Перейти к публикации
  • 0

Вопрос

«Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15)

Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного?

 

"Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом".

Меня спросили как-то, согласна ли я с гипотезой, идущей от Уэллса и Стругацких, о будущем разделении человечества на люденов и человейник. Я бы не стала говорить об этом всерьез, но одно точно: наш человейник очень замусорен, его предстоит вычистить от мусора, грязи и агрессии. Иначе жить будет невозможно. Как невозможна будущая жизнь без способности радоваться, восхищаться, любить, интересоваться и хранить в душе красоту. Работать над собой. Это трудно. Ну что ж. У нас есть время.

(Президент Пушкинского музея  Ирина Антонова)

http://ruspioner.ru/cool/m/single/5702

 

"но veritas magis amicitiae (истина дороже дружбы.)… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-а-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно!

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям:"

(Письмо А.П.Чехова  Н. П. ЧЕХОВУ, Март 1886 г.)

https://www.anton-chehov.info/754-n-p-chexovu.html

 

"Душевное это область рассудка и эмоций, обращенность души к земле, семейным и общественным делам, науке, искусству и т.д. А духовное – обращение души к Богу и запредельному, невидимому миру; это порыв из времени в вечность. Без духовного душа мертва. Пробужденный дух возрождает, очищает и просвещает душу. Разумеется, изменить человека может только благодать Божия, и надо, чтобы главным делом нашей жизни было бы стяжание благодати."

 

Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.

Скрытый текст

О духовной энтропии

 

Рубрика: О духовной жизни

 

В физике существует закон, который назван «вторым законом термо­динамики». Он заключается в том, что структурная энергия обращается в хаотичную, похожую на отработанный шлак. Этот процесс распада энергии, превращение ее в неуправляемую деструктивную силу, которая грозит уничтожением миру, назван энтропией. Если взять акт творения, как исходную точку энергии, то здесь энергия бу­дет обладать наибольшим внутренним порядком и направленностью. Затем происходит постепенное угасание и разложение энергии, как будто еди­ный энергетический план разрушается, и энергия начинает уничтожать саму себя. Пример такой энтропии, на видимом нам историческом отрезке, представляет катастрофическое падение магнитного поля земли: в 1400 лет она уменьшается, приблизительно на половину. Другим видом энтро­пии служит радиация. Итак, в энергетическом плане, история представляется нам процессом от совершенства к разложению, от жизни к смерти, от порядка к хаосу. В этом смысле мир постепенно погружается во тьму и безумие.
Мы привели это, как образ, сравнение и пример, как аналогию с духовной сферой человечества. Нравственно и духовно мир деградирует, он становится неуправимым. Душевная энергия принимает угрожающие формы демонической энергии, культура становится каким-то нравственным самопожиранием, искусство - песней смерти. Единственно, что могло бы противостоять разложению и распаду мира - это религия и Церковь, как возможность контакта конечного с Бесконечным, временного - с вечным, оскуде­вающего - с полнотой вечных божественных энергий. Но и здесь мы видим потери, отчуждение и угасание.
Церковь - вечна, почему же мир чувствует оскудение благодати? В духовной жизни наступают сумерки, которые мо­гут превратиться в непроницаемый ночной мрак. Люди ищут помощи в Церкви, но немногие находят ее. Почему происходит так? Религия - это синергизм, это встреча, единение и сочетание двух волей - божественной и человеческой; вне этого человеческое сердце остается непроницаемым для благо­дати. Человечество потеряло что-то очень важное. Из-за чего в Церкви, обладающей одной и той же силой, внутренний союз человека с Богом разрывается, духовное переходит в душевное, человек начинает искать в Церкви не спасение, а утешение, при том, в душевном значении этого слова: отвлечение от земных проблем, силу переносить несчастье, чувство эстетического удовлетворения и т.д.? Но душевные чувства непостоянны, это не состояние, а настроение: человек не воспринимает религию, как новую жизнь, а Бога - как Душу своей души. Почему происходит это? Можно ли объяснить все невежеством или переходом на внешние ри­туалы? Нет, такую же внутреннюю неудовлетворенность и серость, такую же духовную мертвенность чувствуют люди, изучающие религиозную ли­тературу, и, даже сами богословы, при том, еще в большей степени. По нашему мнению, это расщепление религии, если можно выразиться, «шизо­френия религии», происходит от распада того, что должно составлять единые и неделимые кольца золотой цепи, а именно: правду и любовь, средства и цель. Они разделены: любовь мыслится отдельно от правды, а цель от средств. Любовь многогранна, заповедь о милосердии широка, и низшие формы милосердия зависят от внешних причин и обстоятельств. Здесь происходит апостасия - истина приносится в жертву любви, а любовь, отделенная от истины, уже существовать не может, она деградиру­ет, становится душевной любовью, социальной солидарностью, тем, что последнее время принято называть гуманизмом.
Высшая цель духовной любви - вечное спасение; вне истины она неосуществима. Цель гуманизма - удовлетворение эмпирических потребностей и способностей человека. Соединить это с высшей истиной не возможно. Нам кажется, что духовной энтропией человечества является ложь. Она не изобретение современности: демон наз­ван в Евангелии лжецом и отцом всякой лжи. Премудрый Соломон писал: «Много есть людей милостивых, а правдивого где найдешь». Но в последнее время ложь стала настолько глобальной, что люди перестали видеть и понимать, что такое ложь, - как рыба, плавая в воде, не понимает, что та­кое вода. Ложь стала стилем жизни. Ложь существовала раньше, но тогда люди знали, что это ложь, что ложь это грех, а теперь если кто-либо решился бы говорить всегда правду, или молчать, то его сочли бы больным, безумным, в лучшем случае, оригиналом, вроде хиппи, который из-за гордости бросает вызов общественному мнению.
Люди каются на исповеди в грехах, иногда очень под­робно, а некоторые интеллигенты так глубоко, что им позавидовал бы сам Фрейд со своим психоанализом. Но почти никто не кается в том, что ложь стала нормой жизни; почти никто не понимает, что говорить правду - это долг христианина; что без правды нет христианства, а только его душевный суррогат.
Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.
Труднее быть правдивым, чем милосердным: правда грозит разлучением с друзьями, упреками род­ных, потерей близких, изгнанием и даже смертью; милосердие требует намного меньше - отдачи части своего другим. Мы уже не говорим о том, что в наше время «артисты милосердия» ухитряются больше полу­чать, чем давать и помогать человечеству в собственном лице. Грех и обман существовали всегда. Мы говорим о том, что изменяется сама мораль, следовательно, и дух современных христиан. Более того, ложь считается, чуть ли не мудростью и богоугодным делом. Человек, примирившийся с ложью, не может чувствовать благодать Божию в своей душе, он только может ощущать душевное удовольствие за то, что сделал доброе дело, да еще его похвалили за это. Заповедь о тайной милостыне также стала непонятной: почему добро надо прятать? Не лучше пропагандиро­вать его через прессу и телевидение, чтобы на это добро смотрели многие и учились ему? Только они забыли, что это добро не увидит Бог.
Человек, употребляющий нечистые средства, как бы забывает о сущест­вовании Бога и о всемогуществе Божием, более того, ставя перед со­бой религиозную цель и употребляя греховные, лживые средства, он считает, что угождает Богу. Ложь и зло во славу Божию - это самое страшное кощунство. Разве может немощный человек защитить дело Бо­жие продажей своей совести, неужели Господь потерял Свою силу? Девиз: «Цель оправдывает средства» - логически приводит человека к безбожию. Нам кажется, что те ложные общественно-церковные движения, которых не знала история Церкви, как раз происходят оттого, что истину отделили от любви, а любовь - от истины. Истина - это берега реки, а любовь - поток, наполняющий русло. Если иссохнет поток, то никто не захочет подойти к пустому руслу, чтобы утолить жажду, а если будут размыты берега, то река превратится в топкое и грязное болото.
Крест Спасителя – это любовь и правда, соединенные Кровью Христа.

(архимандрит Рафаил Карелин)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
7 минут назад, Andrei† сказал:

Узнаю свою инквизиторскую манеру допроса! )))

Я не поняла вашу шутку. Видимо глупею...

 

Я спросила только одно - Вас не смущают эти фразы (цитаты).

Ответа от вас нет. Только ассоциации. 

 

По поводу целей.

Моя цель - Иисус Христос. 

Я понимаю, что в любую минуту могу предстать перед Богом. 

Постараться изо всех сил не грешить.  

Бороться со своими страстями.

Служить Богу и людям. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
34 минуты назад, Мано сказал:

из Псалтири 108 псалом убрать не могут

Убрать не в смысле уничтожить текст. Что написано- то написано. Скорее всего в наше новозаветное время читать его в составе одной из кафизм во время богослужений неуместно и тягостно для души христианина. Это мехи ветхие. 

Я и дома его читаю нехотя, только для назидания, что мы такое.. и какие уверенья требовались человеку до Христа. 

Надо было вежливо спросить у батюшки.  а после своего "что здесь здорового".. терпите наши рассуждения)

 

А про ложные цели было исчерпывающее об'яснение. И у батюшки, и у Андрея. 

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Припомнился такой эпизод. Моя начальница в ту пору, когда в свободный доступ хлынул поток духовной литературы, накупила разных книг и занялась их чтением. Однажды рассказывала нам, что легко и быстро освоила Иисусову Молитву, прям вот так, как написано. Садилась на низенький табурет, голову вниз и налево, четки и  повторяла, повторяла, повторяла... Совсем немного потрудилась - и - о, чудо!  У нее начались видения, откровения, осознания, прозрения. Ее уносило и приносило. При этом весь ее духовный опыт состоял в том, что в детстве, т.е. 50 с лишним лет назад, она читала маме Священное Писание. И во взрослом состоянии осваивала различные практики различных магий. 

Вот примерно так можно получить вред и от духовной литературы, даже будучи воцерковленным. 

****

А сколько ропота, возмущения, осуждения могут вызвать некоторые события, описанные в Ветхом Завете...Поди, прими спокойно,  рассуждают разные люди, что ради устрашения фараона, убито столько младенцев, например. А что это за многоженство, кровосмешение и прочее?!..

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
11 минут назад, Мано сказал:

Я спросила только одно - Вас не смущают эти фразы (цитаты).

Ответа от вас нет. Только ассоциации. 

Ответы могут быть неодносложными. Как, например, на шуточный вопрос из "Малыш и Карлсон": "Вы перестали пить коньяк по утрам? Да или нет?" =) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 минут назад, Andrei† сказал:

Ответы могут быть неодносложными. Как, например, на шуточный вопрос из "Малыш и Карлсон": "Вы перестали пить коньяк по утрам? Да или нет?" =) 

Андрей

Это ТОЧНЫЕ ЦИТАТЫ из нашего сегодняшнего разговора.

Но почему то вы не даете легкий и простой ответ - нет, лично меня эти цитаты не смущают.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Вот два толкования на 108 псалом.

Стих 1-ый

 

ЛопухинА.П.

В еврейский, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду и нет ни в содержании псалма, ни построении его и языке оснований, по которым бы могло оспариваться происхождение от указанного в надписании лица.

Давид в псалме указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость (ст. 3-4); особенно же выделяет из среды их одного, который занимает видное положение надзирателя («епископа» - 8 ст. в греческой Библии и Вульгате) и на которого он молит от Бога суда. Под указанным лицом можно разуметь Доика, идумеянина, надзирателя над стадами Саула, лицо, к нему близкое, прославившееся доносами на Давида и убившего священников в Номве, где скрывался Давид (см. 1 Цар XXII), т. е. псалом написан во время гонения от Саула. Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении.

Боже, хвалы моея не премолчи:

Боже! Услышь мою молитву о помощи, так как отовсюду меня окружают враги коварные, неблагодарные и беспричинно восставшие

«Боже, хвалы моея не премолчи» (слав.) - Господи, предмет моего воспевания! Не откажи мне сейчас в помощи ввиду незаслуженных, многочисленных и злостных преследований.

 

(Смотрите, как изменяется смысл по блаженному Феодориту...)

 

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 1-4 «В конец, псалом Давиду». Псалом сей предвозвещает спасительное страдание, неистовство Иудеев и предательство Иуды. К сему же разумению приводит нас и великий Петр, когда, говоря народу, объявляет предательство Иуды, и отсюда заимствует указание пророчества. И никто, слыша, что Господь дает закон благословлять гонителей, да не почитает пророчества сего противоречущим Законоположнику, потому что пророческое слово не клятву здесь изрекает, но предсказывает Иудеям и Иуде будущия их наказания. Представлено же предвещание сие в виде молитвы, как большею частию везде обычно сие божественному Писанию.

 

«Боже хвалы моея не премолчи»: «Яко уста грешнича и уста льстиваго на Мя отверзошася». Владыка Христос говорит сие по человечеству; потому что молится, как человек, исполняя меры естества человеческаго; а как Бог, приемлет Он молитвы искренно молящихся. Хвалебным же песнопением называет страдание. Ибо и в божественном евангелии нарицает оное славою, и говорит: «прииде час, да прославится Сын человеческий» (Ин.12:23). А «устами грешника» и «устами льстиваго» наименовал Иуду; потому что тайно договаривался он с Иудеями о предательстве.

 

«Глаголаша на Мя языком льстивым:» «И словесы ненавистными обыдоша Мя». От Иуды обращает слово на все сомнище Иудеев; потому что они, поработившись зависти, умыслили несправедливую смерть.

 

«И брашася со Мною туне». «Вместо еже любити Мя оболгаху Мя». Ибо не только не испытали от Меня какого-либо зла, но еще пользовались тысячами благ; и будучи обязаны любить Меня за блага сии, поступили неприязненно.

 

«Аз же моляхся». Свидетелем сего история священных евангелий; потому что Пригвожденный к крестному древу взывал: «Отче отпусти им: не ведят бо чтó творят» (Лк.23:34).

***

Евфимий Зигабен на 13 стих

Да будут чада (потомки) его в погубление; в роде едином да потребится имя его.

Дети, говорит, наветовавшаго на священство, будут истреблены не просто, но бездетными, не оставив по себе преемников рода своего. Ибо далее говорит, что будет истреблена и память его, заключавшаяся в пределах одного рода, т. е. в роде только детей их, так что не будет у него внуков.

 

Сие, по Феодориту, сбылось на иудеях, имя которых изгладилось в одном роде; поскольку, по истечении 40 лет по вознесении Христовом, они подверглись всеобщему погублению, и они не имеют и царей, так ,что не осталось и имени фарисеев и прочих.

*****

Эх, деды мои и прадеды! Что  после революции вы делали? Как со священством обходились? Родители мои... И что сейчас можно услышать в адрес священства...

"так что не будет у него внуков"...

26 минут назад, Andrei† сказал:

Да или нет?

Сейчас по другому спрашивают: да или ответите позже?))). Например, про онлайн-обучение так спрашивали родителей. Или когда всякие подписки навязывают ))

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 минуты назад, Мано сказал:

вы не даете легкий и простой ответ - нет

А что это поменяет для вас? Смущаться в одиночестве или смущаться в компании - это разные состояния?

Меня слова батюшки не смутили. И что?

Владислав свое непонимание выразил в более-менее приемлимой форме и получил подробное пояснение.  Нормально.

"Кто до чего достиг, тот так и поступай."

Нравятся проповеди о грехах - они есть у вас, никто не отнимает. Нравится 108 псалом - грейтесь. Он в открытом доступе. Никто не отнимает. И не запрещает.

Кажется, что батюшка заблуждается?помолитесь келейно, а не на виду у всех, о его здравии. И о своем заодно) Предоставьте священникам об'ясниться друг с другом. 

А так, Роза хороший совет выше дала.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
23 минуты назад, Мано сказал:

Но почему то вы не даете легкий и простой ответ

Значит, по моим грехам Господь не дал мне объяснить вам - - вот и слава Ему! Нечего мне высокоумничать. Простите меня, Инна! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
11 минут назад, Andrei† сказал:

Значит, по моим грехам Господь не дал мне объяснить вам - - вот и слава Ему! Нечего мне высокоумничать. Простите меня, Инна! 

И я прошу прощения за то, что не промолчала. За то, что сказала, что именно меня смущает. 

Для себя сделала вывод - если смущают речи священника, ничего не пытаться выяснять

Не осуждая сразу же отойти. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
34 минуты назад, Olqa сказал:

пророческое слово не клятву здесь изрекает, но предсказывает Иудеям и Иуде будущия их наказания

Ольга, есть такой момент: праведный страдает от грешного. Это время от времени повторяется в истории. Страдания Давида,  когда-то потерпевшего безвинно, явились прообразом других безвинных страданий. Злодеев настигнет воздаяние. Грех отцов ляжет бременем и на детей. Это закон. Одно дело сказать: за то, что вы сотворили, вас и детей ваших постигнет то-то и то-то. Другое дело сказать: да постигнет! ( да не будет милующих сирот ваших). Господь же, принимая вольно безвинные страдания, говорит не о Нем плакать, а о детях своих. Зная, в какой беде, пусть и заслуженно, находятся грешники. 

Это трудно не заметить. Как разницу между Ветхим и Новым. Простите, если я что не то говорю 

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Православному христианину умение отличать духовное от душевного необходимо. Душевное — это органически нам принадлежащее, но душа после грехопадения поражена недугом, и ее силы и чувства приобрели болезненный характер страстности; поэтому дух должен властвовать над душой, оживлять ее своими импульсами, укрощать страсти, возрождать то доброе в ней, что осталось не поврежденным грехом. Поэтому слово «душевный» не имеет однозначного, отрицательного характера, это силы и способности, данные человеку для жизни на земле. Душа, находясь в состоянии недуга, как бы колеблется между жизнью и смертью. Но, не подчиняя себя духу, она отказывается от возможности возрождения и того, что мы называем вечной жизнью.

 

PS Для идеосинкразивщиков на длинные авторские (не форумчан) тексты короткий парафраз.)) В тексте говорится про духовное и душевное, про то, как разделить понятия — духовной и душевной любви. Душевная любовь - это опора на свои чувства, духовная любовь - это дар Божий.

 

Скрытый текст

Духовное и душевное

 

Одна из ошибок в духовной жизни, которую мы постоянно наблюдаем, это незнание различий между душевной и духовной деятельностью человека или неумение различать эти две самостоятельные области его деятельности. Образом существования всех ересей и церковных расколов является, по сути, погружение в душевную жизнь и при этом — имитация духовных состояний.

Каждое лжеучение есть бунт души (вернее, душевных страстей, и прежде всего гордости и похоти) против духа, души, которая, призывая себе в союзники фантазию и соединяясь с демоническими силами, создает как бы сказочный замок посредством своей изобретательной эвристики [1] и эмоций. В этом замке, созданном его собственным воображением, человек живет до самой смерти.

Сама по себе душевная жизнь является вполне законной стороной земного бытия человека. Даже больше того: без нее человек не мог бы существовать. Но здесь необходимо соблюдение строгой иерархии: если тело — служанка души, то душа должна быть служанкой духа. Если эта субординация нарушена, то дух замыкается в себе, он как бы добровольно отрекается от принадлежащего ему по праву и уступает свое место захватившему его. Раб, неожиданно получивший власть, не может жить по прежним законам. Поэтому начинается переоценка прежних ценностей. Как во время революции уничтожаются аристократическое сословие, интеллектуальные силы страны, и место их заступают популисты и лжецы, так после победы души над духом человек теряет такие способности духа, как созерцание, прозрение, внутренний логос сердца [2], духовные интуиции и способность различать темные и светлые силы, действующие как в космосе, так и в его собственной душе. Ум смыкает свое око, обращенное к вечности, и душа остается слепой. Здесь начинается новый процесс: веросочинительство и вероизобретательство.

Религия — это союз Бесконечного с конечным, Вечного — с созданным во времени, Творца — с Его творением, Бога — с человеком. Ереси хотят извратить порядок: превратить ее в союз человека — с Богом, то есть не принять условия, данные в Откровении, а поставить Богу свои условия. Поэтому лжеучение есть отказ от Божественного Откровения и замена его неким плодом изобретательности страстного ума. Всякое лжеучение — подмена Божественного Откровения позднейшими подделками, и как Откровение сохраняется Священным Преданием, так подмена традиций — реформаторством.

Религия — это союз. Но союз динамичный, предполагающий сближение и единение. Единение возможно только через уподобление, поэтому религия является путем уподобления человеческой души Божеству и борьбой с тем, что ведет душу к инобытию, к потере образа Божия, что на славянском языке верно называется безобразием.

После завоевания душой области духа ответственность за «духовную жизнь» берут на себя две худшие страсти: гордость и похоть. Гордость никак не может уподобить человека Божеству, но с успехом уподобляет его демону. Похоть не может любить Бога и потому имитирует религиозное чувство — страстными порывами, вдохновением. В некоторых сектах эта тонкая космофилия [3] оканчивается ниспадением в эротику.

Православному христианину умение отличать духовное от душевного необходимо. Душевное — это органически нам принадлежащее, но душа после грехопадения поражена недугом, и ее силы и чувства приобрели болезненный характер страстности; поэтому дух должен властвовать над душой, оживлять ее своими импульсами, укрощать страсти, возрождать то доброе в ней, что осталось не поврежденным грехом. Поэтому слово «душевный» не имеет однозначного, отрицательного характера, это силы и способности, данные человеку для жизни на земле. Душа, находясь в состоянии недуга, как бы колеблется между жизнью и смертью. Но, не подчиняя себя духу, она отказывается от возможности возрождения и того, что мы называем вечной жизнью.

Сама вера есть процесс исцеления. Поле души на земле — это человеческое общение, семья, общность интересов и эмоциональных привязанностей. Это поле взаимной поддержки и взаимозависимости, поле неровное и колеблющееся, поле, на котором могут проявляться как благородные чувства, так и низменные страсти души, поле высокого напряжения, которое иногда захватывает, как бы поглощает человека, вследствие чего отступает и перестает действовать его дух, замыкаясь сам в себе.

Поле духа — это вечность. Это как бы выход из земного притяжения. Это обращенность ума к Божеству, это пробуждение логоса сердца через молитву.

Особенно часто смешиваются понятия — духовной и душевной любви. Духовная любовь видит в человеке вечное — образ и подобие Божие, чем более всего и дорожит в нем. Самая большая радость заключается для нее в том, чтобы любимый ею принадлежал Богу. Она не ищет своего [4], потому что ее достояние — Бог, а в Боге она имеет все. Она не может никого потерять, ибо она и не требует взаимности. За любовь к человеку душе отвечает Своей любовью Бог, или скажем по-другому: она мистически любит Христа через благодать, живущую в человеке, как в Его образе, а не эмпирического, страстного, изменяющегося человека, которого псалмопевец назвал ложью [5]. Видя величие человека как образа Божия, а не болезненный комочек нервов и плоти, она до самого конца надеется на его спасение, памятуя о временности и текучести этой жизни, где все поглощается смертью. Она не гневается и не раздражается; будучи чистой и простой, она верит тому, кого любит, хотя бы эта вера и была обманута тысячу раз [6]. Если ей больно, то не за себя, а за другого. Эта любовь — дар Духа Святаго, и в то же время она естественна для человеческого духа, ибо человек рожден для нее. В духовной любви больше мудрости, чем во всех книгах, написанных философами. В ней больше красоты, чем во всех произведениях искусства, спрятанных за дверями музеев. Эта любовь есть истинная жизнь человека.

Душевная любовь — это зависимость от того, кого любишь, в ней нет свободы. Это любовь к плоти, а так как плоть тленна, подлежит тлению и все в ней тлен, то душевная любовь заменяет реальность фантазией, она видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В ней — беспрерывное волнение и тревога: волнение — как бы приобрести, тревога — как бы не потерять; разочарование, когда человек очнется от собственных грез.

Душевная любовь не имеет опоры в самом человеке, это фейерверк чувств, который, засверкав внезапно, так же внезапно может погаснуть. Как часто душевная любовь сменяется равнодушием и отчужденностью, как часто переходит в ненависть! Душевная любовь не исчерпывается плотским влечением: есть, например, дружеская любовь. Но как непрочна эта любовь! Как часто она не выносит и малейшего испытания и разбивается, точно хрустальный бокал от легкого удара. Как часто преуспевший друг встречает своего прежнего товарища и смотрит на него совершенно иными глазами, словно деньги или власть сделали его сердце каменным, и товарищ чувствует, что между ними возникла дистанция, которую не измеришь и тысячей верст. Практически вся поэзия — плач о неразделенной или потерянной любви. В основе почти всех театральных пьес — история разбитой любви, приводящей к страданию, отчаянию или мести.

Христианин должен возвыситься над душевной любовью. Он не должен находиться, как узник, в ее власти. Только борьба со страстями может открыть путь к духовной любви, только духовная любовь если не освятит, то просветлит душевную любовь.

Дух ищет лишь Бога. Поэтому на земле он довольствуется немногим. Духовная любовь дает человеку счастье как внутреннее состояние. Он может быть счастлив малым. Душа, «отключенная» от духа, находится в постоянном искании, она ищет многого, но не удовлетворяется ничем. Поэтому ее колеблют, как волны поверхность моря, два чувства: страх и гнев. Когда человек боится или ненавидит кого-либо, то это верный признак того, что в нем оскудела духовная жизнь и он погряз в топком болоте душевности.

Особенно большие искушения для духовной жизни заключают в себе власть и богатство. Человек, надеясь на них, перестает уповать на Бога и вместе с упованием теряет веру и любовь. И открывается прямой путь к порабощению человека его же собственными страстями. Страсть ненасытна: будучи удовлетворена, она восстает затем с новой силой. Поэтому чаще всего богатство и власть губят тех, кто добился их. Поэтому трудно найти любовь среди богатых и обладающих властью. Чем выше человек поднимается в гору, тем ему труднее дышать. Но здесь главное препятствие к любви не власть и богатство сами по себе, а привязанность к ним, надежда на них, их воплощение в то чудовище, которым поглощается человеческое сердце.

Господь сказал: мир Мой даю вам [7]. Этот мир — благодать Духа Святаго. Воспринять ее может только человеческий дух, чтобы затем осенить миром душу, в которой — постоянное беспокойство, смена эмоций, противостояние мыслей. Самая суть аскетики заключается в умении подчинить душу духу, а дух — благодати. Христианину необходимо уметь разграничивать область душевного и область духовного, чтобы воздавать кесарево кесарю, а Божие Богу [8]: миру — ту дань, которую он должен платить ему посредством жизни своей души, Богу — то, что он должен Ему отдать через устремление духа к вечности и Вечному, через то единственное, чем может человек оправдать свое имя и призвание.

Все религиозные заблуждения — это подмена реальности, воспринимаемой духом, который не мечтает, не анализирует, а видит, душевными чувствами, силой воображения или грезами логизирующего ума и рациональной моралистикой.

Почти все душевные чувства имеют свои духовные аналоги, которые теперь, когда после грехопадения чувства подверглись деградации, прослеживаются с трудом. Противоположностью любви является ненависть. У этого темного чувства, которое делает человека потенциальным убийцей, «репетирующим» убийство врагов в своих мыслях, чувства, которое мы так часто испытываем, есть свой духовный аналог. Это — концентрация, сосредоточение духа в молитве, когда он не принимает посторонних помыслов и впечатлений, ненавидит их бесстрастной ненавистью. Это — сила, с которой дух отражает приражение к душе демонических сил. Ненависть есть способность духа ненавидеть то, что чуждо ему по природе, что препятствует его единственной цели — богообщению. Духовная ненависть — это постоянное анафематствование демона и греха. Чем сильнее духовная любовь, тем сильнее человек ненавидит все, что может погасить или уменьшить ее. Чем более дух стремится к Богу, тем более ненавидит человек все, что служит препятствием на пути к Нему. Духовная ненависть проявляется как аскетическое делание — бдение и трезвение ума над сердцем, которое отбрасывает и отражает, как врага, все, что проникает в световое поле молитвы.

Господь говорит не только о любви, но и о ненависти к близким [9]. Это бесстрастная, мы бы сказали, святая ненависть, которая не дает духу порабощаться земной, плотской привязанностью, поставляет человека выше душевной любви. В этой ненависти — постоянный подвиг аскетов, отрекшихся от мира ради Единого Бога. Святая ненависть не разрушает семейной и дружеской любви, но ставит ее под контроль духа, дает ей свое место в иерархии ценностей, освобождает человека от рабства привязанностям, от безвольного подчинения эмоциям и страстям. Духовный человек более, нежели душевный, внимателен к своим друзьям, более ответствен в своей работе, более остро чувствует долг перед своей семьей и в то же время свободен от насилия этих внутренних уз, которые так часто обезволивают человека и заставляют его совершать грехи и преступления ради тех, кого он любит слепой, душевной любовью.

Человек имеет цель за пределами этого мира, идеал, который всегда находится впереди него, как бы приоткрывается ему из вечности. Поэтому он видит мир не как единственную и самодовлеющую ценность, а как картину, изображенную на фоне вечности, и саму земную жизнь — как путь к вечности.

Святые Отцы считали неведение и незнание ложным направлением душевной деятельности, рождающимся от нежелания знать то, что противоречит человеческим страстям, и прежде всего гордости и похоти. Это — бегство в неведение и забвение, словно в какую-то темную нору, где копошатся, как змеи, наши страсти. Нередко человек бежит от знания к ненужному для него многознанию, чтобы не оставить ни места, ни времени для познания главного. Когда с таким человеком говорят о Боге, об ответственности за свои поступки, он, опираясь на мнимое многознание, стремится защититься от этого знания и порой становится похожим на ежа, который от прикосновения сворачивается и превращается в клубок игл.

Но, как ни странно на первый взгляд, это незнание также имеет духовный аналог. Дух — око души, устремленное к Богу. Для духа высшее знание и мудрость — это созерцание. Оно состоит из внимания (устремления духа к Божеству), пребывания (удержания духа в этом состоянии, то есть в молитвенной сосредоточенности) и восприятия невидимого света Божества, которое также можно назвать приближением к Богу и преображением человека. Созерцание связано с волевым желанием не знать того, что ниже богопознания, ограничением душевного многознания и сведением его лишь к необходимому. Здесь духовное знание противостоит душевному любопытству.

Подвиг исихастов основан на этом волевом неприятии и сведении внешних впечатлений к минимуму, чтобы освободить силы духа для боговедения. Один из философов-мистиков назвал свою книгу: «Мудрость незнания».

Святые Отцы учат, что основа всех грехов — себялюбие. Но и здесь мы можем найти духовный аналог. Обычно себялюбие отождествляет человека с его телом и стремится к удовлетворению его страстей и инстинктов. Оно проявляется в вожделении богатства и власти, в стремлении к комфорту, иногда в чрезмерной, ненормальной заботе о своем здоровье, напоминающей заботу фараонов о мумифицировании своих тел в надежде обеспечить себе земное бессмертие, и в подобном тому.

Однако есть правильное себялюбие: это отождествление человека прежде всего не с телом, а с духом и попечение о состоянии духа, этой искры вечности. Дух находит себя и раскрывает свои силы в богообщении, поэтому правильная любовь к себе не противоречит любви к Богу, а обретает себя в ней. Обычно себялюбие держит человека в состоянии непрекращающегося конфликта с окружающими его людьми. Этот конфликт может принимать разные формы: от открытых ссор до скрытых противоречий, когда тлеющий костер наполняет атмосферу дымом. Себялюбие, основанное на страстях, обуславливает столкновение со страстями и притязаниями других людей, порождает ложь, насилие и превращает жизнь людей в борьбу друг с другом. Духовная любовь свободна от разделения на свое и чужое; где она, там нет ни захвата чужого, ни потери своего. Достояние этой любви — Бог, Который един и неразделим. Тот, кто приобрел благодать, одним только своим существованием помогает другим, одним уже своим присутствием вносит небесный мир в царящее на земле смятение. Поэтому любящий себя, свою душу часто становится соперником и противником для других, а любящий свой дух, ставший проводником, как бы лучом Божественного света, — их благодетелем. Духу принадлежит то, что вечно, душе — то, что временно.

(Архимандрит Рафаил Карелин)

____________

[1]. Эвристика — (от греч. εὑρίσκω — отыскиваю, открываю) — специальные методы, используемые в процессе открытия нового, так называемые эвристические методы. — Ред.

[2]. Здесь под внутренним (сокровенным) логосом отец Рафаил имеет в виду способность к непосредственному, интуитивному познанию, общую для всех людей. — Ред.

[3]. В данном случае, скорее всего, подразумевается миролюбие, то есть любовь к миру и мирскому. — Ред.

[4]. См.: 1 Кор. 13, 8. — Ред.

[5]. См.: Пс. 115, 2. — Ред.

[6]. См.: 1 Кор. 13, 5, 7. — Ред.

[7]. Ин. 14, 27. — Ред.

[8]. Мф. 22, 21. — Ред.

[9]. См.: Лк. 14, 26. — Ред.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
В 16.02.2021 в 21:36, Andrei† сказал:

Я со своей стороны постараюсь аналогично, но на цифрах, используя свой пример про "фазу" и "ноль" как "1" и "0".

 

1. Итак, стратегическая цель — всецелое единство с Богом (первая наибольшая заповедь), где зло предано забвению. Обозначим её цифрой "1". Цифрой "0" обозначим полное подобие бесам.

 

2. Тактические цели условно будут переходом состояния человека от "0" до "1" — десятичными дробями.

 

3. Таким образом, для человека в состоянии "0,3" тактическая цель перехода в "0,4" будет истинной, а вот "0,2" — ложной. Также из состояния "0,3" истинная стратегическая цель "1" является недостижимой: надо ещё пройти "0,4"-"0,5"-"0,6"… , следовательно для этого конкретного состояния — ложной.

 

 

Андрей

В вашей схеме, где стратегическая цель - всецелое единство с Богом.

А тактические цели - условно переход состояния человека от 0 до 1.

И в состоянии "0,3" тактическая цель перехода в "0,4" будет истинной, а вот "0,2" — ложной.

 

Если вы выполняете свою работу, служите с Божией помощью людям - делаете что-то полезное для людей, не обязательно говорить где именно - на производстве, в офисе, или где то еще, служите людям своими талантами - это подцель. 

Какие то этапы этой работы будут (в вашем понимании) ложной подцелью?

Изменено пользователем Мано

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Влад мы должны..

Только вот умение различить тонкие нити подчас работа всей жизни и только с благодатью это возможно.

Без руководства будет сложно.

Как ни крути .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
36 минут назад, Мано сказал:

Если вы выполняете свою работу, служите людям - не обязательно говорить где именно - на производстве, в офисе, или где то еще, служите людям своими талантами - это подцель. 

Какие то этапы этой работы будут (в вашем понимании) ложной подцелью?

Которые неактуальны сейчас. Скажем, у меня несколько задач: одну нужно выполнить до конца этой недели, вторая только поступила, а третья уже сделана в одном варианте, и второй её вариант в ближайшем будущем не требуется.

 

Таким образом, ложной подцелью сейчас будет работа над вторым вариантом 3-й задачи, когда у меня срочность по 1-й, и необходима оценка трудозатрат по 2-й.

Изменено пользователем Andrei†
исправил опечатки

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 часа назад, Andrei† сказал:

Которые неактуальны сейчас. Скажем, у меня несколько задач: одну нужно выполнить до конца этой недели, вторая только поступила, а третья уже сделана в одном варианте, и второй её вариант в ближайшем будущем не требуется.

Ложные задачи = неактуальные (на данный момент) задачи?

Изменено пользователем Мано

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 часа назад, Andrei† сказал:

Таким образом, ложной подцелью сейчас будет работа над вторым вариантом 3-й задачи, когда у меня срочность по 1-й, и необходима оценка трудозатрат по 2-й.

Это называется выбор приоритета. 

 

Изменено пользователем Мано

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
6 часов назад, Andrei† сказал:

Которые неактуальны сейчас.

Ложная цель = неправильная цель

Неактуальная цель  =  неактуальная в текущем моменте цель

 

Ложным называют что-либо, содержащее ложь, обман, намеренно искажающее действительность.(Толковый словарь)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
37 минут назад, Мано сказал:

Ложная цель = неправильная цель

Неактуальная цель  =  неактуальная в текущем моменте цель

 

Ложным называют что-либо, содержащее ложь, обман, намеренно искажающее действительность.(Толковый словарь)

Инна, мы с вами устраивали уже множество "битв со словами". Начинать ещё одну я считаю лишним.

 

Простите, что использовал пояснения и примеры, которые вам не пригодились!

 

Главное, всем быть вместе с Господом нашим Иисусом Христом.

 

:thank_yp:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 минуты назад, Andrei† сказал:

Инна, мы с вами устраивали уже множество "битв со словами". 

 

4 минуты назад, Andrei† сказал:

Простите, что использовал пояснения и примеры, которые вам не пригодились!

Мне не за что вас прощать.

Я пыталась понять вашу конструкцию, разобраться. 

 

 

5 минут назад, Andrei† сказал:

Главное, всем быть вместе с Господом нашим Иисусом Христом.

Да, это главное. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

В Оптиной Пустыни курсы и тренинги для раскрытия "сестры таланта" случаем не проводят?))

Постоянно удивляюсь и восхищаюсь умением оптинских отцов кратко, просто, метафорично объяснить сложные, спорные и неоднозначные вопросы.

Причем очень четко какой-то водораздел, черта внутри проходит после ответа. Как-то даже физически начинаешь ощущать, вот ты не понимал вопроса, а теперь понимаешь, и не просто а как-то выпукло, в полную (в свою, конечно, на данный момент) меру.

Наверное, и поэтому сердце не хочет (не может) "отлипнуть" от Оптиной.)

 

Давно не могу читать совсем даже "легкую" православную литературу. Единственную подобную книгу до конца прочитал только "Несвятые святые".

Но не мог другим (да и для себя) объяснить почему не нужно увлекаться рассказиками и книжками на православную тему. Зато вчера отец Даниил очень просто объяснил.)

Представьте себе молоко. Им можно насытится. А если  молоко сильно разбавить водой, оно на вид останется таким же белым, как молоко, с таким же вкусом, как молоко. Но насытиться вы им не сможете. Чувство голода не пройдет, будет постоянно хотеть есть, и вы будете пить, пить, пить не насыщаясь...

Это отец Даниил объяснил разницу между книгами святых отцов и православной беллетристикой. Впрочем, лучше его самого послушать.)

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
6 hours ago, *Владислав* said:

 

Давно не могу читать совсем даже "легкую" православную литературу. Единственную подобную книгу до конца прочитал только "Несвятые святые".

Но не мог другим (да и для себя) объяснить почему не нужно увлекаться рассказиками и книжками на православную тему. Зато вчера отец Даниил очень просто объяснил.)

 

Да, он сказал, что все зависит от жизни (дел) человека. Если человек перерос книгу, ее читать уже не интересно. Вне зависимости от того, была она прочитана ранее, или нет.

 

Радуюсь, что вам эти книги не интересны. Но это вовсе не означает, что они не нужны. :) Нужны, но уже не вам.

 

Я несколько лет назад уже говорил на этом форуме, что Несвятых святых вытянули монахи Псково-Печерского монастыря. И, так как для большинства этот уровень очень высокий, то ее еще читать и читать...

 

За эти годы мое мнение не изменилось. Гениальность этой книги в том, что она с этого (Псково-Печерского монастыря) начинается. Если бы эти рассказы были в середине или конце, книга могла бы и провалиться...

 

Об этом тоже в беседе есть. Что если ты был не развит духовно, и начал читать классику, то она тебе помогла приподняться.

 

Это же делают и монахи Псково-Печерского - приподнимают. А на этом фоне,  и все остальное, хотя оно уже не всех поднимает, но воспринимается благожелательно.

 

Всему свое место и время.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
7 часов назад, Иерей Алексей сказал:

Радуюсь, что вам эти книги не интересны. Но это вовсе не означает, что они не нужны. :) Нужны, но уже не вам.

Моя печаль) немного о другом и, как я понял у отца Даниила тоже. В том, что люди застревают в такой литературе. Но будучи "духовной жаждою томим<ы>" не переходят на другой уровень, а продолжают потреблять душевное. Я и в церковной лавке и так, наблюдаю... люди активно покупают эти книжицы, меняются, говорят о них, ссылки кидают, копипастят...  Прямо, как с сериалами, ждут "с томленьем" нового сезона, новой серии... и так годами. Все тот же, как мне кажется, принцип потребления (сериалов, колбасы, книг...)  в действии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
9 часов назад, Иерей Алексей сказал:

Да, он сказал, что все зависит от жизни (дел) человека

Когда "Несвятые святые" издали, было впечатление, что вся Оптина ее читает. Это было событие! Сугубо применительно про Оптину, потому что рядом с ней круг общения и часть жизни. Отец Даниил ранее, по моему восприятию, немного по-другому говорил о чтении. Видимо, перемены в жизни и ответственность другого послушания накладывает свой "след" )).

Кстати, по следам беседы  поискала перевод "на намерения полетят" из паремий. Паремии в Праздники Божией Матери - самые часто читаемые. Скорее всего уже наизусть выучены даже мирянами. "Изыде Иаков...".

"Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих."

 

Вопрос отца Даниила из 3-тьей Паремии, глава 5, стих 21

 

21. Пойдут праволучныя стрелы (понесутся меткия стрелы) молниины и яко (как) от благокругла (из туго натянутаго) лука, из облаков на намерение (в цель) полетят

 

Что молнии или гроза служат иногда в руках Господа карательными средствами, это видно из свидетельства Писания об истреблении молнией, по особому попущению Божию, мелкого скота Иова (Иов. I, 15), об опустошении чрез молнию полей Египетских (Исход. IX, 26). Это опустошение произошло не случайно, а по повелению Божию чрез Моисея, и притом коснулось только Египетских полей, а не соседних Еврейских: поистине молнии явились стрелами Божиими, верно попавшими в намеченную цель.

https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/tolkovanie-na-parimii-iz-knigi-premudrosti-solomonovoj/ Епископ Виссарион Нечаев, Толкования на все паримии - просто, доступно.

***

Намерение=цель. Интересно. 

Эти Паремии посложнее будут. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...