Jump to content
иером. Даниил

Проект документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века»

Recommended Posts

43 минуты назад, Мано сказал:

:-)то есть свою неграмотность вы бедой не считаете? И, что более интересно, никаких мер по этому поводу принимать не будете - учить тот же ЦСЯ, скажем? А я виноват. Ну бывает, что сказать. Ваше право. Но тогда не наделайте беды и вы.

 

Share this post


Link to post
1 час назад, Аримна сказал:

А переводить - так переводы есть, их много, выбрать - дело вкуса. Ну и не мешать другим, кто хочет богослужения на родном языке.

Вам уже не раз пояснили, что дело не во вкусе, а в качестве перевода. И некачественный перевод использовать не следует.

 

У вас сложность в применении цитирования на форуме? Почему ваша речь заключена в цитатах? Сами себя цитируете или так развлекаетесь, выражая неуважение к тем, кто вас читает? =)

 

А ник почему такой взяли? Намёк на Ахримана из маздаизма/зороастризма? Программа ваших действий здесь или очередной "прикол"?

Share this post


Link to post
12 минут назад, Andrei† сказал:

У вас сложность в применении цитирования на форуме?

Очень умный потому как. Такие мелочи, как тыканье в нужное место не освоил за мелочностью значения.

 

13 минут назад, Andrei† сказал:

или очередной "прикол"?

Резвится малой. Многозначительные имена себе такие клеит ))

Share this post


Link to post
45 минут назад, Andrei† сказал:

:-)а что за попытки наездов - довольно-таки жалкие и необоснованные? Или вы в детстве не читали хорошие книги про индейцев? Ну тогда вас можно только пожалеть - такой пласт культуры мимо вас прошёл; вернее, вы мимо него прошли... "Белый Ягуар, вождь араваков", автор - А. Фидлер, одна из моих любимых книг детства: "аримна" - электрический угорь на языке араваков. Рыбка, которая чуть не поставила точку в жизни Джона Бобера.
:-)а я и говорю: если вы неграмотны в ЦСЯ, то вы не можете его защищать, вы защищаете что-то другое. Ваша ситуация мне лично больше всего напоминает коммунизм образца 1917-го: никто не знает, что это такое (и учиться не собирается), чьи принцессы Аннексия и Контрибуция, меняют своё мнение по 10 раз - то за большевиков с советами, то за советы без большевиков, но готовы за него голыми зубами загрызть. Учитесь думать, причём самостоятельно.

 

Share this post


Link to post
13 минут назад, Аримна сказал:

такой пласт культуры мимо вас прошёл; вернее, вы мимо него прошли... "Белый Ягуар, вождь араваков", автор - А. Фидлер, одна из моих любимых книг детства: "аримна" - электрический угорь на языке араваков.

Ну да. Это пласт культуры)) А ЦСЯ - это не пласт нашей родной культуры? А наши предки на каком языке молились? Это наша связь с ними - ЦСЯ.  А Вы хотите ее прервать? И кто мы станем после этого со временем, оторванные от наших корней? Иванами, родства непомнящими? 

Странно, рыбку знаете на языке араваков, тыкаете всех неграмотностию. Это от Вас большевизмом воняет!Либеральные идеи, которые Вам очень хочется распространить на Россию, Вы или не понимаете или сознательно это делаете, эти идеи ведут к гибели, во ад не только Вас, но и тех кто пойдет за Вами и всей компанией.

Share this post


Link to post
11 минут назад, inna d сказал:

:-)тогда почему вы неграмотны в этом пласте культуры, если это вам так важно? Где логика? Или вы можете только говорить всякие восторженные слова, а когда надо что-то сделать, потрудиться - в данном случае, для изучения ЦСЯ - сразу находятся отговорки? Ну на этом все ваши попытки защиты и заканчиваются. Тем более, что вы занимаетесь подлогом: я не призываю заменить ЦСЯ, я прошу признать факт богослужебного равноправия. Вспомните материалы собора 1917-1918 гг., я процитирую пункты 1, 2, 5: "Славянский язык в богослужении есть великое священное достояние нашей родной церковной старины, и потому он должен сохраняться и поддерживаться как основой язык нашего богослужения. В целях приближения нашего церковного богослужения к пониманию простого народа признаются права общерусского или малороссийского языков для богослужебного употребления.Заявление какого-либо прихода о желании слушать богослужение на общерусском или малороссийском языке в меру возможности подлежит удовлетворению по одобрении перевода церковной властью". Или вы не согласны со словами собора? Да, это решение не было принято - просто потому, что собор сам по себе сошёл на нет; но, скорее всего, оно таки было бы принято (уж факт равноправия языков виден ясно), и тогда бы вы защищали уже русский язык - неграмотными управлять легче... А тыкаю - а что, говорить правду так уж плохо? Ну если вы в самом деле неграмотны - так это ваша беда и ваша вина, я вас таковыми не делал. И в ад отправлять привычки не имею.
:-)меня сложно оскорбить названием "либерал". Просто потому, что вы и этого не знаете, я напомню определение: "Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и личных свобод человека.Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. Либерализм в общем — стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в современном либерализме признаются свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния". Вас что-то не устраивает? Вы хотите продать права и свободы в обмен на ваше незнание? Пожалуйста, но только свои личные. Я на такое не подписываюсь.

"

 

Share this post


Link to post

На счет почему собор не принял? Советую почитать митрополита Вениамина Федченкова "На рубеже веков". 

По всему остальному: у Вас, батенька, пластинка старая и заела.

За сим земно кланяюсь. Прошу прощения, что оскорбляла. Вы уж простите меня убогую, неграмотную. Вашими молитвами, да помилует меня Господь.

Share this post


Link to post
1 час назад, Аримна сказал:

:-)а что за попытки наездов - довольно-таки жалкие и необоснованные?

Вы не отличаете наезды от иронии? А за собой постоянные переходы на личности замечать не хотите? =)

 

1 час назад, Аримна сказал:

:-)а я и говорю: если вы неграмотны в ЦСЯ, то вы не можете его защищать, вы защищаете что-то другое.

Глупость сказали. Во-первых, защищать ЦСЯ мне и не нужно. А, во-вторых, недостаток грамотности в ЦСЯ мне легко восполнить изучением толкований святых отцов. Есть же заповедь Христа: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне." (Ин. 5:39) Вас она не касается?

 

1 час назад, Аримна сказал:

Учитесь думать, причём самостоятельно.

Самостоятельно, значит? Напомнить вам ещё заповедь Христа: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:5)? Вся жизнь в Церкви основана на единстве во Христе, а нисколько не на самостоятельности — это вам в качестве элементарного ликбеза.

 

Как видите, ваши сентенции не выдерживают никакой критики, а вместо хотя бы культурного общения ваше поведение у нас производит впечатление примитивного троллинга. Плохо ведёте себя в гостях, молодой человек!

Share this post


Link to post
28 минут назад, Andrei† сказал:

:-)ну начнём сначала. Во-первых, в семинариях ЦСЯ изучают как любой иностранный язык: словарный запас, части речи, склонения-падежи и так далее. То есть к толкованиям отцов этот вопрос не относится - он относится к лингвистике. То есть недостаток грамотности в ЦСЯ изучением отцов вы не восполните. Где логика?  Как были вы в ЦСЯ неграмотны, так и останетесь - даже изучая отцов. Тут ЦСЯ надо изучать, как ни странно. Будете это делать?

Смотрим дальше, про самостоятельность. :-)а кто вам сказал, что я говорю не от Христа? Или вы только за собой и за своими единомышленниками признаёте такое право? Или вы полностью следуете горькой иронии Василия Великого, который как-то сказал: "У нас всегда так: кто нам неприятен, тот и неправославен"? Имеете право.
:-)смотрим следующий пункт. Ну пусть я некультурен - но в ад, как ни странно, никого не отправляю. Нету у меня таких правов, их вообще у ни у какого человека нет. И даже у собора человеков. Но, если вы вдруг не заметили, мои претензии более обоснованы. Например, вечный вопрос: если ЦСЯ для вас так важен, то почему вы его не изучаете? А неграмотных и желающих таковыми оставаться я слушать, уж извините, не буду. Или констатация факта - это уже претензия? Мне мало интересно, знает кто-либо ЦСЯ или нет - мне интересно, почему его не знают на деле, хотя на словах так уж растекаются елеем по подсвечнику... Если кому-то обидны мои слова - прошу прощения, но в его безграмотности я не виноват. Пусть учится. Просто потому, что вера без разума почти всегда социально опасна. Помните "Слово о пророке Илии" свт. Иоанна Златоуста? Там знаменитый пророк предстаёт с довольно-таки неожиданной стороны...

 

Share this post


Link to post

И чтобы прочитать такой обобщающий вывод. )) Сердечно благодарим, отец! 

Ещё бы сам наш "воспитатель" чуточку изменился все таки с Божией помощью. Душа то добрая, только дорожка кривая, по которой ее тело злоключивое несет

Share this post


Link to post
40 минут назад, Аримна сказал:

если ЦСЯ для вас так важен, то почему вы его не изучаете

Вы, дорогой "абстинент", обиделись на меня за шутку с "закусыванием", а сами продолжаете в том же ложном духе, что и раньше. Что видно, хотя бы из этой Вашей фразы.

 

1. Говоря "для вас" - Вы кого имеет в виду? Всех участников форума, вступившими с Вами в диалог? Неужели все они одинаковы в своем "невежестве"? И откуда у вас такие сведения? Вы нас никого не знаете, и, значит, Ваши действия равносильны тому, что стоять перед открытым окном и кричать на площадь: "Вы все идиоты и невежи". Не очень привлекательный образ.

 

2. Мне и русский язык очень важен; и был важен до школы. Конечно систематическое изучение многое добавило в части грамотности, но знал я русский до того, как стал изучать. И кстати,  как минимум, половина того, что входит в школьный курс изучения русского, нужно только филологам. Так же и с ЦСЯ - это родной нам язык, а не иностранный; изучение помогает нам его лучше понимать и пользоваться, но  не более того. И изучаем мы его в меру необходимости, а мера эта у всех разная.

 

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
42 минуты назад, A Lost Sheep сказал:

 

Вот чем замечателен форум, эта дискуссия останется здесь, сюда будут заходить люди, почитают её, и увидев, какие выдающиеся сторонники у русификации богослужения, облегченно перекрестятся и пойдут себе на молитву в храм )

Спасибо, батюшка. Только хотела просить не удалять тему. Благодаря нашему  гостю, все его тексты только больше рекламируют ЦСЯ, даже самой захотелось подучиться. 

 

Р.S. Аримна, благодарю. 

  • Like 3

Share this post


Link to post

Аримна, ваше сообщение премодерацию не прошло. Опять километровая простыня с дословным повторением всего вами уже сказанного, мы уже все поняли и ваши мантры в сотый раз не обязаны читать. Считалочку я вашу прочитал и перевел сходу, ничего сложного. Если для вас такое представляет сложность, и больше вам нечего сказать, то на эту тему вам больше не стоит тут выступать.

Share this post


Link to post
3 минуты назад, Roza сказал:

:-)но вы же не будете его учить, как полагается, как его учат в семинариях - как любой иностранный язык. В крайнем случае (иначе - что вам раньше мешало?), одно-два занятия для себя выкроите, а потом уже и забудете.

 

Share this post


Link to post

Во многих храмах есть воскресные школы для взрослых, там преподают ЦСЯ на достаточно неплохом базовом уровне, чтобы начать понимать богослужебные тексты и при желании двигаться дальше. Это я для форумчан говорю, у меня есть знакомые, которые в таких школах прошли курс и благодаря этому хорошо продвинулись. Когда понимаешь все что читается и поется в храме, это совсем другое дело, так что, призываю всех изучать церковно-славянский язык, оно того стоит.

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
10 минут назад, Юрий Кур сказал:

:-)самое интересное, что таки одинаковы - в своих неграмотности и нежелании учиться. А что я так резок... Я же знаю, что, дай им волю, они бы ввели обязательное изучение ЦСЯ, а всех, кто против, объявили бы неправославными и выгнали "за километр сто первый". При этом, что интересно, сами учить ЦСЯ не станут - и в этом я тоже уверен. Тут одна дама написала: мол, даже захотелось ЦСЯ выучить... Она-то не понимает, что, если она это сделает - да я первый буду прыгать до потолка от радости - и за неё, и за себя. За неё - что стала умнее, за себя - хоть поговорить с человеком, который реально что-то знает, а не пытается задавить авторитетом... :-)кстати, вы заметили, что я тут один привожу исторические источники и цитирую отцов? Тоже показатель; "святая простота", чтоб её... Это дубли у нас простые.
Но только вряд ли она будет его учить, и вот это уже печально. Что ей мешало раньше? Ну выкроит она время на два-три занятия - но и всё. А жаль.
:-)если он для вас родной - то почему вы его не знаете? А вообще, если брать истоки, он никогда и никому не был родным: это смесь староболгарского с греческим, искусственный язык. На нём никто и никогда не говорил, не писал стихов, не думал... Поэтому, раз он для вас родной, то уж и постарайтесь его знать - иначе получается как-то нелогично - то есть необходимости у вас нет, но он родной.

 

 

4 минуты назад, A Lost Sheep сказал:

:-)вперёд, пожалуйста. Вы давно были в глубинке? Кто поедет в колхоз с населением 60 пенсионеров, чтобы учить людей ЦСЯ? Вы? Вряд ли; тем более, чему вы сможете научить, если сами ничего не знаете? Или у вас есть такие знакомые, которые готовы самоотверженно поехать, помогать бабушкам с дедушками по деревенским и медицинским делам, а параллельно учить их ЦСЯ? Или они для вас не такая аудитория?

 

Share this post


Link to post

Аримна, у вас положительно заело пластинку, вы это все уже писали ) И вы удивитесь, те бабушки и дедушки знают ЦСЯ значительно лучше вас. Касательно куда-то ехать, я на своем месте нахожусь, где мне Господь определил, позаботится Он и о других людях, имеющих нужду в изучении  богослужебного языка Церкви. Да язык тот и несложный совсем, но вам-то этого не понять, вы и на уровне пенсионерки его не знаете, и знать не хотите.

 

Касательно "задавить авторитетом", на форуме без этого никуда. Любой форум очень быстро превращается в помойку без строгого надзора, постоянно набегают всякие не очень адекватные писатели, поток их "откровений" надо ограничивать. Вон, у нас на параллельной ветке "мессия-спаситель" вещает, чего уж там ) 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Те, кто сейчас бабушки в количестве 60 на весь район - они разные. Им годы такие достались, не надо их трогать "знают-не знают". Первые книги на духовную тему на прилавках кооператоров между прочим появились. 1988-1989 гг. До этого только те, что удалось от кошмара коммунистического припрятать, если семья, конечно не пожгла ранее  страха ради иудейска. У нас в библиотеке тетрадь за 95 коп  (для мелких поясняю - большая такая, листов много). Там красивым подчерком тексты Богослужебные. Подобие Октоиха. А сколько всяких записок в книгах, памяток, молитв рукописных. Точно так, как на ЦСЯ звучат, только, естественно конечно же, русскими буквами. Потому как язык этот не для письма совсем, а для Богослужений. Не чтобы на нем кому вздумалось безобразие какое написать или того хуже опубликовать где. Так вот службы они наизусть знают, а читать некоторые вообще не умеют и не умели. В смысле на русском языке. Вместо подписи + - вот такой значок ставили. Некогда и негде было им грамоте учиться - годы такие выпали. Поэтому побойтесь совершать грех, вообще не вспоминайте на эту тему взрослое поколение. А некоторые из них,  наоборот, неизвестно откуда, но псаломщицы и уставщицы от Бога, Ход службы, ее смысл и тексты ещё как знают. Хоть в семинарию приглашай, исправлять новомодные глупости, пример которых явил нам тут товарищ, если он, конечно, учился там и не спал на занятиях. Так что не надо рассуждать на тему, про которую знаний никаких, тем более опыта. Глупо и смешно выглядите при этом. Незнайка такой точь в точь, как в сказке.

Что касается понимания служб - это как и в любом деле, нужно усердие, планомерность. Если привычно читать Жития святых дня, хотя бы в размере церковных календарей, ту часть службы вечерней, где читаются каноны, совсем не сложно будет понять, пусть и со временем - какая то часть этим святым будет посвящена, не всем, некоторым. Про Литургию писалось тут уже - в основном, за небольшими исключениями - тексты одни и те же плюс тропари, которые повторяются периодически, некоторые достаточно часто, чтоб их уже на слух понимать. Праздничные тропари - да, нужно  понудиться, посмотреть, почитать, вникнуть, есть трудные, не сразу понятно что к чему. Ну так и тропарей-то сколько праздничных?!  Их мало совершенно! И плюс - новые тексты появляются не то что редко, а ооочень редко, они рассматриваются, утверждаются. Да и написать эти тексты мало кто удостаивается, чтобы они в ход уже существующих текстов вписывались. Ведь даже у сериалов есть краткое содержание, которое помогает понять что к чему, кто с кем и для чего.  Так и здесь. Если в храме часто, пусть даже воскресными только и праздничными днями, если самую малость подготовился, посмотрел, какой глас из Октоиха, какое Евангелие будет читаться, каких Святых чтит Церковь в этот день или смысл Праздника (все это есть в календарях) - ну все, дальше с помощью Божией все потихоньку- помаленьку поможет на момент перехода в Жизнь Вечную знать в нужной мере про Богослужения, что в ней, в Жизни Вечной, должно пригодиться, о чем отцы святые некоторые пишут. И так как у нас круг Богослужений, разнообразный и малоповторяющийся в датах и днях, но все же круг замкнутый, а не беспредельный - тексты эти не бесконечны, их на самом деле не такое великое количество, как кажется. И темы Богослужений стабильны, постоянны.

 

Плюс сайт Последование.ру - полные тексты служб русскими буквами по дням. Можно по диагонали хотя бы глянуть дома в привычной  обстановке. С экрана. Несколько раз так посмотреть и станет понятно, что тексты не о виртуальном , не о неизвестном, тайном и загадочном. Вполне понятные тексты с глубоким смыслом, красивым языком, неповторимым,  специально для Богослужений и только. 

Edited by Olqa
  • Like 1

Share this post


Link to post

Со странички нашего храма:

 

Требовать справедливости, достойной зарплаты, хорошего отношения и много ли ещё чего можно решительно просить в этой жизни.
А кто задумывался , что это за слово такое «требовать»?

В древнерусском и книжном старославянском языках слово «требити» имело два различных значения «очищать» и «терзать». Вполне возможно, что от корня данного слова образовалось всем известное «теребить».
Итак, в современном языке требовать — означает просьбу в категоричной форме (добиваться, взывать, диктовать).

Церковнославянский язык даёт иное понимание данного слова. Если в современном переводе мы сильно просим, то в церковном — сильно нуждаемся.
«Требы» – в простонаречии так называются все таинства (кроме Евхаристии и Хиротонии), а также молебны, панихиды, отпевание, освящение домов и прочее. И это очень соотносится с церковным значением слова требовать. Иногда, забыв про то что треба — это нужда, необходимая прежде всего человеку, можно забыться и начать требовать по-современному храмовые «услуги». Однако, правильнее будет испросить, а не требовать.

В Последовании ко святому причащению есть такая молитва к Богородице: «К Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя». Это означает не то, что мы решительно требуем у Богородицы спасения, но: «К Тебе я обратился, Пречистая, НУЖДАЯСЬ в спасении».

 

https://vk.com/hramleonovo?w=wall-49416532_1618

  • Like 3

Share this post


Link to post
10 часов назад, Юрий Кур сказал:

В Последовании ко святому причащению есть такая молитва к Богородице: «К Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя». Это означает не то, что мы решительно требуем у Богородицы спасения, но: «К Тебе я обратился, Пречистая, НУЖДАЯСЬ в спасении».

Аналогично в вечерних молитвах:

Богоро́дице Де́во, не пре́зри мене́, гре́шнаго, тре́бующа Твоея́ по́мощи и Твоего́ заступле́ния, на Тя бо упова́ душа́ моя́, и поми́луй мя.

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
В 28.10.2020 в 13:09, Аримна сказал:

"Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и личных свобод человека.Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. Либерализм в общем — стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества. Вас что-то не устраивает?

Меня не устраивает, что под видом так называемой свободы, продвигаются вседозволенность, анархия, бардак в головах и душах. Не может быть в обществе абсолютной свободы. Ограничения всегда были и будут. Например, нельзя воровать, убивать. Это явные запреты. Есть не такие явные. Алкоголизм, наркомания, содомизм. В частности, в библии эти запреты все перечислены. Это запреты на то, что вредит обществу, например разлагает общественные отношения. Так что либерализм не так уж безобиден, не говоря о том, что он вообще не прогрессивен.

Edited by АлександрIV
  • Like 1

Share this post


Link to post

:-)человека под псевдонимом "АлександрIV" не устраивает либерализм? Ожидаемо, и при этом неоригинально. Только почему-то он забывает об одной важной вещи: либерализм таковым делают не только либералы, но и их противники, которые, не разобравшись как следует и даже сколько-нибудь продолжительное время не подумав, уже выступают и громят всё, что не нравится лично им. А так - да, можно взять его слова на вооружение: отрицательный пример - тоже пример.

Share this post


Link to post
Posted (edited)

Я искал и не нашел, какова дальнейшая  судьба этого 

проекта документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века»

http://www.patriarchia.ru/db/text/1542499.html

 

Его продолжают обсуждать, или уже комиссия работает или не получилось ничего?

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...