Прощение и справедливость
Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
Притча о немилосердном должнике
Сегодня, размышляя над Притчей о немилосердном должнике (Мф. 18:21–35), мы сталкиваемся с дилеммой, которая сопровождает человечество на протяжении веков: как совместить прощение с жаждой справедливости? Милосердие и возмездие – непримиримые враги или союзники, необходимые для построения крепкого и честного мира?
В притче царь являет беспредельную милость, прощая огромный долг. Но раб, вкусивший прощения, тут же забывает о милосердии и требует немедленной выплаты от своего товарища. Царь, увидев это, отменяет свое решение. Этот сюжет поднимает важный вопрос: не становится ли прощение, лишенное справедливости, попустительством злу?
Многие считают, что прощение означает забвение, отказ от защиты, потакание обидчику. Это опаснейшее заблуждение. Прощение – это прежде всего внутреннее освобождение от злобы и жажды мести. Это решение смотреть на обидчика не как на врага, а как на человека, пусть заблудшего, нуждающегося в покаянии и исцелении.
https://pravoslavie.ru/172113.html
Понравилось такое толькованите на эту же Притчу.
https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/tolkovanie-evangelija/22
Но должник ни о чем этом не думал, а вдруг, воспламенившись гневом, посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видевши это, вознегодовали и рассказали государю своему (Мф. 18, 30–31). Услышав это, господин призывает его, опять начинает суд и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? (Мф. 18, 32).
– Слушайте, лихоимцы (к вам слово)! Слушайте, безжалостные и жестокие! Вы жестоки не для других, а для самих себя. Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего! Что бы ты ни сделал последнему, все это сделаешь, как человек, и притом в настоящей только жизни, но Бог не так поступит: Он подвергнет тебя большему и вечному мучению в жизни будущей: и отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф. 18, 34), то есть навсегда, потому что он никогда не будет в состоянии заплатить своего долга.
Итак, после того, как дар уже оказан, и человеколюбие явлено, приговор отменен ради злопамятства. Не погрешит, кто назовет этот грех тягчайшим всякого греха: другие грехи все были прощены, а этот не только сам не мог быть прощен, но возобновил опять и другие грехи, которые были уже изглажены совсем. Ни от кого так не отвращается Бог, как от человека злопамятного и коснеющего в гневе. Это в особенности показал Он здесь; да и в самой молитве заповедовал нам говорить так: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6, 12). Если уж помнить грехи, то помнить должно только свои. Помня собственные грехи, о чужих мы никогда и не подумаем, а коль скоро о тех забудем, эти легко придут нам на мысль. Если бы и этот должник помнил о десяти тысячах талантов, то не вспомнил бы ста динариев, но как забыл о тех, когда стал душить товарища, то привлек на свою голову тяжесть множества прежних грехов. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Условность прощения грехов
Эта притча, помимо главной мысли о всепрощении, прекрасно разъясненной Иоанном Златоустом, вмещает в себя и другую, весьма важную для нашего спасения. Наказание прощенного уже, но вновь согрешившего грешника, при том же наказании его не только за новый грех, но и за все прежние, покрытые уже прощением грехи, доказывает, что прощение грехов в этой жизни не дается безусловно и навсегда; напротив, всякое прощение дается под условием, чтобы прощенный более не грешил. Иди и впредь не греши (Ин. 8, 11). Тогда прежние грехи твои не будут вменены тебе в вину ни здесь, ни на окончательном Суде; но если ты вновь начнешь грешить, то призовешь на свою голову наказание и за те грехи, за которые не был осужден и мог бы быть окончательно прощен.