Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 28.04.2012 во всех областях

  1. 10 баллов
    В Евангелии от Матфея сказано: Всякий, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32). Какое высокое обетование! Если Христос исповедует кого пред Отцем Своим, то следовательно, обещает Рай. Исповедовать Христа можно многоразлично, во всяком звании и состоянии, от простолюдина до царя. В настоящее время мало исповедников; многие, очень многие отпали от Христа, часто раздаются такие голоса: не все ли равно, как веровать, все спасутся… Если спросят об этом вас, ответьте: «Спасутся ли не христиане – не знаю, знаю только, что в Царствие Небесное вводит Господь и Спас наш Иисус Христос и святая Православная Церковь. Те же, которые не войдут в Царствие, отосланы будут в ад на вечные муки»; впрочем, только ожесточенным нераскаянным грешникам, умершим во грехах своих, нет надежды на помилование, что же касается тех людей, которые грешат, но каются во грехах и не надеются на свои добрые дела, того Господь помилует. Спаситель говорит о Себе: И поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его, и убиют Его, – а затем прибавляет, – и в третий день воскреснет (Мк. 10, 34). Каждый христианин, неуклонно следующий за Христом путем Его заповедей, чтобы завоевать Царство Небесное, должен пройти эти четыре этапа: «И поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его, и убиют Его». Если кого-нибудь из вас спросить: «Любишь ли ты Христа?» - то каждый, наверное, ответит: люблю. Но прибавит: а нельзя ли любить Христа, но не страдать, не мучиться, а жить спокойно? Нет. Немыслимо это, так как враг не оставляет в покое людей, работающих Господу. Любовь ко Христу – великий дар, который надо выстрадать, без страданий невозможно стяжать эту любовь. Надо все перенести, все перестрадать; поверьте – не прогадаете, а выиграете что? – Царствие Небесное. Из бесед прп. Варсонофия Оптинского
  2. 4 балла
    Отойди, отойди, грусть-печаль, не тревожь, не тревожь, я не твой. Мне теперь в самый раз замолчать, не качая седой головой. Улетучились думы мои, и омылась душа тишиной. Пусть о чём-то поют соловьи, я приветствую голос иной. И сирень для меня отцвела,не волнует, как давеча, грудь. Я своё на земле отжелал, утешенья не жажду ничуть. Погребальное в цвете фаты старый сад неспроста усмотрел. Всё обман! Даже эти цветы. Слава Богу, хоть к ночи прозрел. Соловьи, умолчите на миг. Что свистеть до утра без конца? Я смирился, к утратам привык, Обретаю в утратах Творца. Улетучились думы мои, и омылась душа тишиной. Пусть о чём-то поют соловьи, я приветствую голос иной (иеромонах Роман (Матюшин))
  3. 2 балла
    Всю жизнь Александр очень много читал. Разнообразие его интересов поражает, но можно отметить, что больше всего он любил мемуары, дневники, биографии и автобиографии. Глубина и разнообразие человеческих жизней увлекали его. Он читал об атеистах, никогда не обрушиваясь на них с критикой, но пытаясь понять, как и почему человек придерживался таких взглядов. Он читал о гомосексуалистах, политиках, богословах, евреях, мусульманах. Никогда он не судил тех, о ком он читал. Он мог отмечать слабые стороны, фальшивые нотки, неубедительные аргументы и точки зрения, но никогда не осуждал. Он действительно давал всем шанс убедить себя, не просеивая чужие идеи сквозь фильтр собственных убеждений. Поэзия была не только близка его сердцу, она была частью его. Обладая прекрасной памятью, он наизусть читал Верлена, Пушкина, Тютчева, Роберта Фроста, Каммингса, Рембо и др. Александр интересовался и политикой, особенно самими личностями политических деятелей, с интересом следил за выборами (пройдет? не пройдет?), никогда, впрочем, не увлекаясь узкопартийными страстями. Он действительно был настоящим демократом, уважающим способность американского народа выбирать и потом принимать результаты выборов. Следил он и за французской политикой, регулярно читал еженедельники «Экспресс», «Ле Пуант» и др. Собираясь на лето в Лабель, Александр с пристрастием подбирал книги для летнего чтения. Он никогда не скупился покупать книги, и дом был полон книг, отражающих разносторонние интересы хозяина. Его прекрасная память хранила имена, даты, события и т. д. «О да, это тот, который написал…» Бывая в Париже, он бродил по любимым книжным магазинам, таким как «Либрери Галлимар», а рыться в книгах было его любимым занятием, и я до сих пор вспоминаю с долей стыда, как мне иногда приходилось его торопить. На протяжении своей жизни Александр несколько раз брался за ведение дневника. Первый дневник относится к годам его юности. А дневник, начатый в 1973 году, он вел до самой смерти. Писал он для того, что «соприкоснуться с самим собой». Этот дневник впускает читателя во внутренний мир Александра, показывает, как он жил последние десять лет своей жизни. Посредством дневника он наблюдал людей, жил с ними, общался с миром. Дневник — это не пристальный анализ самого себя, а скорее способ увидеть себя в контексте всего творения, способ «объяснить» себя себе самому. Иулиания Шмеман Моя жизнь с отцом Александром Постскриптум... 5 мая 1998 года по распоряжению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона из библиотеки и у студентов епархиального Духовного училища были изъяты книги известных православных богословов XX века протопресвитеров Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа, Николая Афанасьева и протоиерея Александра Меня, и сожжены во дворе училища. После этого трем священникам епархии было предложено проклясть „ереси“ вышеупомянутых авторов, закрепив это присягой перед Крестом и Евангелием. На месте сем некогда сжигались книги Шмемана-Мейндорфа-Меня. Но Екатеринбургская семинария свершила свой акт покаяния, издав книгу памяти о. протопресвитера Иоанна Мейндорфа, которую о. Агафангел и держит в руках )))
  4. 1 балл
    Горе нашему времени. Ныне тесный и прискорбный путь, ведущий в живот вечный, оставляем, а ищем отрадного и спокойного; но милосердый Господь невольно сводит с сего пути многих и поставляет на прискорбный. Невольными скорбями или болезнями приближаемся ко Господу: ибо они нас невольно смиряют, а смирение, когда оное стяжем, и кроме дел может нас спасти, по слову св. Исаака Сирина... Люди большею частию желают и ищут благоденствия в сей жизни, а скорбей стараются избегать; и кажется это очень хорошо и приятно, но всегдашнее благоденствие и счастье человеку вредит. Он впадает в различные страсти и грехи и прогневляет Господа; а проходящие скорбную жизнь более приближаются ко Господу и удобнее получат спасение; потому Господь отрадную жизнь назвал пространным путем: пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу и мнози суть ходящии им (Мф. 7, 13), а скорбную жизнь назвал: тесный путь и узкая врата вводяй в живот вечный, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14). Итак, по любви Своей к нам, Господь, провидя могущую быть пользу, кто того достоин, многих сводит с пространного пути, а поставляет на тесный и прискорбный путь, чтобы терпением болезней и скорбей устроить их спасение и даровать жизнь вечную. Из писем прп. Макария Оптинского
  5. 1 балл
    Первые христиане любили Бога, любили каждого человека, потому что если любишь Родившего, то любишь и рожденного от него, и каждый христианин ведь рожден от Бога в Таинстве крещения. Святой апостол говорит: Чадца, любите друг друга (1 Ин. 3, 18-19), смиряйтесь, смиряйтесь. Потому что если кого любишь (а любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т.е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым), то и смиряешься перед ним. Где любовь – там смирение, где злоба – там гордыня. Прошу и желаю, чтобы между вами была любовь. Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки. Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать обиды справедливые и несправедливые. Из писем прп. Никона Оптинского духовным чадам
  6. 1 балл
    Принесите Господу миро 28 апреля, 2012 • Священник Дмитрий Шишкин Змея в пустыне Джеймс Бернстайн: Из иудаизма в православное христианство Неделя Жен-мироносиц: Когда устаревает верность Мои мироносицы Любовь нерассуждающая Первые диакониссы, свидетельницы Воскресения Дочери Света Каким должен быть женский праздник? Об обиженом Ионе и милосердии Божьем Страстная седмица. «Не цепляет» Главная тема • Жизнь Церкви • Священник Димитрий Шишкин Теги: Ветхий завет • взаимоотношения • жены-мироносицы • Новый Завет • свобода Завтра Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц. Известно, что у православных именно этот день, а не пресловутое 8 марта, считается женским днём. Почему же именно так, и в чём принципиальная разница? А всё дело в том, что именно, какие качества мы выделяем в богатой женской природе для восхваления, а в данном случае и для почитания, потому что эти святые, благочестивые качества в женах-мироносицах приобрели личное, выплавленное и выкованное в скорбях и трудах звучание. Итак, если мы совсем коротко, по существу, сопоставим два этих женских праздника, то увидим, что в основе первого – 8 марта — лежит принцип гордости, освобождения от традиции, а с точки зрения веры — и Закона. Он, в свою очередь, отсылает нас к первоначальным событиям человеческой истории, когда сластолюбие и любопытство, преступное забвение послушания и благоговения повлекло за собой страшные, катастрофические изменения в человеческой природе, да и в природе вообще. Мы знаем о наказании за это страшное падение, и одним из условий этого наказания стало правило подчиненности женского начала мужскому. Трагические страницы истории, трагический «доветхий» завет Бога с отпавшим человеком. И отменить этот завет, конечно, никто не властен. Да, мы провозглашаем в эти святые дни радость утверждения Нового Завета Бога с человеком. Завета примирения, соединения в любви, но этот Новый Завет не исключает многих последствий и условий завета первого. Так, мы не перестаём страдать, умирать в этой жизни… мы не избавлены от необходимости совершать свой, порой мучительный и трудный, выбор. Словом, Новый Завет – это святая возможность спасения. Но для того, чтобы этой счастливой возможностью воспользоваться, нужно смиренно осознать и принять те условия завета прежнего, которые продолжают существовать. Нам нужно принять их как необходимое средство осознания произошедшего в человеческой истории, для покаянного и сознательного преодоления греха, хоть и с Божьей помощью, но и напряжением собственных сил, напряжением порой крайним. Об этом забывать нельзя. photosight.ru. Фото: Богданов Тимофей Может наличествовать только желание отменить этот «завет вразумления» усугублением своего протеста, наглостью, бунтом. Но если женщина начинает декларировать и воплощать в жизнь всевозможные бесовские «свободы», то это только усугубляет её гибельное положение, а никак не облегчает. Собственно, это провозглашение бесовского протеста, бессмысленного и губительного упрямства и гордости мы видим в основании того, что называется по недоразумению «международным женским днём». Сама праматерь наша Ева, к счастью, осознала (пусть и не сразу) гибельность своего любопытства, своего забвения Бога, своего сластолюбия и глубочайшим покаянием, слезами снискала с себе снисхождение, привлекла милосердие Божие и Его благодать. Мы знаем о радостном и светлом разрешении этой трагической истории, когда Господь вывел из ада, освободил от мук и мрака наших прародителей – Адама и Еву. Это спасение хоть и произошло исключительно силой Божией, вследствие Его любви к падшему человеку, посредством величайшей Крестной жертвы, но и благодаря покаянию. Потому что, по слову святых отцов, Бог спасает нас, но не без нас. То есть для спасения нашего от вечных мук нужно изменение нас самих: приобретение смирения, чистоты, покаяния и любви, стремление и стремление деятельное, напряженное к приобретению всего названного. И вот именно за это стремление, надо полагать, за эту живую и искреннюю любовь к Господу, за это крайнее прилежание в послушании, кротости, милосердии и любви и ублажаем мы святых жен-мироносиц. И именно потому мы считаем этот праздник днём всех женщин вообще, что привлекаем их внимание к тем качествам, которые обязательно нужно приобрести всякой женщине, чтобы достичь той святости, к которой она призвана. Конечно, и вера, и смирение, и кротость, и чистота, и любовь – все эти качества необходимы всякому человеку, но в мужчинах и женщинах они приобретают свои, особенные черты, тесно связанные именно с призванием, с образом служения Богу. И если мужчина призван к служению, если можно так сказать, непосредственному, то женщина призвана быть ему помощницей. И это не прихоть человеческая, а тот самый неотменимый завет, о котором мы говорим. photosight.ru. Фото: Невеличка Все мы извратили свои пути. Мужчины перестали служить Богу честно, каждый на своём месте, а женщины считают долгом уклониться от служения мужчине как слуге Божьему. В результате страдают все, и конца тому, кроме возвращения в определённое Богом русло, не видно. Словом, всем нам надо немало потрудиться для восстановления действительного послушания, подлинного смирения и нелицемерной кротости. К сожалению, пропаганда растления, хищничества, хитрости, ненависти, зависти, гордыни и злобы достигла каких-то чудовищных размеров. Наши несчастные женщины, даже зрелые и, казалось бы, уже утвердившиеся в понимании того, что есть добро и зло – всё чаще впадают в безумие «вольной» жизни. Они не понимают, что они именно сами выходят из границ добра, определённых для них Богом, и именно сами этой своей близорукой строптивостью обрекают себя на страдания. А что говорить о молодёжи, о детях?.. Как им устоять перед поглотившей наше общество болотной мутью, ядовитой, отравленной миазмами греха, так что проповедь о чистоте, о святости, о кротости и любви звучит как бы уже из глубин затопившего нас беззакония. Но эта проповедь, этот живой пример жен-мироносиц, эта здоровая среда, называемая Церковью, создаёт такие «воздушные карманы» в толще болотных отравленных вод и даёт ещё возможность жить и спасаться, дышать… И чем больше людей дышит этим воздухом, тем его становится удивительным образом больше, так что болотные воды вынуждены отступать. Может быть, они и вовсе отпрянут, и мы сможем, наконец, начать строить жизнь под чистым небом, под ясным солнцем, наслаждаясь зелёной травой, цветущими деревьями, чистым воздухом… словом, всем тем, что любящий Бог приготовил для людей как дар любви и неизреченной милости, дар, для пользования которым нужно только послушание Его воле. photosight.ru. Фото: Вадим Эйхман Мы называем святых жен «мироносицами» потому, что они несли благоуханное миро, чтобы помазать тело снятого с креста Господа, и это событие сопряжено со скорбью. Но в широком смысле миро – это символ и выражение высшей преданности и любви, служения до последней степени веры и верности; несмотря на внешние обстоятельства. Трудно, очень трудно было в те страшные часы после распятия и снятия со креста Господа верить безоглядно в Его грядущее воскресение. Но любовь простирается дальше веры и заставляет служить истине даже тогда, когда она по видимости претерпевает поражение и крайнее поругание или даже, кажется, вовсе исчезает. Особенно это очевидно в наше время, когда размыты все понятия о норме, добре и истине. Когда без опасности быть подвергнутым остракизму можно провозгласить истиной несусветный бред. Но вот именно в это время забвения истины и ценно и важно самоотверженное служение ей — не потому, что это выгодно или престижно, а потому, что это и только это есть наше высшее призвание. Такое служение в наше время требует немалой решимости, самоотверженности и, конечно, веры. Но вера эта не посрамится, потому что «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). И может быть, именно за эту верность, за это служение до конца, невзирая на обстоятельства, Господь и сподобил именно жен-мироносиц быть первыми, кто узнал величайшую и радостнейшую весть в истории человечества: Христос Воскресе! Читайте также: Жены-мироносицы: они не искали земной победы Христа Память святых жен-мироносиц. Как сделать этот праздник семейным? Православное гендерное
  7. 1 балл
    Тропарь, глас 8: Ангелов лицы благоговейно Тебе служат и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей “Державней”, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от Нея на всех с верою Тебе молящихся и вопиющих Богу. Аллилуиа. Тропарь, глас 4: Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы. Величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим. МОЛИТВЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ДЕРЖАВНАЯ" Молитва первая О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго всю вселенную Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря внутренняя нашедшая на страну нашу, во дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог: и в делех сие безбожие показуют. Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорби наша и горе нас православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державного образа Твоего. О, Преблагословенная Мати Божия, Державная Помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О, Небесная Царице! Скипетром власти Твоея Божественныя разсей, яко прах, яко дым, нечистивыя козни врагов наших видимых и невидимых: сокруши велеречивыя помышления их и запрети им: и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их. Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе: водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей. Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси: яко да под Державою Твоею всегда храними, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва вторая О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и непозыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарна воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь. Молитва третья Ангелов лицы, благоговея, Тебе служат, и вся Небесные силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево. Усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать над Твоей Честной иконой "Державная", и светозарный луч славы чудес Твоих да исходит на верных, молящихся Тебе и вопиющих: Аллилуия (Из молитвослова Митрополита Мануила (Лемешевского)) С 1992 г. по благословению архим. Наума (Байбородова), архим. Кирилла (Павлова) и схиигум. Илия (Ноздрина) группа верующих ежедневно читала акафист Д. и. на месте разрушенного храма Христа Спасителя. В 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство храма-часовни в честь Д. и. как начала воссоздания храма Христа Спасителя (архит. А. Б. Барабанов). Закладка храма состоялась 10 нояб. 1994 г., освящение - 8 нояб. 1995 г. Тогда же в качестве храмового образа был создан список Д. и., который в 1999 г. участвовал в крестном ходе (облете) на самолете вокруг России (в наст. время находится в Артемиевом Веркольском муж. монастыре). В 2000 г. в храме, справа от иконостаса, был поставлен образ работы Л. Н. Шеховцовой в серебряном окладе с драгоценными камнями. Он не является точным списком чудотворной святыни (с утраченным нижним краем), а представляет полнофигурную копию-реконструкцию (размер 160×90 см), выполненную на основе исследования реставратора В. В. Филатова. У него сохранилась фотография образа 1917 г., полученная родственниками Королёвыми от руководительницы иконописной мастерской Алексиевского монастыря в Москве мон. Ангелины (Обуховой). От общественно-политических событий, произошедших в России весной 1917 г., в церковных календарях запечатлелся особый праздник - в честь обретения «Державной» иконы (отмечается ежегодно 2 (15) марта). Эта икона с изображением Пресвятой Богородицы, восседающей на царском троне в короне, со скипетром и державой в руках, была явлена в Вознесенской церкви села Коломенское под Москвой 2 марта 1917 г.: за несколько часов до отречения императора Николая II от престола. От редакции. См. по данной теме статьи «Был ли свт. Тихон верен архиерейской присяге?»: http://expertmus.liv....com/89380.html «Изменники и провокаторы: Февраль 1917, Колчак и «швондеры»:http://expertmus.liv....com/50597.html К октябрю того года было составлено «Сказание» о явлении этой иконы. Оно увидело свет на страницах выходившего в Москве периодического издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Автор «Сказания» - Николай Лихачёв, священник Вознесенской церкви села Коломенского 1. Факт явления иконы был им истолкован как «великое событие появления милости Божией к страждущему народу Русскому» 2. О том, что это явление - утешительное и «благодатное событие», означающее «великую милость»3 и «явление любви Богородицы к русскому народу»4 было повторено и более поздними повествователями. Причём это толкование фактически стало официальным, поскольку оно безапелляционно засвидетельствовано в статье патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), увидевшей свет на страницах «Журнала Московской патриархии», а также в комментариях к церковным службам, в «Православной энциклопедии» и в церковной учебной литературе. Эти «великая милость» и «любовь», по мнению духовенства, заключается в том, что, дескать, по молитвам государя Николая II Царица Небесная взяла на Себя верховную царскую власть над Россией, которую и сохраняет для того, чтобы в определённый момент возвратить её на русскую землю5. При этом, в современных изданиях говорится, что от этой иконы были «явлены чудеса исцелений»6. Церковные авторы и богословы не приводят никаких доводов для доказательства того, что явление «Державной» иконы - знак «великой милости», «любви» и проч.7 Тем более, что события послеоктябрьского периода истории России (и особенно гонения большевиков на РПЦ в 1920-30 гг., организованный властями голод, насильственная коллективизация и проч.) не очень-то свидетельствуют о «милости» и «любви» Божией к русскому народу. И с богословской стороны возникает вопрос: не было ли явление «Державной» иконы знаком приближающегося и неотвратимого гнева Божия за революцию, за бунт против царя как помазанника Божьего? (Наводит на эту мысль, например, алая порфира «Державной» Богоматери, словно отражающая цвет крови…). В подтверждение этого тезиса можно указать, например, на слова, прозвучавшие в августе и декабре 1917 г., январе, феврале и августе 1918, а также в октябре 1919 и июле 1921 гг. от митрополита Тифлисского Платона, епископа Селенгинского Ефрема (Кузнецова) и патриарха Московского Тихона (Беллавина). Иерархи говорили о гневе Божием, постигшем Россию с 1917 г. Первый из них, от имени Св. синода выступая на открытии Поместного собора, сказал, что Россию «коснулась карающая рука Божи»8. Второй из названных архиереев на том же Соборе указал, что в происходящих событиях видно «явное проявление гнева Божия, карающего и зовущего к покаянию»9. Третий в своём обращении к пастве по поводу своего вступления на патриарший престол говорил о «године гнева Божия», «многоскорбных и многотрудных» переживаемых днях. В своих посланиях «С призывом к всенародному покаянию в грехах в наступающие дни св. Успенского поста» и «О невмешательстве в политическую борьбу» владыка Тихон призывал всероссийскую паству к молитве, чтобы Господь «укротил Свой гнев, доныне поядающий землю нашу», говорил о необходимости для русского народа очищения «в купели покаяния от многолетних язв»10. В приветственной речи на открытии соединённого собрания высших органов церковного управления он сказал: «Ныне совершается над Отечеством нашим суд Божий, и суд начинается с дому Божия»11 В своём послании по поводу Брестского мира святейший также говорил о свершающемся в те дни над Россией «страшном суде Божием»12. А в телеграмме к епископу Нью-Йоркскому по поводу развернувшегося в 1921 г. в России при содействии властей голода, он просил: «Молитесь, да утихнет гнев Божий, движимый на нас»13. В событиях же, произошедших в России с 1917 г., названные иерархи (в отличие от современных богословов) проявления «милости» и «любви» Божией к русскому народу не усматривали. Более того, очевидцы «бескровного Февраля» (например, ушедший в эмиграцию архимадрит Константин (Зайцев)) отмечал, что в результате свержения монархии «Россия лишилась Божьей благодати»14, что её «покинула благодать Божия», что она стала «безблагодатной» и более того - «жертвой бесов»15. По существу о том же говорилось и в послании Поместного собора 1917–1918 гг., выпущенном 11 ноября 1917 г.: «Ещё недавно великая, могучая, славная, она (Россия - М.Б.) ныне распадается на части. Покинутая благодатию Божиею, она разлагается как тело, от которого отлетел дух»16. В архивных же фондах сохранились первоисточники, датированные мартом и октябрём 1917 г., соответственно: «Запись рассказа крестьянки Е.И. Андриановой об обретении ею Державной иконы Божией Матери» и официальное «Донесение» митрополита Московского Тихона (Беллавина) Св. синоду с достоверным описанием событий, связанных с обретением «Державной» иконы17. Содержащиеся в них повествования о явлении иконы существенно отличаются от известных, более поздних и широко растиражированных редакций, в которых, во-первых, для придания «благостно-утешительного» смысла явлению иконы были упущены некоторые детали, связанные со старообрядчеством18. Эти детали существенно затрудняли «желаемое и нужное» духовенству толкование случившегося события. Во-вторых, в донесении митрополита Тихона, написанном по прошествии более полугода со дня обретения иконы, было сказано, что «о чудесах от иконы не было заявлено»19. Указанные смысловые разночтения свидетельствуют о во многом надуманном характере известного церковного толкования «чуда явления Державной иконы». Непосредственной же целью духовенства, безапелляционно предложившего своё толкование, является, по нашему мнению, создание очередного богословского оправдания свержения царской власти, которое сводится к следующему: Якобы, в России со 2 марта 1917 г. вместо царя (земного, грешного человека) незримо «правит» …Пресвятая Богородица: до Февральской революции был царь земной, а после неё - Небесная Царица20. При этом исподволь проводится мысль, что поскольку царствование Божией Матери лучше царствования человека-царя, (так как Её правление, в определённом смысле, есть «возврат» к теократии (Богоправлению); а теократия, как повествуется во Священном Писании (см. Первую книгу Царств, гл. 8-12), неоспоримо лучше монархии), то революция, свергнувшая царскую власть и, соответственно, «приведшая к власти» Царицу Небесную, - есть не только осуществление «воли Божией», но и явление «милости и благости» Его… Согласно такой, проводимой исподволь проповеди получается, что февральско-мартовские события 1917 г. для России - благодетельны, поскольку в результате их страна, выражаясь образно, «поднялась на ступеньку вверх» по пути к теократии, стала «ближе» к Богу. (И фактически паства подводится к «парадоксальному» выводу: «Свергать монархию надо было бы намного раньше: чтобы раньше оказаться «ближе» к Богу!»). Отметим, что во всех службах иконе «Державной» о событиях Февральской революции и о свержении монархии в России не говорится ни слова. Упоминается лишь о том, что явление иконы состоялось «во дни гневного посещения Своего» (то есть Божьего. - М.Б.)21. При этом в «Молитве (второй) Божией Матери пред Державною Ея иконою» акафиста говорится: «…Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твоюво дни сия (здесь и далее курсив наш. - М.Б.) лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря ветренняя нашедшая на страну нашу во дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию (которые не только. - М.Б.) в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог, и в делех сие безбожие показуют»22. Очевидно, что вторая часть приведённого предложения в полной мере относится в периоду владычества большевиков. То есть авторы акафиста (среди которых - патриарх Тихон23), проводя мысль, что явление иконы произошло при большевиках (что, разумеется, не так), «экстраполируют» события Февральской революции на Октябрьскую. Налицо определённое противоречие: с одной стороны, обретение иконы произошло 2 марта - в самый, можно сказать, «пик» Февральской революции (в день, охарактеризованный императором Николаем II словами «Кругом измена и трусость, и обман!»24). С другой - в церковных официальных толкованиях говорится о нём как о «благодатном событии», «великой милости», «явлении любви» и проч. А с третьей - в богослужебных книгах проводится тезис, что обретение иконы произошло в дни «гневного посещения [Божия]» и фактически - при …власти большевиков (при этом о свержении монархии не говорится ни слова). Данное противоречие, на наш взгляд, свидетельствует о том, что явление «Державной» иконы ещё нуждается в осмыслении. По нашему мнению, официально принятое толкование «чуда явления Державной иконы» фактически является одним из средств богословского оправдания духовенством свержения в России царской власти. Создатели мифотворческого «Сказания о явлении Державной иконы», руководствуясь известными мотивами, вытекающими из проблемы «священства-царства»25, преследовали цель не только «оправдать» в глазах своей паствы революцию, но и подчеркнуть, что наличие в государстве царя как помазанника Божияго, как «проводника» Его воли - и не нужно, что воля Царя Небесного на земле определяется только через священство, что «священство выше царства». В контексте вышеизложенного, на наш взгляд, более логично предположить26, что изображённая на «Державной» иконе Богородица приняла скипетр и державу скорее не от земного царя, а от …Царя Небесного. То есть Она, в определённом смысле, «подобрала» царские регалии после того, как Царь Небесный, с позволения сказать, «бросил» их, разгневавшись, видя свержение людьми Своего помазанника - земного царя, через которого Он незримо проводил Свою волю. Интересен нюанс. Первым, кто сказал о том, что явление «Державной» иконы есть «великое событие появления милости Божией к страждущему народу Русскому», был, как уже говорилось, настоятель Вознесенской церкви села Коломенского священник Николай Лихачёв. Его «Сказание о явлении иконы …» было опубликовано в октябре 1917 г.27 Однако существует свидетельство, что отношение самого о. Николая Лихачёва к «Державной» иконе было весьма, с позволения сказать, своеобразное. Об этом можно заключить, сопоставив иконографическое описание иконы с воспоминанием одного из современников. Так, в иконографическом описании подлинника «Державной» иконы, в частности, сказано следующее: «Икона (размер 141Ч86 см) выполнена масляными красками по коричневому грунту на доске с полукруглым верхом. Низ иконы был опилен (sic! - М.Б.) на 15–20 см, вероятно, после её обретения из-за сильных повреждений доски. На основании художественных особенностей образ датируется концом XVIII в.»28. А об истории появления этого «отпила» существует следующее воспоминание современника - И.И. Василевского (отец которого – овдовевший священник Иоанн Василевский, ставший в 1923 г. епископом Бронницким, а с 1927 г. - Воскресенским (викарием Московской епархии)): «Вскоре после свержения царя один батюшка, настоятель церкви в селе Коломенском (sic! - М.Б.), под Москвой […], копаясь где-то там - на чердаке своего храма, обнаружил, среди прочих сложенных там предметов, какую-то икону Божией Матери с Младенцем на руках. Икона эта чем-то ему понравилась, и он приспособил было для неё какой-то киот. Но так как по размерам своим она не подходила к киоту, была несколько длиннее его, то он, «ничтоже сумняся, никогоже бояся», взял ручную пилу и отхватил снизу часть доски вместе с ножками Младенца. (Уж по одному этому можно о его «культуре» судить!) Да-с! Врезав таким образом икону в киот, он выставил её в своём храме на поклонение народу […]. Батюшка назвал икону эту «Державной Царицей Небесной» […]»29. Однако справедливости ради стоит отметить, что И.И. Василевский в своих воспоминаниях, записанных в 1956 г., несколько неточен. На подлиннике иконы «Державной» ножки Богомладенца не повреждены. Повреждён же трон Божией Матери, Её одежды и ступни Её ног. Таким образом, автор широко растиражированного мнения о «милости» Божией, излитой-де явлением иконы «Державной», обошёлся с самой иконой, мягко говоря, «не благоговейно». Соответственно, и к выдвинутой им версии (ставшей в церковных кругах фактически официальной и общепринятой) доверие не может быть, на наш взгляд, сколько-нибудь значительно. В целом, вопрос о явлении иконы «Державной» нуждается в дальнейшем исследовании как с исторической стороны проблемы, так и с богословской. 1 «Сказание о явлении иконы Божией Матери при Вознесенской в селе Коломенском церкви Московского уезда» было опубликовано в журнале «Душеполезный собеседник» (М., 1917. Октябрь. С. 314–315). Иконографию подлинника см.: Православная энциклопедия. М., Церковно_научный центр «Православная энциклопедия». 2006. Т. 14. С. 436. 2 Душеполезный собеседник. М., 1917. Октябрь. С. 314. 3 Алексий II, патриарх Московский и всея Руси. Заступница усердная. Коломенская икона Божией Матери «Державная» // Журнал Московской патриархии. М., 1993. № 3. С. 30; Акафист «Державной» иконе Пресвятой Богородицы. Указ. соч. С. 10. 4 Цыпин Владислав, протоиерей. Русская Церковь 1917–1925 гг. М., Изд. Сретенского монастыря. 1996. С. 11; Его же. История Русской Церкви. Кн. IX. 1917–1997 гг. М., Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1997. С. 13. 5 Аверкий (Таушев), архиепископ. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. N.Y., Джорданвилль, Изд. Свято-Троицкого монастыря. 1975. Т. 2. С. 513; Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших. (От царствования царя-мученика Николая II Александровича и до наших дней) /Авт.-сост. М.Б.Данилушкин, М.Б.Данилушкина. СПб., Изд. Воскресение. 2001. В 2_х тт.: Т. 1. Январь–июль. С. 309–310; Андреев И.М. Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней. N.Y., Джорданвилль, Свято-Троицкий монастырь. 1952. С. 5. 6 Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии /Сост. С.Фомин. М., Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1993. С. 185–196; Покров Божией Матери над Россиею /Сост. Н.К.Симаков. Л., 1991. С. 12–15. 7 Упомянутые воззрения на явление иконы нашли отражение и в церковных богослужебных чинопоследованиях. Например, в одной службе (составленной при участии патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина), называемой «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя «Державная»», в т. н. стихире стиховне говорится, в частности: «…созывает бо нас Святая Богородица видети икону Свою, лучами милости (здесь и далее курсив наш. — М.Б.) вся православныя освещающую». В славословиях другой службы (составленной В.В. Богородицким), имеющей название «Ина[я] служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы «Державныя»», в т. н. величании поётся: «Достойно есть величати Тя, Богородице, земли Русския ЦарицуНебесную и людей православных Владычицу Державную». А в кондаке этой же службы - слова: «…Темже днесь радуемся и празднуем светло, яко прииде Державная на стражу земли Своея» (Минея. М., Издательский совет РПЦ. 2002. Март. Часть 1. 2 марта. С. 17, 33, 37). 8 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Т. 1. Деяние 2. С. 31. 9 Деяния Священного Собора … 1996. Т. 6. Деяние 67. С. 48–49. 10 Церковные ведомости. Пг., 1918. № 1. С. 1; Акты святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 гг. Сборник. Ч. 1, 2 /Сост. М.Е.Губонин. М., Изд. ПСТБИ. 1994. С. 144, 163–164; Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ /Отв. сост. Н.А.Кривова. М., ПСТБИ, Памятники исторической мысли. 2000. С. 844. 11 Прибавления к Церковным ведомостям. Пг., 1918. № 7_8. С. 323; Акты святейшего … С. 91. 12 Церковные ведомости. Пг., 1918. № 9_10. С. 50–51; Акты святейшего … С. 108. И приведённая точка зрения среди духовенства была нередка. Её разделяли и российские эмигранты. Например - епископ РПЦЗ Григорий (Граббе). В 1988 г. он говорил: «Более семидесяти лет ужасно страдает русский народ вследствие того, что он не отверг зачинщиков измены присяги своему Царю. Божие наказание не замедлило (курсив наш. - М.Б.). На смену благостному православному Царю пришла жесточайшая безбожная советская власть. Революция, начавшаяся с измены генералов, вскоре стала всенародной и проникла даже в Русскую Церковь в форме обновленчества» (Григорий (Граббе), епископ Вашингтонский и Флоридский. Завет святого патриарха. М., б/и. 1996. С. 78). 13 Цит. по: Иванова Е.В. Святейший Патриарх Тихон и голод 1921–1922 гг. в России // Богословские труды. Вып. 41. 2008. С. 508. 14 Цит. по: Фомин С. Россия без Царя // Серафим (Кузнецов), игумен. Православный царь_мученик /Сост. С.Фомин. М., Изд. Православный паломник. 1995. С. 744. 15 Константин (Зайцев), архимандрит. Чудо русской истории. Сборник статей. N.Y., Джорданвилль, Свято-Троицкий монастырь. 1970. С. 266–267. 16 Деяния Священного Собора … 1994. Т. 3. Деяние 38. С. 185–187. 17 Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 1176. Оп. 1. Д. 138. Л. 89–89об.; Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 445. Д. 348. Л. 6–8. 18 Помимо этого, в комментарии к службе иконы «Державной» в богослужебной книге РПЦ говорится, что при откровении крестьянке Евдокие Адриановой (написание фамилии – по тексту источника. - М.Б.) о необходимости обрести икону Божией Матери было явлено, что «отныне через неё («Державную» икону. - М.Б.) будет явлено Небесное Покровительство и Заступничество Царицы Небесной» (Минея. М., Издательский совет РПЦ. 2002. Март. Часть 1. 2 марта. С. 42). Однако в упомянутых первоисточниках такие «подробности» не содержатся (см.: ЦИАМ. Ф. 1176. Оп. 1. Д. 138. Л. 89–89об.; РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 348. Л. 6–8). 19 РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 348. Л. 7.Впрочем, рукою митрополита Тихона на его донесении позже были сделаны две пометки карандашом: 1) вставлено слово «тогда*», чтобы читалось «тогда* не было заявлено» и 2) внесена соответствующая подстраничная сноска: «*Теперь поступают такие заявления, - и проверяются». 20 Например, в церковной энциклопедии говорится, что совпадение дня явления иконы «Державной» с днём отречения от престола императора Николая II «было воспринято русским православным народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти (sic! - М.Б.) и попечительства о России Самой Богородице» (Православная энциклопедия. 2006. Т. 14. С. 436). Однако современники (например, ближайший соратник патриарха Тихона архиепископ Иларион (Троицкий), архиепископ Гдовский Димитрий (Любимов) и епископ Стародубский Дамаскин (Цедрик) отождествляли господство большевиков вовсе не с «властью Богородицы», а с «властью антиХриста», «антихристовой властью», «властью сатанинской», которую, согласно псалмов библейского царя Давида, «каждый верующий должен «ненавидеть полной ненавистью»» (см.: Акты святейшего … С. 525, 529; Шкаровский М.В. Судьбы иосифлянских пастырей. Иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. Архивные документы. СПб., Изд. Сатисъ, Держава. 2006. С. 530, 532, 543). Так что согласно проповеди одних представителей духовенства, с 1917 г. Россией правит …Божия Матерь. Согласно проповеди вторых - …антихрист. Таким образом, налицо - ярко выраженное противоречие… 21 Акафист «Державной» иконе Пресвятой Богородицы. М., Издательство Московской патриархии. 1995. С. 13, 17. 22 Там же. С. 27. 23 См. об этом: Православная энциклопедия. 2006. Т. 14. С. 436 24 Архив новейшей истории России. Т. III. Указ. соч. С. 52. 25 Взаимоотношения иерархической и царской властей с точки зрения историко-богословской проблемы «священства-царства» рассматриваются в монографии: Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.). М., Изд. Государственной публичной исторической библиотеки России. 2007. - 532 с. 26 Более логично - по сравнению с известной «официальной версией» о проявлении «великой милости Божией» и «любви Богородицы к русскому народу», выраженных в обретении иконы «Державной». 27 См.: Душеполезный собеседник. М., 1917. Октябрь. С. 314–315. 28 Православная энциклопедия. 2006. Т. 14. С. 436. 29 Цит. по: Современники о патриархе Тихоне. Т. 1. С. 109, 302–303. Опубликовано: Михаил Бабкин. 2 (15) марта 1917 г.: явление иконы «Державной» и отречение от престола императора Николая II // Посев. № 3 (1578) март 2009 г. С. 21-24. Автор: Музей имени Андрея Рублева Источник : Музей имени Андрея Рублева: Державная икона БожиейМатери: 95 лет... http://www.expertmus.com/ © Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2007-2012. Шаблон "Awesome Inc.". Технологии Blogger.
×
×
  • Создать...