*Владислав* 2279 Posted February 5, 2023 "Постоянно проверяй себя в Вере ли ты, не предал ли ты Бога..." Воскресная проповедь иеромонаха Силуана (Межинского) 1 1 Quote Share this post Link to post
*Владислав* 2279 Posted February 5, 2023 О том, что можно и нужно молиться своими словами говорят многие отцы. Но при этом не всё так просто. Оптинские отцы в беседах не очень много об этом говорили, но иногда затрагивали этот вопрос и из этих бесед я понял, что молитву... речь идет именно о молитве, а не о своих личных прошениях и просьбах о разрешении каких-либо ситуаций или дел. Именно молитву своими словами мы творить пока не можем. Для этого необходимо всё-таки погасить страсти, чтобы избежать страстности и чувственности и не впасть в экзальтацию, и необходимо быть хорошо подкованным богословски, чтобы не выпросить себе угольев за шиворот. И дело это многих и многих лет - молиться, как святые мы не в состоянии, поэтому надо использовать тексты, одобренных Церковью молитв. Из своего личного опыта, могу только сказать, что подобные попытки молиться своими словами, получались настолько кривыми и косноязычными, что приходилось останавливаться и заканчивать словами, типа того - Ну, ты же всё равно понял, Господи, что я хотел сказать.) Может быть отец Лостшип подробнее объяснит про молитву своими словами? И ещё про выбор того о чем молиться? Quote Share this post Link to post
A Lost Sheep 12095 Posted February 5, 2023 Я лично полагаю, что нужны все виды молитвы. И правило из молитвослова вычитывать, и Иисусову молитву, и своими словами молиться во всех житейских обстоятельствах. Как у известных северных народов: что вижу, о том и пою. Кто вспомнился, кто чем досадил - молиться. А то ждать, пока страсти погаснут, и мы станем совершенными, как св. отцы, это будет слишком долго ) Что криво выходит, ничего. Дети тоже рисуют всякие каракули, а родители хвалят ) 3 2 Quote Share this post Link to post
*Владислав* 2279 Posted February 6, 2023 «Духовный мир устроен так, что ни один грех, каким бы тайным он ни был, не может не влиять на окружающих. Представьте, сколько у нас есть тайных слов, дел, мыслей, о которых могли бы узнать другие. Но для Господа все открыто, для Него нет никаких тайн. В будущем веке Господь все эти «тайны» выведет из тьмы во свет.» Слово в Неделю о мытаре и фарисее | Иеромонах Даниил (Михалев) 2 1 Quote Share this post Link to post
*Владислав* 2279 Posted February 6, 2023 11 часов назад, A Lost Sheep сказал: нужны все виды молитвы. Ещё один вопрос сейчас возник про молитву. Часто слышим от православных озвученное вслух прошение к Богу о вразумлении кого-нибудь: соседа, сослуживца, народ Зимбабве, гипермаркет "Ашан"...) Я и сам регулярно о подобном же прошу. Не является ли такое прошение одной из разновидностей молитвы мытаря? Получается если мы просим о вразумлении другого, как бы автоматически подразумевается, что мы сами-то находимся в разуме и просим Бога, чтобы Он "подтянул" понимание, дела, знания другого человека именно до нашего "уровня". В общем, подумалось, что что-то не так в таком прошении. 1 Quote Share this post Link to post
A Lost Sheep 12095 Posted February 6, 2023 16 минут назад, *Владислав* сказал: Часто слышим от православных озвученное вслух прошение к Богу о вразумлении кого-нибудь Да, все верно, так не нужно. Есть такая известная икона Божией Матери "Умягчение злых сердец". И вот, периодически вижу записки, где прямо так и пишут люди, "об умягчении злого сердца раба Божия такого-то" )) А на самом деле, в первую очередь надо в таких записках писать о своем сердце. Ведь мы терпим скорби от ближних не просто так, это попущено Богом по нашим же грехам, и чтобы нас понудить к исполнению заповедей. То есть, прося о вразумлении обижающих нас, мы просим Бога убрать лекарство, которым Он нас лечит, и потерять возможность исполнить заповеди о терпении, смирении и любви к ближним. Так что, во всех молитвах о конфликтах надо в первую очередь перед Богом говорить об исцелении именно наших грехов. И всегда иметь в виду, чтобы не противостоять воле Божией, Он знает лучше нас, как надо.. 3 3 Quote Share this post Link to post
ВладимирБ 242 Posted February 7, 2023 (edited) 18 часов назад, A Lost Sheep сказал: "Часто слышим от православных озвученное вслух прошение к Богу о вразумлении кого-нибудь" Да, все верно, так не нужно. Во всех молитвах о конфликтах надо в первую очередь перед Богом говорить об исцелении именно наших грехов. И всегда иметь в виду, чтобы не противостоять воле Божией, Он знает лучше нас, как надо.. Но ведь Святые и в Писании учится молиться и о вразумлении ближнего "Признавайтесь друг перед другом в ваших грехах и молитесь друг за друга, чтобы получить исцеление. Усиленная молитва праведного может многое" (Иак. 5:16). Да и из утренних молитв есть такая молитва: "Спаси́, Го́споди, и поми́луй ненави́дящия и оби́дящия мя, и творя́щия ми напа́сти, и не оста́ви их поги́бнути мене́ ра́ди, гре́шнаго". Это не значит, что мы просим убрать лекарство для нас, которое мы уже получили от терпение напраслин, но что бы и им помочь, что бы не быть эгоистами. Бог пришёл для больных. И получается такая симвония, что Он попускает нам напраслины, что бы нас очистить, но и им помогает выйти из этого заблуждения по нашим молитвам, что бы они не погибле. Так можно вспомнить гонетиля Савла. По преданию Апостолы с Божьей Матерью молились усердно о его вразумлении, и Бог не просто исцелил его, но сделал своим Апостолом, который будет на престоле судить с другими судить народы, когда приидет Господь во второе пришествие Своём. А что бы не быть мыторями, опять же, нужно молиться о ближнем со смирением, что сами виноваты, что навлекли на себя что-то (как вы правильно сказали, что это по грехам нашим), как говорит Преп. Амвросий Оптинский : "Любовь к Богу доказывается любовию и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются чрез смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь, и если так будем рассуждать, то менее будем огорчаться и предаваться гневу, который правды Божией не соделывает". Edited February 7, 2023 by ВладимирБ Добавил слова Амвросия Оптинского Quote Share this post Link to post
*Владислав* 2279 Posted February 7, 2023 (edited) Прп. Лев Оптинский "Вопросы ученика и ответы Старца" Когда я читаю книги Священнаго Писания, то назидательнейшия изречения отмечаю, – должно ли так делать, и полезно ли? – Старец мой, которому, с помощию Всемогущаго, повиновался я более 20 лет, мне это запрещал. Назначенные тобою заметки неприметным образом раждают в сердце следы высокоумия, черты пагубнейшей гордости. Это познано из опыта. Когда Бог мира озарит истиннным светом память твою, тогда и без замечаний будешь помнить, где о чем писано и на какой конец. Разум, просвещенный благодатию, укажет тебе в св. Писании все, что нужно для твоего спасения; ибо Писание хотя вообще дано нам от Бога, как бы некоторое руководство к преспеянию, однако имеет свои разделения; например: что особенно относится к властям, что к подчиненным, что к преклонным в летах, что к среднему и малому возрасту, что к инокам, мирским лицам, супругам, девам и проч. Но ты читай книги просто, проси Всепремудраго, чтобы Он начертал волю Свою святую в душе твоей; а когда ты оную исполнишь со смирением, тогда будешь богомудр и остропамятен о Господе. Вопрос уже мой.) Несколько неожиданно такое поучение... О чем здесь идет речь? О том, что в свое время строки из Писания в нужное время сами будут приходить на ум? У меня такое несколько раз было, что стих из Евангелия полностью вспоминался, хотя я его специально не заучивал. И, допустим, заучивание каких-либо мест (заповедей) из Писания также относится к запрещению? Edited February 7, 2023 by *Владислав* Quote Share this post Link to post
A Lost Sheep 12095 Posted February 7, 2023 3 часа назад, *Владислав* сказал: О чем здесь идет речь? Не разрешалось отмечать "особо назидательные места" в Писании - потому что решать, какие из них "особо назидательные" мы же будем своим падшим разумом, а в отношении Писания так поступать нельзя. Это Слово Божие, и оно всё назидательное, не только по текстовому содержанию, но и силой Святого Духа. Поэтому в Писании содержится неизмеримая глубина смысла. Каждый раз читая одно и то же место в Писании, человек может получать разные откровения от Святого Духа. Насчет заучивания, это вопрос к духовнику, конечно. Так-то знать Писание наизусть это дело очень хорошее. В древние времена в монашество не постригали, пока человек не выучивал наизусть Псалтирь и Новый Завет. 1 3 Quote Share this post Link to post
A Lost Sheep 12095 Posted February 7, 2023 7 часов назад, ВладимирБ сказал: Но ведь Святые и в Писании учится молиться и о вразумлении ближнего "Признавайтесь друг перед другом в ваших грехах и молитесь друг за друга, чтобы получить исцеление. Усиленная молитва праведного может многое" (Иак. 5:16). Здесь совсем не про это же сказано. Первое же слово - "признавайтесь", вот и давайте признаваться. Я признаюсь в своих грехах ближнему и помолюсь, чтобы его святыми молитвами Бог меня исцелил. А он сделает то же самое со своей стороны. И благодать Божия все исправит. А не то, чтобы нам исправлять кого-то. Таких "исправителей" я видел, все заканчивали примерно одинаково - познанием глубины своих немощей. Quote Share this post Link to post
Мано 2718 Posted February 8, 2023 21 час назад, A Lost Sheep сказал: Таких "исправителей" я видел, все заканчивали примерно одинаково - познанием глубины своих немощей. Батюшка, а разве это плохо - познать глубину своих немощей? Ведь только так можно понять насколько человек бессилен без Бога. Я так понимаю - только дойдя до дна, можно оттолкнуться, и пойти вверх, проявив свою волю - однозначно и несомненно быть с Богом, быть в со-трудничестве с Богом. Ясно, что бездна (без дна), она бездонна, и можно долго падать, прежде чем понять, что исправлять нужно только себя, а не окружающих. А вот если человек не познал глубину своих немощей - он может сколь угодно долго подниматься .... но не имея этого бесценного знания - о глубине своих собственных немощей... падение неизбежно. Или я неправильно понимаю? Quote Share this post Link to post
A Lost Sheep 12095 Posted February 8, 2023 4 часа назад, Мано сказал: Батюшка, а разве это плохо - познать глубину своих немощей? Я разве сказал, что это плохо? Очень хорошо и полезно ) 1 Quote Share this post Link to post
*Владислав* 2279 Posted February 12, 2023 Какие замечательные слова отца Василия о 136-ом псалме. Не встречал раньше нигде такого толкования. (Почему, интересно, не включают в толкования на сайте Оптиной современных отцов? Не успевают обрабатывать?) "На реках вавилонских, там седохом и плакахом..." (Пс. 136, 1) Истекают из сердца моего реки вавилонские, реки осуждения моих братьев, тщеславия, реки малодушия, боязни и страха перед всяким послушанием, реки самоугождения и саможаления, реки славолюбия и гнева, уныния, лености, печали, реки всякой скверны, хулы, неверия, лукавства, нечистоты. Сижу у сердца моего и плачу о неистощимости этих рек. Подземные бездны питают реки, и реки страстей моих питает бездна греховная сердца моего. Господи! Это бездна. Бездна адова. Там не на что опереться, не на чем успокоиться. Все крик, все мерзость, все пустота. Боже, во имя Твое спаси мя и подаждь ми руку, яко Петрови. Иеромонах Василий Росляков https://t.me/Optina_monastery/2804 2 Quote Share this post Link to post
*Владислав* 2279 Posted February 15, 2023 Совершенно замечательная встреча и рассказ о Достоевском архимандрита Мелхиседека (Артюхина). "Читать Достоевского — наказание, не читать — преступление". 2 Quote Share this post Link to post
*Владислав* 2279 Posted February 16, 2023 В 07.02.2023 в 16:14, A Lost Sheep сказал: Прп. Лев Оптинский Вопросы ученика и ответы Старца" — Какие книги святых отцев лучше читать: Лествичника, Исаака Сирина или аввы Варсанофия? — Слова святых деяньми читай. Отче, поясните, пожалуйста, этот ответ старца. Quote Share this post Link to post
A Lost Sheep 12095 Posted February 16, 2023 16 минут назад, *Владислав* сказал: Отче, поясните, пожалуйста, этот ответ старца. Каждому человеку полезно читать что-то свое, сообразно с его уровнем духовного развития. Очевидно же, что новоначальному читать преп. Исаака Сирина даже не бесполезно, а просто опасно. Очевидно, здесь старец имеет в виду, руководствоваться советами святых, прославленных во святых благодаря своим делами (деяниям). Кто какими делами прославился, тот и может научить своими советами тому же. Если человек живет в миру, ему и полезнее будет читать советы святых о мирской жизни, а не о пустынническом исихазме. Как-то так я это понимаю. Для новоначальных традиционно считаются полезными чтения Житий Святых, их жизнеописания с делами их святости, от которых можно научиться пониманию, что Бог действует в этом мире, в том числе и через святых. Ну а дальше уже конкретика, кому какой образ жизни больше подходит, тех святых и читать. 3 1 Quote Share this post Link to post
ВладимирБ 242 Posted February 16, 2023 1 час назад, A Lost Sheep сказал: Каждому человеку полезно читать что-то свое, сообразно с его уровнем духовного развития. Очевидно же, что новоначальному читать преп. Исаака Сирина даже не бесполезно, а просто опасно Здравствуйте. Разрешите по этому вопросу внести небольшое слово. В данном случае Преп. Лев Оптинский очевидно имеет то, что сказано Святыми о Евангелии, что Слово Божье нужно читать делом; что недостаточно много читать и знать цитат Святых Отцов, а нужно жизнь свою исправить по их примеру. То есть его спрашивают, что нужно читать? А он говорит, что ты неправильно спрашиваешь, что нужно читать, а чему нужно подражать, а именно исполнением заповедей Евангельских, стяжать в первую очередь дух смирения, покаяния, кротости, любви к Богу и ближнему, а не только читать об этом много-много без существа дела. А иначе одно лишь будет праздное чтение, от чего в случае неисправности будет только усугубляться участь после смерти, ибо кому больше дано, с того больше и спрос. Тогда и чтение бывает приятным и начинаешь больше и правильнее понимать прочитанное, чего раньше не понимал. Спаси Господи! Помолитесь обо мне. 4 Quote Share this post Link to post
A Lost Sheep 12095 Posted February 17, 2023 Интересный вариант, тоже имеет право на жизнь. Православие без практики ничего из себя не представляет... "Вера без дел мертва есть" 3 Quote Share this post Link to post
*Владислав* 2279 Posted February 19, 2023 В 29.01.2023 в 00:44, A Lost Sheep сказал: Потому многие известные старцы и болели так сильно сами, притом исцеляя болезни и воскрешая мертвых - чтобы не забывать о своей немощи, и не приписывать чудеса на свой счет. Они сами молились, чтобы у них были телесные силы и здоровье лишь в самом минимальном количестве, чтобы только не возгордиться. Отче, ещё такой вопрос про здоровье.) Я, конечно же, читал в житиях и патериках о том, как и какие болезни несли святые и праведники. Скажите, вот сегодняшний человек следит за своим здоровьем (храмом): бегает на лыжах, занимается спортом, закаляется, своевременно обращается к врачам... и т.д. И всё это делается с тем помыслом, что здоровое состояние необходимо для исполнения своих обязательств по отношению к близким, к детям, к родителям, к работе, раз поставлен там, где находишься. Подобное отношение к здоровью, нам мирянам - это всё-таки маловерие, или это наша мера такая сегодня, и надо продолжать так относиться к этому и не "париться" по этому поводу? Quote Share this post Link to post
A Lost Sheep 12095 Posted February 19, 2023 1 час назад, *Владислав* сказал: Подобное отношение к здоровью, нам мирянам - это всё-таки маловерие, или это наша мера такая сегодня, и надо продолжать так относиться к этому и не "париться" по этому поводу? Мы уже не раз тут говорили, что из подобных "балансировок" и состоит наша жизнь. Сколько поститься, сколько молиться, сколько наказывать детей. Святые отцы называют лучшим "царским" средний путь, когда все делается в меру. Но удержаться на этом среднем пути можно только при помощи благодати Божией, это не в человеческих силах. То есть, основная задача человека - стяжать благодать через исполнение заповедей, а уже благодать человека вразумит, как и когда поступать. Конечно, вряд ли кто из нас сегодня дерзнет о себе сказать, что стяжал благодать, хотя она несомненно в каждом из нас действует. И Господь тоже видит наши затруднения. Поэтому Он Сам нам посылает скорби и понуждает нас к терпению и смирению. Поэтому главная добродетель последних времен - это терпение находящих скорбей с благодарностью Богу. Но гораздо меньше скорбей человеку будет послано, если он сам сознательно будет заниматься исполнением заповедей. То есть, читать Новый Завет и руководствоваться им в реальной жизни, с помощью святоотеческих советов. Опять же, исполнением заповеди о смирении будет обсуждение своей жизни с духовником и получение благословения на занятия спортом, здоровьем и тд. 1 1 Quote Share this post Link to post
*Владислав* 2279 Posted February 19, 2023 30 минут назад, A Lost Sheep сказал: Мы уже не раз тут говорили Слышал у кинологов такой термин - "растренировка". И у беспородных собак "растренировка" происходит намного быстрее, чем у устоявшихся пород. У людей, видимо, так же бывает.) По себе замечал не раз, вроде бы знал, понимал, помнил какой-то вопрос, а вот сегодня аналогичный вопрос - загадка. "Растренировка", в общем. "Подтренировывать" нужно регулярно.) Quote Share this post Link to post
A Lost Sheep 12095 Posted February 19, 2023 2 часа назад, *Владислав* сказал: "Подтренировывать" нужно регулярно.) Господь этим и занимается регулярно, при помощи скорбей, в основном. Не дает нам "почивать на лаврах", потому что "дни лукавы суть" - и само время работает не на нас, а многие этого не понимают. 1 1 Quote Share this post Link to post
*Владислав* 2279 Posted February 24, 2023 Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Это не человеческая выдумка, а содейством Святаго Духа постановлено и узаконено Церковью и Соборами, а основание и Глава Церкви Сам Господь наш Иисус Христос. Он Церковь Свою облек такою властью, что, ежели кто преслушает Церковь, «будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18, 17), а еще сказал к Апостолам и в них к пастырям: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк.10, 16). То только одно покаяние может примирить нас с преступлением сим, а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. (преп. Макарий Оптинский) 1 Quote Share this post Link to post
*Владислав* 2279 Posted February 26, 2023 Просто о важном. Воскресная проповедь иеродиакона Филофея (Магеррамова) 1 Quote Share this post Link to post
Tatuana 250 Posted April 17, 2023 Преподобный Моисей, настоятель Оптиной пустыни, всегда щедро помогал всякому нуждавшемуся и своим христианским бескорыстием и доброжелательностью привлекал к себе сердца многих. К нищим и нуждающимся он был особенно милостив и смотрел на них с большой любовью и сочувствием, потому что сам знал нищету. Однажды у отца архимандрита были гости, с которыми он сидел в зале. В это время в переднюю вошла пожилая, бедно одетая женщина с подушкой в руках. Отец Моисей увидел ее в раскрытых дверях и, по обычаю, вышел к ней в переднюю с вопросом: «Что тебе надобно?» — «Да вот, батюшка, не купите ли подушку?» — «Нет, нам не надобно». — «Батюшка! Сделайте милость, возьмите, у меня дома дети голодные, есть нам нечего». — «А что эта подушка стоит?» — «Полтора рубля». — «Нет, это дорого, возьми рубль», — с этими словами отец Моисей пошел в свою спальню, взял оттуда пятирублевую бумажку и, возвращаясь в переднюю, отдал ее старухе под видом рубля, приговаривая: «Дорого, дорого». Женщина поклонилась и вышла. Отец архимандрит пошел к своим гостям, но едва успел занять прежнее место, как старуха, рассмотрев в сенях ассигнацию, опять отворила дверь со словами: «Батюшка, никак Вы ошиблись?» — Да ступай, ступай; я сказал, что больше не стоит. Старуха ушла, а гости слышали только разговор про один рубль серебром. Много раз прикрывал он так свои благодеяния. https://pravoslavie.ru/44028.html Quote Share this post Link to post