Jump to content
Sign in to follow this  
*Владислав*

В Оптину за опытом (Оптина учит и назидает)

Recommended Posts

Сегодня 5 лет со дня кончины отца - наместника Оптиной Пустыни, архимандрита Венедикта (+22.01.2018г.).

 

Архимандрит Венедикт (Пеньков Владимир Андреевич) родился 24 июня 1939 года в Москве. В младенчестве был крещён в храме Святителя Николая в Хамовниках.

 

После окончания средней школы, в 1955г. Владимир поступил в строительное училище, которое окончил в 1958г. по специальности "Смотритель кабельной линии и сооружений связи". До 1964г. работал электромонтёром на телефоной станции при автобазе Мосстройтранса. По Промыслу Божию, познакомился с пожилым верующим мастером, работавшим на их предприятии, который подарил ему Святое Евангелие и был его первым духовным наставником на пути к Вере.

 

Прочитав Святое Евангелие, Владимир, тогда ещё молодой парень, был поражён глубиной Истины, содержащейся в Нём. Он принял решение оставить мир и всю свою жизнь посвятить служению Богу. Верующий мастер посоветовал ему поехать в Троице - Сергиеву Лавру. 

 

В 1964 году Владимир уволился с работы и поступил в Московскую духовную семинарию, находящуюся в Троице - Сергиевой Лавре, которую окончил в 1968 году. По окончании семинарии он поступил в Московскую духовную академию. Был принят в число братии Троице - Сергиевой Лавры. 

 

25 августа 1969г. послушник Владимир принял постриг в монашество с именем Венедикт, в честь преподобного Венедикта Нурсийского (память 27 марта). 

8 октября 1969г. он был рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября 1972г., - в сан иеромонаха. В 1973г. иеромонах Венедикт окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата Богословия. 

 

Его духовными наставниками на монашеском и священническом пути были архимандрит Кирилл (Павлов) и архимандрит Наум (Байбородин). Приняв священный сан, отец Венедикт стал пастырем добрым для многих своих духовных чад, живущих в миру в непростое советское время. Он наставлял, утешал, поддерживал их. Многие люди после встречи с ним пришли к Вере.

 

В 1980 году иеромонах Венедикт был возведён в сан игумена, в 1990 году был назначен настоятелем Черниговского Гефсиманского скита Троице - Сергиевой Лавры, а в январе 1991г. - наместником Оптиной Пустыни. Был возведён в сан архимандрита.

 

В Оптину Пустынь отец Венедикт приехал 20 января 1991 года и был её наместником в течении 27 лет, до самой своей кончины. Именно при нём, его трудами по управлению обителью и братией, Оптина обрела своё нынешнее благолепие. Были восстановлены Казанский и Владимирский храмы, храм преподобной Марии Египетской, храмы в скиту, построены Преображенский храм, храмы "Спорительница хлебов", " Живоносный источник ", и Всех Святых, построена часовня убиенных братий. Прославлены в лике святых преподобные Старцы Оптинские, а также новомученики и исповедники. Обретены мощи преподобных Старцев и преподобноисповедника Рафаила. Организовано подсобное хозяйство.

 

Много других трудов и забот положил отец Наместник на благо дорогой его сердцу Оптиной. Но, прежде всего, он старался заботиться о духовной жизни братии, паломников и прихожан. Проводил духовные беседы (видео многих из них сохранились в интернете), призывал не терять драгоценного времени земной жизни, данного нам Богом, использовать это время на подготовку к Вечности, переход в которую может произойти в любую минуту. Призывал изучать Евангельские Заповеди и стремиться их исполнять. Имел твёрдую, искреннюю Веру и других в этом наставлял. Не терпел теплохладного отношения к Вере, говорил, что это хуже неверия. Очень любил и почитал Матерь Божию. 

 

Архимандрит Венедикт, отошёл ко Господу 22 января 2018 года, смиренно и безропотно неся тяжелый крест своей предсмертной болезни, до последних дней своей жизни управляя обителью и заботясь о ближних. 

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, архимандрита Венедикта, нашего дорогого Отца - Наместника.

https://t.me/Optina_monastery/2692

 

 

IMG_20230122_154102_849.jpg

IMG_20230122_154122_228.jpg

  • Thanks 3

Share this post


Link to post

Какое пронзительное, благодатное и духоподъёмное видео с иноческого пострига отцом Венедиктом!

Такое ощущение что, минуя голову, видео прямо в сердце транслируется.)

 

https://t.me/Optina_monastery/2702

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post

Когда-то я смотрел каждый вечер беседы с о. Венедиктом. Довольно успокоительное производят действие вместе с семью фильмами про Паисия Святогорца. Думаю, что о. Венедикт святой старец, или как таких назвал в своей книге Архимандрит Тихон - "Несвятой святой". Тогда я редко молился по лени и потому только смотрел, что бы совсем уж не зачерстветь.

Share this post


Link to post

 Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостью Божией и за молитвы великих наших отец Льва, Макария, Амвросия. Они весьма многих и многих воспитали духовно, для Небесного Отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым останкам.
Преподобный Иосиф Оптинский 

 

https://www.optina.ru/lection/50/

 

 

 

 

  • Like 3

Share this post


Link to post

"Как пишут святые отцы, Господь действительно скрывает преуспеяние от подвизающегося. Но на самом деле сам молящийся понимает, кто он такой и где он стоит. Странный выходит парадокс: с одной стороны, Господь многое утаивает, но с другой – человек все равно ощущает происходящие с ним внутренние изменения. Он видит, как страсти в нем постепенно ослабевают. Он понимает, что и молитва его меняется. И в этом случае «понимать» не означает делать оценки, скорее, это своего рода внутреннее «фиксирование для себя». На некоем тонком уровне человек понимает, уклонился ли он или нет. Хотя конечно все такие наблюдения за собой не абсолютны и доверять себе особо не следует, лучше почаще открывать свою душу перед духовником..."

 

 

«МОЛИТВА ДАЕТСЯ МОЛЯЩЕМУСЯ»

На нашем портале недавно была опубликована статья о вышедшей в августе прошлого года книге «Молитва Иисусова в духовном наследии Оптинских старцев», автором-составителем которой является насельник Введенской обители иеромонах Димитрий (Волков). Сегодня мы публикуем интервью с отцом Димитрием.

https://www.optina.ru/23_molitva_daetsja_moljaschemusja/

Edited by *Владислав*
  • Like 2

Share this post


Link to post

 

... (c)...Далее необходимо разотождествить себя как с главной, так и вообще с любой страстью, действующей в нас. Страсти несут зло, и потому они не в наших интересах и не наши.


Преп. Никон так и говорит:
- Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей [2, т.1, с. 110].

Пока мы оружие врага в себе считаем нашим собственным свойством, нам сложно что-либо этому оружию противопоставить. Отделение страсти от своей личности является необходимой и оправданной мерой в борьбе со страстями. Иначе их не победить. Нужен также и более глубокий и комплексный анализ причин действия и средств исцеления страстей.
Основные пункты такого анализа дает преподобный Амвросий :

 

https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchenie-optinskih-startsev/7

 

Глава 7. Учение о страстях, Учение Оптинских старцев - Виталий Кандалинцев

Труд «Учение Оптинских старцев ».


 

  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
2 часа назад, Tatuana сказал:

... (c)...Далее необходимо разотождествить себя как с главной, так и вообще с любой страстью, действующей в нас. Страсти несут зло, и потому они не в наших интересах и не наши.


Преп. Никон так и говорит:
- Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей [2, т.1, с. 110].

Св. Амвросий Оптинский: Многоразличные внушения вражии считай наравне с хульными помыслами и старайся презирать их, молясь псаломским словом: «Поспеши, Боже, избавить меня, [поспеши], Господи, на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!» (Пс. 69:2–3). Когда же будут враги внушать похвалу и гордостное возношение, то продолжай следующий стих, глаголя: «Да будут обращены назад за поношение меня говорящие мне: "хорошо! хорошо!" » (Пс. 69:4). Также приличное и в приличное время произноси из 39 псалма, начинающегося так: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» (Пс. 39:2) и прочее по избранию до конца. Иногда же против гордых помыслов молись, как молился некто из древних отцов, глаголя: «Господи, чужд есть всякого блага и исполнен есть всякого зла, помилуй меня единым милосердием Твоим». И повторяй это много раз, если возможно, с земным поклонением.
Враг же немощный только силится удалить человека от спасительного пути разными нелепыми внушениями, и устрашениями, и возможными искушениями, чтобы как-нибудь поколебать человека и отвратить от истинного пути, и хотя он иногда, «как рыкающий лев, ходит… ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8), но святой апостол Петр увещевает противиться ему твердой верой и упованием на Господа, что Он не оставит нас и силен упразднить и разрушить все козни вражии, как слышим часто в тропаре мучеников, которые, «имея силу от Господа, мучителей низложили и сокрушили демонов немощные дерзости».

 

_______________________________________

 

Преподобный Варсонофий Оптинский говорит, что «Имя Иисусова отгоняет греховные помыслы». По словам, старца: «Прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам от них надо бегством спасаться. Сразу у вас нет своих сил бороться с помыслами, то будете призывать Господа Иисуса. И имя Его будет прогонять от нас помыслы. Заметьте, с чем вышел Давид на Голиафа – с камнем. А что значит камень? Камень же бе Христос (1Кор.10, 4)».

 

Преподобный Анатолий Оптинский в мысленной брани призывает «бежать к Иисусу», то есть творить Иисусову молитву. Так же и преподобный Оптинский старец Иосиф, против нечистых помыслов призывает употреблять «мечь духовный – имя Божие (Молитву Иисусову)».

 

Против нападения греховных помыслов, преподобный Амвросий Оптинский даже  советует произносить специальную краткую молитву «От тайных моих очисти мя Господи»[94].

 

«Когда заметишь, что какая-нибудь мысль долбит постоянно и сердце к ней прилепляется, – говорит преподобный Никон Оптинский, – вот тогда это ужасная опасность; скорее надо бороться, чтобы выбросить её, молитвой Иисусовой прогоняй, а если всё же не в силах, исповедуй старцу»

 

______________________________________

 

Вот, кому интересно очень может прочитать эту статью студента III курса Минской духовной академии Антона Гурова: "Учение Оптинских и Глинских старцев о помыслах": https://minds.by/news/uchenie-optinskih-i-glinskih-startsev-o-pomy-slah#.Y9QwFFxByUk

Edited by ВладимирБ
  • Like 2

Share this post


Link to post

Вообще поскольку все люди заражены забывчивостью и ленью к духовной жизни,  потому по общему наставлению Святых Отцов все нуждаются в постоянном, непрестанном поучении в Слове Божьем и Учением Святых Отцов, что бы от постоянного напоминания или возобновлять в памяти позабытое, или для обличения и возбуждения ревности к благочестию. Увы, часто из-за недостатка поучений можно встретить среди воцерковлённых христиан понятий о вере крайне неверных. Для этого и оставили нам Святые, Старцы свои поучения, что бы мы не блуждали во тьме без света, постоянно поддерживали в сердце этот огонь.

 

Св. Игнатий Брянчанинов: "Не сочти для себя достаточным чтения одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы: чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским"; "...Сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие".

Edited by ВладимирБ
  • Like 1

Share this post


Link to post
В 27.01.2023 в 20:35, *Владислав* сказал:

Странный выходит парадокс: с одной стороны, Господь многое утаивает, но с другой – человек все равно ощущает происходящие с ним внутренние изменения. Он видит, как страсти в нем постепенно ослабевают. Он понимает, что и молитва его меняется. И в этом случае «понимать» не означает делать оценки, скорее, это своего рода внутреннее «фиксирование для себя». На некоем тонком уровне человек понимает, уклонился ли он или нет.

Я думаю, что парадокса нет. Чем более человек преуспевает духовно, тем более он видит свои немощи и грехи, и что все что он делает, совершается не им, а благодатью Божией. Если же человек об этом забывает, благодать отходит вместе с ангелом-хранителем, бесам попускается подойти ближе, и происходит падение. Так потихоньку и учится ни на секунду не забывать о своей нищете духовной.

 

Потому многие известные старцы и болели так сильно сами, притом исцеляя болезни и воскрешая мертвых - чтобы не забывать о своей немощи, и не приписывать чудеса на свой счет. Они сами молились, чтобы у них были телесные силы и здоровье лишь в самом минимальном количестве, чтобы только не возгордиться.

  • Like 2
  • Thanks 2

Share this post


Link to post
2 часа назад, A Lost Sheep сказал:

Думаю, что парадокса нет. Человек преуспевает духовно, тем более он видит свои немощи и грехи, и что все что он делает, совершается не им, а благодатью Божией.

1) человек преуспевает

2) видит больше своих грехов 

3) все, что он делает, совершается не им... а благодатью). Он грешит. - вы это сказали

Да где же парадокс?)

1)Человек тренирует духовное зрение - оно становится острее. 

2) лучше видит свое несовершенство (не то, что больше грехов совершает, а видит по факту, что их множество)

3) но ведь преуспеяние - не только видеть, различать, но и совершать что-то доброе (уклонись от зла и сотвори благо).

 

- если что и удалось, это не ты , а Бог сотворил. Это видно при хорошем зрении. Так что нет у тебя никакого преуспеяния.

 

1) человек преуспевает. 

Круг замкнулся. Какой паоадокс. 

Дело только в хорошем зрении

А в словах запутаться можно)

Share this post


Link to post
43 минуты назад, Мария Ш сказал:

Дело только в хорошем зрении

а "хорошее зрение", о котором идёт речь - это ведь любовь к Богу. Вот и преуспеяние...

Share this post


Link to post
13 часов назад, Мария Ш сказал:

3) все, что он делает, совершается не им... а благодатью). Он грешит. - вы это сказали

Ну дела... Да, я это сказал, но мне даже в голову не пришло, что можно так понять эти слова, будто человек грешит при помощи благодати. Прошу прощения и постараюсь быть внимательнее впредь...

Share this post


Link to post
13 часов назад, Мария Ш сказал:

 

3) все, что он делает, совершается не им... а благодатью). Он грешит. - вы это сказали

Речь шла, как понимаю, о преуспеянии... идя к Богу, стараясь жить по Заповедям Божиим, ошибаясь, человек видит - что всё что он может быть умеет делать или что  у него получается понимать какие либо вещи, - всё это  от Бога, -  "совершается не им, а благодатью Божией" (c). 

 

Share this post


Link to post
13 часов назад, Мария Ш сказал:

3) все, что он делает, совершается не им... а благодатью). Он грешит. - вы это сказали

3) все хорошее что он делает, совершается не им, а благодатью.

 

...."Мы говорили в начале исповеди, как можно внутренне отлучить себя от Церкви, тогда внешне хоть и не выходи из храма, а благодать отступит!"

(Архимандрит Иоанн Крестьянкин)

 

 

Share this post


Link to post
16 часов назад, A Lost Sheep сказал:

Я думаю, что парадокса нет

Отче, я обратил внимание на эти слова отца Дмитрия в той связи, что человек же не может не обратить внимание на то, что та или иная страсть утихла в нем. То есть, если я вчера ещё курил, а сегодня у меня ни тяги нет,  никакой зависимости, никаких последствий, в виде кашля или дурного настроения от отсутсвия сигарет. Я же это отчетливо осознаю, отмечаю - фиксирую, как факт, что исцелен благодатью.

Или даже сама эта фиксация не нужна (не полезна)? Потому что латентно я всё равно остался курящим?

Share this post


Link to post
14 часов назад, Мария Ш сказал:

1) человек преуспевает

2) видит больше своих грехов 

3) все, что он делает, совершается не им... а благодатью). Он грешит. - вы это сказали

Это снова аранжировка. Сказано было другое:

"Чем более человек преуспевает духовно, тем более он видит свои немощи и грехи, и что все что он делает, совершается не им, а благодатью Божией."

 

Речь идет не о том, что человек делает грехи под действием благодати, а о духовном преуспевании, совершаемом под действием благодати. Следовательно, под действием же благодати, человек начинает видеть свои немощи и всё больше своих грехов.

По-моему, это просто и очевидно прочитывается.

 

Надо, что-то делать с пониманием, это по-прежнему актуально. 

Share this post


Link to post
1 час назад, *Владислав* сказал:

Или даже сама эта фиксация не нужна (не полезна)?

Почему же не нужна и не полезна...

Слава Богу за все.

Слава Богу за то, что Он исцелил вас от этой пагубной страсти (курение – каждение дьяволу). 

 

Возможно уже вылезла другая страсть, которую нужно побороть (например дурное настроение, которым вы всех вокруг щедро обдаете), но вы этого пока не осознаете (не замечаете). 

А духовная борьба - она на всю жизнь. 

Share this post


Link to post
57 минут назад, *Владислав* сказал:

Следовательно, под действием же благодати, человек начинает видеть свои немощи и всё больше своих грехов.

Следовательно

Чем больше человек под действием благодати, начинает видеть СВОИ СОБСТВЕННЫЕ немощи, 

тем более он осознает как тяжело бороться с грехом.

Даже если ты стараешься изо всех сил. 

 

Далее 

Он осознает, что несмотря на то, что он, конечно же старается, но, многое не получается. 

Понятное дело, что специально не делает грех.

Но все же грешит сам того не желая. Грешит много...

И задумывается над тем, что Господь его, такого грешного, все равно любит. 

 

Далее

Он осознает, что Господь любит не только его, но каждого человека. 

 

Далее 

Он начинает относиться к людям с добротой и любовью, осознавая (на собственном опыте), как тяжело бороться с немощами.

И понимая, что этого ждет от нас Господь. 

Share this post


Link to post
2 часа назад, *Владислав* сказал:

Я же это отчетливо осознаю, отмечаю - фиксирую, как факт, что исцелен благодатью.

Или даже сама эта фиксация не нужна (не полезна)? Потому что латентно я всё равно остался курящим?

Конечно, человек это не может не заметить. Но одновременно с этим он сразу четко должен понимать, что это дар от Бога, а не свое достижение, не заслужено, а по милости дано. Казалось бы это так просто для понимания, но на самом деле это теоретически. А практически мы в подобных случаях дары Божии не ценим совсем, принимаем как должное, не делаем выводов, фактически тем уничижаем Бога, остаемся латентными грешниками, да... Значит, Господь нам будет попускать различные падения, чтобы мы твердо осознали свои немощи. На практике благодатные состояния бывают очень редко, как дождь в пустыне, по которой нам ходить 40 лет )

 

Здесь вообще много тонких нюансов. Но заповеди Божии так мудро продуманы, что только при их исполнении (и при помощи Божией разумеется) человек придет в степень духовного совершенства и спасет душу. Поэтому важно себя нацеливать на исполнение заповедей.

 

  • Like 1
  • Thanks 3

Share this post


Link to post

Из ответов старца Льва своему ученику:

 

«Я весьма желаю исправить себя, но все увлекаюсь стремлением страстей: что должно делать для преодоления их?

 

– Желай, и Бог всемогущий даст тебе по сердцу твоему: ибо начало добродетелей и источник есть расположение, желание добра о Господе. Страсти победить сам собою человек не может. Это дело десницы Вышняго, действие силы Божеской. С нашей стороны должно только непосредственно хранить, данное нам от Бога, святое произволение, и по оному пролагать старание достигнуть в страну безстрастия: и Вышний, без сомнения, совершит подвиг желающего. И так, если желаете воскреснуть от гроба страстей, то имей о том всегда внимательную мысль, попечения, неуклонную деятельность, ревность. Уповав на Бога, могущего показать силу Свою в немощах наших благодатию Своею, и спасешься.»

  • Like 2
  • Thanks 2

Share this post


Link to post
41 минуту назад, A Lost Sheep сказал:

мы в подобных случаях дары Божии не ценим совсем, принимаем как должное, не делаем выводов, фактически тем уничижаем Бога, остаемся латентными грешниками, да

Кажется, понял. Как старцы Оптинские рекомендуют в Иисусовой молитве ударение ставить на последнее слово "грешного"... Так и в этом случае дело в акценте. Поскольку грех тщеславия самый скользкий и может просочиться куда угодно, при помысле о том, что вот, избавлен или ослаблен от действия какой-нибудь страсти, лучше помимо благодарности, изловить и аннигилировать "фиксацию" этой мысли другой - во-первых ничего ещё не кончено, и главное, ничего этого я не достоин.

 

Сейчас вспоминаю алгоритм мышления или рассказа об излечении от какой-нибудь гадости. Сначала, да, благодарность и подтверждение того, что это дар... а спустя короткое время уже остаётся всего одна простая мысль - я не курю, я не делаю того-то и того-то.

Да, а это уже уничижение и неблагоговение перед Богом.

Share this post


Link to post
1 час назад, Мано сказал:

Следовательно

 

Далее

Ничего не "следовательно" и ничего нет "далее ".

Объяснение было о том, что один человек не понял, что сказал другой. И всё. Точка.

 

Герменевтика, изложенная простым русским языком и обкатанная народным опытом, объясняет подобное "следовательно", как "я говорю про Фому, а вы мне про Ерему". Или еще есть один вариант про бузину и дядьку в Киеве.))

Share this post


Link to post
2 часа назад, *Владислав* сказал:

Да, а это уже уничижение и неблагоговение перед Богом.

Почему, собственно, Бог и не является лично людям и не совершает явных чудес (хотя во множестве совершает неявные). Потому что, если не изменить свою жизнь должным образом после явленного чуда, это будет пренебрежение по отношению к Божеству, большой грех. А мы в основной массе, не изменим, к сожалению... Бог это знает и по сути спасает нас от греха. Как и в Назарете, своем родном городе, Иисус Христос не мог явить чудес, потому что жители не относились к Нему с должным благоговением, как к Богу.

  • Like 2
  • Thanks 2

Share this post


Link to post
5 часов назад, A Lost Sheep сказал:

Из ответов старца Льва своему ученику:

 

«Я весьма желаю исправить себя, но все увлекаюсь стремлением страстей: что должно делать для преодоления их?

 

– Желай, и Бог всемогущий даст тебе по сердцу твоему: ибо начало добродетелей и источник есть расположение, желание добра о Господе.

 

А мне еще понравилось высказывание (спертое из темы Мано):

Прп. Макарий Великий говорит: «Человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует Бог.

И поэтому, повелевает, чтобы человек сперва понял, поняв возлюбил, и предначал волею.

А чтобы мысль привести в действие, или перенести труд, или совершить дело, — сие благодать Господня дает возжелавшему и уверовавшему."

 

Если возлюбит, то и возжелает, наверное.

 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...