Глава 11, стихи 20-21:
«Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути» (Притч. 11:20).
Мерзость в данном случае — это чувство омерзения, которое возникает у человека, например, при виде гниения, зловония. Такое же отвращение вызывает у Бога человек, коварный сердцем. Увы, у нас зачастую утрачено восприятие вот этой омерзительности зла. Недавно произошел ужасный случай в Казани с расстрелом детей, люди возмущены этим, шокированы, и это правильно. Именно такую реакцию должно вызывать зло. Когда неприкрытое зло прорывается в нашу жизнь, оно вызывает у нас отвращение до глубины души. Но обычно зло в этом мире является в прикрытом виде. Вот, допустим, в Казани убийца убил детей, здесь все всем понятно. А возьмем аборты — чем это лучше? Но тут уже вдруг не всем понятно, напротив, очень многие оправдывают их и агрессивно реагируют, если слышат, что аборт это грех. Хотя и там и там убийство детей. И в случае абортов это даже более омерзительный грех, потому что казанский убийца, по крайней мере, убил не своих детей. А когда человек убивает собственного ребёнка — это, если вдуматься, более тяжкий грех! Но здесь зло прикрытое, — прикрытое множеством оправданий. И вот из-за всех этих оправданий люди перестают ощущать, насколько ужасно и омерзительно любое зло.
И Священное Писание напоминает о том, каким тебя делает зло, которое ты совершаешь — мерзким. А то неприкрытое зло, которое иногда прорывается в нашу жизнь, напоминает нам, зачем нужен ад. Потому что когда мы посмотрим на случаи, подобные расстрелу в Казани, или же действия маньяков, то понимаем, что этому место в аду. Но зла не существует без носителя зла, без того, кто осуществляет зло. Поэтому зло наказывается именно через того, кто стал его носителем.
Эта тема продолжается в следующем стихе: «Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется» (Притч. 11:21).
Тема ада сейчас вообще непопулярна, особенно на Западе. Многие там говорят, что ада вообще не существует. Якобы все сразу отправляются в рай. Это ложь. Как видим, слово Божие говорит: «можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным». Раньше мы слышали в Книге Притч, что нельзя ручаться за человека, потому что не знаешь будущего, то есть, как человек, за которого ты поручился, себя поведёт. Но здесь сам автор говорит, что можно поручиться, потому что это стопроцентно известно, — неминуемость наказания для порочного.
Многие спрашивают: ладно, ад нужен для наказания, но почему именно вечный? Почему бы не представить, что помучились все злодеи год, или сто, или тысячу лет, а потом все-таки закончили мучиться, и переведены в рай? Святые отцы отвечали, что наказывается не преступление, а злая наклонность воли.
Конкретные преступления являются лишь внешними проявлениями этой злой воли. Сами преступления имели временный характер и закончились, но злая воля грешника не закончилась. Так что если хоть через сто тысяч лет того же маньяка-садиста вывести из ада и привести в рай, он останется тем же, он не станет добрым, потому что укоренился во зле. Люди проходят определённые стадии во зле, до какого-то момента ещё могут покаяться, но есть точка невозврата, после которой человек уже настолько сроднился со злом, что не может покаяться. Не потому, что Бог ему запрещает, а просто потому, что закостенел в своём выборе, как дьявол.