Татьяна.
Мы живем здесь и сейчас. Да, сейчас по другому. Церковь живой организм, в ней происходят постоянные изменения.
Когда-то одного монаха засыпала вопросами, а он мне ответил лишь частично, а потом сказал: " Не знаю. Что Вы от нас священников хотите ответов на все вопросы? Традиции прерваны, мы сами не знаем." Вот после такого ответа я поняла, что ему действительно можно доверять.) Это - не знаю - заслуживает больше уважения, чем ответы других священников от ветра головы своея.
Перед революцией были большие проблемы. Иначе и не было бы того, что произошло в 1917году и после него.
Не читали книги и воспоминания , которые писал И. Фудель , сын священника, бывавший в Оптине до революции, а после нее отсидевший в ГУЛАГе? Хотя бы эту:
http://predanie.ru/fudel-sergey-iosifovich/book/218262-cerkov-vernyh/
"Христос сказал не только то, что «врата ада не одолеют» Церкви (Мф. 16, 18), но и то, что, «когда придет Сын Человеческий, найдет ли Он веру на земле?» (Лк. 18, 8), то есть найдет ли Он Церковь? Мы знаем, что найдет, но знаем и то, что «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мф. 24, 22). Беспокойство Церкви о своем духовном бытии до Второго пришествия есть такое же неотъемлемое состояние ее, как и покой в Господе. Врата ада не одолеют, но они все время пытаются одолеть Церковь, и не только извне, но и изнутри.
..............................................................
Веками между темной церковной действительностью и Христовой Церковью существовал разрыв. Множество людей соблазнялись этим страшным фактом и подавлялись им, и, однако, у церковных людей существует тенденция не только молчать о нем, но и, по существу, отрицать его даже перед собой. Так создана теория покрытия церковного зла «православным исповеданием». «Внутри Церкви ничто ей не угрожает; к Церкви принадлежат все православно верующие, не одни только праведные, но и грешники» — вот обычная бесформенная формула церковного благополучия[72]. Бесформенность этой теории в том, что она не указывает, какие же именно грешники находятся в Церкви — кающиеся или даже не замечающие своей греховности? Ведь, как справедливо сказал протоиерей А. В. Горский{73}, Церковь не есть врачебница, в которой сидят не желающие врачеваться.
Почему у святых не было этого удивительного спокойствия о Церкви? Тем более удивительно, что оно идет параллельно со все большим оскудением веры и в Церкви, и в мире."
Или митр. Вениамина (Федченкова) воспоминания?
P.S. Возвращаться к теме? Там только видео и никакого текста. Не о чем говорить. ))