Jump to content
*Владислав*

В Оптину за опытом (Оптина учит и назидает)

Recommended Posts

Вышла в электронном виде книга иером. Дмитрия (Волкова) "МОЛИТВА ИИСУСОВА В ДУХОВНОМ НАСЛЕДИИ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ"

 

На протяжении столетия не иссякало в Оптиной благодатное старчество. В годы гонений память о старцах в народе не изгладилась, им был посвящен и ряд исследовательских работ, однако всестороннего исследования оптинского духовного наследия до сих пор предпринято не было.

Представляем читателю первый опыт такого исследования. Оно — о молитве Иисусовой, т.к. пробуждение интереса к молитве связано с духовным возрождением России. Приступающий к ней сталкивается со множеством затруднений. Сколько времени нужно, чтобы стяжать молитву? С чего начать молитвенное делание; что станет для нас залогом успеха? — Ответы на эти и многие другие вопросы дают оптинские старцы. Их поучения о молитве — это слово пастырей, пекущихся о благе каждой души.

Собранные в книге изречения старцев сопровождаются разъяснениями и комментариями, изложенными в доступной для широкого читателя форме.

 

Скачать книгу можно здесь:

https://www.optina.ru/books/book/6/

Благочестивые читатели не забывают нажать на кнопочку "пожертвовать на книгу".)

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Издательский отдел монастыря Оптина пустынь представляет благочестивому читателю новую книгу - «Исповедь и откровение помыслов в духовном наследии оптинских старцев».

В письмах, наставлениях и житиях старцев не только разносторонне раскрыто учение о покаянии, но и содержатся бесценные практические советы.

Что мы знаем об исповеди: как правильно и как неправильно к ней подготовиться? Чем исповедь отличается от откровения помыслов? Почему исповедь иногда «не помогает» бороться с грехом? Что препятствует нашему покаянию? Чем руководствоваться при выборе духовного наставника и что бывает при смене духовника; отчего возникают греховные помыслы и как оптинские старцы советуют бороться с ними. Ответы на эти и многие другие вопросы дают оптинские старцы. Их поучения о покаянии – это слово пастырей, пекущихся о благе каждой души.

Собранные в книге изречения старцев сопровождаются разъяснениями и комментариями, изложенными в доступной для широкого читателя форме.
 
Приобрести можно в книжных лавках монастыря или на сайте: http://www.optina.top

 

( С сайта Оптиной Пустыни в ВК :  https://vk.com/optinaru ).

 

Если кто живёт в Москве - то эту книгу, можно приобрести на Оптинском Подворье, - в Москве.

Share this post


Link to post

"Я монах. И в семейной жизни ничего не понимаю" - громким голосом проговорил архимандрит Мелхиседек, пытаясь оторваться от преследующей его женщины. ))

 

Иеромонах Вадим (Басов)


Темы, обсуждаемые на беседе:
01 Что читать о борьбе со страстями?
02 Как найти счастье в сердце?
03 Можно ли выходить замуж или жениться если счастья не нашёл в сердце?
04 Муж верующий но не воцерковлённый. Это препятствие к венчанию?
05 Как бороться с тщеславием и обидами? Как научиться прощать?
06 Как взрастить в себе добродетель послушания?
07 О помыслах: как отсекать? Умное делание, трезвение?
08 Допустимо ли самому себе делать послабления в пост?
09 Можно ли заменять молитвы своими словами?
10 Молодёжный прокет "Давай повенчаемся" Вопрос о знакомствах.
11 Как правильно искать духовника, какими качествами он должен обладать?
12 Как найти духовника если живёшь в небольшом городе?
13 Надо ли добиваться девушку, как понять от Бога ли эти отношения?
14 Как не отчаяться если на жизненном пути не встречается супруг? Как смириться с одиночеством?
15 Почему разводятся люди которые венчались? Допустимо ли это?
16 Как избавиться от компьютерной зависимости?
17 Как правильно выстроить последовательность: любовь к Богу, к себе, к родителям, к любимой.
18 На какие важные качества надо обращать внимание женщине, при выборе супруга?
19 О борьбе с гневом
20 Как понять что где-то Господь ждёт смирения а где-то наоборот: действий?
21 От чего бывает уныние?
22 О правильном поведении пары до брака
23 Как обрести целомудрие?
24 Нужна ли семья если и без неё можно обрести мир, радость и покой? Есть ли тут лукавый? Вопрос разведённого человека.
25 Правильный выбор: трудничество в монастыре или воспитание ребёнка?
26 Как объяснить ребёнку что папа ушёл к другой женщине?

 

 

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Монастырь Оптина пустынь

 

«На вопрос – как спастись? – более благонамеренные отвечают: «Надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться – то и спасешься». И не выходят из этого круга. 

 

А между тем молитва человека страстного не спасет его. Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями. Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас преобладает, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, и притом главную, переходить к искоренению другой и т. д.

 

Человек, достигший бесстрастия, получает как бы диплом на право входа в Царство Небесное, делается собеседником Ангелов и святых. Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в Раю, его задержат на мытарствах. Но предположим, что он вошел в Рай, однако остаться там не в состоянии, да и сам не захочет. Как тяжело человеку невоспитанному быть в благовоспитанном обществе, так и человеку страстному – быть в обществе бесстрастных. 

 

Завистливый и в Раю останется завистливым, гордый и на Небесах не сделается смиренным. Люди с противоположными направлениями не понимают друг друга и часто приносят вред.»

 

Преподобный Варсонофий Оптинский

https://t.me/Optina_monastery/3783

Share this post


Link to post

Иеромонах Нил (Парнас)

Проповедь

 

- Отдание праздника Вознесения

- Владимирская икона Божией Матери

 

Владимирская икона всегда была судьбоносной, и всегда была защитницей всего нашего народа, всей Святой Руси. И вот сейчас в нынешнее, весьма сложное и трудное время, мы должны молиться не только о победе наших войск, не только о мудрости наших правителей, а в ещё большей степени о том, чтобы Божья Матерь помогла нам в той борьбе, ради которой устроено всё вот это внешнее. А борьба эта заключается в том, чтобы не дать дьяволу и его споспешникам погубить души верующих людей...

 

 

Edited by *Владислав*
  • Like 1

Share this post


Link to post

Монастырь Оптина пустынь

 

Все чаще звучит вопрос, как в наше сложное время молиться за других людей, особенно за незнакомых. И можно ли делать это в социальной сети. Можно. А учитывая цифровизацию нынешних времен просто необходимо. В православии молитва за ближнего — одно из самых высоких устремлений духа. Почему бы нам не организовать молитву друг за друга и там,где мы проводим достаточно много времени -в интернете.

 

Братия и сестры, предлагаем вам формат взаимной молитвы в последующей ветке обсуждения.  
Последовательность действий следующая: вы оставляете в комментарии просьбу о молитве с именами и описанием ситуации (заболел близкий человек, родственник участвует в СВО, подросток оказался в неподобающей компании, и т.д.)
Все, читающие комментарии, молятся друг за друга.
Миром Господу помолимся.

(Этот пост будет в закрепленных сообщениях,чтобы не потерять)

https://t.me/Optina_monastery/3913

  • Like 1

Share this post


Link to post
6 часов назад, *Владислав* сказал:
Скрытый текст

 

Монастырь Оптина пустынь

 

Все чаще звучит вопрос, как в наше сложное время молиться за других людей, особенно за незнакомых. И можно ли делать это в социальной сети. Можно. А учитывая цифровизацию нынешних времен просто необходимо. В православии молитва за ближнего — одно из самых высоких устремлений духа. Почему бы нам не организовать молитву друг за друга и там,где мы проводим достаточно много времени -в интернете.

 

Братия и сестры, предлагаем вам формат взаимной молитвы в последующей ветке обсуждения.  
Последовательность действий следующая: вы оставляете в комментарии просьбу о молитве с именами и описанием ситуации (заболел близкий человек, родственник участвует в СВО, подросток оказался в неподобающей компании, и т.д.)

 


Все, читающие комментарии, молятся друг за друга.

Скрытый текст

 

Миром Господу помолимся.

(Этот пост будет в закрепленных сообщениях,чтобы не потерять)

 

https://t.me/Optina_monastery/3913

Возможно, не правильно понял суть текста - предложения о формате //взаимной молитвы в последующей ветке обсуждения.//

Сама идея о взаимной молитве друг о друге мне близка, но, молиться по интернету меня, мягко говоря, обескураживает. 

Сам, поступаю иным образом: если, кто просит на форуме наших молитв, записываю, а потом, ежедневно, читаю Псалтырь поминаю по именно. 

Это мой духовный опыт и моя позиция, я не приемлю ни чего осовременного: «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим.12,2).

 

Edited by Георгий.

Share this post


Link to post
22 часа назад, Георгий. сказал:

Возможно, не правильно понял суть текста - предложения о формате

Мне кажется, все просто. Если человек просит молитвы о себе, то надо воздохнуть о человеке. Оптинские отцы это и предлагают, увидел просьбу - кратко помолился о человеке.

Share this post


Link to post
15 минут назад, *Владислав* сказал:

Мне кажется, все просто.

А я, честно говоря, тоже не понял этот формат: просто ежедневно перечитывать комментарии - их там уже на данный момент 290 и они все вперемешку (см. скриншот), - и тут же молиться, либо выписывать в отдельный синодик, либо как-то ещё?

image.thumb.png.33266bfd07857a1d2a3dac3ef5a2dcb3.png

 

Share this post


Link to post
6 минут назад, Юрий Кур сказал:

А я, честно говоря, тоже не понял этот формат: просто ежедневно перечитывать комментарии

Кто-то читает, кто-то прямо для этого и прочтет, чтобы помолиться о других . Тот, кто ведет телеграм Оптиной там вначале и отвечает, что не совсем удобно, но что ж сделать, удобнее формата пока нет.

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post

Ещё вот, что подумалось... это даже хорошо, что не совсем удобный формат. Но разве молитва, это не труд. Т.е., надо приложить усилие, чтобы открыть и взять на себя совсем необременительный труд прочесть хотя бы с десяток чужих сообщений с просьбой о помощи. Заповедь же:

" ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне»." (Мат 25:35-36)

 

Нет, оптинские отцы знают, что делают...

Вот, например, одна из последних просьб:

 

Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Прошу молитвенной помощи на тяжело раненного р.Б. воина Рустика. Ранение. Ноги, осколочное, вчера. Тяжелый. Сегодня нашли его. В Ростове в госпитале. Правую ногу до колена ампутировали, левая пробито колено , пытаются ногу спасти. Родственники просят горячих молитв. Парнишка молодой. Не останемся и мы в стороне. Господи, спаси, сохрани и исцели тяжело болящего р.Б. воина Рустика! (Крещенный именем Рустик, зовут Руслан)

  • Like 3

Share this post


Link to post
3 часа назад, *Владислав* сказал:

Ещё вот, что подумалось... это даже хорошо, что не совсем удобный формат. Но разве молитва, это не труд.

Сначала: виртуальные часовни, не дымящиеся электронные кадила, потом иконы созданные нейросетью, теперь предлагается такой молитвенный "труд", что дальше, исповедь по телефону, хотя, уже об такой практике читал пару лет назад, а, то, и во все приготовить самим святое причастие в силу каких - то не предвиденных ситуаций, а что, ведь где - то в Европе уже в католических церквях виде эксперимента нейросетью проводится проповедь чернокожим, бородатым.....совсем, народ обезумел. 

 

Молитвенный труд, потому, и называют, что нужно превозмогая себя, когда плохо себя чувствуем, или еще какие трудности, а заставляем себя через не могу становится на молитву и читать Псалтырь, каноны, акафисты, молитвенные правила и иные молитвы, когда стоим и молимся, напрягая все свои физические немощи, и сколь - бы не потребовалось вычитываем все молитвы и каким бы не был длинный список (Имен) поминаемых, не пропускаем ни одного имени и молимся о нуждающихся в наших молитвах, вот, это и есть молитвенный труд.

Читать и "воздыхать" по интернету, это не просто кощунственно, а своего рода насмешка над всеми теми, кто молится так как молились во все века, превозмогая свои немощи.

 

 У нас на приходе был пожилой прихожанин, он завел себе очень объёмный помянник и все имена келейно прочитывал, а имен там не на пять минут, это и есть молитвенный труд, и даже более, молитвенный подвиг. 

 

Не приемлю молитву по интернету, виртуальную.

Как один монах бывший на отдыхе в Любинском Мгарском мужском монастыре мне сказал, что он не приемлет ни чего современного, только архаизм. 

Вначале, это его высказывание мне было не понятно, и спустя время стал осознавать весь смысл его высказывания.

Так, и я, не приемлю ни чего о современного. 

 

Edited by Георгий.

Share this post


Link to post
6 часов назад, Георгий. сказал:

Читать и "воздыхать" по интернету, это не просто кощунственно, а своего рода насмешка над всеми теми, кто молится так как молились во все века, превозмогая свои немощи.

Вы не поняли. Молиться вы будете не "по интернету", а лично, как всегда и делаете. Просто молиться вы будете за людей, которых встретили в интернете. Вы говорите, что молитесь за некоторых форумчан, так вот это тоже самое.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
8 часов назад, Георгий. сказал:

Не приемлю молитву по интернету, виртуальную

Вы много времени проводите в интернете. 

Вместо молитвы, которая заповедана, - "всегда молитесь",-  получается пробел.

Share this post


Link to post
1 час назад, *Владислав* сказал:

Вы не поняли. Молиться вы будете не "по интернету", а лично, как всегда и делаете. Просто молиться вы будете за людей, которых встретили в интернете.

 

В 13.06.2023 в 13:50, Георгий. сказал:

Возможно, не правильно понял суть текста - предложения о формате //взаимной молитвы в последующей ветке обсуждения.//

Как выше писал, что, возможно, не правильно понял суть предложения. Если, речь идет о том, что, кто просит в интернете за него помолится, как, это принято в древней традиции христиан в церкви, келейно, тогда, вопросов нет, только за. 

 

Только что, Мария Ш сказал:

Вы много времени проводите в интернете. 

Взаимно.

Только что, Мария Ш сказал:

Вместо молитвы, которая заповедана, - "всегда молитесь",-  получается пробел.

Каждый, в меру своих сил.

 

Share this post


Link to post
1 час назад, Георгий. сказал:

Взаимно

Не взаимно. 

 

11 часов назад, Георгий. сказал:

 

Не приемлю молитву по интернету

Я-то приемлю. Вон Мано с мужем делом занялись, молятся обо мне к обоюдной пользе, надеюсь)

Share this post


Link to post
2 часа назад, Мария Ш сказал:

Вместо молитвы, которая заповедана, - "всегда молитесь",-  получается пробел.

"всегда" - надо радоваться, а молиться - "непрестанно" ).

Но, конечно, для первого интернет ещё больше вредит. 

 

Кстати об этом, о радости, у о. Александра Авдюгина:

 

из брюзжанизмов... 
 
Пару десятков православных роликов, Апостольскому посту посвященных, на YouTube посмотрел.  
...
Сплошные рассказы об утерянных традициях и воздаянии в веке будущем. За суетой внешних дел, да грызни на злободневные темы напрочь забыто, что слово «радуйтесь» в Евангелии одно из самых часто произносимых, что «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим.15:13). 
 О печали и покаянии – большинство проповедей. Остальные же сюжеты, беседы и воззвания, даже если не брать маргинальные «произведения» - это крик многоголосый: «Спасайся, кто может!». Даже елейное: «сразу в Рай, сразу в Рай, только тапки одевай» куда то исчезло за перипетиями борьбы с еретиками, политиками и бесами. Сплошное «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». 
О Радости христианской, всё как то вскользь и без особого внимания.
 Никого винить не собираюсь, но в том, что нашу радость не понимают и считают ее сумасшествием, виноват не кто-то, а мы. И я вкупе со всеми. Куполов все больше, звон с колоколен красивее да искуснее, а вопрос апостола Павла, когда то к Филиппийцам прозвучавший, «я всё делаю с радостью, а радуетесь ли вы?» так и остался вопросом. 
Некогда о Радости. О неправильных, плохих, отступивших, предавших - сколь угодно, а о бабушке Маше, которая всю свою нелегкую жизнь, каждое утро со слов «Слава Тебе Господи, показавшему мне свет» начинает, а вечером, устало укладываясь на кровать, всё повторяет «Слава Богу за всё» лишь мимоходом, вскользь, да для связки слов. 
Когда-то Галич сказал: "Я вышел на поиски Бога". Нынче можно переиначить - "Радость вышел я искать". 
Найду - буду с Христом, не найду - останусь в "ЗЛОбодневности"

https://t.me/avdjugin/5047

Edited by Юрий Кур

Share this post


Link to post
Только что, Мария Ш сказал:

Не взаимно. 

 

Я-то приемлю. Вон Мано с мужем делом занялись, молятся обо мне к обоюдной пользе, надеюсь)

Маша, у вас, ко мне, какие - то претензии?..

 

Share this post


Link to post

Вопрос про "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите"(1Фес.5:16-18).

 

Если "молитесь" и "благодарите" - это действие, которое человек совершает усилием воли, то "радуйтесь" - это уже психо-физическое состояние. Внешне на лице человек может соорудить улыбку волевым усилием, т.с., "пома<зать> голову твою и ум<ыть> лице твое" (Мф.6:17). Но сердцу, как говорится, уже не прикажешь радоваться. 

Как практически исполнить эту заповедь?

 

Share this post


Link to post
5 минут назад, *Владислав* сказал:

Но сердцу, как говорится, уже не прикажешь радоваться. 

Как практически исполнить эту заповедь?

Помянул Господа и возвеселился (Пс.76:4)

Share this post


Link to post
11 минут назад, Юрий Кур сказал:

Помянул Господа и возвеселился (Пс.76:4)

Не все так просто, потому что там же еще:

 

- трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой.

- смято́хся и не глаго́лахъ

- беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: неужели навсегда отринул Господь (Пс.76:7-9)

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post
7 минут назад, *Владислав* сказал:

Не все так просто, потому что там же еще:

 

- трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой.

- смято́хся и не глаго́лахъ

- беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: неужели навсегда отринул Господь (Пс.76:7-9)

да, и ещё "малодушествоваше дух мой".

 

Малодушие лишает радости, память о Боге - возвращает радость.

Share this post


Link to post
2 часа назад, Георгий. сказал:

Маша, у вас, ко мне, какие - то претензии?..

Что Вы, как можно. 

 

2 часа назад, Юрий Кур сказал:

всегда" - надо радоваться, а молиться - "непрестанно" ).

У слов всегда и непрестанно разный смысл? Памятуя о разговоре про "вероятность", уже сомневаюсь...)

Share this post


Link to post
8 часов назад, Юрий Кур сказал:

"всегда" - надо радоваться, а молиться - "непрестанно" ).

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите"(1Фес.5:16-18).

 

7 часов назад, *Владислав* сказал:

Если "молитесь" и "благодарите" - это действие, которое человек совершает усилием воли, то "радуйтесь" - это уже психо-физическое состояние. Внешне на лице человек может соорудить улыбку волевым усилием... Но сердцу, как говорится, уже не прикажешь радоваться. 

Как практически исполнить эту заповедь?

7 часов назад, Юрий Кур сказал:

Помянул Господа и возвеселился (Пс.76:4)

Сейчас не могу процитировать слова Св. Феофана Затворника (искать нужно) из книги "Путь ко спасению", но там есть очень сильные слова о том, какая бывает радость на сердце у человека, который борется со страстями (о чём есть книга "Святые Отцы о молитве и трезвении" и "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться"), молится правильно и постоянно (о чём есть отдельная его книга "Четыре слова о молитве"). Вот в этих книгах и вся практика. Даже просто, когда человек начинает чаще читать Новый Завет - у него бывает быстрая перемена в свердце. Если час назад он горевал, оплакивая ту или иную скорбь, в которую пал, но как только возблагодарит Бога о ней и помолится в скорби, посмиренномудрствует, присовокупив чтение Нового Завета сколько, как тут же скорбь проходит немного, сколько Бог даст. Говорю не по наслышке. Эту радость Господь подаёт, что бы пробудить в нас Любовь к Себе, к Своим заповедям.  Только кичиться не надо, когда Бог посылает такую радость, иначе и она может повредить, но Бог заранее это видит, а потому за радостью готовится тут же смирить человека и научить за всё благодарить Его.Св. Иоанн Лествичник: "Рукою смирения отвергай приходящую радость как недостойный ее, чтобы не обольститься ею, и не принять волка вместо пастыря".

 

Св. Феофан Затворник:

"Хочешь радоваться? Понеси прежде крест. Радость — цель, а крест — средство"

"...Для того чтобы возвратить нам себе радость жизни, надобно умертвить в себе сего греховного и пришлого человека"

"Оттого и не стало у человека радости жизни, что стал жить не настоящий человек, а иной греховный человек, которому несвойственно радоваться."

 

Edited by ВладимирБ
  • Like 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...