Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 15.02.2012 во всех областях

  1. 6 баллов
    Знаю многих людей, которые очень любят Оптину, которые не могут без нее жить: это и мужчины, и женщины, и молодые девушки, и юноши, и у каждого из них своя связь с Оптиной, свои сокровенные отношения и чувства... Для меня Оптина стала верным другом, наставником, помощником, укрепителем, мостиком между землей и небом. Здесь происходят удивительные вещи, открывается Промысл и Воля Божья, здесь заново рождаешься, здесь получаешь заряд сил... Оптина - это мостик в небо... Мужской монастырь. Что может связывать женщину с мужским монастырем? Издревле шутили на эту тему. Но скольких женщин довелось увидеть мне в Оптиной, которых по промыслу Божьему оптинские батюшки укрепляли и готовили к самому светлому и самому главному шагу их жизни - к служению Богу, к монашеству. Скольких они утешали, скольких наставляли и скольких отпускали в мир утешенными и с миром в душе. Бог есть любовь. И эту любовь чистую и радостную, светлую, которую чувствуешь не сердцем, а теплотой в душе, и дарит Оптина... Все здесь величественно и важно и наполнено таким глубоким смыслом и благодатью, что хочется успеть впитать в себя все это.. Прочувствовать единение с этим местом... Очень люблю Оптину в будни. Толпы паломников уезжают, улочки становятся пустыми, в храме становится тихо и спокойно, пропадает суета, появляется особый молитвенный дух... Полуношница, ранняя Литургия, Владимирский, часовня убиенных братьев, обед, послушание, чай, вечерняя, ужин, чтение, молитвы, cон.... Это день ленивого и счастливого паломника. Вспоминаю свои 7 дней отпуска как самое счастливое время своей жизни. Сколько удивительных вещей происходило, сколько открылось, как оттаяли душа и сердце и появились слезы, как появилось покаянное чувство и вспомнились старые грехи... Все в тебе прекрасно, милая Оптина... Одно заставляет меня печалиться - это невозможность соединиться с тобой навеки... Я женщина, и здесь я в гостях, хотя чувствую себя лучше, чем дома...
  2. 6 баллов
    Знаете дорогие, сестренки, когда бываешь в Оптиной, видишь и чувствуешь ее благодать, почему-то сразу вспоминаются те, кто стоял у истоков возрождения обители.В то время все было совсем не так, разруха, холод, голод и не початый край работы.Думается, особое благословение Божие, поданое в помощь самоотверженному труду человеческому, с любовью и верой совершаемому и создало то не повторимое и благостное, что досталось нам сегодня. Конечно, меня никто не зовет в число братии обители, но, даже если бы это стало возможным, до конца своих дней испытывал бы,отсутствие права быть здесь и неизреченную благодарность Богу и тем труженикам живым и усопшим, монахам и мирянам,которые своими кровью и потом выстрадали благополучие Оптиной пустыни. Низкий им поклон, с молитвенным упованием на то, что Господь не оставит их без награды за труды праведные.
  3. 3 балла
    Сре́тение Госпо́дне [1], праздник Православной Церкви, принадлежит кдвунадесятым. Празднуется 2 февраля. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см. Исх. 13, 2; Чис. 8, 16; Лев. 12, 6, 8) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву.Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк.2:29-32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35). Ян ван Скорел. Сретение Господне. 1524-26 гг. В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37, 38). До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета – праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество. Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке – святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке – святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский. Икона Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец" С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная". Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" ( Лк. 2, 35). История возникновения праздника Сретения Господня Анализ сохранившихся свидетельств, относящихся к истории древнецерковного богослужебного календаря, показывает, что до IV в. христианский цикл важнейших годовых праздников (позднее названных двунадесятыми) ограничивался лишь тремя — Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением). В IV-V вв. происходит становление торжеств рождественскогоцикла, и мы вправе ожидать, что и праздник Сретения, логически связанный с Рождеством и календарно от него зависящий, появляется в это же время. Попытаемся уточнить его хронологию и основные этапы распространения. Сретение Господне: в картинах и иконах По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев, (то есть первых сыновей), на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот бы установлен в память исхода евреев из Египта — освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных. В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию он жил около 300 лет. Источник и продолжение : Сретение Господне: в картинах и иконах «Сретение». Дуччо, «Маэста», фрагмент, 1308—1311 Сре́тение Госпо́дне (греч. Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου; также συνάντησις — встреча,лат. Praesentatio Domini — представление Господа) — христианский праздник, отмечаемый в католицизме, православии, некоторыхпротестантских конфессиях, в частности, влютеранстве. В православии почитается одним издвунадесятых праздников. Сретение символизирует собой встречу Ветхого и НовогоЗаветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Отмечается 2 февраля. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют <abbr title="по юлианскому календарю">2</abbr> (15) февраля. Если Сретение Господне выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается весьма редко, праздничное богослужение по Уставу переносится на предыдущий день <abbr title="по юлианскому календарю">1</abbr> (14) февраля, Прощёное воскресенье. Источник и продолжение : Сретение Господне — Википедия <object width="480" height="360"><param name="movie" value=" name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src=" type="application/x-shockwave-flash" width="480" height="360" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true"></embed></object> Цикл передач по книге "Закон Божий для семьи и школы" протоиерея Серафима Слободского. Сайт проекта: http://zakonbozhiy.ru <object width="480" height="360"><param name="movie" value=" name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src=" type="application/x-shockwave-flash" width="480" height="360" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true"></embed></object> Москва, 15 февраля. В день праздника Сретения Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. <object width="480" height="360"><param name="movie" value=" name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src=" type="application/x-shockwave-flash" width="480" height="360" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true"></embed></object> Из серии "Лето Господне" О празднике Сретение - http://www.zavet.ru/k/sret/ Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Евангелие от Луки)
  4. 1 балл
    Как Вы правы... Сейчас мы видим благолепие и красоту, обустроенные храмы, уютные гостиницы, чайную и трапезные... Я вот когда думаю о тех кто стоял у истоков, кто стоял за Бога, кто полагал жизнь свою ради Него...какаяже у них была крепкая вера! Какие же это были рабы Божьи, угодники его возлюбленные, крестоносцы... Они боролись и сохраняют эту веру и для нас с вами... Ценим ли мы это? Сохраняем
  5. 1 балл
    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Однажды митрополит Филарет, бывший лектор Троице-Сергиевой семинарии и академии, выступая на выпускном вечере перед будущими священнослужителями, в конце сказал: «Братья, братья, дышите воздухом вечности». Где же воздух вечности? Сегодняшняя икона праздника Сретенья Господня и сегодняшнее Евангелие несколько приоткрывают нам, где же этот воздух вечности. Куда в сороковой день принесли Богомладенца Христа? В храм Господний. Где встретили Христа-Спасителя Симеон Богоприимец и пророчица Анна? Не где-нибудь, а в храме Божьем. Пророчица Анна, как говорит Писание, не отходила от храма Божьего, служа Богу день и ночь. Не отходила от храма Божьего и сподобилась встретить живого Бога. Мы сегодня слышали Евангелие, когда Господь по Своем вознесении на небо благословил Своих учеников и Своих последователей. Писание нам говорит: «И они пребывали в храме Божьем, хваля и благословляя Бога». Не где-нибудь, а: «В храме Божьем». Простой храм, простой молитвенный дом, будь он из фанеры, будет он сделан или переделан из вагончика, из бетона или из камня, о храме, о любом храме Господь говорит в Евангелие: «Дом Мой – дом молитвы наречется». Любой храм Бог называет своим домом. Вот где дух вечности, вот где воздух вечности: в храме Божьем. Мы счастливые люди, что у нас есть пока возможность, силы и здоровье быть в храме Божьем и дышать этим воздухом вечности. Необязательно с благоухающим ладаном, вкусным и дорогим, необязательно с восковыми свечами. Не этим внешним воздухом мы дышим, а воздухом молитвы, воздухом богослужения, воздухом святого Причащения, в конце концов, воздухом вечности. Здесь могут исполниться слова псалмопевца Давида: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его». Вот к чему стремился, вот чего желал, вот чем дышал святой праведный Давид-псалмопевец. Многие могут сказать, что и в доме среди икон и свечей можно покадить ладаном, можно зажечь свечу, можно почитать тот или иной акафист, Псалтырь, Священное Писание, Евангелие, побыть с Богом, молиться Богу. Да, действительно, это можно и нужно, но вся история Церкви пронизана единым: пронизана мыслью о воскресном богослужении. Какие бы ни были раньше подвижники, какие бы ни были аскеты, подвизающиеся в горах Афона, или в монастыре, или других уединенных местах, это было традицией Церкви, чтобы в воскресный день собраться всем вместе, даже аскетам, даже отшельникам, даже людям, далеко живущим от единого храма. Все равно в воскресный и субботний день они стекались в храм Божий, чтобы единым сердцем и едиными устами восхвалить Бога. Для чего? Евангелие от Иоанна, повествующее о слепорожденном человеке. Когда иудеи говорили: «Этот человек не праведник», указывая слепому на Христа, который исцелил его, он говорит: «Я не знаю, праведник он или нет, но я знаю одно, кто чтит Бога и творит Его заповеди, того Бог слушает, а кто не чтит Бога, того Бог не слушает». Сейчас, на богослужении, это как раз то время, когда мы чтим Бога, исполняем вселенскую заповедь всех времен на протяжении всей евангельской жизни. Это воскресное богослужение. Особое время, особое место, особая благодать, о которой отцы сказали, что одно только «Господи, помилуй», произнесенное в храме всеми нами вместе с верой, надеждой и любовью, больше всей Псалтыри, прочитанной наедине дома, по силе благодати. Раньше в этих толстых книгах и, может быть, сейчас на задней стороне есть такая приписка: «А для малограмотных, если они пропустят всенощное бдение, то пусть прочитают полторы тысячи Иисусовых молитв. Кто пропустит вечерню, пусть прочитает 300 Иисусовых молитв. А кто пропустит Божественную Литургию, чтобы как-то заменить ее, пусть прочитает 6 тысяч Иисусовых молитв. Кстати, я много раз слышал, как отец Наум показывал людям чисто практически, как читать Иисусову молитву. Он говорит: «Ты знаешь, как человек плачет? Как он ноет? Как он умоляет, особенно зубного врача «Может, не надо? Может, обезболивающего? Может быть, потихонечку? Может быть, хватит?»». Особенно, когда вставляют зубы и человек сидит в кресле час, а, может быть, и два. Врача начинают уже как-то уговаривать. Он так изображал и говорил, чтобы людям было понятнее чисто практически: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Кстати, Иисусову молитву надо читать вслух шепотом и с выражением, ставя ударение то на одном слове, то на другом. Чтобы прочитать 100 Иисусовых молитв нужно где-то 10 минут. А если 6 тысяч разделим на 10, сколько часов получим? 10 часов. А литургия идет полтора часа. Казалось бы, такое огромное время пребывания в Иисусовой молитве и вдруг какая-то коротенькая Литургия. Конечно, это механическое сравнение. Конечно, это математическое сравнение, но в этих словах и в этом наставлении выражается ценность, духовная и молитвенная ценность пребывания на Божественной Литургии. Оптина пустынь открылась в 88-ой году, а «потепление» началось с 89-90-ых годов. Люди тогда были всякие, много «подкалывали», потому что времена были пост-коммунистические. В Оптиной было три храма: Введенский, Казанский и Марии Египетской. Был оградный Владимирский, где первые богослужения совершились 3-го июня 1988-го года. Тот храм с ангелами, оказывается, не просто какая-то башенка с ангелом, а этот трубящий ангел стал символом Оптинной пустыни. Наверное, неслучайно, потому что первое богослужение совершилось в этой башне. Простая башня была приспособлена под храм в честь Владимирской иконы Божьей матери, и первое богослужение совершилось на праздник Владимирской иконы Божьей матери 3-го июня 1988-го года. В этом храме вмещалось всего 50 человек. Там была лестница, на этой лестнице еще размещалось где-то 20-30 человек, а когда уже лестница не вмещала, тогда люди стояли под этой башней. В этом проходе стояли и молились люди до тех пор, пока на Успение в Введенском храме не открылся Никольский придел. На Успение через несколько месяцев открылась только часть Введенского храма, а весь Введенский храм был открыт 23-го октября на день памяти преподобного Амвросия, старца Оптинского, то есть Оптину открыли 3-го июня, а 23-го октября уже весь Введенский храм был полностью приспособлен и открыт для богослужений. Однажды отца Василия, покойного, убиенного нашего собрата Оптинной пустыни, когда он водил экскурсии, спросили: «Батюшка, вот смотрите, сколько храмов. А зачем столько? Можно же и дома помолиться. У меня Бог в душе». Тогда он привел один образ, одну аналогию. Он говорит: «Вы знаете, молиться дома это как в лодке плыть и грести самому, а молиться в храме это плыть на многопалубном лайнере, который идет своим, Богом установленным планом». Так и мы, когда собираемся с мыслью, пойти или не пойти в храм, приболел или не очень приболел, то, скорее всего, надо выбирать первое, знать о том, что легко бывает только катиться на санках с горки, а чтобы принять усилие, пересилить себя, это, конечно, сложно. В этом плане очень помогают строчки из Священного Писания, которые живы, которые действенны, которые способны поднять, вразумить, просветить, изменить, зажечь что-то внутри души. Когда возникает мысль, помолиться ли, встав утром с постели, или перед всенощной, перед воскресным днем, пойти или не пойти в храм, надо всегда вспоминать слова священного Писания, слова самого Бога, который нам говорит: «Царствие Божье нудится, и нужницы (те, кто понуждает себя) восхищают (то есть получают его)». Господь не сказал, что это будет легко: «Оно нудится». Как раз человек по себе это вспомнит, что оно нудится. Он понимает, что надо принять усилие, встать и пойти. К прп. Анатолию Оптинскому приходили братья и каялись: «Каюсь, отче». – «Чего?» – «Полуночницу проспал». – «Каюсь, отче». – «Чего?». – «Полуночницу проспал». Тогда он сказал замечательный духовный секрет. Он сказал, что если человек с вечера не решится послужить Богу, то поставь над ним хоть Оптинскую колокольню, он все равно проспит, то есть дело в настрое и дело в решимости: «Во что бы то ни стало, встану и пойду». Так делал старец Макар Оптинский, он был не очень здоровым человеком и он себя испытывал. Иногда вставал, надо было идти в скит. Вдруг ему внутренний голос говорит: «Слаб», а он своему внутреннему голосу говорит: «Пойду проверю». Приходил, вставал на службу и говорил: «Да, действительно, слаб». – «Может, домой пойти?». Он говорит: «Пойдем домой, только сядь, после пойдем». Он садился, слушал. Потом голос говорит: «Ну вот, пора уже идти домой». Он говорит: «А что там делать? Все равно лежать, так я хоть еще одну молитву послушаю». Послушал еще одну, а потом говорит: «Да, действительно, больше не могу», вставал, шел домой, ложился, принимал какую-то травку (таблеток тогда было мало), то есть испытывал себя и самому себе не верил, а когда приходил, говорил: «Слава Богу, хоть какую-то часть, но все-таки в храме Божьем побывал и помолился Богу». Если бы не было никакой разницы, дома или в храме, неужели такие великие Оптинские старцы, которым благодать с неба уже сводилась, не поняли бы этого? А они все равно считали, чувствовали и понимали, что молитва в храме это особое время. Нам, следуя этому примеру, надо ценить те возможности, которые у нас пока еще есть. Наступит такое время, когда захотим, а по немощи только и будем слушать трансляцию или запись хора Троице-Сергиевой Лавры, а, может быть, и нашего хора, если нас когда-нибудь запишут. Послушаем ее, как будто тоже побывали в храме, но разница все-таки будет, поэтому цените это время. Это время - не время. Это вечность. Те минуты, которые мы в храме, те часы, которые мы в храме, это время идет в вечность, поэтому кто-то еще сравнил богослужение со временем нашего отмачивания: когда белье замачивают или рыбу, которую пересолят, кладут в воду, чем больше там помокнет, тем быстрее они отмоются. Мы с вами должны понимать, какими бы мы не были: понимаем – не понимаем, слышим – не слышим, доходит – не доходит, какая-то немощность или еще что-то, надо просто в уголочке встать или где-то по немощи сесть и верить, что в это время происходит отмачивание нашей души, ее очищение перед Богом и перед вечностью. Поэтому будем помнить мудрейшие слова митрополита Филарета Минского и всей Беларуси: «Братья (а я бы добавил, и сестры), дышите воздухом вечности». Аминь.
  6. 1 балл
    Как душой встретиться с Богом "Бог обещает нам Царство и мы пренебрегаем Его; диавол готовит нам геену и мы чтим его" (свт. Иоанн Златоуст) Человеческая жизнь предназначена только для одного - для встречи с Богом. Мы же строим всю жизнь свою, жизненную пирамиду на песке - на материальном основании. Как сказал один философ: "Бог это Тот, Кто кротко рушит над нами то, что мы строим, чтобы мы увидели Небо!". Часто мы являемся поверхностными людьми, которые, как бы скользят по поверхности жизни, по поверхности своего сердца, по поверхности отношений с людьми - без любви, и, тогда мы боимся своей глубины, так как там пустота. Глубина предполагает серьёзность, понимание, что заполнить её может только Господь, всё остальное мелочь для нашей глубины. Великий пост - это уникальное время, когда каждому даётся возможность заглянуть внутрь себя, в глубину своего сердца, так как только там происходит встреча с Богом. Молитва, любовь, милосердие делают нашу душу бесконечной, бессмертной, богоподобной: "Душа моя! Когда же ты восстанешь От грязи, лжи, порока, суеты? Когда опять красивой станешь? И вспомнишь, что богоподобна ты?" Великий пост - это время осознания своих поступков, своих привычек, время, когда нужно разбудить спящую душу, освободиться от толчеи пороков и повернуться с верою, надеждою, любовью к благодатной силе Христа, для спасения своей души от смерти. Во время Великого поста Церковь, как любящая Мать, пытается каждого из нас сдвинуть с мёртвой точки, давая нам возможность покаяния, исповедания и самого важного для души - Причащения святых Христовых Таин. В Великий пост особенно звучат слова Господа: "Душа! Восстань!". Душа оживает, начинает укрепляться верой и, наконец, радуется, слыша слова Спасителя: "Вера твоя спасла тебя; иди с миром!". В Великий пост человек должен совершить усилие и придти в Церковь, к Богу... Настоятель подворья монастыря Оптиной Пустыни при храме святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе игумен Мелхиседек (Артюхин).
  7. 1 балл
    Однажды я возвращался от батюшки Амвросия и на пути заехал в Васильсурск. Остановился в знакомом монастыре, и мне предложили посетить послушника монастыря брата Василия, жившего отшельником в лесу. Постучался я, сотворил молитву. Старец с любовью меня принял.— Кто ты такой будешь? — спросил он меня. — Я — воин Павел, благословите меня, батюшка. — Какой я батюшка, я — простой послушник. Разговорились мы с ним. Стал я расспрашивать, как он живет, как угождает Господу. — Жить в лесу — от людей спокойно, — сказал старец, — вот только с бесами воевать приходится. Каких только страхований не нагонят они! Однажды среди белого дня вдруг вижу, едет к моей келии множество саней, в которых сидят чуваши. Остановились, стучат в дверь. "Отвори скорее, — говорят, — мы иззябли". Отец настоятель запретил мне пускать кого-либо без молитвы, вот я и говорю: "Сотворите молитву". "Какую там молитву, — отвечают, — отвори". — "Скажите: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". За дверью раздался смех. Затем все сели в сани и уехали. Вышел я на улицу посмотреть, вижу — никаких следов на снегу, сугробы кругом моей калии огромные, следовательно, все это было призрачное. А то покойник приходил по ночам, стучит кулаком и ревет что есть мочи. — Да, такие искушения были и у преподобного Серафима, — сказал я. — То — преподобный, а то — я, и молитва у меня слабенькая, а все-таки Господь помогает. Больше всего упражняюсь в Иисусовой молитве. Я попросил указания, как ее совершать. — Страшная это молитва, — отвечает пустынник, — очень не любит ее сатана и старается всеми силами отомстить тем, кто ее совершает. Без руководства эту молитву проходить опасно. Если хочешь начать, то начни с небольшого. Возьми четки — у тебя есть? По четочкам сто молитв Иисусовых в день с поклонами, хочешь земными, хочешь поясными, все равно. …Много и других искушений пришлось вытерпеть старцу. Иисусова молитва есть необходимейшее оружие в деле нашего спасения. Но кто берется за нее, должен ожидать искушений и приготовиться к борьбе внутренней, к борьбе с помыслами. Бесы не любят Иисусовой молитвы и всячески мстят человеку, бьющему их этим бичом. Они начинают нашептывать ему (конечно, невещественными устами) всевозможные сомнения: как это доказать, какой смысл в этом, это неправда, этому никто не верит, это обман и т.д. Чем же бороться подвижнику с этими помыслами? Непринятием их? Но легко сказать — не принимать помыслы. Выполнить это дело настолько нелегко, что борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество. Хотя молитва Иисусова требует от человека труда, она же несет с собой высокие утешения. Из бесед прп. Варсонофия Оптинского
  8. 1 балл
    Ко всякому человеку у Господа-своя мера...Поэтому об Иисусовой молитве не следует спорить, Ее надо творить...
  9. 1 балл
    В воскресенье 5 февраля 2012 г. духовенство и прихожане храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе молитвенно отпраздновали 15-летнюю годовщину пребывания в этих стенах московского подворья Введенской ставропигиальной Оптиной Пустыни. В 1997 г. указом приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II подворье Оптиной Пустныни было перемещено из Троицкого храма в Останкине на Юго-Запад столицы. 6 февраля того же 1997 г. в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской здесь состоялась первая Божественная литургия, отслуженная монахами прославленной в веках обители. Ввиду совпадения в нынешнем году 6 февраля с будним днём было принято решение перенести торжества на ближайший воскресный день, дабы все желающие, как постоянные прихожане, так и гости подворья, смогли в полной мере разделить радость памятного события. В день празднования 15-летия подворья служение Божественной литургии в Петропавловском храме Ясенева возглавил бессменный настоятель и вдохновитель всех благих начинаний, осуществляющихся братией подворья и его сотрудниками из числа наиболее активных прихожан, игумен Мелхиседек (Артюхин). По её окончании собором духовенства, совершающего пастырское окормление многочисленных прихожан и паломников подворья, был отслужен благодарственный молебен с особыми молитвословиями, воссылающими хвалу Подателю всех благ за Его неизреченную милость, неизменно являемую всем тем, кто с верой и усердием притекает к бездонному колодцу мудрости оптинских старцев здесь, на юго-западной окраине богоспасаемой столицы нашего Отечества. Окропив присутствующих святой водой, отец Мелхиседек обратился к народу Божию со словом назидания, посвящённым празднуемому событию. Затем в трапезных помещениях Петропавловского храма в Ясеневе состоялся торжественный приём, на котором присутствовали клирики подворья, его многолетние «старожилы», а также гости, специально прибывшие, чтобы поздравить отца-настоятеля, пастырей и прихожан подворья со значимой датой в его жизни. Прихожанам, принимавшим участие в восстановлении храма свв. Апп. Петра и Павла были вручены памятные грамоты и ордена. В конце встречи было показано слайд-шоу об истории Подворья.
  10. 1 балл
    Сегодня, дорогие братья и сестры, мы услышалиЕвангельский принцип. Чтобы увидеть Христа, надо совершить усилие. Чтобы встретится с Ним, нужен маленький личный повседневный, а, может быть, и не повседневный, но решительный подвиг, или дело, или мысль, или молитва. То, что даст нам возможность пробиться из этой повседневности, из этой банальности жизни, чтобы почувствовать веяние духовного мира, чтобы почувствовать бытие иного мира. Почувствовать, что это реальность, что это не сказка, не миф, а действительно не постижимая для нас, но реально существующая вместе с нами, духовная сила, Божественные энергии, Божественная благодать. Сегодня мы слышали, как Закхей залез на дерево, потому что мал был ростом. И Христос увидел его и говорит: «Закхей, спустись с дерева! Теперь Мне надлежит быть у тебя в доме». Чтобы увидеть Христа, мы тоже маленькие ростом, ростом духовным. И нам тоже нужно некое дерево, взобравшись на которое мы сможем увидеть Христа. Нужны эти особые моменты в нашей с вами жизни. И хочется поговорить вот об этом дереве, которое реально есть, с которого можно увидеть Христа и сидя на котором, может увидеть нас Христос. Несколько дней назад меня поразил один факт. Когда я был на помазании, у десяти человек спросил: «Вы были в Оптиной Пустыни?». Говорят: «Нет». Из десяти один сказал, что он там был. И меня это поразило. Мы находимся на Оптинском подворье, оптинские старцы окружают нас. Мы ничего, оказывается, не знаем ни про Оптину, ни про старцев. И сегодня вечером наша молодёжь меня попросила о Оптиной рассказать, о её истории, о сути. Я был поражён! Я думал, люди этим живут, знают, интересуются. Оказывается, нет. Ну, два слова… Два слова об Оптиной пустыни. Что это такое? Старец Варсонофий, бывший полковник царской армии, поступив в Оптину Пустынь простым монахом, спустя несколько лет об Оптиной Пустыни написал: «Ясней здесь небеса, и чище их лазурь… Мирской ярем нося, и скорбный совершая тернистый жизни путь, сподобился я видеть отблеск рая». Оптину Пустынь старец Варсонофий назвал «отблеском рая». А священномученик Павел Флоренский называл Оптину Пустынь «санаторием многих израненных душ». Многие из вас, пожилого возраста, были в этих знаменитых санаториях. В Кисловодске, Железноводске, Ессентуках, Боржоми… Кто-то посостоятельнее, может быть, в Карловых Варах. И все стремятся, или стремились, или мечтали хоть когда-нибудь, но там побывать, чтобы подкрепить своё здоровье. Так вот реально это место было, есть и будет. Скит Оптина Пустынь святые подвижники называли станцией от земли на небо. Концевич, знаменитый историк, об Оптиной Пустыни говорил, что она была, своего рода, золотая чаша, в которую сливалось всё лучшее духовное вино России. В Киевской Руси центральным монастырём была Киево-Печерская Лавра, для центральной России – Троице-Сергиева Лавра. А в дореволюционной царской России духовным центром всей тогдашней России, была Оптина Пустынь. И это несмотря на то, что в России по переписи на 1912 год было около тысячи монастырей. Именно не какой-нибудь – а Оптина Пустынь была духовным центром России. Когда преподобного Антония, родного брата наместника монастыря Моисея Священный Синод перевёл из Оптиной Пустыни в Малый Ярославец, он очень плакал, что ему придётся покидать намоленную обитель. Он переживал. И ему явился святой Митрофан Воронежский и говорит: «Ты сподобился жить в раю. А теперь потрудись на новом послушании. Может быть, частичку его перенесёшь туда». Вот с каким восторженным чувством современники говорили об Оптиной Пустыни. Епископ Игнатий Брянчанинов однажды сказал: «Наместник монастыря, преподобный Моисей Оптинский, терпеливым несением немощей братии, сподобился собрать и создать такое братство, которого не было, и я думаю, не будет больше в России». Старец Нектарий, сидя со своим духовным чадом, говорил: «Батенька, а вы знаете, сколько было истинных общежитий в мире?». Он говорит: «Нет». «Три. Первое – в раю, между Адамом и Евой. Второе – в первой христианской общине, в первые века. А третье – при наших великих Оптинских старцах». История нашей Церкви знает святые монастыри, знает святые обители, знает святых подвижников. Основателей Валаамского монастыря – преподобных Сергия и Германа, Назария и Агапита. Соловецкий монастырь, знает основателей монастыря преподобных Зосиму, Савватия и Германа Соловецких. Мы знаем Нилову Пустынь с преподобным Нилом Столбенским. Саровский монастырь с преподобным Серафимом Саровским. И можем назвать много-много монастырей, в котором мы назовём одно или два имени, которые просияли в этих монастырях. Исследователи Оптиной Пустыни говорят: «Не было такого монастыря, чтобы он прославился целым братством, целым сонмом святых подвижников». И история Оптиной Пустыни, её старчества – оно не прерывается целое столетие. Потому что начало Оптинскому старчеству положил Лев Оптинский, который пришёл в Оптину пустынь в 1829-м году. А последний Оптинский старец Исаакий II был расстрелян в 1937-м году. То есть более 100 лет, существует непрерывная нить, передается старчество друг от друга, как из родника течёт источник, а из источника течёт уже река – вот так Оптинские старцы окормляли весь православный народ. Люди мечтали побывать в Оптиной Пустыни. Тогда не было таких средств передвижения, как сейчас. Это сейчас до Оптиной Пустыни от Ясенева 4 часа на автобусе, 3,5 часа на легковой машине. Достоевскому, когда тот потерял любимого сына Алексея, посоветовали в его мятущемся состоянии, поехать в Оптину Пустынь. И он из Санкт-Петербурга едет в Оптину Пустынь, ища духовной поддержки или, как бы мы сказали, духовной реабилитации. А это 700 км от Санкт-Петербурга до Москвы и ещё 300 км до Оптиной Пустыни. 1000 км! И он говорит: «Я вошёл к старцам – к старцу Амвросию, – одним – а вышел другим». Николай Васильевич Гоголь, побывав в Оптиной Пустыни, встретившись со старцем Макарием, потом своему другу дворянину Кошелеву пишет: «Тебе обязательно надо побывать в Оптиной Пустыни. Уже подъезжая к ней, чувствуется её влияние. Народ становится приветливее. Сами служки поражают чистотой и лучезарностью ангелов. Я не разговаривал с этими монахами, но сами лица говорили сами за себя. Мне казалось, что со мной беседует всё небесное». Он пишет в одном письме: «Я мысленно – пишет Гоголь, – должен быть каждый день и каждый час моего странствия мыслями быть в Оптиной Пустыни, чтобы быть выше житейского дрязга». Что же он такого увидел там? Что его поразило? Что он там нашёл, что начал сравнивать мирскую жизнь и жизнь святых подвижников? Кто-то из святых сказал: «Очень важно прежде всяких книг, всякого наставления найти святого православного старца, которому ты бы мог сообщить каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение более или менее умное – а услышать мнение святых отцов по поводу того или иного твоего жизненного решения». Милостью Божьей такие старцы были, есть и будут на Святой Руси. Если поискать их смиренной сокровенной молитвой. Гоголь писал наместнику монастыря: «Передайте всей братии от меня поклон. Чтобы они молились о мне, грешном и немощном человеке, ибо я знаю – пишет Гоголь, – что ни моё перо, ни моя рука не может двигаться без осенения свыше». Вот какое мнение было у Гоголя об Оптиной Пустыни. О молитве её святой братии. Лев Николаевич Толстой шесть раз был Оптиной Пустыни! Подходил к скиту, искал встречи со старцем Амвросием, уже после своего отлучения от Церкви. Но гордыня не могла его допустить и не допустило искушение дьявола. И старец Амвросий однажды сказал про Льва Николаевича: «Он был хоть и лев, а пут гордыни, который связывал его, развязать и разорвать не смог». Лев Николаевич однажды беседовал со своей сестрой, монахиней Шамординского монастыря – монастыря, который основал для бедных вдов и сирот преподобный Амвросий Оптинский в 14 км от Оптиной Пустыни, – и она была насельницей этого монастыря. Она была простой монахиней, любила своего брата, брат взаимно любил её, хотя и называл её «шамординской дурой». Это, так сказать, у него было любовное такое название по отношению к ней. «Потому что, говорит, у тебя «Ш» на морде». И вот говорит он ей однажды: «Маш, Маш, – так он её звал – ты знаешь, а я бы согласился пойти в Оптину Пустынь и стать там простым монахом. Но только с одним условием». Она говорит: «Лёвушка, Лёвушка, с каким же условием?» – «Чтобы эти монахи не заставляли меня молиться». Потому что сам, наверное, понимал и чувствовал, что самый тяжёлый – это молитвенный труд. Человек имел всё, имел всеобщую, всемирную известность и прочее, прочее, прочее. И вдруг высказывает ей сокровенное желание, потому что понимал: мятущаяся душа его не была на месте. Мало того, жизнеописание его говорит: будучи на станции Остапово, он телеграфирует в Оптину Пустынь, чтобы приехал старец Иосиф для беседы с ним, а, может быть, даже для принятия покаяния. А старец Иосиф сам при смерти лежал в этот деньИ едет на станцию Остапово не он, а старец Варсонофий. И старца Варсонофия не допускает личное окружение, не исполняя волю умирающего Толстого. Его не допускает личный секретарь Толстого. И у него такая многозначительная, звучная фамилия. Фамилия этого секретаря была Чертков. Представляете? Если бы не эти люди, если бы не эти обстоятельства жизни… То есть вот оно, желание, стремление соединиться с православием не через кого-нибудь, а через старцев Оптиной Пустыни. Старец Варсонофий в восхищении однажды об Оптиной Пустыни написал: «Исчезнет без труда твоя печаль, И ты увидишь, полный изумленья, Иной страны сияющую даль, Страну надежд, страну обетованья». Это была поистине страна обетованья. И обеты, и пророчества Оптиной Пустыни – они исполнились, исполняются и будут ещё исполняться. Старец Нектарий перед революцией говорил: «Оптина ещё воссияет и в Оптиной ещё будет семь столпов, семь светильников». И это буквально исполнилось в 2000 году, когда на Соборе Святой нашей Православной Церкви именно 14 Оптинских старцев были причислены к лику святых. И они на нас сейчас смотрят с этих икон, с этих фресок. Ещё раз подчёркиваю, что мы находимся на подворье великого монастыря Оптиной Пустыни, которая была, есть и будет спасающая всех, прибегающих к ней. Старец Иосиф говорил: «Не отбивайтесь от Оптиной Пустыни. Скольких она сделала и скольких она ещё сделает небожителями». А мы не видим, не слышим и ни разу не приехали в этот духовный санаторий для многих израненных жизней, осколок рая, подобие рая. Поклониться этим святым мощам, 12 которых из них почивают в Оптиной Пустыни. Нет мощей только двух старцев – преподобного Никона, исповедника и священномученика Исаакия, который был расстрелян на второй день Рождества Христова в 37-м году на полигоне, на 187-м километре трассы «Москва-Тула», на Симферопольской трассе. Это место, так называемые Тесницкие леса, я сам был там много раз. И когда в архиве КГБ в Туле работал, то как раз мы и вышли на место, где был расстрелян преподобный старец Исаакий II. Когда ему говорили: «Батюшка, уже по следам идёт НКВД» и предложили ему куда-то уехать, скрыться, он сказал: «От креста своего не побегу». Однажды, когда я был у отца Иоанна Крестьянкина, он сказал: «Читайте книги и письма святых Оптинских старцев. В них вы найдёте ответы на все свои духовные вопросы». В Оптиной издана Симфония по трудам старца Макария, по трудам старца Амвросия, по трудам всех Оптинских старцев: 350 тем. Нет такой темы, которую бы старцы не охватили своим богомудрым взором. Мы всё время читаем. Читаем журнал «Здоровье», если он ещё такой выходит, в Интернете ищем: «давление, стенокардия, гипертония, холецистит, панкреатит» – чего бы нам, так сказать, выпить, какую бы травку, чтобы тело было здолровым. Но душа-то в тысячу раз важней печени и почек! Оптинские старцы – самые близкие к нам по жизни. Не только старцы – целое братство, которое созидало и прокладывало путь на небо, показало, что такое святая преподобническая христианская православная жизнь. Вот к этому надо стремиться. Это надо ценить. Этим надо жить и хоть немножечко с этим соприкоснуться. На фресках, находящихся в нашем храме, мы пытались хотя бы несколько слов духовного наследия старцев отобразить на их свитках. Вот хотел несколько этих свитков вам напомнить, чтоб вы знали об этом. Старец Моисей Оптинский пишет: «Знай Бога до себя, так и будет с тебя». Отец Антоний: «Кто на Бога уповает, тому Бог во всём помогает». Старец Анатолий: «Образ истинного монашества, истинного смирения». Старец Исаакий: «В молитве ищите благ не земных, а небесных». Старец Анатолий: «Пожалей – и не осудишь». Старец Варсонофий: «Монашество есть блаженство». Старец Никон: «Твёрдое терпение скорбей равночестно мученичеству» Никон, священномученик, священноисповедник, который скончался в далёкой-далёкой Архангельской ссылке в местечке Пинега… Ему предложили поменять место заключения. И тогда он пошёл за советом к Павлу Грачёву, к такому же старцу из Оптиной Пустыни. Потому что там несколько их собралось в этом местечке Пинега Архангельской области. Спросил: «Ходатайствовать мне перед начальством об изменении моей ссылки?» – потому что он болел туберкулёзом. И тот ему не посоветовал, говорит: «Смотри, как говорил старец Амвросий Оптинский». То есть опять ссылается не на свой опыт, не на свой разум – а вспоминал старца Амвросия, который говорил, когда сёстры роптали на тяжёлую монашескую жизнь и хотели поменять монастырь, келью, поменять духовника и прочее. Он говорил: «Смотри, от волка побежишь – на медведя напорешься». «Лягушка, сиди в своей луже – а то будет хуже». И он его не благословил менять, и старец не стал ничего писать, а всё положил на волю Божию. И вдруг он потом пишет об этом долготерпении: «Твёрдое терпение скорбей равночестно мученичеству». Старец Лев: «Живи попроще. Бог тебя не оставит». Однажды курсистки пришли к нему и говорят: «А что это такое? Про старца говорят, что он прозорливый. Да он, небось, не прозорливый, а просто какой-нибудь старик и лицемер. Только пожертвования собирает». А они пришли, две курсистки, такие все модные, нарядные, сразу видно: барышни с Санкт-Петербурга. Из Института благородных девиц. Они пришли, дождались своей очереди, сели за стол. Он пригласил келейника и говорит: «Чашечки им подай». Он подал им чашечки с травой. Кстати, трава там оптинская была, таволга называется, это был знаменитый оптинский чай. Вы сейчас все зелёный китайский покупаете, а в Оптине чай пили и не болели – таволга такая есть, растёт в сырых местах, жёлтый такой кустик. Очень вкусный. И он им поставил чашки, положил туда ложки. И обращаясь к этим барышням, говорит: «Ну, а теперь поболтайте, поболтайте, поболтайте!». И они поняли, кто перед ними стоит. Они ещё говорили, он был очень грузный, старец Лев. Потому что болел водянкой, у него плохо работали почки. И они говорили: «Ой, смотри, какой он большой, толстый. Наверное, такой обжора, невоздержник такой». А он это тоже мыслями увидел. Потом встал перед ними, начал ходить. Так походил, этак походил. Стал живот свой поглаживать. И говорит: «Да, посмотрите на моё пузенько!». Они смотрят на него. «Большое!». Они опять поняли, что он про них говорит. «Да, – говорит, – большое. Есть где благодати разгуляться». Ну, вот и говорил: «Живи попроще – Бог и тебя не оставит». Старец Макарий: «Совет против уныния – терпение, псалмопение и молитва». Старец Амвросий: «Где просто – там ангелов со ста, а где мудрено – там ни одного». Старец Иларион: «Смириться да поклониться, да просить прощения – тем и оправдан». Старец Иосиф: «Царство Небесное не даётся лежащему на боку». «Никакое дело не делается сразу. Требуется пождание и терпение». И ещё есть девиз Оптинских старцев, записанный на одной соломке, которая сохранилась и хранится в музее. Братия занималась рукоделием, токарными станками, какие-то соломки делали. И обязательно на крышке была какая-то надпись, какое-то духовное было наставление. Чаще всего была такая надпись: «Есть смирение – всё есть. Нет смирения – ничего нет». И послушайте преподобного старца Иосифа: «Не отбивайтесь от Оптиной Пустыни. Скольких она сделала и скольких она ещё сделает небожителями». «Оптинский Скит – станция от земли на небо». Срочно покупайте билет на эту станцию. Аминь. Игумен Мелхиседек (Артюхин) http://optina-msk.ru/newsfeed/1-latest-news/410-2012-01-29-09-04-20
  11. 1 балл
    8 и 19 января 2012 г. на московском подворье Введенской ставропигиальной Оптиной Пустыни прошли торжественные богослужения по случаю великого двунадесятого праздника – Крещения Господня (Святого Богоявления). Утром в день Навечерия Богоявления, который в народе чаще называют Крещенским сочельником, настоятель подворья игумен Мелхиседек (Артюхин) совершил в храме свв. первоверховных апп. Петра и Павла в Ясеневе Царские часы, великую вечерню с чтением 13 паримий праздника, перемежаемых особыми припевами, и Божественную литургию святителя Василия Великого, по окончании которой возглавил чин великого освящения воды. Вечером 18 января собором храмового духовенства было отслужено всенощное бдение, а в самый день праздника 19 января – Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста, и снова, как того требует церковный устав, совершён чин великого освящения воды. По окончании богослужения отец-настоятель обратился к прихожанам со словами назидания. Поздравив всех собравшихся с одним из главных праздников церковного календаря, отец Мелхиседек рассказал о том значении, котороё придавали святые отцы православной Церкви крещенской воде. Само её название – «великая агиасма» – так и переводится с греческого языка: «великая святыня». Отец-игумен напомнил, что выше этой святыни Церковь почитает только лишь Пречистые Тело и Кровь Христовы, а тяжёлым грешникам, по каким-либо причинам попадавшим под отлучение от Святого Причащения на определённый срок, вменялось в течение этого периода принимать с благоговением великую агиасму вкупе с антидором, то есть частицей Агничной просфоры. «Это означает, что и сегодня нам, современным людям, подобает относиться к крещенской воде с не меньшим трепетом и бережностью», – подытожил отец Мелхиседек, ещё раз отметив особую целебную природу святыни. В тот же день клирики Покровского храма в Ясеневе, настоятелем которого также является игумен Мелхиседек, по его благословению посетили пансионат ветеранов труда № 6 г. Москвы, где совершили чин великого освящения воды, а затем окропили ею все помещения данного учреждения. Такие посещения священниками ясеневских храмов московского дома престарелых № 6 в день Святого Богоявления уже стали доброй традицией, и их всегда с нетерпением ждут не только пожилые люди, проживающие в пансионате, но и медицинские работники, несущие там своё нелёгкое служение. Напомним также, что ежегодно в дни крещенских праздников (18 и 19 января) в храме свв. первоверховных апп. Петра и Павла в Ясеневе ведётся практически круглосуточная раздача святой воды (за исключением нескольких ночных часов). Поэтому все желающие, но по каким-либо причинам не сумевшие посетить в эти дни праздничные богослужения могут прийти за великой агиасмой в любое удобное для них время. http://optina-msk.ru/newsfeed/1-latest-news/396-2012-01-20-19-49-36
×
×
  • Создать...