Jump to content
  • 0
inna d

о свече

Question

Простите, если вопрос покажется глупым. Хочу спросить: свеча, которую мы держим в руках во время панихиды или отпевания усопшего- это благочестивая традиция, как символ нашей жертвы перед Богом или где-то это прописано? Обязательно ли держать ее в руках или можно просто поставить на панихидный столик во время отпевания или панихиды?

  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0
1 час назад, inna d сказал:
Цитата

Простите, если вопрос покажется глупым.

Хочу спросить: свеча, которую мы держим в руках во время панихиды или отпевания усопшего- это благочестивая традиция, как символ нашей жертвы перед Богом или где-то это прописано? Обязательно ли держать ее в руках или можно просто поставить на панихидный столик во время отпевания или панихиды?

Нет, вопрос совсем не глупый, скорее правильный, в том смысле, что такие вопросы дают направление в правильное русло понимания традиций и правил православной церкви, а то, в церкви бывает от бабулек такое наслушаешься, что уже и не знаешь где поверья магические, а где православные трации и правила, поэтому, вопрос правильный и не глупый. Кто то, вот на форум придет, а у такого человека каша в таких вопросах, а тут будет инф. на правильное понимание, что - как нужно или не нужно делать, в общем, такой себе форум - курс катехизаторства. Кстати, нужно создать такую рубрику на форуме как вводная для новоначальных. 

 

Отсылок на этот вопрос не искал, но, кое что нашел сразу.

Помню, у нас на приходах нет особых правил на сей счет, а вот бабульки могут попутно их придумать, такое бывает, не без этого. Есть некоторые примечание от священников на такие вопросы, они и у нас периодами возникают. Во время отпевания по правилам "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРИХОДСКИХ ТРЕБ" 

Цитата

Обрядовый порядок Ставится столец, на котором поставляется коливо (как на панихиде); священник, облачившись в епитрахиль (или же — и фелонь), раздает предстоящим зажженныя свечи и, приняв кадило (если есть диакон,— то он, с благословения священника), кадит окрест стольца, и предстоящих, и полагает начало: Благословен Бог наш... Псаломщик читает трисвятое и другая начинательные молитвы. По возгласе на Отче наш, поются тропари: Со духи праведных скончавшихся... и проч. и произносится затем сугубая ектения — — заупокойная: Помилуй нас Боже... на которой (как и всегда) священник читает тайно молитву: Боже духов, а по возгласе бывает заупокойный отпуст, за которым провозглашается усопшему (или усопшим) «вечная память»; и снова совершается каждение окрест стольца и к предстоящим. (стр. 75).

Свечи на литии заупокойной держат лишь родственники почившего, так же, свечи держат и на соборование соборующиеся. В остальных случаях свечи лучше ставить на подсвечнике во избежания не приятных инцидентов, особенно, когда много прихожан на службе. Частенько бывало, что от не аккуратного обращения с горящей свечой портили одежду как свою, так и рядом стоящих. Если на подсвечнике нет свободных мест для свечи, ее отдают служнице при свечнике и она при освобождения мест на свечники возжет эту свечу за вас. Особых запретов у нас на приходе нет, это больше пожелание, чем запрет.

Цитата

Во время всех заупокойных богослужений — отпеваний, панихиды, литии — свечи принято держать в руке, а оставшуюся часть свечи ставить на канон или панихидный столик. Иерей Николай Петров

© Журнал Фома.

Цитата

Сейчас свеча имеет и психологическое значение. Она настраивает человека на молитву. Вот этот движущейся огонек успокаивает, он вечно живой. Сосредоточившись на нем, как-то легче молиться и обращаться к Богу. Есть в этом что-то естественное. Поэтому хорошо, когда во время заупокойной службы люди держат свечи в руках — это их отвлекает от печали, от того несчастья, которое произошло в их жизни.

Важно понимать, что свеча не несет никакой мистики. Сама по себе свеча не «вымаливает» человека. Самые сильные молитвы — это наши слова к Богу, обращенные напрямую от сердца. А свеча просто настраивает нас на это состояние обращение к Богу. Иерей Алексей Забелин 

© Журнал Фома.

 

Edited by Георгий.
Дополнил текст.
  • Like 1
  • Thanks 2

Share this post


Link to post
  • 0

В нашем храме недавно была ночная литургия при свечах. Как только отключишь электричество, то и понимаешь, что свеча - это в первую очередь свет, без которого невозможно служить. И когда-нибудь нам-таки "отключат электричество". 

6SL_kYpujIQ.jpg

  • Like 4

Share this post


Link to post
  • 0

Довольно давно мне прислали фото из католического храма в Европе, там на подсвечнике стояли лампочки в форме свечей. Бросил монетку - лампочка зажглась на какое-то время, есть и для карты терминал. Довольно долго мне это покоя не давало. С одной стороны, ну что такого, просто современные технологии. А с другой - что-то душа не лежит к этому. И только недавно разобрался. Все дело в том, что вообще вся техника она проникнута духом той фразы, которую сказал сатана Адаму с Евой: будете как боги. Техника в современном мире как раз и дает людям такие возможности, передвижения, связь и тд. Но дух не Божий у всего этого, пахнет плохо. Конечно, в современном мире нам без техники уже никуда не деться, но все же, этот момент православный человек должен иметь в виду.

 

Одно время и в ТС Лавре заменяли масляные лампадки на лампочки перед иконами в храмах, но сейчас вроде все вернули обратно.

  • Like 3

Share this post


Link to post
  • 0

... чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати. (блаженный Симеон)

 

Целиком статья на эту тему:

Скрытый текст

Наставление православному христианину о церковной свече

 

Как возник обычай возжигать свечи и лампады.

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

 

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25:31-37).


В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх.30:8). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (2Цар. 22:29). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте (Пс.118:105).

 

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

 

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « (Деян.20:8).

 

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи.

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. "Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви Тертуллиан, – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме".

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Церковь Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

 

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

"Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… "

 

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (Исх.27:20). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

 

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

 

"Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (Ин.1:9), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… "

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

 

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила, или как у нас говорят паникадила, что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

 

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

 

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

 

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет Василий Великий: «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (1Тим. 6), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

 

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

 

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

 

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

 

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: "Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших".

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

 

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой ) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

 

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

 

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

 

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

 

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

 

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

 

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят [1] А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

 

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

 

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу [2], чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют [3]. Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

 

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

 

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

 

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

 

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой [4]. Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

 

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.


По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

 

Источник: https://azbyka.ru/nastavlenie-pravoslavnomu-xristianinu-o-cerkovnoj-sveche

 

  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0

А еще свечечки наши прямые, ровные, устремленные вверх, образное выражение устремлений души.)

Здесь на приходе дело обстоит так. При оформлении отпевания предлагаются свечи, при согласии родственников (вроде всегда согласны, без исключений) свечи до начала отпевания служащей в храме раздаются пришедшим проститься - всем, кто пришел, ведь приходят и просто знакомые, только на панихиду, проститься. По окончании остатки свечей собираются той же служащей, что позволяет избежать лишней суеты "куда деть". В дни Родительских суббот некоторые прихожане тоже стоят со свечей в руке во время панихиды. В такие дни свечей очень много, и однажды бабуля, смотревшая за порядком на поминальном столе, раздала скопившиеся свечи стоящим. По окончании службы отец Настоятель попросил ее больше так не делать. Ведь пожертвовавшие эти свечи "вкладывали" в них свои душевные переживания, сопровождали молитвой. И не всем по силам смиренно принять "в посредники" руки посторонних людей, учитывая, что в такие дни приходят разные люди. 

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
В 31.01.2020 в 00:11, A Lost Sheep сказал:

Довольно давно мне прислали фото из католического храма в Европе, там на подсвечнике стояли лампочки в форме свечей. Бросил монетку - лампочка зажглась на какое-то время, есть и для карты терминал. Довольно долго мне это покоя не давало. ......................

 

Одно время и в ТС Лавре заменяли масляные лампадки на лампочки перед иконами в храмах, но сейчас вроде все вернули обратно.

Иеромонах (Ледин) Пантелеимон > Козни бесовские > 

 

из раздела "Говорят бесы":

Когда во время шестопсалмия в храме выключили свет и зажгли свечи, бес заволновался: “Ух, как страшно! Как в старые времена!” А через некоторое время добавил: “Все нововведения в Церкви я придумал!”

Share this post


Link to post
  • 0

Еще вопрос:  сретенские свечи. Повсеместно ли их освящают и правильно пользуют? У нас от некоторых слышала даже нотки мистицизма. Прочитала, что в Московские храмы вернулся этот обычай освящения свечей. Может в других краях России этого нет? 

 

http://www.pravoslavie.ru/20898.html

 

http://ilya-hram.cerkov.ru/2013/04/11/chem-otlichayutsya-sretenskie-svechi/

Share this post


Link to post
  • 0

Сретенская свеча. Встреча с Богом. Их вкладывают в руку усопшего. И нам, живым, хорошо помолиться о здравии и будущей встрече с Господом. Так мне сказала одна сестра.

Share this post


Link to post
  • 0
Цитата

Что такое "церковная свеча".

У любого человека, даже редко, бывающего в храме есть, казалось бы, абсолютно привычные и хорошо понятные символы ассоциирующиеся с домом Божьим. Свеча, без сомнения один из таких символом, без которой любая молитва и не молитва вовсе. Но, действительно ли мы знаем и понимаем, что такое "церковная свеча"?
Давайте разберёмся вместе! Протоиерей Андрей Рахновский расскажет обо всём что тайно, дабы оно стало явным.

Образовательный интернет проект храма Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове (Москва, метро Ботанический сад).
Школа прихожанина, это знания абсолютно обо всех аспектах церковной жизни. Мы поговорим о том, как правильно заходить в храм. Что такое свечи и куда их можно ставить. Как правильно писать поминальные записки и какие они бывают. Об истории исповеди и как к ней готовиться. Мы разберём все богослужения, поймём когда нужно кланяться, а когда этого делать не надо. Узнаем что такое благословения и как к ним правильно относиться. Будем учиться правильно с пониманием молиться и поститься. Узнаем, что такое кадило и чем отличается крещенская вода от богоявленской. Узнаем как создавался синодальный перевод священных текстов и чем он отличается от оригинала. Мы научимся понимать церковно-славянский язык!

https://youtu.be/xihfhhgkpGY

 

Share this post


Link to post
  • 0
3 часа назад, inna d сказал:

Еще вопрос:  сретенские свечи. Повсеместно ли их освящают и правильно пользуют? У нас от некоторых слышала даже нотки мистицизма. Прочитала, что в Московские храмы вернулся этот обычай освящения свечей. Может в других краях России этого нет? 

 

http://www.pravoslavie.ru/20898.html

 

http://ilya-hram.cerkov.ru/2013/04/11/chem-otlichayutsya-sretenskie-svechi/

Инна, статья за 2007 )). Непонятно вернулась на сегодня или уже ушла опять.

1 час назад, breathing сказал:

Сретенская свеча. Встреча с Богом. Их вкладывают в руку усопшего. И нам, живым, хорошо помолиться о здравии и будущей встрече с Господом. Так мне сказала одна сестра.

Венчанным  в руки вкладывается венчальная свеча.

Share this post


Link to post
  • 0
13 минут назад, *"* сказал:

Инна, статья за 2007 )). Непонятно вернулась на сегодня или уже ушла опять.

Да, вот и мне интересно, есть ли такая традиция у вас на всенощной праздника Сретение освящать свечи особым чином. У нас освящают. Но предполагаю, что многие придают этому большое значение, как бы эта свеча более сильная, чем просто свечи. Хотела этот момент уточнить. Может и своим что-то сказать.

Edited by inna d

Share this post


Link to post
  • 0
3 минуты назад, inna d сказал:

Да, вот и мне интересно, есть ли такая традиция у вас на всенощной праздника Сретение освящать свечи особым чином. У нас освящают. Но предполагаю, что многие придают этому большое значение, как бы эта свеча более сильная, чем просто свечи. Хотела этот момент уточнить. Может и своим что-то сказатьи.

Спросим батюшек. 

Share this post


Link to post
  • 0

У нас в храме по обычаю свечи освящаются на Сретение перед чтением Часов. В требнике находится особый "Чин освящения свещ на Сретение Господне". По возгласе священника читаются начальные молитвы :"Царю Небесный.., Трисвятое по Отче наш. Далее поются тропарь и кондак праздника. Затем батюшка читает 5 молитв на освящение.Каждая молитва предваряется возгласом: Господу помолимся. Хор: Господи,помилуй. Затем священник кропит свечи святой водой с молитвой. 

Хор поет молитву Симеона Богоприимца "Ныне отпущаеши раба Твоего,Владыко. ( Она же поется вконце вечерни на Всенощном бдении,помните?) Слава и Ныне., стихира 7 гласа:"Украси твой чертог Сионе ,и подими Царя Христа ..". 

Затем возглас ,Часы и Божественная Литургия.

 

Так проходит в нашем храме. 

Как нам объяснил батюшка,особого значения эти свечи не имеют,кроме того,что они освящены на праздник Сретения.  А почему предают особое значение? Просто люди с верой,особым благоговением к этому относятся. И в Великий Четверг мы несём домой свечу,с которой стояли на службе.

Edited by МАРГАРИТКА
  • Thanks 2

Share this post


Link to post
  • 0
3 часа назад, МАРГАРИТКА сказал:

Так проходит в нашем храме. 

Как нам объяснил батюшка,особого значения эти свечи не имеют,кроме того,что они освящены на праздник Сретения.  А почему предают особое значение? Просто люди с верой,особым благоговением к этому относятся. И в Великий Четверг мы несём домой свечу,с которой стояли на службе.

Марина, а какие свечи? Все, что в свечной лавке? Или которые люди для себя приобрели? Или какие? И где они потом?

Share this post


Link to post
  • 0

Да,из церковной лавки. Ни всё, конечно, только те,которые прихожане покупают для себя. Некоторые приобретают свечи  в магазинах или на рынке. Полагаю там свечи дешевле. Одна бабушка приносит восковые свечи собственного производства.) Батюшка наш ее всегда в пример всем ставит):"Вот,смотрите,Татьяне девятый десяток,а она сама свечи делает!" 

Оль,а куда у вас на Приходе огарки потом девают,ни в курсе? Раньше, мы их сдавали в епархию. Взамен нам давали свечи. Сейчас такого нет. Всё огарочки сами сжигаем. 

Кстати,хотела поделиться с вами фото. Моя знакомая всегда покупает восковые свечи в Софринском магазине . Когда идёт в храм,берет их с собой. А чтобы свечи не поломались в сумке, она приспособила для них картонный валик от бумажных полотенец. Он с донышком,свечки не вылетают из него. Очень удобно и  дома свечи так хранить.

Не смущайтесь  , так как фото сделано в электричке, на пути в Лавру)

IMG_20200128_125604.jpg

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 3

Share this post


Link to post
  • 0
В 30.01.2020 в 21:11, A Lost Sheep сказал:

Довольно давно мне прислали фото из католического храма в Европе, там на подсвечнике стояли лампочки в форме свечей. Бросил монетку - лампочка зажглась на какое-то время.

Ещё в советское время моя знакомая ездила в Прибалтику. Зашли с экскурсией в католический храм. Подошли к светильнику или подсвечнику. Кто-то из посетителей бросил монетку в отверстие,через несколько секунд срабатывает аппарат,появляется черная автоматическая рука, хватает эту монетку и скрывается в аппарате)))зажигается лампочка на подсвечнике) Говорит,мы не ожидали подобного, очень испугались и бежать оттуда )

Edited by МАРГАРИТКА
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0

Марина, точно не знаю, куда девают огарки. Но стояли целые мешки с ними, почти как для кортошки. Была уверена, что их сдать должны. Уточню. 

Уточню еше. То есть пришли прихожане пораньше, до Часов, купили свечи и отдали их для освящения, после забрали себе? 

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0

У нас освящают много свечей. Остается еще на реализацию. Прихожане постепенно все раскупают. 

Share this post


Link to post
  • 0
1 час назад, *"* сказал:

Уточню еше. То есть пришли прихожане пораньше, до Часов, купили свечи и отдали их для освящения, после забрали себе? 

Ну да. У нас храмик маленький,прихожан не очень много. Свечей всем хватает. Вообще,я думала такой чин совершается  на Сретение во всех храмах . )

7 минут назад, inna d сказал:

У нас освящают много свечей. Остается еще на реализацию. Прихожане постепенно все раскупают. 

У нас тоже раньше так делали-освящали,а потом продавали их. Мама моя тогда ещё стояла за церковным ящиком. Она подписывала свечи:"Сретенские свечи". Старалась ,чтобы всем свечей хватило...

Edited by МАРГАРИТКА

Share this post


Link to post
  • 0
32 минуты назад, МАРГАРИТКА сказал:

Ну да. У нас храмик маленький,прихожан не очень много. Свечей всем хватает. Вообще,я думала такой чин совершается  на Сретение во всех храмах . )

 

Не знаю точно как здесь в поселке. В Оптине не помню такого. В этом году на Пасху была в храме в поселке. Многие прихожане пришли на ночную службу с куличами, пасхами и крашенками и в самом конце Пасхальной службы отец Настоятель освятил: подходили ко Кресту и освящали. Хотя всю Великую субботу также шло освящение. Не знала о такой традиции, Великая Суббота  особый день, долгие службы, еще надо с куличами в храм. А получается, что можно было не суетиться, привезти все с собой и спокойно освятить. Разные традиции бывают.

Share this post


Link to post
  • 0

И в нашем храме пасхальную снедь освящают ночью. В Великую субботу,к сожалению,прихожан на Литургии очень мало. 

Да,служба продолжительная из-за чтения на вечерне 15 паремий . Я очень люблю службу в Великую субботу!Одна из моих любимых служб. Особенно трепетно во время чтения апостола. Вместо аллилуария особым распевом поется "Воскресни Боже,суди земли...".  Вот-вот откроются царские врата и батюшка в белой ризе(а у нашего ещё и греческая) выйдет для чтения Евангелия. Потом пение "Да молчит всякая плоть человеча...". В храме тихо,народу мало,но так благодатно,так трепетно...Вот,прошла вечерня,конец Литургии, ещё немного и Пасха! И "Христос воскресе!". 

У меня вопрос: иногда знакомые дарят Иерусалимские свечи. Обычно в пучке их 33 штуки-по числу лет Спасителя. По одной эти свечи ломаются. Что с ними делать? 

  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0

Маргаритка, спасибо! 

Я тоже люблю Великую Субботу! 

Особенно трогательно, когда батюшка выходит в белом облачении. После тяжёлой Страстной Седмицы так трепетно, вот уже и Пасха! 

Мы с семьёй, как правило, на ней причащаемся. 

Свечи мне тоже дарили из Иерусалима, пучок. Я их аккуратно отделяю и по одной зажигаю. Уже мало осталось. Запах от них очень приятный! 

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
8 часов назад, *"* сказал:

А получается, что можно было не суетиться, привезти все с собой и спокойно освятить

У нас тоже такая традиция есть. А еще выходим из храма и на всю улицу  "Христос Воскресе!" Некоторые и разговляются прямо в храме))

 

8 часов назад, МАРГАРИТКА сказал:

У меня вопрос: иногда знакомые дарят Иерусалимские свечи. Обычно в пучке их 33 штуки-по числу лет Спасителя. По одной эти свечи ломаются. Что с ними делать? 

Как и Весна(Елена) аккуратно разделяю, потом в трудные моменты жизненные зажигаю и молюсь. Или на Страстной неделе, если остались.

  • Thanks 2

Share this post


Link to post
  • 0

Иерусалимские от времени, видимо, становятся ломкими. Куда можно ломанные непонятно. Если традиционная свеча переломилась - веревочка на месте слома пережигается и получается две части, пригодные для возжигания. С Иерусалимскими  так не всегда получится. В храме периодически на подсвечниках появляются тоненькие белые, Иерусалимские. Как вариант, если долго лежат дома без использования. ))

Share this post


Link to post
  • 0
1 час назад, ~ Весна ~ сказал:

Маргаритка, спасибо! 

Я тоже люблю Великую Субботу! 

Особенно трогательно, когда батюшка выходит в белом облачении. После тяжёлой Страстной Седмицы так трепетно, вот уже и Пасха! 

Мы с семьёй, как правило, на ней причащаемся. 

И я причащаюсь. Хотя раньше наши бабушки и говорили:"В Великую субботу причащаются только самые ленивые! Поста им не хватило!:475:"

48 минут назад, *"* сказал:

Как вариант, если долго лежат дома без использования. ))

Да,не использую,практически. Подсвечник для таких тонких свечей не подходит. 

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...