Jump to content
  • 0
~ Весна ~

Есть ли продукты, которые нельзя вкушать христианам?

Question

Такой вот возник вопрос у меня) 

На Воскресной школе батюшка как-то сказал, что, например, кушать гематоген нельзя, т. к. в его состав входит кровь, а в Деяниях мы читаем, что

(Деян. 15-20)
.. а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.(с) 

И если кто вкушал, нужно сказать об этом на исповеди. 

А одна женщина добавила, что и печенку тоже кушать нельзя. 

Так ли это?

  • Like 2

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0
19 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

одна женщина добавила, что и печенку тоже кушать нельзя. 

Лена, можно в толкованиях посмотреть на Бытие 9:3-4. 

Лопухин А.П.

 

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

 

__Запрещение вкушения крови и человекоубийства.__

«только плоти с душею ее, с кровью ее не ешьте…» Давая новый закон о пище, Бог вводит в него существенное ограничение - запрещает употреблять в пищу кровь животных. Причина этого запрещения указывается здесь же, именно в том, что кровь животного как бы отождествляется с его душой. Подобная идея встречается и во многих других местах Священного Писания (Лев. 17:11, 14; Втор. 12:16). Любопытно, что кроме Священного Писания, она находится в сочинениях многих древних писателей, и по преимуществу у классиков (Вергилия, Емпедокла, Пифагора и др.). Таким образом, общенародная психология древности основной принцип животной жизни, т. е. то, что называется душою, полагала скрытым в крови его. Становясь на точку зрения этой наивной психологии и желая на почве ее внушить человеку возможно больше уважения ко всякой чужой (в том числе и животной) жизни, Бог и дает запрещение употреблять в пищу кровь. Это - первая Ноева заповедь; впоследствии, при Моисее, она получила более подробное изложение и более обширную аргументацию физическую, моральную (обрядовую; Притч. 28:17) и прообразовательную (Лев. 17:11; ср. Евр. 10:4 и Ин. 1:17).

***

Бывает пища, приготовленная до половины готовности, в т.ч. печень (вроде как повышает гемоглобин, если не полностью приготовлена, правда, припоминается и тяжёлое отравление среди знакомых от таких полуготовых пищевых экспериментов), "кровяная" колбаса,  и т.д. Если порассуждать, то в таких случаях у человека получается употребление крови животных...Возможно, священник более точно ответит.

  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0

Оля, спасибо! 

Да, очень бы хотелось услышать ответ батюшки Лост Шипа. 

Share this post


Link to post
  • 0

Батюшка, благодарю за ответ! 

Вот теперь все стало понятно! 

Share this post


Link to post
  • 0

Подумалось, что, наверное, в рационе монашествующих отсутствует мясо и присутствует рыба именно по причине "кровяных" дел в том числе. 

Если погуглить, то можно запутаться, как и во многих вопросах теперь. 

От декабря прошлого года такая статья:

 

"Национальная кухня многих народов включает пищу, приготовленную из крови животных. Этот факт часто смущает верующих, так как в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов, а также в канонах Церкви содержится запрет на употребление крови в пищу.

Впервые это предписание упоминается в книге Бытия (9: 4), когда Господь, заключающий завет с Ноем, повелевает: «плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте», и затем неоднократно повторяется в книгах Ветхого Завета (Лев. 3: 17; Втор. 12: 16; Втор. 12: 23). «Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лицо Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришелец, живущий между вами, не должен есть крови. Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев. 17: 10–13).

В Новом Завете, в 15-й главе Деяний святых апостолов, этот ветхозаветный запрет подтвержден: «воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:29).

Почему из всего многообразия ветхозаветных запретов были выбраны именно эти? Вероятно, ответ состоит в том, что они максимально подчеркивали отличие ветхого Израиля от язычников (см.: Втор. 18:9).

Ветхозаветное религиозно-культовое значение крови в Новом Завете рассматривается как прообразовательное: кровь являлась прообразом крови Христа, пролитой Им на Кресте за спасение мира (см.: 10-я глава Послания к евреям).

Запрет на употреблении крови животных в пищу был подтвержден 63-м Апостольским правилом, 67-м правилом Трулльского собора, а также 58-й новеллой византийского императора Льва VI. Причиной подтверждения этого предписания несколькими правилами стало широкое употребление христианами крови животных в приготовлении еды.

Если задаться вопросом, можно ли применять лекарственные препараты, ингредиентами которых является кровь животных (например, гематоген), то необходимо понять, что Писание и каноны запрещают употребление крови в пищу, так как кровь носила сакральное значение и предназначалась для жертвенника, а также потому, что это служит чревоугодию.

Лекарственные средства, очевидно, не есть пища, и тем более – услаждающая чрево. Употребление каких бы то ни было препаратов (в том числе таких, как гематоген) также не является участием в религиозной практике. Исходя из этого, можно сделать вывод: в использовании этих лекарств нет ничего предосудительного."

Епископ Белгородский Сильвестр, викарий Киевской Митрополии,
ректор Киевской духовной академии и семинарии

***

"Потерялась" статья, в которой все цитаты из ВЗ и НЗ на тему непотребления крови разложены по полочкам и сделаны выводы, главный из которых: Господь заповедал, и именно по этой причине - уважения  к словам Господа, благоговейного к ним отношения - кровь не употребляется в пищу.

***

А здесь разнообразие...

 

Бoльшинcтвo coврeмeнных cвящeннocлужитeлeй, oтвeчaя нa вoпрoc o тoм, мoжнo ли упoтрeблять в пищу крoвь живoтных, увeрeннo зaявляют: «Нeт». Тaк, иeрeй Влaдимир Шлыкoв утвeрждaeт, чтo прaвocлaвным хриcтиaнaм нe cлeдуeт ecть дaжe крoвяную кoлбacу. В кaчecтвe дoкaзaтeльcтвa cвящeнник ccылaeтcя нa пeрeчиcлeнныe вышe выдeржки из Вeтхoзaвeтных иcтoчникoв.

 

Oднaкo прoтoиeрeй Вячecлaв (Рубcкий), нaпрoтив, гoвoрит, чтo пeчeнь, гeмaтoгeн и дaжe cвeжую крoвь прaвocлaвнoму чeлoвeку включaть в cвoй рaциoн мoжнo, тaк кaк «хриcтиaнcтвo иcкoни былo внe уcтaнoвлeний o жeртвoпринoшeниях и cвязaннoй c этим крoвью».

 

Иeрoмoнaх Eфрeм (Кaлинин) aбcoлютнo coглaceн c иeрeeм Влaдимирoм Шлыкoвым и нe coглaceн c Вячecлaвoм Рубcким и вceми тeми, ктo увeрeны в тoм, чтo прaвилa, coдeржaщиecя в Вeтхoм Зaвeтe, якoбы утрaтили cилу. Пoэтoму иeрoмoнaх упoминaeт тaкжe и тeкcт, принятый кaк рaз для уcтрaнeния пoдoбных тoлкoв eщe нa VI Вceлeнcкoм Coбoрe: зa упoтрeблeнии в пищу крoви живoтнoгo «клирик будeт низвeржeн, a мирянин - oтлучeн».

 

Душa – этo крoвь

 

Пoчeму жe мяco (пуcть и нe вce) вкушaть хриcтиaнину рaзрeшeнo, крoвь нeльзя никaкую? Oб этoм мoжнo прoчитaть в тoм жe Вeтхoм Зaвeтe. В книгe Лeвит cкaзaнo, чтo душa любoгo тeлa – этo eгo крoвь (Лeв. 17:13-14). Тo жe caмoe мoжнo узнaть и из Втoрoзaкoния: «…крoвь ecть душa…», и дaлee: «нe eшь души вмecтe c мяcoм» (Втoр. 12:23).

 

Имeннo блaгoдaря тaким утвeрждeниям нeкoтoрыe вeрующиe пoлaгaют, чтo крoвь нeльзя упoтрeблять в пищу пoтoму, чтo в нeй coдeржитcя душa. Прoтoиeрeй Дмитрий Cмирнoв гoвoрит, чтo этo, кoнeчнo, нe тaк. Cвящeннocлужитeль зaявляeт, чтo пoдoбнoe вeрoвaниe cущecтвoвaлo у дрeвних eврeeв, oт кoтoрых eгo унacлeдoвaли coврeмeнныe ceктaнты. «Душa жe – этo духoвнaя cубcтaнция» - зaключил Cмирнoв.

 

Прoтoиeрeй Aртeмий Влaдимирoв утвeрждaeт, чтo «пocтaнoвлeниe» o тoм, чтo крoвь ecть душa, «выдeрживaeтcя и пoнынe» для тoгo, чтoбы чeлoвeк нe зaбывaл o тoм, чтo жизнь нaпрямую зaвиcит oт циркуляции крoви в oргaнизмe и прoливaть ee нe cлeдуeт.
(Это от 30 марта этого года статья на просторах).

Наверное, проще разобраться с непищевым  постом, с ним без разногласий вроде. Хотя тоже варианты...

 

Вопрос к батюшке тоже имеется. Проясните, отче, пожалуйста,  по возможности, что изменилось в технологии изготовления просфор в Оптине? Подарил один иеродиакон служебную просфору. Сразу не порезала на кусочки, как и всегда ранее, в надежде, что когда высохнет, сама разломится на части, дальше в водичке размокает за секунды и в употребление. Но просфора сделалась камнем просто. Раздробить удалось ну очень принудительно, в воде не размокает от слова совсем. А с другой просфорой вообще "чудо" - с наружи чистенькая, беленькая, ни одного пятнышка, а внутри вся серая и пушистая - спрела или сгнила...Сразу припомнилась беседа покойного отца Наместника, как ему понравилась  больше всех одна из многих просфор, когда он в больнице лежал. Выяснил, откуда просфора, оказалась Оптинская. Так и было всегда, Оптинские - самые-самые. Так же ведь и дальше будет??? Это же случайно получилось???

 

 

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
Posted (edited)
В 26.08.2020 в 21:33, A Lost Sheep сказал:

Честно говоря, в монастыре никто этим вопросом не задается, что дали в трапезной, то и ешь ) Постараемся поразмыслить на эту тему.

Скрытый текст

 

Мнений на эту тему много, зачастую противоположных. Многие заповеди о еде относятся к Ветхому Завету, я для себя руководствуюсь вышеприведенной цитатой из Деяний, это именно Новый Завет. "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться  от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите".

 

При этом еще есть и такая цитата: "Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести". (1 Кор. 10, 25-28)

 

Современная еда часто производится непонятно как, и у нас современных людей нет ни информации об этом, ни выбора, так что я бы имел сильное снисхождение к людям по части выбора еды. Но все же, при возможности христианину желательно воздерживаться от употребления крови в пищу. Понятно, что все равно в любом мясе кровь содержится, полностью ее оттуда не извлечешь некогда. Поэтому полагаю, что из мяса и печенки нужно просто удалить кровь по возможности, а нельзя именно кровь отдельно употреблять в пищу или же намеренно добавлять ее в пищу. Касательно гематогена, думаю, что это не пища, а лекарство, я бы разрешил.

 

И очень важно еще, что при всем вышесказанном, всегда остается пространство для личного подвига. Монахи, например, мясо не едят вообще, так же и любой мирянин может взять благословение у своего духовника на какие-то ограничения в еде лично для себя по силам, но только не самовольно. 

 

 

Дело в том, что стал замечать в супермаркетах на этикетках товара странные символы и очень мелким шрифтом (без очков не прочтешь) примечания, что товар халяйные или кошерный, в частности на упаковке семечек подсолнуха имеется пометка халяйные. 

Гематоген продается в аптеках, насколько знаю, в нем не в чистом виде кровь в ее составе, а его компоненты. 

В Советские времена в аптеках по блату или из подполы, можно было купить "бычью кровь" и "медвежью кровь". По вкусу сладкая с небольшим привкусом спирта, думаю по содержанию спирта от 5% - 9% алк. Какой там состав не знаю, думаю все же там в составе кровь в большей степени чем в гематогене. Скорее всего в чистом виде долго сохранить кровь нереально, поэтому, думаю после обработки (в условиях аптечных фабрик) и эти "продукции" имели в своем составе не на 100% кровь. 

На сколько помню, очень сильно ценилась "медвежья кровь" ее достать по аптекам было почти не реально. Ее так просто не пили, как правило при ослабление иммунитета, особенно после тяжелых болезней таких как вирусные инфекции и пр. заболеваний связанных с иммунной системой, и как правило, эффект от приема "б.к. и м.к." был, восстанавливался иммунитет быстро и на долго. 

Но, тем не менее, в независимости сколько в "продукте" имеется крови 1% или 70% или более, так, или иначе, имеется в составе присутствие компонентов крови. С одной стороны употребление такой аптечной продукции помогает при ослабленном здоровье и поднятию иммунитета. С одной стороны это польза здоровью, а с другой, употребить в пищу кровь в независимости от количества содержания крови в продукции.  

Да и с продукцией продающееся в магазинах особенно если очки не взял не прочтешь халяйлина или кошерная не разберешь. Нас специально, в тихую, кормят всяким идоложертвенным, а за ГМО так и в обще, и говорить не приходится. Не думайте, если на этикетках пишут "без ГМО" что так это и есть, не обманывайтесь, у нас можно, пока, еще купить продукцию без ГМО выращенное на собственных грядках, и то, семена из которых мы выращиваем нет гарантий что эти самые семена не являются ГМО технологией. Кто знал в Советское время, что такое время наступит, а то, каждая хозяйка бы все что можно было сохранила как не прикосновенный запас, а потом, после урожая, собирала бы семена чистые без содержания ГМО, кто знал, что такое время так быстро наступит?.., как в народе говорят "знать бы, где упадешь, соломки подложил бы". 

 

Ниже, несколько рис. меток на этикетках товара по которым можно определить кем и от кого было произведено та или иная продукция. Правда, это не весь список их гораздо больше и в каждой стране они внешне отличаются (это на тот случай, кому это нужно) сам постоянно проверяю. Все больше стал замечать, что такого товара становится больше, почти на 80% он весь халяльный или кошерный. 

 

халяльный: (рис.1)

 

201609261202222988.png.fdcc6c618b6a18620c0fbd259e6dbf16.png

 

кошерные: (рис.2)

 

767b9711feee2fd7c7b486acfea0111c.png.3eb6ac8b65748081afaab6b1dd08178c.png

 

 

Edited by Георгий.
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
1 час назад, Olqa сказал:

Подумалось, что, наверное, в рационе монашествующих отсутствует мясо и присутствует рыба именно по причине "кровяных" дел в том числе. 

Сильно сомневаюсь, ни разу об этом в таком контексте не слышал. Везде говорят, что эта традиция относится к "житию постническому"

 

1 час назад, Olqa сказал:

Проясните, отче, пожалуйста,  по возможности, что изменилось в технологии изготовления просфор в Оптине?

Ничего про технологию эту не знаю, равно как и что в ней изменилось ) Тесто каждый раз ведь по разному получается, даже от погоды меняется в нем что-то, наверное с этим связано.

5 минут назад, Георгий. сказал:

Нас специально, в тихую, кормят всяким идоложертвенным, а за ГМО так и в обще, и говорить не приходится.

Об этом как раз и была вторая цитата из Писания, если не знаешь точно - ешь спокойно.

  • Like 1
  • Thanks 2

Share this post


Link to post
  • 0
5 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Об этом как раз и была вторая цитата из Писания, если не знаешь точно - ешь спокойно.

Ну, как бы понимал это, но лучше переспросить, лишним не будет уточнить.

 

 

 

Share this post


Link to post
  • 0
Posted (edited)

Вот, кстати, вопрос: кошерную и халяльную пищу можно ли есть православному христианину? Означает ли наличие знака кошерности/халяльности - то что она идоложертвенная?

 

Насколько я понял из интернета (но глубоко не копал), это в основном относится к составу пищи: в ней не должно быть крови, свинины и пр. - но может быть там ещё какие-то духовные действия при приготовлении производятся?

Edited by ВадимД

Share this post


Link to post
  • 0
3 часа назад, ВадимД сказал:

Вот, кстати, вопрос: кошерную и халяльную пищу можно ли есть православному христианину? Означает ли наличие знака кошерности/халяльности - то что она идоложертвенная?

Нет, не означает, просто выполнены требования к составу пищи. Если честно, я и в этом сомневаюсь, сейчас на упаковках пишут что угодно, лишь бы покупали, и ловили уже не раз на этом производителей. А так, все те же слова Писания о покупках на торжище.

 

Еще есть специальные кошерные и халяльные магазины, вот там уже может попасться что-нибудь, над чем были проведены религиозные обряды, в такие магазины православному человеку лучше не ходить.

  • Like 3
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0

У нас халяльные куры в обычном магазине, только в 3 раза дороже. 

Кто ж их купит, когда рядом нормальные по 100)))

Share this post


Link to post
  • 0

Понятно, спасибо!

 

Как-то летел Аэрофлотом, и там еду при желании можно (заранее) заказать разную - постную, вегетарианскую, халяльную и пр. Я ел обычную, а паре впереди меня принесли кошерную. И я не мог не отметить, что кошерный набор еды был упакован куда лучше и его комплектация была куда богаче, чем стандартный набор )

Share this post


Link to post
  • 0
4 минуты назад, ВадимД сказал:

И я не мог не отметить, что кошерный набор еды был упакован куда лучше и его комплектация была куда богаче, чем стандартный набор )

 

15 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

У нас халяльные куры в обычном магазине, только в 3 раза дороже. 

В стоимости айфона тоже процентов 30 цены,  плата за бренд. Можно сказать, что айфон, это тоже халяльный и кошерный телефон)))

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
Только что, *Владислав* сказал:

В стоимости айфона тоже процентов 30 цены,  плата за бренд

Думаю, процентов 95.

Share this post


Link to post
  • 0

Вывод: кошерное нам все равно не по-карману, да и ни к чему все это - бренды, тренды..)) 

Будем довольствоваться малым и за все Бога благодарить! 

 

  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0

А вот ещё вопрос есть.

Говорят на исповеди: ел пищи более, чем нужно для насыщения; ел без голода.

А что есть насыщение? Человек съест 2 ложки каши и, по сути, голод утолил и каждую следующую ложку может, сам себе там в мозге, расценить уже как излишнюю. Но, если на двух остановится, с чистой совестью, то через час голодный. А поесть, чтоб сытость на полдня была - тогда ощущение "много что-то жру за один присест".

А кофе между приемом пищи с конфеткой или фрукты для витаминизации это уже "ел без голода"? Вот такой круг вертится.... Человеку кажется, что ест много, исповедует это, а на самом деле он просто придумал, что НЕ много это 2 ложки, остальное чревоугодие. Как вот в этих моментах разобраться, не дойти до оценивания каждой тарелки на мало-много, и каждой чашки кофе "по голоду или для бодрости"?

Наверное, запутанно написала.

Share this post


Link to post
  • 0

Валь мне кажется не стОит ломать над этим голову. Каша в голове как раз получится. Да и вообще батюшка Амвросий говаривал так:

 

 Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0

Валь ну а чего?) тут кроме пряников такой воз сзади порой, что еле тянешь :yes40000:

Вон в подписи у меня из патерика читай, если алчен - ешь, если жаждешь - пей, только никого не злословь, в том и спасение  души твоей.

 

Вот бы чему научиться..

 

P.S я тож кофе раз пять в день варю...

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

Вот бы батюшка нам рассказал (для иллюстрации), чем кормят в братской трапезной! И вообще как питаются монахи, когда нет поста, допустим. 

В паломнической трапезной кормят очень вкусно. Простая постная еда. И хлеб! 

Кажется, его один можно кушать и сыт будешь!!!) 

4 минуты назад, sibiryak сказал:

Вот бы чему научиться

Не вкушать ближнего, это да! 

Я, когда голодная, сильно, бывает, раздражаюсь. 

Edited by ~ Весна ~

Share this post


Link to post
  • 0
1 минуту назад, р.Б Валентина сказал:

вот!!!! если алчешь!!! а если выпил кофе с конфетой не алча - чревоугодие???? Вот без шуток?

Чешу затылок, может быть и так. На Афоне тоже кофе часто варят, так там и службы ого-го.

Share this post


Link to post
  • 0
5 минут назад, sibiryak сказал:

Чешу затылок, может быть и так. На Афоне тоже кофе часто варят, так там и службы ого-го.

На Афоне службы, а где-то работа, транспорт и пр. У каждого свои трудности. У кого здоровье, у кого финансы и т. д. 

Я за то, чтобы кушать нормально. В зависимости от возможностей. 

До тошноты не объедаться. Но и голодом себя не морить, беречь здоровье. 

 

  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0
2 часа назад, ~ Весна ~ сказал:

Я за то, чтобы кушать нормально

А вот об этом как раз святой Порфирий Кавсокаливит и учит, питаться надо хорошо, правильно и старец Паисий говорил так, гулять больше на свежем воздухе, желательно по ровной местности. Есть натуральные продукты ( стараться ) в Ютубе есть слушал помню. В общем никакой аскетики и подвигов.

 

Я не имею в виду посты не соблюдать. Хотя из патериков тоже знаем были Аввы кто и чад своих мясо заставляли есть, чтобы не свалились. Уж не помню в каком патерике, но читал.

Но это конечно исключение и все надо с духовником обсуждать, мне так видится.

 

 В общем  Валь, если чрез меры и для удовольствия наверное и будет чревоугодие. А ежели для подкрепления себя в зависимости от обстоятельств, работа, или здоровье плохое, наверное только в пользу.

 

  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0

Да, Саша, согласна! 

И за все Бога благодарить со смирением! 

И вкусная еда нам дана для утешения нашей немощи. 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...