свечи снова зажигаются и горят до конца Великого славословия. Протоиерей Никольский связывает это тушение свечей с так называемым «чтением» (Типикон, гл. 2, 3 и др.), которое полагается после 3-й и 6-й песен канона, т.е. на время чтения прологов и святоотеческих поучений свечи должны быть потушены. В настоящее время поучения по 3-й и 6-й песнях канона не читаются (за исключением дня памяти Марии Египетской).

 

Что же касается Божественной литургии, то до службы полагается возжечь свечу на жертвеннике. После того как иерей облачится и наступит время бить в колокол, зажигается свеча на престоле и в храме (как на Великой вечерне: перед иконами Спасителя и Богородицы, перед храмовой иконой в иконостасе, в тябле и перед праздничной иконой). Когда же наступает чтение Евангелия, зажигаются все свечи в храме и горят до заамвонной молитвы.

Если после литургии служится праздничный молебен (т.е. с открытыми вратами), то вновь возжигаются свечи перед главными иконами в иконостасе: Спасителя, Богородицы, храмовой и перед праздничной. Если служится заказной молебен, то свечи возжигаются только перед той иконой, перед которой служится молебен. То же касается и панихиды – свечи возжигаются только на каноне.

На Повечерии, полунощнице и на часах свечи зажигаются только перед иконами Спасителя и Богородицы.

В настоящее время в силу тех или иных причин Устав не всегда соблюдается. И даже в самом Типиконе в некоторых местах можно встретить в скобках такие пояснения: «Ныне же сей чин весьма в церквах упразднися». Тем не менее можно выделить основные правила касательно свечей и стараться им следовать:

Свечи возжигаются не хаотично, но в определенном порядке:

1) алтарь,

2) главные иконы в иконостасе (Спасителя, Богородицы, храмовая икона),

3) праздничная икона в центре храма и особо почитаемые,

4) остальные иконы в храме.

Перед главными иконами храма свечей должно быть больше, и горят они дольше, чем перед остальными иконами.

Свечей должно быть больше в праздники, чем в будни (т.е. не из-за разного количества прихожан, а по причине того, что в будни свечей выставляется меньше).

Таким образом, можно увидеть, что процесс использования свечей за богослужением весьма динамичен. Свечи то зажигаются, то гасятся по несколько раз за богослужение. Это важно помнить тем, кто считает, что погасить свечу во время богослужения грешно, и обижается, когда гасят его свечу. Важно понимать, что свечи – не самостоятельный атрибут в храме. Они – неотъемлемая часть всего богослужебного действа, и используются они в контексте этого действа. Как паникадила не горят всю службу, но гасятся в определенные моменты богослужения, точно так же и свечи, использование которых имеет свой смысл и символизм. Именно в духе этого символизма и духовного смысла и был составлен Устав.

 

При этом важно не допускать скандалов в вопросе возжжения/тушения свечей. Это касается в первую очередь ответственных за подсвечники. Нужно дать людям время прийти к сознательному отношению и правильному пониманию церковных обычаев и правил. Поэтому не нужно запрещать желающим поставить свечу «не вовремя». Ведь малое количество свечей может оставаться зажженными в продолжение почти всей службы. Есть множество приходов с традицией оставлять по одной горящей свече даже во время шестопсалмия. В конце концов, главным во всех правилах и уставах является – любовь, а свечи и все прочие внешние атрибуты – лишь средства к ее достижению.

Иеромонах Роман (Кропотов)

19 октября 2023 г.

 

https://pravoslavie.ru/156763.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...