Перейти к публикации

Вопрос

Добрый вечер. Простите. Прошу помочь. Можно ли читать псалтирь о здравии, упокоении в Двунадесятые Праздники дома и в храме? И можно ли это же делать во время Страстной и Светлой Седмицы, Пасхи? Есть ли какие-то запреты, ограничения? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0

Псалтирь по уставу не читается только 10 дней, с Чистого Четверга на Страстной седмице и до следующего воскресенья после Пасхи (Антипасха). Других ограничений что-то не помню... На храмовых службах Двунадесятых праздников кафизмы читаются так же как и на обычных, кроме Пасхи, но это я уже выше сказал...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Простите. А о упокоении можно дома в эти дни (с чистого четверга до Радоницы) молиться дома, в храме, когда нет служб? Не по псалтири, а своими словами или другими молитвами? В каких службах в храме можно об упокоении поминать до Радоницы?

Изменено пользователем Посетитель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Дома можно молиться за упокой когда угодно, и своими словами, и по молитвослову. А храмовые уставные службы за упокой - те совершаются только после Радоницы. И хотя в общем и целом про себя можно молиться и в храме как угодно, но все же Пасха это победа над смертью, здесь более подобает молиться вместе со всеми, "единеми усты, единем сердцем". Ну разве что кто-то близкий умер на Пасху, я бы такое мог понять...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
On 4/26/2021 at 9:10 PM, A Lost Sheep said:

Дома можно молиться за упокой когда угодно, и своими словами, и по молитвослову. А храмовые уставные службы за упокой - те совершаются только после Радоницы. И хотя в общем и целом про себя можно молиться и в храме как угодно, но все же Пасха это победа над смертью, здесь более подобает молиться вместе со всеми, "единеми усты, единем сердцем". Ну разве что кто-то близкий умер на Пасху, я бы такое мог понять...

Батюшка, а на Литургии за усопших в этот период частицу вынимают? Записки за усопших на Проскомидию подают, соответственно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Да, на проскомидии усопшие поминаются всегда, а панихиды и заупокойные ектении отменяются до Радоницы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
9 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Да, на проскомидии усопшие поминаются всегда, а панихиды и заупокойные ектении отменяются до Радоницы.

Батюшка, а как правильнее, если можно так сказать, подать записки и на Пасху и на Радоницу 11-го мая или только на Радоницу? Я хотела и на Пасху тоже, но вдруг смутилась, может я не права...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
7 hours ago, A Lost Sheep said:

Да, на проскомидии усопшие поминаются всегда, а панихиды и заупокойные ектении отменяются до Радоницы.

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
On 5/1/2021 at 10:07 AM, A Lost Sheep said:

Да, на проскомидии усопшие поминаются всегда, а панихиды и заупокойные ектении отменяются до Радоницы.

Кстати, что интересно, недавно столкнулся с одним храмом, где все бы хорошо, но они принципиально не принимают записки о упокоении на Проскомидию в воскресенье. Такой порядок у них установлен, по их словам, потому что "воскресенье - это малая Пасха", соответственно, о упокоении они по воскресеньям не молятся.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 часов назад, Леонид_Киев сказал:

Кстати, что интересно, недавно столкнулся с одним храмом, где все бы хорошо, но они принципиально не принимают записки о упокоении на Проскомидию в воскресенье. Такой порядок у них установлен, по их словам, потому что "воскресенье - это малая Пасха", соответственно, о упокоении они по воскресеньям не молятся.

Я тоже, будучи в отдаленном регионе страны в гостях, столкнулась с тем, что на Проскомидию об упокоении, можно подать только в субботу на Литургию, в воскресенье - записки не берут. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
36 минут назад, Roza сказал:

на Проскомидию об упокоении, можно подать только в субботу на Литургию, в воскресенье - записки не берут. 

Не знаю на счет Проскомидии, т.к. у меня книжечка и там все. А вот на Литургию за упокой точно не берут по воскресениям. Только Панихида.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 часа назад, inna d сказал:

Не знаю на счет Проскомидии, т.к. у меня книжечка и там все. А вот на Литургию за упокой точно не берут по воскресениям.

А разве на Литургии частицы за усопших не вынимаются? Что Литургия изменяется что ли?

 

Такого просто быть не может.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Проскомидия совершается до Евхаристического канона. Мы не слышим эту часть. Но там читаются наши записки и вынимаются частички. 

На Литургии священник вслух читает имена о которых мы подаем еще отдельно о здравии или упокоении.

Вот я об этом писала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Она вообще совершается на Часах, ну если служит не один священник может и затянуться конечно. 

 

Понятно, что есть особые дни в церкви.

 

Но где я только не бывал, Владимир, Муром, Суздаль, Лавра, Гефсиманский скит, подворье Оптины, все наши храмы, монастыри, ещё нигде не было такого , чтобы на Воскресную службу не приняли записки.

Наверное отцы наши вразумят точнее

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Видимо в предыдущем посте поспешила и оговорилась. В воскресный день на Проскомидию берут у нас записки и о здравии и об упокоении. Не берут только на Литургию об упокоении в воскресный день. Не знаю, может сейчас понятнее выразилась.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Что такое Литургия об упокоении, это какая-то отдельная Литургия?

Инна я правда не понимаю.

 

В конце Божественной литургии, после причащения верующих, священник ссыпает частицы, вынутые из просфор на проскомидии, в святую чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

 

Поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир – высшее поминовение в Церкви. За поминавшихся на проскомидии совершается бескровная жертва, они тоже участвуют в литургии 

 

Хотя я наверное и правда не совсем понимаю, есть такое понятие.

 

 

Святитель Григорий Двоеслов рассказывает о том, что после смерти нерадивого монаха, страдавшего сребролюбием, он повелел отслужить по усопшему 30 заупокойных литургий, а братии творить общую молитву о нем. И вот после совершения последней литургии этот монах явился своему родному брату и сказал: «Доселе брат я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете»

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 минут назад, inna d сказал:

Видимо в предыдущем посте поспешила и оговорилась. В воскресный день на Проскомидию берут у нас записки и о здравии и об упокоении. Не берут только на Литургию об упокоении в воскресный день. Не знаю, может сейчас понятнее выразилась.

Так "на Проскомидию" - это и есть "на Литургию". Видимо здесь речь идет о "простых" и "заказных" записках (в разных приходах встречал разные употребления этих терминов). Обычно "заказная" - это "на Проскомидию", а "простая" читается в алтаре во время следующих частей Литургии, причем читать может и алтарник. В некоторых приходах при подаче заказных записок пожертвование - поимённое. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 минут назад, Юрий Кур сказал:

Обычно "заказная" - это "на Проскомидию", а "простая" читается в алтаре во время следующих частей Литургии, причем читать может и алтарник. В некоторых приходах при подаче заказных записок пожертвование - поимённое.

Да. Видимо так. У нас мы говорим, как я написала. И после чтения Евангелия священник поминает вслух заказные имена.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
7 часов назад, Юрий Кур сказал:

Так "на Проскомидию" - это и есть "на Литургию". Видимо здесь речь идет о "простых" и "заказных" записках (в разных приходах встречал разные употребления этих терминов). Обычно "заказная" - это "на Проскомидию", а "простая" читается в алтаре во время следующих частей Литургии, причем читать может и алтарник. В некоторых приходах при подаче заказных записок пожертвование - поимённое. 

Совершенно верно , буквально недавно с приходом нового благочинного было принято решение убрать понятие простая записка. На таких записках частицы не вынимаются, в одну можно писать у нас было до 10 имен и стоила 20р.

Читать их может обычный алтарник.

 

Заказная, это уже с выниманием за каждое имя частиц и естественно оплата за каждое имя.

В некоторых монастырях на меня смотрели с удивлением когда спрашивал у вас с выниманием частиц, заказные? Естественно, а как иначе-то....

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
7 минут назад, inna d сказал:

И после чтения Евангелия священник поминает вслух заказные имена.

Как я понимаю, это действие - опционное. В некоторых храма батюшки читают вслух, а в некоторых нет.

 

В одном храме так привыкли, что читают эти записки вслух, что даже жалобы на священника писали, когда что-то не слышали. Хотя тот батюшка был один из немногих, кто всегда читал молитва об усопших вслух во время литургии, в том числе, в воскресенье.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

На проскомидии перед Литургией поминовение усопших совершается всегда, даже по воскресеньям и праздникам. А вот заупокойные ектении на литургии в воскресные дни и праздники обычно отменяют, это распространенная традиция

 

Чтение записок вслух, да это чисто "самодельная" практика, в уставе и в самом последовании богослужения этого нет. Кое-где по местам из этого вообще сделали отдельный чин, так и принимают записки "на ектению". Выносят на середину храма аналой и громко вслух читают записки. Ну, страшного тут тоже ничего нет.  )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
47 минут назад, A Lost Sheep сказал:

На проскомидии перед Литургией поминовение усопших совершается всегда, даже по воскресеньям и праздникам

Ну вот это я и имел в виду, это же самое важное. Даже если не будут читать на сугубой, ведь частицы вынуты.

 

47 минут назад, A Lost Sheep сказал:

так и принимают записки "на ектению".

Точно и меня если честно удивляет. Даже в нашем храме ( если не отменили с приходом нового благочинного) есть такая треба - "с прошением". Т.е на той самой ектении сугубой после Евангелия, когда записки и так у нас читают, ты еще платишь за требу с прошением.

 

Но тут уже дело настоятеля конечно. Я лично спокоен, что имена которые я подал и за них вынут частицы это самое сильное что может быть. А на ектениях я и сам стараюсь как и на часах усиленно молиться и поминать.

 

Спасибо отче, развеяли).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Древнее свидетельство - из книги преп. Нила Мироточивого, Афонского чудотворца:

 

"Во времена свят. Василия Великого жил один благочестивый иерей и, как человек, по разным своим обстоятельствам вошел в долги, и время от времени долги нарастали, а кредиторы начинали беспокоить иерея за долги, что заставило его обратиться и просить помощи у одного близкого ему знакомого купца. Купец дал ему 500 золотых монет, которыми он уплатил свой долг, а в удовлетворение купца иерей обещался поминать его имя и сродников о здравии и о упокоении на проскомидии во всю жизнь. Купец рассчитывал, что иерей долго будет жить и молиться о нем и его сродниках за каждой литургией и тем удовлетворит за деньги, то-есть — долговременным поминовением.

Иерей, получив 500 золотых, уплатил все свои долги, а затем успел отслужить только одну литургию, на которой и поминал своего благодетеля и сродников его, и вскоре после сего заболел и, после продолжительной болезни, умер.

 

Купец узнал о кончине иерея, весьма опечалился и скорбел о пропаже своих денег, ибо одна только литургия была совершена иереем, чего купец не ожидал, рассчитывая на многолетнюю жизнь иерея и его молитвы, для чего и вручил ему 500 золотых, поминать его и сродников за каждою литургиею. Купец стал беспокоить матушку покойного иерея возвратить ему деньги, оставив за одну литургию. Матушка отвечает, что у нее денег нет, а если что и было, то потратила во время болезни иерея и ничего теперь не осталось. Купец, не внимая словам матушки, настойчиво требует деньги и грозит судом матушке. Делать нечего; она обращается к свят. Василию Великому, рассказывает ему о случившемся. Выслушав ее, свят. Василий Великий сказал: "Я буду завтра служить литургию, приидите ко мне вместе с купцом и весами; взвесим одну частицу, вынутую из просфоры о здравии и спасении его сродников, и сколько будет весить частица на весах, столько золота положит купец на другую чашу весов, и тем золотом уплатит тебе за одну литургию, совершенную покойным иереем." Матушка идет к купцу и передает слова свят. Василия. Купец обрадовался и на утро идет в храм, взяв с собою весы и золото. Свят. Василий, совершая проскомидию, вынимает одну частицу о здравии и спасении рабов Божиих и кладет на весы, а купцу приказывает класть на другую половину весов золото, и сколько купец ни клал золота, одна малая частица все перевешивала, и чем больше купец клал золота на весы, тем ниже опускалась чаша на которой была положена частица, вынутая свят. Василием Великим из просфоры на проскомидии. Купец, видя сие великое и благодатное чудо, пришел в страх и умиление и затем просил прощения у свят. Василия и у матушки в Бозе почившего иерея и уже не требовал долга."

 

О СИЛЕ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ НА ПРОСКОМИДИИ.

22 сентября Святая Церковь празднует обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (+1896) Годы жизни: /1630-е - 1696/

"Накануне прославления свят. Феодосия нужно было опрятать его святые мощи, т.е. переоблачить их и привести в благолепный вид.

Из Киева вызвали для этого старца высокой духовной жизни, иеромонаха Алексия (Шепелева), почившего уже в начале революции.

Совершив переоблачение угодника, старец присел и задремал.
В тонком сне, в сиянии небесной славы, является ему святитель Феодосий и говорит: "Молись за моих родителей: иерея Никиту и Марию" (до сего времени их имена известны не были).

Смущенный отец Алексий ответил: "Святитель Божий, ты сам прославлен, твои молитвы сильны у Господа, как же я, грешный, могу молиться?"

Святитель отвечал: "Поминай на проскомидии, это выше моих молитв"". На этом видение кончилось"

(игумен Антоний, "Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский", "Прав. путь" за 1951 г.).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
17 часов назад, Леонид_Киев сказал:

но они принципиально не принимают записки о упокоении на Проскомидию в воскресенье

 

2 часа назад, A Lost Sheep сказал:

На проскомидии перед Литургией поминовение усопших совершается всегда, даже по воскресеньям и праздникам.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Записки может и не принимают, но на самой проскомидии все равно по чину положено поминовение усопших. Особая просфора для этого есть служебная.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...